Научная статья на тему 'Вегетативная регуляция сердечного ритма у детей младшего школьного возраста с разной выраженностью темпераментальных черт'

Вегетативная регуляция сердечного ритма у детей младшего школьного возраста с разной выраженностью темпераментальных черт Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
173
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Солдатова О. Г., Новикова Л. В., Потылицина В. Ю., Бардецкая Я. В.

На основании анализа вариабельности сердечного ритма у младших школьников методом кардиоин-тервалографии установлено наличие взаимосвязи типологических особенностей высшей нервной деятельности и механизмов регуляции сердечного ритма. Дети младшего школьного возраста, имеющие низкую выраженность поведенческих проявлений, чаще характеризуются наиболее оптимальным соотношением механизмов автономной и центральной регуляции сердечного ритма и высокими функциональными резервами системы регуляции кровообращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Солдатова О. Г., Новикова Л. В., Потылицина В. Ю., Бардецкая Я. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вегетативная регуляция сердечного ритма у детей младшего школьного возраста с разной выраженностью темпераментальных черт»

Согласно современным представлениям, свойства темперамента обусловлены различиями в возбудимости систем мозга, которые интегрируют поведение индивида, его эмоции и вегетативные функции [1-4]. Многочисленные данные свидетельствуют о сопряженности процессов регуляции сердечного ритма и поведения человека в естественной обстановке [5]. Наличие связи устойчивых индивидуальных особенностей поведения и регуляции сердечного ритма проявляется уже в детском возрасте. У детей с повышенной тревожностью реактивность сердечного ритма, как правило, больше, чем в контрольной группе [6]. Дети с расторможенным поведением, напротив, отличаются меньшей фоновой частотой сердечных сокращений и меньшей реактивностью сердечного ритма [7]. Высокий фоновый уровень респираторно-синусовой аритмии у младенцев сопровождается меньшей негативностью и меньшей потребностью в родительском утешении [8]. Richards, Cameron [9] выявили связь разнообразия сердечного ритма в покое, и в особенности респираторно-синусовой аритмии, с приближением, поведенческой активностью и выраженностью сосредоточенного внимания в условиях умеренного стресса у младенцев. Кроме того, высокий уровень респираторно-синусовой аритмии и ее созревание связывают с развитием социальных навыков, более эффективными умственными процессами и регуляцией поведения [10]. При исследовании сердечного ритма и темперамента детей, начиная с периода новорожденности и до 14 месяцев, оказалось, что новорожденные с более разнообразным сердечным ритмом позже начинали плакать и медленнее успокаивались при отбирании пустышки, а в возрасте от 5 до 14 месяцев показатели сердечного ритма отличались стабильностью и не были связаны с поведенческой реактивностью [11].

Дети с выраженным торможением и выраженной активацией поведения в возрасте до 5,5 года не различались по среднему значению и разнообразию сердечного ритма в исходном состоянии и во время выполнения трудных заданий, однако величина реакции (учащение) сердечного ритма у детей с выраженным торможением поведения была значительно большей, причем у 70-80% из них изменения сердечного ритма обусловлены симпатическими влияниями [12]. В то же время установлено, что парасимпатический тонус детей раннего возраста, оцененный по мощности спектра сердечного ритма в диапазоне 0,2-1,2 Гц, коррелирует с их темпераментом: двигательной активностью, приближением/избеганием нового и отвлекаемостью, что позволило авторам сделать вывод о наличии связи парасимпатического тонуса и устойчивых индивидуальных особенностей поведения, эмоций и внимания в первые годы жизни [13].

При этом в литературе мы не нашли сведений об особенностях регуляции сердечного ритма у младших школьников с различной выраженностью темперамен-тальных черт, что, собственно, и явилось предметом нашего исследования.

Материалы и методы

Всего нами обследовано 513 практически здоровых детей младшего школьного возраста, 273 девочки и 240 мальчиков. Тип темперамента детей определялся с помощью родительского опросника DOTS-R (The Revised Of Temperament Survey), адаптированного для России [14]. В этой методике заложена возможность точной количественной оценки девяти черт темперамента. Выделение типов темперамента производилось по индексу выраженности поведенческих проявлений (ИВПП), включающего такие темпераментальные характеристики, как активность, чувствительность (порог), настроение и интенсивность [15]. Все дети были разделены на группы: интенсивные (Ин), с высоким индексом выраженности поведенческих проявлений, адекватные (Ад) и спокойные (Сп), соответственно со средними и низкими значениями индекса выраженности поведенческих проявлений.

Исследование вариабельности сердечного ритма (ВРС) проводилось методом кардиоинтервалографии на аппаратно-программном комплексе «Валента» в условиях покоя и при клиноортостатической пробе (КОП). Фиксировались и оценивались следующие показатели сердечного ритма: частота сердечных сокращений (ЧСС), индекс напряжения регуляторных систем (стресс- индекс, ИН), среднее значение мощности спектра высокочастотного компонента вариабельности сердечного ритма (БВ), среднее значение мощности спектра низкочастотного (MB-2) и очень низкочастотного (МВ-1) компонента вариабельности сердечного ритма, число пар кардиоинтервалов с разностью более 50 мс в % к общему числу кар-диоинтервалов в массиве (pNN50), а также индекс централизации (ИЦ).

Результаты и обсуждение

Среди обследованных нами детей 53,3% мальчиков характеризуются средними значениями выраженности поведенческих реакций. Практически в равной степени встречаются мальчики интенсивные и спокойные.

Популяция девочек демонстрировала похожую картину распределения по выраженности индекса поведенческих проявлений (табл. 1).

Из таблицы видно, что у интенсивных детей, как мальчиков, так и девочек, в состоянии покоя выше амплитуда моды, индекс напряжения, снижена мощность БВ и МВ-2, меньше количество пар кардиоинтервалов с разностью более 50 мс в процентах к общему числу кардиоинтервалов в массиве по сравнению с детьми спокойными и адекватными. Совокупность сдвигов данных показателей свидетельствует о доминировании парасимпатического

отдела вегетативной нервной системы, что позволяет говорить о более экономичном механизме регуляции вариабельности сердечного ритма у спокойных детей по сравнению с интенсивными.

Установлено, что у детей и подростков независимо от возраста, пола, места проживания имеются индивидуальные типологические особенности в уровне созревания регуляторных систем [16]. Выделены четыре группы с достоверными количественно-качественными различиями в показателях вариабельности сердечного ритма, характеризующими разную степень напряжения и взаимодействия симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, автономного и центрального контура управления сердечным ритмом. Первую группу вегетативной регуляции сердечного ритма составляют дети с высокой активностью симпатического отдела вегетативной нервной системы и центральных уровней регуляции, во вторую группу входят дети с высокой активностью симпатического отдела вегетативной нервной системы и низкой степенью напряжения центральных уровней управления, третью составляют исследуемые с высокой активностью парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, повышенной активностью центральных регуляторных систем и низкой активностью симпатического отдела вегетативной нервной системы, четвертую группу - с высокой активностью парасимпатического отдела и низкой активностью симпатического отдела и центральных структур регуляции сердечного ритма. При этом наиболее оптимальное соотношение между автономной и центральной регуляцией сердечного ритма авторы отмечают у детей третьей группы вегетативной регуляции, именно у этих детей самые высокие функциональные резервы системы регуляции кровообращения. Первую группу вегетативной регуляции с преобладанием центральных механизмов управления относят к неблагоприятной норме. Существование различных норм в регуляции системы кровообращения авторы полагают генетически детерминированным.

Классификацию Н.И. Шлык [16] мы применили к обследованным нами детям, и оказалось, что наибольший процент детей третьей, оптимальной, группы вегетативной регуляции сердечного ритма встречается среди спокойных мальчиков и девочек (табл. 3) и наименьший - среди интенсивных детей. Т аким образом, дети с различной выраженностью поведенческих проявлений имеют особенности регуляции сердечного ритма.

Проведение функциональной нагрузки (КОП) выявило изменения ряда показателей вариабельности сердечного ритма, свидетельствующих о реализации типичных реакций на функциональную нагрузку и заключающихся в усилении активности центральных регуляторных влияний и росте активности вазомоторного центра, а именно росте ЧСС, индексов централизации, напряжения и мощности МВ-2 при снижении мощности БВ и р№№0%. При этом не установлено принципиальных различий в реакции регуляторных механизмов вариабельности сердечного ритма у детей с разной поведенческой активностью на нагрузку (рис. 1), за исключением того факта, что у интенсивных детей значительно больше, чем в других группах, при клиноортостатической пробе увеличивается индекс централизации. Это свидетельствует о высоких приспособительных возможностях регуляторных механизмов детей вне зависимости от индекса выраженности поведенческих проявлений. Таким образом, проведенное нами исследование свидетельствует о наличии у детей младшего школьного возраста взаимосвязи типологических особенностей высшей нервной деятельности и поведенческих проявлений с механизмами регуляции сердечного ритма. Дети спокойные, с низким индексом выраженности поведенческих проявлений чаще характеризуются наиболее оптимальным соотношением между автономной и центральной регуляцией сердечного ритма и высокими функциональными резервами системы регуляции кровообращения. Выявленные особенности регуляции сердечного ритма у детей с разной поведенческой активностью значимо не ограничивает приспособительные возможности их организма при функциональной нагрузке.

Распределение исследуемых школьников по индексу выраженности поведенческих проявлений

Спокойные Адекватные Интенсивные

Мальчики 22,9% 53,3% 23,7%

Девочки 24,2% 51,3% 24,5%

Показатели вариабельности сердечного ритма у мальчиков и девочек в состоянии покоя

ЧСС

Мо

АМо

рШ50%

БВ

МВ-2

МВ-1

ИН

ИЦ

Сп Мал. 83,92+2,3 0,7+0,01 31,32+0,02 42,94+0,03 2918,7+ 199,7 557,68+53,5 570,65+37,2 67,2+3,1 0,63+0,01

Дев. 86,78+1,9 0,70+0,02. 32,45+0,01 43,78+0,05 2725,68+ 559,44+49,2 414,80+27,1 75,91+2,9 0,67+0,03

Ад Мал. 86,54+1,2 0,71+0,02 33,69+0,03 40,61+0,02 2546,41+ 231,9 401,15+43,9 585,41+33,4 78,13+2,7 0,60+0,04

Дев. 88,29+1,7 0,69+0,01 33,25+0,01 38,30+0,05 2480,94± 254,3 464,45+47,5 572,19+39,5 79,01+2,9 0,52+0,01

Ин Мал. 85,84±2,1 0,89+0,03 33,81+0,05* 35,94+0,07* 2282,59± 201,7* 381,30+39,4* 745,88+41,6* 80,42+2,9* 0,50+0,02

Дев. 88,42+1,9 0,61+0,01 35,33+0,03* 37,25+0,04* 2028,13+ 488,17+48,3* 618,53±35,4* 91,22+2,3* 0,47+0,01

Примечание.' —Р <0,05 при сравнении показателей в группах мальчиков и девочек.

Вегетативная регуляция сердечного ритма у мальчиков и девочек

Встречаемость, %

1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа

Сп Мал. - 33,3 47,62 19,04

Дев. 3,2 33,3 45,2 18,3

Ад Мал. 13,02 33,9 26,9 26,2

Дев. 13,6 34,8 26,65 25

Ин Мал. 16,45 38,7 23,9 20,9

Дев. 19Д 38,5 21,3 21,1

Рисунок 1. Реакция на функциональную нагрузку пробу: А—у спокойньа, Б — у адекватнъа, В —у интенсивных детей. За 100% приняты соответствующие показатели в покое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.