Научная статья на тему 'Вегетативные корреляты различной эффективности деятельности студентов во время компьютерного тестирования уровня знаний'

Вегетативные корреляты различной эффективности деятельности студентов во время компьютерного тестирования уровня знаний Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вегетативные реакции / академическая эффективность / вариабельность сердечного ритма / кожно-гальваническая реакция / когнитивные показатели / физиологические маркеры / биологическая обратная связь / эмоциональное возбуждение / психология образования / многомерный анализ / autonomic responses / academic performance / heart rate variability / cutaneous galvanic response / cognitive performance / physiological markers / biofeedback / emotional arousal / educational psychology / multivariate analysis

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Сулейманова Раиса Герейхановна, Магомедова Умият Абдулбасировна, Гадисова Ирайганат Гамидовна, Бартыханова Халимат Магомедовна, Магомедов Саидапанди Тукаюдинович

В статье рассматривается сложная взаимосвязь между вегетативными реакциями и академической эффективностью, изучается, как физиологические маркеры, такие как вариабельность сердечного ритма, гальваническая реакция кожи и расширение зрачков, коррелируют с когнитивными показателями в образовательных учреждениях. Ориентируясь на выборку студентов в возрасте до 21 года, исследование использует двойной подход – когнитивное тестирование и биометрический мониторинг – для раскрытия сложной взаимосвязи между вегетативной нервной системой и академической успеваемостью. Используя сложные многомерные статистические методы, исследование выявило значительную корреляцию между вегетативной адаптивностью, отраженной в вариабельности сердечного ритма, и академической успеваемостью. И наоборот, выясняется, что повышенная эмоциональная возбудимость, на которую указывает повышенная гальваническая реакция кожи, может отрицательно влиять на когнитивные функции. Эта работа вносит вклад в развивающееся обсуждение когнитивно-физиологической синхронности в обучении, предполагая, что как когнитивные, так и эмоциональные аспекты являются неотъемлемой частью понимания академической успеваемости. Результаты исследования имеют глубокие последствия для образовательных методик, указывая на потенциал педагогических инструментов на основе биологической обратной связи и стратегий обучения с эмоциональной настройкой. Однако в статье также признаются ограничения, связанные с масштабом и размером выборки, и предлагаются направления будущих исследований, включающие более широкое демографическое исследование и различные образовательные контексты. В статье представлен нюансированный взгляд на физиологические основы обучения, подчеркивающий необходимость целостного подхода в психологии образования и педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Сулейманова Раиса Герейхановна, Магомедова Умият Абдулбасировна, Гадисова Ирайганат Гамидовна, Бартыханова Халимат Магомедовна, Магомедов Саидапанди Тукаюдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF INNOVATIVE AND NON-TRADITIONAL METHODS OF DEVELOPING FINE MOTOR SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN

This paper examines the complex relationship between autonomic responses and academic performance, exploring how physiological markers such as heart rate variability, galvanic skin response and pupil dilation correlate with cognitive performance in educational settings. Focusing on a sample of students under the age of 21, the study uses a dual approach – cognitive testing and biometric monitoring – to unravel the complex relationship between the autonomic nervous system and academic performance. Using sophisticated multivariate statistical methods, the study found a significant correlation between autonomic adaptability, as reflected in heart rate variability, and academic performance. Conversely, it appears that increased emotional arousal, as indicated by increased galvanic skin response, may adversely affect cognitive function. This work contributes to the evolving discussion of cognitive-physiological synchrony in learning, suggesting that both cognitive and emotional aspects are integral to understanding academic performance. The findings have profound implications for educational methodologies, pointing to the potential of biofeedback-based pedagogical tools and emotionally attuned learning strategies. However, the article also recognises the limitations of scale and sample size and suggests directions for future research that include a broader demographic study and different educational contexts. The article provides a nuanced view of the physiological underpinnings of learning, highlighting the need for a holistic approach in educational psychology and pedagogy.

Текст научной работы на тему «Вегетативные корреляты различной эффективности деятельности студентов во время компьютерного тестирования уровня знаний»

Вегетативные корреляты различной эффективности деятельности студентов во время компьютерного тестирования уровня знаний

Сулейманова Раиса Герейхановна,

кандидат медицинских наук, доцент, ФГБОУ ВО Дагестанский государственный университет E-mail: suleimanova.r.g@mail.ru

Магомедова Умият Абдулбасировна,

старший преподаватель, ФГБОУ ВО Дагестанский государственный университет E-mail: m.umijat@yandex.ru

Гадисова Ирайганат Гамидовна,

ассистент, ФГБОУ ВО Дагестанский государственный университет

E-mail: Gadisova.ira@mail.ru

Бартыханова Халимат Магомедовна,

студент, ФГБОУ ВО Дагестанский государственный университет

E-mail: Halimka_li@mail.ru

Магомедов Саидапанди Тукаюдинович,

студент, ФГБОУ ВО Дагестанский государственный университет

E-mail: Saidweiv816@mail.ru

В статье рассматривается сложная взаимосвязь между вегетативными реакциями и академической эффективностью, изучается, как физиологические маркеры, такие как вариабельность сердечного ритма, гальваническая реакция кожи и расширение зрачков, коррелируют с когнитивными показателями в образовательных учреждениях. Ориентируясь на выборку студентов в возрасте до 21 года, исследование использует двойной подход - когнитивное тестирование и биометрический мониторинг - для раскрытия сложной взаимосвязи между вегетативной нервной системой и академической успеваемостью. Используя сложные многомерные статистические методы, исследование выявило значительную корреляцию между вегетативной адаптивностью, отраженной в вариабельности сердечного ритма, и академической успеваемостью. И наоборот, выясняется, что повышенная эмоциональная возбудимость, на которую указывает повышенная гальваническая реакция кожи, может отрицательно влиять на когнитивные функции. Эта работа вносит вклад в развивающееся обсуждение когнитивно-физиологической синхронности в обучении, предполагая, что как когнитивные, так и эмоциональные аспекты являются неотъемлемой частью понимания академической успеваемости. Результаты исследования имеют глубокие последствия для образовательных методик, указывая на потенциал педагогических инструментов на основе биологической обратной связи и стратегий обучения с эмоциональной настройкой. Однако в статье также признаются ограничения, связанные с масштабом и размером выборки, и предлагаются направления будущих исследований, включающие более широкое демографическое исследование и различные образовательные контексты. В статье представлен нюансированный взгляд на физиологические основы обучения, подчеркивающий необходимость целостного подхода в психологии образования и педагогике.

Ключевые слова: вегетативные реакции, академическая эффективность, вариабельность сердечного ритма, кожно-гальваническая реакция, когнитивные показатели, физиологические маркеры, биологическая обратная связь, эмоциональное возбуждение, психология образования, многомерный анализ.

Исследовательская задача в настоящем исследовании состоит в том, чтобы определить взаимосвязь между вегетативными реакциями и эффективностью работы студентов во время компьютерной оценки знаний. Эта задача требует тонкого изучения того, как физиологические реакции, часто действующие на подсознательном уровне, могут влиять или коррелировать с когнитивными процессами и результатами, наблюдаемыми во время таких оценок.

Поставленная задача предполагает две гипотезы. Во-первых, предполагается, что существует значительная корреляция между вегетативными реакциями (такими как вариабельность сердечного ритма, кожная проводимость и расширение зрачков) и эффективностью работы студентов в ходе этих оценок. Эта гипотеза основана на предположении, что физиологические состояния могут свидетельствовать о когнитивных и эмоциональных процессах, которые, в свою очередь, могут влиять на академическую успеваемость. Во-вторых, предполагается, что конкретные паттерны или профили вегетативного реагирования могут быть предсказанием более или менее высокого уровня эффективности успеваемости. Это предположение основано на понимании того, что определенные физиологические состояния могут быть более благоприятными для эффективного обучения и решения проблем, тем самым влияя на результаты успеваемости.

Цель данного исследования включает не только проверку этих гипотез с помощью эмпирических данных, но и обогащение академического диалога о часто недооцениваемой роли физиологических факторов в образовательных контекстах. Ожидается, что полученные результаты позволят по-новому взглянуть на то, как вегетативные реакции могут быть интегрированы в модели обучения и успеваемости студентов, что потенциально может привести к более целостным подходам в образовательных методиках и оценках.

Существующий корпус исследований, касающихся вегетативных реакций и академической эффективности, дает многогранное представление о взаимодействии между физиологическими состояниями и когнитивной деятельностью. Т.Д. Джа-браилова и др. предлагают основополагающую перспективу, подчеркивая индивидуальные особенности вегетативной поддержки у студентов во время компьютерного тестирования, что подчеркивает гетерогенность физиологических реакций и их потенциальное влияние на выполнение когнитивных задач [1] Эту идею развивают Р.Г. Сулейманова

сз о

о Л о

о сз о в

и др., которые исследуют вегетативные корреляты различных уровней эффективности деятельности студентов во время компьютерного тестирования знаний, подчеркивая динамический характер этих корреляций [3]

Е.Н. Чуян и др. вносят свой вклад в этот дискурс, подробно рассматривая физиологические механизмы вариабельности сердечного ритма, ключевой вегетативной реакции, выясняя ее сложную роль в стрессе и когнитивных функциях [4]. В дополнение к этому А.Н. Савкин и др. описывают особенности компьютерного тестирования по различным учебным дисциплинам, тем самым выявляя контекстуальные факторы, которые могут влиять как на вегетативные реакции, так и на академическую успеваемость [2]

В более широком контексте Ф. Амадье и А. Трико и П. Годро и др. рассматривают психологические факторы и использование ноутбука в классе, соответственно, предлагая понимание экологических и поведенческих аспектов, которые переплетаются с физиологическими реакциями в образовательных условиях [5; 6]. С. И Морле и Б. Суше распространяют эту дискуссию на социальные, академические и когнитивные детерминанты университетского успеха, предполагая сложное взаимодействие внешних и внутренних факторов, влияющих на успеваемость студентов [7; 8].

Синтез этих исследований представляет собой комплексную картину, проясняющую многогранные аспекты вегетативных реакций и их взаимосвязь с академической успеваемостью. Эта работа не только послужила основой для текущего исследовательского проекта, но и заложила основу для более глубокого понимания физиологических основ академической успеваемости.

Теоретические основы данного исследования базируются на концепции вегетативных коррелятов - области, изучающей реакции вегетативной нервной системы в контексте обучения. Эти вегетативные или вегетативные реакции включают такие физиологические изменения, как вариабельность сердечного ритма, проводимость кожи и расширение зрачков на фоне непроизвольных процессов в организме, которые могут отражать когнитивные и эмоциональные состояния во время учебной деятельности.

Т.Д. Джабраилова и др. дают принципиальное представление об индивидуальных особенностях вегетативного обеспечения у студентов во время компьютерного тестирования, подчеркивая уникальность физиологических реакций в условиях обучения [1]. Р.Г. Сулейманова и др. расширяют это понимание, исследуя вегетативные корреляты различной эффективности деятельности студентов во время компьютерного тестирования знаний, подчеркивая разнообразие этих физиологических е маркеров и их потенциальное влияние на академи-М ческую успеваемость [3].

£3 Значительный вклад вносят Е.Н. Чуян и др., рас-еЗ сматривающие физиологические механизмы вари-Ü абельности сердечного ритма, ключевого показате-

ля активности вегетативной нервной системы, демонстрирующие его сложную взаимосвязь с когнитивными и эмоциональными процессами в условиях образовательного процесса [4] К этому следует добавить работы А.Н. Савкина и др. об особенностях компьютерного тестирования по различным учебным дисциплинам, обеспечивающие более широкий контекст для понимания вегетативных реакций в различных учебных сценариях [2] Работы Ф. Амадье и А. Трико, П. Годро и др. посвящены психологическим факторам и поведению в учебной среде, например, использованию ноутбука в классе, и предполагают тонкую взаимосвязь между факторами окружающей среды и физиологическими состояниями [5; 6]. С.И. Морле и Б. Суше в своем исследовании социальных, академических и когнитивных детерминант университетского успеха еще более обогащают эту дискуссию, вводя внешние факторы, которые могут влиять или коррелировать с вегетативными реакциями [7; 8].

Эти теоретические основы предлагают комплексный взгляд на вегетативные корреляты в контексте обучения. Они подчеркивают сложность физиологических реакций как индикаторов когнитивных и эмоциональных состояний, формируя понимание того, как эти факторы влияют на академическую успеваемость и эффективность в сценариях компьютерного тестирования.

Академическая эффективность, особенно среди студентов в возрасте до 21 года, является многогранной конструкцией, включающей в себя мастерство и эффективность, с которой студенты усваивают, интегрируют и применяют знания. Она выходит за рамки простого заучивания, охватывая более широкий спектр когнитивных, аффективных и психомоторных областей. Эта эффективность часто измеряется с помощью различных оценочных показателей, каждый из которых предназначен для выявления различных аспектов понимания и применения знаний студентами.

В лингвистических терминах академическая эффективность может быть выражена концепцией «когнитивной ассимиляции» - процесса, в ходе которого студенты не только усваивают информацию, но и синтезируют и контекстуализируют ее в рамках имеющихся у них знаний. К этому добавляется «прикладная компетентность» - критерий, оценивающий способность использовать теоретические знания в практических сценариях, что является ключевым показателем глубокого обучения и понимания.

В контексте молодых людей, чьи когнитивные способности все еще находятся на стадии развития, эти критерии приобретают динамический характер. Оценка часто включает в себя «формативные оценки», которые сосредоточены на постоянном развитии навыков и знаний, а не просто суммарные оценки, которые дают окончательное представление о компетентности. Эти формативные оценки могут быть лингвистическими упражнениями, заданиями по решению проблем или рефлексивными дневниками, каждый из которых служит для определения

глубины понимания и способности формулировать или применять знания в различных контекстах.

При оценке академической эффективности в этой демографической группе необходимо учитывать «нейропластичность» мозга молодых людей, которая предполагает более высокую способность к обучению и адаптации. Эта нейропластичность предполагает, что критерии оценки академической эффективности должны быть не статичными, а адаптивными, учитывающими развивающиеся когнитивные способности студентов.

Академическая эффективность студентов до 21 года - это не одномерный конструкт, а богатый гобелен, включающий в себя когнитивную ассимиляцию, прикладные компетенции, формативную оценку и учет нейропластичности, что способствует целостному пониманию их образовательного развития.

Методология данного исследования тщательно структурирована с целью выяснения вегетативных коррелятов академической эффективности в группе студентов в возрасте до 21 года. В исследовании участвует выборка из 30 студентов, что обеспечивает репрезентативность данной возрастной группы. Такой демографический отбор учитывает особенности нейроразвития молодых людей, фокусируясь на уникальной когнитивной и физиологической динамике в этом возрастном диапазоне.

Инструменты, используемые в данном исследовании, включают в себя двойной подход: инструменты оценки когнитивных функций и методы мониторинга вегетативных реакций. Когнитивный аспект включает в себя компьютерное тестирование, разработанное для оценки знаний и навыков решения проблем студентов в академическом контексте. Эти тесты построены таким образом, чтобы проверить различные когнитивные способности, начиная от запоминания и заканчивая аналитическим мышлением, что позволяет получить полное представление об эффективности обучения студентов.

Параллельно ведется мониторинг вегетативных реакций с помощью набора биометрических приборов. К ним относятся мониторы вариабельности сердечного ритма, датчики гальванической реакции кожи и устройства слежения за глазами. Вариабельность сердечного ритма дает представление о модуляции вегетативной нервной системы, отражающей стресс и когнитивную нагрузку. Гальваническая реакция кожи позволяет определить уровень эмоционального возбуждения и стресса, а отслеживание движения глаз дает представление о когнитивных процессах и концентрации внимания. Интеграция этих инструментов позволяет провести многомерный анализ вегетативных коррелятов, связанных с выполнением академических заданий.

Процедура исследования разворачивается в несколько этапов. Вначале студенты проходят базовую оценку, чтобы определить их нормативные вегетативные реакции в нестрессовой обстановке. Затем следует основной этап, на котором студенты выполняют компьютерные тесты с одновременной регистрацией их вегетативных реакций. Ди-

зайн этого этапа разработан таким образом, что он отражает типичные сценарии академической оценки, обеспечивая тем самым экологическую валидность. Заключительный этап включает в себя подведение итогов и рефлексивную сессию, где студенты могут поделиться своим субъективным опытом, предоставляя качественные данные, которые дополняют количественные измерения.

На протяжении всего этого процесса используется лексикон специальных терминов, таких как «когнитивная нагрузка», «вегетативная модуляция» и «биометрические показатели», чтобы сформулировать нюансы взаимодействия между когнитивной деятельностью и вегетативными реакциями. Этот методологический подход, с его акцентом на многомерную оценку и ориентацией на конкретную популяцию, обещает дать богатую информацию о вегетативных коррелятах академической эффективности у молодых взрослых.

На этапе анализа данных в этом исследовании применяется сложная статистическая методология для выявления тонких взаимосвязей между вегетативными реакциями и академической эффективностью. Собранные данные, включающие как показатели когнитивной деятельности, так и биометрические индексы, подвергаются многосторонней статистической обработке для обеспечения надежного и всестороннего анализа.

Основной подход предполагает применение многомерных статистических методов, таких как множественный регрессионный анализ и анализ главных компонент (РСА). Эти методы способствуют изучению сложных взаимосвязей и закономерностей в данных, позволяя выявить ключевые предикторы академической эффективности. Например, множественный регрессионный анализ используется для определения того, как различные вегетативные реакции (такие как вариабельность сердечного ритма, гальваническая реакция кожи и расширение зрачков) в совокупности влияют на успеваемость студентов в компьютерных тестах.

РСА помогает уменьшить размерность данных, разбивая их на главные компоненты, которые представляют наиболее значимые вариации и корреляции. Это особенно полезно для синтеза огромного количества вегетативных маркеров в последовательные факторы, которые легче интерпретировать и соотнести с академической успеваемостью.

Применение этих статистических методов сопровождается строгими тестами на статистическую значимость, включая Месты и ANOVA, для подтверждения полученных результатов. Это гарантирует, что наблюдаемые взаимосвязи - не просто артефакты случайной вариации, а скорее свидетельство подлинных глубинных закономерностей.

В качестве иллюстрации рассмотрим гипотетический сценарий, в котором вариабельность сердечного ритма и гальваническая реакция кожи оказываются значимыми предикторами академической успеваемости в регрессионной модели. Это означало бы прямую корреляцию между этими вегетативными маркерами и когнитивной эффек-

сз о

о Л о

о сз о в

тивностью, что потенциально могло бы стать руководством для будущих образовательных стратегий и вмешательств.

Этот аналитический подход, использующий передовые статистические методы и обеспечивающий строгую валидацию, играет ключевую роль в извлечении значимых идей из сложного взаимодействия физиологических и когнитивных данных, что в конечном итоге обогащает понимание вегетативных коррелятов в академическом контексте.

В рамках данного исследования оценка и интерпретация вегетативных реакций раскрывает интригующую информацию об их взаимосвязи с академической эффективностью. Данные о вегетативных реакциях, включающие вариабельность сердечного ритма, гальваническую реакцию кожи и расширение зрачков, представляют собой картину физиологической динамики, происходящей во время когнитивных нагрузок.

Данные о вариабельности сердечного ритма выявили заметные колебания, соответствующие интенсивности выполнения когнитивных задач, что указывает на модуляцию активности вегетативной нервной системы в ответ на когнитивный стресс. Данные гальванической реакции кожи, являющейся индикатором эмоционального возбуждения, показали повышенную реакцию во время более сложных сегментов компьютерных тестов, что указывает на связь между эмоциональной реактивностью и когнитивной нагрузкой. Расширение зрачков, свидетельствующее о когнитивной и эмоциональной обработке, также демонстрировало значительные колебания, совпадающие с моментами интенсивной когнитивной активности.

Корреляция этих вегетативных маркеров с академической эффективностью выявила сложную взаимосвязь. Примечательной является положительная корреляция между вариабельностью сердечного ритма и академической успеваемостью, что позволяет предположить, что более адаптивная вегетативная реакция может способствовать повышению когнитивных способностей. Напротив, более высокая гальваническая реакция кожи, часто ассоциирующаяся со стрессом или повышенным эмоциональным состоянием, обратно коррелирует с академической успеваемостью, указывая на то, что чрезмерное эмоциональное возбуждение может пагубно влиять на когнитивные функции в академическом контексте.

Корреляционный анализ с использованием сложных статистических методов, таких как коэффициент корреляции Пирсона и ранговая корреляция Спирмена, подтверждает значимость этих взаимосвязей. Полученные данные свидетельствуют о нюансах взаимодействия, при котором определенные вегетативные реакции могут либо способствовать, либо препятствовать успеваемости, е в зависимости от их характера и интенсивности. е Переплетение этих вегетативных маркеров £3 с академической эффективностью подчеркиваем ет важность целостного понимания успеваемости Ц студентов, выходящего за рамки традиционных

когнитивных показателей и углубляющегося в физиологические основы обучения и успеваемости. Такое пересечение физиологических и когнитивных областей подчеркивает потенциал интеграции биометрического мониторинга в образовательные стратегии для улучшения результатов обучения.

При обсуждении результатов анализируется сложная взаимосвязь между вегетативными реакциями и академической эффективностью, а также сопоставляются эмпирические данные с первоначальными гипотезами исследования. Полученные данные освещают многогранную природу этих отношений, подтверждая, а в некоторых случаях и расширяя предвзятые представления, выдвинутые в начале исследования.

Первая гипотеза, предполагающая значительную корреляцию между вегетативными реакциями и успеваемостью студентов во время компьютерного тестирования, нашла существенную поддержку в полученных данных. В частности, вариабельность сердечного ритма оказывается важным предиктором, и ее вариабельность положительно коррелирует с успеваемостью. Это явление согласуется с концепцией «вегетативной гибкости», согласно которой более изменчивый сердечный ритм свидетельствует о надежной вегетативной нервной системе, способной ловко справляться с когнитивными требованиями. Это согласуется с гипотезой и подкрепляет ее, предполагая, что вегетативная адаптивность играет ключевую роль в академических условиях.

И наоборот, результаты, связанные с гальванической реакцией кожи, предлагают более тонкую перспективу. Ожидаемая корреляция действительно наблюдалась, но ее характер был обратным: более высокие уровни кожной проводимости, отражающие повышенную эмоциональную возбудимость, отрицательно коррелировали с академической эффективностью. Это подтверждает гипотезу о том, что чрезмерное эмоциональное возбуждение, потенциально проявляющееся в виде тревоги или стресса, может негативно сказываться на когнитивной деятельности.

Данные, связанные с расширением зрачков, свидетельствующие о когнитивной и эмоциональной вовлеченности, также являются убедительным доказательством в поддержку гипотезы. Колебания размера зрачка, наблюдаемые во время тестов, коррелируют с интенсивностью когнитивной деятельности, подкрепляя идею о том, что вегетативные маркеры тесно переплетены с когнитивными процессами.

Результаты данного исследования подтверждают первоначальные гипотезы, подтверждая значительную роль вегетативных реакций в академической успеваемости. Полученные данные проясняют сложную картину, в которой вегетативная гибкость, по-видимому, повышает когнитивные способности, в то время как чрезмерное эмоциональное возбуждение может препятствовать им. Эта запутанная взаимосвязь подчеркивает необходимость применения целостного подхода к пониманию и повы-

шению академической эффективности, который объединяет как когнитивные, так и физиологические аспекты.

Сравнение с предыдущими исследованиями в этой области выявляет как совпадения, так и расхождения в выводах, обогащая более широкий дискурс о взаимосвязи между вегетативными реакциями и академической эффективностью. Настоящее исследование согласуется с предыдущими исследованиями, подчеркивая значительную роль вегетативных реакций, таких как вариабельность сердечного ритма, в когнитивной деятельности. Это совпадение подкрепляет концептуальную основу, утверждающую, что физиологические состояния, часто подсознательные, оказывают существенное влияние на когнитивные способности.

Однако в контексте эмоционального возбуждения, измеряемого гальванической реакцией кожи, возникает заметное расхождение. В то время как некоторые предыдущие исследования предполагали более тонкую или даже положительную корреляцию между возбуждением и когнитивными способностями, результаты данного исследования склоняются к обратной зависимости, подчеркивая потенциальные препятствия, создаваемые повышенным эмоциональным состоянием, особенно в академической среде с высокими ставками.

Теоретические последствия этих результатов многослойны. Во-первых, они дополняют существующую парадигму «когнитивно-физиологической синхронности», концепцию, предполагающую сим-биотические отношения между разумом и телом в контексте обучения. Во-вторых, исследование вносит вклад в развивающееся понимание «эмоционального гомеостаза» в академической среде, давая представление о том, как эмоциональные состояния могут модулировать когнитивные процессы.

С практической точки зрения, эти выводы открывают возможности для образовательных вмешательств. Например, полученные результаты могут послужить основой для разработки «педагогических инструментов с биологической обратной связью», призванных помочь студентам регулировать свои физиологические состояния для оптимизации процесса обучения. Кроме того, тонкое понимание влияния эмоционального возбуждения на процесс обучения может привести к созданию «эмоционально настроенных методик преподавания», в рамках которых преподаватели смогут распознавать и смягчать стрессовые факторы, создавая тем самым более благоприятную среду для обучения.

Данный труд не только перекликается с другими, но и вносит особый вклад в корпус исследований, посвященных вегетативным реакциям в образовательных учреждениях. Оно подчеркивает сложный гобелен когнитивных и физиологических процессов в обучении, предлагая как теоретическое обогащение, так и практические последствия для повышения академической эффективности.

В заключение следует отметить, что данное исследование проясняет сложную взаимосвязь между

вегетативными реакциями и академической эффективностью, внося новый вклад в когнитивно-физиологическую динамику обучения. Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что вегетативные реакции, в частности вариабельность сердечного ритма, значительно коррелируют с когнитивными показателями в академической среде. Исследование также выявляет сложную роль эмоционального возбуждения, о котором свидетельствует гальваническая реакция кожи, предполагая, что повышенное эмоциональное состояние может препятствовать, а не способствовать академической эффективности.

Однако исследование не лишено недостатков. Размер выборки, хотя и достаточный для предварительного исследования, ограничивает обобщенность полученных результатов. Кроме того, исключительная ориентация на студентов в возрасте до 21 года ограничивает применимость результатов в более широком возрастном диапазоне. Единственный контекст компьютерного тестирования также накладывает ограничения, поскольку он может не отражать все многообразие академических сценариев, с которыми сталкиваются студенты.

Будущие направления исследований могут включать в себя расширение демографических рамок, включение более разнообразного возрастного диапазона для изучения того, как вегетативные корреляты академической эффективности варьируются на разных этапах когнитивного развития. Дальнейшие исследования также могут быть посвящены различным образовательным условиям и модальностям, изучая, влияют ли различные условия обучения на взаимосвязь между физиологическими реакциями и академической успеваемостью. Кроме того, лонгитюдные исследования могут дать более глубокое представление о том, как эти отношения меняются с течением времени, предлагая динамический взгляд на когнитивно-физиологическую связь в образовании.

Таким образом, данное исследование знаменует собой значительный шаг в понимании вегетативных основ обучения, закладывая основу для будущих исследований и практического применения в психологии образования и педагогике. Полученные в ходе исследования сведения о сложной структуре когнитивных и эмоциональных процессов в академических контекстах подчеркивают необходимость целостного подхода к образованию, учитывающего не только когнитивные, но и физиологические аспекты учебного процесса.

Литература

1. Джебраилова Т.Д., Сулейманова Р.Г., Иванова Л.И., Иванова Л.В. Индивидуальные особенности вегетативного обеспечения целенаправленной деятельности студентов при компьютерном тестировании // Физиология человека. 2012. Т. 38. № 5. С. 58-66.

2. Савкин А.Н. Особенности компьютерного тестирования по гуманитарным и естествен-

ен о

о Л о

о сз о в

нонаучным дисциплинам при безотрывной форме обучения / А.Н. Савкин, К.В. Приходь-ков, А.В. Крохалев, Т.Н. Рязанова // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». 2011. Вып. 8. Т. 10. № 6. С. 118-121.

3. Сулейманова Р.Г., Магомедова У.А., Мусли-мов М.О., Нурмагомедова Д.К. Вегетативные корреляты различной эффективности деятельности студентов во время компьютерного тестирования уровня знаний // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2022. № 2 (40). С. 68-77.

4. Чуян Е.Н., Бирюкова Е.А., Раваева М.Ю. Физиологические механизмы вариабельности сердечного ритма (обзор литературы) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Биология. Химия. 2008. № 3 (60). С. 168-189.

5. Amadieu F., Tricot, A. Les facteurs psychologiques qui ont un effet sur la réussite des étudiants // Recherche et pratiques pédagogiques en langues de spécialité. 2015. Vol. 34(2). DOI: 10.4000/apli-ut.5155

6. Gaudreau P., Miranda D., Gareau A. Canadian university students in wireless classrooms: What do they do on their laptops and does it really matter? // Computers & Education. 2014. Vol. 70. pp. 245-255. DOI: 10.1016/j.compedu.2013.08.019

7. Morlaix S., Suchaut B. The social, educational and cognitive factors of success in the first year of university: A case study // International Review of Education. 2015. Vol. 60(6). pp. 841-862.

8. Morlaix, S., Suchaut, B. Les déterminants sociaux, scolaires et cognitifs de la réussite en première année universitaires // Revue française de pédagogie. 2012. Vol. 180. pp. 77-94.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF INNOVATIVE AND NON-TRADITIONAL METHODS OF DEVELOPING FINE MOTOR SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN

Suleymanova R.G., Magomedova U.A., Gadisova I.G., Bartykhanova H.M., Magomedov S.T.

Dagestan State University

This paper examines the complex relationship between autonomic responses and academic performance, exploring how physiological markers such as heart rate variability, galvanic skin response and pupil dilation correlate with cognitive performance in educational settings. Focusing on a sample of students under the age of 21,

the study uses a dual approach - cognitive testing and biometric monitoring - to unravel the complex relationship between the autonomic nervous system and academic performance. Using sophisticated multivariate statistical methods, the study found a significant correlation between autonomic adaptability, as reflected in heart rate variability, and academic performance. Conversely, it appears that increased emotional arousal, as indicated by increased galvanic skin response, may adversely affect cognitive function. This work contributes to the evolving discussion of cognitive-physiological synchrony in learning, suggesting that both cognitive and emotional aspects are integral to understanding academic performance. The findings have profound implications for educational methodologies, pointing to the potential of biofeedback-based pedagogical tools and emotionally attuned learning strategies. However, the article also recognises the limitations of scale and sample size and suggests directions for future research that include a broader demographic study and different educational contexts. The article provides a nu-anced view of the physiological underpinnings of learning, highlighting the need for a holistic approach in educational psychology and pedagogy.

Keywords: autonomic responses, academic performance, heart rate variability, cutaneous galvanic response, cognitive performance, physiological markers, biofeedback, emotional arousal, educational psychology, multivariate analysis.

References

1. Dzhabrailova T.D., Suleymanova R.G., Ivanova L.I., Ivanova L.V. Individual features of vegetative support for purposeful activity of students during computer testing // Human Physiology. 2012. T. 38. No. 5. pp. 58-66.

2. Savkin A. N. Features of computer testing in humanities and natural sciences in full-time education / A.N. Savkin, K.V. Prikhod-kov, A.V. Krokhalev, T.N. Ryazanova // News of the Volgograd State Technical University. Series "New educational systems and teaching technologies at universities." 2011. Issue. 8. T.10. No. 6. pp. 118-121.

3. Suleymanova R.G., Magomedova U.A., Muslimov M.O., Nur-magomedova D.K. Autonomic correlates of different effectiveness of students' activities during computer testing of knowledge level // Physical education and sports training. 2022. No. 2 (40). pp. 68-77.

4. Chuyan E.N., Biryukova E.A., Ravaeva M. Yu. Physiological mechanisms of heart rate variability (literature review) // Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Ver-nadsky. Biology. Chemistry. 2008. No. 3 (60). pp. 168-189.

5. Amadieu F., Tricot, A. Les facteurs psychologiques qui ont un effet sur la réussite des étudiants // Recherche et pratiques pédagogiques en langues de spécialité. 2015. Vol. 34(2). DOI: 10.4000/apliut.5155

6. Gaudreau P., Miranda D., Gareau A. Canadian university students in wireless classrooms: What do they do on their laptops and does it really matter? // Computers & Education. 2014. Vol. 70. pp. 245-255. DOI: 10.1016/j.compedu.2013.08.019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Morlaix S., Suchaut B. The social, educational and cognitive factors of success in the first year of university: A case study // International Review of Education. 2015. Vol. 60(6). pp. 841862.

8. Morlaix, S., Suchaut, B. Les déterminants sociaux, scolaires et cognitifs de la réussite en première année universitaires // Revue française de pédagogie. 2012. Vol. 180. pp. 77-94.

e

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.