Научная статья на тему 'Великая Отечественная война в судьбе семьи'

Великая Отечественная война в судьбе семьи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3953
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНАЯ ИСТОРИЯ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / СЕМЬЯ / ИНТЕРВЬЮ / СТУДЕНТЫ / ORAL HISTORY / THE GREAT PATRIOTIC WAR / FAMILY / INTERVIEWS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филатов В.В.

На кафедре всеобщей истории ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» постоянно проводится научно-исследовательская работа, посвященная истории Великой Отечественной войны. Данная статья посвящена проекту «Устная история». Актуальность исследования объясняется необходимостью патриотического воспитания студенческой молодежи на основе материалов личного характера, связанных с участием членов семьи студента в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны или работе в тылу. Важно было привлечь обучающихся к поисковой исследовательской работе. К 75-летию Победы в живых осталось мало очевидцев событий того времени, поэтому сбор материалов личного характера способен приобщить студентов к изучению значимого этапа российской истории. Такая работа представляется важной в связи с постоянной фальсификацией истории СССР. Ограниченное количество учебных часов, выделяемое на изучение учебной дисциплины «История», заставляет обратиться к нетрадиционным формам учебного процесса, использовать часы самостоятельной работы для поисковой деятельности студентов. Основной метод проекта «Устная история» заключается в подготовке вопросов, проведении интервью и записи ответов в ходе общения студентов со своими родственниками. Результаты проведенного автором статьи исследования показали заинтересованность юношей и девушек в опросе своих дедушек и бабушек, стремление молодых людей раскрыть вклад каждого члена семьи в приближение победы в Великой Отечественной войне. Репрезентативность работы определяется проведением более 100 интервью с биографическими данными родственников из разных регионов страны и ближнего зарубежья. Научная новизна статьи проявляется в том, что впервые на материалах интервьюирования студентами ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» своих близких осуществлен проект по изучению влияния Отечественной войны на судьбу семьи. Значимость проведенной работы заключается в исследовании истории развития страны на примере описании пережитых испытаний семьи, что несет в себе не только историческую, образовательную, но и воспитательную ценность. Молодежь на опыте своей семьи оценивает события прошлого.The Department of General History of Nosov Magnitogorsk State Technical University is constantly conducting the research work devoted to the history of the Great Patriotic War. The relevance of the new study in this way is explained by the need to conduct the patriotic education for students on the basis of personal materials related to the participation of studentsfamily members on the fronts of the Great Patriotic War or the work in the rear. It is important to attract students to do the research work. Since by the 75th anniversary of the Victory over fascist Germany, there are fewer and fewer participants in the events of that time, the preparation of these documentary materials encourages students to study this important stage in Russian history. This is especially important at present in connection with the constant falsification of the history of the USSR. The limited number of training hours allocated to the study of the discipline "History" allows to turn to non-traditional forms of the educational process. Hours of independent work can be used for students' search activities. The main method of this project is the oral history. Answers to interview questions conducted by students among their relatives, documents on awards evoke patriotic feelings among young people. The results of the study showed the interest of boys and girls in the survey of their grandparents to disclose the contribution of each family member to the Victory of the Patriotic War. The representativeness of the work is determined by conducting more than 100 interviews with biographical data of relatives from different regions of the country and neighboring countries. The scientific novelty of the article is manifested in the fact that for the first time on the materials of interviews done by students of Nosov Magnitogorsk State Technical University there have been carried out a project to study the impact of World War II on the fate of the family. The significance of the work done is hard to evaluate. The history of the country's development, especially during hard trials, on the example of one's own family, brings in a significant educational moment. Young people, evaluate past events, not by textbooks, but by the experience of their own particular families. Students took in the feat and heroism of their family members with an emotional uplift.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Великая Отечественная война в судьбе семьи»

УДК: 94(470)»1941/1945»:37.035.6

В. В. Филатов (Магнитогорск, Россия) ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СУДЬБЕ СЕМЬИ

Аннотация. На кафедре всеобщей истории ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» постоянно проводится научно-исследовательская работа, посвященная истории Великой Отечественной войны. Данная статья посвящена проекту «Устная история». Актуальность исследования объясняется необходимостью патриотического воспитания студенческой молодежи на основе материалов личного характера, связанных с участием членов семьи студента в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны или работе в тылу. Важно было привлечь обучающихся к поисковой исследовательской работе. К 75-летию Победы в живых осталось мало очевидцев событий того времени, поэтому сбор материалов личного характера способен приобщить студентов к изучению значимого этапа российской истории. Такая работа представляется важной в связи с постоянной фальсификацией истории СССР. Ограниченное количество учебных часов, выделяемое на изучение учебной дисциплины «История», заставляет обратиться к нетрадиционным формам учебного процесса, использовать часы самостоятельной работы для поисковой деятельности студентов. Основной метод проекта «Устная история» заключается в подготовке вопросов, проведении интервью и записи ответов в ходе общения студентов со своими родственниками. Результаты проведенного автором статьи исследования показали заинтересованность юношей и девушек в опросе своих дедушек и бабушек, стремление молодых людей раскрыть вклад каждого члена семьи в приближение победы в Великой Отечественной войне. Репрезентативность работы определяется проведением более 100 интервью с биографическими данными родственников из разных регионов страны и ближнего зарубежья. Научная новизна статьи проявляется в том, что впервые на материалах интервьюирования студентами ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» своих близких осуществлен проект по изучению влияния Отечественной войны на судьбу семьи. Значимость проведенной работы заключается в исследовании истории развития страны на примере описании пережитых испытаний семьи, что несет в себе не только историческую, образовательную, но и воспитательную ценность. Молодежь на опыте своей семьи оценивает события прошлого.

Ключевые слова: устная история, Великая Отечественная война, семья, интервью, студенты.

К 75-летию Победы в Отечественной войне было намечено проведение множества мероприятий. Трагические события того времени, принесшие громадные невосполнимые жертвы и страдания нашему народу, молодому поколению лучше понять на примере своей семьи. Такая возможность открывается на занятиях по учебной дисциплине «История».

На кафедре всеобщей истории МГТУ им. Г.И. Носова многие преподаватели в своей научной деятельности занимаются изучением отдельных аспектов Отечественной войны. Материалы своих исследований они используют на занятиях и во внеаудиторной работе со студентами [4; 5; 6; 7; 8].

Большие перспективы применения так называемой устной истории становятся очевидными именно при изучении событий Великой Отечественной войны. Как исторический источник устная история в настоящее время востребована учеными гуманитарного направления. Устная информация участников событий стала разрабатываться в 1940-е гг. учеными США и Великобритании. Значительный вклад в это дело в СССР внес филолог В. Д. Дувакин. Из современных работ научный интерес представляет интернет-проект «Я помню» А. В. Драбкина [2], который провел большую работу по проведению интервью с ветеранами Отечественной войны. Наиболее полно основные положения методологии устной истории изложены в учебном пособии Т. К. Щегловой, один из разделов которого называется «Великая Отечественная война. Человек на войне» [9, с. 324-327].

На местном материале метод устной истории использовался при подготовке книги «История МГТУ им. Г.И. Носова в воспоминаниях», а также в ходе проведения вузовской студенческой научной конференции [3]. Студенты приняли участие в интервьюировании ветеранов и работающих преподавателей МГТУ по специально разработанным анкетам. Такая работа стала традиционной. Под руководством преподавателей кафедры всеобщей истории студенты проводят исследования, используя методологию устной истории, публикуют их результаты в научных статьях, выступают на научно-практических конференциях различного уровня [1].

Учебный процесс, построенный в методологии устной истории, оказывает значительное влияние на молодежь. Воспитание истинного патриота немыслимо без знания истории родной страны. Поэтому важно использовать возможности формирования этого качества при изучении учебной дисциплины «История». Обучаясь в университете, студент должен за один семестр получить громадный объем информации не только по Отечественной истории, но и всемирной истории. Вполне естественно, возникают определенные сложности как в преподавании, так и освоении студентами учебного

материала.

На примере одного направления 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника», профиль «Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматических систем» можно понять как непросто это осуществить в современных условиях. В соответствии с учебным планом на изучение предмета «История» в МГТУ отводится 108 учебных часов. Из них лекции занимают 18 часов и семинары (практические занятия) - 36 часов. 15,1 часа отводится на самостоятельную работу студентов1. Похожее распределение учебного времени относится ко всем направлениям и специальностям, кроме историков. За девять лекций преподавателю следует раскрыть особенности всемирно-исторического процесса, начиная с Древнего мира до Новейшего времени. На семинарских занятиях студенты осваивают курс от генезиса российского государства до истории современной России. Компетенции по данной дисциплине предполагают способность студента воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. Чтобы достичь такого результата, важно использовать возможности самостоятельной работы студентов.

На наш взгляд, наиболее выигрышным в этом случае является метод устной истории при изучении исторического материала на примере семьи студента. Опыт осуществления самостоятельной работы в виде проекта «История моей семьи - история моего народа» в 2018-2019 учебном году показал особый интерес молодежи к близкой для них теме, связанной с семейными ценностями. Рассказ о том, как каждый член семьи в прошлом и настоящем, непосредственно связан с историческими событиями, происходившими в нашей стране, помогает юношам и девушкам лучше понять важность дел и поступков каждого человека в жизни общества. Не на словах, а на деле студент начинает понимать историю своего народа.

Своеобразным продолжением данного проекта стала реализация нового проекта «Отечественная война в судьбе моей семьи». В предыдущем проекте в воспоминаниях о родственниках, живших в первой половине XX века, так или иначе, затрагивалась эта тема. Фактически не было ни одной семьи, не затронутой войной. Кто-то из родственников воевал на фронте, кто-то трудился в тылу, кто-то находился в оккупации, а кто-то в малом возрасте испытал трудности военного лихолетья.

Непосредственных участников Отечественной войны остается все меньше. В сборе информации приходится обращаться к тем родственникам, которые родились в послевоенное время. Не всегда нынешние респонденты обладают достаточным материалом о военном времени, который могли бы получить из воспоминаний своих родственников. Поэтому значительное количество собранных сведений носит неполный, фрагментарный характер.

В то же время следует признать, что если даже данный документальный материал сохранится в семье для будущих поколений, то это будет большим достижением в укреплении семейных ценностей. На это нацеливается поисковая работа нынешних студентов. Более ста работ по этому проекту представили студенты-первокурсники института энергетики и автоматизированных систем МГТУ им. Г.И. Носова в первом семестре 2019-2020 учебного года. Не все они равноценны, грамотно изложены. Сам факт участия в этом проекте заставлял студентов не формально, а с душой подойти к сбору и представлению информации.

Студент первого курса группы АПИб-19-1 Ярослав Хунафин, еще будучи школьником, написал заметку в газету «Магнитогорский металл». Со слов его бабушки, прадед Г. Н. Хусаинов воевал на передовой, дошел до Берлина, был награжден орденом Отечественной войны и медалью. Его братья погибли на фронте: «Шариф - в деревне Филькино Ржевского района Калининской области, а Хасан - во время Сталинградской битвы»2. Ярослав пишет: «Поисковые отряды, в том числе и из города Магнитогорска, проводят на территории Ржева поисковые работы, до сих пор находят останки советских солдат. Моя мама Альфия и тетя прошлым летом побывали в тех местах, где погиб наш двоюродный дед Шариф. Братская могила, в которой похоронено более 7 тысяч воинов, в том числе и Шариф, находится в селе Бахмутово. И таких братских могил там много. До сих пор видны окопы, до сих пор находят предметы войны. След, оставленный войной, не зарастает на земле травой и не исчезает в памяти у людей. "Почему я об этом рассказываю?" - спросите вы. Для того чтобы мы помнили, какой ценой завоевано счастье, чтобы мы берегли память о тех, кто ценой своей жизни отстоял мир для всех нас. Я рассказываю потому, что наши прадеды - это достойный пример любви к своей родине, это патриотизм, который помог победить врага. Для меня

1 Образовательный портал МГТУ им. Г.И. Носова. Учебные планы. URL: https://newlms.magtu.ru/course/view.php?id=85832 (дата обращения 21.01.2020).

2 Магнитогорский металл. 2011. 30 августа.

очень символично быть на Маршруте Памяти. Я не пропустил ни один Маршрут Памяти. Спасибо Кшоске Людмиле Николаевне за то, что стояла у истоков этого проекта, городской благотворительной гражданско-патриотической акции «Маршрут Памяти», наполнила его содержанием и всегда была идейным вдохновителем. Я помню! Я горжусь!».

Астахова Екатерина, студентка группы АВб 19-1, рассказала о своем прапрадеде Кривошеине Сергее Михайловиче. Он был младшим лейтенантом, командиром звена 126 истребительного авиационного полка. Окончив 9 классов, Сергей Михайлович поступил в 1-е Чкаловское военное авиаучилище им. К.Е. Ворошилова. С 1939 г. он уже младший летчик 9-го истребительного авиационного полка. Комсомолец. 6 августа 1941 г. на Центральном фронте таранил немецкий бомбардировщик. Приземлился на парашюте. 2 сентября 1942 г. не вернулся с боевого задания. Истинная судьба героя до сих пор неизвестна. По ее мнению, «изучать свою родословию очень интересно, т.к. узнаешь историю своей семьи, ее героев, героев страны, мира в лицах. История мира оживает и становится ближе, и роль каждого человека в ней очень важна».

Студент группы АПИб-19-1 Никита Мироненко сообщает о своих родственниках, воевавших на фронтах и находившихся в оккупации: «Два моих прадедушки участвовали в военных событиях. Одного звали Мироненко Андрей. Он с семьей жил в станице Мешковской, под Луганском, недалеко от Ростова. Поэтому, когда фашисты напали на Брест, его послали туда. Он погиб в боях за Брестскую крепость в первые же дни войны 1941 г. Потом вся Украина была оккупирована. И семья Мироненко, состоящая из четверых детей, двух мальчиков и двух девочек, и их матери, моей прабабушки Ульяны оказалась "под немцами". Довольно неплохое хозяйство их было разрушено, весь скот фашисты прибрали к рукам, а то, что они выращивали на огороде, тоже забиралось. И еще говорили, что, к примеру, во время блокады Ленинграда давалось хоть немного хлеба, им же совсем ничего не доставалось. Немцы жили в их доме, а сама семья - в погребе и в сарае. Причем каждое утро их заставляли чистить сапоги фашистам. Мне рассказывали, что моей бабушке, Любе, ей тогда было 6 лет, удалось сбежать из-под надзора фашистов и передать немного еды солдатам, которые обосновались в лесу неподалеку. Другой дедушка, Тимофеев Константин, был танкистом, он погиб в 1942 г., но я не знаю где».

Болотов Александр, студент группы АПИб-19-2, рассказал, что его прадед Александр Николаевич Гордиенко с ноября 1942 по октябрь 1943 гг. попал в разведотряд в городе Кальвария, их задачей было следить за обстановкой и по возможности взять языка. В январе 1944 г. попал в плен. Со слов Александра Николаевича записано: «Мы сидим под горой, маленьким отрядом, нас человек 6, сверху толпа немцев, сидят и стреляют по нам, меня зацепило в ногу, а дальше как в тумане». Прадед попал в лагерь № 326. После был переведен в лагерь Эссен, с которого сбежал в марте 1944 г. В марте 1945 г. вновь попадает в плен в городе Бремен. 26 апреля его освободили англичане из лагеря «Гальмоверт Бремен». После этого был отправлен в г. Магнитогорск.

Артамонов Максим из группы АВб-19-1 поделился такой информацией: «Моей прабабушке Артамоновой Марии Егоровне к началу войны было лишь 11 лет, поэтому детально многих событий, которые происходили в течение войны, она припомнить не могла. Однако она рассказывала, что с начала войны начались проблемы с едой и водой. И пока взрослые решали вопросы работы, детей, в том числе мою прабабушку с сестрой и братом, отправляли в соседние деревни за пропитанием. Никаких происшествий во время таких походов не происходило, но близкое нахождение немцев так или иначе заставляло очень быстро перемещаться между деревнями. Помимо добычи собственного пропитания, моя прабабушка также работала на полях для общего дела - создания продовольствия для фронта. Несколько раз в месяц село оказывало продовольственную помощь - еду, воду, одежду и т.д.». Впоследствии немцы вошли в деревню, расположились там и стали жить. Мария Егоровна не очерняет всех немцев, она видела среди них как безжалостных негодяев, так и тех, кто был вынужден пойти в армию под страхом смерти. И зачастую именно те, кто попадал в вермахт не по своему желанию, помогали детям выжить - они давали еду и поили водой, молоком.

Светлана Шиванова из группы АВб-19-2 написала: «Мне мало что рассказывали про моего прадедушку Бутовича Николая Ивановича. Я знаю одно. Было жестокое сражение и пуля попала ему плечо. Его пришлось отправить в госпиталь, чтобы ампутировать руку, но этого не сделали, так как там он встретил свою сестру. Она работала медсестрой. Он не знал об этом, и поэтому для него это была самая приятная и неожиданная встреча. Руку ему в итоге не ампутировали, так как его сестра согласилась лечить его. И вот месяц он пролежал в госпитале, руку ему вылечили, но осколок внутри руки остался. Бутович Николай Иванович прошел всю войну. Я очень горжусь своим прадедом, вся семья гордится им! Ведь Великая Отечественная война оставила огромный

отпечаток в семье каждого человека. Все наши родственники, так или иначе, боролись за победу, не только в местах военных действий, но и в тылу. Именно благодаря ним сейчас мы живем под чистым и мирным небом».

Вот записи студента группы АПИб-19-1 Айнура Ягудина: <Мой прадедушка, Аблаев Ахмет Мухаметшаевич, родился 23 февраля 1912 года, еще в мирное время он был учителем начальных классов, в нашем роду очень много, кто работал учителем. В 1933 году встретил мою прабабушку, женился, завел семью, растили 9 детей. В 1940 году призвался в армию и попал на фронт танкистом. Прошел трехмесячное обучение на танкиста, и получил свою специальность. Вскоре после этого участвовал в нескольких боях, особых ранений не было, лишь однажды его танк загорелся, но ему удалось выжить. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны моему прадеду удалось побывать и на Японской войне, где он был командиром экипажа и сержантом. И сейчас я могу вам рассказать это, лишь потому, что, после войны он частенько собирал всех своих детей, и начинал рассказывать обо всем, что было на войне, и о том, что видел, и все ясно понимали, насколько страшна эта война. Сейчас, мы каждый год 9 мая выходим на парад, а также участвуем в «Бессмертном полку». Я очень рад, что, несмотря на войну, моему прадедушке удалось прожить хорошую жизнь, я очень горжусь им, память о нем не умрет».

Первокурсник из группы АВб-19-2, Рустам Корнев, считает, что об участии в Отечественной войне прадеда Ильи Петровича Корнева можно было бы написать не одну содержательную книгу. Однако многим, кто прошел через испытания войной, тяжело вспоминать это время даже спустя десятилетия. Рустам пишет: «На мои просьбы рассказать о его жизни на фронте он чаще всего отнекивался, ссылаясь на разные причины. Тем не менее, кое-что из его скупых рассказов я хочу рассказать. Илюшу в военной школе с 1943 года готовили для соответствующих опасных, важных и ответственных военных операций. За год, в семнадцатилетнем возрасте, он стал старшим сержантом и командовал одним из отрядов разведки. В частности, уже на фронте он участвовал в многочисленных, очень рискованных разведках в тыл врага. Такие операции завершались ценными сведениями для командования, с одной стороны, и, к сожалению, часто с большими потерями для разведчиков, с другой стороны. В части ему было дано еще одно прозвище «Счастливчик», так как ему, зачастую, удавалось выбираться из невообразимо опасных ситуаций. Про одну из них мне поведал мой прадедушка. После возвращения с очередной разведки Илюша с его отрядом тащили «языка» - раненого немца, с целью получения полезной информации, однако были обнаружены на нейтральной зоне. По разведчикам немцы открыли шквальный огонь. Илья остался в воронке отстреливаться - прикрывая «своих». Разведчики несли потери. Илюша видел при очередной осветительной ракете, как миной накрыло двух его товарищей с плененным немцем. Илья, расстроенный гибелью товарищей, а в лице немца потерей нужной информацией, стал с меньшей осторожностью, то перебежками, то ползком возвращаться к своим.

Вспоминая этот эпизод, Илья Петрович говорил брату, что в этой ситуации ему нужно было переждать некоторое время в воронке, усыпить бдительность врага, не торопиться под осветительными ракетами. Только какое-то время спустя начать перемещения к своим. Так он делал всегда. Однако в данной ситуации, расстроенный, под аффектом, он потерял самообладание, контроль ситуации и поплатился. Когда он полз, по нему попали три пули, первая видимо, снайпера, прошла касательно по голове и разорвала кожу, вырвала клок волос и на некоторое время контузила его. Эта залысина осталась навсегда. Придя в себя, он не извлек урока. Илюша продолжил ползти, не соблюдая осторожности. Вторая пуля прошила ногу. Превозмогая жуткую боль, с большим трудом переваливался в воронку. Убедившись, что кость целая, как попало перевязал ногу, чтобы остановить кровь, и пополз дальше. Третья пуля попала в руку около плеча. Дальше продолжал ползти, но уже инстинктивно, в полузабытьи. Очнулся, когда ему делали перевязки, и медперсонал удивлялся, что он еще жив. Много ран, большая потеря крови. Илюша, как только пришел в себя горько заплакал. Его уговаривали, убеждали, что, мол, раны не смертельные, что он останется жив. Немного успокоившись, он сказал, что плачет за гибель друзей. После оказания первой медицинской помощи он устно доложил командованию о результатах разведки. За многие предыдущие и эту операцию он неоднократно представлялся к наградам».

Студент группы АПИб-19-1, Иван Вдовин, рассуждая о войне написал: «Великая Отечественная война - это тяжелое время для всех людей, которые жили тогда. Это история трагических судеб и великих побед. Сейчас до наших дней дожило немного участников той войны, и многие истории их жизни бесследно забыты и теперь мы никогда уже о них не узнаем. Именно для того чтобы сохранить как можно больше историй о судьбах наших родных, которые с героизмом защищали

свою родину, я и многие другие люди сохраняем и передаем истории жизни наших родных».

В статье приведены лишь некоторые высказывания из интервью об участии родственников первокурсников в Великой Отечественной войне. К сожалению, все меньше остается ветеранов войны, которые могли бы поделиться воспоминаниями о нелегких испытаниях, выпавших на их долю.

Проведенное исследование показало, что молодое поколение чтит память своих родственников, участвовавших в боевых действиях на фронтах Отечественной войны или в тылу. Война затронула практически каждую семью. Участие студентов на занятиях по дисциплине «История» в поисковой работе по близкой для них теме, связанной с семейными ценностями, позволяет не только развивать в каждом из них патриотические чувства, любовь к Родине, но и понимать, как те или иные исторические события сказываются на отдельно взятой семье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинова Д. С., Потемкина М. Н. Устные воспоминания детей-узников гетто как исторический источник // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2019. Материалы международной студенческой научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та, 2019. С. 128-132.

2. Драбкин А. В. Я помню // ООО «Издательство Яуза» СМИ «Я помню» 2000-2020. URL: https://iremember.ru/ (дата обращения: 15.01. 2020).

3. История МГТУ им. Г.И. Носова в воспоминаниях / под. ред. В. В. Филатова. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та, 2014. 249 с.

4. Колдомасов И. О. Советская интеллигенция и союзники по антигитлеровской коалиции: взгляды и проблемы восприятия // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. №3 (53). С. 200-210.

5. Любецкий А. Е. Поисковый отряд МГТУ им. Г.И. Носова «Феникс»: история и современное состояние // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. №1. С. 50-54.

6. Макарова Н. Н. Повседневная жизнь Магнитогорска в годы Великой Отечественной войны // Пространство культуры провинциального города. Тыл - фронту: Культурная память в контексте современности. Магнитогорск: Магнитогорск. гос. техн. ун-т, 2015. С. 101-106.

7. Потемкина М. Н. Эвакуированные как особая категория населения в условиях Великой Отечественной войны // Урал в модернизационной динамике России XX века. Профессорский сборник научных статей. К 60-летию со дня рождения доктора исторических наук, профессора Андрея Владимировича Сперанского. Екатеринбург: Издательство: Сократ, 2015. С. 342-360.

8. Филатов В. В. Ученые Магнитогорского горно-металлургического института им. Г.И. Носова - фронту // 70-летие Великой Победы: исторический опыт и проблемы современности. Девятые уральские военно-исторические чтения. Сб. науч. статей / гл. ред. А.В. Сперанский. Екатеринбург: Изд-во: Банк культурной информации, 2015. Т. 2. С. 133-137.

9. Щеглова Т. К. Устная история: учебное пособие. Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2011. 364 с.

V. V. Filatov (Magnitogorsk, Russia) THE GREAT PATRIOTIC WAR IN FAMILY FATE

Abstract. The Department of General History of Nosov Magnitogorsk State Technical University is constantly conducting the research work devoted to the history of the Great Patriotic War. The relevance of the new study in this way is explained by the need to conduct the patriotic education for students on the basis of personal materials related to the participation of students' family members on the fronts of the Great Patriotic War or the work in the rear. It is i m-portant to attract students to do the research work. Since by the 75th anniversary of the Victory over fascist Germany, there are fewer and fewer participants in the events of that time, the preparation of these documentary materials encourages students to study this important stage in Russian history. This is especially important at present in connection with the constant falsification of the history of the USSR. The limited number of training hours allocated to the study of the discipline "History" allows to turn to non-traditional forms of the educational process. Hours of independent work can be used for students' search activities. The main method of this project is the oral history. Answers to interview questions conducted by students among their relatives, documents on awards evoke patriotic feelings among young people. The results of the study showed the interest of boys and girls in the survey of their grandparents to disclose the contribution of each family member to the Victory of the Patriotic War. The representativeness of the work is determined by conducting more than 100 interviews with biographical data of relatives from different regions of the country and neighboring countries. The scientific novelty of the article is manifested in the fact that for the first time on the materials of interviews done by students of Nosov Magnitogorsk State Technical University there have been carried out a project to study the impact of World War II on the fate of the family. The significance of the work done is hard to evaluate. The history of the country's development, especially during hard trials, on the example of one's own family, brings in a significant educational moment. Young people, evaluate past events, not by textbooks, but by the experience

of their own particular families. Students took in the feat and heroism of their family members with an emotional uplift.

Keywords: oral history, the Great Patriotic war, family, interviews, students.

REFERENCES

1. Blinova D. S., Potemkina M. N. Ustnye vospominaniya detei-uznikov getto kak istoricheskii istochnik, Student i nauka (gumanitarnyi tsikl) - 2019. Materialy mezhdunarodnoi studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta, 2019, pp. 128-132.

2. Drabkin A. V. Ya pomnyu, OOO «Izdatel'stvo Yauza» SMI «Ya pomnyu» 2000-2020, URL: https://iremember.ru/ (accessed 15 January 2020).

3. Istoriya MGTU im. G.I. Nosova v vospominaniyakh / pod. red. V. V. Filatova, Magnitogorsk, Izd-vo Magnitogorsk, gos. tekhn. un-ta, 2014, 249 p.

4. Koldomasov I. O. Sovetskaya intelligentsiya i soyuzniki po antigitlerovskoi koalitsii: vzglyady i problemy vospriyatiya // Problemy istorii, filologii, kul'tury. 2016. №3 (53). S. 200-210.

5. Lyubetskii A. E. Poiskovyi otryad MGTU im. G.I. Nosova «Feniks»: istoriya i sovremennoe sostoyanie, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya, 2019, vol. 3, no. 1, pp. 50-54.

6. Makarova N. N. Povsednevnaya zhizn' Magnitogorska v gody Velikoi Otechestvennoi voiny, Prostranstvo kul'tury provintsial'nogo goroda. Tyl - frontu: Kul'turnaya pamyat' v kontekste sovremen-nosti, Magnitogorsk, Magnitogorsk. gos. tekhn. un-t, 2015, pp. 101-106.

7. Potemkina M. N. Evakuirovannye kak osobaya kategoriya naseleniya v usloviyakh Velikoi Otechestvennoi voiny, Ural v modernizatsionnoi dinamike Rossii XX veka. Professorskii sbornik nauchnykh statei. K 60-letiyu so dnya rozhdeniya doktora istoricheskikh nauk, professora Andreya Vladimirovicha Speranskogo, Ekaterinburg, Izdatel'stvo, Sokrat, 2015, pp. 342-360.

8. Filatov V. V. Uchenye Magnitogorskogo gorno-metallurgicheskogo instituta im. G. I. Nosova - frontu, 70-letie Velikoi Pobedy: istoricheskii opyt i problemy sovremennosti. Devyatye ural'skie voenno-istoricheskie chteniya. Sb. nauch. statei / gl. red. A.V. Speranskii, Ekaterinburg, Izd-vo Bank kul'turnoi in-formatsii, 2015, vol. 2, pp. 133-137.

9. Shcheglova T. K. Ustnaya istoriya: uchebnoe posobie, Barnaul, Altaiskaya gosudarstvennaya pedagogiche-skaya akademiya, 2011, 364 p.

Филатов В. В. Великая Отечественная война в судьбе семьи // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 2. С. 36-41.

Filatov V. V. The Great Patriotic War in Family Fate, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2020, vol. 4, no. 2, pp. 36-41.

Дата поступления статьи - 03.02.2020; 0,66 печ. л.

Сведения об авторе

Филатов Владимир Викторович - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия; v.philatov@mail.ru

АШког:

Vladimir V. Filatov, Doctor of History, Associate Professor, Professor at the Department of World History, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; v.philatov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.