Научная статья на тему 'Вегетативные проявления умственной деятельности у студенток с разным уровнем физической активности'

Вегетативные проявления умственной деятельности у студенток с разным уровнем физической активности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
211
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горбунов Н. П., Кузнецова О. Б.

Реакции срочной адаптации к умственной нагрузке обнаруживают тесную связь со спецификой учебной работы студенток. Студентки с высоким уровнем физической активности имеют значительно более высокие показатели спектра мощности сердечного ритма, чем студенты с низким уровнем физической активности. В старшей возрастной группе эти различия становятся менее выраженными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горбунов Н. П., Кузнецова О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вегетативные проявления умственной деятельности у студенток с разным уровнем физической активности»

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОК С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Н.П. Горбунов, О.Б. Кузнецова

Пермский государственный педагогический университет, г. Пермь

Реакции срочной адаптации к умственной нагрузке обнаруживают тесную связь со спецификой учебной работы студенток. Студентки с высоким уровнем физической активности имеют значительно более высокие показатели спектра мощности сердечного ритма, чем студенты с низким уровнем физической активности. В старшей возрастной группе эти различия становятся менее выраженными.

Вегетативные проявления умственной деятельности человека связаны главным образом с изменением активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы [1]. Во время умственной нагрузки происходит учащение пульса, повышение артериального давления, что отражает увеличение роли симпатических влияний [2]. При спектральном анализе сердечного ритма обнаруживается увеличение мощности низкочастотного компонента (показатель симпатической активности) и одновременно снижение вклада высокочастотных колебаний (индикатор парасимпатических влияний) в суммарном спектре [3]. Поскольку физическая активность оказывает значительное влияние на вегетативный баланс [4], представляет интерес изучение вегетативных реакций на умственную нагрузку у лиц с различным уровнем физической активности.

Цель работы: выявление особенностей вегетативных реакций организма на дозированную умственную нагрузку у девушек-студенток с различным уровнем физической активности.

Организация и методы исследования. Исследование проводили на 90 студентках первых и пятых курсов ПГТТУ. Возраст первокурсниц составлял 17-18 лет, студенток пятого курса - 21-23 года. В первую группу вошли студентки с высоким уровнем двигательной активности, обучавшиеся на факультете физической культуры, во вторую - девушки с низким уровнем физической активности, обучавшиеся на физическом факультете.

Анализ параметров вариабельности ритма сердца проводили с использованием аппаратно-программного комплекса «Варикард» при 5-мин. регистрации сердечного ритма. Физическую работоспособность оценивали по величине максимального потребления кислорода (МПК) при выполнении субмаксимальной нагрузки на велоэргометре. Уровень тревожности оценивали с помощью методики Ч. Спилберга в модификации Ю.Л. Ханина [5].

Результаты исследования и их обсуждение. Выявлена тесная связь между уровнем физической активности и состоянием вегетативного баланса при умственной деятельности. У студенток с высокой физической активностью 17-18 (I курс), и

21-23 лет (V курс) прирост частоты сокращений сердца (ЧСС) в ответ на умственную нагрузку выражен намного меньше, чем у студенток группы 2 с низкой физической активностью. Одновременно с этим у девушек с высоким уровнем физической активности как общая мощность спектра, так и показатели мощности в диапазонах высокой и очень низкой частоты существенно выше, чем у относительно малоподвижных студенток физического факультета.

Для студенток с разным уровнем физической активности характерны заметные различия параметров гемодинамики и работоспособности. Между девушками групп 1 и 2, начинающих обучение в университете, имеются значимые различия показателей артериального давления (АД), МПК и личностной тревожности. У студенток старших курсов группы 2 сохраняется более высокий уровень систолического АД по сравнению с девушками группы 1. В то же время у студенток старших курсов с высоким уровнем физической активности показатели МПК существенно выше, чем у студентов физического факультета.

Таким образом, реакции срочной адаптации к умственной нагрузке обнаруживают тесную связь со спецификой учебной работы студенток и зависят от возраста. У 17-18-летних девушек группы 1 показатели ТР, Ш7, УЬБ, БОКЫ значительно выше, чем у студенток с низким уровнем физической активности. Если учесть, что в покое и при ментальной нагрузке все частотные диапазоны находятся под выраженным парасимпатическим контролем [6], очевидно, что у студенток с низким уровнем физической активности парасимпатические влияния при умственной нагрузке выражены в меньшей степени, чем у физически активных лиц. Постоянные тренировки ведут к снижению симпатической активности в покое и относительному повышению парасимпатического тонуса. Вместе с тем физически активный образ жизни обусловливает повышение аэробных возможностей [7]. Можно полагать, что это определяет увеличение МПК у студенток I группы во время обучения в университете на фоне устойчивых значений индикаторов парасимпатического тонуса.

120

Вестник ЮУрГУ, № 4, 2008

Горбунов Н.П., Кузнецова О.Б.

Вегетативные проявления умственной деятельности у студенток с разным уровнем физической активности

Литература

1. Cahill, L. Beta-adrenergic activation and memory for emotional events / B. Prins, M. Weber, J.L. McGaugh // Nature. 1994. - V. 371. - P. 702-704.

2. The stability of the intercorrelations among cardiovascular, immune, endocrine and psychological reactivity / S. Cohen, N. Hamrick, M.S. Rodrigues et al. // Ann. Behav. Med. - 2000. - V. 22, № 3. -P. 171-179.

3. Spectral analysis of R-R and arterial pressure variabilities to assess sympatho-vagal interaction during mental stress in humans / M. Pagani, R. Furlan, P. Pizzinelli et al. // J. Hypertens. Suppl. -1989. -V. 7,-Ne 6.-P. 14-15.

4. Exercise and autonomic function in health and cardiovascular disease /E.T. Rosemvinkel, D.M. Bloom-

field, M.A. Arwady, R.L. Goldsmith // Cardiol. Clin. -2001. - V. 19. -№ 3. -P. 369-387.

5. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во «Эксмо», 2005. - С. 32-34.

6. Changes in sympathetic and parasympathetic cardiac activation during mental load: an assessment by spectral analysis of heart rate variability / W. Langewitz, H. Ruddel, H. Schachinser et al. // Homeost. Health Dis. - 1991. - V. 33. - № 1-2. -P. 23-33.

7. Peak aerobic performance and left ventricular morphological characteristics in university students / H. Yamazaki, S. Onishi, F. Katsukawa et al. // Clin. J. Sport Med. -2000. - V. 10. -№ 4.-P. 286-290.

Работа выполнена при поддержке гранта ПГПУ № 5-07.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 14

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.