Научная статья на тему 'Великая отечественная война в произведениях Х. Камалова'

Великая отечественная война в произведениях Х. Камалова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
268
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЛДАТЫ / СТРАНА И ОТЧИЗНА / МОЛОДОСТЬ / ФРОНТ / ВОСПОМИНАЯ / SOLDIERS / COUNTRY AND FATHERLAND / YOUTH / FRONT / REMEMBERINGS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Даутов Гумар Фильгизович, Хайруллина Альфира Салихзяновна

В рекомендуемой к публикации статье раскрывается трилогия Х.Камалова «Нас ждут дома», в которой нашло отражение трагическое проявление войны. Трагедию, настигшую большую страну и каждого человека в отдельности писатель рассматривает неразрывном единстве. Цель: Основной целью работы является анализ трилогии Х.Камалова «Нас ждут дома». Метод или методология проведения работы: В работе использован сравнительно-сопоставительный анализ творчества татарского писателя-фронтовика и русского писателя В.Быкова. Результат: Материалы исследования могут способствовать расширению научной базы для дальнейшего изучения творчество Х.Камалова. Методы и результаты данного исследования послужат основой для анализа других художественных произведений писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREAT PATRIOTIC WARWORKS H. KAMALOV’S

In the rrecommended for publication in the article the trilogy is H.Kamalov’s " We are briny waited of home" were is reflected the tragic display of the war. The tragedy which grasped the big country and every person, the writer considers in the inseparable unity. Purpose: The main objective is to analyze to analyze the H.Kamalov’s trilogy "We are briny waited of home." Method or the methodology of the work: The comparative and jinx tapositive analysis of creative work of the, of word Tatar writer, veteran and the Russian writer V. Bykov is used in the work. Result: Research materials can help to expand the scientific base for further study of H.Kamalov’s creativity. The methods and results of this study will provide the basis for the analysis of other artistic works of the writer.

Текст научной работы на тему «Великая отечественная война в произведениях Х. Камалова»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-10-49 УДК 821.512.145

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Х. КАМАЛОВА

Даутов Г.Ф., Хайруллина А. С.

В рекомендуемой к публикации статье раскрывается трилогия Х.Камалова «Нас ждут дома», в которой нашло отражение трагическое проявление войны. Трагедию, настигшую большую страну и каждого человека в отдельности писатель рассматривает неразрывном единстве.

Цель: Основной целью работы является анализ трилогии Х.Камалова «Нас ждут дома».

Метод или методология проведения работы: В работе использован сравнительно-сопоставительный анализ творчества татарского писателя-фронтовика и русского писателя В.Быкова.

Результат: Материалы исследования могут способствовать расширению научной базы для дальнейшего изучения творчество Х.Камалова.

Методы и результаты данного исследования послужат основой для анализа других художественных произведений писателя.

Ключевые слова: солдаты, Страна и Отчизна, молодость, фронт, воспоминая.

THE GREAT PATRIOTIC WARWORKS H. KAMALOV'S

Dautov G.F., Hairullina A.S.

In the rrecommended for publication in the article the trilogy is H.Kamalov's " We are briny waited of home" were is reflected the tragic display of the war. The tragedy which grasped the big country and every person, the writer considers in the inseparable unity.

Purpose: The main objective is to analyze to analyze the H.Kamalov's trilogy "We are briny waited of home."

Method or the methodology of the work: The comparative and jinx tapositive analysis of creative work of the, of word Tatar writer, veteran and the Russian writer V. Bykov is used in the work.

Result: Research materials can help to expand the scientific base for further study of H.Kamalov's creativity.

The methods and results of this study will provide the basis for the analysis of other artistic works of the writer.

Keywords: soldiers, Country and Fatherland, youth, front, rememberings.

О Великой Отечественной войне 1941-1945 годов написано много и, наверное, еще, будет написано: это событие, принесшее горе и страдания в каждую семью, покалечившее судьбы миллионов людей, оставило в их сердцах незаживающие раны.

В связи с явлениями, происходившими в общественной жизни страны, в художественной литературе нашли место разные описания войны и ее участников. В определенный период в центре произведений была героика, позже писатели вывели на первый план главного героя - солдата, с его душевными переживаниями, с формированием его личности из простого человека. В шестом томе учебника «История татарской литературы» дается

правильная оценка такого стремления: «Через максимально близкое и детальное описание реальности писатели в первую очередь стараются ясно и отчетливо показать душевные, нравственные качества человека на войне. Например, в повестях "Мы тоже были солдатами" (1971) А.Еники, "Остров молодости" (1972) А.Маликова, в романах "У каждого жизнь одна" (1975), "Нас ждут дома" (1984) Х.Камалова человек, находящийся в условиях войны, характеризуется, исходя из окружающей его обстановки, бытия" [9, с. 70].

В этом плане особо интересна трилогия Х.Камалова, объединившая три его романа: каждого жизнь одна", "Нас ждут дома", "Написал после смерти". Уже в названии произведений нашли отражение самые тонкие проявления такого масштабного события, как война. Когда во имя Страны и Отчизны солдат идет в огонь, он в первую очередь чей-то сын или отец, брат или любимый. Рядом с широкомасштабными понятиями существует и маленький тыл маленького человека, и от того, что этот тыл принадлежит отдельной личности, он не менее дорог и ценен. Страна и Отчизна состоят из отдельных людей, это их совокупность. И если Отчизна для многих - общая, то жизнь у каждого своя, и она, действительно, одна, поэтому «Нас ждут дома". Такого же мнения придерживается в повести «Пядь земли» и Г.Бакланов: «Когда кончатся войны и люди будут вспоминать о ней, наверное, вспомнят великие сражения, в которых решался исход войны, решались судьбы человечества. Войны всегда остаются в памяти великими сражениями. И среди них не будет места нашему плацдарму. Судьба его - как судьба одного человека, когда решаются судьбы миллионов. Но, между прочим, нередко судьбы и трагедии миллионов начинается судьбой одного человека. Только об этом забывают почему-то».

Оказывается, на войне человек и после смерти может остаться в живых. Это явление характерно только для войны. Так, в произведении Х.Камалова "Написал после смерти" родители главного героя Андрея получают письмо о смерти сына, но он выживает и попадает в госпиталь. Андрей пишет домой: «Мои друзья погибли. Я остался в живых. Это письмо пишу "после той

смерти", мама, не удивляйтесь. Такие случаи на переднем крае происходят каждый день".

Таким образом, Х.Камалов напасть, настигшую страну, и судьбу отдельного человека, трагическую судьбу, рассматривает во взаимосвязи. Мударрис Валиев дает точную и подробную оценку творчества писателя: "Стремление через реальность войны понять человеческую природу и судьбу народа. Заставить современников задуматься о душевной и нравственной основе. Общественно-философский смысл, современность произведения в этом. Светлую молодость, бессмертные мечты, недопетые песни таких благородных парней, как Даут и Мирхас, таких верных в любви и бойких девушек, как Фаима, писатель передает нам, новому поколению, как наследие. Правда, в романах Х.Камалова такого прямого моста нет. То есть связи событий с сегодняшним днем не наблюдается. Однако наш современник-писатель напрямую берет на себя обязанность удивить нас описанием тех дней" [4, с. 150].

"Установить истину из материалов, касающихся Великой Отечественной войны, трудно", - пишет Альберт Хасанов [12, с. 128]. Действительно, несмотря на то, что с тех пор прошло не так много времени, Великая Отечественная война остается самым малоизученным и таинственным событием в истории. С официальной стороны материалов, касающихся войны, очень много, но они трактуются, исходя из одной определенной позиции, и не раскрывают всех трудностей войны. Произведения Х.Камалова ценны тем, что выражают историческую правду через судьбу человека. Именно в его романах познавательная функция художественной литературы находит свое полное воплощение.

Этому есть свое объяснение. Когда Х.Камалов попал на фронт, он был очень молод - ему было всего 18. Вот что пишет Л.Лазарев об этом поколении: «Начну с цитаты. И пусть читателя не смущает, что имя Василия Быкова, которому посвящен этот очерк, в ней не упоминается. Это статистическая

справка. Но она имеет самое прямое отношение к его жизни и книгам - она о самом главном. Среди фронтовиков 1922, 1923, 1924 годов рождения, -свидетельствует скорбная статистика, - в живых осталось три процента».

В.Быков и Х.Камалов - одного поколения. В жизни этого поколения война была и осталась главным испытанием, потребовавшим от молодых людей немыслимого напряжения всех духовных и физических сил, она была потрясанием, пробудившим в Х.Камалове, как и в некоторых других его ровесниках, художника. Однако путь их к книгам о войне был не так прям и прост.

Есть какая-то закономерность в том, что люди этого поколения, попавшие на фронт со школьной скамьи или вузовских аудиторий, лишь много лет спустя брались за книги о пережитом на войне. С годами, вроде бы, должны тускнеть воспоминания: расплываются в дымке времени дорогие лица, стираются многие детали. Но воспоминания о войне не потускнели - может быть, потому, что это были воспоминания о такой юности, которая навсегда осталась главными годами их жизни.

Однако рано или поздно писатели, прошедшие через все тяготы войны, брались за перо. Им, молодым людям военного поколения, казалось, что о войне уже достаточно написано, пока не поняли, что они ответственны за это перед товарищами, которые остались на поле брани. Вот воспоминания А.Адамовича: «... в снах, такое правдивое, реальное тоскливое чувство: убьют же обязательно на этот раз, не минет, не обойдешь, как тогда обошел, а ты ведь не успел... Не успел написать. О той, о первой твоей войне. Убьют - и вроде ничего, и никого и не было: и тебя не было, и всего пережитого, и хлопцев во второй раз убьют, о которых ты должен был рассказать, а теперь не расскажешь. Они ведь там остались, а тебя послали жить - для этого...» [1, с.102-103].

Наверное, чтобы сказать правду о кровавых событиях, рассказать о том, как верность долгу подавляет страх смерти, мало цепкой памяти, необходима

еще приходящая с годами зрелость миропонимания. Но Х.Камалов сохранил в памяти все беды войны и набрался жизненного опыта, способного помочь в описании тех событий. Его романы обладают такой силой воздействия, которое и перед сегодняшним читателем воссоздает трагические картины войны во всей полноте.

Список литературы

1. Адамович А. Дважды пережитое//Литературное обозрение, 1975. № 4. С.102-103.

2. Быков В. Верность памяти //Литературная газета, 1973. 14 сентября,

С.4.

3. Валеев М. «Я не могу отступать» // Огни Казани, 2001. № 4 (на татарском языке).

4. Валиев М. Уроки дела. Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. 150 с.

5. Загидуллина Д. На новой волне. Казан: Просвещение 2006. С. 55 (на татарском языке).

6. Иванов С. Штаб армейский, штаб фронтовой. М.: Воениздат, 1990. С.

61.

7. Ивашкин Ю. Постижение подвига: Рассказы о творчестве Ю.В.Бондарева. М.: Просвещение, 1980.

8. История русской советской литературы. М.: Просвещение, 1983. С.25.

9. История татарской литературы. В 6 томах, Т.6. Казань: Раннур, 2001,

С.70

10. Лазарев Л. Василь Быков. М.: Художественная литература, 1979, С.5.

11. Солонин М. 23 июня: «день М». М.: Яуза «ЭКСМО», 2008. С.269

12. Хасанов А. Время собирать камни, или меж двух огней //Майдан, 2009, № 8. С.128

13. Яхин А. Особенности избранных произведений: Березы были желтыми. Казан: Просвещение, 2004, С.87. (на татарском языке).

References

1. Adamovich A. Dvazhdy perezhitoe [Literaturnoe obozrenie], 1975. № 4. s.102-103.

2. Bykov V. Vernost'pamjati [Literaturnaja gazeta], 1973. 14 centjabrja, s.4

3. Valeev M. «Ja ne mogu otstupat'» [Ogni Kazani], 2001. № 4 (na tatarskom jazyke).

4. Valiev M. Uroki dela. [Lessons from the case]. Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 2003. 150 s.

5. Zagidullina D. Na novoj volne. [On the new wave]. Kazan': Prosveshhenie 2006. s. 55 (na tatarskom jazyke).

6. Ivanov S. Shtab armejskij, shtab frontovoj. [Army headquarters, the headquarters of the front-line] .Moskva: Voenizdat, 1990. s. 61.

7. Ivashkin Ju. Postizhenie podviga: Rasskazy o tvorchestve Ju. V.Bondareva. [Comprehension feat: Stories about creativity Yu.V.Bondareva] M.: Prosveshhenie, 1980.

8. Istorija russkoj sovetskoj literatury. M.: Prosveshhenie, 1983. s.25.

9. Istorija tatarskoj literatury. V 6 tomah, T.6. Kazan': Rannur, 2001, s.70

10. Lazarev L. Vasil' Bykov. [Vasil Bykov]. Moskva: Hudozhestvennaja literatura, 1979, s.5.

11. Solonin M. 23 ijunja: «den' M». [June 23: "Day M»]. M.: Jauza «JeKSMO», 2008. s.269

12. Hasanov A. Vremja sobirat' kamni, ili mezh dvuh ognej [Majdan], 2009, № 8. 128 s.

13. Jahin A. Osobennosti izbrannyh proizvedenij: Berezy byli zheltymi. [Features selected works: Birches were yellow]. Kazan: Prosveshhenie, 2004, s.87. (na tatarskom jazyke).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Даутов Гумар Фильгизович, доцент, кандидат филологических наук

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

ул. Казанская, д. 89, г. Елабуга, Республика Татарстан, 423604, Россия capclok78tat@mail. ru

Хайруллина Альфира Салихзяновна, соискатель

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

ул. Казанская, д. 89, г. Елабуга, Республика Татарстан, 423604, Россия alfira- 7171@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Dautov Gumar Filgizovich, candidate of philological sciences, Associate Professor

Elabuga institute (branch) of Kazan (Volga) Federal University ul. Kazanskaya, 89,Yelabuga, Tatarstan, 423604, Russia capclok78tat@mail. ru

Hairullina Alfira Salihczjanovna, postgraduate

Elabuga institute (branch) of Kazan (Volga) Federal University ul. Kazanskaya, 89,Yelabuga, Tatarstan, 423604, Russia alfira- 7171@mail. ru

Рецензент:

Галлямов Филус Гатипович, доктор филологических наук профессор кафедры татарской филологии Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.