Научная статья на тему 'Великан науки'

Великан науки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
158
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАВЛОВ / НАУКА / ШКОЛА / ВРАЧИ / ФИЗИОЛОГ / МЕДИЦИНА / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Загрина Н. А.

27 сентября исполнилось 165 лет со дня рождения великого физиолога земли русской И.П. Павлова. Дата эта великая и значение её огромно не только для науки, но и в общей культуре мира. Одни даты со временем умаляются, другие возрастают, и среди возрастающих жизнь, творчество, память И.П. Павлова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Великан науки»

УДК 929

© Загрина Н.А., 2014 ВЕЛИКАН НАУКИ

© Zagrina N.A., 2014 THE GIANT OF THE SCIENCE

Аннотация. 27 сентября исполнилось 165 лет со дня рождения великого физиолога земли русской И.П. Павлова. Дата эта великая и значение её огромно не только для науки, но и в общей культуре мира. Одни даты со временем умаляются, другие - возрастают, и среди возрастающих - жизнь, творчество, память И.П. Павлова.

Abstract. September, 27 marked 165 years since the birth of the great Russian physiologist - I.P. Pavlov. This date is great and it has great significance not only for science but also for the general culture of the world. Meaning of some dates decreases with time, value of other ones increases, and among the dates of growing importance are I.P. Pavlov's life, creativity and memory about him.

Ключевые слова: Павлов, наука, школа, врачи, физиолог, медицина, педагог.

Key words: Pavlov, science, school, doctors, physiologist, medicine, pedagog.

«Если бы осуществилась и моя мечта, чтобы наша лабораторная, коллективная работа заметно дала себя знать на устроении человеческого счастья, и чтобы она в моей любимой науке оставила достойный памятник нашего русского ума».

И.П. Павлов

«Великан науки» - такое определение академику И.П. Павлову дал Александр Леонидович Чижевский, которого называют «Леонардо да Винчи XX века». Всемирное признание при жизни: классик естествознания, почетный член

132 академий и научных обществ, почетный доктор Кембриджского Университета, лауреат Нобелевской премии, старейшина физиологов мира. 65 лет из 86 И.П. Павлов укреплял нравственные основы науки.

С именем академика И.П. Павлова связаны все самые выдающиеся достижения в области физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Познавая сложнейшие функции человеческого организма, отыскивая пути управления ими, ученый мечтал видеть человека сильным, здоровым, умным.

И.П. Павлов разрабатывал «науку ликующей жизни», как выражался он сам. «Многие годы, - писал знаменитый физик П.Л. Капица, - ушли у И.П. Павлова на то, чтобы пробить новую тропу в науке и превратить ее в широкий путь, по которому последуют другие».

На этом пути ученый создал уникальную научную школу, не знающую себе равных в истории науки. Дух павловской школы заключался не в количестве, не в объеме, а в качестве научной работы. Оканчивая Военно-медицинскую академию, будущие врачи уносили о И.П. Павлове самые светлые воспоминания как о человеке, учителе, ученом. Они уносили с собой веру в науку, которую И.П. Павлов страстно проповедовал им с кафедры. Они хорошо отдавали себе отчет в том, что в их практическом признании как врачей, умении «управлять жизнью» и чинить нарушения ее нормального течения исключительную роль сыграла личность И.П. Павлова - великого русского ученого и педагога.

Умение подобрать тему для каждого научного сотрудника в соответствии с его склонностями, быть постоянно в курсе исследований, подмечать особенности склада ума, характера - все это указывает на огромное педагогическое мастерство И.П. Павлова. Учил Павлов проверке и перепроверке фактов, учил своим примером постоянно думать о предмете и постоянно искать новые вариации опытов. «Лекции о работе главных пищеварительных желез» И.П. Пав-

лова являются образцом сжатого и в то же время блестящего изложения 15-летних опытов, взлетом его гениального ума. За проникновение в тайны процесса пищеварения И.П. Павлов первым в России был удостоен Нобелевской премии. В 1904 году это знаменательное событие в стране осталось незамеченным, обществу было не до проблем науки, страна была подавлена событиями войны с Японией. Не знала Рязань, что ее сын, физиолог признан лучшим в мире ученым, что им одержана выдающаяся интеллектуальная победа. В 1904 году Нобелевская премия подняла авторитет И.П. Павлова у медицинской общественности России и всего мира. До сих пор имя нашего знаменитого рязанца произносится за рубежом с большим пиететом. И не только за научные труды, а еще за то, что позабытые сегодня понятия «честь» и «достоинство» были составляющими его долгой жизни, на всех этапах которой поведение И.П. Павлова определялось позицией как ученого и гражданина с высоко развитым чувством ответственности и долга перед Родиной. Он обладал способностью покорять и привязывать к себе людей своим высоким духом, любовью к труду, неизменной справедливостью. Это влияние отразилось как на людях образованных, так и на простых, и сохранилось до конца его жизни: ни один человек во врачебном мире не пользовался в России большим моральным авторитетом, чем Павлов. Его рыцарская прямота, бескорыстие, доброта и верность правде были общеизвестны. Не случайно Петербургское общество русских врачей избрало его бессменным председателем суда чести.

Нравственное кредо И.П. Павлова: «Только правда, абсолютная правда, без ограничений, только она одна - средство к человеческому счастью. С нею я - Бог всемогущий. Без нее - невыразимая ничтожность».

Многое в даровании И.П. Павлова генетическое, фамильное, от отца -протоиерея П.Д. Павлова. В отчем доме Ивана учили честности, любви к ближним, состраданию к несчастным. Отец воспитывал его в строгости и дисциплине, уважении к достоинству человека, к систематическому труду - физическому

и умственному, любви к классической литературе, справедливости и упорству в достижении цели. Да и принадлежал Иван Павлов к тому поколению, юность которого совпала с шестидесятыми годами XIX века, с эпохой либеральных реформ и возрождения России, с расцветом русского естествознания. «Поколение шестидесятых, - по выражению К.А. Тимирязева, - счастливейшее из когда-либо нарождавшихся на Руси».

Двадцатилетним юношей Иван Павлов покинул родную Рязань. Не окончив духовной семинарии, вопреки желанию отца, священника, он радикально изменил направление своей жизни.

«Под влиянием литературы шестидесятых годов, в особенности статей Писарева по естествознанию, наши умственные интересы обратились в сторону естествознания, и многие из семинаристов, в числе этих и я, решили изучать в университете естественные науки», - напишет он впоследствии в автобиографии. Вся дальнейшая жизнь Павлова: учеба долгая и плодотворная, педагогическая деятельность, личная судьба прошла и сложилась в Петербурге. С университетским периодом, по словам самого Павлова, для него связаны самые глубокие научные впечатления, определившие смысл и характер всей последующей жизни.

Родившись в середине XIX века, Иван Павлов был причастен к победам и потрясениям века XX-ого. Познав триумф за рубежом, познал и унизительность ночных обысков в первые годы революции. Но ученый не озлобился, не уехал за границу, не воспользовался предложением пожизненного гранта, если будет работать в Англии, приглашением в Швецию и другие страны. Он стремился всю жизнь «послужить своими знаниями доброму имени и славе русского народа, который его родил и воспитал». Силу государства Павлов видел в его великих людях. Долгожитель И.П. Павлов был одним из тех ученых, которые смогли существовать в любом возрасте. Понятие старости для него не существовало. Были лишь переходы в иную категорию бытия, не менее насыщен-

ную событиями и ощущениями, чем все прочие. Одной из черт И.П. Павлова как исследователя являлось увлечение научным анализом собственных ощущений, здоровья, явлений, происходящих в собственном теле.

О таких людях, как И.П. Павлов, А.П. Чехов писал: «Они нужны, как солнце, возбуждают, утешают, облагораживают общество. Их личности - это живые документы того, что кроме людей, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба, есть люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной веры».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сапарина Е. Последняя тайна жизни. М.: Молодая гвардия, 1938.

2. Чижевский А.Л. Заметки, наброски, воспоминания. Л., 1934.

3. Григорьян Н.А. Иван Петрович Павлов. М.: Наука, 1999.

4. Капица П.Л. Письмо о науке. М.: Моск. рабочий, 1989.

5. Павлов А.Ф. Воспоминания об академике И.П. Павлове. М., 1946.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.