Научная статья на тему 'Ведущие политические партии на выборах в Москве в 1917 году'

Ведущие политические партии на выборах в Москве в 1917 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1202
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАРТИИ / ВЫБОРЫ / 1917 Г. / РЕВОЛЮЦИЯ / МОСКВА / ВЛАСТЬ / ГОЛОСОВАНИЕ / БОЛЬШЕВИКИ / КАДЕТЫ / ЭСЕРЫ / УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Журавлев Сергей Юрьевич

В статье исследуется процесс, особенности, методы и итоги борьбы за власть на выборах в Москве в условиях революции 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ведущие политические партии на выборах в Москве в 1917 году»

ведущие политические партии

на выборах в москве в 1917 году

I С.Ю. Журавлев

Аннотация. В статье исследуется процесс, особенности, методы и итоги борьбы за власть на выборах в Москве в условиях революции 1917 г.

Ключевые слова: партии, выборы, 1917 г., революция, Москва, власть, голосование, большевики, кадеты, эсеры, Учредительное собрание.

Summary. In the article Sergey Zhuravlyov investigates the process, features, methods and results of the struggle for the power during the elections in Moscow under revolutionary conditions in 1917.

Keywords: parties, elections, 1917, revolution, Moscow, power, voting, Bolsheviks, Constitutional Democrats, socialists-revolutionary, Constituent Assembly.

Выборы всегда являлись важнейшим индикатором состояния социума, отражая существующие тенденции к демократичности или авторитарности. К сожалению, объективность современной выборной системы в России по-прежнему возбуждает споры в обществе. Тем больший интерес вызывает не «стиснутое» административными «рычагами» народное волеизъявление в условиях революции в России, а также отражаемые его результатами политические процессы в Москве. Второй крупнейший город России того времени, воспринимаемый как вторая столица, — Москва — нередко в 1917 г. становился центром политической жизни, от развития событий в котором зависел дальнейший ход истории страны. Так было и в период проведения здесь в августе Государственного совещания и затянувшегося дольше, чем в Петрограде, вооруженного противостояния сторонников большевиков и Временного правительства в октябре, когда Москву рассматривали как альтернативный

столице центр консолидации антибольшевистских сил, как город, где возможно организовать новое законное правительство в противовес «самозванному». Поэтому проблемы борьбы за власть во «второй столице» весьма интересны для исследования.

Политическая борьба в 1917 г. в Москве получила весьма подробное освещение в работах В. Владимировой 255 [4], Н.С. Каржанского [13], А. Я. Грунта [8; 9; 10], Х.М. Астрахана [2; 3] и других исследователей [1; 11; 15], однако стоит заметить, что основное внимание советские историки уделяли деятельности только одной партии — большевистской. Умеренно-социалистические и прочие партии и их политическая работа во «второй столице» изучались гораздо менее активно.

В Москве в 1917 г. энергичная политическая борьба шла между партиями кадетов, эсеров, меньшевиков и большевиков. После Февраля здесь сложилась сплоченная и сильная группа эсеров, целеустремленно шедшая к власти в городе, внедряясь

Преподаватель XXJ_

1ЕК

практически во все структуры [19, 153-154]. В результате выборов в Городскую думу 25 июня 1917 г. эсеры получили 116 мест (58% голосов), кадеты — 34 (17% голосов), блок меньшевиков — 24 (12%), большевики — 23 (11,66%) [11, 209].

Социалисты-революционеры, сосредоточившись на политической борьбе за удержание власти, с течением времени все дальше отходили от насущных проблем населения. Эсеровской думе стала свойственна нерешительность, нерасторопность, а приверженностью к несостоятельному Временному правительству она окончательно дискредитировала себя в глазах значительной части горожан [19, 154-155]. Результаты не замедлили сказаться на популярности партии, положение которой отягощалось все усугубляющимся расколом на правое и левое крыло. Левые эсеры в московской организации социалистов-революционеров все более обособляются и усиливают критику позиций своих правых однопартийцев [23, см.: 29 июля, 15, 16 августа, 20, 22 сентября].

25В К концу лета 1917 г. усиливается противостояние сторонников правых и левых партий в среде политически активных москвичей. Факт образования в Москве двух лагерей — кадетского и большевистского — и усиления их влияния на массы стал очевидным в дни проведения Государственного совещания. Одна часть москвичей участием в демонстрациях, приветственными плакатами и брошюрами выразила солидарность с правыми, а другая, последовав призыву Московского областного бюро и Московского комитета большевиков, поддержала масштабную забастовку 12 августа.

Выборы в московские районные думы, состоявшиеся 24 сентября

Преподаватель XXI

]ЕК

1917 г., подтвердили растущую поляризацию политических сил и укрепление позиций большевиков: больше половины участвовавших в голосовании москвичей проголосовали за них, причем список большевиков лидировал с большим отрывом (по вопросу о блоках с другими партиями пленум Мо-соблбюро РСДРП(б) еще в мае принял решение о том, что большевики должны выступать самостоятельно и соглашения допустимы только с «чисто интернационалистскими элементами» [20, Ф. 60. Оп. 1. Д. 21. Л. Л. 4, 9]). В выборах также приняли участие 30 411 солдат, из которых 25 417 (83,58%) отдали свои голоса большевикам [9, 235]. РСДРП(б) набрала в Москве 51,5% голосов, кадеты — 26,3%, народные социалисты — 1,0%; эсеры — 14,1%; меньшевики — 4,1%; прочие партии и группы — 2,8% [9, 232]. В 11 думах из 17 большевики имели абсолютное преобладание перед любым блоком других политических партий [8, 10]. Такой итог побудил В.И. Ленина в статье «Кризис назрел» назвать голосование на выборах в районные думы в «мелкобуржуазной» Москве «одним из наиболее поразительных симптомов глубочайшего поворота в общенациональном настроении» [14, 343].

Всего в Москве в 1917 г., как указывает А.Я. Грунт, было около 1 млн 200 тыс. выборщиков. В июне на выборах в городскую Думу голосовали 646 568 чел. (60% от общего числа имеющих право голоса), это был более высокий результат, чем до начала Первой мировой войны. Но в сентябре активность избирателей упала почти вдвое, и к урнам пришли только 387 962 чел. (32,33%) [9, 161, 232].

При этом, если сравнить не процент поданных за партии голосов, а их количество, то можно увидеть, что

- 1 / 2009

кадетская партия, получив в июне 108 тыс. голосов, в сентябре осталась почти на тех же позициях, поддерживаемая 101 тыс. избирателей (процент поданных голосов увеличился с 17% в июне до 27% в сентябре из-за уменьшения осенью числа проголосовавших). Учитывая негативные последствия подавления корниловского выступления для правого лагеря, выразившиеся в переходе колеблющихся элементов городской демократии в стан победителей мятежного генерала, сохранение кадетами устойчивого числа своих сторонников в Москве весьма показательно. Вместе с возросшим с 75 409 чел. до 199 337 чел. (с 11,6% до 51,5% голосов) результатом большевиков, итоги выборов отражают поляризацию в предпочтениях избирателей города и свидетельствуют об образовании большевистского и кадетского лагерей, «полюсов притяжения» в борьбе за власть.

Участник революционных событий в Москве, историк С.П. Мельгунов справедливо заметил: «Выборы в общественные самоуправления в 1917 г. дали наглядный урок того, как совершенный закон в ненормальное время может приводить к абсурду — при переполнении городов тыловыми военными запасными частями правило, что военные голосуют на общем основании с проживающими на местах в момент составления списков, придало городскому самоуправлению резко политический характер, мало соответствовавший местным интересам» [17, 652].

В Москве мобилизации Первой мировой войны «выкачали» свыше 200 тыс. мужчин, то есть большую группу коренного московского населения — молодых политически активных представителей различных городских слоев, причем «эта убыль только от-

части возмещалась увеличением численности гарнизона» [6, 37]. Вместе с сосредоточением в городе больших масс солдат это обстоятельство привело к перекосу политического баланса, к искажению реальной картины политических предпочтений горожан. Концентрация запасных воинских частей в Москве, таким образом, в немалой степени способствовала летом победе эсеров, а осенью солдаты, разочаровавшись в своих прежних вождях, которые поддерживали непопулярные шаги Временного правительства, в том числе продолжение войны, отдали голоса большевикам, ведущим усиленную антивоенную пропаганду.

В период предвыборной кампании в Учредительное собрание в ноябре 1917 г. московские большевики, нападая на позиции умеренных социалистов и кадетов, заявляли о себе как о партии немедленного мира, революционных изменений в обществе, поддерживаемых широкими пролетарскими массами [19, см.: 13 ноября]. Правые эсеры, выступая за власть Учредительного собрания, либеральное трудовое законодательство и гаран- 257 тии гражданских прав, возмущались вооруженным захватом власти большевиками, а кадетов обвиняли в отстаивании интересов господствовавших до революции классов, в буржуазии [23, см.: 18 ноября]. Меньшевики, защищая Учредительное собрание, критиковали и большевиков (за намерение заключить «позорный» мир и усугубление анархии и гражданской войны), и кадетов (за склонность к восстановлению монархии и разжигание политических страстей своей непримиримостью по отношению к большевикам) [5, см.: 12, 17, 19 ноября]. Кадеты обвиняли избравших путь классовой борьбы большевиков в

_Преподаватель XX]_

1ЕК

дальнейшем разрушении государства и общества, критиковали умеренных социалистов и возлагали на Учредительное собрание надежду на установление твердого государственного порядка [21, см.: 10, 17 ноября ].

Выборы в Учредительное Собрание убедительно показали стремительное полевение масс. Либерально-демократические и правые партии собрали всего 13% голосов избирателей. Не добились решающего успеха и большевики — их поддержали только 25% проголосовавших. Крестьянская Россия отдала предпочтение эсеровской партии, которая получила около 62% голосов. Однако в Петрограде и в Москве эсеры проиграли в количестве набранных голосов большевикам и кадетам. Вот каковы результаты выборов 19-21 ноября 1917 г. во Всероссийское Учредительное собрание в Москве: кадеты получили 35,9% голосов горожан и 9,8% голосов солдат; у эсеров — 8,5% голосов москвичей и 6,2% голосов солдат; меньшевики сохранили симпатии 2,7% жителей Первопрестольной и 0,8% военнослужащих; большевиков поддержали 50,1% горожан и 79,5% гарнизона; результат народных социалистов — 0,6% голосов обывателей и 0,1% голосов солдат [22, 293].

В выборах в Учредительное собрание приняли участие 756 866 москвичей [9 , 294]. Активность избирателей по сравнению с выборами в районные думы выросла почти вдвое, что можно объяснить эпохальной значимостью этого голосования и его результатов. Стоит обратить внимание на другое обстоятельство. Сравним результаты выборов в Учредительное собрание и в московские районные думы (табл. 1).

Это сравнение позволяет заключить, что поддержка эсеров и меньшевиков в борьбе за власть в Учредитель-

ном собрании выросла в Москве не слишком значительно. Увеличение проголосовавших за большевиков объясняется ростом их влияния в массах благодаря приходу к власти и расширению возможностей агитации и реализации своих политических установок и лозунгов. Но намного более показательна выросшая в 2,5 раза поддержка москвичами кадетской партии, свидетельствующая о ее стабильной популярности среди горожан и отходе от позиций социалистов значительной доли избирателей.

Таблица 1

Партия Результаты выборов (кол-во голосов)

В районные думы (сентябрь 1917 г.) В Учредительное собрание (ноябрь 1917 г.)

Кадеты 102 тыс. 256 тыс.

Эсеры 54,5 тыс. 63 тыс.

Меньшевики 16 тыс. 20 тыс.

Большевики 200 тыс. 370 тыс.

(Таблица составлена на основе данных московских газет [5, см.: 24 ноября; 12, см.: 24 ноября; 21, см.: 24 ноября, 7 декабря], а также работ А. Я. Грунта [9, 232] и Л. М. Спирина [22, 292-293]).

Любопытная деталь подмечена П. Е. Степановой-Мельгуновой, супругой С.П. Мельгунова. Вот запись от 26/Х1.1917: «На выборах, по сведениям Избирательной комиссии, очень много надписей за царя, прямо даже за Николая II, "за городовых", за Михаила и много ругани Ленину» [16, 306]. О подобных фактах свидетельствуют и некоторые архивные материалы, к примеру, аннулированные избирательные бюллетени по выборам в Учредительное собрание, извлеченные из урн для голосования [7, Ф. Р-130. Оп. 29. Д. 2 ЛЛ. 13, 14, 22, 24, 26, 28]. Видимо, и тогда встречались факты порчи изби-

Преподаватель XXI_

вЕК

рательных бюллетеней людьми, политические взгляды и интересы которых не представляла ни одна из указанных в списке партий.

Результаты выборов в городскую и районные думы Москвы говорят об образовании в городе сохранявшего стабильное количество сторонников политического лагеря кадетов и серьезно укрепившего свои позиции после кор-ниловского выступления лагеря большевиков. Влияние на победу последних оказала концентрация в Москве тыловых воинских частей, солдаты которых принимали участие в голосовании на общем основании с горожанами. Учитывая также обусловленное мобилизациями уменьшение политически активного населения города, можно сделать вывод о произошедшем в Москве перекосе политического баланса, приведшем к победе на выборах эсеров летом и большевиков осенью. Результаты выборов в Учредительное собрание подтвердили образование устойчивых кадетского и большевистского «полюсов притяжения» в борьбе за власть, противоборство которых было разрешено, в основном, путем выведения кадетской партии за пределы правового поля в конце ноября 1917 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арапова Л.И. Большевизация муниципальных органов (районных дум) Москвы накануне Великой Октябрьской социалистической революции // Труды Моск. гос. историко-архивного инта. — М., 1968. — Т. 26. — С. 135-151.

2. Астрахан Х.М. Большевики и их политические противники в 1917 г. — Л., 1973.

3. Астрахан Х.М. Партийность населения России накануне Октября: По материалам выборов в городские думы в мае-октябре 1917 г. // История СССР. — 1987. — № 6. — С. 134-155.

1 / 2009-

4. Владимирова В. Год службы «социалистов» капиталистам. — М.-Л., 1927. Востриков Н.И. Борьба за массы: городские средние слои накануне Октября. — М., 1970.

5. Вперед! 1917.

6. Гаврилова И.Н. Население Москвы: исторический ракурс. — М., 2001.

7. Государственный архив Российской Федерации.

8. Грунт А.Я. Могла ли Москва «начать»? (В.И. Ленин о возможностях начала восстания в Москве в 1917 году) // История СССР. — 1969. — № 2.

9. Грунт А.Я. Москва 1917-й. Революция и контрреволюция. — М., 1976.

10. Грунт А.Я. Муниципальная кампания в Москве летом 1917 года // История СССР. — 1973. — № 5. — С. 112-127.

11. Демидов В. Московские большевики в борьбе за массы на выборах в городскую и районную думы в 1917 г. // Москва в двух революциях. Февраль-октябрь 1917 г. — М., 1958.

12. Известия Московского Совета рабочих депутатов. 1917.

13. Каржанский Н.С. Как избиралась и как работала Московская городская дума. — М., 1940.

14. Ленин В.И. Избранные произведения. — М., 1980. — Т. 2.

15. Мальков А.М. Партия большевиков на муниципальных выборах в столицах: 2uU (Май-июнь 1917 г.): Сб. ст., посвященных 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. — Ростов-на-Дону, 1967. — С. 61-84.

16. Мельгунов С.П. Воспоминания и дневники. — М., 2003.

17. Мельгунов С.П. Мартовские дни 1917 года. — М., 2008.

18. Москва. Городское управление. 300 лет истории управления городом. — М., 1997.

19. Правда. 1917.

20. Российский государственный архив социально-политической истории.

21. Русские ведомости. 1917.

22. Спирин Л.М. Россия, 1917: из истории борьбы политических партий. — М., 1987.

23. Труд. 1917. П

Преподаватель XXI

!ЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.