Научная статья на тему 'Великобритания и япония в американской системе альянсов'

Великобритания и япония в американской системе альянсов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
282
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / US FOREIGN POLICY / БРИТАНО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INTERNATIONAL SECURITY / UK-US RELATIONS / US-JAPAN RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Свечникова Дарья Александровна

В статье рассматривается американо-британское и американо-японское стратегическое партнерство, его формирование и особенности. Анализируется изменение роли Великобритании и Японии в американской системе альянсов в условиях трансформации внешнеполитической стратегии США и изменения мирового баланса сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE СHANGING ROLE OF THE UK AND JAPAN IN THE US ALLIANCE SYSTEM

The article analyzes the UK-US and the US-Japan strategic cooperation, its formation and special features. It examines the UK’s and Japan’s changing role of the UK and Japan in the US alliance system under the transformation of the US foreign policy strategy and alterations in the global balance of power.

Текст научной работы на тему «Великобритания и япония в американской системе альянсов»

Д.А. Свечникова

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ И ЯПОНИЯ В АМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЕ АЛЬЯНСОВ

THE HANGING ROLE OF THE UK AND JAPAN IN THE US ALLIANCE SYSTEM

В статье рассматривается американо-британское и американо-японское стратегическое партнерство, его формирование и особенности. Анализируется изменение роли Великобритании и Японии в американской системе альянсов в условиях трансформации внешнеполитической стратегии США и изменения мирового баланса сил.

Ключевые слова: внешняя политика США, британо-американские отношения, японо-американские отношения, международная безопасность.

The article analyzes the UK-US and the US-Japan strategic cooperation, its formation and special features. It examines the UK's and Japan's changing role of the UK and Japan in the US alliance system under the transformation of the US foreign policy strategy and alterations in the global balance of power.

Key words: US foreign policy, UK-US relations, US-Japan relations, international security.

Формирование американской системы стратегических альянсов во второй половине XX в. было обусловлено началом холодной войны и становлением бинарной структуры международной безопасности, направленной на проецирование американского политического и экономического влияния и продвижение американских интересов в глобальном противостоянии коммунистическому блоку в рамках концепции «сдерживания». На современном этапе в связи со значительными геополитическими сдвигами и изменением мирового баланса сил на фоне распада СССР и формирования многополярной международной системы, обострения противоречий в Европейском регионе, на Ближнем Востоке и в Восточной Азии, активизации террористических организаций, а также существенного ослабления позиций действующей администрации президента Барака Обамы происходит постепенная трансформация сложившейся системы альянсов.

Традиционно среди многосторонних форматов взаимодействия центральную позицию занимает Организация Североатлантического договора (НАТО), образованная в 1949 г. на основе принципа коллективной обороны в

Евроатлантике; одновременно становятся все более очевидными тенденции к созданию многосторонней архитектуры безопасности и в АТР, значение которого для американского правительства, рассматривающего США в качестве «тихоокеанской державы» и увязывающего обеспечение национальной безопасности с поддержанием стабильности в акватории Тихого океана, будет продолжать усиливаться [1].

В 2013 г. Барак Обама объявил о необходимости создания двух масштабных экономических блоков - Трансатлантического и Транстихоокеанского партнерства, что в перспективе может способствовать формированию единого политического и экономического Тихоокеанского и Атлантического пространства [2]. В этом ключе существующая система альянсов образует необходимую платформу для укрепления трансконтинентальных связей. В то же время объединение НАТО с важными американскими союзникам в АТР (Японией, Австралией, Новой Зеландией, Южной Кореей, Сингапуром) на основе общих ценностей и интересов позволит нейтрализовать потенциальных соперников и образование антиамериканских коалиций, а также укрепить стратегические позиции США и их союзников.

Вместе с тем, под воздействием изменения характера угроз осуществляется пересмотр содержания стратегического партнерства и, в первую очередь, двустороннего формата. В качестве ключевых требований, определяющих значимость альянса для США, рассматривают: способность партнера принять на себя часть обязательств по обеспечению национальной и региональной безопасности и одновременно оказывать эффективное военно-техническое содействие американским вооруженным силам с учетом сокращения американского оборонного бюджета; стратегически выгодное географическое расположение; стабильность политического режима; положительный международный имидж; уступчивость и лояльность, позволяющие американскому правительству оказывать прямое воздействие на проводимый государством внешнеполитический курс для обеспечения безоговорочной поддержки инициатив США на международной арене [3].

С учетом данных критериев особое внимание необходимо обратить на динамику развития двустороннего взаимодействия в рамках «особого» американо-британского партнерства и американо-японского стратегического альянса и изменение их роли в американской системе альянсов, а также определить, насколько сложившиеся отношения соответствуют интересам Великобритании и Японии на фоне происходящего изменения мирового баланса сил.

Великобритания. Впервые об особом характере взаимоотношений между Великобританией и США заявил в Фултонской речи (1946 г.) Уинстон Черчилль; этому предшествовало продолжительное военное и политическое сотрудничество в период Второй мировой войны, результатом стало окончательное признание Великобританией американского превосходства и ее вхождение в созданную блоковую систему на правах младшего партнера [4].

Добровольная передача статуса ведущей морской и экономической державы США во многом была обусловлена существенным снижением военного и экономического потенциала Великобритании и растущей угрозой со стороны СССР. Не случайно британский премьер-министр Гарольд Макмил-лан сравнил Великобританию с греческой цивилизацией, наследие которой создало величие Римской империи [5].

На протяжении XX в. стороны осуществляли эффективное взаимодействие в ядерной области на основе соглашения от 1958 г., в соответствии с которым державы ведут взаимный обмен информацией о ядерных разработках, а также специальными материалами, компонентами и оборудованием; были образованы устойчивые связи между национальными оборонными и разведывательными ведомствами. Великобритания неоднократно входила в американские военные коалиции на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии; в рамках международных организаций и форумов британские лидеры демонстрируют солидарность с американской позицией по ключевым международным проблемам [6].

Под влиянием устойчивого мнения о «нерушимости» британо-американского союза, основанного на исторической и цивилизационной общности, единой правовой и культурно-ценностной системе, а также неизменной риторики британского руководства о приверженности общему видению мирового порядка усиливающиеся противоречия между державами неочевидны. Вместе с тем, вторжение коалиционных войск в Ирак в 2003 г. и продолжительная кампания в Афганистане, которые повлекли гибель британских военнослужащих, чрезмерное следование правительства Тони Блэра в фарватере политики Вашингтона породили в британском обществе усиление антиамериканских настроений и опасения относительно окончательной утраты Великобританией политической независимости [7]. Как результат, в правительстве Гордона Брауна были представлены министры, критиковавшие одностороннюю ориентацию на взаимодействие с США, в частности заместитель министра иностранных дел Марк Мэллок-Браун и министр международного развития Дуглас Александер; сам же Гордон Браун рассматривал взаимодействие с США исключительно как механизм многостороннего взаимодействия.

Однако и американское правительство достаточно холодно относится к восприятию «эксклюзивности» британо-американского альянса, что связано с переориентацией внимания США в сторону Тихого океана. В 2013 г., по результатам опроса членов Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations), Великобритания оказалась на одном уровне с Канадой и Индонезией по значимости в качестве партнера для США, в то время как лидирующие позиции заняли три ведущих азиатских государства - Индия, Китай и Япония, а также Бразилия, Мексика, Турция и ЕС [8]. В данном ключе также показательна поддержка администрацией Барака Обамы предложения Аргентины о возобновлении переговоров по Фолклендским (Мальвинским) островам.

Существенное воздействие на британо-американские отношения оказывает европейский фактор. Рост напряженности между ЕС и Великобританией объясняется различием подхода к дальнейшему процессу интеграции, который британская сторона видит в углублении экономического партнерства и создании полноценного открытого и свободного рынка и выступает против чрезмерного усиления наднационального компонента. Заявления действующего главы британского правительства Дэвида Кэмерона о возможном выходе из ЕС после проведения национального референдума негативно воспринимаются и в Вашингтоне, где заинтересованы в сохранении «сильной Великобритании в составе сильного ЕС» [9].

Великобритания традиционно рассматривается США в качестве своеобразного инструмента давления и воздействия на европейские интеграционные процессы; в свою очередь, европейская политическая элита отводит ей роль элемента, серьезно осложняющего развитие интеграционного объединения, что объясняет достаточно высокий уровень взаимного недоверия. Выход Великобритании из ЕС может, с одной стороны, способствовать укреплению стратегического взаимодействия с Вашингтоном, но Лондон утратит прежнее значение посредника между европейскими державами и США, которым успешный процесс европейской интеграции необходим для последующего создания Трансатлантического партнерства. Отдельное недовольство Вашингтона вызывает целенаправленное сокращение британского военного бюджета и отсутствие целостной военной стратегии, что сокращает возможности Великобритании по оказанию поддержки военным инициативам США [10].

Следует отметить, что в период расцвета морского могущества Великобритании британское правительство не было склонно идеализировать британо-американские связи и воспринимало США, прежде всего, как геополити-

ческого соперника наравне с Францией, Германией и Россией [11]. И начало нового тысячелетия создает условия для постепенного преобразования британо-американского альянса. Директор Королевского института международных отношений Робин Ниблетт обращает внимание на несовпадение интересов Великобритании и США и растущую «политическую избирательность» британского политического руководства [12]. Так, британский парламент отказался поддерживать начало военной операции в Сирии, а присоединение Великобритании к коалиции против Исламского государства обусловлено преимущественно ростом угрозы ее национальной безопасности.

Япония. Юридическое оформление американо-японского стратегического альянса произошло после подписания Договора о гарантии безопасности 1951 г. и Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности 1960 г., закрепивших возможность размещения американских вооруженных сил на территории Японии и тесное взаимодействие сторон в сфере обороны. Подобно британо-американскому союзу, включение Японии в блоковую систему было обусловлено необходимостью поддержания равновесия сил в Азиатском регионе и создания надежного плацдарма для проникновения на материк.

В силу конституционных ограничений возможности Японии по оказанию прямой военной поддержки США ее функции были сведены к оказанию военно-технического содействия. В то же время двусторонние отношения на протяжении всего своего существования переживали периоды значительной нестабильности в силу экономической конкуренции после превращения Японии в ведущую мировую экономическую державу и поворота в 1980-е гг. американского правительства к укреплению взаимодействия с КНР. В то же время значение американо-японского альянса для национальной безопасности Японии не подвергалось сомнению, за исключением периода правления Демократической партии Японии (ДПЯ), выступившей за снижение зависимости от США, однако после возращения Либерально-демократической партии (ЛДПЯ) во главе с премьер-министром Синдзо Абэ прежний курс на укрепление сотрудничества с США получил новый импульс.

Процесс милитаризации Японии, в частности приобретение права на коллективную оборону, расширяющего возможности японских вооруженных сил по осуществлению военного содействия союзнику, активно поощряется США [13], однако неоднозначность позиции Вашингтона по отношению к КНР создает определенные сомнения в японских политических кругах относительно готовности США обеспечить необходимую поддержку в случае военного сценария разрешения японо-китайского территориального спора вокруг архи-

пелага Сенкаку (Дяоюйдао), что усиливает конфликтогенность в регионе [14]. Стремление Токио в перспективе снизить американское влияние в области обороны может быть ограничено в силу отсутствия собственного ядерного потенциала.

Принципиальным отличием природы американо-японского и американо-британского альянсов является сам механизм их формирования: в первом случае США оказали значительное давление на проигравшую сторону и создали условия, вынудившие японское руководство пойти на значительные уступки в области обороны; во втором - закономерная эволюция в силу роста политического влияния и экономического могущества США. В то же время оба альянса носят ассиметричный характер в силу абсолютного доминирования США, способствуют укреплению международных позиций сторон, но одновременно сужают пространство для маневра.

Несмотря на указанные противоречия, в настоящее время Япония и Великобритания продолжают играть роль ключевых стратегических партнеров, оказывающих значительную военную и экономическую поддержку внешнеполитическим инициативам США. Морские державы занимают выгодное географическое положение, позволяющее использовать их территории в качестве плацдарма для проецирования американской военной мощи, обладают устойчивыми системами государственного управления, сравнительно высоким уровнем внутренней стабильности общества и положительным имиджем на международной арене.

Объединяющим фактором также становится общее видение глобальных и региональных угроз безопасности, связанных с ростом террористической угрозы и нестабильности на Ближнем Востоке, влиянием российского и китайского факторов и проблемами преодоления экономического кризиса и стимулирования экономического роста. Вместе с тем, в силу снижения возможностей США в одностороннем порядке осуществлять управление глобальным пространством и своевременно реагировать на вызовы, возникает необходимость формирования более сбалансированных отношений в системе альянсов и ее укрепления, необходимого для реализации масштабных геополитических проектов США и потенциального объединения Атлантического и Тихоокеанского пространств. При отсутствии четкой внешнеполитической стратегии США и рационального подхода к ее реализации произойдет неизбежное снижение американской мощи, что закономерно ослабит позиции как США, так и Великобритании и Японии.

Список использованных источников и литературы

1. Губин А.В. США - преимущественно тихоокеанская держава // Российский совет по международным делам. - 15.05.2014. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3703#top

2. Рогов С.М. Доктрина Обамы. Властелин двух колец // Российский совет по международным делам. - 06.05.2013. - Режим доступа: http ://russian cou ncil.ru/in ner/?id_4=1783#top

3. Walt S.M. Starting from Scratch: Zero-based Alliance Formation // Foreign Policy. - 08.06.2012. - URL: http://foreignpolicy.com/2012/06/08/starting-from-scratch-zero-based-alliance-formation/

4. Scheinmann G., Conen R. The Not-So-Special Relationship // The American Interest. - 05.06.2014. - URL: http://www.the-american-interest.com/2014/06/05/the-not-so-special-relationship/

5. Shipman T. History of Britain's Special Relationship with America // The Telegraph. - 01.03.2009. - URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/northamerica/usa/4885895/History-of-Britains-special-relationship-with-America.html

6. Westmacott P. NATO & the Changing Face of Transatlantic Security // GOV.UK. - 21.07.2014. - URL: https://www.gov.uk/government/speeches/nato-the-changing-face-of-transatlantic-security

7. America's Special Relationships: Foreign and Domestic Aspects of the Politics of Alliance / Ed. J. Dumbrell. A. Schäfer. - L.-N.Y.: Routledge, 2009. - P. 52.

8. American's Place in the World // PEW Research Center & Council on Foreign Relations. - URL: http://www.people-press.org/files/legacy-questionnaires/12-3-13%20APW%20VI%20Topline%20for%20Release.pdf

9. Harris R. Britain and Europe: Where America's Interests Really Lie // The Heritage Foundation. - URL: http://www.heritage.org/research/reports/2013/04/britain-and-europe-where-americas-interests-really-lie

10. Military Cuts Mean 'No US Partnership', Robert Gates warns Britain // BBC. - 16.01.2014. - URL: http://www.bbc.com/news/uk-25754870

11. Edelman E. A Special Relationship in Jeopardy // The American Interest. - 01.07.2010. - URL: http://www.the-american-interest.com/2010/07/01/a-special-relationship-in-jeopardy/

12. Niblett R. A Serious Blow to the UK-US Alliance // Chatham House. -30.08.2013. - URL: https://www.chathamhouse.org/media/comment/view/194038

13. Douglas J. The US Will Defend Japan; The Question Is How? // The Diplomat. - 25.08.2014. - URL: http://thediplomat.com/2014/08/the-us-will-defend-japan-the-question-is-how/

14. Kawasaki Akira, Nahory C. Japan's Decision on Collective Self-Defense in Context // The Diplomat. - 03.10.2014. - URL: http://thediplomat.com/2014/10/japans-decision-on-collective-self-defense-in-context/

Коротко об авторе

Свечникова Дарья Александровна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: darja.svechnikova@rambler.ru

Briefly about author

Svechnikova Daria Aleksandrovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: darja.svechnikova@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.