Научная статья на тему 'ВЕКТОР РАСШИРЕНИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС НА ОСНОВЕ ОПЫТА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЯ'

ВЕКТОР РАСШИРЕНИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС НА ОСНОВЕ ОПЫТА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / БРИКС / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорожкина Т.В., Иванов А.А., Татарченко К.Р.

В статье рассмотрено особое влияние санкционного давления по отношению к Российской Федерации, которое открыло новые возможности для расширения и укрепления международного сотрудничества с Китаем и странами-участницами БРИКС. Представлены положительные стороны взаимоотношений России и Китайской Народной Республики. Отмечены важнейшие риски, требующие четкой проработки в долгосрочной перспективе. Выделена необходимость совершенствования российско-китайского сотрудничества через инвестиционную деятельность. Пример устойчивого двухстороннего взаимодействия позволит странам БРИКС спроецировать новые методы для развития своих стран на различных уровнях, а также, допустит заложить основу с целью зарождения совершенно нового объединения развитых стран-партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTOR OF ENHANCED TRADE AND ECONOMIC COOPERATION BETWEEN THE BRICS COUNTRIES BASED ON THE EXPERIENCE OF RELATIONS BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND CHINA

The article examines the special impact of sanctions pressure on the Russian Federation, which has opened up new opportunities for expanding and strengthening international cooperation with China and the BRICS member countries. The positive aspects of relations between Russia and the People's Republic of China are presented. The most important risks that require a clear study in the long term are noted. The necessity of improving Russian-Chinese cooperation through investment activities is highlighted. An example of sustainable bilateral cooperation will allow the BRICS countries to project new methods for the development of their countries at various levels, and also allow laying the foundation for the emergence of a completely new association of developed partner countries.

Текст научной работы на тему «ВЕКТОР РАСШИРЕНИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС НА ОСНОВЕ ОПЫТА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЯ»

ВЕКТОР РАСШИРЕНИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС НА ОСНОВЕ ОПЫТА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЯ

Т.В. Дорожкина, канд. экон. наук, доцент12 А.А. Иванов, студент1 К.Р. Татарченко, студент1

калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского 2Институт управления, бизнеса и технологий (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-8-113-116

Аннотация. В статье рассмотрено особое влияние санкционного давления по отношению к Российской Федерации, которое открыло новые возможности для расширения и укрепления международного сотрудничества с Китаем и странами-участницами БРИКС. Представлены положительные стороны взаимоотношений России и Китайской Народной Республики. Отмечены важнейшие риски, требующие четкой проработки в долгосрочной перспективе. Выделена необходимость совершенствования российско-китайского сотрудничества через инвестиционную деятельность. Пример устойчивого двухстороннего взаимодействия позволит странам БРИКС спроецировать новые методы для развития своих стран на различных уровнях, а также, допустит заложить основу с целью зарождения совершенно нового объединения развитых стран-партнеров.

Ключевые слова: международно-экономическое сотрудничество, БРИКС, инвестиционные проекты, цифровизация, финансовая модель.

На протяжении всего двадцать первого века международно-экономическое сотрудничество показывает нам наиболее благоприятные способы для взаимовыгодного развития стран и объединений. Актуальность данного направления также возрастает и в настоящее время, в условиях смены модели глобально-экономической системы. Сотрудничество в различных форматах, одним из которых является для нас БРИКС, может открыть новые перспективы, так как ни одна из стран -участниц объединения не поддержала применение грубой санкционной политики в отношении Российской Федерации. Это способствует скорейшему обновлению торгово-логистических цепочек и переориентации на южно-восточный регион для использования новых рынков сбыта. Для этого необходимы существенные инвестиции как в оборудование пограничных пунктов пропуска, так и в транспортную составляющую логистических компаний, расширение сети представительств и агентов за рубежом и т.п. Отечественные кампании относительно молоды и уступают

иностранным в части практического опыта экспедирования и управления международными комплексными проектами [1].

Особенно в условиях внешних угроз необходимо использовать опыт давних партнеров. Динамичное развитие российско-китайской кооперации привело к увеличению роли обеих стран, как на внутренних рынках, так и в мировой экономической системе. Укрепление отношений с Китаем станет примером для перспективного развития сотрудничества с другими странами БРИКС.

Долгосрочное сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной республики начало свой отчет 16 июля 2001 года, когда в Москве был подписан двухсторонний договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В настоящее время взаимодействие успешно продолжается по Программе развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке на период 2018-2024 гг., а также в рамках всеми известной

Стратегии экономического партнерства стран БРИКС до 2025 года.

Представляется интересным описать актуальные направления сотрудничества на будущее долгосрочное взаимодействие:

- расширение географии международного таможенного сотрудничества;

- содействие интеграционному процессу в рамках цифрового развития;

- переориентация торговых путей и сотрудничества на Восточно-Азиатский регион;

- формирование гибких и эффективных мер по оптимизации партнерского взаимодействия на основе цифровых технологий;

- перераспределение международных потоков товарообмена с учетом географической определенности;

- формирование между государствами отдельных региональных площадок для развития устойчивых партнерских отношений [2].

Как показал анализ результатов внешнеторговой деятельности РФ и новостных источников информации, на данный момент в международном сотрудничестве России и Китая существуют значимые риски, к которым можно отнести:

- несовершенство нормативно-правовой базы в таможенном деле при осуществлении торговли в рамках международных соглашений;

- отсутствие единых интегрированных информационных баз;

- разный технологический уровень обеспечения при осуществлении таможенного контроля;

- различия в требованиях к перемещаемым товарам и товарным партиям;

- нерешённость вопроса с признанием уполномоченных экономических операторов (УЭО).

Эти вопросы в значительной мере могут повлиять на эффективность сотрудничества между странами. В связи с чем возникает острая необходимость в нейтрализации и снижении указанных рисковых факторов. Мерами по их минимизации могут стать следующие:

- переработка нормативно-правовой базы под новый уклад осуществления торговли;

- создание единой информационной системы обмена данными;

применение искусственного интеллекта;

- создание унифицированных требований к перемещению товаров и товарных партий;

- разработка и подписание новых соглашений, связанных с институтом УЭО [3].

С учетом современных реалий, Россия заинтересована не только в увеличении объемов поставок в Китай природных ресурсов, но и ставит перед собой задачу изменения структуры товарооборота стран, за счет повышения в экспорте количества товаров с высокой долей добавленной стоимости. В современных реалиях такой продукцией может стать оборудование в области добычи ресурсов, энергетики, различные сложно-технические и специализированное оборудование.

Анализ инвестиционного сотрудничества показал снижение прямых инвестиций китайской стороной в российскую экономику. Однако, время от времени китайские предприниматели запускают бизнес-проекты с Российской стороной, отдавая должное факту недостаточного уровня объема своих ресурсов и сырья, и необходимости приобретения российских энергетических ресурсов.

Эксперты признают взаимодействие в области инноваций очень перспективным. Россия активно использует китайское оборудование и программное обеспечение. Необходимо, на основе положительного опыта партнера, создавать условия для поднятия отечественного инновационно-технологического потенциала. Этому могут способствовать проведение совместных научных исследований и внедрение их результатов; научно-технические обмены; создание совместных инновационных центров. В интересах обеих стран продолжать работу по разработке новых видов материалов и энергоресурсов, разработки в сфере биотехнологии, аэрокосмической промышленности, применение искусственного интеллекта в работе с большими данными, разработка технологий защиты окружающей среды.

Безусловно, двухсторонние отношения обрели устойчивые связи со всеми «за» и «против» и на перспективу станут залогом получения новых экономических выгод. Российский рынок, как и всегда, открыт для дистрибьюта массовых товаров с равной технологической составляющей, чем обычно и пользуется Китайская сторона.

В целом, урегулирование и выравнивание российско-китайского сотрудничества должно сформировать четкую и равноправно-партнерскую политику в сфере экономических отношений. Что станет весомым рычагом не только для укрепления активного торгового взаимодействия, но и послужит началом для формирования политической общности ввиду реализации совместной защиты экономических интересов.

На данный момент кооперация по глобальным вопросам в основном носит ситуационный характер. Весомым сдерживающим фактором для перехода сотрудничества к системному характеру является отсутствие межправительственных механизмов, которые бы позволили унифицировать нормативную базу и принципы практического торгового взаимодействия. Все это требует тщательной проработки вопросов по совместному продвижению российско-китайских инициатив с учетом принципиальных основ мирового порядка. Результатом этих мероприятий должно стать расширение сотрудничества на основе взаимного согласия и для достижения внутриполитической стабильности. Реализация Россией и Китаем своих долгосрочных стратегических планов невозможна без общей внешнеполитической стратегии. Основой эффективного взаимодействия должно стать широкое применение цифро-визации экономических процессов, например, мобильные сети 5G, искусственный интеллект и др. Применение передовых информационных технологий с тщательной проработкой соглашений и созданием новой унифицированной стратегии развития внешнеторговой и внешнеполитической деятельности в совокупности позволит вывести взаимоотношения на новый уровень и сможет стать ярким примером для других объединений стран,

участницами которых являются Россия и Китай (БРИКС, ШОС).

Возможность внедрения и использования передовых технологий с достаточной проработкой законодательства позволит странам, в том числе и БРИКС, решить проблемы, возникающие до этого момента и создать самодостаточное объединение, способное вывести экономики участвующих стран на новый уровень. Так, например, развитие торговли сельскохозяйственной продукцией между КНР и РФ вполне укладывается в план действий БРИКС на 2021-2024 годы по сельскохозяйственному сотрудничеству, принятый год назад [4]. Сильными сторонами объединения можно считать тот факт, что у Индии и Китая, однозначно, есть все шансы для становления в качестве доминирующего мирового поставщика товаров промышленного назначения и услуг, в то время как Россия, Бразилия и ЮАР могут выйти в мировые лидеры экспорта сырья.

На смену существующей финансовой модели международных расчетов уже приходит модель, основанная на расчётах за товары в национальных валютах, успешно внедряемая в отношениях с Китаем и Индией. Руководство РФ заявляет о большой заинтересованности и дальше расширять практику применения национальных валют на территории стран БРИКС.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в сложившейся ситуации возникает необходимость международного сотрудничества в рамках объединений. Основой развития должен стать положительный опыт взаимоотношений между отдельными странами. Необходимо уделять внимание не только финансовой стороне сотрудничества. Как показывает практика, существует необходимость более глубокого взаимодействия, связанного с внедрением инновационных технологий и междустороннем обменом опытом, способным основать крепкий фундамент отношений в рамках интеграционного объединения стран БРИКС в условиях особенностей формирования новой экономической модели.

Библиографический список

1. Круглов В.Н., Алексеева Е.В., Воронина А.Д., Хохлова Н.А. Проблемы интеграции России в международные транспортно-логистические системы // Вестник Академии знаний. - 2021. - №4 (45). - С. 137-142.

2. Шаурина О.С., Лесина Т.В., Мигел А.А. Логистическая система обеспечения международного товародвижения: проблемы, динамические тренды и практические решения // Вестник евразийской науки. - 2021. - Т. 13. № 4.

3. Петрушина О.М., Волкова К.А., Хохлова Н.А., Воронина А.Д. Стратегическое сотрудничество России и Китая, как проверка на прочность в условиях пандемии covid-19 // Вестник Академии знаний. - 2021. - №6 (47). - С. 308-311.

4. Дорожкина Т.В., Татарченко К.Р., Гусакова А.А. Инновации как драйвер развития товарных отношений: Россия - Китай // Modern Economy Success. - 2021. - №4. - С. 139144.

VECTOR OF ENHANCED TRADE AND ECONOMIC COOPERATION BETWEEN THE BRICS COUNTRIES BASED ON THE EXPERIENCE OF RELATIONS BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND CHINA

T.V. Dorozhkina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor1,2 A.A. Ivanov, Student1 K.R. Tatarchenko, Student1

1Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky 2Institute of Management, Business and Technologies (Russia, Kaluga)

Abstract. The article examines the special impact of sanctions pressure on the Russian Federation, which has opened up new opportunities for expanding and strengthening international cooperation with China and the BRICS member countries. The positive aspects of relations between Russia and the People's Republic of China are presented. The most important risks that require a clear study in the long term are noted. The necessity of improving Russian-Chinese cooperation through investment activities is highlighted. An example of sustainable bilateral cooperation will allow the BRICS countries to project new methods for the development of their countries at various levels, and also allow laying the foundation for the emergence of a completely new association of developed partner countries.

Keywords: international economic cooperation, BRICS, investment projects, digitalisation, financial model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.