Научная статья на тему 'Ведомственный контроль как средство обеспечения законности в правоприменительной деятельности'

Ведомственный контроль как средство обеспечения законности в правоприменительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
399
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / INSTITUTIONAL CONTROL / ЗАКОННОСТЬ / ПРАВОПОРЯДОК / LAW AND ORDER / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LAW ENFORCEMENT / LEGITIMACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарев К.Н.

В данной статье автор представляет ведомственный контроль как средство обеспечения законности в правоприменительной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Departmental control as a means of ensuring the rule of law in law enforcement

The effect of the departmental inspection as an instrument of providing legality in the law-enforcement activity we try to show in this article.

Текст научной работы на тему «Ведомственный контроль как средство обеспечения законности в правоприменительной деятельности»

15. Пчелинцев С.В. Правовое положение личности в период действия военного и чрезвычайного положения: теоретические аспекты //Конституционное и муниципальное право. 2004. № 6. С. 12. Более подробно об основаниях введения военного положения в России см. также: Пчелинцев С.В. Об основаниях объявления военного положения в Российской Федерации // Журнал российского права. 1998. № 4-5. С. 61-69.

16. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 170 (с изм. от 16 октября 2006 г.).

17. Следует подчеркнуть, что ч. 5 ст. 109 Конституции устанавливает конституционный запрет роспуска Государственной думы только в период действия на всей территории Российской Федерации военного (равно как и чрезвычайного) положения. Следовательно, введение в установленном порядке военного (или чрезвычайного) положения в отдельных местностях Российской Федерации не является препятствием для возможного роспуска Государственной думы по основаниям определённым ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ.

18. В фундаментальном труде «Исключительное положение» В.М. Гессен по этому поводу писал: «Никогда в конституционном государстве правительственная власть не получает неопределенно безграничного полномочия — управлять, прибегая ко всем, без исключения средствам. На правительственную власть конституция возлагает обязанность управлять государством в пределах закона, — и только в его пределах. Нельзя утверждать, что право издания чрезвычайных указов вытекает из общей обязанности правительственной власти охранять существование и безопасность государства. Такая обязанность лежит не на одной правительственной власти: ее несут и осуществляют все без исключения власти — законодательная, правительственная и судебная, — каждая своими средствами и в пределах своей компетенции». См.: Гессен В.М. Указ. соч. С. 92.

19. Регламент Совета Федерации утверждён Постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. №33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 7. Ст. 635 (с изм. от 18 июня 2008 г.).

20. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 23. Ст. 2277 (с изм. от 7 марта 2005 г.).

21. Более подробно об общих и отличительных свойствах правовых режимов чрезвычайного и военного положения см.: Виноградов О.В., Долбунов Н.Н., Ильясов М.З. Указ. соч. С. 108-131.

Ведомственный контроль как средство обеспечения законности в правоприменительной деятельности

Пономарев К.Н. *

The effect of the departmental inspection as an instrument of providing legality in the law-enforcement activity we try to show in this article.

Надлежащая организация контроля за правоприменением — важное условие обеспечения законности в деятельности правоприменителя. Контроль и проверка исполнения принятых решений становится действенным оружием в борьбе против самоуспокоенности, декларативности в работе, безответственности; выступают важнейшим условием поддержания служебной дисциплины. Существование контролирующих органов уже само по себе является профилактикой противозаконной правоприменительной деятельности.

Контроль правоприменительной деятельности осуществляется государственными, общественными органами и организациями. Видное место в организаторской работе правоприменительных органов занимает внутриведомственный контроль. Последний охватывает как контроль вышестоящих организаций, так и контроль начальника органа, службы, подразделе-

ния, отдела за работой подчиненных сотрудников.

В процессе внутриведомственного контроля проверяется фактическое исполнение решений правительства, законов и основанных на них иных локальных правовых актов: приказов, инструкций, уставов, наставлений и других ведомственных нормативных документов.

На основе тщательного изучения положения дел практика внутриведомственного контроля показывает, что не только выявляются недостатки в работе, но и четко определяются пути их устранения, оказывается практическая помощь руководителям и сотрудникам в успешном решении поставленных задач.

Контроль начальника соответствующего подразделения является важнейшей составляющей внутриведомственного контроля. Именно он обладает возможностью быстрее всех остальных контролирующих структур отреагировать на из-

Соискатель Казанского государственного университета им. Ульянова-Ленина.

Теория и методология юридической науки

дание ошибочного правоприменительного акта своего подчиненного. Однако, эта разновидность контроля может осуществляться только в определенных формах, не переходя установленных границ. В некоторых случаях начальник соответствующего правоприменителя обладает правом отменять его решения. Но такая юридическая возможность предоставляется ему не всегда. Например, начальник следственного отдела может влиять на правоприменительную деятельность своих подчиненных посредством указаний управленческого характера. Но при этом следователь — лицо процессуально относительно самостоятельное. В данном случае по самым важным вопросам при вынесении того или иного акта применения права (в рамках его компетенции) правоприменитель самостоятелен. Отменить решение следователя его начальник не вправе, за этим он обращается к прокурору.

Как правило, начальник осуществляет контрольную функцию применительно к уже совершенным ошибкам. Но в его силах проводить и такой контроль, который бы сводил к минимуму возможные ошибки, т.е. он должен осуществлять профилактический контроль. В этой связи руководителю периодически следует оценивать уровень соблюдения законности во вверенном ему подразделении. Для этого ему необходимо проанализировать деятельность каждого подчиненного правоприменителя и выяснить следующее.

Во-первых, знание: общих принципов права; законодательства в своей сфере; правовых актов, определяющих статус должности.

Во-вторых, правильное применение правовых норм для решения задач: информированность о нормах, имеющих отношение к решению задачи; понимание смысла норм как ориентиров или ограничителей; стремление связать нормы с практическими действиями и результатами.

В-третьих, выявление способности реализовать свои полномочия; понимание и недопущение халатности, должностного бездействия; проявление инициативы, предприимчивости на основе принципа «дозволено все, что не запрещено законом»; последовательное использование всех правомочий.

В-четвертых, нетерпимость к беззакониям: желание и способность выявить и проанализировать причины нарушений законности; умение выработать предложения по их устранению; знание спосо-

бов восстановления и защиты прав и законных интересов граждан, коллективов, предприятий.

В-пятых, систематическое повышение уровня правовой культуры: рост правовой компетентности; добросовестное и высокосознательное отношение к соблюдению законности.

Важна роль руководителя при формировании у своих подчиненных таких необходимых правоприменителю качеств, как высокий профессионализм, нравственная чистота и верность долгу, постоянная бдительность и отзывчивость, чуткость, вера в людей, общая культура и чувство гражданской ответственности. Эти качества формируются в процессе каждодневной, строящейся на конкретных примерах индивидуальной воспитательной работы, непрерывного повышения своей квалификации.

В этой работе должны активно участвовать руководители всех рангов. Они обязаны подавать личный пример во всем, проявлять высокую требовательность, активную жизненную позицию, наступательность и непримиримость в борьбе со всем, что вредит делу. Им надлежит вести за собой личный состав, создавать в коллективе здоровую морально-психологическую атмосферу, способствующую высокопроизводительному труду. Важно, чтобы у каждого руководителя на первом плане были труд и быт подчиненных, забота об их неуклонном профессиональном росте, удовлетворение их правомерных нужд и запросов.

Преимущество внутриведомственного контроля — возможность «упреждающего», профилактического контроля. Другие контролирующие органы сосредотачивают свои усилия, как правило, на устранении уже совершенных правоприменительных ошибок. Кроме того, внутриведомственный контроль может осуществляться на всех стадиях правоприменения.

Иные разновидности контроля характеризуются определенной нерегулярностью и эпизодичностью. С другой стороны, органы вневедомственного контроля более объективно относятся к действиям и решениям правоприменителей, поскольку не принимают во внимание ведомственные интересы. Непосредственное начальство правоприменителей, озабоченное показателями работы своего подразделения, возможно, терпимее будет относиться к некоторым ошибкам подчиненных. А для органов вневедомс-

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

ü S I

н

о ф

со

твенного контроля «хорошие» показатели могут означать нечто иное. Чем больше нарушений в правоприменительной деятельности сотрудников органов внутренних дел они выявят, тем эффективнее, результативнее будет выглядеть их работа.

Разновидностью вневедомственного контроля за правоприменением является судебный контроль. Именно суд чаще всего, является инициатором выявления и устранения противозаконных правоприменительных актов. Суд может рассматривать вопрос о законности и обоснованности актов применения права либо в соответствии со специальной процедурой, либо в связи с обжалованием в суд незаконных действий и решений правоприменителей.

Важной формой контроля за правоприменительной деятельностью является прокурорский надзор. Он может осуществляться как в процессуальной форме, так и в непроцессуальной форме. Издаваемые акты применения права проверяются с точки зрения их законности и обоснованности. Если прокурор считает, что определенный правоприменительный акт ошибочен, он отменяет его или приостанавливает его действие. Кроме того, он может своими действиями устранить вредные последствия ошибочных правоприменительных решений (например, принять решение об изменении меры пресечения). В некоторых случаях проку-

рор может помочь лицу избежать правоприменительной ошибки — с помощью обязательных указаний (в пределах своих полномочий).

Большое значение имеет контроль со стороны адвокатуры. Роль адвоката на предварительном следствии в последние годы возросла. Адвокат может указать правоприменителю, выносящему определенный акт применения права, на его ошибочность, он обладает правом обжалования решений правоприменителя. Возражения адвоката, грамотные и юридически обоснованные, заставляют лиц, применяющих право, всегда быть предельно собранными, не снижать критичности к своим решениям.

Деятельность остальных субъектов контроля должностных лиц иных правоохранительных органов, представителей различных государственных органов, правозащитных организаций, средств массовой информации, частных лиц носит вспомогательный характер. Они могут лишь довести до сведения соответствующих органов известные им факты, изложить свою точку зрения о том, что какое-то решение правоприменителя ошибочно. Но эти мнения не являются официальной позицией; пока они не будут подтверждены соответствующим решением компетентного органа, никакого самостоятельного юридического значения они не имеют.

К вопросу о понятии преступлений, совершаемых на потребительском рынке

Сулейманов С.М.

The concept of criminal acts made in the consumer market is considered in this article.

Значительная часть преступлений экономической направленности совершается на потребительском рынке. Поэтому нам следует определиться как с самим понятием потребительского рынка, так и с видами преступлений, которые отнесены правоохранительной практикой к преступлениям, совершаемым на потребительском рынке.

Понятие «рынок» (в частности, «потребительский рынок») в праве отсутствует, а в экономической литературе трактуется неоднозначно.

Существуют две основные группы понятий рынка, отражающих его наиболее существенные черты.

1. Совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена,

Кандидат юридических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.