Научная статья на тему 'ВЕДУЩИЕ ДЕЯТЕЛИ FASHION-ИНДУСТРИИ О КУЛЬТУРНЫХ ПАРАДИГМАХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

ВЕДУЩИЕ ДЕЯТЕЛИ FASHION-ИНДУСТРИИ О КУЛЬТУРНЫХ ПАРАДИГМАХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
499
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬЕРЫ / МОДА / ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ТРАДИЦИИ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Козлов Сергей Алексеевич

В статье рассматриваются выводы ряда ведущих европейских деятелей fashion-индустрии второй половины ХХ - начала XXI в., касающиеся роли моды в обществе потребления. Акцентируется внимание на творческом векторе обновления и постоянного креативного самопознания в качестве ключевых элементов позитивного изменения мира при помощи моды, а также на аксиологии внутреннего мира ведущих модельеров. Сделаны выводы о перспективности метода синтеза традиций и новаций в творчестве современных российских и зарубежных модельеров в контексте как самореализации личности, так и моды в качестве ценностно-формирующего фактора культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING FIGURES OF THE FASHION INDUSTRY ABOUT THE CULTURAL PARADIGMS OF MODERN SOCIETY

The article examines the conclusions of a number of leading European figures of the fashion industry of the second half of the XX - early XXI centuries, concerning the role of fashion in the consumer society. The article focuses on the creative vector of renewal and constant self-knowledge as the key elements of a positive change in the world with the help of fashion, as well as on the axiology of the inner world of leading fashion designers. Conclusions are drawn about the prospects of the method of synthesis of traditions and innovations in the work of modern Russian and foreign fashion designers in the context of both self-realization of the individual and fashion as a value-forming axiological factor of culture.

Текст научной работы на тему «ВЕДУЩИЕ ДЕЯТЕЛИ FASHION-ИНДУСТРИИ О КУЛЬТУРНЫХ ПАРАДИГМАХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

УДК 7.07; 7.011 DOI: 10.31249/hoc/2021.03.09

Козлов С.А. *

ВЕДУЩИЕ ДЕЯТЕЛИ FASHION-ИНДУСТРИИ О КУЛЬТУРНЫХ ПАРАДИГМАХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА®

Аннотация. В статье рассматриваются выводы ряда ведущих европейских деятелей fashion-индустрии второй половины ХХ - начала XXI в., касающиеся роли моды в обществе потребления. Акцентируется внимание на творческом векторе обновления и постоянного креативного самопознания в качестве ключевых элементов позитивного изменения мира при помощи моды, а также на аксиологии внутреннего мира ведущих модельеров. Сделаны выводы о перспективности метода синтеза традиций и новаций в творчестве современных российских и зарубежных модельеров в контексте как самореализации личности, так и моды в качестве ценностно-формирующего фактора культуры.

Ключевые слова: модельеры; мода; общество потребления; традиции; массовое сознание.

Поступила: 04.04.2021 Принята к печати: 19.04.2021

* Козлов Сергей Алексеевич - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, Москва, Россия, e-mail: sa-kozlov@yandex. ru

Kozlov Sergej Alekseevich - DSn in Historical, leading researcher of the Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: sa-kozlov@yandex. ru

© Козлов С.А., 2021

Kozlov S.A.

Leading figures of the fashion industry about the cultural paradigms of modern society

Abstract. The article examines the conclusions of a number of leading European figures of the fashion industry of the second half of the XX - early XXI centuries, concerning the role of fashion in the consumer society. The article focuses on the creative vector of renewal and constant self-knowledge as the key elements of a positive change in the world with the help of fashion, as well as on the axiology of the inner world of leading fashion designers. Conclusions are drawn about the prospects of the method of synthesis of traditions and innovations in the work of modern Russian and foreign fashion designers in the context of both self-realization of the individual and fashion as a value-forming axiological factor of culture.

Keywords: fashion designers; fashion; consumer society; traditions; mass consciousness.

Received: 04.04.2021 Accepted: 19.04.2021

В современной научной литературе уделяется большое внимание анализу различных вопросов, связанных с многообразным воздействием современной моды на экономику и культуру, включая массовое сознание [Гофман, 2010; Березовская, Селиванова, Логвиненко, 2019; и др.]. При этом отмечается важная роль не только ведущих модельеров и дизайнеров, но и в целом fashion-индустрии в формировании устойчивых аксиологических ориентиров отдельных групп социума, а также в создании и функционировании медиакоммуникаций [см. также: Демшина, 2020]. В начале XXI в. именно информация, передаваемая через образно-ассоциативные ряды, оказывается наиболее востребована [Демшина, 2020, с. 19]. Роль моды в этом процессе трудно переоценить.

Некоторые важные аспекты, связанные с развитием современной моды, не нашли отражения в научных исследованиях, в том числе в области культурологии, хотя и здесь наметились позитивные тенденции [см., напр.: Аброзе, 2006; Дубровина, 2014; Старовойтова, 2017; и др.]. Так, возникают закономерные и все еще неразрешенные вопросы: осознают ли создатели fashion-индустрии негативные социо-

культурные последствия своей масштабной деятельности в контексте формирования общества потребления; как они оценивают противоречивую роль моды в формировании культурных ориентиров потребителя? Ответы на эти вопросы (тесно связанные с изучением роли моды в качестве своеобразного индикатора социокультурных трансформаций [см. также: Алпатова, 2015], возможно, позволят нам либо пессимистичнее, либо, напротив, оптимистичнее взглянуть и на более значимую социокультурную проблему: есть ли шансы на то, что Культура (в широком универсальном смысле) сможет все же устоять перед мощным натиском Рынка, стремящегося к монопольному доминированию?..

Проведенный нами анализ различных источников (печатных изданий и интернет-публикаций) констатировал между тем парадоксальное явление: непосредственно в «fashюn-среде» зафиксировано весьма ограниченное число случаев обращения к этим определяющим жизнь всего человечества проблемам. Сложившаяся ситуация связана с целым рядом факторов, среди которых выделим лишь два: во-первых, ориентацию подавляющего большинства модельеров и дизайнеров (как правило, пассионариев-трудоголиков) на творчество, и, как следствие, невольное либо осознанное самоустранение от философских и этических проблем повседневности; во-вторых, напротив, тесную связь творчества и бизнеса у многих из них, что, как правило, ограничивает возможность свободного высказывания по данной теме.

Британский исследователь Д. Миллер в 1988 г. отмечал: «Объект является модным до тех пор, пока он способен символизировать настоящее; таким образом, с течением времени объекты неизбежно выходят из моды. Мода обычно работает в рамках системы подражания и различий в знаниях...» [цит. по: Алексеенко, 2017, с. 185]. Именно такой установки в подавляющем большинстве случаев придерживались (и продолжают ее разделять) ведущие модельеры, дизайнеры и бизнесмены, работающие в области fashion-индустрии.

Однако есть и исключения, на которых остановимся подробнее.

Пожалуй, наиболее четкий, развернутый, и вместе с тем проницательно-мудрый ответ на грозные вызовы-вопросы современности, касающиеся роли «модных» искушений общества потребления, дал испанский предприниматель, основатель бизнес-группы Inditex (крупнейшего в мире ритейлера одежды) Амансио Ортега Гаона (всему ми-

ру известны его fashion-магазины, прежде всего Zara, с 2003 г. работающие и в России). Он подчеркнул: «Я надеюсь, что люди осознают, насколько велика эта ошибка - позволить себе погибнуть в погоне за потребительской мечтой... Главное - воспитать людей с другим отношением к этому» [цит. по: О'Ши, 2015].

По мнению А.О. Гаоны, необходимо опираться, прежде всего, на элементарный здравый смысл и житейский опыт: «...самые базовые вещи - самые лучшие... Когда ты находишься в мире с самим собой, то приходишь домой или на работу с позитивным настроем и транслируешь этот оптимизм всем окружающим» [там же].

Именно творческому вектору обновления А.О. Гаона отводит решающую роль в позитивном изменении окружающего нас мира: «Но ты также должен заставить себя сделать что-то креативное, что-то новое.

Ничто не удовлетворяет больше, чем вложение своего сердца и своей души в то, что, ты веришь, ты должен делать» [там же]. Фактически эти важные выводы, являющиеся результатом творческого многолетнего опыта и упорного труда, продолжают завет великого Махатмы Ганди о необходимости воплощать в себе самом позитивные перемены, тем самым заставляя изменяться к лучшему и окружающий мир.

Для создателя же «модной империи» Zara важную роль играет также следующий жизненный принцип (имеющий и общечеловеческую значимость): «Ты должен любить красоту - это одна из главных вещей в жизни»; и при этом «все, что нужно делать, - это работать, но работать со страстью» [там же].

Итак, рациональное начало (работа-бизнес), эмоции (любовь) как ключевой фактор успешной созидательной деятельности личности, а также пассионарность, труд и оптимизм - вот, по мнению предпринимателя, главные слагаемые жизненного успеха, которого он сам, бесспорно, добился, заслужив при этом всеобщее признание и уважение.

Скромность и сдержанность (в том числе в индивидуальном потреблении) выделял среди главных человеческих качеств и Кристиан Диор, отводивший ключевое значение хорошему вкусу, простоте, способности следить за собой, а также постоянному креативному самопознанию: «В наш век массового производства из огромного ассортимента товаров всегда можно подыскать что-то именно для себя. По-

старайтесь разобраться в своих характерных чертах и помните, что индивидуальность и эксцентричность - понятия разные» [цит. по: Кристиан Диор: цитаты]. Таким образом, и здесь налицо установка на духовно-нравственные, а не материальные ценности.

Большинство ведущих модельеров, как правило, были и остаются одновременно и трудоголиками, и романтиками. Так, К. Диор признавался: «Мода живет своей особой жизнью, по своим законам... Я же просто-напросто знаю, что должны получить мои платья, чтобы родиться. Они должны получить мои заботы, разочарования, восторги... Я одержим ими... Они ведут меня кругами ада и рая, питая и пытая» [там же; подробнее см.: Диор, 2011].

Истоки изначальной простоты и благородной, изысканной сдержанности многие кутюрье видели все же в разном. Так, Джанни Версаче отдавал предпочтение мистике Античности: не случайно именно горгону Медузу (в которой, по его мнению, причудливо соединились завораживающие и гипнотизирующие душу простота и красота) выдающийся кутюрье избрал эмблемой своего модного дома.

Вместе с тем наряду с «простотой» стиль Д. Версаче (который знаменитый хореограф М. Бежар называл «итальянским необарокко») отличали и другие качества, порою прямо противоположные, а именно: показная роскошь, эпатаж и «гламур». Однако позитивные элементы его уникального творческого наследия, бесспорно, преобладают над отрицательными. Д. Версаче был необыкновенно талантливой, творческой личностью, тонко чувствующей печаль стремительно уходящего от нас Времени: «Мы только искорки, которые желают блеснуть как можно ярче, прежде чем угаснут на ветру, одежда это блеск» [цит. по: Джанни Версаче1; Кастель, 2008; Ильинский, 2013], - резюмировал он.

Отметим перекликающийся с размышлениями А.О. Гаона вывод выдающегося итальянского кутюрье: «Не углубляйтесь в тренды. Не позволяйте моде завладеть вами, решайте сами, кто вы, что вы хотите выразить своей одеждой и образом жизни» [цит. по: Джанни Версаче: 10 цитат...].

Простота жизни и общения, удивительная скромность и вместе с тем исключительно полнокровная полифония творчества - это отли-

1 См. также: Режим доступа : www.versace.com

129

чительные свойства многих ведущих деятелей моды второй половины XX - начала XXI в., неразрывно связанные с подчеркнуто-нейтральной либо отстраненной позицией по отношению к догмам буржуазного рынка, в парадигмах которого они были вынуждены существовать и добиваться коммерческого успеха. Об этих людях, пожалуй, можно сказать словами М.М. Пришвина из его дневника от 23 сентября 1939 г.: «Время - это как свобода, место - как необходимость» [Пришвин, 2010, с. 429]. Так, для Кристиана Лакруа самым любимым историческим временем, в котором он черпал вдохновение, был период с 1938 по 1958 г., в котором он видел «торжество элегантности».

По мнению Такада Кендзо (прославленного модельера, основателя бренда «Kenzo»), современная мода слишком технологична и чужда человеческого начала, в отличие от моды 60-70-х годов, когда многие модели шились вручную [Скрябина, 2017, с. 207]. Эти выводы разделяют и некоторые другие авторитетные кутюрье.

Важно подчеркнуть, что в аксиологической «системе координат» ведущих модельеров второй половины XX - начала XXI в., как правило, не стоял на переднем плане пресловутый антропоцентризм (по отношению и к Человеку, и к Природе) - явление, которое А. Тойнби метко охарактеризовал как «интеллектуальное и морально ущербное и слепое обожествление части вместо целого, твари вместо Творца и времени вместо Вечности» [Тойнби, 1990, с. 310].

Да, они парадоксальным образом были зачастую и романтиками (в творчестве) и прагматиками (в бизнесе) одновременно; но мерилом Добра и Зла для этих людей всегда выступала не обуреваемая пороками потребления и «самопиара» личность, порою находящая «отдохновение в коллективной жизни» [Манн, 1994, с. 41], - а Красота и Гармония, неразрывно связанные и с Богом, и с лучшими внешними и внутренними качествами грешной, вечно мятущейся и сомневающейся, но творческой человеческой натуры.

Таким образом, невзирая на всю важность новаций, их опорой, как правило, выступали традиции, хотя нередко и в закамуфлированном от взора скептиков виде, включая этнические (de facto в основном крестьянские) мотивы в моде, нередко даже авангардной.

Примечательно и признание Жан-Поля Готье, сделанное им по приезде в Россию в мае 2010 г.: «Я бунтарь только по профессии.

В моде нужно быть мятежником, чтобы привлечь внимание» [цит. по: Интервью Жан-Поля Готье1; Гуслан, 2018].

Важнейшую роль играет и чувство собственного достоинства, на что обращал особое внимание А. Маккуин [Скрябина, 2020, с. 67], а также понимание одежды в качестве важнейшего «инструмента коммуникации» личности (Дрис ван Нотен и др.), позволяющего полнее раскрыть ее индивидуальность и уникальность.

Обратим внимание также на оригинальную философскую концепцию, которую подробно обосновал в своей книге «Нить Ариадны: искусство читать знаки судьбы» выдающийся модельер Пако Рабанн. По его мнению, человек является своеобразным «синтезом энергетических ресурсов мира», о чем зачастую и не подозревает. Ключевым качеством личности является способность путем углубленной медитации раскрыть дремлющий в ней огромный творческий потенциал, а для этого необходимо использовать духовное наследие как мировых религий (особенно христианства), так и эзотерических учений [подробнее см.: Рабанн, 2009]. Таким образом, ключевую роль приобретает приобщение к могучей силе Традиции, а также интуиция: нужно улавливать и воспринимать различные знаки и символы, посланные нам; понимать и чувствовать, что они ведут нас, оберегают и предостерегают... Примечательно, что П. Рабанн делает свои выводы отнюдь не спонтанно, а вполне доказательно, используя как свой многолетний жизненный и профессиональный опыт, так и обращение к историческому, социокультурному и духовному наследию человеческой цивилизации от Иисуса Христа до наших дней. При этом он далек от менторства и миссионерства, подчеркивая, что каждый человек вправе сделать собственный нравственный и духовно-мировоззренческий выбор. Единственное жесткое ограничение - это никогда не прибегать к силам Зла и черной магии, чтобы причинить кому-либо вред, а, напротив, - апеллировать к просветлению своих недругов.

Эти, казалось бы, простые, но мудрые заветы, во многом аналогичные гуманистическим принципам христианского учения и опирающиеся на «трансцендентную интуицию», по мнению П. Рабанна, позволяют человеку не только сохранить и преумножить внутреннюю гармонию, но и наиболее адекватно воспринимать окружающий нас

1 См. также: URL : http://www.jeanpaulgaultier.com

131

мир, зачастую жестокий и рационально-прагматичный. Этому способствует и качество, чаще всего характеризуемое как пантеизм: по мнению выдающегося модельера, все окружающие нас элементы Природы, этого великого храма, - живые (поскольку в них незримо присутствует колоссальная энергия); даже камни бережно хранят память прошлых веков и незримо рассказывают нам об истории человечества... Человек же вполне способен ощутить очарование мира как огромной духовной субстанции; понять через это ощущение и свою значимость, и свою «малость», и тем самым обрести душевное спокойствие.

История мировой и отечественной моды доказывает, что именно подход, в основе которого находится понимание Традиции как отражения вечно меняющегося жизненного начала, стимулирующего пытливые умы на новые достижения, является наиболее духовно и этически оправданным. Он также учитывает необходимость сохранения гуманистических начал и Человека, и Бытия в целом (включая отношение к окружающему нас предметному миру и миру природных стихий).

В таком историческом и социокультурном контексте становятся понятны и многие выводы видных модельеров и дизайнеров, а главное, - их прикладное творчество, в котором de facto все чаще «реабилитируется», казалось бы, безвозвратно канувший в Лету романтизм как один из мощных мотивов самореализации современной пассионарной личности. Не случайно эти духовные установки удивительно близки к выводам французского писателя, поэта и критика XIX в. Ж.-П. Готье, в молодости исповедовавшего романтизм.

Даже в эпатажно-эксцентричном творчестве Вивьен Вествуд (основательницы стиля панк в моде) изысканная аура романтизма и историзма проявляется явственно и мощно (коллекции 1981-1990 гг. «Pirates», «Witches», «Mini-Crini», «Harris Tweed» и «Portrait» и др.) [см. также: Вествуд, Келли, 2015]. То же самое можно сказать и о многих других модельерах: Т. Мюглере, Д. Армани, К. Лакруа, А. Маккуине [Скрябина, 2020], А. Демельмейстер, В. Зайцеве и др.

Отметим и оптимистический творческий наказ самой В. Вествуд 2014 г.: «Нам под силу изменить будущее. Стремясь воплотить свои идеи, ты начинаешь задумываться, и это меняет твою жизнь. А меняя свою жизнь, ты меняешь мир» [цит. по: Вествуд, Келли, 2015, с. 7]. Об этом же не раз говорил в своих интервью и П. Карден; не случайно он

так высоко ценил русскую школу классического балета и творчество М.М. Плисецкой, видя в них вдохновляющие примеры преображения человеческого духа и при этом понимая стиль, прежде всего, как незаурядную человеческую личность.

Примечательно, что именно данный подход, основанный на смелом творческом синтезе «утонченной простоты» (Д. Армани и др.) и эксцентричности, традиций и новаций [см.: Молхо, 2008; Напиа, 2013; Саме, 2010; Уилсон, 2019; Так говорили великие кутюрье, 2014; и др.], - наиболее перспективном методе сохранения и приумножения европейского культурного наследия [Водопьянова, 2020], все чаще берут в основу своей деятельности талантливые пассионарные модельеры и дизайнеры, в том числе в России. При этом они в значительной степени опираются как на вкусы более финансово обеспеченных групп «элит», так и на установки «демократичной» молодежной культуры, но при этом активно, методично и целенаправленно используют в своих коллекциях и этнические элементы [Башкатова, 2009], и обращение к Истории [см. также: Васильев, 2018].

Выделим, в частности, творчество известных санкт-петербургских модельеров Татьяны Парфеновой1, Яниса Чамалиди2, Алены Ах-мадуллиной3, Ларисы и Павла Ткаченко, а также московских модельеров Вячеслава Зайцева [см.: Зайцев, 2017], Валентина Юдашкина4, Игоря Чапурина5, Дарьи Разумихиной6, Олега Бирюкова7, Юлии Яниной8, Светланы Тегин9 и Марии Смирновой10; крымского дизайнера и модельера Юлии Гелевери (список, впрочем, можно продолжить). Каждый из них, обладая индивидуальным и неповторимым стилем, вместе с тем органично сочетает традиции с новациями, историзм и романтизм Прошлого с динамизмом и полифонией Современности.

1 URL: http://parfionova.ru

2 URL: https://ianischamalidy.com/ru/shop

3 URL: https://www.akhmadullina.ru

4 URL: http://yudashkin.com/ru

5 URL: https://chapurin.com

6 URL: http://razu-mikhina.com/shop

7 URL: http://www.biryukov.ru

8 URL: https://yaninacouture.com

9 URL: https://tegin.com

10 URL: https://www.inshade.ru

Успех обращения к историческим и этническим сюжетам в современной России, на наш взгляд, отчасти объясняется тем, что «модные» изделия начинают уже восприниматься потребителем не в контексте изначально рассчитанных на коммерческий успех маркетинговых стратегий (через различные образы, искусно манипулирующие сознанием и эмоциями [см. также: Морозова, Гурова, 2020]), - а как Красота многовариантности, Красота полифонии на основе обращения, прежде всего, к неиспользованным ресурсам и национальной, и общемировой (культурно-цивилизационной) традиции [см. также: Дубровина, 2014; Махиня, Яковлева, 2020], ее уникальной ауре сакральности... Это прекрасно понимают и ведущие модельеры, все активнее работая (причем в постоянной борьбе с собственными искушениями) не на угоду вкусов «массового» потребителя, а в контексте высоких требований искусства. При этом источником вдохновения нередко выступает и мировая литература: так, известный бельгийский модельер Анн Демельмейстер (одна из первых объединившая женские и мужские элементы в так называемом «андрогинном образе») добавила различные цвета в одну из своих знаменитых коллекций под влиянием книги Г. Гессе «Сиддхартха». Другой характерный пример -глубокое воздействие русской и советской литературы (прежде всего, А.С. Пушкина, А.М. Горького и Ф.М. Достоевского) на жизненные ценности Йоджи Ямамото, создавшего уникальный стиль «защиты» человека - через одежду - от негативных внешних воздействий. Искусствоведом по образованию является Кристиан Лакруа, серьезно изучавший театр и кинематограф и часто прибегавший в своих коллекциям к методу коллажа. На творчество видного американского модельера и дизайнера Ральфа Лорена сильное воздействие оказал кинематограф. И таких примеров очень много, что объясняется также синкретизмом самой моды, соединившей в себе множество явлений культуры.

Как бы продолжая «творческую эстафету» великих кутюрье, Т.В. Парфенова подчеркивает приоритетную значимость свободы и покоя, отсутствие в работе суеты, счастье полноценного и независимого творческого усилия [Интервью Татьяны Парфеновой ..., 2020]. Об этом же не раз говорили многие выдающиеся творцы: Д. Армани, К. Диор, Й. Ямамото, А. Алайа, Дрис ван Нотен и др. Радость Творчества, свободного служения Красоте, как показывает опыт ведущих

модельеров мира - во многом уникальный социокультурный феномен (зачастую позволяющий творцам «преодолеть» даже свой биологический возраст, но, главное - создать для людей мечту, по признанию К. Лакруа), - вплоть до наших дней является надежным противодействием множеству искушений стремительно наступающего на нас общества потребления. На передний план выходит чувство прекрасного, возвышающее и одухотворяющее человека.

Примечательно, что целый ряд мастеров моды ищут и успешно находят как отдых, так и вдохновение в путешествиях (К. Диор, Т. Мюглер и др.); для обычных же любителей моды сейчас организуют популярные дизайн-туры (Нади Зотовой, Ольги Косыревой, Анны Муравиной и др.), дающие уникальный шанс погружения в иной «культурный контекст» и обретения новых ярких источников вдохновения.

В основе жизни и творчества ведущих модельеров лежит исключительное трудолюбие, которое олицетворяют собою многие из них: П. Карден, К. Диор, И. Мияки, Й. Ямамото, один из самых загадочных кутюрье современности бельгиец Мартин Маржела (неустанно экспериментировавший с кроем одежды) и др.

При этом, что крайне важно, развиваются такие качества самостоятельной, креативной личности как органичность мировосприятия, «естественная простота», умиротворенное ощущение полноты жизненного бытия, постоянный интеллектуальный и эстетический поиск (тесно связанный с воспеванием красоты человеческого тела и стихий природы), неприятие конформизма, чувство свободы и душевного равновесия (внутренней гармонии), вера в светлые гуманистические свойства души. Отметим, что модельеры хорошо понимают исключительную значимость творческой полифонии: так, Эмануэль Унгаро опирался в своей многолетней работе на идеи З. Фрейда, Ж.-П. Сартра и П. Пикассо, неустанно отмечавших принципиальное отсутствие изначальных категоричных ответов на вечные вопросы бытия, важность критического отношения к самому себе. Не забывают они и про юмор (коллекции Эльзы Скиапарелли, Роберто Кавалли, Рокко Барокко и др.).

Вместе с тем и в сфере моды очень важна объективная основа любого (как хозяйственного, так и социокультурного) прогресса, а именно: необходимость интенсивного экономического развития. Об

этом, в частности, говорил в июле 2020 г. И.В. Чапурин применительно именно к условиям работы российских модельеров: «...либо ты сражаешься и выживешь, либо ты погибаешь. Но в этом все равно нет развития... Должна быть правильная экономическая основа, которая дала бы возможность всем развиваться» [цит. по: Игорь Чапурин, 2020]. Кроме того, на отечественную fashion-индустрию все еще оказывают негативное воздействие факторы, связанные с многолетним изолированием моды в СССР от мировых тенденций, с доминирующей ролью государства и идеологии [см. также: Журавлев, Гронов, 2013; Журавлев, Гронов, 2019]. При этом даже эпизодические контакты с представителями зарубежной модной индустрии долгие годы рассматривались советскими властями как проявления «контрреволюции» либо даже шпионаж. Но самое главное заключалось в том, что у подавляющего большинства советских людей не было возможностей следить за модой: гораздо важнее было материально обеспечить семью [см. также: Журавлев, Гронов, 2013, с. 434].

В настоящее время ситуация меняется к лучшему; благодаря Интернету информация становится гораздо доступнее; возрастает и внимание россиян к ранее малоинтересным и недостаточно значимым для них аспектам моды, в том числе связанным с экологией. Отметим здесь и активность российских женщин, все настойчивее и практичнее использующих моду в качестве средства самовыражения и самореализации. Как отмечали ведущие модельеры (К. Лагерфельд и др.), в России очень много исключительно красивых представительниц «прекрасного пола», тщательно следящих (в отличие от мужчин) за своим внешним видом, украшающих и преображающих будни повседневной жизни.

Вместе с тем в настоящее время в нашей стране отчасти сохраняются негативные моменты, связанные с «массовой культурой» и исторически сложившимся табуированием альтернативности (проявляющимся и в массовом сознании обывателя, все еще по привычке стремящегося к стереотипам, и в культурной политике властных элит), а именно многовариантность, опираясь на разнообразие творчества, является одной из основ современной моды.

Важнейший элемент решения этой проблемы применительно к условиям современной России (наряду с уже отмеченной необходимостью экономического роста) - это, с одной стороны, воспитание вкуса

массового потребителя, а с другой - профессиональная подготовка таких универсальных специалистов fashion-индустрии, которые бы знали не только историю моды, но и всю историю культуры нашей страны, ее богатейшие и во многом уникальные традиции. Так, подобный подход лежит в основе деятельности Центра «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» НИУ ВШЭ. Отметим также мощный пассионарный импульс в развитии современного отечественного дизайна и моды; явную ориентацию отечественной рекламы индустрии моды на базовые аксиологические ценности, свойственные именно противоречивой ментальности российского потребителя.

Все эти успехи были бы невозможны без обращения не только к профессиональному опыту «отцов-основателей» fashion-индустрии (которые не раз подчеркивали, что мода - это, прежде всего, тяжелейший труд), но и к их помыслам, надеждам, эмоциям и фантазиям, а порою, как мы убедились выше, - мудрым наказам, предостережениям современникам и потомкам... Главный из этих заветов заключается в том, что личность, постоянно работая над собой, должна, прежде всего, стремиться не к призрачным «благам» общества потребления, не к овладению передовыми технологиями (за которыми, как отмечал П. Карден, все же будущее), а к духовно-нравственным сакральным ценностям, в пантеоне которых ведущие места занимают Труд, Добро и Красота. Характерный пример: для выдающегося модельера Рика Оуэнса любимым музыкальным произведением отнюдь не случайно стала прославляющая страсть и любовь опера Р. Штрауса «Саломея», в которой он нашел духовное утешение. Универсальным же источником вдохновения для многих кутюрье выступает Природа.

Таким образом, творцы моды подчеркивают: необходим свободный от тисков как идеологии, так и рынка творческий синтез знаний и веры, традиций и новаций, - синтез, который труден, но вполне достижим. Оптимизм и эмпатия - качества, которые востребованы всегда, но особенно в настоящее время, когда человечество переживает очередную смертельную угрозу - всеобщую пандемию. Отметим в связи с этим вывод «патриарха» мировой моды Пьера Кардена, сделанный в 2020 г. в период жесткого карантина, связанного с вспышкой коронавируса: «...все проходит - войны, катаклизмы, закончится и этот период, но нужно быть солидарными и не забывать о своих близких и людях в возрасте, которым может понадобиться ваша помощь»

[Карден, 2020]. Для многих ведущих модельеров именно драматичный период пандемии стал временем своего рода «перезагрузки» (Рик Оуэнс) - возможностью по-новому, более открыто и одновременно более ответственно взглянуть на себя и окружающий мир.

Одним из действенных способов «ментальной перестройки» человека (и альтернативой, все еще преобладающей в социуме «философии self-made man», конструирования ориентированной исключительно на амбициозный «деловой успех» личности) как раз и выступает современная мода, многовариантная и многоликая... Важно подчеркнуть, что в современных условиях по этому пути интеллектуального и эстетического поиска, неразрывно связанного с творческим созиданием и превращением прагматичного интереса в высокое вдохновение [см. также: Диор, 2011; Напиа, 2013; Зайцев, 2017; О'Ши, 2015; и др.]) могут идти представители самых различных социальных групп и «страт» (многообразие fаshion-индустрии это позволяет), причем как элитных, так и мейнстримных; главное - проявить интеллект, вдохновение, стремление к Красоте, эмпатию, силу воли и духа... Таким образом, ведущие модельеры современности (к которым мы в данном случае относим и ряд выдающихся кутюрье второй половины ХХ в., чье творчество сохранило свою актуальность, достойно пройдя суровое испытание временем), живя и работая в жестких условиях «эпохи постглобализма», тем не менее сделали ряд ценных выводов, касающихся как роли моды в качестве ценностно-формирующего фактора культуры, так и ее значимости для самоопределения и самореализации личности, тонко «чувствуя» потребности общества через «фактуру» (ткань, кожу, металл и прочее). Дальнейшее изучение отдельных аспектов этой темы позволит глубже осознать не только огромное творческое наследие, оставленное нам великими творцами прошлого, но и раскрыть продолжение гуманистических жизнеутверждающих традиций в работах современных мастеров.

Список литературы

АброзеЕ.А. Индустрия моды в условиях глобализации культуры : дис. ... канд. культурологии. 24.00.01 - Теория и история культуры. - СПб., 2006. - 168 с.

Алексеенко Л.В. Специфика потребления моды в обществе: анализ ключевых проблем // Социально-гуманитарные знания. - М., 2017. - № 7. - С. 181-189.

Алпатова О.Е. Изобилие и избыточность как феномены потребления // Изв. Самарского науч. центра РАН. - 2015. - Т. 17, № 1/5. - С. 1198-1201.

БашкатоваД.А. Современный русский дискурс моды: дис. ... канд. филол. наук. 10.02.01. - Русский язык. - М., 2009. - 311 с.

Березовская В.В., Селиванова С.Н., Логвиненко Н.В. Формирование трендов в современной моде в условиях современного мира // Вестн. молодых ученых Санкт-Петербургского гос. университета технологии и дизайна. - 2019. - № 1. - С. 260-266.

Васильев А.А. Красота в изгнании. Сто лет спустя : в 2 т. - М. : Слово/Slovo, 2018. - Т. 1. - 431 с; Т. 2. - 431 с.

Вествуд В., Келли И. Вивьен Вествуд. - М. : КоЛибри, 2015. - 480 с.

Водопьянова Е.В. Рост инновационной составляющей в европейском культурном наследии // Вестн. культурологии. - 2020. - № 3 (94). - С. 55-67.

Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - 4-е изд. -М. : КДУ, 2010. - 228 с.

Гуслан Э. Жан-Поль Готье: Сентиментальный панк. - М. : Этерна, 2018. -

320 с.

Демшина А.Ю. «Точка зрения» в современных медиа как феномен культуры // Вестн. Санкт-Петербургского гос. института культуры. - 2020. - № 1 (42). - С. 18-22.

Джанни Версаче: 10 цитат и фактов о легендарном модельере. - URL: https://2queens.ru/Articles/Dom-mody-vip-persony/Dzhanni-Versache-10-citat-i-faktov-o-legendamom-modelere.aspx?ID=3846 (дата обращения: 22.02.2021).

Диор К. Диор о Dior: автобиография. - М. : Слово/Slovo, 2011. - 221 с.

Дубровина А.В. Мода как знак цивилизации, выраженный в костюме // Вопр. культурологии. - 2014. - № 11. - С. 25-29.

Журавлев С.В., Гронов Ю. Мода по плану: история моды и моделирования одежды в СССР, 1917-1991. - М. : ИРИ РАН, 2013. - 494 с.

Журавлев С.В., Гронов Ю. Мода по-советски: роскошь в стране дефицита. - М. : «ИстЛит», 2019. - 624 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зайцев В.М. Мода. Мой дом. - М. : АСТ, 2017. - 304 с.

Игорь Чапурин: Я одел Уитни Хьюстон, Шер, Мадонну - и не жалею, что не уехал на Запад. - URL: https://www.bfm.ru/news/448324 (дата обращения: 23.02.2021).

ИльинскийМ. Джанни Версаче. Жертва красоты и моды... - М. : Алгоритм, 2013. - 285 с.

Интервью Жан-Поля Готье Александре Глотовой. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=TxL1ruLIRMs (дата обращения: 22.02.2021).

Интервью Татьяны Парфеновой для Vogue. Россия, март 2020 г. - URL: http://parfionova.ru/news (дата обращения: 23.02.2021).

Карден П.: «Если ставлю цель, то я обязан ее достичь». - 2020. - URL: https://story.ru/istorii-znamenitostej/intervyu/per-karden-esli-stavlyu-tsel-to-ya-obyazan-ee-dostich/ (дата обращения: 26.02.2021).

Кастель М. Миф Версаче: Биография. - СПб. : Азбука-классика, 2008. - 397 с.

Кристиан Диор: цитаты. - URL: https://ru.citaty.net/avtory/kristian-dior/ (дата обращения: 22.02.2021).

Манн Т. Бегство от себя // Курьер ЮНЕСКО. - М., 1994, август. - С. 40-41.

Махиня Е.В., Яковлева Л.Е. Русский культурный код: одежда как артефакт // Образ русского мира в междисциплинарном дискурсе : межвузовский сборник статей. -М., 2020. - С. 111-119.

Молхо Р. Быть Армани. - СПб. : Азбука-классика, 2008. - 348 с.

Морозова Д., Гурова О. Коммерциализация умной одежды как практика: арт-, бизнес- и государственный проекты // Теория моды: одежда, тело, культура. - 2020. -№ 56 (лето). - С. 301-325.

НапиаЖ.-К. Карл Лагерфельд. Мудрость жизни. Философия стиля. - М. : Слово/Slovo, 2013. - 174 с.

О'Ши К. Феномен Zara. - М. : Эксмо, 2015. - 240 с. - URL: https://litportal.rU/avtory/kovadonga-o-shi/read/page/2/kniga-fenomen-zara-196736.html (дата обращения: 23.02.2021).

Пришвин ММ. Дневники. 1938-1939. - СПб. : Росток, 2010. - Т. 1. - 608 с.

Рабанн П. Нить Ариадны: искусство читать знаки судьбы. - М. : Открытый мир, 2009. - 251 с.

Саме Ж. Высокая мода = Chere Haute Couture. - СПб. : Азбука-классика, 2010. - 318 с.

Скрябина Т.Л. Романтические ретроспекции в коллекциях Александра Макку-ина // Вестн. культурологии. - 2020. - № 2 (93). - С. 60-71.

Скрябина Т.Л. Этнос как стратегия: этнический стиль Кензо Такады в культурной парадигме 1960-1980-х гг. // Культурология. - 2017. - № 4 (83). - С. 195-208.

Старовойтова Е.Н. Теоретические, методологические, технологические аспекты феномена «мода на одежду» в культурологическом дискурсе : дис. ... канд. культурологии. 24.00.01. - СПб., 2017. - 150 с.

Так говорили великие кутюрье. О моде, о жизни, о себе / сост. Т. Драмашко. -СПб. : Питер, 2014. - 125 с.

Тойнби А. Постижение Истории. - М. : Прогресс, 1990. - 730 с.

Уилсон Э. Александр Маккуин. Кровь под кожей. - М. : Центрполиграф, 2019. - 381 с.

References

Abroze, E.A. (2006). Industriya mody v usloviyah globalizacii kul'tury: dis.... kand. kul'turologii. 24.00.01 - Teoriya i istoriya kul'tury [Fashion industry in the context of cultural globalization: dis.... cand. cultural studies. 24.00.01-Theory and history of Culture]. Saint Petersburg. (In Russian).

Alekseenko, L.V. (2017). Specifika potrebleniya mody v obshchestve: analiz klyuchevyh problem [Specificity of fashion consumption in society: analysis of key problems]. In Social'no-gumanitarnye znaniya [Socio-humanitarian knowledge], (7), (pp. 181189). Moscow. (In Russian).

Alpatova, O.E. (2015). Izobilie i izbytochnost' kak fenomeny potrebleniya [Abundance and redundancy as consumption phenomena]. In Izv. Samarskogo nauch. centra RAN [Izv. of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], T. 17, (1-5), (pp. 1198-1201). (In Russian).

Bashkatova, D.A. (2009). Sovremennyj russkij diskurs mody: dis.... kand. filol. nauk. 10.02.01. - Russkij yazyk [Modem Russian fashion discourse: dis.... cand. philol.nauk. 10.02.01. - Russian language]. Moscow. (In Russian).

Berezovskaya, V.V., Selivanova, S.N., Logvinenko, N.V. (2019). Formirovanie trendov v sovremennoj mode v usloviyah sovremennogo mira [Formation of trends in modern fashion in the modern world]. In Vestn. molodyh uchenyh Sankt-Peterburgskogo gos. universiteta tekhnologii i dizajna [Vestn. young scientists of the St. Petersburg State University. university of Technology and Design], (1), (pp. 260-266). (In Russian).

Vasil'ev, A.A. (2018). Krasota v izgnanii. Sto let spustya: v 2 t. T. 1. T. 2. [Beauty in exile. One hundred years later: in 2 vols. V. 1. V. 2]. Moscow : Slovo/Slovo. (In Russian).

Vestvud,V., Kelli, I. (2015). Viv'en Vestvud [Vivienne Westwood]. Moscow : KoLibri. (In Russian).

Vodop'yanova, E.V. (2020). Rost innovacionnoj sostavlyayushchej v evropejskom kul'turnom nasledii [The growth of the innovative component in the European cultural heritage. cultural studies]. In Vestn. kul'turologii [Herald of Culturology], (3), (pp. 55-67). Moscow. (In Russian).

Gofman, A.B. (2010). Moda i lyudi. Novaya teoriya mody i modnogo povedeniya. 4-e izd. [Fashion and people. A new theory of fashion and fashionable behavior. 4 th ed.]. Moscow : KDU. (In Russian).

Guslan, E. (2018). Zhan-Pol' Got'e: Sentimental'nyj pank [Jean-Paul Gaultier: Sentimental punk]. Moscow : Eterna. (In Russian).

Demshina,A. Yu. (2020). «Tochka zreniya» v sovremennyh media kak fenomen kul'tury [«Point of view» in modern media as a cultural phenomenon]. In Vestn. Sankt-Peterburgskogo gos. instituta kul'tury [St. Petersburg State University. institute of Culture], (1), (pp. 18-22). (In Russian).

(Anonymous). Dzhanni Versache: 10 citat i faktov o legendarnom model'ere [Gianni Versace: 10 quotes and facts about the legendary fashion designer]. Retrieved from : URL : https://2queens.ru/Articles/Dom-mody-vip-persony/Dzhanni-Versache-10-citat-i-faktov-o-legendarnom-modelere.aspx?ID=3846 (In Russian).

Dior, K. (2011). Dior o Dior: avtobiografiya [Dior about Dior: an autobiography]. Moscow : Slovo/Slovo. (In Russian).

Dubrovina, A.V. (2014). Moda kak znak civilizacii, vyrazhennyj v kostyume [Fashion as a sign of civilization, expressed in a suit]. In Vopr. kulturologii [Questions of cultural studies] (11), (pp. 25-29). (In Russian).

Zhuravlev, S.V., Gronov Yu. (2013). Modapoplanu: istoriya mody i modelirovani-ya odezhdy v SSSR, 1917-1991 [Fashion according to plan: the history of fashion and clothing modeling in the USSR, 1917-1991]. Moscow : IRI RAN. (In Russian).

Zhuravlev, S.V., Gronov Yu. (2019). Moda po-sovetski: roskosh' v strane deficit [Fashion in the Soviet style: luxury in a country of scarcity]. Moscow : «IstLit». (In Russian).

Zajcev, V.M. (2017). Moda. Moj dom [Fashion. My home]. Moscow : AST. (In Russian).

(Anonymous). Igor' Chapurin: Ya odel Uitni H'yuston, Sher, Madonnu - i ne zhaleyu, chto ne uekhal na Zapad [Igor Chapurin: I've dressed Whitney Houston, Cher, Ma-

donna - and I don't regret not going West]. Retrieved from : URL : https://www.bfm.ru/news/448324 (In Russian).

Il'inskij, M. (2013). Dzhanni Versache. Zhertva krasoty i mody...[ Gianni Versace. A victim of beauty and fashion...]. Moscow : Algoritm. (In Russian).

(Anonymous). Interv'yu Zhan-Polya Got'e Aleksandre Glotovoj [Interview with Jean-Paul Gaultier Alexandra Glotova]. Retrieved from : URL : https://www.youtube.com/watch?v=TxL1ruLIRMs (In Russian).

(Anonymous). (2020, march). Interv'yu Tat'yany Parfenovoj dlya Vogue. Rossiya [Interview with Tatiana Parfenova for Vogue. Russia]. Retrieved from : URL : http://parfionova.ru/news (In Russian).

(Anonymous). (2020). Karden P.: «Esli stavlyu cel', to ya obyazan ee dostich'» [Carden P.: «If I set a goal, I must achieve it»]. Retrieved from : URL: https://story.ru/istorii-znamenitostej/intervyu/per-karden-esli-stavlyu-tsel-to-ya-obyazan-ee-dostich/ (In Russian).

Kastel', M. (2008). Mif Versache: Biografiya [The Versace Myth: A Biography]. Saint Petersburg : Azbuka-klassika. (In Russian).

(Anonymous). Kristian Dior: citaty [Christian Dior: quotes]. Retrieved from : URL: https://ru.citaty.net/avtory/kristian-dior/ (In Russian).

Mann, T. (1994, Aug.). Begstvo ot sebya [Escape from yourself]. In Kur'er YuNES-KO [UNESCO Courier], 40-41. Moscow. (In Russian).

Mahinya, E.V., Yakovleva, L.E. (2020). Russkij kul'turnyj kod: odezhda kak artefakt [Russian Russian cultural code: clothing as an artifact]. In Obraz russkogo mira v mezhdisciplinarnom diskurse: mezhvuz. sb. st. [The image of the Russian World in interdisciplinary discourse: an interuniversity collection of articles], 111 -119. Moscow. (In Russian).

Molho, R. (2008). Byt' Armani [Be an Armani]. Saint Petersburg : Azbuka-klassika. (In Russian).

Morozova, D., Gurova, O. (2020). Kommercializaciya umnoj odezhdy kak praktika: art-, biznes- i gosudarstvennyj proekty [Commercialization of smart clothing as a practice: art, business, and government projects]. In Teoriya mody: odezhda, telo, kul'tura [Fashion theory: clothing, body, culture], (56), (pp. 301-325). (In Russian).

Napia, Zh.-K. (2013). Karl Lagerfel'd. Mudrost' zhizni. Filosofiya stilya [Karl Lagerfeld. The wisdom of life. Philosophy of style]. Moscow : Slovo/Slovo. (In Russian).

O'Shi, K. (2015). Fenomen Zara [The Zara Phenomenon]. Moscow : Eksmo. Retrieved from : URL : https://litportal.ru/avtory/kovadonga-o-shi/read/page/2/kniga-fenomen-zara-196736.html (In Russian).

Prishvin, M.M. (2010). Dnevniki. 1938-1939. T. 1 [Diaries. 1938-1939. V. 1]. Saint Petersburg : «Rostok», 2010. - T. 1. - 608 s. (In Russian).

Rabann, P. (2009). Nit' Ariadny: iskusstvo chitat' znaki sud'by [Ariadne's Thread: The Art of Reading the Signs of Fate]. Moscow : Otkrytyj mir. (In Russian).

Same, Zh. (2010). Vysokaya moda = Chere Haute Couture. Saint Petersburg : Az-buka-klassika. (In Russian).

Skryabina, T.L. (2020). Romanticheskie retrospekcii v kollekciyah Aleksandra Makkuina [Romantic flashbacks in the collections of Alexander McQueen]. In Vestn. kul'turologii [Herald of Culturology], (2), (pp. 60-71). Moscow. (In Russian).

Skryabina, T.L. (2017). Etnos kak strategiya: etnicheskij stil' Kenzo Takady v kul'turnoj paradigme 1960-1980-h gg. [Ethnos as a Strategy: Kenzo Takada's Ethnic Style in the Cultural Paradigm of the 1960 s-1980 s.]. In Kul'turologiya. [Culturology], (4), (pp. 195-208). (In Russian).

Starovojtova, E.N. (2017). Teoreticheskie, metodologicheskie, tekhnologicheskie

aspekty fenomena «moda na odezhdu» v kul'turologicheskom diskurse: dis.... kand. kul'tur-

ologii. 24.00.01. [Theoretical, methodological, and technological aspects of the phenomenon of «fashion for clothing» in cultural discourse: dis.... cand. cultural studies. 24.00.01.]. Saint Petersburg. (In Russian).

Dramashko, T. (comp.). (2014). Tak govorili velikie kutyur'e. O mode, o zhizni, o sebe [So said the great couturiers. About fashion, about life, about yourself]. Saint Petersburg : «Piter». (In Russian).

Tojnbi, A. (1990). Postizhenie Istorii [Comprehension Of History]. Moscow : «Pro-gress». (In Russian).

Uilson, E. (2019). Aleksandr Makkuin. Krov' pod kozhej [Alexander McQueen. Blood under the skin]. Moscow : Centrpoligraf. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.