Действительный член АМН СССР проф. А. Н. Сысин
Великие стройки страны
1950 год явится знаменательной датой в истории народного хозяйства м социалистического строительства нашей родины. В августе этого года Совет министров СССР принял постановления о постройке Куйбышевской и Сталинградской гидростанций на Волге и проведении оросительных и обводнительных работ в Заволжье и северном Прикаспии (между Волгой и Тереком). В сентябре были приняты новые постановления о строительстве Главного Туркменского канала Аму-Дарья — Красно-водск, об орошении и обводнении прикаспийских пустынь Западной Туркмении, пустынь Кара-Кума и о строительстве Каховской гидроэлектростанции на реке Днепре, Южно-Украинского канала, Северо-Крым-ского канала и об орошении земель южных районов Украины и северных районов Крыма.
Эти исторические постановления являются частью великого плана преобразования природы нашей страны в целях подъема ее народного хозяйства, культуры и быта на пути перехода к коммунизму. Этот план, начало которого было положено ленинским планом электрификации страны, должен осуществляться при участии действующих в настоящее время крупнейших гидротехнических сооружений Советского Союза. Гидротехнические сооружения на Днепре, Волхове, постройка Беломор-ско-Балтийского канала и канала Москва — Волга, строительство канала Волга — Дон, ряд новых водохранилищ на Волге (Рыбинское, Московское море) и др. уже дают большой экономический и народнохозяйственный эффект.
Постановлением Совета министров от 20.Х.1948 г. о полезащитных насаждениях и строительстве водоемов в засушливых районах Европейской части СССР в планы преобразования природы включен ряд других районов страны, что создает новые условия для развития в них сельского хозяйства, улучшения климата, а также и быта населения.
Намеченные в 1951—1957 гг. новые более крупные гидротехнические сооружения и мероприятия должны привлечь самое серьезное внимание органов здравоохранения и в первую очередь санитарных (госсанинспекция и санитарно-эпидемиологическая служба). Все эти стройки будут способствовать значительному подъему санитарной культуры и состояния здоровья населения нашей страны, и в работу этих строек должны широко включиться органы здравоохранения.
Объем предстоящих работ по строительству гидростанций, ороси-тельно-обводнительных мероприятий уже намечен как в постановлениях правительства, так и в ряде руководящих статей, опубликованных в прессе.
Ряд крупнейших специалистов нашей страны, ответственных руководителей отдельных министерств и учреждений, представителей местных советски^ органов республик и областей, где будет проводиться это строительство, дали ценные указания о характере и значении будущих работ и о методах их выполнения. Основной чертой всех этих работ должна быть плановость при проектировании и выполнении, а также комплексность. Самое широкое участие должны принять в этом и научные учреждения страны. Уже имеются соответствующие решения Академии наук СССР, Академии медицинских наук СССР, Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина и др., созданы комитеты содействия.
Объем и размеры новых сооружений грандиозны. Куйбышевская гидростанция на Волге, располагающаяся несколько выше Куйбышева, даст от своей плотины подпор воды, растространяющийся выше по течению Волги за Чебоксары (между Казанью и Горьким) и по течению
2 Гигиена и санитария, № 11
Камы до устья Вятки. Куйбышевское водохранилище явится самым крупным искусственным водоемом в мире; оно позволит сохранить большую часть весеннего паводка и расходовать эту воду для нужд орошения, судоходства и для энергетических целей. Около 1 млн. гектаров Заволжья будет орошено волжской водой.
Сталинградская гидростанция предусматривает крупнейшие обводнительные работы южных районов Заволжья (между Волгой и Уралом) и освоение пустынных районов северной части Прикаспийской низменности (между Волгой и Тереком); эти мероприятия приведут к коренному изменению природы этих территорий — улучшение климатических условий (борьба с суховеями и засухой). Обводнение и орошение в этих местах охватят около 13 млн. гектаров земли — в Заволжье 1,5 млн. и в Прикаспийской низменности—около 11,5 млн. Дополнительно эта гидростанция снабдит электроэнергией Центр, Поволжье и Центральные черноземные области страны. Обе гидростанции резко улучшат условия судоходства по Волге.
Главный Туркменский канал (Аму-Дарья — Красноводск) длиной 1 100 км с главной плотиной на Аму-Дарье у Тахиа-Таша и тремя водохранилищами по каналу призван решить еще более важные задачи, а именно: а) орошение . 1 300 ООО гектаров для целей хлопководства; б) обводнение до 7 млн. гектаров пастбищ в пустыне Кара-Кум; в) создание вдоль Главного канала и других оросительных каналов защитных зеленых насаждений и закрепление песков на площади около 500 000 гектаров; г) полное обеспечение питьевой и технической водой промышленных предприятий, железнодорожного транспорта и населенных пункт-тов Западной Туркмении. Туркменский канал будет судоходным и даст возможность прямого водного сообщения через Каспийское море с Волгой.
Туркменский канал сыграет большую роль в борьбе с засолонением почвы пустынь Туркмении и в коренном улучшении почвы солончаков (глубокий дренаж, промывка вредных солей и пр.). Канал и оросительные системы значительно улучшат сухой континентальный климат с высокой испаряемостью. В центре Кара-Кумов будет создано крупное водохранилище. Строительство канала разрешит и вопросы водоснабжения: города Красноводск, Небит-Даг, Челекен и др. будут обеспечены водой.
Чтобы иметь представление об объеме работ по строительству этого канала, приведем некоторые сравнительные данные. Так, Суэцкий канал имеет в длину 166 км и строился 11 лет; длина Панамского канала 81 км и сооружался он 34 года.
Протяженность Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов 550 км (забор воды из Днепра); длина оросительных каналов — 300 км. Водохранилища должны быть построены на Днепре и на реке Молочной; орошению подлежит 1 500 000 гектаров; будет проведено строительство защитных лесных насаждений и закрепление нижнеднепровских песков.
Советская практика имеет уже крупнейшие достижения в строительстве гидроэлектростанций и водохранилищ. Длина канала Москва — Волга 128 км (из них 108,5 км приходится на искусственные сооружения, выемки и .насыпи и 19,5 км — на водохранилища. Основное водохранилище этого канала — Московское море, или Иваньковское водохранилище. Более мелкие водохранилища по каналу — Яхромское, Клязьминское, Учинское и др. При создании водохранилищ канала была захвачена площадь 180 селений и около 30 000 жителей пришлось переселить. В 1937 г. это выдающееся сооружение — канал Москва—Волга — вошло в эксплоатацию. В годы Великой Отечественной войны вошли в эксплоа-тацию Угличская и Рыбинская гидростанции и новое крупное водохранилище на Волге — Рыбинское (существует с 1941 г.). Как известно, в связи с так называемой «проблемой большой Волги», для регулирования реки намечалось создание нескольких плотин; некоторые из них уже
существуют. Новые Сталинградское и Куйбышевское водохранилища заканчивают регулирование волжской магистрали, которая превращается ныне в своего рода «каскад водохранилищ и глубоководных участков, соединяемых шлюзами» (акад. Звонков). Но если водохранилища Верхней Волги служат главным образом для регулирования водного потока, т. е. для целей судоходства и получения электроэнергии, то новые гидростанции выполняют, кроме этого, задачи орошения и обводнения ряда территорий. Эти задачи налагают новые обязанности на органы здравоохранения при строительстве и эксплоатации указанных сооружений.
Учитывая опыт прошлого строительства подобных сооружений, во время которых санитарным органам уже приходилось проводить большую работу по линии как обследования, консультации и экспертизы, так и медицинского и санитарного обслуживания этих строек, а также учитывая новые крупные хозяйственно-бытовые задачи, необходимо точно представить себе и обязанности органов здравоохранения.
Как известно, основными этапами работ по проектированию и строительству гидротехнических сооружений, которые требуют участия санитарных органов, являются: 1) разработка общих заданий к проектированию и строительству сооружений; 2) выбор территории для соответствующих сооружений; 3) установление точных размеров территорий, подлежащих затоплению (границы, конфигурация берегов, сохраняющиеся притоки, рельеф); 4) установление и Общее изучение состояния так называемого ложа будущего водохранилища (по другой терминологии «чаши»); 5) дополнительное изучение санитарного состояния этого ложа до его затопления; 6) выработка санитарных и технических заданий и нормативов для подготовки ложа к затоплению и рекомендация соответствующих мероприятий; 7) установление и изучение территорий так называемого подтопления, т. е. окружающей местности, где подъем воды в- водохранилище должен вызвать повышение уровня грунтовых вод, в частности, за пределы допустимых санитарных норм; сезонность и размеры колебаний этого уровня; 8) установление тех населенных пунктов, предприятий и сооружений, которые вследствие затопления подлежат переносу и переселению; соответствующий учет населенных пунктов и сооружений, подлежащих полному или частичному переселению из зоны подтопления; 9) выбор новых мест для переселяемых селений и их санитарная пригодность; 10) рассмотрение вопросов о вновь возникающих населенных пунктах разного характера и типа (селения, промышленные предприятия, порты, пристани, склады, станции и пр.); 11) разработка нормативов и санитарных требований к планировке новых населенных пунктов и перепланировке существующих при наличии показаний; 12) разработка санитарных требований при хозяйственно-бытовых и производственных формах водопользования во вновь сооружаемых водохранилищах (охранные зоны, спуски сточных род и пр.).
Особо стоят вопросы организации учреждений по охране здоровья рабочих, санитарный надзор за местами их жительства, изучение и учет заболеваемости, что в значительной части выполняется местными органами или специальной службой.
Наряду с этим, в качестве подготовительной работы должны быть широко проведены санитарно-топографические обследования местности (затопления и подготовления прилегающих районов), необходимые для осуществления в них всех намечаемых санитарных мероприятий.
Значительная часть указанных санитарных работ должна основываться на материалах и данных проектных организаций и органов строительства, ныне уже организованных, другая часть проводится местными органами санитарного надзора медико-санитарной службы. Основные проектные задания самого строительства должны быть получены от соотг ветствующих служб этого строительства. ,
Как видно из перечисленных задач, на первое место выдвигаются две группы работ: а) по санитарной охране водохранилищ и предупреждению возможных санитарных ошибок при их строительстве и будущей эксплоатации и б) по санитарной охране новых населенных пунктов, их планировке и благоустройству в связи с переселением жителей из затопляемых мест.
По первой группе работ — санитарной подготовке и охране водохранилищ и каналов — следует прежде всего сосредоточить внимание на подготовке ложа водохранилищ.
В этом отношении необходимо использовать опыт прежнего строительства. Имеются и официальные документы, регламентирующие соответствующие санитарные требования. Всесоюзной госсанинспекцией были утверждены «Санитарные правила по подготовке ложа водохранилищ». Эти правила имеют целью «обеспечить от загрязнения воду водохранилищ». Они диференцируются в зависимости от назначения водохранилищ (питьевое, энергетическое, промышленное). В правилах предусматриваются требования по очистке ложа от имеющихся загрязнений, методы очистки или ликвидации отдельных объектов (усадьбы, промышленные предприятия, сельскохозяйственные сооружения, уборные, кладбища, скотомогильники, свалки, огороды, лесные насаждения и пр.).
Основное требование — ликвидировать имеющиеся санитарные «вредности» этих объектов, по возможности не прибегая к шаблонному переносу (например, перенос трупов с кладбищ и скотомогильников; здесь предлагаются меры по укреплению этих устройств против возможного размыва, в иных случаях тщательная дезинфекция). Особых мероприятий требует общая очистка дна будущего водохранилища
Вторая группа работ связана с подтоплением территорий вокруг водохранилищ и вдоль каналов и возможным переносом ряда сооружений и населенных пунктов на новые территории (целиком или частично). Здесь необходимы тщательные обследования как подтопляемых территорий, так и новых, намечаемых для переселения жителей. На основе этого обследования должны быть разработаны мероприятия санитарного характера. Санитарные организации должны принять участие в составлении проектов планировки и благоустройства этих новых мест жительства, учитывая новые типы поселений (укрупненные колхозы, рабочие поселки и пр.) и последние достижения советского градостроительства. Необходимо установить теперь же связь с органами, непосредственно ведающими строительством (земельные органы, архитектурно-строительные и др.).
Помимо всех перечисленных мероприятий, перед санитарными организациями стоят задачи по предупреждению возникновения и развития тех или иных заболеваний и в первую очередь по предупреждению заболеваний малярией. Опыт говорит, что этот участок работы требует особого внимания.
В этой области имеется также ряд указаний и распоряжений Министерства здравоохранения СССР (изучение режима водохранилищ, предохранение прибрежных полос от излишних зарослей, укрепление берегов, борьба с образованием мелководий и остаточных мелких водоемов, особенно после спада вод, и т. д.). Помимо того, необходимо разработать и постоянно проводить местные противомалярийные мероприятия (например, широкое применение ДДТ и пр.). При планировке следует учесть оправдавший себя метод зоопрофилактики. В южных областях
1 Более подробные сведения по этим вопросам, изложенные в виде детальной инструкции, можно найти в статье Я. М. Могилевского «Санитарные мероприятия при крупном гидротехническом строительстве», помещенной в Сборнике научных работ Московского областного санитарно-гигиенического института, М., 1948.
следует предусмотреть возможность возникновения некоторых трансмиссивных заболеваний.
Большое значение имеет правильное решение вопросов, связанных с режимом будущих водохранилищ. Опыт прошлого показывает, что в результате недоучета некоторых гидрологических, почвенных и других природных условий (климат) наблюдался ряд неблагоприятных последствий. Режим водоемов зависит от ряда моментов, которые должны быть изучены соответствующими научными учреждениями или научными работниками проектных организаций. К числу этих неблагоприятных моментов относится возможное заиление водохранилищ, засолонение их, зарастание' различные иные загрязнения, всплывание торфяных масс, наличие сильных волновых колебаний, изменение дна, образование различных донных отложений и пр. Все эти процессы, наблюдающиеся в жизни водохранилищ, могут неблагоприятно отразиться на санитарном состоянии водохранилищ. Для их предупреждения должны быть выработаны соответствующие мероприятия.
При проведении всех перечисленных работ возникает ряд научно-организационных вопросов, требующих быстрого разрешения. К решению этих вопросов должны быть привлечены работники местных научно-исследовательских институтов, кафедр, лабораторий, а также санитарно-эпидемиологических станций.
Можно рекомендовать соответствующим облздравотделам создать для этой цели комиссии, комитеты с участием компетентных специалистов и прежде всего гигиенистов, эпидемиологов и санитарных врачей, которые будут работать в постоянном контакте со строительными организациями.
Такие же организации должны быть созданы и в центре. Центральные институты уже включаются в эту работу и вносят в планы научные темы по этой проблеме.
Чрезвычайной важности задачи, возникшие в связи с новыми великими стройками, определяют общий объем и характер деятельности санитарных органов в период самого строительства и начала эксплоата-ции новых сооружений.
Но, наряду с этим, перед органами здравоохранения и санитарными органами стоят и еще более важные задачи.
Идет великое преобразование природы на пользу и благо народа. Одновременно будут меняться и условия жизни населения, влияющие на его здоровье, физическое состояние, способствующие укреплению его жизненных сил.
Единство среды и организма (Сеченов и Павлов) осуществляется в действительности.
Социальные условия страны социализма и ее экономика создали возможность преобразования природы и тем самым приближают нас к построению коммунизма.
Эти новые условия как новые великие факторы воздействия на здоровье населения требуют тщательного изучения. Необходимо установить не только современное состояние преобразуемых районов страны, но и начать изучение сдвигов, которые произойдут в этой области, — изменение санитарных условий, уровня и форм заболеваемости, снижение ряда отдельных заболеваний, ликвидация их и дальнейшее улучшение физического развития населения, условий быта. Это неотложная научная и практическая задача органов здравоохранения, научных учреждений и местных практических работников. Возможно, потребуется также реорганизация самих методов обслуживания медицинской помощью населения территорий великих строек.
К решению всех этих задач необходимо приступить немедленно.
Советские гигиенисты, наряду с представителями других специальностей, обязаны с честью выполнить те задачи, которые возлагаются на них в великом деле преобразования природы и освоения пустынь, осуществляемом при повседневной помощи нашей партии и под руководством товарища Сталина.
•¿г -А- -¿г
П. П. Радкин
Санитарно-противоэпидемическое обслуживание народных строек
Из Института организации здравоохранения и истории медицины имени А. Н. Семашко
АМН СССР
Советский народ под руководством партии большевиков приступил к практическому осуществлению грандиозного сталинского плана преобразования природы.
Постановление партии и правительства о преобразовании природы является ярким свидетельством преимущества социалистической системы хозяйства над капиталистической. Только в стране победившего социализма открывается возможность государственного планирования в осуществлении таких грандиозных работ.
В выполнении постановления Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов» принимает и будет принимать участие большое количество населения, это строительство будет проводиться в порядке народной стройки.
Народные стройки имеют ряд особенностей, которые должны учитываться при организации медико-санитарного их обслуживания. Они характеризуются тем, что проводятся в короткий срок, в них принимают участие большие массы людей — 50 000—100 000—150 000 и больше, которые съезжаются из различных мест за сотни километров.
Строители чаще размещаются не в населенных пунктах, а в полевых условиях, что обусловливает специфические особенности при организации бытового и санитарно-противоэпидемического обслуживания.
Примером народной стройки может служить строительство Тщик-ского водохранилища, где с невероятной быстротой, как в сказке, вырос 61 жилой городок с большим количеством общежитий, бараков, пекарен, кухонь и множеством других подсобных построек. Строители сами говорят: «При виде готовых сооружений трудно было верить, что это все строится на 1—2 месяца». Красивые прямые улицы с посаженными по обеим сторонам деревьями запестрели названиями: «Улица ударника», «Улица строителей» и др. Почву вокруг жилищ посыпали песком, появились клумбы, скамейки, нарядные киоски и т. д.
Организацию медико-санитарного обслуживания на народных стройках следует делить на два этапа — подготовительный и строительный.
В период подготовки к строительству специальными комиссиями, которые создаются отделами здравоохранения, проводится по месту жительства медицинский осмотр всех едущих на строительство. Как правило, все отъезжающие на стройку сопровождаются медицинскими работниками до места строительства. На лиц, переболевших малярией, составляете» список, который пересылается с сопровождающим медицинским персоналом на стройку для того, чтобы там под руководством врача-маляриолога проводить этим больным противорецидивное лечение. Отъезжающим на стройки перед отправкой делают предохранительные прививки.