НАУКИ О ЗЕМЛЕ
«НАУКА. ИННОВАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ», №2, 2015
удк338.48; 383.483.1 Александрова А. Ю. [Aleksandrova A.Yu.]
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ, ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА
The Silk Road:
the geopolitical, geographic
and economic aspects
of designing cross-border tourism route
Статья посвящена вопросам проектирования Великого шелкового пути как трансграничного туристского маршрута. Освещается важная роль международных организаций (ЮНЕСКО и ЮНВТО) в реализации этого мегапроекта. Раскрываются сильные и слабые его стороны с геополитической, географической и экономической точек зрения. Показаны новые возможности и ограничения в развитии туризма по маршруту Великого шелкового пути с реализацией Китаем глобального экономического проекта «Один пояс - один путь». С экономико-географической точки зрения особенности трансграничного проекта Великого шелкового пути вытекают из разнообразия туристских ресурсов и неравномерности их пространственного размещения, а также дифференциации стран по уровню социально-экономического развития. Наконец, затрагиваются вопросы интернационализации туристского бизнеса. Описана пошаговая процедура проектирования туристского маршрута.
Ключевые слова: Великий шелковый путь, туризм, трансграничный туристский маршрут, геополитика, Китай, туристские ресурсы, социально-экономический потенциал.
The article is focused on designing the Silk Road as a cross-border tourism route. The critical role of international organizations (UNESCO and UNWTO) in the implementation of this large-scale project is underlined. Discussing strengths and weaknesses of the project from a geopolitical, geographical and economic point of view is the most important part of the article. China's global economic project "One belt - one road" (The Silk Road Economic Belt) opens up new opportunities and constraints in tourism development. From the economic-geographical point of view, the features of the Silk Road project are the result of the diversity and uneven spatial distribution of tourism resources, as well as differentiation of countries by level of socio-economic development. This article addresses the issues of tourism business internationalization. The step-by-step guide to designing tourism route is provided.
Key words: Silk Road, tourism, cross-border tourism road, geopolitics, China, tourism resources, socio-economic potential.
Великий шелковый путь не просто трансграничный туристский маршрут, а супермегапроект. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), это самый протяженный туристский маршрут в мире. Он охватывает Европу, Азию и Африку и связывает три океана - Тихий, Индийский и Атлантический. Маршрут проходит по территории стран, площадь которых составляет 55,4 млн кв. км, или 43 % площади суши Земного шара, численность населения - 4,7 млрд человек (66,9% численности населения планеты), совокупный ВВП - 27,4 трлн долл. (53,6%). Столь масштабный туристский проект требует специальных подходов к изучению и проектированию.
Особая роль в реализации проекта «Великий шелковый путь» отводится международным организациям ЮНЕСКО и ЮНВТО. ЮНЕСКО реализует проект, используя слоган «Шелковый путь: диалог, разнообразие и развитие». В 1988-1997 гг. под эгидой этой организации проводились комплексные исследования «Великий шелковый путь: на пути к диалогу». В настоящее время создана онлайн-платформа - интерактивная карта, на которой по маршрутам Великого шелкового пути показаны места проведения фестивалей, объекты Всемирного культурного и природного наследия, объекты нематериального культурного наследия, центры ремесел, объекты документального наследия. На этой карте Россия пока представлена лишь 4 объектами: Золотые горы Алтая, Убсунурская котловина (совместно с Монголией), природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» (Волгоградская область) и коллекция карт Российской империи XVIII в (Москва) [3].
В ЮНВТО работает целевая группа по Великому шелковому пути. Составлена «Дорожная карта» как платформа для взаимодействия стран в рамках проекта. В планах - разработка интерактивного специализированного портала и проведение Фестиваля «Шелковый путь» [5].
В России на федеральном и региональном уровнях придается большое внимание реализации проекта «Великий шелковый путь». В План деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2013-2018 годы включено мероприятие 5.9 - «Сформировать межрегиональные историко-культурные туристские маршруты за счет вовлечения в туристский оборот памятников истории, культуры, археологии - "Великий шелковый путь"...» [1].
Тема Великого шелкового пути - комплексная, многогранная. Остановимся на некоторых ее аспектах.
Геополитические аспекты
В последнее время трансграничный проект историко-культурных туристских маршрутов «Великий шелковый путь» все чаще связывается с глобальным экономическим одноименным проектом Китая. В 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин озвучил идею проекта «Один пояс - один путь» - это наземная и морская версия нового Шелкового пути. 2015 год объявлен в Китае Годом Шелкового пути. Новый шелковый путь - чрезвычайно амбициозный проект. Он представляет собой цепь из инфраструктурных проектов, образующую крупнейший в мире экономический коридор. Он свяжет Азию, Европу, Африку и Латинскую Америку. В таком коридоре остро нуждается китайская экономика, переходящая на новую модель роста. Последние 20 лет государство вкладывало огромные инвестиции в инфраструктуру, что позволило сформировать мощные отрасли экономики, создать миллионы рабочих мест. Но сегодня эта модель исчерпала себя, китайским компаниям уже узки рамки национального рынка, они стремятся к внешней экспансии. Этим целям отвечает проект нового Шелкового пути (рис. 1).
На суше планируется строительство сети высокоскоростных железнодорожных магистралей, которая свяжет китайскую провинцию Юньнань с Лаосом, Камбоджой, Малайзией, Мьянмой, Сингапуром, Таиландом и Вьетнамом. Другая сеть автомобильных дорог, железнодорожных путей и трубопроводов начнется в Синае и пойдет на запад, вплоть до Бельгии. Морские пути должны соединить Южно-Китайское море с Индийским океаном и южной частью Тихого океана.
Проект нового Шелкового пути охватывает 4,4 млрд человек. Объемы промышленного производства в его границах достигнут 21 трлн долл. По данным Китайского банка развития, объемы инвестиций составят около 900 млрд долл. В инвестиционные планы будет вовлечено 60 стран мира. Основным инструментом для продвижения проекта является Фонд развития Шелкового пути в размере 40 млрд долл. с возможностью докапитализации [2].
Тем самым Китай рассчитывает расширить и укрепить политическое влияние, создать транспортную сеть от Тихого океана до Балтики, обеспечить свободу передвижения товаров, капиталов и людей. Это означает превращение Китая в глобальную державу.
1ш ш с <' - ваш морской Шелковой путь XX века; ™ в -»1^5= в ш ш экономический пояс Шелкового пути.
Рис. 1. Проект нового Шелкового пути.
(Источник: http://pbs.twirng.com/rnedia/CEZEIydUgAAVxTf.jpg).
Реализация проекта нового Шелкового пути даст толчок развитию туризма: увеличится приток иностранных инвестиций в туристскую индустрию, активизируются процессы диффузии инноваций, с сокращением разного рода барьеров (торговых, миграционных и пр.) будут расширяться туристские потоки и т. д.
В настоящее время Китаю принадлежат несколько рекордов в сфере железнодорожного сообщения: самый быстрый поезд в мире (скорость
486,1 км/ч) и самая длинная скоростная железная дорога в мире (Пекин-Гуанджоу, примерно 2,3 тыс. км). Китайская компания выиграла контракт на строительство скоростной железной дороги Москва - Казань.
Конечно, с реализацией проекта откроются не только новые возможности развития туризма, но появятся и новые проблемы, связанные прежде всего с обострением конкуренции и без того на высоко конкурентном туристском рынке.
Географические аспекты
С географической точки зрения особенности проекта Великого шелкового пути раскрываются через два важнейших признака: разнообразие и неравномерность. Маршруты Великого шелкового пути проложены по районам, где сконцентрированы туристские ресурсы природного и антропогенного происхождения. Вместе с тем очевидна неравномерность в размещении этих ресурсов.
Плотность природных ресурсов на единицу территории выше в Западном и Восточном секторах маршрутов Великого шелкового пути. Природные ресурсы сконцентрированы
— в четырех регионах - Северо-Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Европа, Южная Европа (Средиземноморский туристский регион) и
— по трем осям - вдоль двух сухопутных евразийских мостов и морского маршрута Великого шелкового пути.
Ресурсы культурно-познавательного туризма сконцентрированы в районах древних цивилизаций. Всего выделяется шесть таких районов:
— на Востоке: четыре основных очага первичной цивилизации в Древней Индии, Древнем Китае, Вавилоне и Древнем Египте;
— на Западе: Романо-Германская и Греко-Славянская цивилизации.
Кроме того, отмечается концентрация ресурсов культурно-познавательного туризма по трем вышеназванным осям. Таким образом, сильной стороной проекта Великого шелкового пути является богатство ресурсного потенциала на сухопутных и морском маршрутах Великого шелкового пути, а также уникальное сочетание природных ресурсов и ресурсов культурно-познавательного туризма, относящихся к разным природно-климатическим зонам и цивилизациям соответственно. Это создает основу для чрезвычайно диверсифицированного туристского предложения под общим зонтичным брендом «Великий шелковый путь».
Вместе с тем принадлежность населения к разным историко-культурным цивилизациям, разнородный расовый, этнолингвистический, религиозный состав населения стран - одна из причин того, что Азия - самый конфликтный с точки зрения мировой политики регион мира. В результате, кооперация в ту ризме между странами, по территории которых проходят маршруты Великого шелкового пути, затруднена и требует особых усилий.
Экономические аспекты
Маршруты Великого шелкового пути проходят по территории стран с огромным социально-экономическим потенциалом для развития ту ризма. На Востоке находятся две из пяти стран БРИКС с крупнейшими экономиками мира по паритету ВВП (Китай - 1 место в мире, Индия - 3 место), страна - мировой лидер по численности населения с растущим уровнем жизни, что имеет особое значение для развития туризма (Китай). Россия как участница проекта имеет самую большую по площади территорию среди стран мира. На Западе расположена группировка ЕС - богатые страны, находящиеся на постиндустриальной стадии развития с доминирующей ролью сектора услуг, в том числе сферой туризма.
Промежуточное положение занимают страны весьма разнородные: с одной стороны, «государства всеобщего благоденствия» - экспортеры нефти на Ближнем Востоке, с другой - наименее развитые страны Центральной Азии со слабой экономикой, неразвитой инфраструктурой, бедным населением.
Рис. 2. Индекс развития человеческого потенциала, 2013 г. (Источник: http://oi40.tinypic.com/33x8x6v.jpg)
На рис. 2 показана дифференциация стран мира по Индексу развития человеческого потенциала - интегральному показателю, рассчитываемому ежегодно на основе оценок ожидаемой продолжительности жизни, уровня грамотности населения страны и уровня жизни для межстраново-го сравнения. На рисунке видно, что страны, по территории которых пролегают маршруты Великого шелкового пути, существенно разнятся значениями Индекса развития человеческого потенциала от низкого до самого высокого. Такие разрывы в уровне развития стран являются серьезными барьерами на пути их кооперации, в том числе в сфере туризма. Кроме того, они осложняют разработку и реализацию единых стандартов качества обслуживания, что является важным условием работы маршрута.
При рассмотрении экономических аспектов таких международных туристских проектов, как Великий шелковый путь нельзя обойти вниманием процессы интернационализации туристского бизнеса, т. е. выход
Цепочки поставщиков
Цепочки средств размещения и развлечений
Цепочки каналов сбыта
Система накопления стоимости
Рис. 3. Система накопления стоимости в туристской дестинации [4, р. 88].
фирм за национальные границы и создание глобальных цепочек добавленной стоимости.
Добавленная стоимость - это часть стоимости товаров и/или услуг, приращенная непосредственно на данном предприятии, в данной фирме. Каждый вид производственной деятельности на предприятии создает добавленную стоимость. Выстроенные в определенной последовательности один в продолжение другого, они образуют внутрифирменные цепочки добавленной стоимости. Динамично развивающаяся туристская дести-нация заключает в себе много различных цепочек добавленной стоимости: поставщиков (прежде всего транспортных компаний), средств размещения и развлечений, каналов сбыта туристских продуктов (туроператоры, турагснты), а также самих конечных потребителей-туристов. Их совокупность называется системой накопления стоимости (рис. 3). По данным ЮНВТО, во время семидневного пребывания туриста в отдаленном ту-
ристском центре работает от 10 до 20 цепочек. В них задействовано 30-50 разных фирм, начиная с экскурсионного бюро, специализированных магазинов туристской литературы и страховых компаний до сувенирных лавок, пунктов обмена валюты, такси и др. [4, р. 71].
Основной принцип современной логистики - встраивание в цепочки добавленной стоимости, в частности встраивание в существующие или проектируемые туристские маршруты, например, когда речь идет об отрезке туристского маршрута Великого шелкового пути на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Для того чтобы создать туристский маршрут необходимо:
1) определить точки притяжения, которые будут объединены общей идеей, концепцией и, наконец, маршрутом. Такими «якорными» объектами могут выступать исторические города, крупные музеи, уникальные памятники, устойчивые бренды и др.;
2) разработать транспортную логистику, т. е. сеть транспортных коммуникаций с указанием входа в маршрут (например, аэропорт) и выхода из него (на какие регионы);
3) создать обеспечивающую придорожную инфраструктуру (точки питания, объекты санитарных остановок и т. д.);
4) провести четкую классификацию маршрутов (отрезков маршрута) на основе целевой аудитории. Особого внимания заслуживает индивидуальный турист в эпоху всеобщей индивидуализации потребительского спроса;
5) разработать систему ориентации с использованием отличительного знака маршрута;
6) создать единую систему продвижения маршрута с использованием современных информационных технологий.
Все это предопределяет особую значимость проработки научных принципов проектирования туристских маршрутов в современных условиях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. План деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2013-2018 годы [Электронный ресурс]. URL: http://mkrf.ru/upload/ mkrf/mkdocs2013/28_08_2013_5.pdf (дата обращения - 29.04.15 г.).
2. Савельева Д. Что такое новый Шелковый путь и хочет ли Китай с его помощью захватить мир? [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rb.ru/article/chto-takoe-novyy-sheikovyy-put-i-hochet-li-kitay-s-ego-pomoshhyu-zahvatit-mir/7492917.html (дата обращения -29.04.15 г.).
3. Шелковый путь: путь диалога, многообразия и развития. The Cultural Heritage of the Silk Road on the Map [Электронный ресурс].
URL:http://ru. unesco.org/silkroad/interactive-map-of-the-silk-road (дата
обращения - 29.04.15 г.).
4. Public-Private SectorCooperation: Enhancing Tourism Competitiveness/ World Tourism Organization Business Council. Madrid: WTO, 2000.
5. World Tourism Organization (UNWTO). Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www2.unwto.org/.
ОБ АВТОРЕ
Александрова Анна Юрьевна, доктор географических наук, профессор географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Телефон: +7(495)939-15-55. E-mail: [email protected]
Alexandrova Anna Yur'evna, Doctor of Geographical Sciences, Professor of Geographical Faculty of Lomonosov Moscow State University. Phone: +7(495)939-15-55. E-mail: [email protected]