А. Е. Марон
(Санкт-Петербург), Т. В. Закутняя
(Гатчина)
Ведущие стратегии конструирования андрагогических
практик в системе обучения взрослых
В статье дано обоснование ведущих признаков андрагогических практик, используемых при организации процесса обучения взрослых специалистов; данные показатели позволят построить общую систему и идеологию применяемых практических занятий для взрослого контингента.
В последние десятилетия во всем мире стала активно пропагандироваться идея непрерывного образования, которая предполагает возможность обучения в течение жизни, общедоступность в получении знаний, адаптивность содержания и методов обучения к возможностям и потребностям отдельных обучающихся. Данный подход предусматривает такую организацию процесса обучения взрослых людей, особенностью которого становятся не лекционные занятия и «сидение за партой», а вовлечение их в практическую деятельность, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, проекты, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегративный практический материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины], например управление проектами [3].
Образование взрослого человека отличается рядом особенностей: он самостоятелен, самоуправляем; имеет большой запас жизненного (бытового, профессионального, социального] опыта, который становится важным источником обучения; готов к обучению (мотивация] и стремится при помощи учебно-познавательной деятельности решить свои жизненно важные задачи, достигать конкретной цели; стремится к реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств; учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными пространственными факторами.
Исходя из данных характеристик, подготовка взрослых должна заключаться в понимании того, что ведущую роль играет обучае-
мый, а не обучающий, функцией которого является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта, корректировке и пополнении знаний. В этом случае происходит смена приоритетности методов обучения на образовательные практики.
Анализируя практику как системное понятие, можно выделить основные её характеристики: целевая основа любой творческой работы; материальная деятельность человека, направленность на освоение и преобразование действительности; условия развития, мотивация, продуктивность деятельности и достижения необходимого индивидуального опыта в определенной области.
Очевидно, что данные параметры тесно взаимосвязаны с термином «учебно-познавательная деятельность», которая направлена на изменения субъекта, освоение им обобщенных способов действий и решение реальных социокультурных задач. Подчеркнем, что взрослый обучающийся в ходе практических действий должен сам планировать решение познавательной проблемы, инициировать оказание необходимой ему консультационной помощи, определять для себя время и порядок прохождения текущего контроля, установленного преподавателем или регламентированного системой образования.
Исследование практики в контексте учебно-познавательной деятельности имеет свои особенности, так как, получая образование, человек целенаправленно приобретает знания, а совершенствование умений и навыков происходит в процессе специально организованной работы, которая реализуется с помощью набора определенных практических действий. Ещё выдающиеся отечественные
педагоги К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий подчеркивали необходимость сочетания фундаментальных теоретических знаний с практической подготовкой.
Многие ученые рассматривают образовательные практики с разных позиций: как специальную работу по формированию средств, содержания, условий и механизмов образовательной деятельности; как условие и результат общественного мировоззрения; как уровень развития в социокультурном контексте; как элемент системы человеческой практики.
Наиболее интересно образовательные практики определяются как «совокупность нетрадиционных (инновационных] подходов, методов и приемов, обеспечивающих решение актуальных задач образовательного процесса, направленных на развитие образовательной системы и пригодных для трансляции, то есть использования в новых условиях» [4].
В настоящее время появилось большое разнообразие андрагогических образовательных практик, используемых при обучении взрослого контингента, но нет их систематизации в научном и методическом плане, не определены параметры, которые могли бы лечь в основу классификации. Предлагаем следующие признаки и основания, учитываемые при классификации андрагогических практик.
Целевая ориентация. При выборе практического задания необходимо отталкиваться от цели данной работы и ориентироваться на достижение определенного результата. Цель - это стержень, вокруг которого формируется деятельность, и она определяет содержание, организацию, средства и результат работы.
Мотивации к изучению теоретических знаний. Создавая тот или иной образовательный продукт, ориентируемся на мотивацию, так как она является «запускным механизмом», который питает и поддерживает желания, связанные с достижением конечного результата и ощущением успеха; выполнение заданий, направленных на интересы и специализацию данного человека, позволяет мотивировать его на изучение теоретического материала (языковые практики, workshop, обучение мигрантов и т.д.].
Направленность на развитие компетентности обучаемого. Владение специалистом необходимой суммой знаний, умений и навыков позволяет расширить и углубить уже
имеющиеся знания (переподготовка на предприятиях, повышение квалификации в определенной профессиональной области].
Характер и описание алгоритма действия. При выполнении практик используется определенный шаблон, который помогает выработать стратегию деятельности по опорным пунктам: практики по автоматизированным информационным системам, дистанционное обучение и др.
Социальная значимость. Это наиболее сложная функция практик, предполагающая включение обучающегося в реальный социальный контекст, является востребованным и социально значимым результатом деятельности, подразумевает адаптацию взрослого к существующим социальным условиям либо дает возможность реабилитации (школа третьего возраста, волонтёрские движения, обучение бывших военнослужащих и др.].
Личностная ориентация построения практик. В центре внимания - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях, ориентированная на свойства личности, ее формирование, развитие в соответствии с природными способностями (хобби-практики, ролевые игры, тренинг-практики и др.].
Открытость образовательной технологии. Это предусматривает толерантность культур, включение в социум, возможность формирования предметного содержания практик, значительная роль отводится средо-вому подходу, сетевому взаимодействию, международным проектам. Примером такого проекта является «Неделя образования взрослых в странах СНГ». Инициаторами данного проекта стали страны СНГ: Россия, Казахстан, Беларусь.
Масштаб использования. В основе деления андрагогических практик лежат региональные практики, которые рассматриваются как составная часть общероссийской системы образования: проекты «Школа Ямала - территория Wi-Fi», «Кочевая школа - качественное образование и вековые традиции» и др.; муниципальные практики - объединяют учебные организации на уровне муниципалитета - «Юные инспекторы движений», виртуальный музей «Память сердца» и др.; профессиональные практики - приоритетом становится
Марон А. Е., Закутняя Т. В. Ведущие стратегии конструирования андрагогических практик в системе
взаимодействие профессиональных образовательных учреждений: проекты «Умный колледж», «Дружба с работодателями - залог трудоустройства выпускников». Данные примеры раскрывают принцип интеграции разновозрастных сообществ - взрослых-преподавателей, воспитателей, родителей и обучаемых детей [4].
Методы образовательных практик. Это может быть решение ситуативных задач, включающих в себя условия и вопрос, поставленный перед обучающимися; моделирование ситуации; ролевые игры, представляющие собой актуальное образовательное средство, позволяющее глубже вникнуть в проблему, пропустить ее «через себя». Например, образовательные практики для будущих мам, где определена цель, составлен сценарий, хотя он может меняться по ходу его реализации в соответствии с характером взаимоотношений персонажей, их видения проблемы. Одной из эффективных форм андрагогических практик является создание модели «Учебная фирма», имитирующей деятельность реальных предприятий. Имитация затрагивает все основные функции, свойственные настоящей фирме, - планирование, управление, производство и реализация продуктов и услуг [1].
Практики с разным уровнем управления. Самостоятельная работа при наличии тесного руководства (языковые курсы] или частичного (информационно-консультативные практики] с ограниченным входом преподавателя в деятельность обучающегося; управление самостоятельной деятельностью на основе коллегиального и корпоративного взаимодействия (сетевое взаимодействие]; самообразование, которое становится наивысшим уровнем выполнения работы.
Массовость включения в образовательные практики. Это корпоративное обучение, целью которого является повышение эффективности работы каждого сотрудника в отдельности и всей компании в целом; групповые практики обеспечивают учет индивидуальных особенностей и открывают большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности - вэбинары, сетевые практики и др.; индивидуальные практики - дистанционное обучение, где создаются условия конкретно для данного человека.
Формы организации практик. Производственные практики проводятся непосредственно без отрыва от работы, социокультур-
ные - как принципиально новые способы и содержание образовательных практик, основанные на интересе и опыте человека: мастер-классы, волонтерские движения; просветительские практики направлены на приобретение новых знаний, умений, навыков, компетенций; профессионально ориентированные.
Приведем пример практики для экспертов по мониторингу профессиональной компетентности педагогов. Целью мониторинга является отслеживание изменений в процессе профессионального становления педагогов. Требования: объективность, валидность, надежность, системность. Реализация практики проходит в несколько этапов:
1. Проектировочный этап: теоретический анализ в профессиональной деятельности педагога; разработка системы мониторинга, установление профессиональной компетентности педагогов; диагностика и анализ научно-методического сопровождения педагога на начало реализации проекта; формирование банка данных по проблемам сопровождения.
2. Поисково-преобразующий этап: информационная поддержка и развитие мотивации у педагогов к повышению профессиональной компетентности; развертывание системы научно-методического сопровождения процесса становления педагога; организация мониторинга по ходу и результатам деятельности.
3. Контрольно-оценочный этап: комплексная оценка и анализ эффективности нововведения в процесс управления становлением профессиональной компетентности педагога [6].
Таким образом, определяя место, роль и признаки практик в системе обучения взрослых, опираемся на методологические, социально-культурные, психологические особенности обучения взрослых, а также на глобальные тенденции современной социокультурной ситуации, характер профессиональной деятельности взрослых специалистов, особенности процесса их обучения и переподготовки, ориентированные на массовость, всеобщность или на индивидуализацию обучения.
Андрагогические практики приближают взрослого специалиста к реальной сфере профессиональной деятельности. Тем самым повышается эффективность производства, а также усиливаются возможности карьерного роста, профессионального продвижения специалиста.
Литература
1. Бутко Н. Ю. Учебная фирма как инновационная форма организации практики студентов педагогического колледжа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 69. - С. 354-358.
2. Деркунская В. А. Гуманитарная технология организации самостоятельной работы студентов бакалавриата в процессе практики. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. - 271 с.
3. Дресвянников В. А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых [Электронный ресурс]/ - URL: http://www.elitarium.ru/andragogika-principy-prakticheskogo-obuchenija-vzroslyh/ (дата обращения 02.l1.20l5).
4. Образовательные бренды Ямала : [региональный банк инновационных образовательных практик] [Электронный ресурс]. -URL: http://praktiki.yamaledu.org/ (дата обращения 02.11.2015).
5. Проектно-сетевой институт инновационного образования : сборник проектных инициатив (специальный выпуск информационного бюллетеня) / под ред. Н. Ю. Бармина, Г. А. Игнатьевой. -Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011. - 169 с.
6. Практическая андрагогика. Кн. 3. Модульная образовательная программа повышения квалификации руководителей образовательных учреждений / под общ. ред. С. А. Лисицына, А. Е. Марона. - СПб.: ЛОИРО, 2010. - 231 с.