Научная статья на тему 'Ведение бухгалтерского учета по новому закону о бухгалтерском учете'

Ведение бухгалтерского учета по новому закону о бухгалтерском учете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / БЮДЖЕТ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РФ / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СУБЪЕКТОВ РФ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ / ИЗМЕНЯЮЩИХ УКАЗАННЫЕ АКТИВЫ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / А ТАКЖЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ризванова М. В.

В статье рассмотрены изменения в законодательстве о бухгалтерском учете, которые коснулись, в том числе и ведения учета бюджетными и некоммерческими организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ведение бухгалтерского учета по новому закону о бухгалтерском учете»

Проблемы учета

ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПО НОВОМУ ЗАКОНУ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

М. В. РИЗВАНОВА, генеральный директор аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз»

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ). По мнению разработчиков, его действие позволит повысить качество учета и послужит развитию саморегулирования, укреплению профессий бухгалтера и аудитора.

Действие нового Закона № 402-ФЗ распространяется на следующие субъекты:

■ коммерческие и некоммерческие организации;

■ государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

■ Банк России;

■ индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой;

■ находящиеся на территории РФ филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Кроме этого, новый Закон № 402-ФЗ применяется при ведении:

^ бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований,

операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности; ^ доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета;

^ бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Исключение из общего правила. Закон № 402-ФЗ не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации согласно ее требованиям, а также отчетности для иных целей, если законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение данного закона.

Таким образом, определена сфера деятельности нового закона о бухгалтерском учете.

Важное изменение! Индивидуальные предприниматели, как и организации, применяющие упро-

щенную систему налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет с 2013 г. в полном объеме.

Исключения из указанного правила. Согласно ст. 6 Закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет могут не вести:

— индивидуальные предприниматели, осуществляющие ведение налогового учета;

— находящиеся на территории РФ филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, осуществляющие ведение налогового учета;

— организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»» вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства.

Следовательно, индивидуальные предприниматели и иностранные представительства, которые ведут налоговый учет, бухгалтерский учет могут не вести.

Участники проекта «Сколково» ведут учет и формируют бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке.

Новые понятия в области бухгалтерского учета. Новый закон ввел много отсутствующих ранее понятий или внес изменения в уже существующие понятия. Важнейшими из них являются следующие:

> стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;

> международный стандарт — стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;

> факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;

> бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении эконо-

мического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными новым законом. К объектам бухгалтерского учета экономического субъекта относятся:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты, в случае если это установлено федеральными стандартами.

Организация ведения бухгалтерского учета. В ст. 6 старого Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Согласно ст. 7 Закона № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Важное изменение! Руководитель отвечает только за организацию ведения бухгалтерского учета и хранение документов, а не за соблюдение законодательства.

По новому Закону № 402-ФЗ бухгалтерский учет может вести:

^ главный бухгалтер или иное должностное лицо

экономического субъекта; ^ лицо, осуществляющее деятельность по договору об оказании услуг на ведение бухгалтерского учета.

Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Для справки. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «Оразвитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (извлечение).

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальныхуни-тарных предприятий), а также физические лица,

внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 чел. включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 чел.;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для справки. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 предельные значения выручки от реализации товаров для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства составляют:

микропредприятия — 60 млн руб.;

малые предприятия — 400 млн руб.;

средние предприятия — 1 000 млн руб.

<...>

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пп. 2 и 3 ч. 1 настоящей статьи.

4. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пп. 2 и 3 ч. 1 настоящей статьи, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

5. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пп. 2 и 3 ч. 1 настоящей статьи.

Важное изменение! Ведение бухгалтерского учета руководителем самостоятельно допускается только на малых и средних предприятиях.

Особые требования к главным бухгалтерам или иным должностным лицам, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета, устанавливает новый Закон № 402-ФЗ. В открытых акционерных обществах, страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов это:

— наличие высшего профессионального образования;

— наличие стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти из последних семи календарных лет;

— отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

При этом могут устанавливаться дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается веде-

ние бухгалтерского учета, другими федеральными законами.

Указанные положения не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу данного документа — 1 января 2013 г. — возложено ведение бухгалтерского учета.

Важное изменение! Отсутствие судимости, высшее образование и стаж являются обязательными условиями для работы в должности главного бухгалтера на общественно значимых предприятиях.

Как в старом, так и в новом законе предусмотрен порядок разрешения разногласий по вопросам бухгалтерского учета между руководителем и главным бухгалтером:

— данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

— объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Важное изменение! Подход к решению конфликтных ситуаций не изменился. Раньше документы принимались к учету по письменному распоряжению руководителя. В настоящее время документы могут как приниматься, так и не приниматься.

Учетная политика. Как и раньше, остались неизменными основные принципы применения и изменения учетной политики:

• учетная политика должна применяться последовательно из года в год;

• условия изменения учетной политики (изменились требования законодательства о бухгалтерском учете (или отраслевые стандарты), изменение приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета, изменились условия деятельности экономического субъекта);

• изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуслов-

ливается причиной такого изменения в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет. Положения об учетной политике выделены в отдельную статью Закона № 402-ФЗ — ст. 8, в которой прописан порядок формирования, применения и изменения учетной политики экономического субъекта. Дано определение понятия «учетная политика», чего не было в старом Законе № 129-ФЗ: учетная политика — это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

Установлены правила формирования учетной политики:

^ учетная политика формируется экономическим субъектом самостоятельно на основе законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартов; ^ при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами; ^ в случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается, исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом исключен конкретный перечень документов, которые должны быть утверждены в рамках приказа об учетной политике:

— рабочий план счетов;

— формы первичных документов;

— порядок проведения инвентаризации и т. п. Первичные учетные документы. В России

бухгалтерский учет — это, конечно, первичные документы. В новом Законе № 402-ФЗ им отведена ст. 9 «Первичные учетные документы». Как и раньше, все факты хозяйственной деятельности подлежат оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, — непосредственно после его окончания.

При этом в новом Законе № 402-ФЗ первичный учетный документ может быть представлен не только на бумажном носителе, но и в электронном виде с электронной подписью.

Небольшим отличием нового закона о бухгалтерском учете от старого является норма о первичных учетных документах, согласно которой формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Согласно п. 2 ст. 9 старого Закона № 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Обязательные реквизиты первичного учетного документа в случае отсутствия унифицированной формы остались прежними:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы также не изменился. В случае внесения исправлений обязательно должна быть проставлена дата исправления, а также должны стоять подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации.

Законодатель в п. 8 ст. 9 Закона № 402-ФЗ прописал следующий порядок изъятия первичных учетных документов: в случае если в соответствии с законодательством РФ первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в документы бухгалтерского учета.

Важное изменение! По старому закону о бухгалтерском учете организация могла сделать с изымаемой документации копии лишь с «разрешения и в

присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов». По новому Закону № 402-ФЗ можно будет обойтись без этого разрешения.

Регистры бухгалтерского учета. Принципы отражения хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах не изменились:

— данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

— бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено федеральными стандартами.

Закон № 402-ФЗ устанавливает новые обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета: ^ наименование регистра; ^ наименование экономического субъекта, составившего регистр; ^ дата начала и окончания ведения регистра и

(или) период, за который составлен регистр; ^ хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; ^ величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

^ наименования должностей лиц, ответственных

за ведение регистра; ^ подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. По новому Закону № 402-ФЗ регистры можно вести либо на бумаге, либо в электронном виде. При этом «электронные» регистры должны заверяться электронной цифровой подписью. Что касается распечатки регистров на бумаге, то здесь применяют те же правила, что и в отношении первичных документов.

В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправления в регистре бухгалтерского учета должны содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с

указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В случае если изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Инвентаризация активов и обязательств. Активы и обязательства подлежат инвентаризации, при которой выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, сопоставляемое с данными регистров бухгалтерского учета. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

В старом законе о бухгалтерском учете был перечень случаев, в которых организация обязана проводить инвентаризацию. Закон № 402-ФЗ такого перечня не содержит, но это не меняет его сути. Теперь просто необходимо прочитать об этом в п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

Инвентаризация, как и раньше, обязательна в следующих случаях:

■ при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

■ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

■ при смене материально ответственных лиц;

■ при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

■ в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

■ при реорганизации или ликвидации организации;

Важное изменение! Изменилась дата отражения результатов инвентаризации. По новому Закону № 402-ФЗ результаты учитывают на дату, «на которую проводилась инвентаризация». Ранее их нужно было учесть в месяце окончания инвентаризации, а по годовой инвентаризации — в отчетности за год (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995№ 49).

Годовая и промежуточная бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом), как и в 2012 г., будет являться календарный год, т. е. с 1 января по 31 декабря включительно. Исключение составляют случаи создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

При создании экономического субъекта до 30 сентября первым отчетным годом, как и ранее, будет являться период, начиная с даты государственной регистрации по 31 декабря того же календарного года включительно. При регистрации после 30 сентября первым отчетным годом будет являться период, начиная с даты государственной регистрации и по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно.

В новом Законе № 402-ФЗ понятие «промежуточная бухгалтерская отчетность» изменено, хотя его суть не поменялась. Промежуточной отчетностью считается вся отчетность, не являющаяся годовой и составленная в период с 1 января по отчетную дату периода, за который она составляется, включительно.

Таким образом, годовая бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, промежуточная — за отчетный период, менее отчетного года.

Правила к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности остались прежними, а именно: ^ бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте РФ; ^ бухгалтерская (финансовая) отчетность включает показатели деятельности всех подразде-

лений экономического субъекта вместе с его филиалами и представительствами независимо от их места нахождения; ^ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта; ^ утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. В случае опубликования бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, это производится вместе с аудиторским заключением. В новом Законе № 402-ФЗ отдельно прописано, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. Соответственно, бухгалтерская отчетность должна будет предоставляться всем заинтересованным пользователям.

Состав бухгалтерской отчетности. Из прописанного в старом законе о бухгалтерском учете состава бухгалтерской отчетности организаций (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения, предусмотренные нормативными актами, аудиторское заключение, пояснительная записка) в Законе № 402-ФЗ остались лишь составляющие годовой бухгалтерской отчетности:

— бухгалтерский баланс,

— отчет о финансовых результатах;

— приложения.

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливается федеральными стандартами. Каким он будет, сегодня понять сложно. Можно только сказать, что по составу промежуточная отчетность будет отличаться от годовой отчетности.

Представление обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности. Как и сегодня, обязанные составлять бухгалтерскую отчетность экономические субъекты должны будут и в 2013 г. представлять один обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

С 2013 г. обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

В новом Законе № 402-ФЗ содержатся разъяснения, что обязательные экземпляры годовой бухгалтерской отчетности составляют государственный информационный ресурс. Интересантам

обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда с целью сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.

Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности, а также правила пользования (включая плату за пользование) данным государственным информационным ресурсом будут утверждаться Росстатом.

Хранение документов бухгалтерского учета. Вопросы хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности остались неизменными. Особо прописаны сроки хранения учетной политики, стандартов экономического субъекта, прочих документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, а так же средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов и проверку подлинности электронной подписи. И то, и другое должно храниться организациями в течение сроков, установленных правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Ответственность за выполнение данных требований возложена на организацию.

Внутренний контроль. Рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля за бухгалтерским учетом и составлением бухгалтерской отчетности Минфин России планирует выпустить в ближайшее время. На уровне организации это может быть положение о внутреннем контроле, в котором будут определены процедуры и периодичность их проведения.

Важное изменение! Согласно новому закону о бухгалтерском учете организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль за совершаемыми фактами деятельности. Организация, подлежащая обязательному аудиту, кроме того, обязана организовать и осуществлять внутренний контроль за составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Регулирование бухгалтерского учета. С вступлением в силу нового Закона № 402-ФЗ полностью меняется система норм, регламентирующих бухгалтерский учет в России. Предложен принципиально новый подход к принятию нормативных актов. Положения по бухгалтерскому учету и приказы Минфина России будут заменены на стандарты и рекомендации.

Регулирование бухгалтерского учета в настоящее время будет осуществляться выстроенными в порядке убывания по значимости следующими документами:

1) законом о бухгалтерском учете;

2) федеральными стандартами;

3) отраслевыми стандартами;

4) рекомендациями в области бухгалтерского учета;

5) стандартами экономического субъекта.

С 01.01.2013 субъектами регулирования бухгалтерского учета являются:

— государственные органы (уполномоченный федеральный орган и Банк России);

— субъекты негосударственного регулирования (организации предпринимателей, аудиторов, иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета).

Функции органов государственного регулирования. К функциям органов государственного регулирования относятся:

— утверждение программы разработки федеральных стандартов;

— утверждение федеральных стандартов, отраслевых стандартов (в пределах компетенции) и обобщение практики их применения;

— организация экспертизы проектов стандартов бухгалтерского учета;

— утверждение требований к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;

— участие в установленном порядке в разработке международных стандартов;

— представление России в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— осуществление иных функций, предусмотренных законодательством.

Функции органов негосударственногорегули-рования. К функциям органов негосударственного регулирования относятся:

— разработка проектов федеральных стандартов;

— проведение и публичное обсуждение этих проектов;

— представление проектов в уполномоченный федеральный орган;

— участие в подготовке программы разработки федеральных стандартов;

— участие в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;

— обеспечение соответствия проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого он был разработан;

— разработка и принятие рекомендаций в области бухгалтерского учета;

— разработка предложений по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;

— участие в разработке международных стандартов.

Стандарты будут разрабатываться и утверждаться на основе специальной программы разработки федеральных стандартов. Органы государственного регулирования и субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета должны вносить предложения по программе разработки федеральных стандартов в уполномоченный федеральный орган, который утверждает ее по согласованию с Банком России.

В новом Законе № 402-ФЗ подробно регламентирован порядок разработки и утверждения федеральных стандартов. До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных новым законом, будут применяться правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утверждаемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Банком России.

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

4. О соглашениях о разделе продукции: Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ.

5. Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон от 08.09.2010 № 244-ФЗ.

6. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49.

7. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.