Научная статья на тему 'ВЕХИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ БИОГРАФИИ РИЧАРДА ПАЙПСА: ПЕРИОД РАННЕГО НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА (1950-1960-Е ГГ.)'

ВЕХИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ БИОГРАФИИ РИЧАРДА ПАЙПСА: ПЕРИОД РАННЕГО НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА (1950-1960-Е ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИЧАРД ПАЙПС / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / АМЕРИКАНСКАЯ РУСИСТИКА / СОВЕТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бакланов Даниил А.

В статье рассматривается ранний период научного творчества (1950- 1960-е гг.) известного американского историка-русиста Ричарда Пайпса. Автор проводит комплексный анализ первых работ ученого в контексте его жизненной траектории. Дается оценка влияния профессора-эмигранта М.М. Карповича, главного учителя Пайпса, на формирование взглядов и представлений последнего об отдельных сюжетах российской истории. Особый акцент делается на рубежном этапе карьеры исследователя в 1957- 1959-х гг., связанном с его назначением на должность адъюнкт-профессора, а также последовавшем сдвиге в сторону написания трудов в жанре интеллектуальной истории. Автор приходит к выводу об исключительной важности рассматриваемого периода в рамках построения ученым последовательной исторической концепции истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILESTONES OF INTELLECTUAL BIOGRAPHY OF RICHARD PIPES: THE EARLY PERIOD OF SCHOLARLY ACTIVITY (1950-1960S)

The article is dedicated to the early period of scholarly activity (1950-1960s) of Richard Pipes, a famous historian. The author conducts a comprehensive analysis of historian’s first works in the context of his biography. Here is the evaluation of the impact of the emigrant professor M.M. Karpovich, who was the mentor of Pipes, on the formation of the latter’s views and ideas about particular subjects of Russian history. A special emphasis is put on the turning point of scholar’s career in 1957-1959s, related to his appointment to the post of associate professor and the subsequent shift towards writing in the genre of intellectual history. Finely, the author comes to the conclusion about the crucial importance of this period for the scholar’s construction of coherent concept of Russian history.

Текст научной работы на тему «ВЕХИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ БИОГРАФИИ РИЧАРДА ПАЙПСА: ПЕРИОД РАННЕГО НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА (1950-1960-Е ГГ.)»

УДК 930.1(73) ББК 63.1(7Сое)

Д.А. Бакланов

Вехи интеллектуальной биографии Ричарда Пайпса: период раннего научного творчества (1950-1960-е гг.)

В статье рассматривается ранний период научного творчества (19501960-е гг.) известного американского историка-русиста Ричарда Пайпса. Автор проводит комплексный анализ первых работ ученого в контексте его жизненной траектории. Дается оценка влияния профессора-эмигранта М.М. Карповича, главного учителя Пайпса, на формирование взглядов и представлений последнего об отдельных сюжетах российской истории. Особый акцент делается на рубежном этапе карьеры исследователя в 19571959-х гг., связанном с его назначением на должность адъюнкт-профессора, а также последовавшем сдвиге в сторону написания трудов в жанре интеллектуальной истории. Автор приходит к выводу об исключительной важности рассматриваемого периода в рамках построения ученым последовательной исторической концепции истории России.

Ключевые слова: Ричард Пайпс, интеллектуальная история, американская русистика, советология

Несмотря на долгий и тернистый академический путь, мировое признание Ричард Пайпс получил лишь в 1990-е гг. Связано это было в первую очередь с падением советского режима - главного объекта критики польско-американского историка на протяжении десятилетий. Предсказания Пайпса наконец-то сбылись: его историко-полито-логические теории нашли свое практическое подтверждение. С этого момента имя профессора стало общеизвестным. Тем не менее к ученому, как в России, так и в США, относились и относятся по-разному: одни видят в нем ниспровергателя советского мифа, предсказателя, другие - ярого западного пропагандиста, предвзятого идеолога-«ястреба» и русофоба. Однако отрицать колоссальное влияние ученого на историческую науку и общественную мысль второй половины XX столетия не решаются ни те ни другие. На общем фоне популярности исторических конструкций и идеологем профессора, сформулированных в периоды «зрелого» (1970-1980-е гг.) и «позднего» (1990-2010-е гг.) научного творчества, «ранний» этап (1950-1960-е гг.) незаслуженно оттеснился на задний план.

© Бакланов Д.А., 2022

Ричард Эдгар Пайпс родился 11 июля 1923 г. в семье польских евреев в небольшом городе Цешин на юге Польши. Семья Пайпсов бежала из оккупированной немецкими захватчиками Европы, оказавшись в США в 1940 г. Вынужденная эмиграция выпала на этап духовных и интеллектуальных поисков Ричарда Пайпса. Не обладая четким представлением о своем профессиональном будущем, он намеревался сосредоточиться на творческих и научных областях знаний. Объект своих предстоящих многотомных исследований - историю России -юный Ричард Пайпс выбрал непреднамеренно. Одним из важнейших факторов этого решения стали пройденные курсы русского языка в Корнелльском университете во время военной службы. По собственному признанию, он имел довольно скудное представление о ближайшем союзнике Соединенных Штатов во Второй мировой войне:

Хотя мне суждено было посвятить свою жизнь изучению России и преподаванию ее истории, в то время [нач. 1940-х гг.] у меня не было к ней интереса, и я ничего о ней не знал [Пайпс 2005, с. 81].

Тем не менее к 1945 г., в преддверии захлестнувшего страну мак-картизма, Пайпс оказывается в ведущем центре по изучению русистики в США - Гарвардском университете. Научными руководителями молодого исследователя стали знаменитый русский эмигрант Михаил Карпович и профессор Крейн Бринтон.

В 1950 г. Пайпс защищает докторскую диссертацию, посвященную национальному вопросу в большевистской политической доктрине. Интерес к этой тематике был продиктован возникшим у него диссонансом между формальными антинационалистическими убеждениями марксистской идеологии и, по его словам, «оголтелым национализмом», который достиг своего пика на практике во времена правления И.В. Сталина [Пайпс 2005, с. 112].

В том же 1950 г. Пайпс отдает в печать свою первую публикацию [Pipes 1950]. Несмотря на видимый конкретно-исторический характер исследования, в нем отчетливо прослеживается аллюзивная критика советского режима. На примере неудачного эксперимента первой трети XIX столетия Пайпс пишет о полном непонимании, сложившемся между народом и властью. Автор обрушивается с критикой как на систему государственного управления, неспособного трезво оценивать собственные возможности, эффективно проводить кадровую политику и поддерживать частную собственность, так и на подавляющий процент населения России - крестьянство, которое, оказавшись в непривычных для себя условиях, не сумело в них грамотно социализироваться [Pipes 1950, p. 211-212, 218-219].

В 1954 г. увидела свет первая монография Пайпса [Pipes 1964], в основу которой легла докторская диссертация ученого. Пайпс повеству-

ет о воссоздании большевиками многонационального государства на территории бывшей Российской империи. Рассматриваются судьбы регионов, различных по своей территориальной и культурной составляющей (среди них - Татарстан, Башкирия, Северный Кавказ, Украина и др.). Автор ниспровергает устоявшуюся в то время точку зрения, что большевики предложили реальную свободу в самоопределении национальным окраинам. Чисто формальный пункт советской конституции о предоставлении суверенитета и права на национальное самоопределение, по мнению ученого, является одним из наиболее важных исторических аспектов формирования советского режима, ровно так же, как и его прогнозируемого падения [Pipes 1964, p. 295-297].

Труд Ричарда Пайпса имел немалый успех в академических кругах. В 1955 г. ученый удостоился престижной премии Джорджа Луи Бира от Американской исторической ассоциации. В то же время перед автором остро стал вопрос о дальнейшем пути развития собственных исследований. Ученый отказался от перспективы продолжения указанной тематики применительно к 1920-1930-х гг. по причине необходимости освоения нескольких трудных языков тюркской группы [Пайпс 2005, с. 112]. Вместо этого историк решил сосредоточиться на изучении российской политической культуры:

Меня поражало сходство между до- и послереволюционной Россией и мне хотелось заглянуть за фасад радикальных лозунгов советской пропаганды, чтобы рассмотреть неизменные черты политической жизни страны [Пайпс 2005, с. 126].

За фасадом советского радикализма ученый обнаружил для себя русскую консервативную мысль и главного апологета движения -Н.М. Карамзина, над биографией которого Пайпс работал во время академического отпуска во Франции.

Между тем в период с 1954 по 1959 г. издавались отдельные публикации историка. Работа под названием «Макс Вебер и Россия» была написана в 1955 г. [Pipes 1955a] и приурочена к критике гарвардского социологического Центра русских исследований, во главе которого стоял известный антрополог Клайд Клакхон [Пайпс 2005, с. 127-128]. Пайпс придерживался «тоталитарного подхода» и считал социологические методы неприменимыми по отношению к заокеанскому противнику. Позже ученый писал:

Я относился скептически к абстрактному социологическому методу в отношении изучения страны с пяти или шестисотлетней государственностью, чья история к тому же сильно отличалась от западной... <.. .> .. .для того чтобы понять, почему судьба страны складывалась таким образом, необходимо углубиться в ее прошлое, особенно в историю ее социальных и политических институтов [Пайпс 2005, с. 128].

Примечательно, что в этом же году Пайпс выпустил работу о мусульманских беженцах из СССР (преимущественно из Центральной Азии), основанную на методе интервью [Pipes 1955b; Pipes 1955c].

В вышеупомянутой статье ученый повествует об увлечении М. Ве-бером Первой русской революцией и последующим становлением парламентаризма в России. В определенной степени именно с данной работы Пайпс начинает собственный маршрут изучения российской истории, и в особенности революционных событий 1917 г., расставляя приоритеты, намечая магистральные пути, определяя ключевые составляющие социально-политического и интеллектуального ядра российского общества. К примеру, молодой исследователь, в некоторой мере придерживаясь взглядов леволиберального толка, видит Февральскую революцию «фундаментальной и неизбежной» [Pipes 1955a, p. 397]. Также в ходе полемики с Вебером Ричард Пайпс обозначает ключевую роль интеллигенции в России, которую немецкий социолог, по его мнению, не сумел разглядеть, так как излишне сосредоточился на бюрократической стороне российского общества [Pipes 1955a, p. 399].

Параллельно с выходом новых статей историк работал в Европе -лето 1955 г. провел в Риме, в сентябре 1956 г., получив грант Гуггенхайма, на год отправился в Париж, а в 1957 г. он впервые оказался в Советском Союзе. Однако поездки омрачались туманностью и неопределенностью. В стенах Гарвардского университета работа молодых исследователей - аспирантов М. Карповича - проходила в напряженной обстановке в связи с обострившейся конкуренцией за перспективную должность адъюнкт-профессора. Главным претендентом на место, по воспоминаниям Пайпса, считался «любимчик» Карповича -Мартин Малиа [Пайпс 2005, с. 147]. Тем не менее после продолжительных раздумий гарвардского руководства именно Пайпс в конце 1957 г. был удостоен этой должности, что стало большой неожиданностью как для него самого, так и для его коллег.

Пайпс высказывал предположение, что Карпович не видел его в качестве своего преемника по политическим и идеологическим причинам [Пайпс 2005, с. 134]. Последний был сторонником западнического тезиса о неразрывности путей развития России и Европы. Он не мог согласиться с тем, что политика российского империализма имела что-то общее с советским экспансионизмом. Пайпс, в свою очередь, уже в 1950-х гг. совершенно отчетливо видел в истории имперской России благодатную почву для зарождения большевизма. Пожалуй, именно в это время - с уходом Карповича и назначением Пайпса начинает приобретать свои характерные черты предстоящая веха в американской русистике, характеризующаяся усилением главенства принципов «тоталитарной модели» в первой половине 1960-х гг. [Большакова 2009, с. 10-11], основным панегиристом которой считается Ричард Пайпс.

С новой должностью происходят и перемены в творчестве ученого, а именно сюжетный и жанровый сдвиг в сторону интеллектуальной истории. Примечательно, что новую для себя нишу Пайпс занял в период после ухода Карповича с профессорского поста в 1957 г. и его смерти в конце 1959 г. В свою очередь, Карпович привнес изучение русского интеллектуализма XIX - начала XX в. в американские университеты и долгое время считался главным специалистом в этой сфере. Эту линию продолжил и Ричард Пайпс.

В 1959 г. выходит монография, посвященная Н.М. Карамзину и, в частности, его знаменитой «Записке о древней и новой России» [Pipes 2005]. Труд состоит из анализа историко-политических взглядов Николая Михайловича, а также полного и первого англоязычного перевода «Записки». Монография имеет важное значение в построении полноценной исторической концепции Пайпса. Автор впервые обращается к русскому консерватизму как к интеллектуальному течению, в котором, в противоположность левому радикализму, исследователь увидит куда больше сходств с Советским государством (своего апогея изучение российского консерватизма ученым достигнет в 2000-х гг. [Пайпс 2008]). В первую очередь, в связи с тем что в отличие от либерализма и социализма, возникших на Западе, Пайпс понимал консерватизм как продукт исключительно российской политической культуры [Пайпс 2005, с. 126].

Между тем ученый сосредотачивается и на изучении российских леворадикальных движений второй половины XIX столетия. Известная статья Карповича «Предшественник Ленина: П.Н. Ткачев» [Karpovich 1944], написанная еще в военные годы, задала вектор популярному в то время сюжету о народничестве как предтече большевизма. Свое развитие она получила шестнадцать лет спустя в работе Пайпса «Русский марксизм и его народническое прошлое» [Pipes 1960а]. Если Карпович доказывал преемственность народничества и большевизма путем сравнения политических доктрин П.Н. Ткачева и В.И. Ленина, то его ученик отмечал непосредственное взаимовлияние ортодоксального марксизма и народничества, впоследствии вылившегося в большевизм. Пайпс также признавал народничество самобытным и оригинальным движением, ставшим чуть ли не самым влиятельным проявлением левого радикализма 1870-х гг. не только в России, но и во всем мире [Pipes 1960а, p. 323].

В том же 1960 г. выходит работа, посвященная феномену русской интеллигенции [Pipes 1960b]. Ученый намечает комплексный процесс метаморфических преобразований, происходивших с интеллигенцией на протяжении XIX в. и, в особенности, накануне революционных событий 1917 г. Пайпс пытается проследить развитие понятия, используя историко-сравнительный метод. Точку декаданса интеллигенции как явления он относит к 1890 г. - дата, выбранная скорее

интуитивно, нежели предметно. Автор связывает процесс упадка интеллигенции как социальной группы с активно развивающейся промышленностью [Pipes 1960b, p. 490]. Такая же аналогия проводится и в отношении советской политики индустриализации 1930-х гг.:

Начиная с 1890 г., и в особенности с 1930 г., эти условия радикально изменились, лишив интеллигенцию ее культурной и социальной независимости и статуса [Pipes 1960b, p. 490].

По мнению Пайпса, главные виновники советской «несвободы» - приверженцы рационалистических течений (социалисты; анархисты), которые продемонстрировали тотальное непонимание сущности современного экономического развития [Pipes 1960b, p. 496-497].

В 1963 г. из-под пера Пайпса вышла третья по счету монография - «Социал-демократия и рабочее движение в Санкт-Петербурге, 1885-1897 гг.» [Pipes 1963]. Ученый охарактеризовал ее как «побочный продукт» к биографии П.Б. Струве [Pipes 1963, p. XI]. Исследователь посвятил труд раннему периоду российской социал-демократии и вместе с тем поставил под сомнение самодостаточность движения, а также истинность марксистских взглядов одного из лидеров организации - В.И. Ленина, наделив политика пронародническими убеждениями [Pipes 1963, p. 11-13]. Публикация вызвала бурную критику со стороны советских историков. Пожалуй, именно с момента выхода этой монографии имя Ричарда Пайпса вплотную начинает ассоциироваться с понятием «антисоветизм». Об этом свидетельствует ряд ответных критических публикаций советских историков ([Казакевич, Суслова 1966; Тимонин 1982; Романовский 1982] и др.). «Ему не нравится социалистический строй, он предпочел бы, чтобы в России после 1917 года, как и до сих пор на Западе, господствовал капитализм и у власти стояла буржуазия», - так пишут о нем авторы критической монографии, направленной на опровержения доводов профессора [Казакевич, Суслова 1966, с. 181].

В 1962 г. историк в рамках программы по обмену преподавателями вновь отправился в Советский Союз. Ученый посетил Москву и Ленинград, прочел курс лекций по русскому консерватизму, а также успел поработать в ленинградских архивах [Пайпс 2005, с. 160-161]. В 1964 г. под его редакцией начал выходить известный журнал «Критика», в котором печатались рецензии на монографии советских авторов [Пайпс 2005, с. 153]. В 1968 г. получил пост директора Центра русских исследований. В прежней интенсивной манере Пайпс продолжал свою исследовательскую деятельность, трудясь над биографией П.Б. Струве, а также объемной работой, посвященной европейской истории XIX-XX вв.

В заключительные годы десятилетия возрастает интерес Ричарда Пайпса к актуальным политологическим сюжетам. Не исключено, что новые тенденции в творчестве сформировались во многом и под влиянием студенческих движений 1968-1969 гг., охвативших в том числе и Гарвард. Историк, будучи непосредственным свидетелем погромов, остро воспринял произошедшие события и перемены - они напомнили ему «эксперименты с образованием в ранний советский период» [Пайпс 2005, с. 177].

Примечателен его доклад от 1969 г. (изданный в 1970 г.) «Русская миссия, американская судьба», где ученый пытается противостоять политике разрядки, указывая на историческую невозможность мирного дипломатического сосуществования двух стран и необходимость ужесточения сдерживающих мер по отношению к Советскому Союзу [Pipes 1970]. В 1970-е гг. ученый с головой погрузится во все тонкости государственной политической деятельности, и подобного рода доклады займут в ней место систематического и необходимого атрибута. Новые тенденции в творчестве на «зрелом» этапе карьеры ознаменуются собственноличным участием советолога в оформлении идеологического государственного дискурса - Пайпс возглавит небезызвестную команду «Б», будет одним из членов Совета национальной безопасности США, а также станет личным советником президента Рональда Рейгана в 1981-1982 гг.

Таким образом, 1950-1960-е гг., без всякого сомнения, являются крайне важным этапом в карьере Ричарда Пайпса. Несмотря на то что современный историографический фокус сосредоточен преимущественно на его «зрелом» (1970-1980-е гг.) и «позднем» (1990-2010-е гг.) научном творчестве, именно здесь следует искать истоки полноценной исторической концепции Р. Пайпса, а также делать выводы о схоларной принадлежности исследователя к той или иной научной школе.

Литература

Большакова 2009 - Большакова О.В. Русская революция глазами трех поколений американских историков (Обзор) // 1917 г. Россия революционная: Сб. обзоров и рефератов. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИНИОН РАН, 2009. С. 7-35.

Казакевич, Суслова 1966 - Казакевич Р.А., Суслова Ф.М. Мистер Пайпс фальсифицирует историю: О книге Р. Пайпса «Социал-демократия и рабочее движение в С.-Петербурге: 1885-1897». Л.: Лениздат, 1966. 182 с.

Пайпс 2005 - Пайпс Р. Я жил. Мемуары непримкнувшего: Пер. с англ. М.: Моск. школа полит. исследований, 2005. 408 с.

Пайпс 2008 - Пайпс Р. Русский консерватизм и его критики: исследование политической культуры: Пер с англ. М.: Новое издательство, 2008. 252 с.

Романовский 1982 - Романовский Н.В. Ричард Пайпс - профессиональный антисоветчик // Вопросы истории. 1982. № 3. С. 27-43.

Тимонин 1982 - Тимонин Е.И. Критика современных буржуазных концепций истории создания марксистской партии в России. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1982. 256 с.

Karpovich 1944 - Karpovich М. A Forerunner of Lenin: P.N. Tkachev // The Review of Politics. 1944. Vol. 6. № 3. P. 336-350.

Pipes 1950 - Pipes R. The Russian Military Colonies: 1810-1831 // The Journal of Modern History. 1950. Vol. 22. № 3. P. 205-219.

Pipes 1955a - Pipes R. Max Weber and Russia // World Politics. 1955. Vol. 7. № 3. P. 371-401.

Pipes 1955b - Pipes R. Muslims of Soviet Central Asia: Trends and Prospects (Part I) // Middle East Journal. 1955. Vol. 9. № 2. P. 147-162.

Pipes 1955c - Pipes R. Muslims of Soviet Central Asia: Trends and Prospects (Part II) // Middle East Journal. 1955. Vol. 9. № 3. P. 295-308.

Pipes 1960a - Pipes R. Russian Marxism and Its Populist Background: The Late Nineteenth Century // The Russian Review. 1960. Vol. 19. № 4. P. 316-337.

Pipes 1960b - Pipes R. The Historical Evolution of the Russian Intelligentsia // Daedalus. 1960. Vol. 89. № 3: The Russian Intelligentsia. P. 487-502.

Pipes 1963 - Pipes R. Social Democracy and the St. Petersburg Labor Movement: 1885-1897. Cambridge: Harvard University Press, 1963. 154 p.

Pipes 1964 - Pipes R. The Formation of the Soviet Union: Communism and Nationalism, 1917-1923. Cambridge: Harvard University Press, 1964. 365 p.

Pipes 1970 - Pipes R. Russia's Mission, America's Destiny // Encounter. 1970. № 35. Vol. 4. P. 3-11.

Pipes 2005 - Pipes R. Karamzin's Memoir on Ancient and Modern Russia: A Translation and Analysis by Richard Pipes. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2005. 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.