Заводный Никита Александрович
Zawodny Nikita Aleksandrovich Ростовский государственный строительный университет Rostov State University of Civil Engineering
Преподаватель/teacher 13.00.00 Педагогика. Физическое воспитание и спорт
Physical Education and Sport E-Mail: [email protected]
Векторная направленность гендерного технологического модуля поведенческих практик здоровья в системе высшего образования
Vector direction of gender process module behavioral health practices in higher
education
Аннотация: Понятие «гендер» отражает сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках. В данном исследовании гендер рассматривается в качестве когнитивной категории, через которую путем формирования ассоциативной сети на основе пола воспринимается вся окружающая действительность и конструируется процесс познания. По-лотипизация как процесс приобретения соответствующих полу предпочтений, навыков, личностных установок, поведения Я-концепции, происходит в результате процесса гендерной схематизации - обобщенной когнитивной готовности личности кодировать и организовывать информацию о себе и о других соответственно культурным установлениям.
The Abstract: The concept of "gender" reflects a complex process of socio-cultural differences in the construction of society, male and female roles, behavior, mental and emotional characteristics. In this study, gender is seen as a cognitive category, through which by forming associative network based on sex all the surrounding reality is perceived and designed a learning process. Polo-tipizatsiya as the acquisition of the appropriate gender preferences, skills, personality, attitudes, behavior, self-concept is the result of the process of gender schematization - generalized cognitive readiness personality encode and organize information about themselves and others, respectively, cultural establishments.
Ключевые слова: Гендер, векторная направленность, система высшего образования, технологический модуль.
Keywords: Gender, Vector direction, higher education, technology module.
***
Осмысливается категория «гендерный тип личности», близкий понятию gender personality в англоязычной литературе [9, 6]. Под гендерным типом в данном контексте подразумевается совокупность личностных характеристик, описывающих человека как феминного, маскулинного, андрогинного или недифференцированного (неопределенного) по психологическим качествам и предпочитаемым им паттернам полоролевого поведения.
Работы отечественных психологов [3; 5] позволяют выявить личностные качества, входящие в характерные для российской культуры конструкты «феминность» и «маскулинность». Так, к традиционно женским качествам относятся склонность к концентрации на чувствах, проявление эмоций (экспрессивность), стремление разделить их с другими. Представ-
ление же о мужественности включает такие личностные особенности, как стремление быть неэмоциональным, не проявлять признаков слабости, обсуждая свои проблемы с другими, а также отгородиться от негативных переживаний, концентрируясь на чем-то другом. В коммуникативной сфере феминным признаком считается большая направленность на межличностное общение, а маскулинным - инструментальность, ориентация на групповое общение и соблюдение норм. Кроме того, мужской образ в большей степени характеризует экстраверсия, включающая поиск ощущений и доминантность, а женский - дружелюбность и отзывчивость. Женский стереотип включает также такие черты, как мягкость, чувствительность, капризность, мечтательность, неуверенность в себе эстетическую ориентированность, импульсивность и демонстративность. Образ «настоящего мужчины» соответствует рациональности, практичности, некоторой грубоватой нечувствительности, толстокожести [4].
Для диагностики гендерного типа личности студентов Ростовского государственного строительного университета был использован модифицированный текст опросника, разработанного на основе BSRI (Bern Sex Role Inventory) [8].
В опросе, проведенном в октябре 2008 года в рамках констатирующего эксперимента, участвовали 60 студентов (30 юношей и 30 девушек), обучавшихся на 3 курсе РГСУ. Цель опроса: выявление степени выраженности гендерных конструктов. Инструментарий - опросник BSRI (Bern Sex Role Inventory), который содержит перечень 60 качеств: 20 из них отражают маскулинные качества, 20 - феминные и 20 - нейтральные.
На основании полученных результатов можно говорить о различиях в гендерных психологических конструктах у юношей и девушек, а также о меньшей сформированности гендерных качеств мужчин. Как показали результаты определения гендерных качеств участников исследования, современные молодые мужчины и женщины с практически равной вероятностью могут иметь как высокую, так и низкую степень выраженности маскулинных качеств (таблица 1).
Таблица-1.
Распределение участников исследования по степени выраженности гендерных конструктов, %
Пол Феминность Маскулинность
высокая низкая высокая низкая
Юноши 36 64 48 52
Девушки 83 17 56 44
Однако, только 17 % мужчин - участников исследования - могли быть отнесены к традиционному маскулинному типу, когда хорошо выраженные маскулинные качества сочетаются с существенно более слабо сформированными феминными (диапазон значений 20-90 баллов). В два раза больше мужчин (31 %) имели андрогинный тип личности, которому свойственна примерно равная высокая сформированностъ маскулинного и феминного конструктов (балльные оценки выше 230). Однако практически половина (47 %) молодых людей, принимавших участие в исследовании, относились к неопределенному гендерному типу, для которого характерно существенное снижение выраженности маскулинных качеств (балльные оценки ниже 190) в сочетании с еще низкой степенью выраженности у феминных (диапазон значений 100-180 баллов) (таблица 2).
Таблица-2.
Распределение участников исследования по гендерным типам личности, %
Пол Тип
феминный маскулинный андрогинный неопределенный
Юноши 5 17 31 47
Девушки 35 8 48 9
Следует отметить, что такой характер трансформации гендерный качеств личности не может рассматриваться как личностно благоприятный.
Результаты определения гендерного типа личности юношей и девушек, принимавших участие в исследовании, позволяют сделать вывод о том, что в условиях современного российского общества имеют место процессы усвоения молодежью гендерных установок и паттернов поведения, традиционно свойственных противоположному полу. При этом молодые женщины демонстрируют более продуктивное разрешение процесса становления андрогинии, сохраняя в большинстве своём высокую выраженность феминных качеств, свойственных их традиционной гендерной роли, а значительная часть молодых мужчин преодолевает процесс становления андрогинии в ущерб проявлению маскулинных черт.
Итак, определение гендерного типа личности рассматривается нами содержательной характеристикой проектируемой модели гендерного технологического модуля поведенческих практик здоровья.
Степень значимости здоровья и физического совершенства в системе реальных ценностей студентов строительного университета определялась нами в ходе опроса студентов 1-2 и 3-4 курсов, проведенного в ноябре 2008 года. Всего было опрошено 281 человек. Из них 58 % составили девушки, 42% - юноши. Студенты 1-2 курсов - 49% респондентов, 3-4 курсов -51%.
Результаты опроса наглядно показывают, что в системе реальных ценностей здоровье и физическое совершенство занимают невысокое место. В ранговой ценностной шкале ценность здоровья включена в число существенных ценностей 28% опрошенных студентов 1-2 курсов (из них 18% девушек и 10% юношей) и 31% студентов 3-4 курсов (из них 28% юношей и 15% девушек). Наблюдается динамика гендерной ориентации на жизнь в здоровье. На младших курсах ценность здоровья в приоритете у девушек, на старших - у юношей. Ценность физического совершенства включили в набор всего 9% респондентов (среди них две трети юношей и одна треть девушек); 54% студенты старших курсов и 45% - младших. Из них 28% занимаются спортом и физическим упражнениями практически ежедневно и 3-4 раза в неделю соответственно, 31% - 1-2 раза в неделю. То есть почти у 90% студентов, заявленная ценность подтверждается деятельностью.
Определение гендерных проекций ценностного отношения к здоровью рассматривается нами мотивационной характеристикой проектируемого технологического модуля поведенческих практик здоровья.
Уровень адаптации оценивается по значению адаптационного показателя (АП), расчет которого производится по методу P.M. Баевского [1] в модификации А.П. Берсеневой и др. [7] по следующей формуле:
АП (в баллах) = 0,011(ЧСС)+0,014(САД)+0,008(ДАД)+ 0,014(возраст, го-
ды)+0,009(масса тела, кг)-0,009(длина тела, см)-0,27,
где ЧСС - частота сердечных сокращений (в минуту);
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
САД - систолическое артериальное давление (в мм рт. ст.);
ДАД - диастолическое артериальное давление (в мм рт. ст.)
Определение уровня физического развития и адаптационного потенциала рассматривается нами характеристикой оценки состояния здоровья, определяющей степень необходимости расширения двигательного режима студента, учитывая особенности пола.
Студентам 3 курса было предложено перечислить факторы, влияющие с их точки зрения на здоровье. На первое место они поставили место проживания, так считают 37,3% респондентов, на втором - материальный достаток (24,1%) и только 16,7% опрошенных считают, что это образ жизни.
Образ жизни не рассматривается студенческой молодежью в числе жизненных приоритетов. Образ жизни в определении здоровья обусловливает необходимость определения гендерно-ориентированного поведенческого репертуара студентов в аспекте трех основных видов физической культуры: образовательной, спортивной и рекреационной.
Мультиполярная модель гендерной идентичности обусловливает возможность отступления в спортивной деятельности от традиционных гендерных ролей: женщины активной вовлекаются в такие виды спорта, которые раньше считались только маскулинными (например, бокс, футбол и т.п.).
В образовательной деятельности смена гендерных стереотипов в области физической культуры также необходима. Это касается, прежде всего, девушек. Физическая рекреация трактуется, как вид физической культуры, как деятельность, содержащая различные формы двигательной активности в направленная на активный отдых; восстановление сип, затраченных в процессе профессионального труда; сохранение и укрепление здоровья. Конечный результат ее функционирования выражается в оптимизации физического, психического и социального состояния человека [6]. Активная форма рекреации противопоставлена пассивному отдыху.
Одним из важнейших компонентов физической рекреации является туризм. Данные проводимого нами опроса студентов 1-4 курсов РГСУ в октябре 2008 года показывают, что только респонденты-мужчины считают рекреационными такие виды туризма как горный, парусный, автомоторный, водомоторный (более 50% из числа 286 опрошенных девушек и юношей).
Отметим, что только 5% девушек и 17% опрошенных юношей занимаются физической рекреацией. В числе факторов, препятствующих занятиям, называются: отсутствие компании (25% девушек, 0% юношей), материальные трудности (7% девушки, 0% юноши), усталость от учебных занятий (28% девушки, 0% юноши).
Итак, направленность гендерно-ориентированного технологического модуля поведенческих практик здоровья представлена векторами, определяющими: гендерный тип личности; гендерные проекции ценностного отношения к здоровью; уровни физического здоровья и адаптационный потенциал организма девушек и юношей, как показатели состояния здоровья; поведенческий репертуар в аспекте образовательного, спортивного и рекреационного видов физической культуры.
Смысловое содержание понятия «здоровье» заключается в динамическом равновесии организма человека с окружающей природной и социальной средами, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно и все жизненно важные подсистемы человеческого организма функционируют с максимально возможной интенсивностью [2].
Мы полагаем, что смысловое содержание понятия «здоровье» должно быть дополнено гендерным критерием выражения. В этом случае основной смысл понятия определяется как персонифицированный стиль жизни, активный, динамичный, гендерно-ориентированный, обеспечивающий в идеале успешную самореализацию личности в избранной сфере деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979.
2. Венедиктов Д. Д., Чернух А.И., Лисицын Ю.П., Кричагин В.И. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения // Вопросы философии. - 1979. - № 7.
3. Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоопи-саниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. - 2001. - № 3.
4. Касьянова К.Н. О русском национальном характере. - М., 1994.
5. Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М., 1999.
6. Реховская С.И. Физическая рекреация как фактор самореализации личности взрослого человека: автореф дисс. ... канд. психол. наук. - СПб., 2007.
7. Соловьев В.Н. Физическое здоровье как интегральный показатель уровня адаптации организма студентов к учебному процессу // Современные проблемы науки и образования. - 2005. - № 2. URL: www.science-education.ru/39-1506
8. Фомин Н.А. Психофизиология здоровья. - Челябинск, 1998.
9. Bem S. The lenses of gender transforming the debate on sexual inequality. New Haven, 1993.