Научная статья на тему 'ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЭКСПОЗИЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАРЕЛЬСКОЙ АССР (КАРЕЛО-ФИНСКОЙ ССР)'

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЭКСПОЗИЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАРЕЛЬСКОЙ АССР (КАРЕЛО-ФИНСКОЙ ССР) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / ЭКСПОНАТ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ЭКСКУРСИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каюмова Мадина Расуловна

На примере постоянных экспозиций Государственного историко-краеведческого музея Карельской АССР конца 1940-х - начала 1980-х годов рассматриваются особенности музейной репрезентации истории Великой Отечественной войны. Целью исследования было выявить основные факторы, влиявшие на экспозиционную политику музея. Для этого были изучены основные экспозиции музея, посвященные истории Великой Отечественной войны. Актуальность заключается в подходе к анализу исторических экспозиций как особого типа визуального исторического нарратива, созданного в рамках аутентичной им историографической традиции, а также чувствительного к изменению социально-политического дискурса. Тематическая структура экспозиций, состав экспонатов, текстовая сопроводительная информация к ним фиксировались в тематических экспозиционных планах. Предметный ряд разделов постоянной экспозиции музея, посвященных Великой Отечественной войне, был сформирован в конце 1940-х годов. Он стал базой для формирования последующих экспозиций, дополняясь новыми памятниками, но не претерпевая значительных изменений. Вспомогательные средства музейного показа, а именно тексты в виде аншлагов, пояснительных текстов, этикеток, напротив, создавались заново в процессе каждой реэкспозиции с учетом преобладающих тенденций в историографии и общественно-политической жизни страны. Таким образом, транслируемые в экспозициях посредством текстов представления о войне, ее ключевых героях и событиях трансформировались на протяжении всего рассматриваемого периода. Эти изменения были связаны не только с приращением новых знаний, но и с метаморфозами, происходившими в общественно-политической жизни, а также со стремлением музея соответствовать актуальной повестке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE EXHIBITIONS OF THE STATE LOCAL HISTORY MUSEUM OF THE KARELIAN ASSR (KARELO-FINNISH SSR)

The article investigates the characteristics of the museum representation of the Great Patriotic War through the example of permanent exhibitions of the State Local History Museum of the Karelian Autonomous Soviet Socialist Republic (KASSR) during the 1940s and the early 1980s. The purpose of the research was to reveal the key factors that influenced the museum’s representation policy. The relevance of the research lies in the author’s approach to analyze historical exhibitions as a special type of visual historical narrative created within the authentic historiographical tradition and socio-political discourse sensitive to changes. The thematic structure, choice of exhibits, textual content, and composition of the exhibitions were recorded in thematic exhibition plans. The permanent exhibitions dedicated to the Great Patriotic War were shaped in the late 1940s and became the basis for all the subsequent war-themed exhibitions. The collection was constantly replenished with new exhibits but did not undergo any significant changes. Such visual aids and auxiliary means as information banners, explanatory texts, plates and labels, on the contrary, were newly created for every following exhibition, taking into account the prevailing tendencies in historiography and the country’s social and political life. Therefore, perceptions of the war, its main heroes and evens reflected in these texts transformed throughout the studied period. These transformations were connected not only and not so much with new knowledge, but with the social and political changes and the museum’s desire to meet the current agenda.

Текст научной работы на тему «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЭКСПОЗИЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАРЕЛЬСКОЙ АССР (КАРЕЛО-ФИНСКОЙ ССР)»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Proceedings of Petrozavodsk State University

Т. 44, № 2. С. 98-104

Научная статья

DOI: 10.15393/uchz.art.2022.738 УДК 930:[94(47).084.8+069.013]

2022

Отечественная история

МАДИНА РАСУЛОВНА КАЮМОВА

главный архивист отдела научно-справочного аппарата Национальный архив Республики Карелия (Петрозаводск, Российская Федерация) ORCID 0000-0003-2360-8388; madina.kayumova@gmail.com

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА В ЭКСПОЗИЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАРЕЛЬСКОЙ АССР (КАРЕЛО-ФИНСКОЙ ССР)

Аннотация. На примере постоянных экспозиций Государственного историко-краеведческо-го музея Карельской АССР конца 1940-х - начала 1980-х годов рассматриваются особенности музейной репрезентации истории Великой Отечественной войны. Целью исследования было выявить основные факторы, влиявшие на экспозиционную политику музея. Для этого были изучены основные экспозиции музея, посвященные истории Великой Отечественной войны. Актуальность заключается в подходе к анализу исторических экспозиций как особого типа визуального исторического нарратива, созданного в рамках аутентичной им историографической традиции, а также чувствительного к изменению социально-политического дискурса. Тематическая структура экспозиций, состав экспонатов, текстовая сопроводительная информация к ним фиксировались в тематических экспозиционных планах. Предметный ряд разделов постоянной экспозиции музея, посвященных Великой Отечественной войне, был сформирован в конце 1940-х годов. Он стал базой для формирования последующих экспозиций, дополняясь новыми памятниками, но не претерпевая значительных изменений. Вспомогательные средства музейного показа, а именно тексты в виде аншлагов, пояснительных текстов, этикеток, напротив, создавались заново в процессе каждой реэкспозиции с учетом преобладающих тенденций в историографии и общественно-политической жизни страны. Таким образом, транслируемые в экспозициях посредством текстов представления о войне, ее ключевых героях и событиях трансформировались на протяжении всего рассматриваемого периода. Эти изменения были связаны не только с приращением новых знаний, но и с метаморфозами, происходившими в общественно-политической жизни, а также со стремлением музея соответствовать актуальной повестке.

Ключевые слова: музей, экспонат, экспозиция, тематический экспозиционный план, Великая Отечественная война, экскурсия

Для цитирования: Каюмова М. Р. Великая Отечественная война в экспозициях Государственного исто-рико-краеведческого музея Карельской АССР (Карело-Финской ССР) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Т. 44, № 2. С. 98-104. БО!: 10.15393/иекг.аг12022.738

ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война относится к ряду ключевых событий в истории Советского Союза. Наряду с Октябрьской революцией победа в Великой Отечественной войне стала одной из основ идентичности советского человека и легитимности Советского государства [12: 160-161]. В советских историко-краеведче-ских музеях разделы экспозиций, посвященные событиям Октябрьской революции и Великой Отечественной войны, занимали ведущие места в музейном показе. В Государственном историко-краеведческом музее Карельской АССР тематический раздел, посвященный истории Великой Отечественной войны, был одним из центральных

© Каюмова М. Р., 2022

в отделе истории советского общества. На основе этого экспозиционного комплекса музей реали-зовывал одну из основных задач, поставленных перед музеями советским руководством. Эта задача заключалась в воспитании молодого поколения в духе гордости за великие свершения советского народа и постоянной готовности встать на защиту социалистического отечества и бороться за мир во всем мире1.

В статье на примере постоянных экспозиций Государственного историко-краеведческо-го музея Карельской АССР (Карело-Финской ССР) рассмотрена динамика изменений транслируемых посредством экспозиций представлений о Великой Отечественной войне. Обозначены ос-

новные факторы, влиявшие на экспозиционную политику музея, выявлены основные особенности каждой из экспозиций, посвященных истории Великой Отечественной войны, в период с конца 1940-х до начала 1980-х годов.

Основными источниками исследования являются тематические экспозиционные планы, методические пособия для проведения экскурсий, путеводители по музею, а также делопроизводственная документация музея и протоколы производственных совещаний. В тематических экспозиционных планах (ТЭП) фиксировалась структура музейных экспозиций, схема и порядок расположения экспонатов, состав пояснительных текстов и этикетажа. ТЭП позволяют представить, как выглядела экспозиция, каково было ее содержание2. Методические разработки экскурсии представляют собой развернутый план экскурсии, в них указаны основные объекты и приемы показа, маршрут, продолжительность экскурсии, а также текст самой экскурсии (в полном объеме или в виде конспективного изложения)3.

ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ (1948 И 1952 ГОДЫ)

Карело-Финский государственный музей (с 1953 года - Государственный историко-краевед-ческий музей Карело-Финской ССР) значительно пострадал во время оккупации г. Петрозаводска в 1941-1944 годах, многие ценные экспонаты и целые коллекции были утрачены4. Однако усилиями сотрудников музей был открыт уже в 1945 году, до 1948 года продолжалась работа над формированием постоянной экспозиции5. На Всероссийском совещании по культурно-просветительной работе в РСФСР, состоявшемся в 1945 году, одним из главных направлений деятельности советских музеев в исторических отделах был назван сбор и показ материалов по истории Великой Отечественной войны [5: 55]. Еще в годы войны в республике началась работа по сбору документов и материалов по истории военных операций в тылу противника и на фронте. Сотрудники Научно-исследовательского института культуры Карело-Финской ССР совместно со студентами Карело-Финского государственного университета выезжали в экспедиции по всем районам республики. Было собрано значительное количество газет, фотографий, дневников, писем, записывались воспоминания [9: 7-8].

Собирательская работа проводилась и в музее. Уже к 1948 году была собрана значительная коллекция предметов, связанных с Великой Оте-

чественной войной, что позволило на ее основе открыть полноценный отдел музея «Великая Отечественная война и участие в ней народа Карело-Финской ССР». Основу наполнения экспозиции составляли вспомогательные музейные средства - текстовые и изобразительные материалы - копии документов, фотографии, иллюстрации, обширные цитаты из речей И. В. Сталина, коллажи из газет и листовок. Именно речи И. В. Сталина и его соратников и газеты в первые послевоенные годы были основными источниками исторических исследований о войне. Их особенность состояла в том, что они выражали готовое мнение или оценку тех или иных событий войны [6: 274], в то время как научная разработка ключевых проблем по истории Великой Отечественной войны продвигалась в то время довольно медленно [10: 133]. Предметный ряд экспозиции составляли образцы вооружения советской армии и партизан, личные вещи и документы уроженцев Карелии - Героев Советского Союза.

В 1949 году был издан первый послевоенный путеводитель по музею. В нем была закреплена существующая структура экспозиции, предлагался маршрут осмотра. Однако уже в следующем году путеводитель был изъят из продажи и библиотек, а музей начал работу над перестройкой всей экспозиции. Наибольшее число нареканий вызывал как раз отдел по истории войны. Дело в том, что он располагался последним по маршруту осмотра после раздела, посвященного восстановлению народного хозяйства в годы послевоенной пятилетки, нарушая хронологическую последовательность отдела истории советского периода6. Также в 1948 году было переиздано собрание речей, приказов, обращений, постановлений, выступлений на радио И. В. Сталина периода Великой Отечественной войны «О Великой Отечественной войне Советского Союза», которое предлагалось положить в основу новой экспозиции7.

Кроме того, в экспозиции значительное место было уделено показу партийного руководства республикой в военные годы и лично первого секретаря ЦК КП(б) КФССР Г. Н. Куприянова. На стендах были представлены фотопортреты и групповые фотографии партийного и комсомольского руководства, приводились копии документов за подписью Г. Н. Куприянова8. В начале 1950 года Г. Н. Куприянов был снят со своего поста, а позже арестован. Понятно, что его фотографии и связанные с ним документы не могли оставаться в экспозиции, а его имя упоминаться в путеводителе. Критиковалась экспозиция и за обилие местного материала и отсутствие

связи с общими событиями Великой Отечественной войны9.

Реэкспозиция комплексов, связанных с Великой Отечественной войной, была произведена в 1952 году. Комплексы экспонировались в разделе постоянной экспозиции «История Советской Карелии», не нарушая хронологической последовательности всей экспозиции. Таким образом, созданный в 1948 году музейный показ не просуществовал и нескольких лет. Новая экспозиция в плане структуры и сюжета была наследницей предыдущей. Предметный ряд был незначительно обновлен, основное место на стендах по-прежнему отводилось текстовым и иллюстративным материалам. За это критике подвергались тематические экскурсии по истории войны. Экскурсоводы упрекались в том, что они «не говорят языком экспонатов», в своей речи не останавливаются подробно на их ха-рактеристике10.

В ТЭП было довольно много вводных и общих тем, не относящихся непосредственно к событиям войны в Карелии. Местный материал, в том числе и экспонатура, подчас терялся на их фоне. Из экспозиции исчезли все тексты, копии документов, фотографии, связанные с деятельностью Г. Н. Куприянова на посту Первого секретаря ЦК КП(б) КФССР. Более того, в тексте экспозиции не встречалось ни одного упоминания партийного руководства республики. Партийно-политическая работа на фронте и в партизанских отрядах была представлена подлинниками и фотокопиями партийных документов, заявлений о приеме в партию, фотографиями политруков11.

Деление экспозиции на тематические разделы соответствовало периодизации истории войны, сложившейся к концу 1940-х годов и закрепленной в сборнике «О Великой Отечественной войне Советского Союза». Ключевой фигурой освободительной борьбы был показан И. В. Сталин. Каждый тематический подраздел начинался и заканчивался цитатами из его речей и статей. Эти цитаты служили вступлением к теме, настраивали на ее восприятие, подводили своеобразный итог в конце. Именно образ И. В. Сталина был связующим звеном, сквозной темой разделов экспозиции. На протяжении музейного повествования этот образ претерпевал изменения, развивался от талантливого руководителя до подлинного вождя советских народов.

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОЗИЦИИ 1964 ГОДА, ЭКСКУРСИИ 1970-х ГОДОВ

25 февраля 1956 года на XX съезде коммунистической партии первым секретарем ЦК

КПСС Н. С. Хрущевым был представлен доклад «О культе личности и его последствиях». Часть доклада была посвящена событиям Великой Отечественной войны, освещению руководящей, идеологической деятельности партии. В последующий период в историографии войны именно деятельность коммунистической партии стала рассматриваться как решающий фактор в деле достижения победы [6: 286].

Основной посыл доклада и последовавшие вслед за ним изменения в общественно-политической жизни страны в полной мере затронули и советские музеи. Они получили новый импульс к развитию, несмотря на то что выполнение идеологически актуальных задач по-прежнему оставалось приоритетом их деятельности [3: 84]. Карельский музей оказался в довольно сложном положении, так как постоянная экспозиция была открыта совсем недавно, и для ее изменения, а тем более полноценной реэкспозиции были необходимы значительные средства. Кроме того, здание, в котором располагался музей (бывшая заводская церковь), находилось в аварийном состоянии. В конце 1950-х годов он и вовсе закрылся на капитальный ремонт.

Новая экспозиция по истории Советской Карелии с улучшенным художественным оформлением, учитывавшая актуальную повестку, была открыта в 1964 году. Все разделы экспозиции, в том числе и посвященный Великой Отечественной войне, были полностью обновлены. Экспозиционные комплексы раздела, посвященного войне, располагались на площади около 100 квадратных метров, было введено более 50 новых экспонатов12.

Научной основой для создания нового музейного показа стала монография «Очерки истории Карелии», изданная в 1964 году13. Структура раздела экспозиции о Великой Отечественной войне повторяла структуру соответствующей главы в «Очерках», ведущие и пояснительные тексты, включенные в экспозицию, были прямыми цитатами из этой книги14.

В начале 1960-х годов в советской исторической науке был создан ряд обобщающих трудов по истории СССР, КПСС, советских республик и регионов, в которых учитывалась новая конъюнктура, связанная с критикой культа личности Сталина. В духе времени в них использовались в качестве методологической основы произведения Ленина, а не Сталина, отношение к дореволюционной и западной историографии было более взвешенным [11: 164]. «Очерки истории Карелии» можно назвать одним из примеров подобных обобщающих трудов. В этой

книге впервые на обширном архивном материале было представлено систематизированное знание по многим проблемам истории Советской Карелии. «Очерки» долгие годы служили основой для университетского курса по истории Карелии [4: 11].

Акцент в освещении событий Великой Отечественной войны делался на руководящей и направляющей роли партии и местных партийных организаций в борьбе с врагом и мобилизации населения [8: 7]. В «Очерках» редко встречалось, а в некоторых разделах не упоминалось совсем имя И. В. Сталина. Оно заменялось названиями «Государственный Комитет Обороны», «Ставка Верховного Главнокомандования», «партия», «правительство»15 и др. Таким образом, создавалась видимость, что все эти институты действовали как органы коллективного руководства [6: 289]. Из экспозиции также исчезли все цитаты И. В. Сталина. Более того, даже такой устоявшийся в историографии термин, как «Сталинградская битва», был заменен на «Разгром немцев на Волге»16.

Акценты в новой экспозиции были смещены с показа общеисторических сюжетов на местные. Больше рассказывалось о боях на Карельском фронте, деятельности подпольных групп. Значительное экспозиционное пространство занимала репрезентация партизанской борьбы. Раскрывая данную тему, создатели экспозиции старались показать преемственность воинских традиций, помещая рядом фотографии и личные вещи двух поколений партизан, отцов и детей: партизан времен Гражданской войны и бойцов партизанских отрядов, действовавших в Великую Отечественную войну17.

В экспозиции 1964 года появился сюжет, который сложно себе представить в экспозиции предыдущего периода, а именно положение советских военнопленных на оккупированной территории. На стендах экспонировались личные вещи военнопленных, фотографии с запечатленной на них обстановкой камер. В экспозицию был включен необычный экспонат: щепка, найденная в Олонецком концлагере в 1944 году, с надписью на карельском языке: «Верьте нам, что сидящие в этой камере олончане идут в финскую армию, только для того, чтобы помогать Красной Армии»18.

Выводом к рассмотренному разделу экспозиции служила цитата из материалов XX съезда КПСС о том, что в мире нет сил, которые могли бы остановить поступательное развитие социалистического общества, и об образовании «могучей мировой социалистической системы»19.

Последним экспонатом была карта-схема, на которой представлено образование мирового социалистического лагеря после войны. В экспозиции последовательно реализовывалась идея о руководящей и направляющей роли КПСС в деле победы над фашизмом.

Разработка и воплощение нового музейного показа совпало с очередными изменениями в общественно-политической жизни страны. В октябре 1964 года Н. С. Хрущев покинул пост Первого секретаря ЦК КПСС, его место занял Л. И. Брежнев. После 1965 года начался новый период в советской историографии Великой Отечественной войны. Был ужесточен контроль за всеми публикациями по истории войны, усилилась цензура, вводились меры по ограничению доступа исследователей в архивы. Историки в своих трудах должны были делать акценты на величии побед СССР, превосходстве социализма над всеми другими государственными и общественными системами, массовом героизме армии и народа [6: 299-300].

В 1967 году Государственный историко-кра-еведческий музей КАССР планировал открыть к 50-летней годовщине Октябрьской революции новую постоянную экспозицию. Поскольку раздел, посвященный истории Карелии в годы Великой Отечественной войны, был обновлен относительно недавно, решено было «восстановить его по старым монтажным местам, улучшив художественное оформление»20. Однако структурно и идеологически экспозиция оставалась прежней.

На основе обновленной экспозиции в 1974 году была создана методическая разработка к экскурсии. Основной целью экскурсии было показать «массовый героизм советских воинов на Карельском фронте»21, что соответствовало установившейся тенденции в репрезентации истории войны в историографии. Для реализации этой цели экскурсовод должен был подробно останавливаться на событиях и сражениях на Карельском фронте, героических подвигах фронтовиков и разведчиков. Целевой аудиторией экскурсии были школьники и учащиеся средних специальных учебных заведений. Тема Великой Отечественной войны вызывала особый интерес у школьников, а музейщикам позволяла достигать одной из важнейших целей деятельности советских музеев - воспитывать молодое поколение в духе патриотизма, укреплять их в этом чувстве [7: 66].

Экспозиция 1967 года просуществовала до 1979 года, когда музей в очередной раз был закрыт на ремонт. В начале 1980-х годов возникла идея перемещения музея в комплекс истори-

ческих зданий на пл. Ленина. В 1983 году началась разработка новой постоянной экспозиции, которая должна была разместиться уже на новом месте.

МУЗЕЙ ПАРТИЗАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ НАЧАЛА 1980-х ГОДОВ

Раздел, посвященный истории Карелии в годы Великой Отечественной войны, предлагалось разделить на два тематических комплекса и разместить их в разных зданиях. Первый комплекс должен был располагаться в главном здании музея и представлять темы «Тыл - фронту», «Герои Советского Союза - уроженцы Карелии». В экспозиционных комплексах в отдельном музейном здании на ул. Энгельса, д. 5 предполагалось раскрыть темы партизанского и подпольного движений. Открытие новой экспозиции должно было состояться в 40-ю годовщину освобождения Карелии, в 1984 году22. В этом же году должно было начаться оформление мемориального комплекса в честь партизан на пересечении улиц Гоголя и Энгельса [1: 50]. Первый тематический комплекс не был воплощен в музейном пространстве, торжественное открытие второго состоялось 8 мая 1984 года23.

Экспозиция, посвященная партизанам и подпольщикам, рассматривалась как составная часть мемориального комплекса Партизанской славы. Еще в 1975 году Петрозаводским горсоветом был объявлен конкурс на проект «Поляны партизанской славы»24. Несмотря на то что конкурс состоялся, ни один из проектов так и не был тогда воплощен. К идее создания мемориального комплекса партизан и подпольщиков вернулись в 1982 году, когда пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял Ю. В. Андропов, руководивший в годы Великой Отечественной войны комсомолом Карелии и участвовавший в организации партизанского движения [2: 3-4].

В 1983 году был разработан новый ТЭП. Основной задачей экспозиционеров было показать руководящую роль ЦК компартии и комсомола республики в создании подпольных партийных и комсомольских организаций и групп25. Акцент на роли комсомола был неслучайным, так как одной из задач было показать роль Ю. В. Ан-

дропова в организации партизанского движения. Большинство тематических разделов экспозиции начиналось и заканчивалось цитатами из его выступлений и статей, на стендах были размещены фотокопии документов с его подписью и его фотографии. Завершающий раздел экспозиции назывался «Борьба за мир - забота человечества». Борьба за мир в общественно-политической повестке стала вновь актуальной из-за обострения отношений между СССР и США в начале 1980-х годов. Предварял раздел фотопортрет Ю. В. Андропова, под которым на стенде располагались написанные им книги. Завершался показ цитатой из выступления Ю. В. Андропова в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 года о важности борьбы за мир26. Цитата размещалась под фотографией антивоенного митинга в Петрозаводске, проходившего в 1983 году.

Необходимо отметить, что сюжеты экспозиций 1952 и 1983 годов удивительно схожи: они повествовали о становлении вождя, который провел народ через испытания к миру и продолжает борьбу за мир. В экспозиции 1952 года -это был И. В. Сталин, а в экспозиции 1983 года -Ю. В. Андропов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, разделы постоянной экспозиции Государственного историко-краеведческого музея КАССР, посвященные Великой Отечественной войне, являлись одними из ключевых в структуре музейного показа. Представление о войне, ее значимых событиях, участниках, воплощенные в музейных показах, претерпевали значительные изменения на протяжении всего рассматриваемого периода. Эти изменения были связаны не только и не столько с приращением новых знаний, сколько с метаморфозами, происходившими в общественно-политической жизни, влиявшими на историографию и актуальную повестку. Предметный ряд экспозиций, который в отличие от идеологического антуража оставался практически неизменным, позволял музею ре-ализовывать одну из своих главных функций -воспитательную. На примерах воинов, партизан и подпольщиков в духе патриотизма было воспитано не одно поколение советских граждан.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. Р-1046. Оп. 3. Д. 12/155. Л. 54.

2 Юренева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. 2-е изд. М.: Академический проект, 2004. С. 443-444.

3 Бахта М. В. Краеведение и музейное дело в СССР: Учебное пособие по курсу «Краеведение и основы музейной работы» для студентов специализации «Организатор-методист клубной работы». М.: Московский гос. ин-т культуры, 1977. С. 35.

4 Государственный историко-краеведческий музей Карело-Финской ССР: Путеводитель по музею. Петрозаводск, 1949. С. 3.

5 Там же. С. 3-4.

6 НА РК. Ф. Р-1046. Оп. 3. Д. 2/24. Л. 8.

7 Там же. Д. 2/28. Л. 7-8.

8 Государственный историко-краеведческий музей... С. 57, 61, 64.

9 НА РК. Ф. Р-1046. Оп. 3. Д. 2/24. Л. 8.

10 Там же. Д. 3/35. Л. 35.

11 Научный архив Национального музея Республики Карелия (НА НМ РК). Ф. 1. Оп. 1. Д. 106. Л. 23-24, 42.

12 Там же. Д. 12/158. Л. 4.

13 Очерки истории Карелии. Т. 2 / Академия наук СССР, Петрозаводский ин-т языка, литературы и истории. Петрозаводск: Карельское кн. изд-во, 1964. 615 с.

14 См. напр.: Очерки истории Карелии... С. 348; НА НМ РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 283. Л. 10.

15 Очерки истории Карелии... С. 343-399.

16 НА НМ РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 283. Л. 4.

17 Там же. Л. 9-10.

18 Там же. Л. 23.

19 Там же. Л. 64.

20 НА РК. Ф. Р-1046. Оп. 3. Д. 15/181. Л. 12.

21 Там же. Д. 21/249. Л. 1.

22 НА НМ РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 600. Л. 2.

23 Ленинская правда. 1984. № 109. 9 мая.

24 НА РК. Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 1492. Л. 83-85.

25 НА НМ РК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 600. Л. 28.

26 Там же. Л. 73.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Великая Отечественная война в Карелии: Памятники и памятные места. Петрозаводск: Кирья, 2015. 334 с.

2. Волохова В. В. История памятника воинам, партизанам и подпольщикам Карельского фронта: пе-трозаводчане в борьбе за собственную память о войне // Россия и мир XXI веке: Материалы II науч.-практ. конф. молодых ученых ПетрГУ. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. С. 3-11.

3. Грицкевич В. П. История музейного дела в новейший период (1918-2000). СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2009. 152 с.

4. Жербин А. С. Основные этапы изучения истории Советской Карелии // Историография Советской Карелии. Петрозаводск: Карельский филиал АН СССР, 1986. С. 5-17.

5. И г н а т ь е в а В . Н . Организация музейного дела и музейное строительство в РСФСР в послевоенные годы (1945-1953) // Очерки истории музейного дела в СССР. Вып. VI. М., 1968. С. 54-96.

6. Кулиш В. М. Советская историография Великой Отечественной войны // Советская историография / Под ред. Ю. Н. Афанасьева. М., 1996. С. 274-315.

7. Левыкин К. Г. Роль государственных музеев в расширении и углублении знаний учащихся, развитии их познавательных способностей // Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствами: Сборник науч. тр. М.: НИИК, 1983. С. 64-68.

8. М а к у р о в В . Г. Великая Отечественная война в Карелии: Историографический очерк. Изд. 2-е, доп. Петрозаводск: Карелия, 2013. 43 с.

9. М о р о з о в К . А . Карелия в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Петрозаводск: Карелия, 1983. 239 с.

10. М о р о з о в К . А . Карелия в годы Великой Отечественной войны (историографический обзор) // Историография Советской Карелии. Петрозаводск: Карельский филиал АН СССР, 1986. С. 127-147.

11. Сидорова Л. А. Оттепель в исторической науке. Советская историография первого послесталинского десятилетия. М.: Памятники исторической мысли, 1997. 288 с.

12. Х ё с л е р И . Что значит «проработка прошлого»? Об историографии ВОВ в СССР и России // Память о войне 60 лет спустя: Россия - Германия. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 56-169.

Поступила в редакцию 04.10.2021; принята к публикации 17.01.2022

Original article

Madina R. Kayumova, Chief Archivist, National Archives of the Republic of Karelia (Petrozavodsk, Russian Federation) ORCID 0000-0003-2360-8388; madina.kayumova@gmail.com

THE GREAT PATRIOTIC WAR IN THE EXHIBITIONS OF THE STATE LOCAL HISTORY MUSEUM OF THE KARELIAN ASSR (KARELO-FINNISH SSR)

Abstract. The article investigates the characteristics of the museum representation of the Great Patriotic War through the example of permanent exhibitions of the State Local History Museum of the Karelian Autonomous Soviet

Socialist Republic (KASSR) during the 1940s and the early 1980s. The purpose of the research was to reveal the key factors that influenced the museum's representation policy. The relevance of the research lies in the author's approach to analyze historical exhibitions as a special type of visual historical narrative created within the authentic historiographical tradition and socio-political discourse sensitive to changes. The thematic structure, choice of exhibits, textual content, and composition of the exhibitions were recorded in thematic exhibition plans. The permanent exhibitions dedicated to the Great Patriotic War were shaped in the late 1940s and became the basis for all the subsequent war-themed exhibitions. The collection was constantly replenished with new exhibits but did not undergo any significant changes. Such visual aids and auxiliary means as information banners, explanatory texts, plates and labels, on the contrary, were newly created for every following exhibition, taking into account the prevailing tendencies in historiography and the country's social and political life. Therefore, perceptions of the war, its main heroes and evens reflected in these texts transformed throughout the studied period. These transformations were connected not only and not so much with new knowledge, but with the social and political changes and the museum's desire to meet the current agenda.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: museum, exhibit, exhibition, thematic exhibition plan, Great Patriotic War, excursion For citation: Kayumova, M. R. The Great Patriotic War in the exhibitions of the State Local History Museum of the Karelian ASSR (Karelo-Finnish SSR). Proceedings of Petrozavodsk State University. 2022;44(2):98-104. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.738

REFERENCES

1. The Great Patriotic War in Karelia: monuments and memorials. Petrozavodsk, 2015. 334 p. (In Russ.)

2. Volokhova, V. V. The history of monument to soldiers, partisans and undergrounders of the Karelian Front: Petrozavodsk residents' struggle for their own memory about the War. Proceeding of the II Research and Practice Conference for Young Scientists at Petrozavodsk State University "Russia and the World in the XXI Century". Petrozavodsk, 2009. P. 3-11. (In Russ.)

3. Gritskevich, V. P. Contemporary history of museum management (1918-2000). St. Petersburg, 2009. 152 p. (In Russ.)

4. Zherbin, A. S. Main stages of studying the history of Soviet Karelia. Historiography of Soviet Karelia. Petrozavodsk, 1986. P. 5-17. (In Russ.)

5. Ignatyeva, V. N. Organization of museum management and museum development in the Russian Soviet Federative Socialist Republic during the post-war years. Essays on the history of museum management in the USSR. Issue 4. Moscow, 1968. P. 54-96. (In Russ.)

6. Kulish, V. M. Soviet historiography of the Great Patriotic War. Soviet historiography (Yu. N. Afanasyev, Ed.). Moscow, 1996. P. 274-315. (In Russ.)

7. L e v y k i n , K . G . The role of state museums in the expansion and enhancement of students' knowledge and development of their cognitive abilities. Communist education of students by the means of museum: Collection of articles. Moscow, 1983. P. 64-68. (In Russ.)

8. Makurov, V. G. The Great Patriotic War in Karelia: A historiographical essay. Petrozavodsk, 2013. 43 p. (In Russ.)

9. Morozov, K. A. Karelia during the Great Patriotic War (1941-1945). Petrozavodsk, 1983. 239 p.

10. Morozov, K. A. Karelia during the Great Patriotic War (historiographical review). Historiography of Soviet Karelia. Petrozavodsk, 1986. P. 127-147. (In Russ.)

11. Sidorova, L. A. The Thaw in historical science. Soviet historiography of the first post-Stalin decade. Moscow, 1997. 288 p. (In Russ.)

12. H o s l e r, J. What does it mean to "work the past through"? The historiography of the Great Patriotic War in the USSR and Russia. Memory of the War 60 years later: Russia - Germany. Moscow, 2005. P. 56-169. (In Russ.)

Received: 4 October, 2021; accepted: 17 January, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.