Научная статья на тему 'Великое наследие Абу Али ибн Сины'

Великое наследие Абу Али ибн Сины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
694
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБУ АЛИ ИБН СИНА / ТВОРЧЕСТВО / ФИЛОСОФСКИЕ ТРУДЫ / МЕДИЦИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ABU ALI IBN SINA / CREATIVE / PHILOSOPHICAL WORKS / MEDICAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуломов Зафарходжа Сайдбекович, Филипущенко Ирина Алексеевна, Уразгалиев Руслан Николаевич, Исмаилова Мушарраф Абдугаффаровна

Сказать, что Абу Али ибн Сина - великий деятель науки и культуры средневековья, значит не сказать ничего. Абу Али ибн Сина - это эпоха длиною в несколько столетий, поскольку его научные труды были чуть ли ни единственными пособиями для многих поколений врачей всех специальностей как Востока, так и Запада, а большинство из них не потеряли своей актуальности и по сей день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAND HERITAGE ABU ALI IBN SINA

To say that Abu Ali ibn Sina - a great figure of science and culture of the Middle Ages, then do not say anything. Abu Ali ibn Sina - an epoch of a few hundred years, since his scientific works were almost not the only benefits for many generations of physicians of all specialties in both East and West, and most of them are still valid to this day.

Текст научной работы на тему «Великое наследие Абу Али ибн Сины»

Исторический раздел

УДК: 610(092)

ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ АБУ АЛИ ИБН СИНЫ

З. С. Гуломов, И. А. Филипущенко, Р. Н. Уразгалиев, М. А. Исмаилова GRAND HERITAGE ABU ALI IBN SINA

Z. S. Gulomov, I. A. Filipuschenko, R. N. Urazgaliev, M. A. Ismailova

Таджикский государственный медицинский университет им. Абуали ибни Сино, г. Душанбе

(Зав. каф. общественного здравоохранения и медицинской статистики с курсом истории медицины - канд. мед. наук И. А. Филипущенко)

ГОУ ДПО Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования

(Зав оториноларингологии - Засл. врач РФ, проф. Ю. К. Янов)

Сказать, что Абу Али ибн Сина - великий деятель науки и культуры средневековья, значит не сказать ничего. Абу Али ибн Сина - это эпоха длиною в несколько столетий, поскольку его научные труды были чуть ли ни единственными пособиями для многих поколений врачей всех специальностей как Востока, так и Запада, а большинство из них не потеряли своей актуальности и по сей день.

Ключевые слова: Абу Али ибн Сина, творчество, философские труды, медицинское наследие. Библиография: 6 источников.

To say that Abu Ali ibn Sina - a great figure of science and culture of the Middle Ages, then do not say anything. Abu Ali ibn Sina - an epoch of a few hundred years, since his scientific works were almost not the only benefits for many generations of physicians of all specialties in both East and West, and most of them are still valid to this day.

Keywords: Abu Ali ibn Sina, creative, philosophical works, medical heritage.

Bibliography: 6 source.

Ибни Сино со своим многогранным гением - есть целая культура, в течение многих веков оказавшая и продолжающая оказывать воздействие

на умы и научную мысль Востока и Запада.

Л. А. Семенов

Исследований, посвященных жизни и творчеству Абу Али ибн Сины в бывшем Советском Союзе, Иране, других зарубежных восточных и европейских странах огромное количество. Имена ведущих современных авиценноведов - С. Айни, Саид Нафиси, А. Афнан, А. М. Гуашон и др. - давно получили мировое признание [1, 3, 5].

В 1952-1953 гг. был отмечен юбилей Абу Али ибн Сины по мусульманскому лунному календарю (1370 г.) (1952 г.) в СССР, Иране, Ираке, Египте, Сирии и других странах [3].

Вышедшие в честь юбилея издания, посвященные жизни и творчеству Ибн Сины, обратили внимание мировой общественности на тот факт, что гениальные труды Ибн Сины требуют нового переосмысления. Празднование 1000-летия Абу Али ибн Сины по европейскому календарю, проведенное по решению XX сессии генеральной конференции ЮНЕСКО в 1980 году было встречено ученым миром с большим энтузиазмом. Несмотря на то, что каждый этапный период исследований жизни и творчества великого ученого-энциклопе-диста открывает все новые и новые аспекты его многогранного научного и поэтического

Российская оториноларингология №3 (46) 2010

наследия, современное авиценноведение открывает перед будущими исследователями большие перспективы [ 3 ].

Результаты исследования жизни и эпохи Абу Али ибн Сины представляют следующие сведения о становлении его гуманистических воззрений:

- Безудержная любовь к познанию и науке с юных лет. Активное изучение античных наук и использование предшествующих достижений в соответствии с морально-этическими запросами арабо-иранского региона. «Вместо поклонения Каабе, он поклонялся Аристотелю», - сказал об Ибн Сине известный мыслитель средневековья Сухраварди.

- Активный поиск созидания добра через познание человека и Вселенной. Изучение медицины ради исцеления людей. Стремление в научные центры - в «Академию Мамуна», где особенно был дружен с Абусахлом Масехи - христианином по религиозным убеждениям.

- Идейное несогласие с воинствующими правителями типа Махмуда Газневи и бесконечные скитания: Ниса, Абевард, Тус, Шакан, Саманган, Джурджан, Гурган.

Годы научного становления Ибн Сины совпали с крахом Саманидской империи и началом

«духовного брожения» юга Европы, куда простирались границы арабского халифата [1, 3. 5, 6].

Семья отца Абу Али ибн Сины придерживалась исмаилитских воззрений. Ибн Сина в своем «Жизнеописании» называет исмаилитов «египтянами». В доме отца Ибн Сины с интересом слушали посланников и всевозможных миссионеров из фатимидского Египта, находивших здесь благодатную почву для пропаганды своих идей. Ибн Сина воспитывался на «мятежных» идеях своего времени. Для того времени эти идеи были наиболее прогрессивными. Они предоставляли возможность для свободного творчества, несвязанного с ортодоксальными догмами эпохи [3, 5].

В годы учебы Абу Али ибн Сина с большим рвением изучал Аристотеля и других древнегреческих мыслителей в переводе на арабский язык (язык науки своего времени).

В библиотеках Бухары была собрана обширная литература по всем отраслям наук того времени на арабском языке. Сам Ибн Сина так описывал библиотеку Нуха ибн Мансура, правителя Бухары: «:...Я вошел в здание, где было множество комнат. В каждой комнате были сундуки с книгами, поставленные один на другой. В одной комнате были книги по арабской поэзии, в другой - книги по фикху, и так в каждой комнате (находились) книги по какой-либо отрасли науки». Абу Али ибн Сина с легкостью познает Евклида и Птолемея в переводе на арабский. В изучении «Метафизики» Аристотеля неоценимую услугу ему оказали комментарии ал-Фараби. В молодые годы он изучал математику, логику, фикх (мусульманское законоведение) и медицину[1, 3, 4, 5].

Изучение наук поставило перед молодым ученым те же вопросы, которые стояли перед многими его предшественниками: «Где помещен в человеке «двигатель» добродетели? Что ведет его по пути совершенства? Что влечет человека к прекрасному?» Ответы на многие свои вопросы он находил в трудах древнегреческих ученых. Но он не замыкается в совершенствовании единоналичия души, а приводит к мысли о «единстве рода человеческого». Ведущую роль в этом процессе играет познание, а познание бесконечно, и нет границ возможностям разума. Понятие безграничности разума в трудах Ибн Сины обусловливало внутреннюю свободу. Но разум не может совершенствоваться без любви к высшему благу. Душа человека должна гармонически совмещать познание и любовь. Исследованию контролирующей роли души как гармонического начала на путях познания Абу Али ибн Сина посвящает многие свои произведения, в том числе трактат «О душе». В касыде «Айния» - «О душе» Ибн Сина в поэтической форме излагает основные выводы философских поисков о контролирующей роли души в процессе познания. В прозе эти идеи отражаются в трактате «Хайй ибн Якзан» [3, 4, 5].

Этот трактат, как и некоторые другие свои труды, Абу Али ибн Сина написал, будучи на четыре месяца заключенным в крепость «Фарзанджан».

Общая черта философских трудов, написанных Ибн Сина в изгнаниях и заточении, выразилась в его глубоком неприятии борьбы за власть и богатство. В этих трудах он дока-

Исторический раздел

зывает, что не аристократическое происхождение и материальное богатство, а духовное совершенство и мудрость создают благородного человека.

Абу Али ибн Сина оставил мало сведений о своей жизни, политических взглядах, отношении к окружающим его людям. Небольшое по объему «Жизнеописание» повествует лишь о нескольких годах жизни ученого.

Молодость и зрелые годы Ибн Сины проходили в эпоху мятежей и дворцовых переворотов. Но главным занятием для великого мыслителя Востока в его неспокойный век были научные поиски во имя воспитания в человеке стремления сделать добро [3, 4, 5, 6].

Несмотря на бурные события, сопровождающиеся постоянной сменой власти, частые вынужденные переезды в поисках «покровителя», Абу Али ибн Сина оставил потомкам огромное количество ценных трудов. По подсчетам Саида Нафиси, им написано 456 сочинений на арабском и 23 - на фарси-таджикском языке. Вклад Ибн Сины в мировую науку трудно переоценить. Он не только активно использовал и развивал учения древнегреческих мыслителей, но как ученый-энциклопедист довел до потомков наиболее значительные достижения средневековых наук. Развив учение о природе человека, среднеазиатский мыслитель впервые в истории средневековой мысли определил важность и необходимость стремления человека к благородству и совершенству [3].

Многие из сочинений Абу Али ибн Сины получили широкое признание уже при жизни ученого. В Европе наиболее известным были «Канон врачебной науки» и части энциклопедического труда «Аш-шифа» в 18 томах.

С. Айни пишет о нем: « Абуали ибни Сино - гордость таджикского народа, отец медиков планеты».

«Книга знания» (Донишнома) - самое крупное произведение Ибн Сины, написанное на родном языке фарси дари (таджикском) в 1024-1037гг. по просьбе правителя Исфахона. В источниках эта книга названа «Донишнома», «Хикмати Буали», «Китоби Алаи», «Даниш-номаи Алаи», «Даншимая».

«Канон врачебной науки» представляет собой уникальную медицинскую энциклопедию, состоящую из пяти книг объемом более 400 печатных листов.

Ибн Сина рассматривал человека в тесной взаимосвязи с окружающей средой и влиянием факторов внешней среды на здоровье, поэтому он был первым врачом социал-гигиенис-том. Очень интересными является предположение Ибн Сина о возможности передачи через воздух и воду мельчайших существ, являющихся причиной возникновения различных заболеваний. Так, за восемь с лишним веков до Л. Пастера он допускал возможность заражения через воздух оспой и чумой. Впервые в истории медицины в «Каноне» туберкулез рассматривается как заразное заболевание [1, 3, 4, 5, 6].

Абу Али ибн Сина подчеркивал важную роль физических упражнений в сохранении и поддержании здоровья. Он указывал, что самым главным условием в режиме сохранения здоровья являются физические упражнения, а затем уже режим питания и сна. Его высказывание: «умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении» - в наши дни стало крылатым выражением, более чем за 700 лет до определений французского врача Тиссо. Ибн Сина рекомендует широкое применение физических методов для лечения многих заболеваний, что дает основание отнести его к основоположникам физиотерапии [3, 5].

«Канон», по утверждению историка Э. Конюса, был основным источником для первых в мире печатных книг по педиатрии: «Книжка о болезнях детей» (1472 г.) Павла Багеллярда и «Регламент малых детей» (1473 г.) Варфоломея Митлингера. В разделах, посвященных педиатрии, Ибн Сина, наряду с разработкой вопросов о вскармливании, уходе, гигиене, взаимной зависимости физического и духовного развития ребенка, охраны его здоровья, проявлял необходимую наблюдательность и тонкость диагностики, умел выявить почти незаметные симптомы заболевания.

Наиболее весомое медицинское наследие Абу Али ибн Сина оставил в области хирургии. Он внес в хирургуческую науку много нового, неизвестного Галену и его предшествен-

Российская оториноларингология №3 (46) 2010

никам, сделал ее более совершенной. Ибн Сина освещает вопросы лечения параректального свища, описывает дифференциацию геморроя от других заболеваний прямой кишки. Одним из первых стал применять дренирование ран, предложил рациональный метод ушивания ран брюшной полости непрерывным матрацным восьмиобразным швом, обоснованную тактику консервативного и хирургического лечения при язвенных кровотечениях, подробно описал картину «острого живота». Представляются актуальными и в настоящее время рекомендации ученого по лечению больных с грыжей. Хорошо описал метод вскрытия гнойника, опорожнения водянки яичка, лечение проникающих ран живота, гнойных процессов легких. Ему принадлежит приоритет в изучении клиники «слоновой болезни» [1, 3, 4, 5, 6].

Велика роль Абу Али ибн Сина в развитии современной урологии. Для диагностики камня мочевого пузыря он впервые в мире применил метод катетеризации. Ученый рекомендовал целый арсенал лекарственных средств, растворяющих камни и снимающих боли при урологических заболеваниях. Хорошо изложил вопросы сексопатологии [3, 5].

Ибн Сина внес вклад в развитие онкологии. В средневековье в основном знали о раке наружных форм, доступных наблюдению. Абу Али были хорошо известны предопухолевые заболевания, доброкачественные и злокачественные новообразования как наружных, так и внутренних органов. Он выдвинул идею о единстве закономерности возникновения опухолевого роста разной этиологии, впервые описал рак желудка и этим показал возможность развития злокачественных опухолей внутренних органов. Говорил о необходимости радикализма хирургического вмешательства при злокачественных новообразованиях, серьезно задумывался над проблемами метастазирования опухолей и в некоторой степени в его трудах получили свое отражения вопросы химиотерапии.

В области травматологии Ибн Сина дает объяснение понятиям «перелом» и «вывих», предлагает классификацию переломов в зависимости от характера повреждения. Описывает шесть способов одномоментной репозиции плеча, три способа вывиха позвоночника. Установил сроки консолидации переломов: нос - 10 дней, ребра - 20, бедра - 50, - что вполне соответствует срокам, которых придерживаются травматологи и в наши дни [1, 3, 5].

В естественнонаучном объяснении ученый весьма профессионально и оригинально излагал свою точку зрения на пять органов чувств, их функцию и роль в познавательном процессе. Ибн Сина пишет, что зрение - это сила, расположенная в полом нерве, которая воспринимает запечатленную в хрусталике («льдообразной влаге») форму тела, имеющего цвет, передаваемый через прозрачные тела к поверхности гладких тел. Слух - это сила, расположенная в нерве, который рассеян по поверхности слухового канала, она воспринимает такую форму, которая передается через колебания воздуха, сильно сжатого между ударяющим телом и телом, испытывающим удар и сопротивляющимся этому, отчего возникает звук. Колебание это доходит до заключенного в слуховом канале застоялого звука и приводит его в такое же колебательное движение, волны этого движения приходят в соприкосновение с нервом и тогда человек слышит звук. Трудно поверить, что подобное было сказано 1000 лет назад!

Он впервые дает точное описание мышц глаза, ему было известно о существовании носослезного канала. Описал семь видов язв роговицы, его советы при лечении которых полностью соответствуют современной тактике офтальмологов. При лечении фистулы слезного мешка был описан прообраз современной операции создания соустья между полостью мешка и полостью носа. Впервые в истории медицины подробно рассмотрены вопросы косоглазия [3, 4, 5].

Взгляды Ибн Сины почти полностью соответствуют нынешним представлениям о дыхательной, обонятельной и защитной функции носа. Он дает дифференциацию и подробное описание лечения различных клинических форм насморка. Принципы лечения атрофического ринита, изложенные ученым, полностью соответствуют современным (масляные капли для размягчения вязкой слизи и местная витаминотерапия). Описывая способы лечения полипов носа, он подчеркивает, что «наросшее мясо» вырезают тонким ножом и затем тщательно выскабливают скребком. Весьма лаконично излагает анатомо-физиологические осо-

Исторический раздел

бенности глотки, клинику ангины и ее осложнений, метод тонзиллэктомии, которую сам широко использовал. Ему были известны методы интубации и трахеостомии. Ибн Сина намного (почти 800 лет) опередил Евстахия в идентификации слуховой трубы и правильно оценил ее значение в поддержании нормального состояния слуха. Он понимал, что шум в ушах не всегда связан с поражением самого уха, подчеркивал взаимосвязь шума в ушах с приемом некоторых лекарственных веществ. Удивительно верно выявлена параллель между течением наружного и среднего отита и возможностью их осложнения, описана злокачественная форма поражения среднего уха (эпитимпанит). Во многом схожи с современными преставлениями, описанные им причины, клиника и лечение внутричерепных осложнений заболеваний уха [2, 3, 5, 6].

«Книга знания» Ибн Сины и «Ат-Тафхим» Беруни являются образцом первых научнофилософских произведений, написанных на языке фарси дари и сыгравших большую роль в развитии научно-философской мысли, в формировании научной терминологии [3, 5]. Особое значение имели философские положения Ибн Сины о благородстве, любви, красоте. Изучая человека, Ибн Сина предъявлял к нему определенные требования, обусловленные философскими доктринами каждого из них. Он считал, что человек рожден для того, чтобы приносить пользу людям, обществу, в котором живет.

Другими словами, мы находим в творчестве великого мыслителя столько стремления к решению непостижимых закономерностей жизни, что и сегодня черпаем в них силу для дальнейшей устремленности в мир красоты и гармонии.

Несмотря на оставленное огромное научное наследие, его неудовлетворенность в достигнутых вершинах человеческой мысли, как призыв и обращение к будущим поколениям, вылилась в следующие строки:

От глубин преисподней до дальних планет Мирозданья загадкам нашел я ответ.

Все узлы развязал, все оковы разрушил,

Узел смерти один не распутал я - нет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абуали ибн Сино. «Канон врачебной науки». Ташкент - 1954-1961. - Т. 1-5.

2. Исхаки Ю. Б. Оториноларингологические воззрения ибн Сины. - В кн.: Абу Али ибн Сина и естественные науки. Ташкент, 1981. - С. 219-223

3. Исхаки Ю. Б. Ибн Сино и медицинская наука. Душанбе, 1984. - 176 с.

4. Исхаков С. И. Абуали ибн Сино и его медицинские воззрения. Душанбе, 1980. - 42 с.

5. Нуралиев Ю. Н. Медицинские трактаты Авиценны. Душанбе, 1982. - 190 с.

6. Петров Б. Д. Ибн-Сина (Авиценна). М., 1980. - 152 с.

Гуломов Зафарходжа Сайдбекович

Докторант кафедры высоких технологий в оториноларингологии и логопатологии ГОУ ДПО СПб МАПО,

пр. Просвещения, 45-75, e-mail: gulomov_zafar@mail. ru, тел: 8-952-368-23-81

Филипущенко Ирина Алексеевна

Зав. каф. общественного здравоохранения и медицинской статистики с курсом истории медицины Таджикского государственного медицинского университета им. Абуали ибни Сино,

e-mail: firina-69@mail. ru, тел:+ 918-64-85-14

Уразгалиев Руслан Николаевич

Интерн кафедры общей хирургии ГОУ ДПО СПб МАПО, пр. Просвещения, 45-75,

e-mail: djounin@bk. ru, тел: 8-911-225-96-97.

Исмаилова Мушарраф Абдугаффаровна

Республиканский центр патологии голоса и речи республики Таджикистан,

врач оториноларинголог-фониатр e-mail: zumrad2002@bk. ru, тел:+ (92) 777-08-18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.