Научная статья на тему 'Ведущая роль государства в решении глобальных экологических проблем: философский аспект'

Ведущая роль государства в решении глобальных экологических проблем: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / политические практики / экоориентированная политика / глобальные проблемы / экофильное общество / state / political practices / eco-oriented policy / global problems / ecophilic society

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Елена Владимировна Рочняк

В статье анализируется политическое направление в деле формирования гармоничного экообщества. В рамках социально-философских исследований рассматриваются необходимость и трудности проведения глобальной экоориентированной политики, а также обращается внимание на учет правового аспекта в процессе «построения светлого будущего человечества». В работе акцентируется, что именно государство должно инициировать такого рода деятельность как субъект, имеющий для этого наибольшие возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Leading Role of the State in Solving Global Environmental Problems: Philosophical Aspect

The article analyses the political tendency in the formation of a harmonious eco-society. Within the framework of socio-philosophical research, the necessity and difficulties of global eco-oriented policy are examined, attention being paid to the consideration of the legal aspect in the process of «building a bright future for mankind». The paper emphasizes that it is the state that should initiate this kind of activity as the subject with the greatest opportunities for doing this.

Текст научной работы на тему «Ведущая роль государства в решении глобальных экологических проблем: философский аспект»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Философский инструментарий Philosophical Toolkit

УДК 101.8:321.1:349.6

doi: 10.24412/1999-625X-2024-192-77-81

5.7.7. Социальная и политическая философия

Ведущая роль государства в решении глобальных экологических проблем:

философский аспект

Елена Владимировна Рочняк

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории 1, И lero1981@yandex.ru 1 Горловский институт иностранных языков (Горловка, Россия) В статье анализируется политическое направление в деле формирования гармоничного экообщества. В рамках социально-философских исследований рассматриваются необходимость и трудности проведения глобальной экоориентированной политики, а также обращается внимание на учет правового аспекта в процессе «построения светлого будущего человечества». В работе акцентируется, что именно государство должно инициировать такого рода деятельность как субъект, имеющий для этого наибольшие возможности.

Ключевые слова: государство, политические практики, экоориентированная политика, глобальные проблемы,

экофильное общество

Для цитирования: РочнякЕ. В. Ведущая роль государства в решении глобальных экологических проблем: философский аспект // Научный вестник Омской академии МВД России. 2024. Т. 30, № 1(92). С. 77-81.

The Leading Role of the State in Solving Global Environmental Problems:

Philosophical Aspect

Elena V. Rochnyak

Candidate of Science (in Philosophy), Associate-Professor at the chair of History and Philosophy

El lero1981@yandex.ru 1 Gorlovka Institute of Foreign Languages (Gorlovka, Russia)

The article analyses the political tendency in the formation of a harmonious eco-society. Within the framework of socio-philosophical research, the necessity and difficulties of global eco-oriented policy are examined, attention being paid to the consideration of the legal aspect in the process of «building a bright future for mankind». The paper emphasizes that it is the state that should initiate this kind of activity as the subject with the greatest opportunities for doing this.

Keywords: state, political practices, eco-oriented policy, global problems, ecophilic society

Citation: Rochnyak E. V. The Leading Role of the State in Solving Global Environmental Problems: Philosophical Aspect. Scientific bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2024. Vol. 30, No 1(92). Pp. 77-81. (In Russ.).

В социально-философских исследованиях в качестве стимулирующего фактора пробуждения индивидуального и общественного интереса к глобальным, в том числе экологическим, проблемам в большинстве случаев указывается резкое обострение общепла-

нетарной ситуации в последние десятилетия ХХ века. Действительно, с этим трудно поспорить. Однако достаточно часто такой интерес не может формироваться стихийно, без целенаправленного воздействия со стороны различных общественных и поли-

© Рочняк Е. В., 2024

77

тических институтов в масштабах территориально-производственных комплексов и административных районов во всех странах мира.

Мы полностью согласны с мнением З. В. Зинчен-ко: «Действительно, несмотря на привлекательность теории о заключенном в сознании человека понимании ценности природы как таковой, возможность самопроизвольного, спонтанного развертывания этой идеи представляется сомнительной. Современный цивилизованный человек, который с помощью технологических достижений приспосабливает окружающую среду к себе, вряд ли способен к подобным „естественным" проявлениям собственного сознания» [1, с. 80]. Вот здесь начинается социальная и даже политическая философия, переходящая непосредственно в политические практики.

Политические практики подразумевает одновременно действия «сверху» (уже имеющихся представителей власти) и «снизу» (активное участие в политической и общественной жизни каждого). Однако если представители власти различных уровней проявляют хотя бы показную активность в решении существующих глобальных проблем, то подавляющее большинство населения Земли отличается пассивностью и безразличием, а также высокой степенью социального анархизма, что служит значимым ограничителем развития нашего общества. Этот факт, считает Р. Хиггинс, обусловлен тем, что в основном люди обладают «ограниченными талантами и кругозором, бесчисленными обязательствами и вынуждены действовать в рамках тяжелых обезличенных ограничений, накладываемых современным обществом» [2, с. 15]. Кроме того, не следует забывать и о стремлении большинства к «бегству от свободы», инфантильной склонности, впервые получившей теоретический анализ в работах Э. Фромма, переложить ответственность с себя на какого-либо лидера, патриарха, перенести на другого собственную неспособность и чувство вины.

Именно поэтому В. Хёсле [3], активно занимающийся философским наследием Г. Гегеля, внес дополнение в решение проблемы о роли государства в вопросах морали, поднимаемой основоположником западной философии. Г. Гегель полагал, что государство в нормальном состоянии требует для своего функционирования соответствия нормам нравственности. В. Хёсле подхватывает эту мысль и радикализирует ее, акцентируя, что переломные эпохи вызывают настоятельную потребность в активизации государства в сфере образования новой морали и ее принудительного повсеместного внедрения.

По поводу «принудительного» характера проведения реформ можно поспорить, поскольку история знает множество примеров неудач после такого рода нововведений, организуемых «огнем

и мечом». Однако бесспорно, что, как замечает Е. В. Гольцова, подобно «любым эволюционным изменениям организмов, оно (нравственное оздоровление общества) (уточнение наше. — Е. Р.) должно начинаться с изменения системных характеристик, то есть на уровне управления обществом как целым» [4, с. 132]. Именно от правильности выбора политических задач зависит открытие возможностей для широкой активизации и развития нравственного чувства как великой созидательной силы у огромных масс людей. В качестве примера автор приводит исторический период хрущевской оттепели, которая «при всей ее противоречивости пробудила в людях огромный потенциал оптимизма и веры в добро, справедливость и творческие силы здорового коллективизма». Исходя из вышесказанного Е. В. Гольцова приходит к выводу, что главная задача политиков состоит в том, чтобы «человеческое в человеке» оказалось востребованным, «в создании социальных условий, стимулирующих и поддерживающих деятельность людей в нужном направлении» [4, с. 132]. Солидарность в этом вопросе высказывает также В. Б. Филимонов: «Без четко проводимой правительственными органами линии любое теоретическое достижение обречено на „бумажное пребывание"» [5, с. 6].

За повсеместные, всепланетные активные действия отвечает в первую очередь международная политика, в нашем случае — экоориентированная политика, без которой изменить ситуацию на Земле невозможно. Бесспорным является факт, что глобальные проблемы нельзя решить независимо от других, в рамках одного или нескольких государств, в их решении невозможно отделить одну часть человечества от другой, Север от Юга, богатых от бедных. И здесь очень точно передает смысл ситуации метафора лодки, точнее, единого для всех межзвездного корабля «Земля», которому требуются навигационные карты и единая в своих целях команда. В условиях же господства частной собственности и стихийной регуляции общественных отношений через рыночную сферу требуемого единства достичь невозможно.

На этот факт обращал внимание советский и российский философ, специалист в области социальной экологии, а также проблем взаимодействия общественных и технических наук Э. В. Гирусов [6], акцентируя, что в капиталистическом обществе любые меры по совершенствованию природопользования всегда будут носить частный, неполный характер, а это в итоге будет перечеркивать все полученные достижения, не давая возможности справиться с задачами в полном объеме.

Своего рода «конгениальным братом по духу» по отношению к Э. В. Гирусову в этом вопросе выступает В. Хёсле, рассматривающий в качестве одного из

негативов капитализма гипертрофированное увлечение государствами своей национальной экономикой без связи с общепланетарными проблемами, что приводит к невозможности выстраивания какой-либо глобальноориентированной экологической политики [3, с. 25].

Эту линию своеобразно продолжает в своей статье Ю. А. Шрейдер, привлекающий внимание к христианским идеям Божественного устроительства земной жизни: «Сегодня недостаточно ограничиться устроительством своего локального дома. Устроительству, то есть сохранению и улучшению подлежит наша общая планета Земля. Для этого необходимо обнаружить общность интенций на реализацию общечеловеческих ценностей при всем различии их выражений» [7].

Однако надежды на политическое объединение и единое мировое правительство в вопросе решения глобальных проблем достаточно жестко, но конструктивно критикуются Р. Хиггинсом: «Мировое правительство, даже если бы его удалось создать, также не смогло бы обеспечить стабильность. Национальное и региональное соперничество и накопившиеся несправедливости продолжали бы существовать еще долго. <...> Силы политической инерции все время заманивают нации в бездонную трясину узкого провинциализма». В своих рассуждениях он приходит к выводу не просто о сложности достижения всеобщего согласия, а об опасности ухода от существующего разнообразия: «Пока сохраняется внутреннее напряжение, демократия жива. Пока поддерживается международное напряжение, никто не хватается за оружие. Лучшее, на что мы можем надеяться в будущем, это непрочная гармония различных голосов, все попытки петь в унисон на национальном или международном уровне заканчиваются кровавыми баррикадами, концентрационными лагерями, репрессивными империями и братскими могилами» [2, с. 65].

В. Б. Филимонов в своем анализе направлений движения к будущему желаемому, экофильному обществу, помимо политического направления, подчеркивает необходимость выделения также правового, определяющего «свободу природопре-образующей деятельности человека» [5, с. 27]. Ведь следование социоэкологическим и экоморальным законам не может возникнуть само по себе и именно опора на законы и правовые нормы должна стать одним из основных моментов формирования членов нового экообщества. Как показывает практика, хотя многие правовые нормы совпадают с нормами морали, однако тот факт, что они, в отличие от последних, охраняются и обеспечиваются государственным принуждением, и делает их однозначно более эффективными.

И. Кант верил, что для нравственного поведения человеку достаточно здравого рассудка, однако история показывает, что для решения глобальных проблем одного разума и признания долга перед будущими поколениями недостаточно. Необходима, как минимум, четкая и эффективная правовая система, способная если не радикально изменить наше поведение, то значительно ограничить возможности негативных воздействий. А установление жестких правовых санкций за экологические правонарушения при условии их неотвратимости может стать одним из эффективных способов борьбы со сложившимся потребительским стереотипом по отношению к природе, к ее восприятию как некой монетизированной субстанции, ресурсной базы. Именно ужесточение контроля за соблюдением природоохранного законодательства назвало в качестве приоритетной меры, способствующей улучшению экологической ситуации в регионах РФ, подавляющее большинство (74%) респондентов опроса специалистов-экологов, проведенного в феврале 1997 г. в рамках мониторинга общественного мнения [см. по: 8, с. 33].

Однако следует быть предельно внимательным и осторожным при попытках пересмотреть и усовершенствовать уже существующую систему экологического права и ее норм в нужном направлении, ибо, как гласит китайская народная мудрость, «верные средства в неверных руках толкают на неверный путь». Особенно характерна такая ситуация для обществ, склонных к патернализму, с их жизненными принципами «пусть думают наверху / у руководителей голова болит», «партия сказала надо — комсомол ответил „есть"», «моя хата с краю — я ничего не знаю», «на мой век хватит».

Е. Н. Хохрина в своем докторском исследовании и вовсе объединяет политическое и правовое направление в единый политико-правовой аспект, предусматривающий «развитую современную демократию, конституционную власть, правовое государство, подлинно гражданское общество, социальную справедливость, обеспечение свободы и равенства всех людей перед законом, взаимную ответственность гражданина и общества, координацию правительственных и общественных структур в обеспечении ноосферного развития общества» [9, с. 225]. С ее точки зрения, и с этим трудно не согласиться, в поиске новых способов организации жизнедеятельности, новых форм цивилизационного развития должны систематически работать все общественные, гражданские, политические и правовые институты.

Весьма определенно на этот счет высказывается психолог, педагог и публицист А. Г. Асмолов, заявляя, что «чтобы «вылечить» человека, необходимо преобразовать ту систему, которая приводит к возникновению «болезни», изменить мир челове-

ка» [10, с. 86]. Эти же метафоры «болезни» и «здоровья» общества использует Э. Фромм [11], аргументированно доказывая, что в условиях современного общества появление нового человека, человека с бытийственным, а не потребительским мировоззрением, невозможно, а без него нельзя построить новое общество. Именно поэтому Э. Фромм как активный, а не созерцательно-пассивный философ предлагает начать с формирования здорового общества как основного условия появления нового человека. И в качестве конкретного пути построения называет гуманизацию общества методами социальной терапии, т. е. глобальной переориентации ценностных установок общества с обладания на бытие через установление контроля за потреблением и запрещение рекламного воздействия на сознание людей, а также через активизацию гражданской позиции людей и их активное участие во всех сферах жизни общества.

Сравнивая великие мировые учения, как религиозные (буддизм, иудаизм, христианство), так и идеологические (К. Маркса и др.), Э. Фромм оптимистически доказывает, что хоть задача и является непомерно сложной, однако не невыполнимой, а извечная мечта человечества о справедливом обществе в итоге будет воплощена в действительность: «Технические утопии — например, воздухоплавание — были реализованы благодаря новой науке о природе. Человеческая утопия мессианского времени — утопия нового объединенного человечества, живущего в братстве и мире, свободного от экономической детерминации, от войн и классовой борьбы, может быть достигнута, если мы приложим к ее осуществлению столько же энергии, интеллекта и энтузиазма, сколько мы затратили на реализацию технических утопий» [11, с 256].

Подкрепляя эту мысль о необходимости «комплексной социальной терапии» (по А. И. Неклессу), которая бы способствовала «созиданию, удержанию, освоению» [12, с 82] желаемого будущего человечества, а не «симптоматического лечения», решения отдельных конкретных проблем можно привести проницательное, публицистически заостренное замечание писателя и эссеиста В. Ф. Тендрякова, высказанное им в очерке «Люди или нелюди»: «Благие призывы моралистов ко мне: совершенствуйся! Они давно доказали свое бессилие. Мы все воедино связаны друг с другом, жизненно зависим друг от друга, в одиночку не существуем, — а потому самосовершенствование каждого лежит не внутри нас: мое — в тебе, твое — во мне! Не отсюда ли должна начинаться мысль, меняющая наше бытие?» [13]. Эти слова идейно перекликаются, кстати, со строчками Е. А. Евтушенко: «Ждет нас всеобщая гибель или всеобщее братство» [14].

Акцентируем, что задача сознательного построения «светлого человеческого завтра» не может быть решена в рамках только политики, права, экономики, инструментальных научных технологий или системы образования, ведь, как точно сформулировано у Э. В. Барковой, «экофилософски строящийся мир не может быть представлен в формах завершенных жестко объективированных систем, ибо он сам всегда — открытая, живая, саморазвивающаяся целостность» [15, с 9].

Только векторные усилия человечества позволят получить равнодействующую в виде желаемого, не абстрактного и отвлеченного, а реального и вовлеченного будущего. При этом отметим, однако, что важно не сосредоточивать внимание на конкретных деталях, объектах, технологиях и сферах [16, с. 259]. Как иронично замечает американский писатель-фантаст, футуролог и один из классиков литературного жанра киберпанк Б. Стерлинг, «тот, кто сумеет нарисовать детальную и полностью адекватную картину будущего, просто не может быть человеком — это волшебник. Подобного пророка немедленно сочли бы крайне опасным и попытались бы изолировать от общества» [17, с. 9].

Необходимо делать акцент на осмыслении будущего как кумулятивного эффекта общественно значимых действий как отдельных индивидов, так и разномасштабных групп населения, имеющих зачастую несовпадающие или даже прямо противоположные цели. А решающим фактором в изменении существующей ситуации является конкретная практическая деятельность по преобразованию социального и природного мира на основании целостного мировоззрения широких масс, сформированного государством путем «глобального Эковсеобуча» (термин В. А. Зубакова [18, с 79]), т. е. соответствующего всеохватывающего информирования, целенаправленного обучения и воспитания, подкрепленного набором технико-технологических, политических, административных, правовых и экономических решений.

С утверждением, что именно государство в первую очередь должно инициировать такого рода объединительную миссию как субъект, имеющий для этого наибольшие возможности, в частности, экономические, организационные и правовые механизмы, согласно значительное количество россиян. В частности, Т. Ю. Кирилина при анализе данных, полученных в результате общероссийских исследований в рамках социологии морали, проведенных Институтом социологии РАН еще в 2007 г., отмечает, что почти 60% молодежи и три четверти людей старшего возраста уверены в невозможности возрождения России без активной роли государства [19, с 176].

Список источников

1. Зинченко З. В. Этические основания экологического менеджмента : дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2005.

2. Хиггинс Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе (главы из книги) // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / пер. с англ. и франц. М., 1990.

3. Хёсле В. Философия и экология. М., 1994.

4. Гольцова Е. В. Экология социальной среды в современной России : дис. ... канд. филос. наук. Иркутск, 2005.

5. Филимонов В. Б. Методологические основания единства био- и социоцентризма в социальной экологии : дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 1999.

6. Гирусов Э. В. Система «общество-природа» (проблемы социальной экологии). М., 1976.

7. Шрейдер Ю. А. Утопия или устроительство. Вводная статья // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности : пер. с англ. и франц. М., 1990.

8. Гришай Е. В. Формирование массового экологического сознания в современной России : дис. ... д-ра филос. наук. Нальчик, 2006.

9. Хохрина Е. Н. Философские основания выживания человечества в контексте глобального экологического кризиса : дис. ... д-ра филос. наук. Саратов, 2001.

10. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М., 2007.

11. Фромм Э. Иметь или быть. М., 2006.

12. Неклесса А. И. Восстание личности // Стратегия России. 2018. № 10 (178).

13. Тендряков В. Ф. Люди или нелюди. URL: https://www.4italka.ru/proza-main/sovetskaya_klassicheskaya_ proza/164720/fulltext.htm (дата обращения:13.03.2023).

14. Евтушенко Е. А. Братская ГЭС. URL: https://rustih.ru/evgenij-evtushenko-bratskaya-ges/ (дата обращения: 24.03.2023).

15. Баркова Э. В. Введение в экофилософию : избр. тр. Волгоград, 2021.

16. Закария Ф. Постамериканский мир будущего. М., 2009.

17. Стерлинг Б. Будущее уже началось: что ждет каждого из нас в XXI веке? Екатеринбург, 2005.

18. Зубаков В. А. Куда идем? К экокатастрофе или экореволюции // Философия и общество. 2000. № 2(19).

19. Кирилина Т. Ю. Нравственные аспекты модернизации современного российского общества // Лесной вестник. 2011. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.