Научная статья на тему 'Великий гений эпохи «Классицизм»'

Великий гений эпохи «Классицизм» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1058
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КЛАССИЦИЗМ / КОМПОЗИТОР / СИМФОНИЯ / СОНАТА / БЕТХОВЕН / МОЦАРТ О ФОРМИРОВАНИИ КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ В МУЗЫКЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильева Виктория Сергеевна

В данной статье автором рассматриваются особенности эпохи классицизма, политические и социальные аспекты, повлиявшие на становление общества, искусства и культуры, а также рождение великого гения, композитора всех времен, творчество которого ценят все народы мира Людвига ван Бетховена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Великий гений эпохи «Классицизм»»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________

нельзя сказать, что симфонические произведения чувашских композиторов совсем не исполнялись. Филармония и Союз композиторов Чувашии старались кое-что делать по организации симфонических концертов силами оркестров музыкального театра и музыкального училища, а также оркестрами из союзных республик и областей, приезжающими к нам на гастроли. Однако, отсутствие филармонического оркестра сыграло отрицательную роль в судьбе симфонических произведений чувашских композиторов. В 1975 году М. Кондратьев писал: "Музыкальную общественность республики волнуют вопросы пропаганды творчества чувашских авторов. За последние годы Чувашская государственная филармония не провела ни одного концерта чувашской симфонической и камерной музыки" [2. c.237]. К концу XX века, чувашская симфоническая музыка фактически перестала звучать, она была отчуждена от слушателя.

В 2000 году при Чувашской государственной академической капеллы был организован симфонический оркестр. Это время радикальных метаморфоз, когда полномасштабно перевернулись с ног на голову базовые принципы организации музыкальной жизни. Между тем, художественный руководитель и главный дирижер капеллы М. Яклашкин поставил высокую цель возродить утраченные традиции, связанные с пропагандой национальной симфонической музыки. За время своего существования симфонический оркестр Чувашской государственной академической капеллы сумел создать весьма солидный репертуар. В репертуаре коллектива, наряду с произведениями зарубежных и русских классиков, немало сочинений композиторов Чувашии. Но, несмотря на это, уровень пропаганды чувашской симфонической музыки остается весьма низок. Сейчас основная масса любителей музыки, учащейся и студенческой молодежи не слышали и не знает симфонические произведения композиторов Чувашии. В этой связи хочется пожелать оркестрам Чувашской государственной академической капеллы и Чувашского государственного театра оперы и балета смелее включать в свой репертуар симфонии, симфониетты, симфонические поэмы, фантазии, увертюры и сюиты, концерты для разных инструментов с симфоническим оркестром. При систематической и целенаправленной пропаганде (при регулярном звучании в концертных залах, в теле-радио программах) они смогут стать мощным средством воспитания патриотизма, любви к Родине. Ведь в симфонических творениях композиторам Чувашии удалось "отобразить" жизнь, историю, природу, быт чувашского края, чувашского народа.

Список использованной литературы:

1. Илюхин, Ю.А. Композиторы Советской Чувашии / Ю.А. Илюхин . Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1982. -319 с.

2. Кондратьев, М.Г. Музыкальная жизнь Чувашии сезона 1973/74 года / М.Г. Кондратьев // Чувашское искусство. - Вып. 57. - Чебоксары,1975. - С. 239-243.

3. Памяти погибших композиторов и музыковедов, 1941-1945: сб. ст. / ред.-сост. А. В. Богданова. - Москва: Советский композитор, 1985 -

Вып. 1. - 1985. - 137 с.

4. Ходяшев, В.А. Геннадий Воробьев: краткий очерк жизни и творчества / В.А. Ходяшев. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1967. - 60 с.: ил.

© Н.П. Артюков, 2015

УДК 78

Васильева Виктория Сергеевна

Адъюнкт Академии ИПАН г. Москва, E-mail: vtu -74@mail.ru.

ВЕЛИКИЙ ГЕНИЙ ЭПОХИ «КЛАССИЦИЗМ»

245-летию со дня рождения великого композитора Людвига ван Бетховена посвящается...

153

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________

Аннотация

В данной статье автором рассматриваются особенности эпохи классицизма, политические и социальные аспекты, повлиявшие на становление общества, искусства и культуры, а также - рождение великого гения, композитора всех времен, творчество которого ценят все народы мира - Людвига ван Бетховена.

Ключевые слова

Классицизм, композитор, симфония, соната, Бетховен, Моцарт

О формировании классического стиля в музыке.

Эпоха классицизма является одной из самых грандиозных эпох в мире музыки. Она достигла своего развития в то время, как в Европе проходила Великая французская революция, оккупация Вены и Рейнланда, битва при Аустерлице, Лейпцигская битва [1,2]. Из-за этого Европа не могла чувствовать себя в полной безопасности. Когда опасны слова, то что остается людям? Разумеется, музыка! И Вена стремительно превратилась в музыкальную столицу Европы. В то время большинство музыкальных представлений устраивались в салонах аристократии. Публичные исполнения были относительно редким событием, а театров, предназначенных исключительно для музыкальных концертов, вообще не существовало. Театры, за единственным почтенным исключением, находились под контролем правительства и назывались Королевскими придворными театрами. Расположенная на географическом перекрестке Европы, Вена была обращена как на запад, так и на восток, в сторону Оттоманской империи. Люди с востока и запада стекались в этот город, принося с собой свои традиции, привычки и, разумеется, музыку. В Вене также находилась резиденция императора Священной Римской империи, который, благодаря сложному союзу с папством, во времена средневековья короновался в Риме самим Папой. Престол императоров Священной Римской империи с 14 века принадлежал династии Габсбургов. Власть императоров распространялась на величайшую империю западного мира, территория которой простиралась от Испании на западе до Венгрии на востоке, от Балтики на севере и до Италии на юге. Конечно, все изменила Французская революция. Если могла пасть французская монархия вместе с поддерживающей трон аристократией, то почему бы австрийским Габсбургам не последовать за ней? На рубеже веков Вена жила в постоянном страхе - перед возможными революционными беспорядками и, в меньшей мере, перед полицейскими осведомителями. Влияние Французской революции достигло самых отдаленных уголков Европы. На Европу обрушился период репрессий, который закончился лишь после уличных революций в 1848 году. На улицах Вены и Парижа выросли баррикады. Французский король Луи Филипп был свергнут, князь Меттерних, более трех десятилетий железной рукой сдерживавший Австрию, под покровом тьмы вместе с женой бежал из Вены в Англию. В это нелегкое время, в маленьком аристократическом немецком городе Бонне, резиденции кельнских курфюрстов, 16 декабря 1770 года появился на свет великий композитор, благополучно завершивший эпоху классицизма - Людвиг ван Бетховен.

Младший из трех гениальных композиторов - венских классиков.

Людвига ван Бетховена назвали в честь его деда, который перебрался в Бонн из Фландрии, стал придворным басом, а затем и капельмейстером в капелле курфюриста [2]. Его сын (отец нашего Людвига) также пел в капелле, но его тенор, некогда чистый и нежный, неуклонно разрушался под воздействием алкоголя. Иоганн ванн Бетховен рассчитывал унаследовать отцовскую должность капельмейстера, а когда эти надежды не оправдались, начал стремительно спиваться. Людвиг был старшим из троих сыновей Бетховенов, доживших до зрелых лет. По словам соседей, мать Людвига, Мария Магдалена, была очень печальной женщиной, что ничуть не удивительно, принимая во внимание обстоятельства ее жизни. Мария Магдалена в 12 лет потеряла отца, впервые вышла замуж через месяц после своего шестнадцатилетия, и за два года брака успела потерять сына и мужа. Выйдя замуж за Иогана, она снова потеряла ребенка, который прожил на свете всего несколько недель. После этого у Марии Магдалены родились еще шестеро детей, из которых до взрослости дожили лишь трое. Это были Людвиг и двое его младших братьев, Каспар Карл и Николаус Иоганн. Иоганн ван Бетховен быстро разглядел редкую одаренность своего старшего сына и нанял ему учителя, некого Тобиаса Пфейффера. Пфейффер был талантливым гобоистом и флейтистом, однако оказался никудышным учителем и не уделял Людвигу никакого внимания, предпочитая урокам выпивку с отцом своего ученика. К счастью для Людвига, учитель вскоре покинул

154

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________________

Бонн, и Иоганну ванн Бетховену пришлось нанять нового педагога, который пришел в восторг от талантов своего нового ученика. Христиан Готлоб Нефе был пианистом, органистом и композитором. Он чутко поощрял каждый аспект расцветающего таланта Людвига, в том числе и страсть к сочинению музыки. С помощью Нефе Людвиг уже в 11 лет напечатал свое первое сочинение, а еще через год опубликовал три фортепианные соната с посвящением курфюрсту Кельнскому. Тот же Нефе подыскал Людвигу первую работу, место помощника придворного органиста с вознаграждением в 150 флоринов. Это были тяжелые и несчастные годы в жизни юного гения. В школе его частенько дразнили за неопрятный вид, один из одноклассников сказал Бетховену, что его мать , должно быть, умерла, раз он ходит в класс в таком тряпье. Неудивительно, что в это время у Бетховена почти не было друзей. Когда Бетховену исполнилось 10 лет, отец забрал его из школы, чтобы обучать музыке. В то время он был, несомненно, благодарен отцу за это решение, Людвиг не мог понимать, что будет до конца жизни страдать от отсутствия базового образования. Легко представить, какое счастье охватило Бетховена, когда курфюрст Кельнский, возможно, в знак благодарности за посвященные ему три фортепианные сонаты, позволил юноше на время оставить придворный оркестр, в котором он играл на скрипке, и посетить Вену , чтобы встретиться с самим Вольфгангом Амадеем Моцартом. Так была подготовлена знаменательная встреча двух величайших композиторов.

Бетховену было всего 16 лет и три месяца, когда он совершил самое главное путешествие в своей жизни. Вена! Моцарт!

Первая трудность заключалась в том, что Моцарт не желал никого принимать. Личная встреча также не произвела благоприятного впечатления на Моцарта. Моцарт велел Бетховену сесть за фортепиано и сыграть что-нибудь, только поживее. Бетховен отлично знал - в чем заключается самый главный его талант, поэтому попросил Моцарта наиграть ему мелодию - любую мелодию! - чтобы он смог создать импровизацию на ее тему. Будущий великий композитор все-таки нашел путь к маэстро. Он играл и играл, а затем завершил тему. Взволнованный Людвиг поднял глаза на Моцарта, но тот ничего не сказал. Моцарт молча встал, вышел в соседнюю комнату, где его жена Констанция принимала гостей, и сказал, указывая на музыкальную комнату, в которой остался Бетховен: «Обратите внимание на этого юного гения. Со временем он заставит весь мир говорить о себе» Затем он вернулся в комнату и сообщил Людвигу, что берет его в ученики. Наверное, юный музыкант возвращался в свою квартиру, не чуя под собой ног. Однако радость была кратковременной: его уже ждало письмо от отца с требованием немедленно вернуться домой. В письме говорилось, что мать Людвига тяжело заболела, и семья опасалась за ее жизнь. Прочитав это жуткое письмо, Людвиг ван Бетховен немедленно покидает Вену и возвращается в Бонн, где его мать умирает у него на руках. После смерти матери, жизнь юного гения становится еще тяжелее и ненастнее. Он вынужден зарабатывать, чтобы прокормить двух младших братьев и своего отца - пьяницу, который продал все вещи своей покойной жены ради выпивки. После поездки в столицу Австрии, Людвиг ван Бетховен прожил в Бонне всего 5 лет. За это довольно длинное время у него сформировались совершенно другие взгляды на современную жизнь и хорошо усовершенствовались навыки творчества. Бетховену было 18 лет, он был впечатлительным юношей , стоящим на пороге взрослости, а его таланты впервые стали получать признание, но политические взгляды только-только начали формироваться, когда произошло самое катастрофичное событие в европейской истории того времени. 14 июля 1789 года народ Парижа взял штурмом Бастилию. Началась Великая французская революция. Революция зашла гораздо дальше, чем предполагали сами революционеры: 21 января 1793 года был казнен король Людовик16, а 16 октября того же года на эшафот взошла королева, урожденная габсбургская принцесса Мария Антуанетта. За этим актом двойного цареубийства последовала попытка истребления целого класса аристократии. Весь мир подхватил новую моду. Франция поддержала американскую революцию, закончившуюся за десять лет до этого, объединившись с бывшими колониями в общей вражде к Англии. Французская революция оказала огромное влияние на Бетховена. С ранних лет он восставал против всех властей и авторитетов, начиная от учителей музыки и кончая самим курфюрстом и министрами его двора. Бетховен очень рано повзрослел, жизненные тяготы способствовали формированию яростного и независимого характера, который остался у Бетховена на всю жизнь. Бетховен вновь приехал в Вену лишь через пять с

155

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_____________

половиной лет. К тому времени Моцарт был уже мертв. На этот раз Бетховена пригласил в ученики другой великий композитор и близкий друг Моцарта, Йозеф Гайдн. Итак, в 21год и 11 месяцев Бетховен опять отправился в Вену, рассчитывая задержаться там на полгода , максимум на год или два. Он не знал, что останется в Вене навсегда, и больше никогда не вернется в Бонн. Бетховену всю жизнь везло с покровителями и меценатами, однако именно его можно с полным правом назвать первым свободным композитором! Выйдя из юношеского возраста, он уже никогда не занимал платных должностей и рассчитывал исключительно на деньги, которые давали ему богатые покровители за то, что он сочинил музыку по их заказу или посвящал им свои произведения. Бетховен виртуозно играл на фортепиано, поэтому с отрочества не испытывал недостатка в покровителях. В Бонне его опекал граф Вальдштейн, которому Бетховен в знак благодарности посвятил «Вальдштейновскую сонату» оп.53. Сразу после того, как Бетховен прибыл в Вену, его взял под свое покровительство князь Карл фон Лихновски, один из самых богатых и влиятельных меценатов города. Князь и его жена предоставили Людвигу мансарду над своими роскошными апартаментами, и эта чердачная комната стала первым жилищем Бетховена в Вене. Кроме того, князь предложил Бетховену свой музыкальный салон для исполнения новых произведений, а также на протяжении нескольких лет выплачивал ему ежемесячное содержание, помогая сводить концы с концами. Бетховен посвятил князю Карлу фон Лихновски свое Фортепианное трио оп.1, Фортепианные сонаты оп.13 и 26 , а также Симфонию №2. Близким знакомым князя Лихновски был князь Лобковиц, хозяин роскошного дворца, в котором в ныне располагается Австрийский театральный музей. Князь Лобковиц содержал свой собственный оркестр, который играл в огромном концертном зале дворца, и вне всякого сомнения, возможность профессионального исполнения музыки в этом прекрасном месте побудила Бетховена создать свое величайшее на тот момент произведение, знаменитую «Героическую симфонию». Заказ музыки композитору вовсе не гарантировал того, что готовое произведение будет непременно посвящено заказчику, и Пятая симфония наглядный тому пример. Бетховен работал над двумя новыми симфониями, когда граф Опперсдорф, восхищенный исполнением второй симфонии, заказал композитору сначала одну симфонию, а затем и еще одну, заплатив по 500 флоринов за каждую. Эти симфонии получили номера четыре и пять. Из этих двух произведений Бетховен посвятил графу Опперсдорфу только Четвертую симфонию. Поскольку после выплаты денег отношения между графом и композитором полностью прекратились, можно предположить, что Опперсдорф остался не слишком доволен таким смелым решением. Но самым главным покровителем Бетховена был эрцгерцог Рудольф, младший брат императора Франца и племянник императора Иосифа, который сам был неплохим пианистом и композитором.

Особенности творчества великого Людвига ван Бетховена.

Третья симфония Бетховена стала рубежом в развитии европейской музыки [2,3]. Уже первые звуки ее звучат как призыв, словно сам Бетховен говорит нам: «Слышите? Я другой, и музыка моя -другая!» Затем, в седьмом такте, вступают виолончели, но Бетховен нарушает тему совершенно неожиданной нотой, в другой тональности. Прислушайтесь! Бетховен никогда больше не создавал ничего подобного. Он разорвал с прошлым, освободился от подавляющего наследия Моцарта. Отныне и впредь он будет революционером в музыке. Бетховен сочинил эту гениальную симфонию, когда ему было 32 года, он начал работу над ней меньше чем через год после того, как оставил свое горькое и безнадежное «Хейлигенштадтское завещание». Он писал Третью симфонию несколько недель, писал, ослепленный ненавистью к своей глухоте, словно стремился изгнать ее своим титаническим трудом. Это и в самом деле титаническое сочинение: самая длинная, самая сложная симфония из всех, созданных Бетховеном на тот момент. Публика, критики и знатоки растерялись, не зная, как относиться к его новому творению. Бетховен отлично понимал масштаб и природу своей симфонии. Он написал ее для Наполеона Бонапарта, который искренне восторгался. Однако, когда Бетховен узнал , что Наполеон Бонапарт не собирается отменять монархию и провозгласил себя императором, композитор был настолько возмущен , что сказал : «Значит, и этот тоже - самый обыкновенный человек! Отныне он будет попирать ногами все человеческие права в угоду своему честолюбию. Он поставит себя над всеми и сделается тираном!» Поэтому Симфонию он посвятил своему щедрому покровителю князю

156

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________________

Лобковицу, во дворце которого и состоялось несколько первых исполнений произведения. Когда Наполеон Бонапарт скончался, Бетховена спросили, не мог бы он написать траурный марш по поводу смерти императора. Композитор ответил, что сделал это, вне всякого сомнения , имея в виду траурный марш из второй части «Героической симфонии».

Не будет преувеличение сказать, что первые аккорды «Патетической сонаты» оп.13 сделали для жанра фортепианной сонаты не меньше, чем первые ноты «Героической симфонии» для симфонии. Ни сам Бетховен, ни его предшественники никогда еще не сочиняли для фортепиано музыку такой глубины. С первых звуков она приковывает внимание слушателя и не отпускает его до самого конца. Эта простая и в то время величественная мелодия - произведение зрелого композитора, в ней нет и следа страсти и борьбы, традиционно ассоциирующихся с произведениями Бетховена. Композитор и сам прекрасно сознавал это - он просто заявляет тему, развивает и повторяет ее. Финал сонаты искусно объединяет две предшествующие темы и превращает произведение в единое целое. Начало первой части сонаты написано в тональности до минор, помечено « мрачно» и преисполнено пафоса, оправдывающего название сонаты. Во время написания сонаты Бетховену было около 27 лет, именно тогда он начал испытывать первые проблемы со слухом. « Патетическая соната» стала первым произведением Бетховена, всемирная слава которого пережила века. Знаменитая тема из второй части использовалась в бесчисленном множестве музыкальных вариаций, от англиканских кантусов до популярных песен.

Бетховен питал особую любовь к скрипке, на которой учился играть еще в ранней юности. За всю жизнь он написал десять сонат для скрипки - больше, чем для любого другого инструмента, за исключением фортепиано. Каждая из этих десяти сонат великолепна, но девятая стоит особняком и возвышается над всеми остальными не только из-за своей продолжительности и торжественности, но и благодаря особой виртуозности , которой требует от исполнителя. Бетховен прекрасно это понимал, о чем говорит сделанная им на титульном листе сонаты надпись: «Написана в концертном стиле, как концерт». Поводом написать такой шедевр стало прибытие в Вену знаменитого английского скрипача Джорджа Бриджтауэра. Его представили Бетховену, они сыграли вместе несколько произведений, а затем Бриджтауэр набрался дерзости попросить Бетховена сочинить и посвятить ему новую скрипичную сонату. К изумлению всех присутствующих и самого виртуоза Бетховен согласился. Закончив работу, Бетховен вызвал своего помощника Фердианда Риса и приказал ему переписать скрипичную партию, сообщив, что сам будет импровизировать над фортепианной частью. Рис, должно быть, только ошеломленно покачал головой, но его изумление не шло ни в какое сравнение с потрясением Бриджтауэра, которому за два часа до концерта сообщили, что Бетховен собирается импровизировать. Но и это было еще не все. Представьте, как был ошеломлен Бриджтауэр, когда в 18 такте первого престо Бетховен заиграл соло на фортепиано. Это произошло в середине части, на которой стояла пометка Бетховена « повторить ». Когда дошло до повтора, Бриджтауэр предоставил Бетховену исполнять свою партию, а затем повторил ее на скрипке! Бетховен в полном изумлении воззрился на скрипача. Слушатели замерли, не зная, что следует за этим. Неужели Бетховен даст волю своему гневу прямо посреди исполнения? Что и говорить, с ним такое случалось. Но Бетховен вскочил из-за фортепиано, подбежал к Бриджтауэру и крепко обнял со словами: « славный малый!» После этого он вернулся к инструменту и продолжил играть. Начало сонаты настолько трудно, что представляет практически невозможную задачу для исполнителя. Сразу за ним следует энергичное, беспрецедентно долгое престо. Вторая часть представляет собой тему с вариациями, а третья - еще одно престо. В целом, соната является произведением невероятной силы и величия. Исполнение сонаты в Аугартене стало настоящим триумфом. Желание Бриджтауэра было исполнено, Бетховен посвятил ему свою сонату. Что касается Крейцера, которому была посвящена соната, то он прочитал партитуру и нашел произведение «неисполнимым». «Возмутительно невнятная, дьявольская музыка!» - воскликнул он, и никогда не исполнял это произведение на публике. Однако, отношения между Бетховеном и Крейцером можно смело назвать односторонними. Они впервые встретились в Вене в 1798 году и, казалось, остались довольны друг другом. Когда Бетховен решил посвятить Крейцеру свою скрипичную сонату оп. 47, он написал письмо своему издателю, в котором назвал игру музыканта

157

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_______________

«естественной» и «непосредственной». Как оказалось, это восхищение отнюдь не было взаимным. Крейцер не выносил немецкую музыку, известно, что он зажал уши руками, когда впервые услышал бетховенскую симфонию, а во время исполнения Второй симфонии, выбежал из зала, все также зажимая уши. По иронии судьбы именно посвящение Бетховена обессмертило имя Крейцера.

«Лунная соната» была второй из двух сонат, опубликованных под общим наименованием Опус 27, обе были сочинены летом 1801 года, в том самом году, когда Бетховен написал свое взволнованное и трагическое письмо своему школьному другу Францу Велегеру в Бонн и впервые признал, что у него начались проблемы со слухом. «Лунная соната» первоначально называлась «Соната садовой беседки», после публикации Бетховен дал ей и второй сонате общее определение «Соната в духе фантазии»; это дает нам ключ к пониманию настроений композитора того времени. Бетховен отчаянно хотел отвлечься от мыслей, о надвигающейся глухоте, в это же самое время он встретил и полюбил свою ученицу Джульетту Гвичарди. Знаменитое название «Лунная» возникло практически случайно, его дал сонате немецкий романист, драматург и музыкальный критик Людвиг Рельштаб. Он познакомился с Бетховеном в Вене и послал ему несколько своих стихотворений, в надежде, что композитор положит их на музыку. Бетховен просмотрел стихотворения и даже отметил несколько из них, но ничего больше сделать не успел. Во время посмертного исполнения произведений Бетховена Рельштаб услышал оп.27 № 2, и в своей статье восторженно отметил, что начало сонаты напоминает ему игру лунного света на глади Люцернского озера. С тех пор это произведение получило название «Лунная соната». Первая часть сонаты, безусловно, относится к самым знаменитым произведениям Бетховена, сочиненным для фортепиано. Этот отрывок разделил судьбу « К Элизе» и стал любимым произведением пианистов - любителей по той простой причине, что они без особого труда могут его исполнять. Это медленная и мрачная музыка, и Бетховен специально указывает, что здесь не следует использовать правую педаль, поскольку каждая нота этой части должна быть четко различима. Но здесь есть еще одна странность. Несмотря на всемирную известность этой части и повсеместную узнаваемость ее первых тактов, если попробовать напеть или просвистеть ее, то повторить мелодию не получится: можно убедиться в том, что поймать эту мелодию почти невозможно. И это не единственный случай. Такова характерная особенность музыки Бетховена: он мог создавать невероятно популярные произведения, в которых отсутствует мелодия. Вторая часть сонаты является полной противоположностью первой части - это жизнерадостная, почти счастливая музыка. Но если вслушаться внимательнее, то можно заметить оттенки сожаления, словно счастье, даже если оно и было, оказалось слишком скоротечным. Третья часть раздражается гневом и смятением. Непрофессиональные музыканты, с гордостью исполняющие первую часть сонаты, очень редко подступаются ко второй части и никогда не замахиваются на третью часть сонаты, требующую виртуозного мастерства. До нашего поколения не дошло никаких свидетельств того, что Джульетта Гвичарди когда- либо играла посвященную ей сонату, скорее всего, это произведение ее разочаровало. Мрачное начало сонаты нисколько не отвечало ее легкому, дурному характеру. Что же касается третьей части, то бедная Джульетта, должно быть, побледнела от страха, при виде сотен нот , и окончательно поняла, что никогда не сможет исполнить перед своими друзьями сонату, которую посвятил ей великий композитор.

Название знаменитой Пятой симфонии всегда на слуху. Первые звуки симфонии, знаменитые бетховенские четыре ноты, являются самым известным мотивом классической музыки. Подобно другим, наиболее сложным произведениям Бетховена, Пятая симфония рождалась медленно. По свидетельству современников, Бетховен начал работать над симфонией за пять лет до того, как она окончательно вышла из печати. В первый раз он вынужден был прервать сочинение во время работы над оперой «Леонора» , а затем взялся за Пятую симфонию. Это был очень трудный период в жизни Бетховена. 14 ноября 1805 года состоялась премьера «Леоноры», и композитор тяжело переживал необходимость представлять свое произведение перед собравшимися в зале французскими вояками, оккупировавшими Вену. Пятая симфония стала первой симфонией Бетховена, и вообще первой симфонией в истории, в которой начальный мотив четырехнотный мотив повторяется, в той или иной форме, во всех четырех частях. Начальный мотив звучит коротко, решительно и сильно. Обычно

158

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________

композитор, заявив тему, начинает ее развитие. Но Бетховен поступил иначе. Он обрывает главную тему, отводит на второй план, снова и снова повторяет ее. Примерно на середине первой части симфонии побочная партия сменяет главную тему и звучит в до мажор, а в конце вновь с невероятной силой и энергией вступает главный мотив. Во второй части симфонии основной мотив повторяется в разных вариациях, в ней столько фортиссимо, что совершенно неожиданным оказывается переход к третьей части, открывающейся пианиссимо с постепенным нарастанием звука. Но это длиться недолго, вскоре вновь вступает грозный четырехзвучный мотив первой части, который становится доминирующим. Ближе к концу третьей части этот таинственный мотив повторяется, сопровождаемый звуком литавр. Начало четвертой части столь прекрасно, победно и торжественно, она замораживает душу слушателя до сих пор. Бетховен никогда не был склонен недооценивать свои произведения , однако у нас нет точных свидетельств о том, что он в полной мере сознавал гениальность Пятой симфонии. И все же, Пятую симфонию Бетховена можно без преувеличения назвать самым главным произведением европейской классической музыки.

Бетховен, вне всякого сомнения, величайший композитор всех времен и народов. По сравнению с творчеством Моцарта и Гайдна, двух самых знаменитых своих современников, написавших множество произведений в самых различных музыкальных жанрах, наследие Бетховена может показаться относительно скромным. Но что это за произведения! Ни одной лишней ноты, сплошь одни шедевры, причем все до сих пор исполняются и слушаются. Не проходит года, чтобы где-то в мире не исполнялся полный цикл симфоний, фортепианных концертов или фортепианных сонат (на самом деле, таких исполнений бывает несколько в год). Можно с уверенностью сказать, что музыка Бетховена вступает в резонанс с душой слушателя на более глубоком уровне, нежели музыка Моцарта, Гайдна и других композиторов. Неудивительно, что Бетховена часто изображают в виде некого божества. Именно такой Бетховен снисходит к нам - гордый, величественный, властный, непреклонный.

Список используемой литературы:

1. www. lucare. com/immortal

2. www.beethoven-haus-boon.de

3. madaboutbeethoven.com

©В.С. Васильева, 2015.

УДК 784.5

Владимирова Светлана Викторовна

старший преподаватель кафедры хорового дирижирования и народного пения Чувашского

государственного института культуры и искусств,

г. Чебоксары, РФ E-mail: vladimirova.sv83@yandex.ru

ОБЗОР ТВОРЧЕСТВА ЧУВАШСКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА ПРИМЕРЕ А. ВАСИЛЬЕВА

Аннотация

В статье рассматривается процесс становления чувашской национальной композиторской школы и влияние на ее развитие выдающегося чувашского композитора А. Г. Васильева.

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.