Научная статья на тему 'Векторная направленность гендерного технологического модуля поведенческих практик здоровья в системе высшего образования'

Векторная направленность гендерного технологического модуля поведенческих практик здоровья в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ВЕКТОРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ / GENDER / VECTOR DIRECTION / HIGHER EDUCATION / TECHNOLOGY MODULE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заводный Никита Александрович

Понятие «гендер» отражает сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках. В данном исследовании гендер рассматривается в качестве когнитивной категории, через которую путем формирования ассоциативной сети на основе пола воспринимается вся окружающая действительность и конструируется процесс познания. Полотипизация как процесс приобретения соответствующих полу предпочтений, навыков, личностных установок, поведения Я-концепции, происходит в результате процесса гендерной схематизации – обобщенной когнитивной готовности личности кодировать и организовывать информацию о себе и о других соответственно культурным установлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vector direction of gender process module behavioral health practices in higher education

The Abstract: The concept of "gender" reflects a complex process of socio-cultural differences in the construction of society, male and female roles, behavior, mental and emotional characteristics. In this study, gender is seen as a cognitive category, through which by forming associative network based on sex all the surrounding reality is perceived and designed a learning process. Polotipizatsiya as the acquisition of the appropriate gender preferences, skills, personality, attitudes, behavior, self-concept is the result of the process of gender schematization generalized cognitive readiness personality encode and organize information about themselves and others, respectively, cultural establishments.

Текст научной работы на тему «Векторная направленность гендерного технологического модуля поведенческих практик здоровья в системе высшего образования»

Заводный Никита Александрович

Zawodny Nikita Aleksandrovich Ростовский государственный строительный университет Rostov State University of Civil Engineering

Преподаватель/teacher 13.00.00 Педагогика. Физическое воспитание и спорт

Physical Education and Sport E-Mail: [email protected]

Векторная направленность гендерного технологического модуля поведенческих практик здоровья в системе высшего образования

Vector direction of gender process module behavioral health practices in higher

education

Аннотация: Понятие «гендер» отражает сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках. В данном исследовании гендер рассматривается в качестве когнитивной категории, через которую путем формирования ассоциативной сети на основе пола воспринимается вся окружающая действительность и конструируется процесс познания. По-лотипизация как процесс приобретения соответствующих полу предпочтений, навыков, личностных установок, поведения Я-концепции, происходит в результате процесса гендерной схематизации - обобщенной когнитивной готовности личности кодировать и организовывать информацию о себе и о других соответственно культурным установлениям.

The Abstract: The concept of "gender" reflects a complex process of socio-cultural differences in the construction of society, male and female roles, behavior, mental and emotional characteristics. In this study, gender is seen as a cognitive category, through which by forming associative network based on sex all the surrounding reality is perceived and designed a learning process. Polo-tipizatsiya as the acquisition of the appropriate gender preferences, skills, personality, attitudes, behavior, self-concept is the result of the process of gender schematization - generalized cognitive readiness personality encode and organize information about themselves and others, respectively, cultural establishments.

Ключевые слова: Гендер, векторная направленность, система высшего образования, технологический модуль.

Keywords: Gender, Vector direction, higher education, technology module.

***

Осмысливается категория «гендерный тип личности», близкий понятию gender personality в англоязычной литературе [9, 6]. Под гендерным типом в данном контексте подразумевается совокупность личностных характеристик, описывающих человека как феминного, маскулинного, андрогинного или недифференцированного (неопределенного) по психологическим качествам и предпочитаемым им паттернам полоролевого поведения.

Работы отечественных психологов [3; 5] позволяют выявить личностные качества, входящие в характерные для российской культуры конструкты «феминность» и «маскулинность». Так, к традиционно женским качествам относятся склонность к концентрации на чувствах, проявление эмоций (экспрессивность), стремление разделить их с другими. Представ-

ление же о мужественности включает такие личностные особенности, как стремление быть неэмоциональным, не проявлять признаков слабости, обсуждая свои проблемы с другими, а также отгородиться от негативных переживаний, концентрируясь на чем-то другом. В коммуникативной сфере феминным признаком считается большая направленность на межличностное общение, а маскулинным - инструментальность, ориентация на групповое общение и соблюдение норм. Кроме того, мужской образ в большей степени характеризует экстраверсия, включающая поиск ощущений и доминантность, а женский - дружелюбность и отзывчивость. Женский стереотип включает также такие черты, как мягкость, чувствительность, капризность, мечтательность, неуверенность в себе эстетическую ориентированность, импульсивность и демонстративность. Образ «настоящего мужчины» соответствует рациональности, практичности, некоторой грубоватой нечувствительности, толстокожести [4].

Для диагностики гендерного типа личности студентов Ростовского государственного строительного университета был использован модифицированный текст опросника, разработанного на основе BSRI (Bern Sex Role Inventory) [8].

В опросе, проведенном в октябре 2008 года в рамках констатирующего эксперимента, участвовали 60 студентов (30 юношей и 30 девушек), обучавшихся на 3 курсе РГСУ. Цель опроса: выявление степени выраженности гендерных конструктов. Инструментарий - опросник BSRI (Bern Sex Role Inventory), который содержит перечень 60 качеств: 20 из них отражают маскулинные качества, 20 - феминные и 20 - нейтральные.

На основании полученных результатов можно говорить о различиях в гендерных психологических конструктах у юношей и девушек, а также о меньшей сформированности гендерных качеств мужчин. Как показали результаты определения гендерных качеств участников исследования, современные молодые мужчины и женщины с практически равной вероятностью могут иметь как высокую, так и низкую степень выраженности маскулинных качеств (таблица 1).

Таблица-1.

Распределение участников исследования по степени выраженности гендерных конструктов, %

Пол Феминность Маскулинность

высокая низкая высокая низкая

Юноши 36 64 48 52

Девушки 83 17 56 44

Однако, только 17 % мужчин - участников исследования - могли быть отнесены к традиционному маскулинному типу, когда хорошо выраженные маскулинные качества сочетаются с существенно более слабо сформированными феминными (диапазон значений 20-90 баллов). В два раза больше мужчин (31 %) имели андрогинный тип личности, которому свойственна примерно равная высокая сформированностъ маскулинного и феминного конструктов (балльные оценки выше 230). Однако практически половина (47 %) молодых людей, принимавших участие в исследовании, относились к неопределенному гендерному типу, для которого характерно существенное снижение выраженности маскулинных качеств (балльные оценки ниже 190) в сочетании с еще низкой степенью выраженности у феминных (диапазон значений 100-180 баллов) (таблица 2).

Таблица-2.

Распределение участников исследования по гендерным типам личности, %

Пол Тип

феминный маскулинный андрогинный неопределенный

Юноши 5 17 31 47

Девушки 35 8 48 9

Следует отметить, что такой характер трансформации гендерный качеств личности не может рассматриваться как личностно благоприятный.

Результаты определения гендерного типа личности юношей и девушек, принимавших участие в исследовании, позволяют сделать вывод о том, что в условиях современного российского общества имеют место процессы усвоения молодежью гендерных установок и паттернов поведения, традиционно свойственных противоположному полу. При этом молодые женщины демонстрируют более продуктивное разрешение процесса становления андрогинии, сохраняя в большинстве своём высокую выраженность феминных качеств, свойственных их традиционной гендерной роли, а значительная часть молодых мужчин преодолевает процесс становления андрогинии в ущерб проявлению маскулинных черт.

Итак, определение гендерного типа личности рассматривается нами содержательной характеристикой проектируемой модели гендерного технологического модуля поведенческих практик здоровья.

Степень значимости здоровья и физического совершенства в системе реальных ценностей студентов строительного университета определялась нами в ходе опроса студентов 1-2 и 3-4 курсов, проведенного в ноябре 2008 года. Всего было опрошено 281 человек. Из них 58 % составили девушки, 42% - юноши. Студенты 1-2 курсов - 49% респондентов, 3-4 курсов -51%.

Результаты опроса наглядно показывают, что в системе реальных ценностей здоровье и физическое совершенство занимают невысокое место. В ранговой ценностной шкале ценность здоровья включена в число существенных ценностей 28% опрошенных студентов 1-2 курсов (из них 18% девушек и 10% юношей) и 31% студентов 3-4 курсов (из них 28% юношей и 15% девушек). Наблюдается динамика гендерной ориентации на жизнь в здоровье. На младших курсах ценность здоровья в приоритете у девушек, на старших - у юношей. Ценность физического совершенства включили в набор всего 9% респондентов (среди них две трети юношей и одна треть девушек); 54% студенты старших курсов и 45% - младших. Из них 28% занимаются спортом и физическим упражнениями практически ежедневно и 3-4 раза в неделю соответственно, 31% - 1-2 раза в неделю. То есть почти у 90% студентов, заявленная ценность подтверждается деятельностью.

Определение гендерных проекций ценностного отношения к здоровью рассматривается нами мотивационной характеристикой проектируемого технологического модуля поведенческих практик здоровья.

Уровень адаптации оценивается по значению адаптационного показателя (АП), расчет которого производится по методу P.M. Баевского [1] в модификации А.П. Берсеневой и др. [7] по следующей формуле:

АП (в баллах) = 0,011(ЧСС)+0,014(САД)+0,008(ДАД)+ 0,014(возраст, го-

ды)+0,009(масса тела, кг)-0,009(длина тела, см)-0,27,

где ЧСС - частота сердечных сокращений (в минуту);

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

САД - систолическое артериальное давление (в мм рт. ст.);

ДАД - диастолическое артериальное давление (в мм рт. ст.)

Определение уровня физического развития и адаптационного потенциала рассматривается нами характеристикой оценки состояния здоровья, определяющей степень необходимости расширения двигательного режима студента, учитывая особенности пола.

Студентам 3 курса было предложено перечислить факторы, влияющие с их точки зрения на здоровье. На первое место они поставили место проживания, так считают 37,3% респондентов, на втором - материальный достаток (24,1%) и только 16,7% опрошенных считают, что это образ жизни.

Образ жизни не рассматривается студенческой молодежью в числе жизненных приоритетов. Образ жизни в определении здоровья обусловливает необходимость определения гендерно-ориентированного поведенческого репертуара студентов в аспекте трех основных видов физической культуры: образовательной, спортивной и рекреационной.

Мультиполярная модель гендерной идентичности обусловливает возможность отступления в спортивной деятельности от традиционных гендерных ролей: женщины активной вовлекаются в такие виды спорта, которые раньше считались только маскулинными (например, бокс, футбол и т.п.).

В образовательной деятельности смена гендерных стереотипов в области физической культуры также необходима. Это касается, прежде всего, девушек. Физическая рекреация трактуется, как вид физической культуры, как деятельность, содержащая различные формы двигательной активности в направленная на активный отдых; восстановление сип, затраченных в процессе профессионального труда; сохранение и укрепление здоровья. Конечный результат ее функционирования выражается в оптимизации физического, психического и социального состояния человека [6]. Активная форма рекреации противопоставлена пассивному отдыху.

Одним из важнейших компонентов физической рекреации является туризм. Данные проводимого нами опроса студентов 1-4 курсов РГСУ в октябре 2008 года показывают, что только респонденты-мужчины считают рекреационными такие виды туризма как горный, парусный, автомоторный, водомоторный (более 50% из числа 286 опрошенных девушек и юношей).

Отметим, что только 5% девушек и 17% опрошенных юношей занимаются физической рекреацией. В числе факторов, препятствующих занятиям, называются: отсутствие компании (25% девушек, 0% юношей), материальные трудности (7% девушки, 0% юноши), усталость от учебных занятий (28% девушки, 0% юноши).

Итак, направленность гендерно-ориентированного технологического модуля поведенческих практик здоровья представлена векторами, определяющими: гендерный тип личности; гендерные проекции ценностного отношения к здоровью; уровни физического здоровья и адаптационный потенциал организма девушек и юношей, как показатели состояния здоровья; поведенческий репертуар в аспекте образовательного, спортивного и рекреационного видов физической культуры.

Смысловое содержание понятия «здоровье» заключается в динамическом равновесии организма человека с окружающей природной и социальной средами, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно и все жизненно важные подсистемы человеческого организма функционируют с максимально возможной интенсивностью [2].

Мы полагаем, что смысловое содержание понятия «здоровье» должно быть дополнено гендерным критерием выражения. В этом случае основной смысл понятия определяется как персонифицированный стиль жизни, активный, динамичный, гендерно-ориентированный, обеспечивающий в идеале успешную самореализацию личности в избранной сфере деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979.

2. Венедиктов Д. Д., Чернух А.И., Лисицын Ю.П., Кричагин В.И. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения // Вопросы философии. - 1979. - № 7.

3. Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоопи-саниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. - 2001. - № 3.

4. Касьянова К.Н. О русском национальном характере. - М., 1994.

5. Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М., 1999.

6. Реховская С.И. Физическая рекреация как фактор самореализации личности взрослого человека: автореф дисс. ... канд. психол. наук. - СПб., 2007.

7. Соловьев В.Н. Физическое здоровье как интегральный показатель уровня адаптации организма студентов к учебному процессу // Современные проблемы науки и образования. - 2005. - № 2. URL: www.science-education.ru/39-1506

8. Фомин Н.А. Психофизиология здоровья. - Челябинск, 1998.

9. Bem S. The lenses of gender transforming the debate on sexual inequality. New Haven, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.