Научная статья на тему '«Ведастинские анналы» как завершающий этап складывания образа «Норманна» в каролингской анналистике'

«Ведастинские анналы» как завершающий этап складывания образа «Норманна» в каролингской анналистике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АННАЛЫ / НОРМАННЫ / ДАНЫ / ФРАНКСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЭТНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Якуб Алексей Валерьевич

В статье анализируется один из основных источников по истории каролингской эпохи рубежа IX-X вв. и его роль в завершении складывания классического представления о скандинавах во франкском обществе. Выделяются особые черты восприятия «норманнов» франкскими историками, позволяющие составить своеобразный портрет «норманна» глазами средневекового анналиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Ведастинские анналы» как завершающий этап складывания образа «Норманна» в каролингской анналистике»

23 См.: Раппопорт Ю. К. Религия древнего Хорезма: Некоторые итоги исследования // Этнограф. обозрение. 1996. № 6. С. 175.

24 См.: Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 440.

25 Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986. С. 37.

26 Там же. С. 159-160.

27 См.: БойсМ. Зороастрийцы. М., 1988. С. 30.

28 Дюмезиль Ж. Указ. соч. С. 19.

29 Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием. М., 1870. С. 80-81.

30 См.: Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 250.

31 Там же. С. 247.

32 Там же. С. 224.

33 Шахматов А. А. Повесть временных лет. П., 1916. С. 13.

ЗАПОДНОЕВРОПЕЙСКОЕ И РОССИЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

А. В. Якуб

«ВЕДАСТИНСКИЕ АННАЛЫ» КАК ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП СКЛАДЫВАНИЯ ОБРАЗА «НОРМАННА» В КАРОЛИНГСКОЙ АННАЛИСТИКЕ

В статье анализируется один из основных источников по истории каролингской эпохи рубежа 1Х-Х вв. и его роль в завершении складывания классического представления о скандинавах во франкском обществе. Выделяются особые черты восприятия «норманнов» франкскими историками, позволяющие составить своеобразный портрет «норманна» глазами средневекового анналиста.

Ключевые слова: анналы, норманны, даны, франкское общество, этно-политическое пространство, историографический образ, историческая память.

Одними из наиболее интересных источников эпохи раннего средневековья, в частности эпохи Каролингов, были анналы. Все франкские анналы могут быть разделены на два больших вида. Первый составляет группа так называемых «больших анналов», среди которых главное место принадлежит «Анналам королевства франков», «Сен-Бертенским анналам» и «Ведастинским анналам»1. Историческая ценность этих анналов заключается в богатстве информации, содержащейся на их страницах. По сути дела, они являются единственными нарративными источниками, на основе которых современные исследователи, как, впрочем, и их предшественники, могут попытаться реконструировать дух и содержание каролингской эпохи.

Эти анналы в значительной степени отличаются от второй группы так называемых «малых анналов», имеющих региональное происхождение и региональный охват событийного ряда. Существуя независимо от «больших анналов», они тем не менее обладают собственным видением событий, которые происходили в конкретных районах обширной империи и носили местный характер2. Однако и те и другие внесли свой вклад в формирование и закрепление историографического образа «норманна» как активной политической фигуры каролингской эпохи. Они наделяли этот образ разными чертами

характера (по-преимуществу, конечно, отрицательными), но все вместе, как из кусочков мозаики, придавали этому образу цельный и законченный вид.

Большую роль в формировании канонического для средневековья, а во многом и для последующих столетий вплоть до наших дней, образа «норманнов» сыграли так называемые «Ведастинские анналы» (анналы из аббатства св. Ведаста). Они сохранились в манускрипте 795 (753) Публичной библиотеки г. Дуэ, который датируется XI в. и с точки зрения композиции делится на две части. Первая — это компиляция, составленная из отрывков различных источников, прежде всего «Хроники» Беды Достопочтенного (период до 725 г.) и «Продолжения хроники псевдо-Фредегара» (до 741 г.). Вторая часть представляет собой компиляцию различных анналов: до 814 г. текст близок к «Большим Мецким анналам», отрывок 814-844 гг. очень напоминает текст «Анналов королевства франков» и частично «Сен-Бертенских анналов», причем последние списаны практически без изменений. Единственным отличием «Ведастинских анналов» от «Сен-Бертенских анналов» является включение в текст первых отдельных замечаний, касающихся истории аббатства св. Ведаста. Далее текст обрывается, и его продолжение уже принадлежит автору, творившему в XII в., причем новый интерпретатор вновь обращается к традиции «Сен-Бертенских анналов» и пытается передать их содержание практически без изменений. Скорее всего, он использовал ту рукописную традицию, сохранившуюся в аббатстве св. Ведаста, от которой происходит наиболее полная версия «Сен-Бертенских анналов», обозначаемая источниковедами буквой «О». Для истории же норманнов «Ведастинские анналы» ценны прежде всего тем, что их автор самостоятельно изложил события, происходившие в Западно-Франкском королевстве в период с 882 г., когда обрывается манускрипт «О», до 900 г. Фактически для этого весьма насыщенного событиями периода, во многом предопределившего будущее развитие Западно-Франкского королевства, «Ведастинские анналы» являются единственным источником3.

Однако следует помнить о том, что данный отрезок истории поздних Каролингов в действительности написан спустя почти три века после реальных событий. Поэтому нельзя отрицать того факта, что образ «норманна», который к XII в. приобрел вполне устойчивые черты, не был подправлен этим поздним автором и, таким образом, в большей степени относится именно к этому столетию, нежели к рубежу IX-X вв. Но преодолеть сомнения, как нам кажется, позволяет явное стремление этого неизвестного автора сохранить традицию, восходящую к более ранним рукописям основного прототипа «Ведастинских анналов», в частности к манускрипту «О» «Сен-Бертенских анналов», когда он пересказывает события IX в.

Итак, каков «норманн» на страницах «Ведастинских анналов»? Прежде всего следует отметить факт устойчивого написания автором анналов самого понятия «норманн»4. Но при этом анналы имеют некие особенности, отличающие их от «Сен-Бертенских анналов», особенно в третьей части, принадлежавшей перу Хинкмара Реймского.

1. Первая особенность заключается в том, что на страницы «Ведастинских анналов» возвращаются даны. В результате соседство этнонима «даны» с термином «норманны» приобретает весьма интересный характер. Во-первых, этнический и квазиэтнический термины могут существовать совершенно самостоятельно, не смешиваясь, не дополняя или подменяя друг друга5. Во-вторых, напротив, они могут дополнять друг друга, выступая в качестве взаимной самоидентификации выходцев с Севера6. В итоге само понятие «норманн» предстает как многоуровневое понятие: там, где автор твердо знает, что выходцы с Севера именно даны, фигурируют исключительно последние, хотя при этом иногда имеет место уточнение, что даны это и есть «норманны». Но иногда ситуация

выглядит совершенно по-иному. Автор не знает или не хочет знать точную этническую принадлежность тех или иных скандинавов и тогда использует исключительно термин «норманны», при этом последние могут даже прямо противопоставляться «данам»7.

2. В отличие от Хинкмара Реймского, автора заключительной части «Сен-Бертенских анналов», в «Ведастинских анналах» мы можем видеть возвращение в политическую лексику титула rex применительно к лидерам скандинавов8. Но и здесь, точно также как и в связи со связкой «даны» — «норманны», мы видим, что титул dux не исчезает полностью. Наоборот, налицо явное желание автора представить оба титула как существующие одновременно и параллельно друг другу9.

3. Автор «Ведастинских анналов», и здесь мы уже не сможем найти каких-либо аналогий с «Сен-Бертенскими анналами», относится к деяниям и « данов», и «норманнов» на территории Западно-Франкского королевства как-то буднично, повседневно, без особой патетики, воспринимая их как «естественное зло», априори присущее тогдашнему обществу10. Фактически, он инкорпорирует «норманнов» в менталитет тогдашнего франкского общества как некое «отрицательное качество жизни», которое было, есть и, возможно, будет сохраняться в будущем. Отсюда резко снижается накал противостояния «норманнам» как исключительно инородному телу в западно-франкском обществе: «мы» и «они» как противоположные качества сохраняются, но граница между ними коренным образом меняется. Теперь она пролегает не между двумя этнополитическими пространствами, а перемещается внутрь одного такого пространства, в котором каждый этнический компонент пытается занять самостоятельную нишу, сузив при этом внутреннее пространство своего конкурента.

4. В отличие от полуофициальных «Сен-Бертенских анналов», создававшихся под прямым или косвенным контролем со стороны императорской и королевской власти, «Ведастинские анналы» лишены такого официозного характера. Отсюда проистекало более негативное отношение автора к слабевшей центральной королевской власти, в том числе и за то, что она не может или не хочет организовать надлежащий отпор «норманнам» и, более того, часто даже идет на поводу интересов скандинавов. От этого в наибольшей степени, по мнению автора анналов, страдает прежде всего церковь, которая с молчаливого согласия короны подвергается разного рода насилиям и грабежам11. Но при этом в «Ведастинских анналах» присутствует характерная деталь: мы ни разу не встретим упоминания о том, что « даны» или « норманны» были язычниками. Их религиозные верования полностью остаются вне поля зрения автора анналов, хотя ужасы, творимые ими, описываются весьма красочно. Вероятно, это могло объясняться фактом существования среди «данов» и «норманнов» христиан, которые уже тогда вполне могли находиться на службе у самих западно-франкских королей12.

В результате основными элементами образа «норманна» у автора «Ведастинских анналов» стали следующие.

Основные занятия «норманнов» — это грабежи, убийства и увод в плен христиан:

879 г.: « Норманны же не переставали опустошать церкви, убивать и уводить в плен христиан» (Nortmanni vero non cessant devastare ecclesias, et populum christianum inter-ficere captivareque); «Норманны, жаждущие убийств и опустошений и алчущие крови человеческой» (Sed Nortmanni incendiis et devastationibus inhiantes, sanguinem humanum sitientes...)13.

884 г.: « Норманны же не прекращали убивать и уводить в неволю христиан, разрушать церкви, сносить стены и сжигать деревни. На всех улицах лежали тела священников, благородных и иных лайенов, женщин, детей и младенцев; не было ни одной дороги

или места, где бы не лежали убитые, и всякому было мучительно и прискорбно созерцать, как народ христиан доведен почти до полного истребления» (Nortmanni vero non cessant captivare atque interficere populum christianum, atque ecclesias subruere, destructis moeniis, et villis igne crematis. Per omnes enim plates iacebant cadavera clericorum, laicorum nobilium atque aliorum, mulierum, invenum et lactantium: non enim erat via vel locus, quo non iacerent mortui; et erat tribulation omnibus et dolor, videntes populum christianum usque ad interne-cionem devastari)14.

Для норманнов характерны:

A. Уверенность, перерастающая в самоуверенность:

879 г.: « И увидев, сколь счастливым было для них начало, они, переходя с места на место, опустошили огнем и мечом всю землю менапиев» (Videntes autem initia suorum prospere accidisse, omnem terram Menapiorum perambulando ferro et igne vastant)15.

Б. Заносчивость:

879 г.: « Гуго, сын короля Лотаря, по неосмотрительности немало способствовал тому, чтобы увеличить их заносчивость» (Contra quos Hugo, filius Hlotharii regis, arma sumens inconsulte, non meliorem eis intulit audaciam...)15.

885 г.: « Невероятно кичащиеся этой победой норманны дошли до Парижа.». (Hac Nortmanni patrata Victoria valde elati, Parisius adeunt)16.

B. Гордыня:

880 г.: «И страх, и трепет обрушились также на жителей тех земель; норманны же, возгордившиеся победой, не отдыхали ни днем, ни ночью, сжигая церкви и убивая христиан» (Timos quoque et tremor eorum cecidit super inhabitants terram; et hac elati victoria, die noctuque non cessant ecclesias igne cremare, populumque christianum ingulare)17.

Г. Неукротимость:

882 г.: « И в разгоревшейся битве франки добились победы, при этом погибло около тысячи норманнов; однако они ни в коей мере не были укрощены этим поражением» (Commissoque praelio, superiores Franci extiterunt, cecideruntque ibi Nortmanni circiter mille; sed nil eos haec pugna perdomuit)18.

Д. Наглость и чувство безнаказанности:

885 г.: «И франки, пришедшие из королевства Карломана, были осмеяны данами, которые кричали: "Для чего вы к нам пришли? В этом не было необходимости. Мы знаем, кто вы; вы хотите, чтобы мы снова к вам вернулись — мы это обязательно сделаем"» (Francosque qui venerant ex regno Karlomanni, irrisere Dani: "Ut quid ad nos venistis? non fuit necesse; nos scimus qui estis, et vultis ut ad vos redeamus; quod faciemus")19.

Наконец, «норманны» по природе своей клятвопреступники, которые нарушают свои обещания даже в отношениях с иерархами католической церкви:

884 г.: «.в конце октября франки объединились, чтобы противостоять норманнам, если те не сдержат своих обязательств» (. mense Octobrio finiente adunantur Franci, ut si Nortmanni immutare fidem vellent, eis resisterent)20.

888 г.: во время осады города Мо местный епископ Зигмунд вступил в переговоры с норманнами о том, чтобы сдав город, жители могли уйти, сохранив жизнь. «Что дальше? Предложение было передано норманнам и под видом мира от них получены заложники. Городские ворота были открыты, путь для христиан освобожден и выбраны люди, чтобы вести их, куда они пожелают. Но после того, как они переправились через Марну и уже удалились от города на значительное расстояние, норманны бросились их преследовать и пленили епископа со всем народом. Затем, возвратившись, норманны сожгли город и разрушили стены, как они того и желали» (Quid plura? Refertur ad multitudinem, et sub

specie pacis obsides dant. Reserantur portae, fit via christianis ut egrediantur, delegates his, qui eos quo vellent ducerent. Cumque amnem Maternam transissent, et a civitate processissent Nortmanni eos omnes insecuti comprehenderunt, ipsum episcopum cum omni populo; indeque reverse, civitatem igne combusserunt, murosque, quantum placiut, destruxerunt)21.

Однако среди качеств, присущих « норманнам», одно вызывает у автора « Ведастинских анналов» невольное уважение — это их воинственность, сопряженная с умением «норманнов» учиться стратегии и тактике военных действий у самих франков. Анналист фактически признает, что « норманны» оказались хорошими учениками, которые иногда уже превосходят своих учителей. Он весьма подробно описывает приемы осады, которые скандинавы используют, например под Парижем в кампании 885-886 гг.22 Особо подчеркивается умение «норманнов» пользоваться не только водными артериями, т. е. реками, но и совершать длительные переходы в конном и пешем строю со всей воинской амуницией, успешно использовать рельеф местности и природные особенности в случае опасности полного или частичного поражения в столкновениях с франкскими отрядами23.

В целом значение «Ведастинских анналов», как принадлежащих к группе «больших анналов» и замыкающих по времени своего происхождения список анналов, заключается в том, что они фактически завершают процесс формирования в каролингском истори-описании образа «норманна», наделяя последнего в основном отрицательными качествами, которые несовместимы с образом истинного христианина. Более того, этот образ приобретает характер устойчивого, а к началу XII в., когда неизвестный автор завершил работу над текстом анналов, даже можно сказать консервативного, закрепляя и в исторической, и в историографической памяти авторов, переписчиков и читателей представления о скандинавах IX-X вв. как отрицательных героях исторической драмы.

Примечания

1 См.: Annales Regni Francorum inde ab A. 741 usque ad A. 829, qui dicuntur Annales Laurissenses Maiores et Einhardi I Ed. G. H. Pertz, F. Kurze. Hannoverae, 1895; Annales de Saint-Bertin II Annales Bertiniani I Ed. F Grat, J. Vielliard, S. Clémencet. Paris, 1964; Annales Vedastini II MGH SS. T. 1 I Ed. G. H. Pertz. Hannoverae, 1825.

2 См.: Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955. С. 79-81, 86-87; McKitterick R. The Frankish Kingdoms under the Carolingians., 751-987. London, 1983. P.3-5.

3 См.: Annales Vedastini. S. 516-531; Ведастинские анналы II Историки эпохи Каролингов I Под ред. А. И. Сидорова. М., 1999. С. 161-185, 221-222, 258-266; Levillain L. Op. cit. P. XLI-XLII.

4 Исключительно как более архаичная форма «Nortmanni» во всем тексте анналов, что было характерно для манускриптов «Анналов королевства франков», созданных в IX веке. Этим «Ведастинские анналы» отличаются от ключевого манускрипта «О» «Сен-Бертенских анналов», в которых мы находим правописание этого этнонима как «Nordomanni», кстати, также весьма устойчивого.

5 Ср., например: Annales Vedastini, s. a. 887. S. 525: «Nortmanni vero omnia loca usque Mosam more solito et partem Burgundiae devastant»; s. a. 889. S. 526: «Dani vero more suo Burgundiam, Neustriam atque partem Aquitaniae, nullo resistente, igne et ferro devastant».

6 См.: Annales Vedastini, s. a. 880. S. 519: «Nortmanni vero seu Dani sedem sibi mutaverunt, et mense Novembri Curtriaco sibi castrum ad hiemandum construunt... »; s. a. 884. S. 521: «Nortmanni vero non cessant captivare atque interficere populum christianum, atque ecclesias subruere, destructis moeniis, et villis igne crematis... Interim, quia rex iuvenis erat, omnes principes Compendio palatio conveniunt, tractaturi quid illis esset agendum, initique consilio, Sigefridum Danum, christinum regique fidelem, qui nepos fuerat Heorici Dani, mittunt, ut cum principibus suae gentis tractaret, ut tributum acciperent, et e regno abirent»; s. a. 890. S. 526: «Britanni vero viriliter suum defensaverunt regnum, atque afflictos

25

Danos Sequanam Hisam ingressi, Noviomagum petunt ad statuenda sibi castra hiemalia. Illis vero qui per terram iter agebant, occurit rex Odo circa Germiniacum ; sed propter loci incommoditatem nil eis dampni intulit. Nortmanni vero coeptum iter peragentes, castra sibi adversus civitatem statuunt».

7 См.: Annales Vedastini, s. a. 882. S. 520: «At australes Franci congregant exercitum contra Nortmannos; sed statim terga verterunt; ibique Walo, Mettensis episcopus, corruit. Dani vero famosissimum Aquisgrani palatium igne cremant, et monasteria, civitates, Treviris nobilissimam et Coloniam Agrippinam, palatia quoque regnum et villas, cum habitatoribus terrae interfectis, igne cremaverunt».

8 См.: Annales Vedastini, s. a. 880. S. 518: «Post haec Hludowicus parat redire in regnum suum; occur-ritque Nortmannis a praeda revertentibus, et facta congressione apud Tumiomum, nobiliter eosdem vi-cisset, nisi contigisset Hugonem, filium suum, ibi ruere. Nam Godefridus, rex Danorum, illum interfe-cit ; quo mortuo, omisit rex illos insequi»; s. a. 882. S. 520: «Contra quos Karolus imperator exercitum infinitum congregat, eosque in Haslac obsedit. Godefridus vero rex ad eum exiit : cui imperator regnum Frisonum, quod olim Roricus Danus tenuerat, dedit, coniugemque ei dedit Gislam, filiam Hlotharii regis, Nortmannosque e suo regno abire fecit»; s. a. 886. S. 523: «Gauzlinus vero, dum omnibus modis populo christiano iuvare studeret, cum Sigifrido, rege Danorum, amicitiam fecit...».

9 См.: Annales Vedastini, s. a. 896. S. 530: «Et per idem tempus iterum Nortmanni cum duce eorum, Hunedeo nominee, et quinque barchis iterum Sequanam ingressi...».

10 См.: Annales Vedastini, s. a. 887. S. 524: «Nortmanni vero usque Segonam et Ligerem more solito pervagati sunt»; s. a. 887. S. 525: «Nortmanni vero omnia loca usque Mosam more solito et partem Burgundiae devastant». More solito — по своему обыкновению. Появление норманнов, или данов, в пределах Западно-Франкского королевства для автора «Ведастинских анналов» превращается в привычное дело, а их поступки уже не есть нечто сверхъестественное. Весьма примечательно, что подобные настроения у анналистов были характерны и для восточной части Франкской империи, причем даже намного раньше. См., например: «Ксантенские анналы», автор которых пишет: «Язычество же с севера, как обычно, причиняло вред христианству и оно все больше и больше усиливалось, но, если рассказывать более подробно, это вызвало бы скуку» (см.: Ксантенские анналы // Историки эпохи Каролингов... С. 148; Annales Xantenses a. 640-874; s. a. 849 // MGH SS. T. II. S. 229).

11 Например, заключение мира с осаждавшими в 885-886 гг. Париж норманнами воспринимается автором «Ведастинских анналов» как «дурное решение» со стороны императора Карла III Толстого: Annales Vedastini, s. a. 886. S. 524: «...ut imperator pacem cum Danis faceret. Et factum est vere consilium miserum...».

12Например, уже упоминавшийся выше дан Зигфрид: Annales Vedastini, s. a. 884. S. 521: «... Sigefridum Danum, christianum regique fidelem...».

13 Annales Vedastini, s. a. 879. S. 518; Ведастинские анналы. С. 163.

14 Ibid. s. a. 884. S. 521; Там же. С. 169.

15 Ibid. s. a. 879. S. 518; Там же. С. 163.

16 Ibid. s. a. 885. S. 523; Там же. С. 171.

17 Ibid. s. a. 880. S. 519; Там же. С. 165.

18 Ibid. s. a. 882. S. 520-521; Там же. С. 168.

19 Ibid. s. a. 885. S. 522; Там же. С. 170.

20 Ibid. s. a. 884. S. 521; Там же. С. 169.

21 Ibid. s. a. 888. S. 525-526; Там же. С.176.

22 См.: Annales Vedastini, s. a. 885-886. S. 522-524; Ведастинские анналы. С. 170-174.

23 См.: Annales Vedastini, s. a. 883. S. 521: «Nortmanni vero Octobrio mense finiente Latverum cum equitibus et pedatibus atque omni suppellectili veniunt»; s. a. 891. S. 527: « Nortmanni vero qui huc illucque dispersi erant, adunati, in eodem loco iterum sibi sedem firmant»; s. a. 898. S. 531: «Posthaec rex Karolus cum exercitu parvo, Nortmannis a praeda revertentibus, in pago Vitmau iuxta quandam villam insecutus, aliquibus suorum interfectis, plurimisque vulneratis, Nortmanni tenentes more solito loca, rediere ad naves»; Ведастинские анналы. С. 168, 178, 184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.