Научная статья на тему 'ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ'

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
858
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СОБЫТИЙ ВОЙНЫ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ВОЙНЫ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ / WORLD WAR II / HISTORICAL MEMORY / YOUTH / VISUALIZATION OF THE EVENTS OF WAR / CULTURAL HERITAGE OF THE WAR / CITIZENSHIP / CULTURAL CODE / PUBLIC CONSCIOUSNESS OF YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крупа Т.А.

В статье рассмотрены проблемы исторической памяти молодежи, связанные с их представлением о Великой Отечественной войне. Изучаются особенности формирования гражданственности, нравственной позиции, посредством сохранения событий о войне в памяти молодых людей. В год празднования 75-летия Победы осуществлялась попытка охарактеризовать «культурный код» молодежи, связанный с памятью о войне. С помощью анкетирования проводился анализ представлений о войне через литературные произведения, кинематограф, визуальное искусство. Заявленная проблема изучалась путем анализа пилотного исследования в студенческих группах. Объектом исследования являлись обобщенные представления войне, имеющиеся в общественном сознании молодежи. Предметом - отражение событий ВОВ в памяти через визуально- художественные образы. Ставилась задача - изучить отношение молодежи к событиям войны через собственное мнение, интерес, эмоциональное отношение к военно-исторической тематике. В результате были сделаны выводы, что в сознании молодежи преобладает патриотичное восприятие событий войны, несмотря на информационные кампании, искажающие историю. В общественном сознании молодых людей присутствует гражданственность, патриотизм, уважительное отношение к истории своей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Крупа Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE HISTORICAL MEMORY OF YOUNG PEOPLE

The article deals with the problems of historical memory of young people associated with their representation of the Great Patriotic war. The author studies the peculiarities of forming citizenship and moral attitude by preserving the events of the war in the memory of young people. In the year of the 75th anniversary of the Victory, an attempt was made to characterize the "cultural code" of youth associated with the memory of the war. The survey was used to analyze ideas about war through literary works, cinematography, and visual art. The stated problem was studied by analyzing a pilot study in student groups. The object of the research was the generalized ideas of war that are available in the public consciousness of young people. The subject is the reflection of the events of the Second World war in memory through visual and artistic images. The task was to study the attitude of young people to the events of the war through their own opinion, interest, and emotional attitude to military-historical topics. As a result, it was concluded that a patriotic perception of the events of the war prevails in the minds of young people, despite information campaigns that distort history. In the public consciousness of young people there is citizenship, patriotism, respect for the history of their country.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ

Крупа Т. А.*

к. с. н., доцент

* ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток, Россия

Аннотация:

В статье рассмотрены проблемы исторической памяти молодежи, связанные с их представлением о Великой Отечественной войне. Изучаются особенности формирования гражданственности, нравственной позиции, посредством сохранения событий о войне в памяти молодых людей. В год празднования 75-летия Победы осуществлялась попытка охарактеризовать «культурный код» молодежи, связанный с памятью о войне. С помощью анкетирования проводился анализ представлений о войне через литературные произведения, кинематограф, визуальное искусство. Заявленная проблема изучалась путем анализа пилотного исследования в студенческих группах. Объектом исследования являлись обобщенные представления войне, имеющиеся в общественном сознании молодежи. Предметом - отражение событий ВОВ в памяти через визуально- художественные образы. Ставилась задача - изучить отношение молодежи к событиям войны через собственное мнение, интерес, эмоциональное отношение к военно-исторической тематике.

В результате были сделаны выводы, что в сознании молодежи преобладает патриотичное восприятие событий войны, несмотря на информационные кампании, искажающие историю. В общественном сознании молодых людей присутствует гражданственность, патриотизм, уважительное отношение к истории своей страны.

Ключевые слова:

Великая Отечественная война, историческая память, молодежь, визуализация событий войны, культурное наследие войны, гражданственность, культурный код, общественное сознание молодежи

УДК 316.346.32-053.6

DOI: 10.24411/2658-6932-2020-10039

Для цитирования: Крупа Т. А. Великая Отечественная война в исторической памяти молодежи / Т. А. Крупа // Контентус. - 2020. - № 5. - С. 9 - 19.

С каждым годом все дальше от нас вглубь времени уходят события Великой Отечественной войны, в создании молодежи ее образ сформировался фрагментами и противоречивыми фактами.

Нынешнее поколение молодых людей - «миллениалы», в их сознании представление о войне сформировано не родителями, которые относятся к «поколению Х», и даже не дедушками - бабушками, относящимися к поколению «беби-бумеров». Для современной молодежи образ войны сформирован современным информационным пространством, несущим в себе как положительный, так и отрицательный заряды.

К сожалению, сегодняшние информационные технологии пытаются пробудить симпатии к тем, кто во время войны действовал против интересов нашего государства. В год празднования 75-летия Победы против России прокатился ряд обвинений. Так, поляки заявили, что СССР нарушил международное право в 1939 г. Европарламент считает СССР виновным в развязывании Второй мировой войны - советско-германский договор о ненападении 1939 г. объявлен причиной войны. Итоги таких разрушительных информационных кампаний влияют на сознание молодежи, на формирование их гражданственности, нравственной позиции. В сознании современной молодежи ВОВ оценивается исторической памятью, которая обладает способностью превращать историческое знание в мировоззрение. Оно, в свою очередь, формируется через литературные произведения, кинематограф, визуальное искусство и др.

В январе- феврале 2020 г. в год 75-летия Победы в ВОВ был проведен опрос студентов на тему «Великая Отечественная война в памяти молодежи». Выборка состояла из 120 человек, из них юношей - 58%, девушек - 42%. Возраст опрошенных от 17 до 19 лет. Объектом исследования являлись обобщенные представления о войне, имеющиеся в общественном сознании молодежи. Предметом - отражение событий ВОВ в памяти молодежи через визуально- художественные образы. Ставилась задача -изучить отношение молодежи к событиям войны через собственное мнение, интерес, эмоциональное отношение к военно-исторической тематике.

В начале исследования сформулированы гипотезы: 1. В сознании молодежи преобладает положительный тренд в восприятии событий войны, несмотря на попытки искажения истории. 2. В исторической памяти молодежи о войне преобладают патриотические настроения. 3. Для третьей части опрошенных события войны не будут представлять никакого интереса. 4. В сознании молодежи присутствует «культурный код», связанный с событиями войны, и он не подвергся существенной деформации.

Сбор данных проводился с помощью анкетирования, содержащего в себе преимущественно вопросы открытого типа.

Изучение культурного наследия войны играет важную роль в формировании у молодежи представления о событиях военных лет. В данном случае осуществлялась попытка охарактеризовать «культурный код», связанный с памятью о войне. Культурный код - это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Памятники, песни, фильмы и книги о войне в нашем понимании составили культурный код, посвященный войне, присутствующий в сознании молодежи.

Для начала респондентам был задан вопрос: «Какие памятники, посвященные Великой Отечественной войне вам известны»? Большинство опрошенных знают памятники, расположенные как в крупных городах страны, так и в их родных городах и селах. Изучив открытые ответы респондентов, их удалось разделить на 4 группы. Первая группа - 54% опрошенных знают такие памятники, но путаются в точных названиях, часто искажая их или знают очень приблизительно, имеют слабое представление о памятниках, расположенных в их родном городе или селе. Вторая группа - 17,5% опрошенных знают точно и правильно их называют, и преимущественно - это памятники, расположенные в центральных городах страны. Третья группа - 26% отметили, что таких памятников не знают. Четвертая группа - 2,5% дают ошибочный ответ, называя памятники, не имеющие отношения к этому событию.

Так, в памяти молодежи наиболее отчетливо запечатлены памятники: «Могила неизвестного солдата» в Москве, скульптура «Родина-Мать зовет» в Волгограде, памятник «Алеша» в г. Пловдив, монумент героическим защитникам Ленинграда, монумент Победы на Поклонной горе в Москве. Эти скульптурные композиции называли чаще остальных [1].

При анализе открытых ответов студентов пришлось проделать кропотливую работу по идентификации памятников, поскольку студенты называли их приблизительно, например, «вечный огонь», «стела погибшим героям» и т.д., но после идентификации обозначилась более четкая картина памятников, посвященных войне, имеющихся в родных городах и селах студентов (Таблица 1). Историческая память молодежи допускает ошибки, их анализ очень интересен в контексте данного исследования. Так, часть молодых людей к числу памятников Великой Отечественной войне отнесли памятник Минину и Пожарскому, крейсер Аврора, памятник Муравьеву Амурскому, памятник Борцам за власть советов на Дальнем Востоке, памятник Сергею Лазо, памятник партизанам в г. Хабаровске, посвященный событиям 1918-1920 гг.

Конечно, такие фактические ошибки можно связать с отсутствием фундаментальных знаний у молодежи. К счастью, такие ошибочные представления в исторической памяти не являются преобладающими.

Историческая память передается от поколения к поколению с помощью визуализации, одним из элементов которой является кинематограф. Некоторые исследователи считают, что «фильмы советских лет из числа молодежи смотрят не многие» [2. с. 227], однако это не совсем так. Война - один из самых популярных сюжетов как советского, так и современного кино. Военные фильмы, особенно современные, часто обсуждают, в них есть дух патриотизма, который объединяет. Советские фильмы о войне созданы поколением людей, более близких к событиям войны по времени. Современные фильмы о войне созданы людьми так называемого «поколения Х», иногда они искажают правдивую картину, не дают целостного восприятия. Чтобы определить сегмент культурного кода, связанный с кинематографом, студентам был задан вопрос «Какие фильмы о военной тематике вам нравятся?» Респондентам разрешалось написать несколько названий фильмов, поэтому совокупность ответов превышает 100% отметку. Самым популярным оказался фильм «А зори здесь тихие» (преимущественно в старом варианте), далее следует фильм «Т-34»; на третьем месте фильм «Сталинград», не четвертом - «Битва за Севастополь», далее - «В бой идут одни старики», «28 панфиловцев», «Брестская крепость», «Судьба человека», «Офицеры», «Молодая гвардия», «Мы из будущего», «Ленинград». В аналогичном опросе, проводимом в 2015 г. студенты называли примерно те же фильмы, частности, «Сталинград» и «Брестская крепость» [5, с.205]. Не удивительно (Таблица 1), что в последнее время наблюдается интерес к военным картинам. Память об этой войне очень сильна в народе. Однако не смотрели таких фильмов, не интересовались этой тематикой - 14% опрошенных. Особая популярность в данном опросе у современного кино. Просмотр кинофильмов на военную тематику познавателен, информативен. Современные фильмы насыщены панорамными съемками, пытаются передать всю неприглядную правду о войне. Что касается советских кинофильмов о войне - их отличает масштабность военных баталий, отличная игра актеров, поствоенное поколение прекрасно передало своим потомкам помять о Великой Отечественной войне. Гражданственность такого кинематографа состоит в том, что военная тематика является для людей тем фактором, когда понятия чести и долга перед Родиной имеют важное значение.

Таблица 1 - Кинофильмы на военную тематику в памяти молодежи, %

А зори здесь тихие 37

Т-34 14

Сталинград 12

Битва за Севастополь 11

В бой идут одни старики 6

28 панфиловцев 6

Брестская крепость 5

Судьба человека 3

Офицеры 2

Молодая гвардия 2

Мы из будущего 2

Ленинград 2

Не смотрел, не помню 14

Другие 10

Ошибочно 5

Что касается фактических ошибок в исторической памяти - 5% опрошенных отметили фильмы, тематика которых относится к другим событиям в истории нашего государства - «Батальон», «9 рота», «Броненосец Потемкин», «Тихий Дон», «Союз спасения», часть молодых людей неправильно идентифицируют исторический факт и посвященный ему киносюжет. К студентам с отсутствием интереса к этой теме в данном случае относятся 14%, которые не смотрели или не помнят таких фильмов.

Обращение к литературным источникам в русле военной тематики показало, что среди опрошенных - 36% не читали книг о войне. Это в 3 раза больше, чем тех, кто не смотрел таких фильмов. Современные молодые люди читают мало, это общепризнанный факт, и исследование в очередной раз подтверждает это.

Сегмент культурного кода, связанный с литературой, показал, что первое место занимает роман М. Шолохова «Судьба человека», второе - повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие», третье - поэма А. Твардовского «Василий Теркин». Эти произведения являются частью школьной программы, поэтому неудивительно, что они оказались в приоритете. Далее по убывающей следуют произведения: роман М. Шолохова «Они сражались за Родину», повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», роман Б. Васильева «В списках не значился», повесть В. Распутина «Живи и помни», роман Ю. Бондарева «Горячий снег», повесть В. Катаева «Сын полка», роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

К числу ошибок в исторической памяти студентов в данном случае относятся: роман Л. Толстого «Война и мир»; роман Н. Островского «Как закалялась сталь»; роман М. Шолохова «Тихий Дон»; роман Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен»; произведение Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»; роман С. Алексиевич «Цинковые мальчики». Эти произведения, в принципе, о войне, но не о Великой Отечественной.

В целом, 15% опрошенных допустили фактические ошибки, это в 3 раза больше, чем ошибочных суждений по поводу кинематографа. Для молодежи книги менее интересны, у литературных произведений имеются мощные конкуренты. «Сейчас дети читают в основном в школе, где уроки литературы отбивают желание читать [4].

В повседневной жизни гражданственность проявляется через интерес к истории своей страны. Обобщенная реконструированная память о войне передается из поколения в поколение с помощью истории как учебной дисциплины. События войны в школьном курсе изучаются из года в год. Часто уроки способны внушать раздражение и неприятие. Пережевывание исторических событий по проверенной схеме убивает интерес к изучению предмета. В данном случае осуществлялась попытка выяснить, есть ли у молодежи интерес к событиям войны? Был задан соответствующий вопрос: «Какие события войны вызывают у вас интерес?»

У 32% опрошенных нет интереса к событиям войны. Далее по убывающей следуют события: Сталинградская битва (24%), Блокада Ленинграда (23%), Битва на Курской дуге (13%), Битва за Москву (8%), взятие Берлина и капитуляция Германии (6%), Битва за Ленинград (5%) и ряд других событий. Полученная в данном случае информация говорит о необходимости усиления воспитательного воздействия истории. Практически треть опрошенных, к сожалению, не имеют к событиям войны интереса. 68%, как оказалось, имеют определенный интерес к конкретным событиям, и эта информация могла бы повлиять на специфику формирования содержательной части учебных программ по истории как в вузе, так и в школе. Ошибки в исторической памяти в данном случае отмечены только два раза: Брусиловский прорыв и Куликовская битва - это, конечно, военные события, но к ВОВ не относящиеся.

В противовес разрушительным информационным кампаниям, относящимся к памяти о войне, наше государство постоянно поддерживает интерес к военно-исторической тематике. М. Наринский считает, что для современного российского руководства «День Победы 9 мая очень важен с точки зрения его легитимации, поскольку позволяет опираться на историческую традицию — это, пожалуй, единственный официальный праздник советского периода, который принимается и властями, и подавляющим большинством населения страны» [3, с. 57].

К примеру, ежегодно проводятся военные парады, акции памяти и др. Делать это необходимо, поскольку память о войне объединяет население России и является важным элементом российского национального самосознания [1, с. 11]. Чтобы уловить эмоциональное отношение респондентов к теме войны, им было предложено ответить на вопрос: «Выскажите, пожалуйста, свое эмоциональное отношение к военно-исторической тематике, которая ежегодно напоминает нам о событиях войны (парады, акции памяти, концерты, фильмы и др.)». У большинства опрошенных это вызывает чувство патриотизма (66%); 18% - безразлично; 11% имели собственное мнение, лежащее в плоскости патриотизма; 5% отметили, что их это раздражает. Молодые люди в открытых ответах писали, что важно гордиться, восхищаться, помнить героев войны, сохранять о войне историческую память и уважительно к ней относиться.

Есть мнения, где в эмоциональном отношении проявляется раздражение. К примеру, «Следовало бы потратить деньги, выделенные на парады, на улучшение благосостояния ветеранов», «Мне не нравится, когда оскверняют памятники, перевирают события войны», «То, как власть затрагивает эту тему и пытается за счет Великой Отечественной войны вызвать чувство патриотизма - меня раздражает. Я и так понимаю ценность той жертвы, которую отдавали те люди», «Власти проявляют недостаточную заботу о ветеранах, но используют их в целях пропаганды патриотизма». Так, по большей степени, в анализе открытых ответов студентов присутствует патриотизм, даже если эти мнения находятся в плоскости критики.

Интерес к истории своей страны и семьи - одна из составляющих гражданственности и патриотизма. Участие в акции «Бессмертный полк» можно рассматривать как проявление гражданственности. Молодым людям был задан вопрос: «Вы участвовали в акции Бессмертный полк?»: 52 % - не участвовали, 45% - участвовали, 3% собираются участвовать. Большого разрыва между участвовавшими и не участвовавшими в акции - нет, можно судить о наличии интереса к истории своей страны и семьи, в чем тоже проявляется гражданственность.

Изучая историю, всегда важно улавливать взаимосвязь истории и современности. Без осмысления истории своей страны, общество теряет ориентацию в будущее [6, с. 63]. В данном анкетировании содержался открытый вопрос: «Как события прошедшей войны повлияли на жизнь последующих поколений, каково ваше мнение?». Не дали ответа 38% респондентов. Остальные 62% дали вполне развернутые ответы, которые были унифицированы. Аккумулируя все ответы респондентов, можно сформулировать примерно 8 тезисов. Первый. «Ужасающие итоги войны показали людям, как нужно ценить жизнь и избегать любого проявления насилия. События войны

позволили нам жить в достатке и относительном спокойствии сегодня. Люди после войны начали ценить мир». Второй. «События войны сплотили народ, последующие поколения и дали представление об истинном счастье». Третий. «События прошедшей войны позволили нам жить в достатке и относительном спокойствии сегодня». Четвертый. «Из-за прошедшей войны последующим поколениям жить было очень тяжело». Пятый. «Война оставила след, показав все ужасы и появился страх перед ядерным оружием». Шестой. «Война повлекла за собой опыт в развитии науки, образования, технологий, экономики». Седьмой. «Война повлияла на формирование сложных внешнеполитических отношений, сложилось ложное мнение о Германии как о враге». Восьмой. «Большие людские потери создали напряженную демографическую ситуацию, много людей не родилось, не вернулось с войны».

Так, можно увидеть своеобразный «октет», суммирующий все мнения: «ценность мира и жизни», «сплочение людей», «спокойное будущее», «тяжелая жизнь после войны», «страх ядерного оружия», «импульс для развития науки и экономики», «сложные внешнеполитические отношения», «большие людские потери».

Из таких развернутых, неравнодушных ответов молодежи можно судить о том, что для них историческая память о войне актуальна. Не потеряна историческая преемственность, не утрачена связь между поколениями. Общественное сознание в виде данного сегмента исторической памяти о войне имеет потенциал, служит нерасторжимой связью между соотечественниками во времени и в пространстве.

Так, можно сделать ряд выводов. Память о войне удерживается в сознании опрошенной молодежи в различных визуальных формах. Визуальные образы в виде художественных фильмов, памятников присутствуют в исторической памяти молодых людей. Наиболее отчетливо культурный код, посвященный войне, проявляется в знании киноискусства, литературы, скульптуры.

Преимущественно визуальные образы присутствуют в виде таких скульптурных композиций, как «Могила неизвестного солдата» в Москве, скульптура «Родина Мать зовет» в Волгограде, памятник «Алеша» в городе Пловдив.

Среди произведений киноискусства чаще всего упоминался фильм «А зори здесь тихие», «Т-34» и «Сталинград». Среди фильмов, называемых молодежью, большинство — это современные киноленты, примерно 10-15 летней давности. Можно их критиковать, это не идеальные варианты военных фильмов, но такое кино смотрят, его обсуждают, оно нравится. В этом можно усматривать объединяющий дух патриотизма и гражданственности.

Если говорить о литературе, посвященной войне, то 36% опрошенных не читали книг по этой тематике. Из тех, что читали, чаще всего упоминали роман М. Шолохова «Судьба человека», повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие» и поэму А. Твардовского «Василий Теркин». В основном, это произведения школьной программы. Осведомленность молодых людей о киноискусстве гораздо лучше, чем о литературе, что в целом, соответствует нормам информационного общества.

Гипотезы, сформулированное в начале исследования, почти подтвердились: в сознании молодежи преобладает положительное патриотичное восприятие событий войны, несмотря на попытки фальсификации истории. Культурный код молодых людей, связанный с событиями войны лежит в плоскости гражданственности, патриотизма, уважительного отношения к истории своей страны.

Для какой части молодежи историческая преемственность теряется? Такой вопрос ставился в начале исследования, выдвигалась гипотеза, что для третьей части эти события будут белым пятном.

Эта гипотеза подтвердилась частично. Не для третьей, а примерно для четвертой части молодежи события войны не представляют интереса. Для них этот сегмент не актуален. Четвертая часть - это немного, но и не мало. Имея в наличии такой процент молодых людей, теряющих историческую преемственность, нужно принимать обоснованные решения в деятельности по формированию патриотического отношения молодежи к истории своей страны, усиливать воспитательное воздействие образования.

Интерес к событиям войны в исторической памяти опрошенных сконцентрировался преимущественно вокруг Сталинградской битвы, блокады Ленинграда, битвы на Курской дуге. Воспитательное воздействие истории, в целом, выполняет свою функцию. У большинства опрошенных чувство патриотизма вызывает ежегодное обращение к военно-исторической тематике, напоминающее о событиях войны (парады, акции памяти и др.). О поддержании духа патриотизма говорит и то, что 52% опрошенных участвовали в акции Бессмертный полк, наличие интереса к истории своей семьи в контексте истории страны говорит о наличии гражданственности и патриотизма в их сознании.

Анализируя связь истории и современности в сознании молодежи, изучая из развернутые ответы, можно делать вывод об их неравнодушии к этой проблематике. Респонденты отметили, что современное человечество стало больше ценить мир, человеческую жизнь, спокойное будущее и очень важно сплочение людей после тяжелых военных испытаний.

Список использованных источников

1. Афанасьева А.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в памяти россиян // Социологические исследования. 2005. № 8. С.11 - 22.

2. Григорьева М., Дилгижек O., Хомушку Ч., и др. Особенности визуализации исторической памяти о Великой Отечественной войне // Великая Победа в памяти поколений : сб. статей межрегион. науч. студ. конф., Владивосток, 12-14 мая 2015 / ДВФУ, ИИАЭ ДВО РАН. Владивосток, 2015. С.225 - 228.

3. Наринский М. Война в исторической памяти современной России // Свободная мысль. 2015. № 2. С. 55 - 64.

4. Почему молодежь не читает книг? // Аргументы и факты. № 38. 18.09.2002.

5. Савватеева Д.В. Искусство военных лет в памяти поколений // Великая Победа в памяти поколений: сб. статей межрегион. науч. студ. конф., Владивосток, 12-14 мая 2015 / ДВФУ, ИИАЭ ДВО РАН. Владивосток, 2015. С. 203 - 206.

6. Тавокин Е.П., Табатадзе И.А. К вопросу об исторической памяти о Великой Отечественной войне // Социс. 2010. № 5. С. 62 - 66.

THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE HISTORICAL MEMORY OF YOUNG PEOPLE

Krupa T. A.**

candidate of social Sciences, associate Professor

** FEFU,

Vladivostok, Russia Abstract:

The article deals with the problems of historical memory of young people associated with their representation of the Great Patriotic war. The author studies the peculiarities of forming citizenship and moral attitude by preserving the events of the war in the memory of young people. In the year of the 75th anniversary of the Victory, an attempt was made to characterize the "cultural code" of youth associated with the memory of the war. The survey was used to analyze ideas about war through literary works, cinematography, and visual art. The stated problem was studied by analyzing a pilot study in student groups. The object of the research was the generalized ideas of war that are available in the public consciousness of young people. The subject is the reflection of the events of the Second World war in memory through visual and artistic images. The task was to study the attitude of young people to the events of the war through their own opinion, interest, and emotional attitude to military-historical topics. As a result, it was concluded that a patriotic perception of the events of the war prevails in the minds of young people, despite information campaigns that distort history. In the public consciousness of young people there is citizenship, patriotism, respect for the history of their country.

Keywords: World War II, historical memory, youth, visualization of the events of war, cultural heritage of the war, citizenship, cultural code, public consciousness of youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.