Научная статья на тему 'Веб-форум как речевой жанр виртуальной коммуникации'

Веб-форум как речевой жанр виртуальной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1564
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ ЖАНР / SPEECH GENRE / ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ / ВЕБ-ФОРУМ / VIRTUAL COMMUNICATION / GENRE FEATURES / WEB-FORUM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михеева Юлия Александровна

статья определяет веб-форум как речевой жанр в рамках электронного общения и раскрывает особенности данного жанра в ходе анализа его жанрообрузующих признаков. Автор приходит к выводу об актуальности жанра форум в современном обществе и о его включении в иерархию речевых жанров виртуального дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the paper determines web-forum as a speech genre in terms of virtual communication discovering the peculiarities of this genre in course of analyzing its major genre features. The author considers web-forum to be a modern genre and a member of electronic communication hierarchy.

Текст научной работы на тему «Веб-форум как речевой жанр виртуальной коммуникации»

УДК 1751 Ю.А. Михеева

Веб-форум как речевой жанр виртуальной коммуникации

Аннотация

Статья определяет веб-форум как речевой жанр в рамках электронного общения и раскрывает особенности данного жанра в ходе анализа его жанрообрузующих признаков. Автор приходит к выводу об актуальности жанра форум в современном обществе и о его включении в иерархию речевых жанров виртуального дискурса.

| Ключевые слова: речевой жанр, виртуальная коммуникация, жанрообразующие признаки, веб-форум.

Yu.A. Mikheyeva

Web-forum as a speech genre of electronic communication

Abstract

The paper determines web-forum as a speech genre in terms of virtual communication discovering the peculiarities of this genre in course of analyzing its major genre features. The author considers web-forum to be a modern genre and a member of electronic communication hierarchy.

| Keywords: speech genre, virtual communication, genre features, web-forum.

Жанровая многоликость электронной коммуникации представляется сегодня одной их актуальных проблем исследования наряду с возрастающей заинтересованностью к виртуальному пространству. Многие исследователи, изучающие особенности Интернет-коммуникации, расходятся во взглядах в отношении определения некоторых жанров виртуального общения.

В данной работе предлагается рассмотреть, различима ли жанровая специфика веб-форума (далее - форум), а также своеобразие коммуникативно-речевых и языковых параметров. Для анализа наиболее эффективной представляется «модель речевого жанра» Т.В. Шмелевой, позволяющая описывать любые речевые жанры в соответствии с определенными конститутивными жанрообразующими признаками [3, с. 91].

Так, наиболее значимым параметром отмечается коммуникативная цель, противопоставляющая четыре типа речевых жанров: информативные; императивные; этикетные; оценочные. В рамках предложенных положений в отношении жанрообразующего признака коммуникативной цели необходимо рассмотреть, как соотносятся представленные типы жанров с общением на форуме.

Главная цель форума - это обмен информацией (получение и/или передача информации), реализующей различные функции. Примечательной особенностью изложения информации является ее субъективный характер. Приведем пример сообщений из форумов, например, форум «Будь в форме! Спорт и фитнес. Диеты и здоровое питание» на вебсайте http://forum. sibmama.ru/:

Тема: Экстрим-фитнес

Оксана: Кто-нибудь слышал что-нибудь? Интересно все

L@ska: Если это про клуб - то я туда даже ходила. нравилось очень - в январе планирую возобновить походы. Разнообразные программы - можно подобрать то что нравится. Меня устраивает еще то что ходишь на что угодно - время моего личного посещения не ограничено - выбираю нужную тренировку и удобное время и вперед.

Night_bride:Можно купить абонемент на 3 месяца. У меня такой. Стоит 5000. Получается 1667 в месяц.

Sweety: Очень хороший клуб. Достойный, я бы сказала.

В приведенном примере представлено сообщение-запрос с целью получения информации на определенную тему (об оздоровительном центре), который влечет за собой ряд сообщений-ответов с информацией различной функциональности (выражение отношения к объекту обсуждения описательного характера, конкретизированная информация о стоимости с приведением выгоды как положительной характеристики, краткая положительная характеристика объекта обсуждения). Вышеизложенный пример иллюстрирует несомненную возможность представления форума как императивного типа речевого жанра (сообщение-запрос с целью получения информации), так и информативного (передача запрашиваемой информации).

С меньшей частотностью, но не менее значимыми кажутся форумы с функциональной семантикой поздравления, благодарности, извинения, соболезнования и т. п., которые можно отнести к этикетным речевым жанрам-реакциям на событие с перфектной перспективой, согласно классификации Т.В. Тарасенко

[4, с. 289]. Так, например, различного рода поздравления на форуме спортивного клуба ЦСКА: Тема: Поздравления.

Staccato » 12 май 2008, 19:25 Всех с недавно прошедшим Праздником Победы! Но лично для меня он никогда не проходит и поэтому с этим Праздником я могу поздравлять вас хоть каждый день! =)

WeNer » 21 май 2008, 09:40 Хочу поздравить игроков ПФК ЦСКА с прошедшим ДР: Антона Власова (защита), Рикардо Жезуса (нападение), Артура Ниг-матулина (стража ворот), Любоша Калоуда (Полузащита) И с наступающим: Павла Фигона (так-же страж ворот) и Рамона (полузащита). С ДНЁМ ВАРЕНИЯ!!!!!!

Не менее популярны виды этикетных жанров-событий, такие как приветствия, объявления, прощания, например, форум на сайте http://forum.postupim. ru/, представленный прощанием с содержанием соответствующих реплик-реакций: Тема: Прощание ФСБ

ФСБ: Город: Москва Друзья! Сегодня улетаю учиться в Англию, так что это последний мой визит на форум. Спасибо огромное за отлично проведённое время на форуме в период ЕГЭ и после него. Всем удачи, отличной учёбы, ну, и конечно, осуществления всех желаний. Поступим.ру - мы сила Всем пока Scars: удачи!

Php: и почему прощай? от туда писать нельзя что-ли?)

Стандартизированный шаблонный характер языкового оформления в приведенных ситуациях в рамках принятого в обществе этикета обусловливает отнесенность форума к этикетным речевым жанрам.

Также важным элементом форумов является эмфатическая составляющая - языковое воплощение в сообщениях форумов изобилует эмоциональными манифестациями участников общения. Приведем пример из форума на сайте rabota.ngs/ru/forum:

Мария 12.04.11 23:35 Почему-то такой важный документ при поиске работы, как резюме, примерно 50% соискателей составляют тяп-ляп да абы как. Ни орфографию не проверяют, ни стилистику. Только бы побыстрее запостить. А что при этом подумает о таком соискателе потенциальный работодатель - даже в голову не приходит. Интернет - он все стерпит. Но у меня терпение периодически лопается. Потому открываю эту тему. Предлагаю поделиться, кому какие ошибки попадались - возможно, их авторы прочитают тему и резюме свои отредактируют. Лилит8 12.04.11 23:38 :-) :-) :-) a.pyzhov 13.04.11 12:50 А как Вам само слово «резюме»? Творческие кандидаты, составляя его самое, используют массу вариантов для названия своих творений: резюмэ ризюме рюзюме ремюзе и даже зезюме NissanTerrano 13.04.11 15:14 Развеселило! :-) ПРОДОЛЖАЙТЕ!!!

Помимо лингвистических средств (в данном приме-

ре изобилующих критикой: тяп-ляп да абы как, даже в голову не приходит, терпение лопается) эмоциональность сообщений форума зачастую выражается посредством графических особенностей, передающих различные эмоциональные состояния: эмотиконов (в данном примере :-)), сочетания пунктуационных знаков, использования заглавных букв.

Чаще всего встречающиеся эмфатические конструкции носят оценочный характер, что, возможно, связано, со стремлением участника общения к высказыванию своего мнения и выражению сильных чувств, вызванных определенным содержанием сообщения/ сообщений другого или других участников общения в рамках одного форума. Кроме того, эмоционально-оценочный характер таких сообщений обусловлен гибридной природой изложения речи в компьютерно-опосредованном пространстве с превалированием естественной устной формы неофициального общения. Так, в зависимости от ситуации можно отнести форум к оценочному типу жанров.

Таким образом, в отношении всех представленных типов речевых жанров коммуникативная цель является основным конститутивным признаком речевого жанра форум.

К следующему жанрообразующему признаку относят образ автора, под которым понимается та информация об авторе как об участнике общения, которая «заложена» в типовой проект речевого жанра, обеспечивая ему успешное осуществление. Автором форума может стать любой пользователь сети Интернет. В самом широком смысле форум предполагает автора, который запрашивает интересующую его информацию и ожидает получить ее. Автор форума является основным звеном коммуникации, инициирующим ее; автора исходного форума принято называть топикстартером (от англ. topic starter «начинающий тему»). Отсутствие видеоконтакта, асинхронность коммуникации характеризует образ автора форума как анонимный, закрытый, расплывчатый, неопределенный. Такая карнавализа-ция позволяет участникам создавать свой имидж и выбирать наиболее подходящий для себя стиль общения. Характеристики образа автора кодируются автором и декодируются адресатом.

Образ автора эксплицируется посредством нескольких способов репрезентации. Во-первых, первоначальное представление об образе автора можно получить из сведений о нем, которые всегда сопровождают его сообщения и указываются слева, включая следующие данные в такой последовательности:

- «имя» автора (под которым понимаем его псевдоним, никнейм, т. е. то имя, которое автор дает себе при регистрации на форуме, например: Леший, Печенька, Rusty);

- аватар - изображение небольшого размера, представляющее участника форума в виртуальной реальности (может быть как его истиной фотографией, так и ложной, или вообще любым изображением, отра-

жающим сущность, внешность, характер обладателя); - коммуникативный статус участника, под которым вслед за А. Абросимовой понимаем совокупность стабильных коммуникативных параметров субъекта; «положение субъектов коммуникации относительно друг друга» [1]. В основном, присвоение статусов зависит от количества сообщений участника. Наглядным примером может служить система статусов на форуме forum.sibmama.ru: ясельки (от 0 до 300 сообщений), детский сад (от 300 до 500), первый класс вторая четверть (от 500 до 1000), школьные годы (от 1000 до 2000), студент (от 2000 до 3000), аспирант (от 3000 до 5000), профессор (от 5000 до 10000) академик (свыше 10000);

- дата регистрации на сайте;

- количество сообщений;

- время последнего входа на форум;

- «подпись пользователя» (т. н. «юзербар»), указываемая по желанию самим пользователем и отображающаяся под чертой после сообщения. Здесь участник обычно размещает информацию, выражающую какие-либо убеждения, настроение, мысли и даже черты характера пользователя, например: «Ты должен делать добро из зла, потому что больше его делать не из чего», или информацию рекламного типа, например: ЗДЕСЬ БЕЛЬЕ НА ЛЮБЫЕ ОБЪЕМЫ КРЫМСКАЯ КОСМЕТИКА (http://forum.sibmama.ru/viewtopic. php?t=1049969);

- профиль пользователя - дополнительная информация, формирующая более полное представление об образе автора. Например, на сайте форума forum. sibmama.ru параметры профиля представлены следующим образом: профиль пользователя Яков Яковлев; дата регистрации: 24.05.04; общее количество сообщений: 5834; количество актуальных сообщений: 4762; пол: мужской; откуда: Новокузнецк; род занятий: педиатр, кандидат медицинских наук; интересы: питание детей первого года жизни и старше, педиатрия; дневник: ещё не создан; день рождения: —; модератор в форумах: Консультации педиатра. Также указываются способы связи с пользователем: Личное сообщение, MSN Messenger, Yahoo Messenger, AIM Address, ICQ. Такое количество способов связи может дать представление об авторе, как об опытном и активном пользователе сети, а сведения о нем как о модераторе форума (в общепринятой иерархии участников общения администратор (управляющий форума) ^ супермодератор ^ модератор ^ участник (зарегистрированный пользователь) ^ гость (незарегистрированный пользователь)) указывают на статусность, авторитетность автора, особенно наряду с информацией о профессиональной деятельности, что побуждает к доверительной оценке высказываний данного автора.

Параметры не могут варьироваться, так как заданы на программном уровне, некоторые параметры отображают информацию автоматически, такие как дата регистрации или количество сообщений, другие указы-

ваются самим пользователем по желанию, например, род занятий или интересы. После прохождения регистрации пользователь не может повлиять на изменение некоторых параметров, например, таких, как «имя» участника, статус, количество сообщений.

Во-вторых, образ автора формируется у адресата на основании речевой манеры и стиля изложения, тональности, внешней структуры сообщения, языкового воплощения, объема сообщений, наряду с невербальными средствами коммуникации - графическим оформлением, обозначающим различными способами интонацию, темп, паузы и т. д., что является результатом его сознательной направленности на тот или иной тип, код речи, и его предыдущего речевого опыта. Эти вербальные и невербальные средства позволяют предположительно представить его интеллектуальные способности, опыт, взгляды, жизненные ценности, возможно, положение человека в обществе. Помимо этого, данные средства помогают представить автора, как языковую личность.

В-третьих, поскольку жанр реактивный, ориентированный на дальнейшую коммуникацию, адресат также способствует раскрытию образа автора побуждением его к развитию общения посредством совершения ряда речевых действий реактивного характера (ответов-реакций на исходное сообщение автора). Анализируя характер авторства Н.Г. Асмус отмечает, что каждое сообщение «рефлексивно, направлено на раскрытие внутреннего мира человека и осознание его роли в современном мире» [2, с. 41].

Перечисленные способы репрезентации образа автора и средства его идентификации способствуют большей кристализации образа автора, являющегося почти всегда анонимным, его частичному декодированию, пониманию, «размаскировке».

Таким образом, можно говорить об образе автора как конститутивном признаке речевого жанра форум.

Наряду с жанрообразующим признаком образа автора рассматривается образ адресата. В отношении форума представляется возможным применить описание адресата у М.М. Бахтина, в котором исследователь характеризует его как «совершенно неопределённого», поясняя, что виды и концепции адресата «определяются той областью человеческой деятельности и быта, к которой относится данное высказывание» [3, с. 262]. Адресатом форума зачастую становится широкий круг читателей, которых интересует предложенная тема. Поскольку форум является видом коммуникации в асинхронном временном режиме, участники общения присутствуют как синхронно, так и в ретроспективе и перспективе. Характерной особенностью отношений «адресант-адресат» в рамках форума является противоречивая комбинация двух составляющих: с одной стороны, это значительная дистантность, при которой участники общения, находясь в одном коммуникативном пространстве, почти всегда не знают друг друга в реальности, с другой стороны, общение, происходящее

в виртуальном коммуникативном пространстве, характеризуется открытостью, конвергентностью, откровенной природой высказываний участников, что связано с наличием фактора анонимности и знанием собеседников о невозможности их идентификации.

В отношении речевого жанра форум представляется целесообразным анализ образа адресата в двух направлениях. В широком понимании образ адресата предусматривает некий совокупный образ, образ коллективного неперсонифицированного реципиента, определяющегося общей совокупностью участников в рамках определенного форума. Если образ автора раскрывается посредством общения «один многим», то образ адресата формируется путем общения «один одному», «многие одному», «многие многим», «один многим». Адресат может участвовать в общении как пассивно (посредством чтения), так и активно (ответ-реакция на сообщение автора).

В более узком понимании под образом адресата принимаем отдельного участника форума, который в своем «посте» высказывает личное мнение в отношении запроса в исходном сообщении. Участники форума являются разными языковыми личностями, каждая из которых выражает свою реакцию различного характера (прагматическую, эмфатическую и др.), а также свою речевую стратегию (сотрудничество, конфликтную и др.). Данное понимание адресата форума предусматривает слияние говорящего и адресата, то есть сам адресат, являясь получателем исходного сообщения, становится автором своего сообщения, создавая реактивное сообщение на исходное, либо на сообщение любого другого участника форума. При этом можно говорить, что такая модель коммуникации характеризуется цикличностью, что приводит к мене роли адресата, когда он становится автором №2 (3, 4... и т. д.) в рамках определённого форума: общение в рамках форума = автор №1 + автор №2, 3, 4. и т. д., где автор №1 = автор исходного сообщения форума, автор №2, 3, 4 ... и т. д. = он же адресат.

Образ адресата, как и образ автора, карнавализи-рован, завуалирован, и может в той или иной степени раскрываться с помощью представленных на форуме сведений о нем, как об участнике общения. Примечательно, что все ранее перечисленные способы репрезентации и кристализации образа автора также применимы к образу адресата.

Далее жанровая модель предполагает пару симметричных параметров, называемых образом прошлого и образом будущего, под которыми понимаются предшествующие и последующие эпизоды общения. В рамках жанра форум различаем субжанры: инициальные (первичные) и реактивные (вторичные). Образ прошлого воплощается в инициальных субжанрах, к которым относится исходное сообщение-запрос автора форума. Например, обсуждение фильма «Левиафан» на сайте http://kimfomm.m/viewtopic.php?f=24&t=17261:

Левиафан / 2014 / Россия / А. Звягинцев

unholy » 13 янв 2015: Картинка великолепная, дуэт Звягинцева и Кричмана вообще этим славятся. Но вот эта трагичная обречённость, депрессивная безысходность, которым сквозит русский артхаус меня просто убивает. И просмотрев десятки «авторских» фильмов теперь не покидает ощущение, что всё это я уже видел много раз в других сценарных конфигурациях, но «мотивчик» всё тот же.

К реактивным субжанрам, выражающим образ будущего, отнесем все последующие за исходным сообщения, являющиеся ответами на него или последующие за исходным сообщения. Здесь встречаются такие субжанры как «ответ на вопрос», «комментарий», «благодарность», «похвала». Так, «похвала» в одном из ответов-реакций на исходное сообщение предыдущего примера:

Gocha: наисильнейшая картина! возьмёт «оскара», что бы удавились все критиканы!

Такие сообщения являются одновременно ответами на предшествующие высказывания и инициаторами последующих. Так, ответ-реакция, выраженный похвалой в предыдущем сообщении, порождает реакцию третьего участника форума в субжанре «опровержение»:

Sharik: касательно непосредственно фильма, это весьма слабое кино, кадры передержаны, затянуты, ракурсы неинтересные, монтаж примитивный... таких фильмов - воз и малая тележка. Оскар за хороший фильм в наше время не дадут.

Приведенные иллюстрации убеждают, что жанр форум сочетает в себе множество различных субжанров, от запроса о мнении аудитории (инициальный), интересующейся данной темой, до комментариев разного рода (зачастую критических), похвалы, опровержения и др. Таким образом, вслед за Т.В. Шмелевой отмечаем, что рассматриваемые жанрообразующие признаки имеют собственно речевую природу: они обращены к участникам общения и условиям (виртуального пространства).

К следующему параметру речежанровой модели относится тип (характер) диктумного содержания, различающий жалобу, упрек, просьбу, оценку, прогноз, разрешение, запрет и пр. В отношении форума диктум зачастую выражается просьбой, предложением, рекламой, жалобой, оценкой, воспоминанием, поздравлением, благодарностью в инициальных субжанрах и предоставлением информации, оценкой, спором, запросом, воспоминанием, благодарностью в реактивных. Так, например, в форуме с темой о «соляной пещере» в рамках соответствующего форума «Обсуждение лечебных учреждений и медицинских специалистов»:

Заголовок сообщения: Соляная пещера. Где?

Luda: «Галокамера» (соляная пещера) и методики лечения. Посещение Соляной пещеры - недорогая и очень полезная процедура, которая позволит Вам очутиться на морском побережье. По эффективности и

пользе для организма 30-40 минут, проведенные в пещере, сопоставимы с тремя днями на море [далее следует текст объемом 3350 печатных знаков с указанием более подробной информации и рекомендаций, а также списком соответствующих учреждений и их контактными сведениями].

Тип диктума в приведённой иллюстрации представлен предъявлением информации рекламного характера. В дальнейшем обсуждении данной темы появляются и другие типы диктума в рамках определенных субжанров речевого жанра форум, такие как воспоминание (1), положительная оценка (2), спор (3):

1. JuST: Мы ходили в соляную пещеру на Кутате-ладзе, 16, там находится Центр медико-социальной помощи населению. Чтобы туда попасть, нужно прийти к заведующей и договориться - формально это заведение только для малоимущих, но детей брали.

2. Любча: есть соляные пещеры на ул. Серебрянни-ковской, центр Сирена. Уютно так, музыка спокойная играет. Я тогда одна ходила, а многие с детьми были. Вроде понравилось.

3. Лапочка: Да, соляная пещера очень полезна при всяких болезнях горла и носа.

Фарфоровая: Мы примерно 2 недели назад сходили в соляную пещеру в Сирену и в тот же вечер жуткий кашель и сопли у ребенка и у меня. В итоге только насобираешь больше.

Альчик: Мы в июне прошли 10 сеансов в «Соляной пещере» 25-ой МедСанЧасти, сейчас болеем меньше, чем в прошлом году.

Izadora: А вот я честно говоря наверное больше не рискну... 3 неделю сидим..уже подумываю об антибиотиках..

Ladys: Я тоже думаю, что соляная пещера может обострить хронич. заболевание дыхательных путей

Представленные иллюстрации показывают, что тип событийного содержания относится к жанрообразую-щему признаку жанра форум.

Последним Т.В. Шмелева указывает параметр языкового воплощения, отмечая, что именно из него адресат «вычитывает информацию об авторе, его коммуникативных намерениях, прошлом и планируемом будущем жанра» [5, с. 96]. В иерархии жанрообразую-щих параметров языковое воплощение речевого жанра считается наиболее важным, так как именно языковое оформление представляют «портрет» речевого жанра, раскрывая спектр возможностей, лексических и грамматических ресурсов жанра, обособляя его от других речевых жанровых форм. В целом языковое воплощение жанра форум напрямую связано с пониманием форума как персональной консультационной площадки, и поэтому в первую очередь зависит от автора: его це-леустановок, уровня образования, рода деятельности, этических и эстетических представлений, от того, как он представляет себе свою аудиторию и какую реакцию ожидает получить от нее, от того образа, который он сознательно или бессознательно пытается создать.

Рассматривая пару минимальность/ максимальность словесного выражения, следует отметить, что для жанра форум больше характерны краткие, сжатые высказывания, нежели объемные. Это связано с осознанием автором сообщения скорейшего достижения коммуникативной цели, преследуемой им и зачастую являющейся запросом для получения информации, за счёт предоставления именно краткого запроса/вопроса/высказывания. На более лаконичные сообщения наблюдается большее количество ответов на форумах, чем на более объемные.

Представляя полюсы клишированность/индиви-дуальность, нужно отметить что на первый план все же выходит информативность, как основная функция жанра форум, вытесняя индивидуальность и свободу языкового выражения на второй план, при этом не ослабляя их релевантности.

Особенности вербальной природы речевого жанра форум представлены специфическими синтаксическими, лексико-семантическими и графическими средствами выражения.

Рассмотрим синтаксические средства языкового воплощения речевого жанра форум. Наряду с текстовой природой виртуального общения участники такого рода коммуникации воспринимают пространство для общения устным. В сочетании с вышеупомянутой информативной функцией, можно выявить некоторые особенности в отношении синтаксических средств выражения на форумах. Самое распространенное выражение инициального сообщения форума чаще является вопросом, обращенным к целевой аудитории, сопровождающимся различного рода пояснительными конструкциями в утвердительной форме: «Форумчане, подскажите, в каком банке у нас можно приобрести грузинские лари? Перед поездкой хотелось бы немного затарится, ну и сравнить курс»; «Всем привет! Я приехала в Новосибирск совсем недавно. И может кто подскажет, где в Сибе купить домашних кур?»; «Почитала про детский лагерь. Задумалась. В каком возрасте вы впервые ребенка отправили отдыхать куда-то надолго, именно вот типа в лагерь?» Инициальные сообщения, так же как и значительная часть реакционных сообщений жанра форум, характеризуются логичностью, полнотой выражения мысли (полные вопросительные конструкции, свойственные официально-деловому стилю) наряду с признаками разговорной речи в рамках неформального диалога между незнакомыми людьми, что выражено короткими вопросительными конструкциями.

В сообщениях форума распространены эксплицитные выражения своего мнения, например: «Правильно ли я Вас понимаю...», «Я, например, смотрю на это иначе...», «Мне лично кажется, что...», «ИМХО» (по моему скромному мнению - пер. с англ. фразы «in my humble opinion») и др.

Также одной из особенностей необходимо отметить использование эллиптических конструкций с целью

передать как можно больше информации за счет минимальных средств выражения: «НА Барахолку ехайте.. тут ВСЁ на своих местах....»; «Тоже было подобное, дал номер в городском формате - затихли. Видимо учеткуукрали на той стороне». В этом случае используются разговорные выражения (все на своих местах, учетка), просторечия (ехайте), неполное грамматическое оформление предложений (затихли), эмоционально окрашенные слова (ВСЕ - крупным шрифтом), что сокращает дистанцию между участниками коммуникации.

Как уже упоминалось, данный вид общения напоминает разговорную речь, что также выражается более короткими, бессоюзными конструкциями, сложноподчиненные конструкции встречаются значительно реже. Сообщения (чаще реакционные) могут быть составлены из коротких неполных предложений, каждое из которых дополняет или детализирует предшествующее. Часто встречаются уточнения или пояснения в ходе «дискуссии». Примечательно, что реакционным сообщением может служить без каких-либо добавлений и уточнений гипертекстовая ссылка на источник, представляющая интерес для автора инициального сообщения и предположительно содержащая нужную для него информацию. К синтаксическим особенностям сообщений жанра форум так же можно отнести широкое употребление фразеологизмов: «туда нам и дорога», «дно достигнуто», «ни хлебом единым», «как страшно жить» и др.

Для характеристики лексико-семантических особенностей речевого жанра форум, в первую очередь, релевантно (для инициальных сообщений) широкое использование следующих выражений с непосредственной коммуникативной целью запроса/ вопроса/ просьбы: «подскажите», «поделитесь», «опыт», «что делать», «как быть», «что думаете», «помогите», «как справиться» и др., что выделяет речевой жанр форум среди других жанров Интернет-коммуникации.

Наряду с разговорными конструкциями, жаргонизмами, просторечиями, молодежным сленгом общение в рамках жанра форум (касательно и инициальных, и реакционных сообщений) характеризуется множеством терминов, научных понятий, сокращений. Таким об-

разом, создается впечатление некой «свойской» связи между коммуникантами, что приближает их к неформальному, приятельскому общению между «своими».

Также активно употребляются англицизмы: то-пик-стартер, оффлайн, плиз, спамер, геймовер, винда. Иноязычные слова, в основном, широко используются в молодежной среде с целью эффекта новизны, эмоционально-экспрессивной окраски своей речи, особому выделению себя среди себе подобных.

На словобразовательном уровне наблюдается множество ярких неологизмов, цель которых порождать яркие выразительные «словечки», являющиеся экспрессивными альтерациями общелитературных слов. Здесь широко представлена аффиксация имен существительных: -ух (а), -ях/к(а): вирусяка (вирус), сетеву-ха (сеть); -ак, -ик: сервак (сервер), моник (монитор); а также глаголов (в меньшей степени): -а: кликать, фотать; - и: запостить, гамить. В словообразовании прилагательных распространен суффикс -ов/-ев: онлайновый, брэндовый, шаровый (от англ. share - делиться). Большинство таких неологизмов относится чаще к компьютерному жаргону.

Среди особенностей языкового воплощения жанра форум значительное место занимают графические средства, которые во многом облегчают интерпретацию подтекста за счет передачи эмоций посредством эмотиконов и пунктуационных знаков препинания, о чем уже упоминалась выше в рамках данной работы.

Таким образом, все представленные особенности языкового воплощения определяют форум как речевой жанр, обособляя его от других речевых жанровых форм.

Все отмеченные жанрообразующие параметры единообразно сочетаются в форуме, представляя его как речевой жанр, столь актуальный и широко используемый современным Интернет-сообществом. Стоит отметить, что жанр форум является чрезвычайно распространенной формой коммуникации и органично вписывается в современную языковую культуру, занимая почетное место в иерархии речевых жанров виртуального дискурса.

Литература

1. Абросимова А. Коммуникация в Интернете: взаимопонимание и статус [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.russ.ru/netcult/20011022_abrosimova.html

2. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: Дис. ... канд. филол. наук / Н.Г. Асмус. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2005. - С. 41.

3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - С. 250-296.

4. Тарасенко Т.В. Этикетные речевые жанры: опыт описания (на примере описания жанра поздравления) / Т.В. Тарасенко // Жанры речи: Сборник науч. ст. - Саратов: Колледж, 2002. - Вып. 3. - С. 289.

5. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра / Т.В. Шмелева // Жанры речи: Сб. науч. ст. - Саратов: Колледж, 1997. -Вып. 1. - С. 91-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.