Научная статья на тему 'Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова: человечская природа и святость'

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова: человечская природа и святость Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
670
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / ПОДВИЖНИЧЕСТВО / СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / СВЯТОСТЬ / HUMAN NATURE / PATRISTICAL TRADITION / SANCTITY / SELF-SACRIFICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шустров Андрей Григорьевич

Жизнь и деятельность Великой княгини Романовой Елизаветы Фёдоровны были широко известны в России. Великая княгиня посвятила себя служению престолу и народу российскому. Приняв мученическую смерть, она стала одной из высокочтимых в настоящее время святых. Соотношение пути человеческой жизни Елизаветы Фёдоровны и ее святости раскрывается в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAND DUCHESS ELIZABETH FIODOROVNA ROMANOVA: HUMAN NATURE AND SANCTITY

Life and activity of the Grand duchess Romanova Elizabeth Fiodorovna were widely known in Russia. The grand duchess devoted herself to service to a throne and the people of Russia. Having accepted martyr death, now she became a one of highly respected saint. The ratio of human life of Elizabeth Fiodorovna and her sacredness are revealed in this article.

Текст научной работы на тему «Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова: человечская природа и святость»

УДК 13.11.28; 008; 316.42 ББК 63.3 (2)

великая княгиня

Елизавета фЁдОРОВНА РОМАНОВА:

человечская природа и святость

Шустров Андрей Григорьевич,

доктор культорологии, профессор, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (ЯрГУ), ул. Советская, д. 14, г. Ярославль, Россия, 150000,

e-mail: a.shustrov@list.ru

Аннотация

Жизнь и деятельность Великой княгини Романовой Елизаветы Фёдоровны были широко известны в России. Великая княгиня посвятила себя служению престолу и народу российскому. Приняв мученическую смерть, она стала одной из высокочтимых в настоящее время святых. Соотношение пути человеческой жизни Елизаветы Фёдоровны и ее святости раскрывается в данной статье.

Ключевые слова

Природа человека, подвижничество, святоотеческая традиция, святость.

30

Фигура Елизаветы Фёдоровны, появившаяся на русском небосклоне в последние годы исторического существования империи, предшествующие национально-государственной катастрофе, требует всестороннего и глубокого осмысления. Будучи по происхождению чужестранкой, она удивительным образом почувствовала и впитала в себя дух России, хранящийся под спудом времён. В ней было что-то от древнерусских княгинь, покоящихся в Вознесенском монастыре Московского Кремля. Как пишет Е. Трубецкой, в конце XIX в. под напластованиями всяческих духовных искажений и неправд, связанных с петровским переустройством общества по западному образцу, оно стало открывать для себя идеалы древней святости 1. Это была творческая альтернатива надвигающемуся социально-экономическому кризису. Для современного российского общества, истерзанного за прошедшее столетие войнами и репрессиями, ожесточённого, слабого и боль-

1 См.: Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.

ного, данные образцы также являются актуальными.

Приступая к разговору о судьбе Великой княгини Елизаветы Фёдоровны необходимо помнить, что мы переходим от биографического жанра к агиологии. В своей работе «Святые древней Руси» Г. Фёдоров отмечает педагогическую значимость канонизации 2. Из-за скудости исторических сведений о мирской жизни многих святых древности они известны только лишь как церковные светочи. Напротив, о подвижниках последнего времени имеется очень много частной информации, порой затрудняющей восприятие данного человека как святого. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна была широко известна и горячо любима в Москве, России и за её пределами. В своём общественном служении она находилась постоянно на виду, что делает анализ её жизни весьма показательным для возможного рассмотрения соотношения божественного и человеческого в творческом преображении личности.

2 См.: Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1991.

Обозначенная проблема требует определённой методологической платформы, в качестве которой может выступать святоотеческая традиция. Как сообщает Григорий Нисский в своём труде «О жизни Моисея законодателя», в истории для того даётся образ великих людей, чтобы подражать их высокой жизни и стремлению к добру. Поскольку история не повторяется, подражать великим людям в полной мере невозможно. Необходимо использовать их жизнь как пособие для осуществления своей собственной жизни, такой уже по дару 3, и качество которой, по словам Иоанна Златоуста, не зависит от богатств, состояния здоровья, социального положения 4.

В христианском богословии вся полнота человеческого и Божественного соединяется в лице Иисуса Христа. При разделённости грехом человеческой природы в иных случаях следует говорить об индивидуальном. Человеческая индивидуальность становится временной основой преображения человеческой природы и форматом встречи человека и Бога. Индивидуальность может пониматься не только как природная особенность, но и как осознание несовершенства и неполноты собственного бытия. Разрешение последнего в духовном творчестве личности нередко сокрыто от внешнего наблюдения. По свидетельству отцов Церкви, описательный метод истории не раскрывает сущности событий, тем более в духовной жизни человека. По мысли Григория Нисского, логикой внутреннего пути, ведущего к святости, служит восхождение в добродетели 5. Душа не может выразить того, отмечает Иисак Сирин, что совершается в безмолвии 6. Если внешняя добродетель Марфы, когда только начинается приуготовление души Богу, заметна, то, если Гость уже в доме души человека, покой и тишина Марии окружает тайну. Очень символично, что тронные венценосцы России в переломный момент её истории обрели и венцы победителей смерти.

В православном мировоззрении добродетель рассматривается как вид религиозной энергии, направленной как на внутреннего че-

3 Нисский Григорий. Экзегетические сочинения. Краснодар, 2009. С. 49.

4 Златоуст Иоанн. Беседы на Псалмы. М., 2005. С. 84-87.

5 Нисский Григорий. Указ. соч. С. 162, 180.

6 Сирин Исаак. Слова духовно-подвижнические. М.,

2006. С. 26-27.

ловека, так и на внешний мир. Чтобы видеть в другом действие веры, наблюдателю самому необходимо стоять на почве Церковной жизни, поскольку страсть не чутка к благородству. Жажда духовного света и очищения служат пределом природного подражания святому. За этим пределом следует Божественный дар и красота избранничества. Сами по себе любовь к белым цветам, музыкальность, изысканность вкуса и многое другое, что было свойственно для творческой натуры Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, Небесного гражданства не принесут.

Говоря об индивидуальной особенности духовного подвига Елизаветы Фёдоровны, можно выделить её происхождение, женское начало и социальное положение. Святоотеческая мысль не видит возможным саморазвития человеческой природы без добра, или Божественной благодати. Распад собственного естества делает жизнь личности трагичной. Неудержан-ные минуты земного счастья резко контрастируют с неизменностью блаженств. В библейском сознании человеческая природа не имеет собственной сущности. Развитие её направлено либо к преодолению собственных границ в подвиге преображения, либо к саморазрушению во времени. Григорий Палама отмечает, что Бо-говоплощение оправдывает нас как личностей, а не как природу 7. В духовном подвиге уменьшается земное, индивидуальное и возрастает вселенское, универсальное.

На жизненном пути Великой княгини между Дармштадтом и Иерусалимом лежала Москва, сыгравшая в её жизни решающую роль. Русские церковные писатели нередко отмечали высокие природные добродетели людей германского воспитания: их добросовестность, домовитость, стремление к порядку, организованность. Пышная брачная церемония, Екатерининская карета, царские почести и раритеты царской семьи содействовали тому, что Елизавета Фёдоровна оказалась в культурной среде, значительно отличающейся от той, к которой 31 она привыкла на своей родине. Определённое расхождение было связано и с догматическими, литургическими и даже психологическими особенностями православия.

7 Палама Григорий. Гомилии: в 3 кн. М., 1993. Кн. 1. С. 58.

32

Великая к няги ня Елизавета Федоровна и Великий князь Сергей Александрович

По воспитанию своему она была утверждена в лютеранской вере, защищена любовью Сергея Александровича и общественным положением царской семьи. Великая княгиня могла свободно и ненасильственно взирать на русскую церковную жизнь как бы со стороны, глазами заинтересованного иностранца. В этом можно увидеть схожесть с выбором веры послами князя Владимира. Для вселенской религии национальных границ не существует. Много людей из германских земель в поисках своей доли приходили в Россию, обретая в ней пути и смыслы духовной жизни. В качестве примера можно назвать хотя бы Исидора Ростовского, известного своим подвигом юродства.

Принятие Елизаветой Фёдоровной православия и, тем самым, фактически основ новой национальной культуры произошло через шесть лет замужества. В человеческой жизни оказывается нелёгким делом перерасти своё домашнее прошлое. Но ещё долго будет оставаться у неё тоска по Дармштадту, желание помочь раненным немецким солдатам, что очень напоминало положение Николая Японского. Но нежелание уехать из России, когда из неё убегали

природные подданные, а страна катилась в пропасть,— это означало любовь к русским людям, как больным детям, и нечто большее, сверхприродное — готовность к мученическому концу. В этом отношении отказ покинуть в заточении свою настоятельницу делает подвиг инокини Варвары (Яковлевой) равночестным.

Россию Елизавета Фёдоровна полюбила с самого начала за её равнинную безбрежность, простоту уклада, за православные храмы и монастыри. Она много путешествовала по древним городам: была в Ярославле, Ростове, Угличе. В её духовном становлении оказались значимы святыни Московского Кремля, Сергиева лавра, Саров, Оптина Пустынь. Позже она говорила, что сущность христианской веры лучше всего выражена в православии, что Святая Россия никогда не погибнет, хотя Великой России больше нет. Нужно быть добросовестным иностранцем, чтобы почувствовать хранящуюся благодать русской земли. Не случайно ненависть разрушителей была направлена не только против всего дома Романовых, но и храмов, несмотря на их выдающуюся архитектуру. Главным стратегическим ресурсом России было и остаётся «золото духа». В жизни Елизаветы Фёдоровны в России стало происходить много чудесного и случайного.

По словам Григория Палмы, стать ближе к Богу можно, став выше себя 8. Индивидуальное полностью неизгладимо как в памяти человека, так и Бога в Его домостроительстве личности. С одной стороны, это следы борьбы с самим собой, с обстоятельствами жизни, а с другой — воля случая. Исаак Сирин отмечал, что случайное — это добавление к человеческой сущности, творческое воздействие Бога на человека. За случайным всегда следует изменение 9. Человеческой воле лишь остаётся принять его или не принять. Мера подвига всегда индивидуальна, говорит Игнатий Брянчанинов 10. Действие жизненных обстоятельств отрезвляет человека, даёт понять, что в ограниченных условиях земного существования его жизнь не может состояться. В его свободной воле стряхнуть с себя ветхость природных одежд, пройдя сквозь узкие врата жизни. Индивидуальное подчёркивает важность осознания многообра-

8 Там же. Кн. 3. С. 116.

9 Сирин Исаак. Указ. соч. С. 33.

10 Брянчанинов Игнатий. Аскетическая проповедь. Минск, 2002. С. 91.

Марфо-Мариинская обитель (дореволюционная фотография)

Основательница Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елизавета Федоровна в монашеском облачении

зия путей спасения. «В доме Отца Моего обителей много»,— записано в Евангелии. По словам апостола Павла, Бог избрал нас для спасения. В индивидуальном заложена и идея спасения и идея избранничества.

В лице Великой княгини Елизаветы Фёдоровны раскрылись духовные возможности женщины в православии, далёкие от эманси-пированности и излишней чувственности. Казалось бы, предназначенная для обеспеченного семейного счастья, она предпочла стать «лилией духовного поля», показав, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского. Под мужеством святые отцы понимали свободный выбор в пользу добра с самыми невыносимыми для личного эгоизма последствиями. Она пошла за Христом без оглядки, как жены-мироносицы, как Мария Магдалина, святое имя которой обрамляет её жизненный путь от Дармштадта до Иерусалима.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна говорила: «нам женщинам всё можно». Она была чутка ко всем, помогала нуждающимся, обращалась к царю с просьбами, хлопотала о государственных делах, когда даже министры не решались это делать. Трагедия 18 февраля 1905 г., разыгравшаяся на площади Николаевского дворца, положила конец её семейному счастью. Произошедшее могло выбить из седла любую

сильную натуру. Что ей пришлось пережить в тот день у останков мужа, трудно поддаётся сравнению. Откуда взялись неженские силы в те дни и ночи, снисхождение к убийце, отнявшей у неё всё. Одинокая фигура настоятельницы у незапиравшихся ворот Марфо-Мариин-ской обители в революционные дни, усмиряющая ворвавшуюся бесчинствующую толпу, напоминает картину раннего христианства, когда сияние Божественной благодати в облачённом епископе удерживало руку варвара или язычника. Благотворительное посещение притонов Хитрова рынка говорит о её удивительном мужестве и бесстрашии.

Иоанн Златоуст отмечал, что повреждённая грехом человеческая природа, лишённая внутреннего источника развития, пытается развиваться при помощи разного рода пособий: наград, социальных рангов, богатств 11. Великая княгиня Елизавета относилась к высшей российской знати с фактически неограниченными возможностями действий. Мнимые преимущества нередко увеличивают страдания. По словам Григория Нисского, смирение и кротость являются

12

пределами развития человеческого естества 12. Не царское это дело выхаживать тяжелобольных, перевязывать гниющие раны хулиганам.

33

11 Златоуст Иоанн. Указ. соч. С. 318-321.

12 Нисский Григорий. Указ. соч. С. 421.

Напольная школа в Алапаевске окончательно раскрыла её характер. Здесь мы не увидим сентиментально-ностальгической картины «королей в изгнании». Лишённая законных почестей, обкраденная и униженная она сохранила честь свою, не подчинившись людям в их злобе 13. Ни капли уныния, признаков разрушенных надежд. Возделанный своими руками огород, ухоженная территория.

Таким образом, даже видимая жизнь Елизаветы Фёдоровны может служить для современников уроком и образцом высокого служения России и людям. Плод её земной жизни и страданий принёс ей святость. Веру она превратила в личную веру. У неё, словами Игнатия Брянча-нинова, не было «сочинённого лица» 14. Видимое и тайное в ней совпадали 15. Может быть, её неудачные фотографии были предзнаменованием лучшего изображения в лике.

Главное, что нужно помнить, говоря о Елизавете Фёдоровне, что самый нерв её жизни состоит в монашеском кресте. Ещё в юности она много говорила о Боге и творила дела милосердия. Святые отцы пишут о важности внешней добродетели, потому что в Евангелии сказано: «Я был наг и вы одели меня; я был голоден и вы накормили меня». Но значительно выше подвиг внутренней добродетели, когда человек не подаёт от избытка, а ограничивает свои потребности. В этом явственнее проступает духовная жертва Богу. Как пишет Григорий Нисский, не только человек питается Богом в таинстве Евхаристии, но и Бог человеком, и одевает Иисуса Христа в доме души своей чистой совести 16.

Путь духовного восхождения Елизаветы Фёдоровны был от внешнего к внутреннему.

13 Сирин Исаак. Указ. соч. С. 443.

14 Брянчанинов Игнатий. Указ. соч. С. 24.

15 Нисский Григорий. Указ. соч. С. 455.

16 Там же. С. 433.

В нестяжательности своей она вернула казне подарки и на свои средства устроила Марфо-Ма-риинскую обитель. В арестантском же вагоне у неё не было даже чашки для воды.

Почти сразу же после принятия православия она практиковала Иисусову молитву, о чём писала своему брату Эрнесту. Идя от внешнего к духовному созерцанию, от Марфы к Марии, планировала по укреплению обители вести уединённую жизнь. В последнее время она была чрезвычайно спокойна и молчалива. В молчании она выслушивала людей, утешая их одним взглядом. Отличаясь сильной волей и решительностью, как высшими свойствами личности, Елизавета Фёдоровна честно и бескомпромиссно шла за Христом в заповедях Евангелия. Гонимая, она молилась за убийц: «Боже прости им, не ведают что творят». Из шахты, во страх злодеям, над дымом гранаты слышался её молитвенный голос. В прямое подражание себе Господь сподобил её мученических венцов.

«Блаженны изгнанные правды ради: яко тех есть царство Небесное» (Мф. 5:10). Мучители, находим мы у Григория Нисского изгоняют мучеников Христа ради из тёмного мира греха 17. Творящий грех есть раб греха (Ин. 8:34). Отступающий от греха свободен по достоинству. Высочайшим видом свободы является самовластие. Чуждый греха — самодержец. Изгнание из мира зла доставляет ему царское достоинство. Победившая смерть Елизавета Фёдоровна стала воистину Великой княгиней, святой, пре-подобномученицей, молящейся за Россию, за мир. Святой — явление не только вселенское, но и космическое. Масштаб личности Великой княгини Елизаветы, жившей совсем недавно, удивительно велик.

17 Там же. С. 456-460.

34

Список литературы

1. Брянчанинов Игнатий. Аскетическая проповедь. Минск, 2002. С. 24, 91.

2. Златоуст Иоанн. Беседы на Псалмы. М., 2005. С. 84-87, 318-321.

3. Нисский Григорий. Экзегетические сочинения. Краснодар, 2009. С. 49, 162, 180, 421, 433, 455-460.

4. Палама Григорий. Гомилии: в 3 кн. М., 1993. Кн. 1. С. 58, 116.

5. Сирин Исаак. Слова духовно-подвижнические. М., 2006.С. 26-27, 33, 443.

6. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.

7. Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1991.

grand duchess

elizabeth fiodorovna romanova: human nature and sanctity

Shustrov Andrei Grigor'evich,

DSc in Culturology, Professor of YarGU named by P. G. Demidov, Sovetskaya Str. 14, 150000 Yaroslavl, Russia, e-mail: a.shustrov@list.ru

Abstract

Life and activity of the Grand duchess Romanova Elizabeth Fiodorovna were widely known in Russia. The grand duchess devoted herself to service to a throne and the people of Russia. Having accepted martyr death, now she became a one of highly respected saint. The ratio of human life of Elizabeth Fiodorovna and her sacredness are revealed in this article. Keywords

Human nature, self-sacrifice, patristical tradition, sanctity.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.