Научная статья на тему 'Вечевая вольность древнерусских республик в темпоральных представлениях декабристов'

Вечевая вольность древнерусских республик в темпоральных представлениях декабристов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
556
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЧЕ / ВЕЧЕВАЯ ВОЛЬНОСТЬ / ДРЕВНИЙ НОВГОРОД / ДРЕВНЕРУССКИЕ РЕСПУБЛИКИ / ДЕКАБРИСТЫ / ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / CHAMBER / ANCIENT NOVGOROD / OLD REPUBLIC / DECEMBRISTS / TEMPORAL REPRESENTATION / THE HISTORICAL CONSCIOUSNESS OF THE DECEMBRISTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вольф Светлана Павловна

В статье рассматривается проблема вечевой вольности древнерусских республик в темпоральных представлениях декабристов. Анализируя содержание исторических сочинений, проектов государственного устройства и произведений художественной литературы, созданных декабристами, а также их мемуаров и материалов переписки, автор приходит к выводу о наличии мифологических черт в восприятии декабристами данного явления древней русской истории. Возрождение «Народного вече» в проектах государственного устройства декабристов понимается как возврат к исконным формам общественного и политического уклада жизни предков, соответствующих системе народного самоуправления в Новгороде и Пскове. Это сочетание единодержавной власти монарха с представительным органом в лице Народного вече представляло собой утопическую попытку совместить оправдавший себя в историческом смысле монархический принцип власти с системой народного самоуправления, какой она, по их представлениям, существовала в городах-республиках древнем Новгороде и Пскове. В исторических сочинениях декабристов стремление охарактеризовать древнерусскую вечевую вольность подкрепляется рассуждениями об исторических корнях этого явления. Репрезентация прошлого декабристами выражала символическое восприятие ими времени. В историческом сознании декабристов прослеживается стремление охарактеризовать время через связь прошлого, настоящего и будущего. «Древняя» история в большей степени отчуждалась декабристами от настоящего. Она осмысливается декабристами именно как прошлое, поэтому рассматривается в большей степени исторически. Восприятие событий далекого прошлого сопровождалось и наличием мифологических черт. Наряду с этим идеализации роли вечевого порядка в управлении государством предшествовали попытки декабристов развенчать миф о призвании варягов как официальной версии установления самодержавия. Что позволяет говорить не только о рождении новых мифов в представлениях декабристов, но и о преодолении существующих стереотипов восприятия окружающей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLD LIBERTY VECHE REPUBLIC IN TEMPORALITY REPRENTATIONS DECEMBRISTS

The article deals with the problem of the great liberties of the ancient republics in the temporal representations of the Decembrists. Analyzing the content of historical works, projects of government and works of literature created by the Decembrists and their memoirs and correspondence, the author comes to the conclusion that mythological features in the perception of the Decembrists of the phenomenon of ancient Russian history. The revival of the "popular Assembly" in the draft of state structure of the Decembrists is understood as a return to primordial forms of social and political way of life of ancestors of the corresponding system of the national government in Novgorod and Pskov. This combination edinodushno the power of the monarch with the representative body in the face of the popular Assembly was a utopian attempt to combine proven in the historical sense, the monarchical principle of government with the system of the national government, which she, in their opinion, existed in the city States of ancient Novgorod and Pskov. In the historical writings of the Decembrists, the desire to describe the ancient Russian Veche liberty is reinforced by arguments about the historical roots of this phenomenon. The representation of the past Decembrists expressed the symbolic perception of time. In the historical consciousness of the Decembrists can be traced the tendency to characterize time through the connection between the past, present and future. "Ancient" history increasingly alienated by the Decembrists from the present. It is comprehended the Decembrists exactly like the past, and therefore is mostly considered historically. The perception of the events of the past was accompanied by the presence of mythological features. Along with this idealization of the role of the Veche order in government preceded the attempt of the Decembrists to debunk the myth of the vocation of the Vikings as the official version of the establishment of the autocracy. It allows us to speak not only about the birth of new myths in the representations of the Decembrists, but also about overcoming existing stereotypes of the perception of reality.

Текст научной работы на тему «Вечевая вольность древнерусских республик в темпоральных представлениях декабристов»

УДК 340.123 ББК 67.2(4Рос) О С.П. Вольф

С.П. Вольф

ВЕЧЕВАЯ ВОЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕРУССКИХ РЕСПУБЛИК В ТЕМПОРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ДЕКАБРИСТОВ

В статье рассматривается проблема вечевой вольности древнерусских республик в темпоральных представлениях декабристов. Анализируя содержание исторических сочинений, проектов государственного устройства и произведений художественной литературы, созданных декабристами, а также их мемуаров и материалов переписки, автор приходит к выводу о наличии мифологических черт в восприятии декабристами данного явления древней русской истории. Возрождение «Народного вече» в проектах государственного устройства декабристов понимается как возврат к исконным формам общественного и политического уклада жизни предков, соответствующих системе народного самоуправления в Новгороде и Пскове. Это сочетание единодержавной власти монарха с представительным органом в лице Народного вече представляло собой утопическую попытку совместить оправдавший себя в историческом смысле монархический принцип власти с системой народного самоуправления, какой она, по их представлениям, существовала в городах-республиках

древнем Новгороде и Пскове. В исторических сочинениях декабристов стремление охарактеризовать древнерусскую вечевую вольность подкрепляется рассуждениями об исторических корнях этого явления. Репрезентация прошлого декабристами выражала символическое восприятие ими времени. В историческом сознании декабристов прослеживается стремление охарактеризовать время через связь прошлого, настоящего и будущего. «Древняя» история в большей степени отчуждалась декабристами от настоящего. Она осмысливается декабристами именно как прошлое, поэтому рассматривается в большей степени исторически. Восприятие событий далекого прошлого сопровождалось и наличием мифологических черт. Наряду с этим идеализации роли вечевого порядка в управлении государством предшествовали попытки декабристов развенчать миф о призвании варягов как официальной версии установления самодержавия. Что позволяет говорить не только о рождении новых мифов в представлениях декабристов, но и о преодолении существующих стереотипов восприятия окружающей действительности.

Ключевые слова: вече, вечевая вольность, Древний Новгород, древнерусские республики, декабристы, темпоральные представления.

овременный взгляд на вече включает в

I себя понимание и выражение его сущности не только как органа государственной власти древнерусских республик [7; 13], но и как института гражданского общества, способствовавшего становлению такого способа самоорганизации народа в истории нашей страны, как всенародное обсуждение [22; 12; 11]. Пример воплощения народного представительства, воплощенный в вече, всегда притягивал к себе пристальное внимание историков. Так, А.П. Тресков, приступая к изучению данной дефиниции, отмечает, что «вече как институт гражданского общества в Древней Руси характеризуют и определяют его место в сфере политико-правовых правоотношений того времени такие российские ученые-правоведы и историки, как М.К. Любавский, И.Е. Лизакевич, М.Ю. Шефтель, В.О. Ключевский, В.И. Сергеевич, И.Я. Фроянов, О.В. Мартышин и др.» [22, с. 3]. Интерес к исследованию правовой сущности вече, таким образом, является устойчивым на протяжении всей российской истории, последовавшей за его возникновением и развитием.

Вече и вечевая вольность древнерусских республик в системе формирования институтов гражданского общества и органов государственной власти Киевской Руси в оценках научной элиты российского общества предстают как явление, имеющее строго определенные рамки. Такой взгляд

имеет справедливые основания, ведь он основан в подавляющем большинстве на данных исторических источников.

Мы же хотели бы обратить внимание на оценку вечевой вольности древнерусских республик, данную декабристами, которые были не только участниками восстания на Сенатской площади 1825 г. против существовавшего порядка управления государством, но и представителями русского образованного общества XIX века. Еще историк В. И. Семевский отметил явный интерес тайного общества к изучению древнего вечевого строя России [19, с. 261]. «Восторженная любовь к русскому прошлому», которую заметили у декабристов крупнейший русский историк народнического направления В.И. Семевский и представитель либерального направления профессор М.В. Довнар - Запольский, заинтересовала их лишь как вопрос о «влиянии изучения русской истории» на политические идеи тайного общества [19; 8]. Нельзя отрицать весьма значительной роли такого влияния, но нельзя, в то же время, и преувеличивать ее.

Вместе с тем

изучение древней русской истории и в частности вопроса о вечевой вольности древнерусских республик Новгорода и Пскова, несомненно, осуществлялось декабристами. Свои представления о ценности данного опыта воплощения народовластия они воплотили в проектах государственного устройства,

художественной литературе, мемуарах и переписке. Восприятие декабристами исторических событий, связанных с возникновением и развитием вечевой вольности древнерусских республик,

осуществляется сквозь призму их исторического сознания в целом. Ведь к изучению истории они обращались чаще не с целью научных изысканий, а с целью обнаружить средства для изменения современного им порядка государственного управления.

Историческое сознание декабристов

выражает становление различия и связи времен в культуре. По мнению М. А. Барга, «в своем генезисе историческое сознание - это становление различия и связи времен в материальной и духовной культуре каждой данной человеческой общности, которая является в то же время условием исторической устойчивости носителя этой культуры. Будучи важнейшей частью общественного сознания, историческое сознание содержит представления общества о своем прошлом, настоящем и будущем, определяет пространственно-временную

ориентацию, обеспечивая, таким образом, связь времен и поколений» [1, с. 23].

Для темпоральных представлений

декабристов уже в начале XIX в. было характерно восприятие времени сквозь прошлое, настоящее и будущее. Потому декабрист Г.С. Батеньков пишет, что «исследование времени труднее, ибо первым к тому..., потому что никем уже невидимо. Все же оно есть, мы ощущаем его и знаем явления к действию времени относящиеся» [16].

Представления о времени являются одним из элементов картины мира декабристов. В восприятии декабристов время локализуется, приобретает границы. Век, столетие, эпоха - основные единицы измерения времени, употребляемые декабристами [4]. Но именно символическое определение времени стало приоритетным для декабристов. Восприятие времени в больших или меньших единицах измерения зависело от того, насколько декабристы были они отдалены от тех или иных исторических событий. События древней истории воспринимались большими временными категориями. По мере приближения событий истории к настоящему декабристы все с большим вниманием относились к их детальному разбору. Время становилось содержательно насыщенным. Ведь большинство событий настоящего имело непосредственное отношение не только к общественной, но и личной жизни декабристов. Они становились все более активными ее участниками. А события прошлого, напротив, воспринимались ими с точки зрения их значения для настоящего и будущего.

Непременное для образованного человека владение сведениями о прошлом, унаследованное от эпохи Просвещения и закрепленное в раннее Новое время, продолжало оставаться устойчивой традицией в конце XVIII - первой половине XIX вв. Атмосфера всеобщего патриотического подъема

после Отечественной войны 1812 г. способствовала желанию изучить прошлое и исторически обосновать величие и заслуги русского народа. Руководствуясь стремлением включить

отечественную историю во всемирную, декабристы пытались восстановить картину национального прошлого России.

Важным становится само отношение к времени как к чему-то ценному, которое необходимо не только рационально использовать в настоящее время, но и стремиться учесть опыт прошлого, проецируя его на будущее. Иначе, по словам Г.С. Батенькова, «вся громада наша явится без содержания, стереометрическим телом, лишенным красоты и теней, и все прожитое время издержкою» [2, с. 111].

В таком подходе к исследованию прошлого декабристов прослеживается стремление охарактеризовать время через связь прошлого, настоящего и будущего. Декабрист П.Д. Черевин пишет: «Кто посвящен в таинства истории, для того настоящее вполне постижимо - он прозревает и будущее» [23, с. 243]. Изучение прошлого стало для декабристов источником понимания не только настоящего, но и будущего. Выдвижение на первый план «попытки осмыслить связь времен» в декабристском подходе к истории отмечает и И.А. Стрельникова в своем исследовании, посвященном лирическим жанрам декабристской поэзии [20, с. 55].

Интерес к исследованию прошлого возрастает у декабристов по мере его удаленности во времени. «Люди исчезают, нации проходят, нравы истребляются, но привязанность к ним остается вечной, и тем сильнее, чем отдаленнее от нас действующие лица. Не доказывает ли это родственные связи человеческого рода, передаваемой из поколения в поколение и накопляющейся на отдаленных потомках тем в большей массе, чем больше поколений пользовалось этой привязанностью?» - размышляет H.A. Бестужев [9, с. 217-218]. Сама необходимость обращения к «древней истории» объясняется декабристом, исходя из просветительского понимания исторического процесса.

В размышлениях декабристов о прошлом наблюдается стремление разделить историю на «древнюю» и «новую». Причем «новую историю» в своих сочинениях они чаше именуют «новейшей» [15, с. 102], что объясняется небольшой отдаленностью от этого периода. Изучение «древней истории» декабристы начинают с первых проявлений политической жизни у славян. По свидетельству М.А. Фонвизина, «в общественном быту славян преобладала стихия демократическая -общинная» [10, с. 367]. Особый интерес декабристов к «древней истории» обусловлен именно тем, что они воспринимали ее как демократическую.

Восприятие старины осуществлялось декабристами сквозь призму просветительской

парадигмы. В.Д. Сухоруков писал о начале истории Земли Войска Донского: «Издревле обитали здесь народы, но погруженные в невежество и покрытые мраком времен баснословных» [21, с. 1]. «Происхождение всех народов древности теряется во тьме баснословия» и по мнению В.И. Штейнгеля [24, с. 93]. Ф.Н. Глинка в одном из своих писем просил М. П. Погодина прислать «хоть какой-нибудь рассказ из ваших сказаний о темных временах» [18].

Само стремление декабристов перестроить историю, по-новому организовать дошедшие до нас сведения очень отчетливо демонстрирует их подход к прошлому. Если события в описываемой действительности развертываются во временной последовательности - от прошлого к настоящему,-то историческое сознание декабристов предполагает обратный ход мыслей от настоящего к прошлому. Соотнесение декабристами событий настоящего с их первоначальным, исходным состоянием в древности, которое как бы никогда не исчезает и продолжает ощущаться во всякое время, позволяет зафиксировать наличие элементов

мифологического. Однако такое восприятие событий прошлого не помешало им, после тщательного изучения разнообразных исторических источников, прийти в своих изысканиях к выводам, близким к положениям, сформулированным историками значительно позднее - во второй половине XIX в. Установки настоящего в данном случае только вызвали интерес к пересмотру существующего официального мнения по вопросу о происхождении российской государственности. Само же далекое прошлое рассматривалось декабристами исторически.

Сочетание мифологического и исторического в восприятии прошлого мы можем наблюдать и в представлениях декабристов о вечевой вольности древнерусских республик [5]. Этим представлениям, отраженным в созданных ими проектах государственного устройства и литературных произведениях, свойственно преобладание мифологических черт. Декабристами создается образ идеального гражданина, характерными чертами которого являются патриотизм, решимость в борьбе за национальное единство и непременное участие в собраниях Народного вече. Возрождение «Народного вече» в проектах государственного устройства декабристов понимается как возврат к исконным формам общественного и политического уклада жизни предков, соответствующих системе народного самоуправления в Новгороде и Пскове. В исторических сочинениях декабристов стремление охарактеризовать древнерусскую вечевую вольность подкрепляется рассуждениями об исторических корнях этого явления. Появление элементов мифа в представлениях декабристов о вечевом строе древнерусских республик связано с влиянием просветительской и античной традиции. Античные представления о «золотом веке» вольности

подкрепляются руссоистскими понятиями о свободе и равенстве, рождая миф о народном правлении как воплощении справедливости и правды. Наличие элементов исторического сознания также связано с влиянием просветительского историзма на представления декабристов о древнерусской вечевой вольности.

Представления декабристов о вечевой вольности древнерусских республик воплотились и в созданных ими проектах государственного устройства [6, 3]. Главное, что объединяет содержание конституционных программ

Н.М. Муравьева и П.И. Пестеля - это решительное неприятие ими идеи бесконтрольной самодержавной верховной власти, противоречащей, по их мнению, изначальным формам государственного устройства, существовавшего в Древней Руси. Сторонник формы конституционной монархии Н.М. Муравьев предусматривал ограничение верховной власти многоуровневой системой самостоятельных органов

исполнительной, законодательной и судебной власти на местах в регионах [14, с. 410]. Все эти представительные органы основывались на выборном принципе. На вершине подобной системы представительной власти должно было находиться избираемое всеми членами общества Народное вече - гарант гражданского равенства всех жителей страны перед законом. Это сочетание единодержавной власти монарха с

представительным органом в лице Народного вече представляло собой утопическую попытку совместить оправдавший себя в историческом смысле монархический принцип власти с системой народного самоуправления, какой она, по представлениям Н.М. Муравьева, существовала в городах - республиках древнем Новгороде и Пскове. Согласно Конституции Н.М. Муравьева в компетенцию Народного вече входило объявление войны, организация военных сил, наблюдение за использованием финансовых средств. Если Вече находило, что представительные собрания отдельных «держав» преступили пределы отпущенной им по конституции власти, то оно имело право их распускать [14, с. 413].

Сходным образом решал вопрос об участии народа в формировании органов власти П.И. Пестель в своей «Русской правде». Содержание центральных глав, где должны были определяться формы местной и верховной власти, как уже было отмечено, осталось для потомков неизвестным. Но убежденный сторонник республики Пестель в главе четвертой - «О народе в политическом отношении» -своего проекта, говоря о функции окружных поместных собраний, предусматривал назначение ими народных представителей в «Народное вече, образующее верховную законодательную власть» [17, с. 389].

Репрезентация прошлого декабристами выражала символическое восприятие ими времени.

В историческом сознании декабристов прослеживается стремление охарактеризовать время через связь прошлого, настоящего и будущего. «Древняя» история в большей степени отчуждалась декабристами от настоящего. Она осмысливается декабристами именно как прошлое, поэтому рассматривается в большей степени исторически. Восприятие событий далекого прошлого сопровождалось и наличием мифологических черт. Наряду с этим идеализации роли вечевого порядка в управлении государством предшествовали попытки декабристов развенчать миф о призвании варягов как официальной версии установления самодержавия. Что позволяет говорить не только о рождении новых мифов в представлениях

декабристов, но и о преодолении существующих стереотипов восприятия окружающей

действительности.

Темпоральные представления декабристов выражали стремление соединить различные модусы времени, прошлое, настоящее и будущее, восстановить утраченную целостность в отличие от разорванного восприятия времени. Но, утверждая идею связи времен, в сознании декабристов так и не закрепилась ценность настоящего времени. Они периодически ориентировались то на прошлое, то на будущее. В то же время, пытаясь преодолеть существующие мифы и стереотипы, декабристы стимулировали дальнейший интеллектуальный поиск по определению места России в мире.

Библиографический список

1. Барг, М. А. Эпохи и идеи: становление историзма [Текст] / М.А. Барг. - М.: Мысль, 1987. - 278 с.

2. Батеньков, Г.С. Данные. Повесть о собственной жизни [Текст] / Г.С. Батеньков // Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов / под общ. ред. Ю.Г. Оксмана, С.Н. Чернова. - М.: Изд-во политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1933. - С. 88-161.

3. Вольф, С.П. Конституционные проекты декабристов сквозь призму подхода культурно-интеллектуальной истории [Текст] / С.П. Вольф // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 11. - Ч.

1. - С.40-42.

4. Вольф. С.П. Мы живем в веке историческом: XIX век в восприятии времени декабристами [Текст] / С.П. Вольф // Сборник материалов к международной научной конференции аспирантов и студентов при гуманитарном факультете Омского государственного аграрного университета (К 140-летию Н.Я. Новомбергского).

- Омск: ИПК Е.А. Машеевой, 2011. - С. 70-73.

5. Вольф, С.П. Национальное прошлое в историческом сознании декабристов [Текст] / С.П. Вольф // Национальный / социальный характер: археология идей и современное наследство. - М.: ИВИ РАН, 2010. - С. 83-84.

6. Вольф, С.П. Проекты государственного устройства П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева: опыт прошлого и настоящего в перспективе будущего [Текст] / С.П. Вольф // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. - № 2 (6). - С. 62-66.

7. Григоренко, H.A. Вече как орган государственной власти Новгородской республики [Текст] / H.A. Григоренко // Мир юридической науки. - 2012. - № 3. - С. 33-36.

8. Довнар-Запольский, М.В. Идеалы декабристов [Текст] / М.В. Довнар-Запольский. -М.: Госполитиздат, 1907.-497 с.

9. Из записной книжки Н.В. Бестужева [Текст] // Бестужев Н. А. Статьи и письма / ред., вступ. ст. и примеч. И. М. Троицкого. -М.: Изд-во политкаторжан, 1933. - С. 217-218.

10. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов [Текст]: в 3 т. - М.: Государственное изд-во политической литературы, 1951.-Т. 1.-510 с.

11. Казанцев, Д.А. Влияние веча на публично-властную деятельность князя в Киевской Руси [Текст] / Д.А. Казанцев // Труды института государства и права Российской академии наук. - 2013. - № 5. - С. 188-195.

12. Коврякова, Е.В. Вече как форма народовластия у славян: история и современность [Текст] / Е.В. Коврякова // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 12. - С. 2690-2694;

13. Красавцев, Л.Б. Вечевой элемент в истории русской государственности [Текст] / Л.Б. Красавцев // Актуальные проблемы правовой науки. - Вып. 1. - Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета, 2000. - С. 7-16.

14. Муравьев, Н.М. Конституция [Текст] / Н.М. Муравьев // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов: в 3 т. - М.: Государственное изд-во политической литературы, 1951. - Т.

2. - С. 407^122.

15. Общественные движения в России в первую половину XIX в. - СПб.: Былое, 1905. - Т. 1. - 192 с.

16. ОР РГБ. - Ф. 20. - К.6. - Д. 3. - Л. 24об.

17. Пестель, П.И. Русская правда [Текст] / П.И. Пестель // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов: в 3 т. - М.: Государственное изд-во политической литературы, 1951. - Т. 2.

- С. 378-406.

18. РГАЛИ. - Ф. 373,-On.l.-Д. 129.-Л. 6.

19. Семевский В. И. Общественные и политические идеи декабристов [Текст] / В. И. Семевский. - СПб.: Тип. первой СПб. артели, 1909. - 310 с.

20. Стрельникова, И.А. Человек и время в лирике декабристов [Текст] / И.А. Стрельникова // Жанровое своеобразие русской поэзии и драматургии: межвуз. сб. науч. тр._/ отв. ред. В.А. Бочкарев - Куйбышев: Изд-во Куйбышевского педагогического института, 1981. - Т. 256. - С. 55-61.

21. Сухоруков, В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского: в 2 т. [Текст] / В.Д. Сухоруков. -Новочеркасск: Издание Войскового статистического комитета, 1869. - Т. 1. - 439 с.

22. Тресков, А.П. Вече как институт гражданского общества в Древней Руси [Текст] / А.П. Тресков // История государства и права. - 2012. - № 7. - С. 3-7.

23. Черевин, П.Д. О преподавании истории детям [Текст] / П.Д. Черевин // Их вечен с вольностью союз...: Литературная критика и публицистика декабристов / сост. С. Волк. - М.: Современник, 1983. - С. 238-243.

24. Штейнгель, В.И. Сочинения и письма: в 2 т. [Текст] / В.И. Штейнгель. - Иркутск: ВосточноСибирское книжное издательство, 1992. - Т.2. Записки и статьи. - 526 с.

References

1.Barg М.А. EHpohi i idei: stanovlenie istorizma [Epochs and ideas: the emergence of historicism]. M.: Mysl', 1987. 278 p.

2.Baten'kov G.S. Dannye. Povest' o sobstvennoj zhizni [Data. The story of his own life] // Vospominaniya i rasskazy deyatelej tajnyh obshchestv 1820-h godov / pod obshch. red. YU. G. Oksmana, S. N. CHernova. M.: Izd-vo politkatorzhan i ssyl'noposelencev, 1933. P. 88-161.

3.Vol'f S.P. Konstitucionnye proekty dekabristov skvoz' prizmu podhoda kul'turno-intellektual'noj istorii [The constitutional projects of the Decembrists in the light of the approach of cultural and intellectual history] // Istoriches-kie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki (vhodit v perechen' VAK). Tambov: Gramota, 2014. № 11. CH. 1. P.40-42.

4.Vol'f S.P. My zhivem v veke istoricheskom: XIX vek v vospriyatii vremeni dekabristami [We live in an age of historic: XIX century in the perception of time Decembrists] // Sbornik materialov k mezhdunarodnoj nauchnoj konfer-encii aspirantov i studentov pri gumanitarnom fakul'tete Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (K 140-letiyuN.YA. Novombergskogo). Omsk: IPK E.A. Masheevoj, 2011. P. 70-73.

5.Vol'f S.P. Nacional'noe proshloe v istoricheskom soznanii dekabristov [National history in the historical consciousness of the Decembrists] // Nacional'nyj / social'nyj harakter: arheologiya idej i sovremennoe nasledstvo. M.: IVI RAN, 2010. P. 83-84.

6.Vol'f S.P. Proekty gosudarstvennogo ustrojstva P.I. Pestelya i N.M. Murav'eva: opyt proshlogo i nastoya-shchego v perspektive budushchego [Polity Projects PI Pestel and NM Muravyov: the experience of the past and present for the future] // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tekhnologij. 2013. № 2 (6). P. 62-66.

7.Grigorenko N.A. Veche kak organ gosudarstvennoj vlasti Novgorodskoj respubliki [Veche as a public authority of the Novgorod Republic] // Mir yuridicheskoj nauki. 2012. № 3. P. 33-36.

8.Dovnar-Zapol'skij M.V. Idealy dekabristov [The ideals of the Decembrists]. M.: Gospolitizdat, 1907. 497 p.

9.Iz zapisnoj knizhki N.V. Bestuzheva [From the notebook NV Bestuzhev] // Bestuzhev N.A. Stat'i i pis'ma /

red., vstup. st. i primech. I. M. Troickogo. M.: Izd-vo politkatorzhan, 1933. P. 217-218.

10. Izbrannye social'no-politicheskie i filosofskie proizvedeniya dekabristov [Selected socio-political and philosophical works of the Decembrists]: v 3 t. M.: Gosudarstvennoe izd-vo politicheskoj literatury, 1951. T. 1. 510 p.

11. Kazancev D.A. Vliyanie vecha na publichno-vlastnuyu deyatel'nost' knyazya v Kievskoj Rusi [Impact of weight on publicly-imperious Prince activity in Kievan Rus] // Trudy instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. 2013. №5. P. 188-195.

12. Kovryakova E.V. Veche kak forma narodovlastiya u slavyan: istoriya i sovremennost' [Veche as a form of democracy among the Slavs: History and Modernity] // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2014. № 12. P. 26902694;

13. Krasavcev L.B. Vechevoj ehlement v istorii russkoj gosudarstvennosti [Veche element in the history of Russian statehood] // Aktual'nye problemy pravovoj nauki. Vyp. 1. Arhangel'sk: Izd-vo Pomorskogo gosudarstvennogo universiteta, 2000. P. 7-16.

14. Murav'ev N.M. Konstituciya [Constitution] // Izbrannye social'no-politicheskie i filosofskie proizvedeniya dekabristov: v 3 t. M.: Gosudarstvennoe izd-vo politicheskoj literatury, 1951. T. 2. P. 407-422.

15. Obshchestvennye dvizheniya v Rossii v pervuyu polovinu XIX v. [Social movement in Russia in the first half of the XIX century]. SPb.: Byloe,1905. T.1. 192 p.

16. OR RGB. F. 20. K.6. D. 3. L. 24ob.

17. Pestel' P. I. Russkaya pravda [Russian truth] // Izbrannye social'no-politicheskie i filosofskie proizvedeniya dekabristov: v 3 t. M.: Gosudarstvennoe izd-vo politicheskoj literatury,1951. T. 2. P. 378-406.

18. RGALI. F. 373. Op.1. D. 129. L. 6.

19. Semevskij V.l. Obshchestvennye i politicheskie idei dekabristov [Social and political ideas of the Decembrists]. SPb.: Tip. pervoj SPb. arteli, 1909. 310 p.

20. Strel'nikova I.A. CHelovek i vremya v lirike dekabristov [Man and time in the lyrics of the Decembrists] // ZHanrovoe svoeobrazie russkoj poehzii i dramaturgii: mezhvuz. sb. nauch. tr. / otv. red. V.A. Bochkarev. Kujbyshev: Izd-vo Kujbyshevskogo pedagogicheskogo instituta, 1981. T. 256. P. 55-61.

21. Suhorukov V.D. Istoricheskoe opisanie Zemli Vojska Donskogo: v 2 t. [Historical description of the Earth Don Cossacks]. Novocherkassk: Izdanie Vojskovogo statisticheskogo komiteta, 1869. T.1. 439 p.

22. Treskov A.P. Veche kak institut grazhdanskogo obshchestva v Drevnej Rusi [Veche, as an institution of civil society in Ancient Rus] // Istoriya gosudarstva i prava. 2012. № 7. P. 3-7.

23. CHerevin P.D. O prepodavanii istorii detyam [On the teaching of history to children] // Ih vechen s vol'nost'yu soyuz...: Literaturnaya kritika i publicistika dekabristov / sost. S. Volk. M.: Sovremennik, 1983. P. 238243.

24. SHtejngel' V.I. Sochineniya i pis'ma: v 2 t. [Works and Letters]. Irkutsk: Vostochno-Sibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1992. T.2. Zapiski i stat'i. 526 p.

OLD LIBERTY VECHE REPUBLIC IN TEMPORALITY REPRENTATIONS DECEMBRISTS

Svetlana P. Wolf,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

associate professor, Siberian Institute Of Business And Information Technologies

Abstract. The article deals with the problem of the great liberties of the ancient republics in the temporal representations of the Decembrists. Analyzing the content of historical works, projects of government and works of literature created by the Decembrists and their memoirs and correspondence, the author comes to the conclusion that mythological features in the perception of the Decembrists of the phenomenon of ancient Russian history. The revival of the "popular Assembly" in the draft of state structure of the Decembrists is understood as a return to primordial forms of social and political way of life of ancestors of the corresponding system of the national government in Novgorod and Pskov. This combination edinodushno the power of the monarch with the representative body in the face of the popular Assembly was a utopian attempt to combine proven in the historical sense, the monarchical principle of government with the system of the national government, which she, in their opinion, existed in the city - States of ancient Novgorod and Pskov. In the historical writings of the Decembrists, the desire to describe the ancient Russian Veche liberty is reinforced by arguments about the historical roots of this phenomenon. The representation of the past Decembrists expressed the symbolic perception of time. In the historical consciousness of the Decembrists can be traced the tendency to characterize time through the connection between the past, present and future. "Ancient" history increasingly alienated by the Decembrists from the present. It is comprehended the Decembrists exactly like the past, and therefore is mostly considered historically. The perception of the events of the past was accompanied by the presence of mythological features. Along with this idealization of the role of the Veche order in government preceded the attempt of the Decembrists to debunk the myth of the vocation of the Vikings as the official version of the establishment of the autocracy. It allows us to speak not only about the birth of new myths in the representations of the Decembrists, but also about overcoming existing stereotypes of the perception of reality.

Keywords: Chamber, ancient Novgorod, Old Republic, the Decembrists, temporal representation, the historical consciousness of the Decembrists

Сведения об авторе:

Вольф Светлана Павловна - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24-я Северная д. 196 корп. 1), e-mail: volf_svetlana@rambler.ru. Статья поступила в редакцию 02.11.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.