УДК 33 Ткаля Ю.Э., Мареева Е. Ф., Жихарева А.А.
Ткаля Ю.Э.
студент кафедры связи с общественностью Донской государственный технический университет E (г. Ростов-на-Дону, Россия)
Мареева Е.Ф.
студент кафедры связи с общественностью Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)
Жихарева А.А.
студент кафедры связи с общественностью Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)
ВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП С ПОМОЩЬЮ ПЕРСОНАЖ-ТАЛИСМАНОВ (МАСКОТОВ)
Аннотация: в работе рассмотрено значение применения маскотов в ведении социальных групп, изучена история использования маскотов, а также определены психологические аспекты их восприятия. Для наглядности исследования было проведено анкетирование участников социальных групп с использованием маскотов.
Ключевые слова: маскот, персонаж-талисман, социальные группы, пользователи, имидж.
Сейчас в реалиях современного мира социальные сети стали являться неотъемлемой часть жизни практически каждого человека. Данная тенденция связана прежде всего с изменениями в обществе, развитием технологий и
изменёнными потребностями людей. И в настоящее время всё чаще замечается популярность маскотов в социальных сетях.
Использование маскотов в ведении социальных групп играют огромную роль в формировании идентичности и узнаваемости социальных групп. Маскоты — это не просто милые персонажи, это тот инструмент, который придаёт сообществу особую привлекательность и уникальность, а также способствует созданию и поддержанию положительного имиджа. Они становятся символом бренда, организации или компании, и помогают устанавливать эмоциональную связь с пользователями.
Маскот — это фирменный персонаж-талисман, который олицетворяет бренд, сообщество или организацию, и подчеркивает их индивидуальность.
Основные функции маскота:
- Создание узнаваемого и запоминающегося сообщества, поскольку персонаж может легко ассоциироваться у пользователей с определённой социальной группой.
- Воздействие на эмоции. Маскот часто вызывает положительные эмоции и может стать «лицом» для пользователей, что способствует формированию сообщества, а если присутствие маскота станет постоянным, то формируется прочная эмоциональная связь.
- Органичное внедрение маскота в контент социальной группы, тем самым наполняемость станет уникальной, которой точно не у кого нет.
- Донесение сообщения, ценностей и идей, которые несёт сообщество.
- Эффективное упрощение коммуникации с целевой аудиторией. Например, если маскот будет выступать в роли «говорящего персонажа», что делает взаимодействие более дружественным и неформальным.
- Способствование появлению мотивации у пользователей, для того чтобы оставаться активными на платформе и рекомендовать её.
- Привлечение интереса новых участников, которые хотят присоединиться к группе, и тем самым они увеличивают её известность.
Таким образом, маскоты играют важную роль в создании уникальности и имиджа социальной группы, способствуя её выделению среди конкурентов и укреплению связи с пользователями [1, 4].
Концепция применения маскотов в роли талисманов появилась ещё в XIX веке. «Маскот» - слово французского происхождения, которое возникло от провансальского термина mascato, который переводится как «заклинание» или «колдовство». К 1880 году этот термин стал новым сленговым выражением, которое укоренилось сначала во французском, а затем и в английском языках, после чего слово «маскот» уже означало «талисман на удачу».
Если говорить о первых маскотах в сфере спорта, то ими выступали дети и животные. Так в 1883-м журнал Sporting Life сообщал, что мальчик по имени Чик, который носил биты и выполнял поручения бейсболистов, стал известен как талисман и игроки связывали с ним свои победы. А одним из первых животных-талисманов был бульдог по кличке Красавчик Дэн, который с 1892 года приносил удачу команде Йельского университета.
В бизнесе маскоты как отдельный инструмент маркетинга стали широко использоваться в XX веке. Они появлялись на логотипах и этикетках товаров, а с приходом эпохи телевидения в 60-х годах стали активно участвовать в рекламных роликах.
В киноиндустрии одним из первых маскотов стал лев, представляющий студию Metro Goldwyn Mayer. Персонаж был создан сценаристом и продюсером Ховардом Дицем в 1917 году, который использовался не только в качестве заставки, но также стал героем отдельных фильмов и рекламных материалов [5,10].
Маскотов создают специально с учетом всех психологических черт аудитории, которые точно вызовет положительные эмоции. С помощью цветов, пластики и мимики персонажа можно точно передать его настроение. Так зритель понимает, слабый герой или сильный, злой или добрый, трусливый или храбрый. Такие эмоциональные связи помогают укрепить привязанность пользователей и повысить лояльность, так как они ассоциируют возникшие
приятные чувства с конкретной социальной группой. Также стоит отметить, что если речь идёт о продаже и продвижении продукта, то правильный брендинг помогает аудитории лучше понять продукт, иными словами, делает сложное простым, и здесь не последнюю роль играют маскоты. Примером может являться СберКот, который помогает повысить финансовую грамотность клиентов за счет легкой коммуникации в социальных сетях и в игровой форме рассказывает особенности банковской системы.
Маскоты активно привлекают молодежь, что помогает в расширении целевой аудитории и увеличению продаж, поэтому, когда популярность персонажа растет, он становится не просто символом бренда, а кумиром среди своей аудитории. Ярким примером может послужить Happy Meal в McDonald's
[9].
Изначально маскотов использовали как спортивные талисманы для команд или соревнований. Впервые на Олимпийских играх маскот появился в 1968 году. Талисманы воплощают собой 3 самые главные ценности: совершенство, дружба и уважение. Но со временем бренды и социальные сообщества тоже стали применять их [2].
Необходимо отметить значение маскота в социальных группах:
1. Демонстрация основных ценностей, которые несёт социальная группа или черт продукта/услуги.
2. Свободное использование персонаж-талисмана и его полный контроль. Маскот является воссозданным персонажем, которого можно применять, как угодно, и где угодно.
3. Создание с участием персонажа плакатов, мемов, комиксов и тому подобное. Используя такой нестандартный формат, с большей вероятностью получиться выделиться среди других [7, 13].
Активную социальную жизнь можно начать вести именно с помощью маскота. Во-первых, начать с визуальной айдентики в магазинах, в том случае, если компания предполагает продажу товаров в магазинах. Во-вторых, создать личный профиль героя в популярной социальной сети и начать вести
страничку. В-третьих, активно развивать коммуникацию с аудиторией в социальной группе или же в личной странице персонажа. Персонаж может проводить конкурсы, давать советы или же дарить подарки со своим изображением. Также можно создать стикерпак с маскотом, сейчас это один из самых популярных способов внедрить персонажа в онлайн-жизнь. Главное помнить, что успех маскота заключается в полной проработке его личности, истории и внешнего облика [14].
Позитивный имидж социальной группы можно сформировать с помощью создания уникального маскота, который точно выделяет бренд или сообщество на фоне конкурентов, формирования доверия и запоминаемости, так как яркие и неповторимые образы точно помогут целевой аудитории запомнить бренд или сообщество и установить эмоциональную связь. Важно помнить, что при создании персонажа нужно чётко определить ядро целевой аудитории, разработать концепцию и характер персонажа, чтобы он был интересен конкретно определённых ранее потребителей [8, 11].
Удачным примером использования маскота в социальных сетях может послужить пёс Спотти. Изначально сеть ВКонтакте создавала его во время благотворительного аукциона для детей из детского дома, но чуть позднее его перерисовали дизайнеры и сделали полноценным талисманом компании. Маскот активно участвует во всех социальных акциях, и все деньги от продаж уходят на помощь детским домам и домам малютки.
Талисман социальной сети «ВКонтакте» соответствует все канонам маскота. Он включает в себя:
- Эффективную коммуникацию с целевой аудиторией,
- Хорошую осведомленность и лояльность,
- Высокую виральность.
Пёс Спотти - успешный пример маскота, где грустная собака со шрамом на ухе стала символом социальной сети «ВКонтакте» и завоевала любовь пользователей. С талисманом Спотти делали бесплатные стикеры, его изображение есть на аватарках у удалившихся пользователей социальной сети,
а сами пользователи делают с маскотом различные мемы. В 2023 году вышла новая №Г-коллекция CryptoSpotty, где маскотом коллекции стал Спотти [12].
Также в настоящее время в сети ресторанов «Мама Нори» используется персонаж, который увеличивает конкурентоспособность ресторана быстрого питания. Данный бренд-персонаж, который представляет собой милую девушку, влияет на потребительское поведение и финансовые показатели компании [3].
Таким образом, влияние маскотов на пользователей социальных групп является весьма актуальным. В рамках изучения данной темы нами был проведён опрос, с целью изучения влияния маскотов на активность и вовлеченность пользователей социальных групп. Общее число респондентов составляет 47 человек. Опрос позволил выделить несколько ключевых аспектов.
Результаты показывают, что среди участников опроса преобладает женская аудитория, которая составляет 57,4%. Основная возрастная категория -это молодежь, находящаяся в возрасте 19-20 лет (55,3%), а 25.5% - аудитория 18 лет или моложе 18 лет. Это указывает на то, что исследование в основном охватывает молодую аудиторию, что может оказывать влияние на восприятие маскотов.
ф Женский Ф Мужской
Рисунок 1. Распределение респондентов по полу.
Рисунок 2. Распределение респондентов по возрасту.
Среди опрошенных посещают от 1 до 9 социальных групп 42,6%, в 1019 социальных группах состоят 25,5%, в то же время лишь 8,5% не посещают ни одной. Эти данные свидетельствуют о достаточно активной социально-онлайн жизни участников опроса. Кроме того, 57.4% респондентов заявили о наличии маскотов в социальных группах, что указывает на определенный интерес к этому элементу взаимодействия.
3. Сколько социальных групп вы посещаете?
¿17 ответов
1_9__20 42.6%
10-19__12 23,3%
20-29__7 14.9%
30 и более 4 8.5%
Совсем не посещаю 4 8.5%
Рисунок 3. Количество социальных групп, которые посещают респонденты.
Рисунок 4. Наличие маскотов в тех социальных группах, которые посещают опрошенные.
Менее половины опрошенных (48,9%), выражают нейтральное отношение к использованию маскотов в социальных группах, а положительное мнение имеют 36,2%. О маскотах выражают негативное мнение 4,3% опрошенных. Интересно, что большинство респондентов (70,2%), считает, что маскот способствует формированию ощущения общности в группе, а 72,3% уверены в том, что они помогают привлечь новых участников.
Рисунок 5. Отношение респондентов к использованию маскотов в социальных группах.
Рисунок 6. Оценка респондентами ощущения общности в социальных группах с помощью маскотов.
Рисунок 7. Оценка респондентами вовлечённости новых участников в социальные группы с помощью маскотов.
Примечательно, что 42,6% участников опроса никогда не взаимодействуют с маскотами, что может говорить о недостаточной интеграции маскота в контент социальной группы или на то, что респонденты не находят необходимость в таком взаимодействии. Тем не менее, наиболее привлекательными элементами маскота пользователи считают элементы, связанные с дизайном (53,3%) и участием маскота в контенте группы (31,2%).
Рисунок 8. Привлекательные элементы в маскоте по мнению опрошенных.
Рисунок 9. Степень взаимодействие с маскотами в социальных группах.
Рисунок 10. Оценка респондентов видов взаимодействия с маскотами.
42,6% опрошенных считают, что маскот способствует созданию положительной атмосферы внутри группы, а 25,5% полагают, что влияние очень положительное. Стоит отметить, что никто из респондентов не отметил отрицательное влияние маскота.
9. На ваш взгляд, как маскот влияет на атмосферу группы?
47 ответов
Положительно__20 42,6%
Нейтрально 15 31,9%
Очень положительно 12 25.5%
Отрицательно О Очень отрицательно
Рисунок 11. Влияние маскотов на атмосферу социальных групп по мнению опрошенных.
Полученные результаты опроса показывают, что персонажи-талисманы (маскоты) могут играть важную роль в формировании атмосферы и поддержании интереса молодой аудитории к социальным группам. Тем не менее, высокая доля респондентов, которые не взаимодействуют с маскотами, подчеркивает необходимость доработки подхода к их интеграции в контент сообществ. Исходя из полученных результатов, можно порекомендовать социальным группам уделять большее внимание на то, как маскоты могут быть интегрированы в различные виды контента, чтобы повысить вовлеченность пользователей и улучшить общее восприятие социальных групп.
На основании вышесказанного, можно сделать выводы о том, что в условиях чрезвычайно стремительного развития технологий и изменения социального ландшафта, использование персонаж - талисманов (маскотов) в социальных группах стало важным инструментом для формирования идентичности групп и укрепления связи с пользователями. Маскоты помогают социальным группах создать узнаваемость сообщества, повысить лояльность и доверие пользователей, вызвать положительные эмоции и сформировать устойчивые связи с участниками, а вместе с этим обыденное взаимодействие с пользователями обретёт новые краски. Хорошо проработанные персонажи могут эффективно транслировать ценности и идеи социальных групп, добавляя им уникальности.
Опрос респондентов помог понять, что маскоты играют огромную роль в формировании и поддержании интереса к социальным группам и созданию положительной атмосферы. Если маскот тщательно разработан и адаптирован под целевую аудиторию группы, то он точно станет мощным инструментом, который может установить уникальную идентичность, повысить уровень доверия и обеспечить успешное продвижение целей социальных групп, или продвижения товаров и услуг. Данные опроса дали понять, что значительная доля респондентов никогда не взаимодействуют с маскотами, это как раз таки говорит о необходимости доработки подхода к их интеграции маскота в контент социальных групп.
В ближайшем будущем скорее всего маскоты будут оснащены искусственным интеллектом и смогут взаимодействовать с пользователями, предлагая персональные рекомендации и поддержку. К примеру: чат-боты-маскоты смогут отвечать на вопросы клиентов и помогать им с выбором. Использование виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) поможет внедрять маскотов в онлайн игры, которые могут быть сделаны по мотивам самих социальных групп, компаний или брендов.
Маскоты все больше начинают расширять свое влияние и на международном уровне, а значит в ближайшем будущем наши талисманы смогут адаптироваться к различным культурным особенностям регионов, что поможет найти отклик у более широкой аудитории [6].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анкетолог. Маскот бренда: как создать запоминающийся образ [Электронный ресурс]. URL: https://iom.anketolog.ru/2023/07/20/maskoty-v-marketinge (дата обращения: 28.10.24);
2. Имаева Д.И. Талисманы Олимпийских игр, 2019;
3. Клет М.П., Тхориков Б.А. Использование нейросетевых и когнитивных технологий для разработки бренд - персонажей, 2024;
4. Лайкни. Нерпа, белки и вомбаты: маскоты в позиционировании, рекламе и коммуникациях [Электронный ресурс]. URL: https://w.likeni.ru/analytics/nerpa-belki-i-vombaty-maskoty-v-pozitsionirovanii-reklame-i-kommunikatsiyakh/ (дата обращения: 28.10.24);
5. Спортс. Маскоты в спорте появились еще в XIX веке: слово закрепилось из-за французской оперы, а первыми талисманами стали дети и животные [Электронный ресурс]. URL: https://w.sports.ru/football/blogs/2842995.html (дата обращения: 28.10.24);
6. Business 2 Community. Что Такое Маскот и Зачем Он Нужен Бренду? [Электронный ресурс] URL: https://w.business2community.com/ru/marketing/maskot (дата обращения: 28.10.24);
7. Icon text group. Личный бренд без личности: как продвигать бизнес с помощью маскотов [Электронный ресурс] URL: https://blog.icontextgroup.ru/articles/lichnyj-brend-bez-lichnosti-maskoty (дата обращения: 28.10.24);
8. INARI. Маскоты! А вы используете их в рекламе? [Электронный ресурс] URL: https://inari.pro/media/details/maskoty-a-vy-ispolzuete-ikh-v-reklame (дата обращения: 28.10.24);
9. INGATE BLOG. Магия маскотов: как визуальные образы становятся душой брендов [Электронный ресурс]. URL: https://blog.ingate.ru/detail/magiya-maskotov-kak-vizualnye-obrazy-stanovyatsya-dushoy-brendov/ (дата обращения: 28.10.24);
10. Skillbox. 8 лучших логотипов в кино [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/design/movie-logos/ (дата обращения: 28.10.24);
11. Skypro. Как создать маскота для бренда [Электронный ресурс]. URL: https://sky.pro/wiki/digital-art/kak-sozdat-maskota-dlya-brenda/ (дата обращения: 28.10.24);
12. UNISENDER. Талисманы брендов: 10 необычных маскотов [Электронный ресурс]. URL: https://w.unisender.com/ru/blog/top-klassnyh-maskotov-brendov/ (дата обращения: 28.10.24);
13. Vc.ru. Как оживить коммуникацию бренда с помощью фирменных персонажей. Кому подходят и как правильно использовать [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/design/250017-kak-ozhivit-kommunikaciyu-brenda-s-pomoshyu-firmennyh-personazhei-komu-podhodyat-i-kak-pravilno-ispolzovat (дата обращения: 28.10.24);
14. WORKSPACE. Как увеличить узнаваемость бренда и вовлеченность аудитории с помощью маскота [Электронный ресурс]. URL: https://workspace.ru/blog/kak-uvelichit-uznavaemost-brenda-i-vovlechennost-auditorii-s-pomoschyu-maskota/ (дата обращения: 28.10.24)
Tkalya Y.E., Mareeva E.F., Zhikhareva A.A.
Tkalya Y.E.
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia)
Mareeva E.F.
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia)
Zhikhareva A.A.
Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia)
LEADING SOCIAL GROUPS WITH THE HELP OF MASCOT CHARACTERS
Abstract: the paper considers the importance of using mascots in the conduct of social groups, studies the history of the use of mascots, and identifies the psychological aspects of their perception. To make the study clear, a questionnaire survey of participants in social groups with the use of mascots was conducted.
Keywords: mascot, mascot character, social groups, users, image.