Научная статья на тему 'Великая Отечественная война глазами населения прифронтовой полосы на Дону'

Великая Отечественная война глазами населения прифронтовой полосы на Дону Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
266
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / ДЕТИ / Немцы / итальянцы / оружие / Great Patriotic War / children / GERMANS / Italians / ARMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Венков Андрей Вадимович

Исследуется отражение событий Великой Отечественной войны в сознании населения прифронтовой полосы на локальном участке фронта. Особенностью является то, что очевидцы в то время были детьми и теперь передают свои детские ощущения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Венков Андрей Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about the childrens memory about the events of the Great Patriotic War in their region.

Текст научной работы на тему «Великая Отечественная война глазами населения прифронтовой полосы на Дону»

К ЮБИЛЕЮ ПОБЕДЫ

УДК 94(471.61 + 571) «1992/...»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА ГЛАЗАМИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИФРОНТОВОЙ ПОЛОСЫ НА ДОНУ

© 2010 г. А.В. Венков

Южный федеральный университет, Southern Federal University,

ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006, B. Sadovaya St., 105/42, Rostov-on-Don, 344006,

decanat@hist. sfedu. ru decanat@hist. sfedu. ru

Исследуется отражение событий Великой Отечественной войны в сознании населения прифронтовой полосы на локальном участке фронта. Особенностью является то, что очевидцы в то время были детьми и теперь передают свои детские ощущения.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, дети, немцы, итальянцы, оружие.

This article is about the childrens memory about the events of the Great Patriotic War in their region.

Keywords: Great Patriotic War, children, Germans, Italians, arms.

Все дальше и дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны. Все меньше становится очевидцев тех трагических и героических лет. А их воспоминания - бесценный материал для воспроизведения истории повседневности того периода. Наша цель - рассмотреть, как события Великой Отечественной войны отразились в сознании жителей донских хуторов и населенных пунктов, находившихся в прифронтовой полосе.

В настоящее время, расспрашивая очевидцев событий Великой Отечественной войны, надо учитывать фактор возраста. Уцелевшим ветеранам уже далеко за 80. Тем же, кто были детьми и тем не менее помнят войну, сейчас как минимум 75. Таких больше. Они и представляют население прифронтовой полосы, делятся воспоминаниями о том, что пережили в детстве летом 1942 - зимой 1942 - 1943 гг., когда война бушевала в донских степях. Впрочем, информаторы не менее охотно рассказывают и о более позднем времени, когда фронт уже ушел, и жизнь надо было налаживать заново.

Места исследования - хутора по обоим берегам Дона вокруг станицы Вёшенской.

Общее количество информаторов - более десяти. Среди них есть и ветераны Великой Отечественной войны, но они были призваны либо в 1943-м, либо в 1944-м г. Большинство же во время войны были детьми школьного возраста.

О событиях 1941 г. воспоминаний мало. Помнят, что жизнь изменилась к худшему, отцы и старшие братья ушли в армию, работы прибавилось, но первой военной зимой голода не чувствовалось, поскольку при колхозах основное пропитание семьи получали со своих огородов в пойме Дона или занимались рыболовством. Те же источники пропитания остались и теперь.

Летом 1942 г. немцев не ждали. Хутора представляли собой глухомань, куда местная власть не всегда добиралась. Регулярной информации не поступало. Знали, что идет война. Пока шли занятия в школе (а многие ходили учиться в Вёшенскую или в ближайшие крупные хутора), учителя постоянно рассказывали о событиях на фронте, большей частью - о победах Красной Армии. Летом же, когда дети разошлись на каникулы, информации опять стало меньше.

Само приближение фронта ожидалось скорее с любопытством, чем со страхом. Первая смертельная угроза не воспринималась как таковая, иногда даже вызывала смех. Мальчика Лёшу (8 лет) мать из хутора послала в Вёшки за хлебом, и, пока он ходил, началась первая в истории станицы бомбёжка. Лёша прятался в подвале под школой. Это здание он знал лучше других и, испугавшись, побежал именно туда. А когда вернулся домой, старшие товарищи (такие же мальчишки) хохотали, представляя, как он напугался под бомбами.

Фронт приблизился. Сначала дети увидели отступающие советские части. В лесу у переправы через Дон скопилось много техники, и ее накрыла немецкая авиация. Вспоминая те события, очевидцы говорят об ощущении хаоса и безысходности. Н.С. Зубков (в то время 14 лет): «После того, что я видел в 42-м году, до сих пор понять не могу, как это мы победили...».

Женщины (в то время - девочки) вспоминают некие нравоучительные моменты. Мальчик попросил понести винтовку. Солдат дал, мальчик нес-нес и устал. «Дядя, забери». - «Не-ет. Неси дальше». Еще понес: «Дядя, я устал». А солдат говорит: «Вот теперь знай, как оно в армии».

Особенностью в жизни правобережных хуторов стало то, что по ним прошли не только немцы, но и

итальянцы. Немцы двинулись дальше, на Сталинград, а итальянцы развернули фронт вдоль берега Дона, разделив Вёшенский район на две части. По мнению итальянских командиров, воевавших именно в этой местности, итальянцы выгодно отличались от немцев в смысле гуманности. Как вспоминал Д. Мессе, командовавший итальянским корпусом: «Наши действия всегда носили в себе чувства справедливости и гуманизма, что соответствовало нашей расе» [1; с. 83]. Итальянские офицеры гордились, что в зоне действий их войск не бывает партизан.

Д. Мессе составил некую «Шкалу злодейства» и распределил в ней места:

1-е место - русские белогвардейцы (так он называл власовцев и других коллаборационистов); 2-е -немцы; 3-е - румыны; 4-е- финны; 5-е- венгры; 6-е-итальянцы [1, с. 100].

Русских коллаборационистов местные жители в прифронтовой полосе не видели. Немцы же действительно воспринимались как сила злая, высокомерная, не считающая местных жителей за людей. Девочка Фрося (7 лет) пасла телят, и на нее из оврага вышла немецкая передовая часть. Девочке немцы ничего не сделали. Единственно офицер подозвал ее и жестами приказал ей обобрать репейник, который прицепился ему на сапоги и брюки. И она на корточках пальцами обдирала колючий репейник, а офицер стоял и нетерпеливо постукивал носком сапога. Немцы торопились, и поэтому обобрала она репейник только с сапог офицера, солдаты и дальше пошли «в репьях».

Из внешнего вида немцев наибольшее впечатление произвело то, что на отдыхе или на каких-либо работах они раздевались и оставались в черных трусах. Местное мужское население в то время все еще носило нижнее белье (подштанники), а дети до определенного возраста вообще ходили в одних рубахах (без штанов).

Вопреки ожиданиям, автор статьи не слышал хвалебных отзывов об итальянцах. Когда зашел разговор на эту тему, А.Г. Кочетов (ветеран войны, но призванный по возрасту в армию лишь в 1944 г.) сразу возразил и рассказал, как итальянцы пытали захваченного в плен советского лейтенанта, добиваясь от него сведений. Они обвязали ему голову веревкой и стягивали петлю, тянули концы веревки в разные стороны.

Каждый факт насилия со стороны оккупантов прочно врезался в память местных жителей (и взрослых, и детей).

Восприятие противника населением, остававшимся с советской стороны линии фронта, более мягкое. В итальянцах, которые показывались на том берегу реки и даже стреляли через Дон, местные склонны видеть обычных людей, а некоторыми представителями вражеских сил могут даже полюбоваться. Характерен рассказ о некоем «югославе», который перебежал от итальянцев (Д. Мессе действительно упоминает «Хорватский легион» в рядах итальянского корпуса). Этот «югослав» перебрался через Дон, а поскольку советских войск вокруг было мало, его сначала не заметили, и он поселился у одной местной вдовы, у которой иногда «бывал» еще и советский

лейтенант. Характеристика «югослава» - «Такой симпатичный парень! Высокий, волос черный...».

И тем не менее и немцы, и итальянцы однозначно воспринимались как враги, которых надо уничтожать. Зимой, когда Красная Армия перешла в наступление, мальчишки из «трофейных», подобранных в брошенных окопах немецких и итальянских винтовок стреляли из лесу по колоннам пленных и убивали их. Причем советские конвоиры ничего не могли поделать. Не стрелять же в ответ по своим русским мальчишкам.

При воспоминаниях о той военной зиме, о переходе Красной Армии в наступление ясно проступает осознание своего конечного превосходства. Н.С. Зубков: «Немцы прошли мимо нас к Сталинграду, ну и там наши научили их, скотов...».

Воспоминания о советских бойцах более размытые. Во-первых, это были свои, и к ним особо не присматривались. Во-вторых, они мало отличались от местных жителей и внешним видом и стереотипом поведения.

И все же дети старались изо всех сил скрасить их фронтовой быт. В хуторе стояла минометная батарея, расчеты ее были растянуты на большое расстояние. Жители (в то время - дети) вспоминают, что почти каждый день в хатах, где стояли минометчики, устраивали бойцам самодеятельные концерты, играли им на балалайках и мандолинах и пели.

Боев в районе самой Вёшенской почти не было, они шли восточнее, в районе Еланской. Из всех боев местные жители вспоминают один, в котором участвовал и заслужил звание Героя Советского Союза уроженец станицы Вёшенской И. Федотов. Воочию этот бой никто из них не видел, но все слышали и помнили, что пулеметчик Федотов был ранен, однако в полубессознательном состоянии вел огонь и убил около сотни румын или итальянцев («так они на него удачно всей цепью вышли в ложбинке, и бежать им некуда»).

Среди жителей левобережных хуторов, где была советская линия обороны, преобладают воспоминания о работе в колхозе в прифронтовой полосе, работа была тяжелая и монотонная. В то же время чувствуется гордость доверием, когда им, детям, поручали самостоятельное дело - до света подняться и пригнать выпущенных на попас быков и лошадей. Гордость, что на них, как на взрослых оформлялись документы, командировки, учитывались трудодни, выписывались продукты.

Очень часто у стариков, особенно у тех, кто не пострадал напрямую (дом не сгорел, родители не поумирали, не погибли), проскальзывает любование временем. В основном это связано с обилием оружия, найденного и подобранного в прифронтовой полосе. Видимо, это объясняется региональной особенностью, казачьим населением, его воинственностью и любовью к оружию. Часто встречаются рассказы, как дети устраивали военные игры с применением настоящего оружия. Такого оружия было много. Бои в ходе Сталинградского наступления велись восточнее станицы. Противник оставил свои позиции напротив Вёшенской позже и без боя. Утром дети с левобере-

жья, удивленные, что итальянцы не стреляют, перебрались на правый берег и обнаружили брошенные окопы. Итальянцы отступали торопливо и бросили кое-где винтовки прямо в стойках и много другого имущества. Подростки постарше набрали в первую очередь шинелей и одеял, а малышня хватала оружие.

Есть целая серия рассказов, как играли вокруг подбитого советского танка. В танке сохранился боекомплект, и играющие его расстреляли из танковой пушки. Интересно, что при этом испытывали их матери, слыша недалекие разрывы снарядов, хотя фронт уже ушел?..

Затем по танку стали опробовать гранату от под-ствольного итальянского гранатомета. Но без гранатомета одну гранату трудно было метнуть так, чтоб она попала торцевой стороной по цели. Тогда гранату засунули снаружи в ствол танка и толкнули, чтоб дуло придало ей направление движения, и граната уже внутри танка ударилась бы о что-либо своей лобной частью. Однако граната прошла половину пути внутри ствола и остановилась. Танк оказался заминирован...

Не растерявшись, два мальчика забрались внутрь танка и открыли затвор танковой пушки.. Один стал медленно поднимать ствол, чтоб граната скатилась к ним, а другой держал шапку, чтоб граната упала в мягкое и не взорвалась. Граната заскользила вниз по стволу. Услышав характерный зудящий звук, мальчик, державший шапку, испугался и попытался выбраться из танка. Граната из ствола влетела внутрь танковой башни и взорвалась. Детей спасло то, что вся сила взрыва кумулятивной гранаты ушла по ходу ее движения в мотор танка, а их посекло лишь мелкими боковыми осколками и оглушило. Их товарищи, стоявшие снаружи танка, услышали взрыв и разбежались. Пострадавшие, истекая кровью, сами выбрались

из башни и без сил упали на землю... Потом их подобрали прибежавшие плачущие матери.

Таких рассказов много: о том, как весной 1943 г. нашли на правом берегу брошенную минометную батарею с боекомплектом и дали бесцельно несколько выстрелов, причем мины разорвались неподалеку от пашущих тракторов; о том, как играли в войну с настоящими винтовками, и брат брата ранил в ногу; о том, как итальянскую гранату метнули в овраг, и там вдруг что-то сдетонировало, и с полминуты гремели взрывы; помнят, как тот или иной их сверстник взорвался во время таких «опытов», погиб или покалечился, но особого трагизма в таких воспоминаниях нет -время сгладило остроту ситуации, да и сами они рисковали наравне с несчастным, им повезло, а ему - нет.

Таким образом, при всех особенностях восприятия войны, обусловленных возрастом респондентов, можно констатировать, что система ценностей людей, бывших во время Великой отечественной войны детьми, оставалась и остается неизменно патриотической. Они ценят мир, не любят войны, но Великую Отечественную считают справедливой и оборонительной, помнят и гордятся защитниками Отечества, до сих пор не могут забыть врагов и дела вражеских рук. Присущие детям оптимизм и жизнерадостное восприятие мира даже в те тяжелые годы позволяли им находить что-то радостное, хотя оно было сопряжено с оружием, с кровавыми экспериментами, с риском для жизни.

Литература

1. Мессе Д. Война на русском фронте. Итальянский экспедиционный корпус в России (К.С.И.Р). М., 2009. 310 с.

Поступила в редакцию 26 февраля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.