10. Rizaeva F. Transport corridor "North-South" // Caspian Research. -2005. - No. 8. - Pp. 64-65.
11. Tagirov A. The perspectives interregional program of EU TRACECA and its meaning in integration processes. Trans Caspian news, Baku, 2011, 21-23 may.
12. Fomishin S.F.International economic relation in new millennium. -Herson, Oldi-plyus, 2015.
13. Chernyasvskiy S. Great silk way and interest of Russia // World economy
and international relations. - 1999. - No. 6. -Pp. 95-98.
14. Volgina N.A. International economy. - Moscow: Eksmo, 2010.
15. Gromoglasova E.S. Practice of transport policy of EU for Eurasia // East analytics. - 2010. - No. 1. - Pp. 134-145.
16. Abdullayev K.N. Main Caspian transport corridors: new realities and perspectives // Baku world forum of young scientists "New challenges in the world science: joint approaches of young scientists". - Baku: Science, 2014. -Pp.71-72.
УДК 332.1+338.24
Алпатова Е.А., Маркарьян Ю.А.
ВЕКТОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО МОНОГОРОДА НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ ЕГО СРЕДЫ
Аннотация
Статья посвящена проведению диагностики внутренней и внешней среды малого моногорода. В качестве объекта исследования выступает малый моногород Тихвин Ленинградской области. Результатом работы является выделение слабых и сильных сторон факторов внутренней среды малого моногорода Тихвина и анализ тактического поля в виде реализуемого проекта по развитию комфортной городской среды.
Ключевые слова
Диагностика факторов внутренней среды, экономика градостроительства, стратегия развития, моногород.
JEL: R58
Alpatova E.A., Markaryan Ju.A.
THE VECTOR OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF SMALL MONOTOWNS ON THE ENVIRONMENT DIAGNOSTICS BASIS
Abstract
This article is devoted to the diagnosis of the internal and external environment of a small monotown. The object of the research is the small one-industry town of Tikhvin of the Leningrad region. The result of the article is the identification of weaknesses and strengths of the factors of the internal environment of the small monotown of Tikhvin and the analysis of the tactical field in the form of an ongoing project for the development of a comfortable urban environment.
Keywords
Diagnostics of internal environment factors, economics of urban planning, strategy of development, single-industry town.
Введение. Во всех странах мира существует проблема демографического характера, связанная с оттоком трудоспособного населения из малых городов в крупные мегаполисы. Люди, покидающие свою малую родину, ищут более высокооплачиваемую работу, более комфортную городскую инфраструктуру и многообразие культурной жизни. В России данная проблема также актуальна, но еще осложнена тем, что во многих малых моногородах, градообразующие предприятия находятся в предкризисном или кризисном состоянии. В Российской Федерации находится свыше 450 моногородов, и в них проживает около 25 процентов всего населения страны.Такие города возникали в прошлом часто только для обслуживания месторождения полезных ископаемых и сопутствующего производства. При разрушении градообразующего предприятия, которое составляет основу экономики малого моногорода, развитие города останавливается, со временем он приговорен к медленному затуханию и экономической смерти.
Теория. Теоретические разработки в сфере стратегии развития города основываются на тех же постулатах, что и развитие любой социально-экономической системы (объекта) - промышленного предприятия или организации. Комплексная диагностика состояния социально-экономической системы является одним из современных инструментов управления.
Диагностика экономическая -процесс распознавания проблемы и обозначения её с использованием принятой терминологии, то есть установление диагноза ненормального состояния исследуемого объекта [1]. На рисунке 1 представлена концептуальная модель проведения диагностики состояния предприя-
тия, организации (как социально-экономической системы), которая может быть взята за основу и использована в качестве инструмента диагностирования состояния более крупного социально-экономического объекта (системы), такого как малый моногород. Диагностика экономическая - это совокупность методов исследования процессов в деятельности фирмы и измерения характеристик ее функциональных зон (включающих и основные экономические показатели), а также их отклонений и соотнесение с оценкой стратегии развития, а также совокупность мер по принятию решений, направленных на предотвращение отрицательного влияния на деятельность предприятия (социально-экономической системы, объекта). Причем ключевым аспектом будут являться вероятностные отклонения со знаком «-» реальной линии развития предприятия от запланированной.
Моногород - это городское поселение, где проживает не меньше 3 тысяч человек, из которых 20 % и более заняты деятельностью, связанной с одним, фактически градообразующим предприятием. Если собственник сокращает производство или закрывает его, то жители остаются без работы со всеми вытекающими последствиями [2]. В соответствии с мнением Минрегиона моногородом признается населенный пункт, в котором 25 % и более жителей трудятся на одном предприятии либо не менее 50 % продукции, которая там изготавливается, принадлежит к одной сфере производства. Монопрофильный город является сложной структурой, где сам город и предприятие непосредственно связаны между собой. Именно градообразующее предприятие обеспечивает жизнедеятельность всего населения данного населенного пункта [3].
Преддиагностика Осознание необходимости диагностики организации - самодиагностики
Декомпозиция Определение основных составляющих организации (социально-экономической системы); функциональных зон, связующих процессов и функций менеджмента. Выделение особо проблемных (на 1 этапе) функциональных зон или отдельных подсисте
Глубинная декомпозиция функциональных зон
Выделение информативных признаков, позволяющих оценить текущее состояние и отнести к конкретному классу состояний
Синтез информативных признаков
Выделение интегральных факторов по каждой функциональной зоне организации (социально-экономической системы) из отобранных ранее (на этапе глубинной декомпозиции) 43 признаков, характеризующих функциональные зоны
Построение таксономии для проведения диагностики экономического состояния предприятия (социально-экономической системы).
Отнесение диагностируемого объекта управления к конкретной группе, характеризующей экономическое состояние объекта
Выделение разницы между метафорическим образом и собственно организацией
Образ
организации в виде «метафоры»
Проблемная функциональная область организации (социально-экономической системы) (выделено 8 функциональных зон и связующих процессов предприятия)
Информативные признаки, формирующие функциональную зону (всего выделено 43 признака)
Получено 6 интегральных факторов (управленческий, комплексный стиль управления, рентабельность предприятия, коэффициент текущей ликвидности, управление знаниями о потребностях покупателей, управление качеством производственного процесса)
Объединение информативных признаков в интегральные факторы
Формирование групп выборочной совокупности
Выводы: при использовании таксономии проведения диагностики экономического состояния уменьшаются временные и финансовые затраты, а качество управленческого мониторинга не страдает.
Организация
и
Рисунок 1 - Концептуальная модель (этапы проведения) диагностики экономического состояния предприятия
(социально-экономической системы, объекта)(см. [1])
Данные и методы. На основании открытых источников об оценке существующей программы развития и о реализуемых проектах городского развития города в средствах массовой информации, на сайте Администрации г. Тихвина (Ленинградская область) и пр. была поставлена задача провести диагностику состояния малого моногорода как социально-экономической системы (объекта) и определить вектор его стратегического развития.
Диагностика состояния социально-экономического объекта на макроуровне (города) может проходить аналогично с алгоритмом проведения диагностической процедуры на микроуровне (предприятии). В ходе диагностического исследования были названы благоприятствующие факторы внутренней среды малого моногорода:
1. Конкретные, достижимые, релевантные, измеримые и ориентированные во времени стратегические цели для развития малого моногорода как у администрации и топ-менеджмента градообразующего предприятия, так и у настоящих и потенциальных жителей малого моногорода.
2. Четкость в разграничении тактического поля задач по развитию городской среды малого моногорода.
3. Наличие человеческого капитала для генерирования, созидания и реализации стратегического вектора малого моногорода.
4. Современный симбиоз государственной траектории власти и местного самоуправления инициативных горожан.
5. Использования современных технологий, направленных на создание комфортной городской среды малого моногорода, в сфере экономики, менеджмента, маркетинга, градостроительства, ландшафтного дизайна, социальной психологии, социологии, туризма и пр.
В качестве исходных данных используется анализ внутреннего потен-
циала малого моногорода. Внутренний потенциал социально-экономического объекта может быть описан набором факторов его внутренней среды, а также всего, что можно отнести к стратегически важным ресурсам, обеспечивающим городской среде конкурентоспособные преимущества для его жителей.
В качестве отрицательных факторов внутреннего потенциала малого моногорода были выделены:
1. Ветхий жилой фонд.
2. Слабая благоустроенность зон отдыха горожан.
3. Отсутствие спортивных и культурно-массовых объектов.
4. Статус провинциального промышленного малого моногорода.
При проведении диагностики функциональных зон малого моногорода было выявлено, что функционал зоны маркетинга, городского благоустройства придомовых территорий и фасадов домов, создания гудвилл-города, реконструкции парковых и зон отдыха, ландшафтного дизайна и пр. требуют серьезных изменений для вывода данного малого города из зоны предкризисного состояния.
Остановимся более подробно на конкретных проектных результатах по благоустройству городской территории и, соответственно, реализации стратегического вектора развития малого моногорода.
Расположен г. Тихвин Ленинградской области в 215 км от второй неофициальной столицы России - г. Санкт-Петербурга. Проблема оттока населения присуща многим малым городам РФ, но в Тихвине отток населения существенно сократился в 2011 году, когда в городе стал функционировать крупнейший из ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» («НПК ОВК», «Холдинг» или «Компания») - Акционерное общество «Тихвинский вагоностроительный завод» - ведущий производитель грузо-
вых вагонов нового поколения в СНГ (ТВСЗ).
До реорганизации бывшего крупнейшего и знаменитого советского Кировского завода («Трансмаш») в АО «ТВСЗ» малый моногород Тихвин выглядел типичным серым российским моногородом, фактически обслуживающим это градообразующее предприятие. Крупный промышленный гигант, возрожденный на территории малого моногорода, в настоящее время требует большого притока высококвалифицированных трудовых ресурсов со всей территории РФ. Безусловно, крупное производственное предприятие заинтересовано в высококомпетентных кадрах, но потенциальные работники градообразующего предприятия должны не только трудиться, но и жить, а значит, проводить свой досуг в комфортных условиях. А комфорт городской среды находился (в период с 2000 по 2011 год) в крайне плачевном состоянии. Слабо-освещенные, плохо замощенные улицы, старый жилой фонд, отсутствие зон для отдыха и занятия спортом горожан; закрытие единственного Дома культуры с 2009 г. на капитальный ремонт и многие другие факторы характеризовали состояние городской среды данного малого моногорода как предкризисное и кризисное. Таким образом, на уровне управления городом и топ-менеджмента градообразующего предприятия актуализировалась необходимость активно заниматься благоустройством и развитием малого моногорода, а также реконструировать и создавать утраченные после развала СССР рекреационные зоны: скверы, парки, зоны отдыха.
Совместными усилиями городской администрации с органами местного самоуправления были определены направления, позволяющие сделать город комфортным и удобным для жизни, а также созданы все необходимые условия для реализации этих планов. Исходя из предложений групп инициативных
граждан, в качестве одной из главных задач было выделено благоустройство дворовых территорий и мест массового отдыха и занятия спортом. Но при этом особое внимание было уделено формированию единого облика малого моногорода, используя потенциал внутренней среды, превращая минусы факторов внутренней среды в плюсы.
В г. Тихвине проводится серьезная работа по организации местного самоуправления, устраиваются конференции жителей, по результатам которых формируются такие документы, как «Наказы жителей Тихвинского района».
С 2011 года, в период воссоздания градообразующего предприятия, был реализован ряд проектов, направленных на развитие городской среды малого моногорода Тихвин. Опираясь на потребности населения и острую нехватку спортивно-оздоровительных центров, в 2017 году был введен в эксплуатацию новый спортивный комплекс.
Для реализации программы по развитию жилого фонда малого моногорода АО «Северо-Западная инвестиционно-жилищная компания» (являющееся дочерней компанией градообразующего предприятия малого моногорода) реализовало строительство новых жилых комплексов. Причем АО «ТВСЗ» инициировало предоставления займа на оплату части первоначального взнос по ипотечному кредиту для своих работников сроком от 3 до 5 лет. Кроме того, при покупке квартиры в новом жилом фонде завод компенсирует от 20 до 50 % от суммы уплаты процентов по ипотечному кредиту, а также оплачивает все затраты на переезд нового работника и его семьи в данный малый город.
Залогом комфортной среды жителей должна являться благоустроенность придомовых территорий. В период с 2016 по 2017 год был реализован ряд подобных проектов с помощью областного бюджета: у 90 домов малого моногорода восстановлено асфальтовое по-
крытие, проезды, пешеходные дорожки, газоны, детские игровые площадки. В 2017 году общий объем финансирования в рамках программы «Формирование комфортной городской среды» в малом моногороде Тихвине составил 56,5 млн рублей. Аукцион на благоустройство дворовых и общественных территорий выиграла компания ООО «Спецстройтехника». Подрядчик осуществлял работы во дворах 7-го и 1А микрорайонов, а также в Привокзальном сквере. Во дворе 5 микрорайона благоустройство происходило в сентябре 2017 г. По инициативе жителей в программу 2017 года включены привокзальный сквер и следующие дворовые территории: 7-й микрорайон; 1А микрорайон; 5-й микрорайон. Общий объем финансирования программы в 2017 году -56,5 млн руб. (федеральный бюджет -15,5 млн руб., областной - 34,5 млн руб. и 6,5 млн руб. - местный). В соответствии с национальным проектом, направленным на развитие и благоустройство городской среды малых моногородов, была разработана муниципальная программа на 2018-2022 годы.
В рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» в г. Тихвине с помощью коллективного электронного голосования жителей города была выбрана территория для благоустройства вдоль Делегатской улицы (площадь участка проектирования составляет 2,5 га).
В качестве цели проекта выступает формирование новой функциональной зоны общегородского значения, обладающей качественно новыми характеристиками в части городской среды и благоустройства, как для жителей города, так и для потенциального притока туристов. Ключевым минусом при анализе факторов внутренней среды малого моногорода была названа старая домовая застройка, местами деревянная, воспринимаемая новыми жителями как обветшалая, некомфортная и ветхая. Пре-
вратить данный минус в плюс помог новый взгляд исследователей на данный фактор: после проведения реставрационных работ старых домовых фасадов в стилизации русских усадеб облик города будет восприниматься как старинный, исторический, требующий обязательного посещения и внимательного изучения новыми потенциальными жителями и туристами.
Тактической стороной проекта является развитие проектной территории как важной исторической и туристической зоны центра города Тихвина, обеспечение безопасного и комфортного пешеходного маршрутирования проектируемой территории за счет создания сети пешеходных дорожек.
Расположение зоны активного городского благоустройства пройдет по побережью реки Тихвинки напротив городского стадиона; ближе к зданиям 4-го микрорайона появится современный скейт-парк, а далее детская зона «Лабиринт». Проект будет украшен самобытными арт-объектами на тему истории города, по всей территории будут располагаться скамейки интересных и комфортных для отдыха форм, по всей линии благоустройства проекта будет протянута велосипедная трасса. Проектная территория будет фантазийно озеленена кустарниками, деревьями вечнозеленых хвойных и лиственных пород.
Территория в южной части участка должна иметь вид прогулочного променада с системой различных навесов с тематическим оформлением также на исторические темы. В парковой зоне будут представлены навесы различного назначения (для отдыха, велопарковки, для информационного дизайна, а также навес от непогоды). Эта зона должна быть оформлена с применением современных ландшафтных технологий, в результате чего в ней должны появиться конструкции вертикального озеленения, выполненные в едином стиле для мас-
штабирования зон открытого пространства, разделения на функциональные зоны.
Пешеходных маршрута в этой части два - транзитный (прямолинейный) и прогулочный, выполненный в форме волны вдоль улицы и рассчитанный на более продолжительный и созерцательный характер восприятия ландшафта. Комплекс транзитов и прогулочных маршрутов с площадками для тихого отдыха общего рекреационного назначения дополняется компактными игровыми тематическими площадками для детей и конструкцией видовой площадки с покрытием из деревянного настила и ограждением. Элементы освещения и декоративная подсветка функциональных зон и арт-объектов повышают безопасность среды, формируют восприятие территории в темное время.
Полученные результаты. В качестве сильных сторон существующей программы следует выделить прежде всего:
четкое осознание роли городских властей в инновационном сценарии развития города;
конкретно сформулированные цели программы;
• тщательно разработанные задачи, выраженные в реализации конкретных проектов и программ;
• активизацию инициативности самих горожан по выявлению болевых точек городской среды;
развитие туристско-
рекреационного комплекса в виде создания нового туристического пути от железнодорожного вокзала (являющегося памятником архитектуры) до Успенского мужского монастыря (главной исторической и духовной достопримечательности г. Тихвина) по историческим улицам - Новгородской и Орловской (путем превращения их в пешеходные);
• реставрационные работы по сохранению деревянного зодчества XIX века и исторической архитектуры города;
развитие сопутствующей туристской инфраструктуры города (по пути от железнодорожного вокзала до Успенского мужского монастыря к реализованной парковой зоне) в виде перевоплощения неблагоустроенного жилья в уютные сувенирные лавочки, галереи, мини-музеи и кафе.
Но, судя по изученным нами материалам, существует и ряд слабых сторон программы. В качестве одной из них следует выделить довольно запутанную систему подачи заявок горожанами для вхождения в план комплексного ремонта дворовых территорий в Тихвине в 2017-2021 гг. Особенно это актуально в связи с тем, что почти треть населения (27,5 % на 01.01.2016) составляют люди третьего поколения, которые имеют очень сложные взаимоотношения с компьютерной техникой, что фактически исключает их из активных участников содействия и развития комфортной городской среды. В качестве предложения по устранению этой слабой стороны программы развития следует предложить в дополнение к электронным обращением использовать и традиционные письменные обращения на бумажных носителях. Также проект благоустройства территории вдоль Делегатской улицы (несмотря на название «Парк поколений») имеет вектор на активизацию молодежного досуга, при том что доля жителей детского и юношеского возраста в городе составляет всего лишь 14,2 % (на 01.01.2016), а направленность на организацию досуга людей третьего поколения достаточно слабо выражена. Для решения этой проблемы предлагается небольшая перепланировка в парковой зоне и формирование «тропы здоровья» (торенкур) для людей пожилого возраста с использованием искусственных изменений ландшафта парковой зоны.
При описательной характеристике проблем, с которыми столкнулись проектировщики благоустройства привок-
зальной территории, среди многих выделено, что территория привокзального сквера хаотично испещрена логистическими тропинками, натоптанными жителями улиц Совхозная и Партизанская, использующими сквер как место транзита к организованному переходу через железную дорогу. Этот сквер был озеленен новым газоном, а удобные пути к переходу железнодорожных путей исчезли, но благоустройство городской территории связано прежде всего с удобством жителей, поэтому при проектировании озеленения логистические тропинки необходимо было учесть и отсыпать гравием или выложить опиленным камнем.
Но наличие зоны отдыха, пусть даже комфортной и современной, не сможет полностью решить проблему улучшения жизни в городе. В парковой зоне не хватает пространства для организации культурно-массовых мероприятий в виде открытой сцены, где жители города могли бы проводить досуг, выступали бы детские или самодеятельные коллективы, была бы организована Школа творчества для людей третьего возраста и пр.
Заключение. В результате проведенной диагностики внутреннего потенциала малого моногорода получено, что реализация проекта по благоустройству городской территории г. Тихвина даст много возможностей горожанам для активного и экологичного отдыха, а также обеспечит постоянный туристический поток, создание нового имиджа города и поддержит приток новых ра-
ботников и горожан для данного моногорода.
Библиографический список
1. Алпатова Е.А. Математические и инструментальные методы в диагностике предприятия: дисс. ... к.э.н.: 08.00.13. - Ростов н/Д, 2013.
2. Маркарьян Ю.А., Есауленко А.В. Моногород: налоговые льготы и кредиты на развитие бизнеса // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. -2018. - № 3. - С. 10-16.
3. Маркарьян Ю.А., Курбатова А.Н. Современные проблемы и перспективы развития российских моногородов // Kant. - 2018. - № 1. - С. 199204.
Bibliographic list
1. Alpatova E.A. Mathematical and instrumental methods in the diagnosis of the enterprise: Thesis ... candidate of economic Sciences: 08.00.13. - Rostov-on-Don, 2013.
2. Markaryan Yu., Esaulenko A. Monocity: tax benefits and loans for business development // Science and education: economy; enterprise; law and management. -2018. - No. 3. - Pp. 10-16.
3. Markaryan Yu., Kurbatova A. Modern problems and prospects of development of Russian single-industry towns // Kant. - 2018. - No. 1. - Pp. 199-204.