Научная статья на тему 'Ведущие стратегии конструирования андрагогических практик в системе обучения взрослых'

Ведущие стратегии конструирования андрагогических практик в системе обучения взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ВЗРОСЛЫХ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ПРИЗНАКИ ПРАКТИК И ИХ РЕАЛЬНАЯ ФОРМА / ADULT TRAINING / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY / ANDRAGOGICAL PRACTICES / FEATURES OF PRACTICE AND THEIR REAL FORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Закутняя Татьяна Викторовна

В статье дано обоснование ведущих признаков андрагогических практик, используемых при организации процесса обучения взрослых специалистов; данные показатели позволят построить общую систему и идеологию применяемых практических занятий для взрослого контингента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марон Аркадий Евсеевич, Закутняя Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leading strategies of design of andragogical practices in adult learning

The article substantiates the leading features of andragogical practices used in the process the organization of adult experts learning; these indicators will help to build a common system and ideology of applied practical training for adults

Текст научной работы на тему «Ведущие стратегии конструирования андрагогических практик в системе обучения взрослых»

А. Е. Марон

(Санкт-Петербург), Т. В. Закутняя

(Гатчина)

Ведущие стратегии конструирования андрагогических

практик в системе обучения взрослых

В статье дано обоснование ведущих признаков андрагогических практик, используемых при организации процесса обучения взрослых специалистов; данные показатели позволят построить общую систему и идеологию применяемых практических занятий для взрослого контингента.

В последние десятилетия во всем мире стала активно пропагандироваться идея непрерывного образования, которая предполагает возможность обучения в течение жизни, общедоступность в получении знаний, адаптивность содержания и методов обучения к возможностям и потребностям отдельных обучающихся. Данный подход предусматривает такую организацию процесса обучения взрослых людей, особенностью которого становятся не лекционные занятия и «сидение за партой», а вовлечение их в практическую деятельность, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, проекты, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегративный практический материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины], например управление проектами [3].

Образование взрослого человека отличается рядом особенностей: он самостоятелен, самоуправляем; имеет большой запас жизненного (бытового, профессионального, социального] опыта, который становится важным источником обучения; готов к обучению (мотивация] и стремится при помощи учебно-познавательной деятельности решить свои жизненно важные задачи, достигать конкретной цели; стремится к реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств; учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными пространственными факторами.

Исходя из данных характеристик, подготовка взрослых должна заключаться в понимании того, что ведущую роль играет обучае-

мый, а не обучающий, функцией которого является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта, корректировке и пополнении знаний. В этом случае происходит смена приоритетности методов обучения на образовательные практики.

Анализируя практику как системное понятие, можно выделить основные её характеристики: целевая основа любой творческой работы; материальная деятельность человека, направленность на освоение и преобразование действительности; условия развития, мотивация, продуктивность деятельности и достижения необходимого индивидуального опыта в определенной области.

Очевидно, что данные параметры тесно взаимосвязаны с термином «учебно-познавательная деятельность», которая направлена на изменения субъекта, освоение им обобщенных способов действий и решение реальных социокультурных задач. Подчеркнем, что взрослый обучающийся в ходе практических действий должен сам планировать решение познавательной проблемы, инициировать оказание необходимой ему консультационной помощи, определять для себя время и порядок прохождения текущего контроля, установленного преподавателем или регламентированного системой образования.

Исследование практики в контексте учебно-познавательной деятельности имеет свои особенности, так как, получая образование, человек целенаправленно приобретает знания, а совершенствование умений и навыков происходит в процессе специально организованной работы, которая реализуется с помощью набора определенных практических действий. Ещё выдающиеся отечественные

педагоги К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий подчеркивали необходимость сочетания фундаментальных теоретических знаний с практической подготовкой.

Многие ученые рассматривают образовательные практики с разных позиций: как специальную работу по формированию средств, содержания, условий и механизмов образовательной деятельности; как условие и результат общественного мировоззрения; как уровень развития в социокультурном контексте; как элемент системы человеческой практики.

Наиболее интересно образовательные практики определяются как «совокупность нетрадиционных (инновационных] подходов, методов и приемов, обеспечивающих решение актуальных задач образовательного процесса, направленных на развитие образовательной системы и пригодных для трансляции, то есть использования в новых условиях» [4].

В настоящее время появилось большое разнообразие андрагогических образовательных практик, используемых при обучении взрослого контингента, но нет их систематизации в научном и методическом плане, не определены параметры, которые могли бы лечь в основу классификации. Предлагаем следующие признаки и основания, учитываемые при классификации андрагогических практик.

Целевая ориентация. При выборе практического задания необходимо отталкиваться от цели данной работы и ориентироваться на достижение определенного результата. Цель - это стержень, вокруг которого формируется деятельность, и она определяет содержание, организацию, средства и результат работы.

Мотивации к изучению теоретических знаний. Создавая тот или иной образовательный продукт, ориентируемся на мотивацию, так как она является «запускным механизмом», который питает и поддерживает желания, связанные с достижением конечного результата и ощущением успеха; выполнение заданий, направленных на интересы и специализацию данного человека, позволяет мотивировать его на изучение теоретического материала (языковые практики, workshop, обучение мигрантов и т.д.].

Направленность на развитие компетентности обучаемого. Владение специалистом необходимой суммой знаний, умений и навыков позволяет расширить и углубить уже

имеющиеся знания (переподготовка на предприятиях, повышение квалификации в определенной профессиональной области].

Характер и описание алгоритма действия. При выполнении практик используется определенный шаблон, который помогает выработать стратегию деятельности по опорным пунктам: практики по автоматизированным информационным системам, дистанционное обучение и др.

Социальная значимость. Это наиболее сложная функция практик, предполагающая включение обучающегося в реальный социальный контекст, является востребованным и социально значимым результатом деятельности, подразумевает адаптацию взрослого к существующим социальным условиям либо дает возможность реабилитации (школа третьего возраста, волонтёрские движения, обучение бывших военнослужащих и др.].

Личностная ориентация построения практик. В центре внимания - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях, ориентированная на свойства личности, ее формирование, развитие в соответствии с природными способностями (хобби-практики, ролевые игры, тренинг-практики и др.].

Открытость образовательной технологии. Это предусматривает толерантность культур, включение в социум, возможность формирования предметного содержания практик, значительная роль отводится средо-вому подходу, сетевому взаимодействию, международным проектам. Примером такого проекта является «Неделя образования взрослых в странах СНГ». Инициаторами данного проекта стали страны СНГ: Россия, Казахстан, Беларусь.

Масштаб использования. В основе деления андрагогических практик лежат региональные практики, которые рассматриваются как составная часть общероссийской системы образования: проекты «Школа Ямала - территория Wi-Fi», «Кочевая школа - качественное образование и вековые традиции» и др.; муниципальные практики - объединяют учебные организации на уровне муниципалитета - «Юные инспекторы движений», виртуальный музей «Память сердца» и др.; профессиональные практики - приоритетом становится

Марон А. Е., Закутняя Т. В. Ведущие стратегии конструирования андрагогических практик в системе

взаимодействие профессиональных образовательных учреждений: проекты «Умный колледж», «Дружба с работодателями - залог трудоустройства выпускников». Данные примеры раскрывают принцип интеграции разновозрастных сообществ - взрослых-преподавателей, воспитателей, родителей и обучаемых детей [4].

Методы образовательных практик. Это может быть решение ситуативных задач, включающих в себя условия и вопрос, поставленный перед обучающимися; моделирование ситуации; ролевые игры, представляющие собой актуальное образовательное средство, позволяющее глубже вникнуть в проблему, пропустить ее «через себя». Например, образовательные практики для будущих мам, где определена цель, составлен сценарий, хотя он может меняться по ходу его реализации в соответствии с характером взаимоотношений персонажей, их видения проблемы. Одной из эффективных форм андрагогических практик является создание модели «Учебная фирма», имитирующей деятельность реальных предприятий. Имитация затрагивает все основные функции, свойственные настоящей фирме, - планирование, управление, производство и реализация продуктов и услуг [1].

Практики с разным уровнем управления. Самостоятельная работа при наличии тесного руководства (языковые курсы] или частичного (информационно-консультативные практики] с ограниченным входом преподавателя в деятельность обучающегося; управление самостоятельной деятельностью на основе коллегиального и корпоративного взаимодействия (сетевое взаимодействие]; самообразование, которое становится наивысшим уровнем выполнения работы.

Массовость включения в образовательные практики. Это корпоративное обучение, целью которого является повышение эффективности работы каждого сотрудника в отдельности и всей компании в целом; групповые практики обеспечивают учет индивидуальных особенностей и открывают большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности - вэбинары, сетевые практики и др.; индивидуальные практики - дистанционное обучение, где создаются условия конкретно для данного человека.

Формы организации практик. Производственные практики проводятся непосредственно без отрыва от работы, социокультур-

ные - как принципиально новые способы и содержание образовательных практик, основанные на интересе и опыте человека: мастер-классы, волонтерские движения; просветительские практики направлены на приобретение новых знаний, умений, навыков, компетенций; профессионально ориентированные.

Приведем пример практики для экспертов по мониторингу профессиональной компетентности педагогов. Целью мониторинга является отслеживание изменений в процессе профессионального становления педагогов. Требования: объективность, валидность, надежность, системность. Реализация практики проходит в несколько этапов:

1. Проектировочный этап: теоретический анализ в профессиональной деятельности педагога; разработка системы мониторинга, установление профессиональной компетентности педагогов; диагностика и анализ научно-методического сопровождения педагога на начало реализации проекта; формирование банка данных по проблемам сопровождения.

2. Поисково-преобразующий этап: информационная поддержка и развитие мотивации у педагогов к повышению профессиональной компетентности; развертывание системы научно-методического сопровождения процесса становления педагога; организация мониторинга по ходу и результатам деятельности.

3. Контрольно-оценочный этап: комплексная оценка и анализ эффективности нововведения в процесс управления становлением профессиональной компетентности педагога [6].

Таким образом, определяя место, роль и признаки практик в системе обучения взрослых, опираемся на методологические, социально-культурные, психологические особенности обучения взрослых, а также на глобальные тенденции современной социокультурной ситуации, характер профессиональной деятельности взрослых специалистов, особенности процесса их обучения и переподготовки, ориентированные на массовость, всеобщность или на индивидуализацию обучения.

Андрагогические практики приближают взрослого специалиста к реальной сфере профессиональной деятельности. Тем самым повышается эффективность производства, а также усиливаются возможности карьерного роста, профессионального продвижения специалиста.

Литература

1. Бутко Н. Ю. Учебная фирма как инновационная форма организации практики студентов педагогического колледжа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 69. - С. 354-358.

2. Деркунская В. А. Гуманитарная технология организации самостоятельной работы студентов бакалавриата в процессе практики. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. - 271 с.

3. Дресвянников В. А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых [Электронный ресурс]/ - URL: http://www.elitarium.ru/andragogika-principy-prakticheskogo-obuchenija-vzroslyh/ (дата обращения 02.l1.20l5).

4. Образовательные бренды Ямала : [региональный банк инновационных образовательных практик] [Электронный ресурс]. -URL: http://praktiki.yamaledu.org/ (дата обращения 02.11.2015).

5. Проектно-сетевой институт инновационного образования : сборник проектных инициатив (специальный выпуск информационного бюллетеня) / под ред. Н. Ю. Бармина, Г. А. Игнатьевой. -Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011. - 169 с.

6. Практическая андрагогика. Кн. 3. Модульная образовательная программа повышения квалификации руководителей образовательных учреждений / под общ. ред. С. А. Лисицына, А. Е. Марона. - СПб.: ЛОИРО, 2010. - 231 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.