Научная статья на тему 'Преемственность поколений в моде: влияние моды второй половины XX века на дизайнеров современности'

Преемственность поколений в моде: влияние моды второй половины XX века на дизайнеров современности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
771
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / FASHION / СТИЛЬ / STYLE / СУБКУЛЬТУРА / SUBCULTURE / ДИЗАЙНЕР / DESIGNER / БРЕНД / BRAND

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бартенева Ю.В., Волкова К.Э.

Если первая половина ХХ века запечатлелась в памяти современников пышными юбками и формами моделей, узкими талиями и главенством женственности, то вторая половина ХХ века в корне изменила данное положение вещей и сам мир моды. Большинство традиционных тенденций прошлых лет радикально отсекались, в моду вихрем врываются анархия, свобода выбора, раскрепощенность и чрезмерность во всем. Но и эта, подчас неоднозначная эпоха, имеет право на существование в истории моды. Многие современные модельеры, возвращаясь к ней, дают в своих коллекциях вторую жизнь брюкам-клеш, большим поношенным «косухам» и прочим тенденциям этих бунтарских десятилетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преемственность поколений в моде: влияние моды второй половины XX века на дизайнеров современности»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

УДК: 687.01

ББК: 60 526 2 Педагогические науки

Преемственность поколений в моде: влияние моды второй половины XX века на дизайнеров современности .

© Ю.В. Бартенева, К.Э. Волкова

Бартенева Ю.В. - ст. преподаватель кафедры художественного проектирования костюма, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ). E-mail: bartesha-u@mail.ru

Волкова К.Э. - студент, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ). E-mail: Volkova.Kristina1@yandex.ru

Адрес: г. Курск, ул. Кирова, 5, 305000, Российская Федерация.

13

АННОТАЦИЯ

Если первая половина ХХ века запечатлелась в памяти современников пышными юбками и формами моделей, узкими талиями и главенством женственности, то вторая половина ХХ века в корне изменила данное положение вещей и сам мир моды. Большинство традиционных тенденций прошлых лет радикально отсекались, в моду вихрем врываются анархия, свобода выбора, раскрепощенность и чрезмерность во всем. Но и эта, подчас неоднозначная эпоха, имеет право на существование в истории моды. Многие современные модельеры, возвращаясь к ней, дают в своих коллекциях вторую жизнь брюкам-клеш, большим поношенным «косухам» и прочим

тенденциям этих бунтарских десятилетий.

} №3 (12) 2018

www.j-chr.com

Ключевые слова: мода, стиль, субкультура, дизайнер, бренд.

Ни один век не был так насыщен и интересен, как двадцатый, с точки зрения перемены взглядов на одежду, ведь ничто не стоит на месте, а в особенности мода. История моды сейчас тщательно изучается, ее аспекты актуализируются дизайнерами, обретая вторую жизнь. В предыдущей статье мной была детально рассмотрена первая половина прошлого столетия. Это время, когда произошло переосмысление места женщины в обществе, когда мода менялась кардинально и решительно, следуя примеру хода истории. Но дама в этот период, как и ее наряд, оставалась все такой же воздушной, легкой и изящной, меняя лишь длину и крой платья [2].

Вторая половина ХХ века принесла в жизнь ряд намного более радикальных преобразований. Исходный импульс всему дала молодежь, которая всегда была главным носителем новаторства в обще-]4 стве. Все прошлые достижения теперь

подвергались сомнениям, начался поиск новых ценностей. Молодежь создала собственную культуру, которая ворвалась в моду со стремительной быстротой. Рассмотрим, какие же плоды принесли эти преобразования в каждое десятилетие в отдельности [4].

Шестидесятые принято считать самым неоднозначным десятилетием прошлого века. Об этой эпохе до сих пор не сложилось всеобщего мнения: одни считают ее веком новых свобод и идеалов, другие с презрением говорят, что она принесла лишь крушение морали и дисциплины. Главное влияние на моду 60-х годов оказало субкультурное молодежное движение - хиппи. Свобода - вот главный постулат в жизни людей того времени. Свобода была во всем: в любви, в, музыке, философии, образе жизни и, конечно, в моде. Главным модным решением явилась мини-юбка, созданием которой мир обязан дизайнеру Мэри Куант. Она же ввела в моду новые асимметричные и «острые» прически, которые облегали №3 (12) 2018 голову девушки, словно шлем, визуально делая фигуру более хрупкой. В моду входит новый эталон красоты - женственные

округлые формы сменяет популярные угловатые девочки-подростки. Глаза, увеличенные при помощи макияжа, усиливали впечатление детскости. В это время модели становятся неотьемлемой частью поп-культуры. Бесспорной королевой фотомоделей была Твигги, которая остается кумиром миллионов и сейчас, вдохновляя на свершения деятелей модной индустрии современности. В 1969 году Карден нашел компромисс между мини и ненадолго вернувшимся макси, сделав прозрачной нижнюю часть длинной юбки. Для него типичны аппликации в форме геометрических тел, создающие эффект трехмерности. В свою коллекцию 1999 года Пако Рабанн снова ввел аппликации из прямоугольников 60-х годов. Нельзя оставить без внимания открытие того периода - модельера Ив Сен Лоран и его знаменитое платье «Мондриан», представляющее собой комбинацию линий и прямоугольников. Он перевернул мир моды своим новаторским сочетанием женственного и угловатого, классического и авангардного, высокого и низкого навсегда запечатлев свое имя в истории моды. Рано или поздно каждая идея будет снова подхвачена. Так, в весенне-летнем сезоне 2013 года, модными стали платья в стиле 60-х годов прямого кроя с геометрическими принтами. Их продемонстрировали в своих коллекциях Louis Vuitton и Prada [1].

Если 60-е годы запечатлелись у общества в памяти как великая эпоха молодежного бунта, то 70-е не производят цельного впечатления и не обладают столь резкой характерностью. Хиппи, появившиеся в 60-х, теперь не просто молодежная субкультура - это стиль, допустимый даже в высшем обществе. Детали в стиле хиппи — широкие юбки и блузы из легких тонких тканей с цветными принтами, были представлены в коллекциях Just Cavalli, Emilio Pucci, Anna Sui весной 2011 года. Этому периоду характерен термин «анти-мода», ведь теперь в моде, как и в жизни, не существовало определенных правил. Каждый выбирал для себя то, что ему нравилось. Джинсы стали главным

символом десятилетия - их вводили в свои коллекции дизайнеры, их же можно было видеть на улицах города. Особенно популярны были штаны-клеш. Без них моду 70-х годов представить невозможно. Стиль 1970-х стал одним из главных трендов сезона весна-лето 2015. Настроение той эпохи с его романтизмом захватило подиумы Милана, Нью-Йорка, Парижа и Лондона. Дизайнеры ведущих домов мод отдали дань моде этого десятилетия, продемонстрировав струящуюся одежду из натуральных тканей в стиле хиппи, расклешенные джинсы и брюки с высокой талией [6].

Мода 80-х годов двадцатого столетия формировалась под влиянием культа спорта, новых субкультур, музыки «техно» и «диско». Дизайнеры искали нестандартные решения костюма, часто бросаясь из крайности в крайность. Улицы заполонили дамы в очень узких и коротких платьях с «кричащим» макияжем и девушки в огромных джинсовых куртках, придававших фигуре нарочитую бесформенность. Культ идеального тела и любовь к аэробике тоже внесли коррективы в моду: одежду, которую использовали в спортзале, стали надевать и в повседневной жизни. На пике популярности были лосины и «ве-лосипедки» ярких цветов, поверх которых надевался купальник [5]. Имя дизайнера стало иметь большое значение, молодежь старалась составлять свои луки, используя как можно больше вещей известных брендов. «Total-look» считался вершиной стиля. Доходило даже до того, что бирки перешивали с изнанки на лицевую сторону вещи. Крупная фирменная символика стала трендом сезона 2017-2018. Брен-дированные футболки выпустили Louis Vuitton, Prada, Givenchy, Dior, Balenciaga. Большое влияние на модную индустрию 80-х оказывали звезды шоу-бизнеса, их манерам и поведению старались подражать, их стиль копировался массово. Девушки в равной мере старались походить как на романтичную и деловую принцессу Диану в платьях-футлярах с объемными плечами, так и на раскрепощенную Мадонну в мини-юбках и порванных колгот-

ках. Мода 80х годов оказалась на обеих сторонах спектра, в этом была ее отличительная черта.

90-е провозгласили лозунг «быть самим собой» - его пропагандировали средства массовой информации, его использовали в рекламных кампаниях популярные бренды. Теперь акцент сменился с одежды на внешность. Большое значение имела стройная фигура и внешняя красота. В моде главенствовал «унисекс». На улицах города можно было встретить парней и девушек, одетых идентично: в свободные джинсы, кроссовки и белые футболки. Привлечь внимание молодежь старалась не одеждой, а пирсингом или яркими татуировками. Это определило новый взгляд на человеческое тело. Популярным в 90-х стал стиль «гранж». Молодые девушки надевали на себя огромные свитера, стертые кеды, куртки-косухи и джинсы, которые выглядели поношено, демонстрируя безразличие к подиум- 15

ным тенденциям. Часто критики считают 90-е годы самыми безвкусными из всех модных периодов. Тем не менее, переосмыслив некоторые модные решения, современные дизайнеры вновь ввели на подиумы одежду из 90-х. В весенне-летнем сезоне 2013 года модными чертами новых коллекций домов мод вновь стали неопрятность, oversize, многослойность и деним [3].

Мода циклична. Вещь, которая вчера казалось устаревшей и безвкусной, завтра, вполне вероятно, окажется на пике популярности. В современной моде господствует полистилизм-соединение нескольких стилей. Дизайнеры со вкусом сочетают на первый взгляд несочетаемые вещи. Например, элегантные платья 50-х с куртками-косухами из 90-х, и каждый раз эти решения производят фурор на подиумах «модных» столиц. Мода сегодня гораздо демократичнее моды прошлых десятилетий. Вы можете выбрать любой стиль, в зависимости от предпочтений и с учетом особенностей внешности. Главное, в погоне за веяниями моды, не потерять №3 (12) 2018 свою индивидуальность [4]. www.j^hrram

ЛИТЕРАТУРА

1. Арнольд Р. Мода, желание и тревога. Образ и мораль в 20 веке / Р. Арнольд. — М.: Новое литературное обозрение, 2016.

2. Васильев А. А. Этюды о моде и стиле / А.А. Васильев. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2017 г. — 592 с.

3. Джонс Сью. Fashion-дизайн. Все, что нужно знать о мире современной моды / Сью Джонс. — Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2012. — 176 с.

4. Зелинг Ш. Мода. Век модельеров. 1900-1999 / Ш. Зелинг. - Копетапп, 2000. - 656 с.

5. Латур А. Волшебники парижской моды / Анни Латур. - М. : Этерна, 2012 г. - 424 с.

6. Шинкарук М. Мода и модельеры / М. Шинкарук, Т. Евсеева, О. Лесняк (ред.) -М. : Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011. — 183.

CONTINUITY OF GENERATIONS IN FASHION: THE INFLUENCE OF FASHION OF THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY ON MODERN DESIGNERS

16

© Yuliya V. Barteneva, Kristina E. Volkova

Barteneva Yuliya V. - Senior Lecturer of the Department of Art Costume Design, Kursk State University. E-mail: bartesha-u@mail.ru

Volkova Kristina E. - student, Kursk State University. E-mail: Volkova.Kristina1@yandex.ru

Address: Kursk, ul. Kirova, 5, 305000, Russian Federation.

Abstract

If the first half of the twentieth century was imprinted in the memory of contemporaries with fluffy skirts and forms of models, narrow waists and the primacy of femininity, the second half of the twentieth century radically changed this state of Affairs and the world of fashion. Most of the traditional trends of the past years have been radically cut off, anarchy, freedom of choice, disharmony and excessive in everything burst into fashion with a whirlwind. But this, sometimes ambiguous era, has the right to exist in fashion history. Many modern designers, returning to it, give in their collections a second life and flared trousers, large worn "jackets" and other trends these rebellious decades.

Keywords: fashion, style, subculture, designer, brand.

REFERENCE

№3 (12) 2018 www.j-chr.com

1. Arnol'd, R. Moda, zhelaniye i trevoga. Obraz i moral' v 20 veke / R. Arnol'd. — M.: Novoye liter-aturnoye obozreniye, 2016.

2. Vasil'yev A. A. Etyudy o mode i stile /

A.A. Vasil'yev. — M.: Al'pina Non-fikshn, 2017 g. — 592 s.

3. Dzhons S'yu. Fashion-dizayn. Vse, chto nu-zhno znat' o mire sovremennoy mody / S'yu Dzhons. — Per. s angl. — SPb.: Piter, 2012. — 176 s.

4. Zeling SH. Moda. Vek model'yerov. 1900-1999 / SH. Zeling. - Konemann, 2000. - 656 s.

5. Latur A. Volshebniki parizhskoy mody / Anni Latur. - M. : Eterna, 2012 g. - 424 s.

6. Shinkaruk M. Moda i model'yery / M. Shinka-ruk, T. Yevseyeva, O. Lesnyak (red.) - M. : Mir en-tsiklopediy Avanta+, Astrel', 2011. — 183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.