Научная статья на тему 'Особенности вегетативного обеспечения поведенческой деятельности детей 5-6 лет в условиях формирующегося аддиктивного поведения'

Особенности вегетативного обеспечения поведенческой деятельности детей 5-6 лет в условиях формирующегося аддиктивного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
294
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PECULIARITIES OF HEART RATE`S REGULATION / ADDICTIVE MANIFESTATIONS / ADAPTIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лифанова Е. В., Будников М. Ю., Ахундова Р. Е.

Работа посвящена исследованию особенностей регуляции сердечного ритма у дошкольников с различной выраженностью темпераментальных черт и, следовательно, возможных аддиктивных проявлений. Результаты исследований свидетельствуют о том, что наибольший процент детей оптимальной группы вегетативной регуляции сердечного ритма встречается среди спокойных мальчиков и девочек, относящихся к контрольной группе и наименьший среди интенсивных детей, с аддиктивными проявлениями, что необходимо учитывать для разработки индивидуального алгоритма практического использования с целью повышения адаптационного потенциала, снижения тревожности, повышения эмоциональной устойчивости, улучшения когнитивных функций, оптимизации деятельности ЦНС, достижения баланса в деятельности вегетативной нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лифанова Е. В., Будников М. Ю., Ахундова Р. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of autonomic maintenance of behavioural activity among children 5-6 years old in the conditions of forming addictive behaviour

This paper is devoted to investigation of peculiarities of heart rate`s regulation in child preschool age with different intensity of temperamental features and possible addictive manifestations. The results show that the highest percentage of children with optimal autonomic heart rate`s regulation is found among easy-tempered boys and girls refered to the control group and the lowest percentage among anxious children with addiction. This information should be taken into account for working out the individual algorithm of increasing adaptive abilities, anxiety lowering, raising emotional stability, improvement of cognitive functions, optimization of CNS activity.

Текст научной работы на тему «Особенности вегетативного обеспечения поведенческой деятельности детей 5-6 лет в условиях формирующегося аддиктивного поведения»

ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Лифанова Е.В., Будников М.Ю., Ахундова Р.Е.

Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра нормальной физиологии, г. Волгоград 400131, пл. Павших борцов д. 1

Работа посвящена исследованию особенностей регуляции сердечного ритма у дошкольников с различной выраженностью темпераментальных черт и, следовательно, возможных аддиктивных проявлений. Результаты исследований свидетельствуют о том, что наибольший процент детей оптимальной группы вегетативной регуляции сердечного ритма встречается среди спокойных мальчиков и девочек, относящихся к контрольной группе и наименьший - среди интенсивных детей, с аддиктивными проявлениями, что необходимо учитывать для разработки индивидуального алгоритма практического использования с целью повышения адаптационного потенциала, снижения тревожности, повышения эмоциональной устойчивости, улучшения когнитивных функций, оптимизации деятельности ЦНС, достижения баланса в деятельности вегетативной нервной системы.

Согласно современным представлениям, свойства темперамента обусловлены различиями в возбудимости систем мозга, которые интегрируют поведение индивида, его эмоции и вегетативные функции. (1,2,3). Наличие связи устойчивых индивидуальных особенностей поведения и регуляции сердечного ритма проявляются уже в раннем детском возрасте (4,5). При этом именно детское население является наиболее чувствительным контингентом, быстро реагирующем на любые изменения окружающей среды в силу незавершенности процессов роста и развития (1, 5, 6). Поэтому несомненный научный интерес представляет вопрос об особенностях регуляции сердечного ритма у дошкольников с различной выраженностью темпераментальных черт и, следовательно, возможных аддиктивных проявлений. Всего нами обследовано 44 ребенка, из них 34 практически здоровых (контрольная группа), без аддиктивных проявлений по опросу родителей и 10 человек с некоторыми выраженными проявлениями, относящимися к категории аддиктивных. При этом тип темперамента определялся с помощью авторского родительского опросника, позволившего количественно оценить 9 черт темперамента. Выделение типов темперамента производилось по индексу выраженности поведенческих проявлений (ИВПП), включающего такие темпераментальные характеристики, как активность, чувствительность (порог), настроение и интенсивность. При этом все дети были разделены на группы: «интенсивные» (ИН), с высоким индексом выраженности поведенческих проявлений, «адекватные» (Ад.) и «спокойные» (Сп.) соответственно со средними и низкими значениями индекса выраженности поведенческих проявлений. Аддиктивные проявления наблюдались в группе детей с общим недоразвитием речи, расстройствами внимания, памяти и мышления. Речевые нарушения (недоразвитие речи, заикание) и девиантное поведение являются для данной возрастной группы максимально выраженным проявлением минимальной мозговой дисфункции наряду с жалобами астенического характера. Медико-социальные последствия данной проблемы и обусловливают необходимость разработки системы комплексного психофизиологического изучения нарушений поведения и их взаимосвязи с вегетативными проявлениями у детей дошкольного возраста. Особенности реакций вегетативной нервной системы изучали по данным вариационной пульсометрии у здоровых и детей с аддиктивными проявлениями 5 и

6-летнего возраста. Результаты исследований вариационной пульсометрии здоровых детей свидетельствуют, что отдельные показатели вегетативного статуса имели отрицательную динамику от 5 до 6 лет. Так, параметр амплитуда моды (АМо) снижался в среднем на 10%, индекс напряжения (ИН) - в среднем на 25%, частота сердечных сокращений (ЧСС) - на 3%. У ряда других характеристик вариационной пульсометрии прослеживалась тенденция к их положительному приросту: вариационного размаха на 12,6%, моды (Мо) - на 5,5% (р<0,05). Отмечено, что в процессе психофизиологического развития соматически здорового ребенка, в интервале от 5-ти до 6-ти лет, статистически достоверно улучшаются показатели внимания (устойчивость) и механической памяти (непосредственное запоминание), вербально-логическая память (запоминание и воспроизведение), а также параметры когнитивных процессов: конструктивная деятельность, логическое построение и соотнесение понятий По результатам исследований у 10 детей обучающихся в специализированных логопедических группах и имеющих различные аддиктивные проявления все показатели психической деятельности имели положительную возрастную динамику. В то же время ряд параметров, такие как, контакт, истощаемость, рисунок не изменялся. Значительную динамику демонстрировали критерии, характеризующие интеллектуальную деятельность. При этом, прирост показателей распределялся следующим образом: обобщение на 100%, логическое построение на 90.1%, соотнесение понятий и понимание обращенной речи на 75%. Ряд параметров, относящихся к общей психической деятельности (активность, вербализация) и частным интеллектуально-мнестическим достижениям (непосредственная и вербально-логическая память, анализ несообразностей, конструктивная деятельность, исключение лишнего) также имели положительную динамику, но выраженную в меньшей степени - в среднем от 27 до 45%. У детей с аддиктивными проявлениями 6-ти летнего возраста, в целом, статистически достоверно улучшаются показатели механического и вербально-логического воспроизведения, по сравнению с 5-ти летними детьми. Исследование особенностей регуляции вегетативного статуса 10 детей (мальчиков и девочек) с различными аддиктивными проявлениями показывает, что в процессе физиологического развития происходит незначительное динамическое изменение основных показателей кардиоинтервалографии детей с аддиктивными проявлениями в возрастном интервале от 5 до 6 лет, при этом

отдельные показатели вегетативного статуса имели отрицательную динамику. Так, параметр амплитуда моды (АМо) снижался в среднем на 15%, индекс напряжения (ИН) - в среднем на 26%. У ряда других характеристик вариационной пульсометрии прослеживалась тенденция к их положительному приросту: ЧСС на 2%, вариационного размаха на 11,4%. Анализ параметров вариационной пульсометрии групп здоровых, без аддиктивных проявлений, и с различными аддиктивными проявлениями детей 5-ти летнего возраста свидетельствует о том, что все рассматриваемые характеристики имеют незначительные различия. При их сопоставлении видно, что у здоровых пятилеток, часть показателей превышала аналогичные данные группы сверстников с аддиктивными проявлениями - вариационный размах (dX) был выше на 0.082 сек. (p<0,05), (Мо) -на 0.016 сек, индекс напряжения (ИН)- на 3.1 усл.ед. Остальные показатели здоровых оказались ниже: амплитуда моды (АМо) составила 40.3%, частота сердечных сокращений - 94.2 уд. в мин. Следовательно, в группах здоровых и с аддиктивными проявлениями пятилеток основные характеристики кардиоинтервалографии имеют незначительные различия. По анализу оценочных критериев видно, что большая часть параметров имела значимые различия, среди которых мода (Мо) в группе здоровых шестилеток была выше на 0.058 сек, вариационный размах (dX) - на 0.082 сек., а частота сердечных сокращений (ЧСС) определялась ниже на 84 уд. в мин. Показатели амплитуда моды (АМо) и индекс напряжения (ИН) у группы здоровых детей также оказались выше в среднем на 5.6% и 3.2% соответственно. Достоверных различий по критериям АМо и ИН не наблюдалось. Следовательно, по данным сравнительного анализа основных параметров кардиоинтервалографии, здоровых, без аддиктивных проявлений, и с аддиктивными проявлениями детей 6-ти летнего возраста, большая часть показателей имела значимые различия. Результаты исследований свидетельствуют о том, что наибольший процент детей оптимальной группы вегетативной регуляции сердечного ритма встречается среди спокойных мальчиков и девочек, относящихся к контрольной группе и наименьший - среди интенсивных детей. Дети с различной выраженностью поведенческих проявлений имеют особенности регуляции сердечного ритма. Совокупность данных сдвигов исследуемых показателей свидетельствует о доминировании у спокойных детей парасимпатического отдела нервной системы, что позволяет говорить о более экономичном механизме регуляции вегетативных функций по сравнению с интенсивными. Установлено, что у детей, независимо от возраста, пола, места проживания имеются индивидуальные типологические особенности в уровне созревания регуляторных систем. Шлык Н.И. (2003) выделены четыре группы с достоверными количественно-качественными различиями в показателях вариабельности сердечного ритма, характеризующих разную степень напряжения и взаимодействия симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, автономного и центрального контура управления сердечным ритмом. Наши данные согласуются с литературными данными о том, что наиболее оптимальное соотношение между автономной и центральной регуляцией сердечного ритма отмечено у детей с высокой активностью парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, повышенной активностью центральных регуляторных систем и низкой активностью симпатического отдела вегетативной нервной системы, именно у этих детей самые высокие функциональные резервы системы регуляции кровообращения. Оценка вегетативной реактивности свидетельствует о том, что в контрольной группе дети спокойные, с низким индексом выраженности поведенческих проявлений, в большем проценте случаев у них наблюдается исходная ваготония и реже нормотония. У детей, которые по выраженности поведенческих проявлений относятся к интенсивным, как правило, имеют выраженные аддиктивные проявления и неблагополучный социальный анамнез, проблемы со здоровьем, негативный микроклимат в семье, неблагоприятные факторы во время беременности и родов, некоторые угрозометрические факторы. У таких детей отмечается выраженная дальнейшая затрудненная социальная адаптация в коллективе сверстников. Таким образом, проведенное нами исследование свидетельствует о наличии у детей дошкольного возраста взаимосвязи типологических особенностей высшей нервной деятельности (темперамента) с механизмами регуляции сердечного ритма, причем эти взаимосвязи имеют половые различия. Дети спокойные, с низким индексом выраженности поведенческих проявлений, чаще характеризуются наиболее оптимальным соотношением между автономной и центральной регуляцией сердечного ритма и высокими функциональными резервами системы регуляции кровообращения по сравнению с интенсивными, имеющими высокую активность поведения. Данная программа обследования направлена на раннее выявление лиц с зависимым поведением. Полученные результаты можно использовать в практическом здравоохранении для повышения адаптационного потенциала, снижения тревожности, повышения эмоциональной устойчивости, улучшения когнитивных функций, оптимизации деятельности ЦНС, достижения баланса в деятельности вегетативной нервной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. 1. Баевский Р.М., Берсенева А.П., Барсукова Ж..В. Возрастные особенности сердечного ритма у лиц с разной

степень адаптации к условиям окружающей среды // Физиология человека. -1985. -Т.11, № 2.- С.208-212.

2. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М., Московский психолого-социальный институт; Воронеж, Изд-во НПО МОДЭК. 2002. -240 с.

3. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии.-1991. - № 1.- С. 8-15.

4. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - М., Академический Проект, Екатеринбург, Деловая книга. 2000. - 460 с.

5. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М., МЕДпресс, 2001. - 432 с.

6. Березин С.В., Лисецкий К.С., Орешникова И.Б. .Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. -М., Изд-во Института Психотерапии. 2000. - 256 с.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.

15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.

16. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

17. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

18. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.

25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.

26. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.

27. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.

28. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.

29. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.

PECULIARITIES OF AUTONOMIC MAINTENANCE OF BEHAVIOURAL ACTIVITY AMONG CHILDREN 5-6 YEARS OLD IN THE CONDITIONS OF FORMING ADDICTIVE BEHAVIOUR

Lifanova E. V., Budnikov M.Y., Akhundova R.E.

Department of Normal Physiology of VolSMU, 1, Pl. Pavshikh borcov, 400131, Volgograd

This paper is devoted to investigation of peculiarities of heart rate's regulation in child preschool age with different intensity of temperamental features and possible addictive manifestations. The results show that the highest percentage of children with optimal autonomic heart rate's regulation is found among easy-tempered boys and girls refered to the control group and the lowest percentage among anxious children with addiction. This information should be taken into account for working out the individual algorithm of increasing adaptive abilities, anxiety lowering, raising emotional stability, improvement of cognitive functions, optimization of CNS activity.

Key words: peculiarities of heart rate's regulation, addictive manifestations, adaptive abilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.