8
ECONOMIC SCIENCES / «ШИШМШМ-ЛШШаИ» ®Щ!2©)), 2022
2. Алексеева, ЕЮ. Организационная экономика (предприятие): Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексеева, М.Д. Магомедов. - М .: Дашков и К, 2016 - 165 с.
3. Антонова, О.В. Экономика предприятия (организации, предприятия): учебник / О.В. Антонова, В.Я. Горфинкель, И.Н. Васильевой. - М .: Университетский учебник, 2019 .-- 126 в.
4. Бабук И.М. Экономика промышленного предприятия: учебник / И.М. Бабук Т.А. Sachnowitsch. - М .: Инфра-М, 2018 .-- 432 с.
5. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова Л.Ф. Seiko. - М .: Дашков и К, 2015. - 372 с.
6. Экономика предприятия (организации, предприятия): Учебник / Под ред. Горфинкель В.Я. - М .: Учебник для вузов, 2018 .—31-39 с.
УДК 338 338.47
Бекмирзаев Мирзохид Адашалиевич,
к.н.
Холиков Жавохир Тохиржон угли
магистрант
Наманганский инженерно-технологический институт Кафедра "Экономика " г. Наманган. Узбекистан РР1: 10.24412/2520-6990-2022-5128-8-11 ВАЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Bekmirzaev MirzokhidAdashalievich,
PhD
Kholikov Zhavokhir Tokhirjon ugli
undergraduate
Namangan Institute of Engineering and Technology Department of "Economics", Namangan. Uzbekistan
THE IMPORTANCE OF THE DEVELOPMENT OF THE SERVICE SECTOR IN THE REPUBLIC OF
UZBEKISTAN
Аннотация.
В данной статье показано, что роль рынка услуг как одного из важнейших секторов экономики на сегодняшний день очень велика и актуальна. Сложность услуг и насыщение рынка новыми товарами требуют быстрого роста научно -технического прогресса, а также в статье показаны пути развития сферы услуг.
Abstract.
This article shows that the role of the services market as one of the most important sectors of the economy today is very large and relevant. The complexity of services and the saturation of the market with new products require the rapid growth of scientific and technological progress, and the article also shows the ways of developing the service sector.
Ключевые слова: сфера услуг, сфера обслуживания, социальная сфера, цифровая экономика, повышения ролиуслуг в национальной экономике, рынок сферы услуг.
Keywords: service sector, service sector, social sector, digital economy, increasing the role of services in the national economy, the service sector market
Сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг: сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. В сферу услуг принято включать культуру, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание. Сферу услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу из-за их развитой современной инфраструктуры. Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 60 %).
В сферу услуг входят:
1. сфера обслуживания (услуги инфраструктуры производственной и обслуживающей сфер экономики);
2. социальная сфера (услуги непроизводственной и юридическо-финансовой сферы экономики) [2].
Употребляя термин "сфера услуг", который весьма широко используется во многих изданиях (как научных, так и публицистических), авторы вкладывают в него разный смысл, толкуют его с различной степенью широты и детализации. Во многом это объясняется тем, что феномен сферы услуг в достаточно целостном, системном, более или менее зрелом виде сформировался и стал играть свою роль сравнительно недавно. Поэтому экономисты-теоретики занялись тщательным исследованием сферы услуг только во второй половине ХХ в. В западных странах это произошло в 6070-е годы ХХ в., у нас формально тоже в этот период, хотя и с позиций командной экономики, но
реальный, жизненный, практический (научно -практический) интерес стал проявляться и усиливаться только в последнее десятилетие ХХ в., когда пришло осознание важности и сложности этой сферы общественного производства. Исследования осуществляются как на глубинном уровне, так и в прикладном плане, причем пока более продвинутым является прикладное направление (особенно в рамках маркетинга), а наименее разработанным -направление экономической теории.
В настоящее время происходит расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных услуг, причем рыночные отвоевывают все более значительную для себя долю в общем объеме услуг. Это связано с торговлей товарами (особенно технически сложными), т. к. Сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации, и, услуг послепродажного обслуживания. Увеличение спроса на разные виды услуг объясняется влиянием целого ряда факторов. Услуги покупаются как отдельными людьми, так и организациями. В первом случае они называются потребительскими, во втором - промышленными.
Причины роста потребительскихуслуг.
1. Рост благосостояния населения. Под влиянием этой причины возросло желание потребителей облегчить такую рутинную работу как уборка, приготовление пищи, стирка и т.д., что привело к расцвету рынка сервисных услуг.
2. Появление свободного времени в связи с сокращением рабочей недели во многих странах Западной Европы и США.
■ Этот фактор привел к увеличению спроса на услуги, связанные с проведением досуга и занятием спортом. Возникла проблема свободного времени. В результате возникли различные клубы по интересам, учеба в различных школах.
3.Рост и использование высокотехнологических товаров в домашних условиях (компьютеры, видеотехника, мобильная связь и т.д.) привел к увеличению потребностей в услугах специалистов по установке и обслуживанию.
4.Развитие рынка и рыночных отношений усиливает потребность компаний в консалтинговых услугах (исследование рынков, маркетинговые разработки, аудит и т.д.)
5.Усложнение техники привело к появлению инжиниринговых услуг, т.е. услуг технического характера и технических консультаций. Инжиниринг (анг. engineer - проектировать, сооружать) - предоставление производственных, коммерческих, научно-технических услуг специализированными инженерно -консу льтацио нными фирмами.
6.Усиление конкурентной борьбы. Для сохранения конкурентоспособности промышленные компании вынуждены сокращать постоянные издержки. Экономически более выгодно покупать готовую услугу, а не брать на себя дополнительные расходы, связанные с самостоятельным выполнением узких специализированных задач. Компании охотно покупают услуги, поскольку это позволяет избежать дополнительных капиталовложений в их
основные фонды и таким образом сохранять свою гибкость. Например, услуги по входному контролю сырья, сложному инструментальному контролю продукции.
7. Все больше компаний стремятся сконцентрировать свою деятельность в узкоспециализированных областях Поэтому они отказываются от вспомогательных видов деятельности, таких как складирование, перевозки, упаковка и др. Фирмы сокращают свою деятельность по таким несвойственным направлениям как капитальное строительство (отделы капитального строительства), транспорт и ремонт оборудования и т.д.
Все вышеперечисленные причины роста сферы услуг относятся к развитым странам. Но рост сферы услуг характерен и для Республики Узбекистан. Для Узбекистана, где давление демографических факторов на рынок труда очень высокое, сильно возрастает социальная значимость сферы услуг.
В годы независимости сфера услуг в Узбекистане развивалась быстрыми темпами. Стоит отметить, что в структуре ВВП Узбекистана за 1990-2019 годы доля сферы услуг увеличилась с 33,8 до 35,5 процента, а также доля занятого населения в сфере услуг в общей численности занятого населения в экономике увеличилась с 35,6 до 50,5 процента.
Развитие телекоммуникационных сетей, компьютеризация и информационные технологии привели к расширению предложения таких видов услуг, как мобильная связь, высокоскоростной интернет, кабельное телевидение, связь. Развитие современных видов услуг, таких как дистанционное банковское обслуживание, платежи по кредитным картам, интернет-торговля, привело к увеличению объема финансовых услуг в 2010-2018 годах в 9,2 раза. Следует также подчеркнуть, что появляются новые торговые центры, предприятия общественного питания, растет количество гостиниц, увеличиваются виды образовательных услуг, расширяется выбор в сфере отдыха и т.д. [3]
Следует отметить наличие неиспользованных возможностей для развития сферы услуг в республике:
Во -первых, валовая добавочная стоимость в производстве товаров в настоящее время составляет 42%, а в секторе услуг — 63%. Из этого следует, что при том же объеме валового производства товаров и услуг в сфере услуг создается в 1,5 раза больше добавленной стоимости. Поэтому развитие сферы услуг ускоренными темпами способствует обеспечению стабильно высоких темпов роста валового внутреннего продукта.
Во -вторых, с точки зрения увеличения денежных доходов населения необходимо также развивать сферу услуг. Это связано с тем, что пока объем услуг на душу населения в республике невысок. Если в развитых странах этот показатель составляет 30-45 тысяч долларов США, то в нашей республике — чуть более 700 долларов. Особенно низок объем услуг на душу населения в сфере образования и здравохранения. Например, по
10
ЕСОШМГС 8С1ШСЕ8 / «ШИШМШМ-ЛШШаИ» #1112©), 2©22
статистическим данным на 2019 год, объем образовательных услуг в Узбекистане составил 7164,9 млрд. сумов (сум -национальная валюта Узбекистана), доля услуг в общем объеме — 3,6 процента.
В-третьих, доля услуг в валовом внутреннем продукте в Узбекистане (35,5 процента) значительно ниже показателей развитых стран (75 -80 процентов). Согласно научным воззрениям настоящего времени (например, согласно теории постиндустриального общества У. Ростоу, Д. Белла, Р. Арона, Э. Тоффлера, Дж. Гельбрейта и др.), доля услуг в валовом внутреннем продукте страны должна доминировать. Для того, чтобы вывести этот показатель на уровень среднего показателя развитых стран, необходимо резко увеличить темпы его роста.
В-четвертых, наблюдается неравномерность развития сферы услуг в регионах республики. Наиболее развитыми регионами в 2019 году являются Ташкентская, Бухарская, Навоийская области и город Ташкент. Самый низкий уровень развития сферы услуг отмечен в Наманганской, Кашкадарь-инской и Сурхандарьинской областях. В дальнейшем должны быть приняты меры по приближению показателей к среднему уровню по республике на основе устранения недостатков и препятствий в организации услуг в этих регионах.
В-пятых, слабое развитие сферы услуг в сельской местности. В 2017 году только 21,7 процента от общего объема рыночных услуг приходились на сельское население, а доля бытовых услуг составляла 41,6 процента. Если учесть тот факт, что около половины населения республики (49,3 процента) проживает в сельской местности, то очевидно, что эта цифра очень низкая. В Стратегии действий поставлена задача устранения существующих расхождений между условиями жизни городского и сельского населения, а выполнение этой задачи делает необходимым ускоренное развитие сферы услуг в сельских местностях, по сравнению с городом.
В-шестых, в республике доля услуг в структуре потребительских расходов населения очень низкая. В 2017 году только 20 процентов потребительских расходов пришлись на услуги. Этот показатель значительно ниже соответствующего показателя развитых стран.
В-седьмых, среднемесячная заработная плата в отраслях данного сектора также значительно ниже, чем в развитых странах, где средняя заработная плата работников сферы услуг составляет 4500-4600 долларов, в то время как в Узбекистане этот показатель составляет 220 долларов [4].
В области совершенствования отраслевой структуры сферы услуг нужно указать на необходимость приоритетного развития ее наиболее перспективных сегментов, в числе которых можно указать транспортные, туристические, образовательные услуги, услуги здравоохранения, а также услуги в области компьютерных и информационных коммуникаций (ИКТ).
Доля образовательных услуг в общем объеме услуг в Узбекистане составляет всего 3,6%, а в развитых странах— 15-16%. Молодые люди, поступающие в высшие учебные заведения в развитых странах, составляют 1 процент от общей численности населения страны, у нас эта цифра составляет около 0,2 процента.
При этом увеличение числа вузов в Узбекистане происходило за счет государственных учебных заведений. В других странах СНГ более распространены негосударственные вузы. Например, негосударственные вузы в России составляют 35 процентов от общего числа учебных заведений, а в них обучается около 10 процентов от общего числа студентов. В Казахстане число студентов негосударственных вузов составляет 24 процента всех студентов, на Украине — 8 процентов, в Белоруссии — 6 процентов, Азербайджане, Армении, Грузии и Молдове — от 22 до 35 процентов. 55% высших учебных заведений США и 70% вузов Японии являются негосударственными образовательными учреждениями, и в них обучаются от 22 до 80% студентов, соответственно [4].
Исследования показали, что от 30 до 50 процентов роста ВВП могут быть обеспечены развитием и распространением информационно -коммуникационных технологий. Если будут созданы соответствующие правовые, налоговые и финансовые условия, мы сможем занять значительное место в области создания программного обеспечения несмотря на то, что мы несколько отстаем в области технического оснащения. В этом отношении пример Индии поучителен. Страна значительно отстает по уровню информатизации общества, но сейчас экспортирует программные продукты на сумму 3 миллиарда долларов в год.
Узбекистан обладает солидными резервами для развития ИКТ. В настоящее время количество общественных точек доступа к интернету составляет 228 единиц на каждые 10000 человек (в Исландии — 5200 человек, Норвегии — 4300, США — 4000, Канаде — 3600). Охват городов республики цифровыми телекоммуникационными сетями составляет 86%, районных центров — 33%, сельских населенных пунктов — 71,9%, в том числе цифровыми телекоммуникационными сетями — 0,5% [4].
По данным ВТО, в третьем тысячелетии спрос на туристические продукты, которые обеспечивают наибольшее удовлетворение в течение минимального периода времени, будет высоким. Узбекистан располагает всеми необходимыми ресурсами для развития туризма: памятниками древней исторической архитектуры и устного творчества народа, заповедниками, природными ландшафтами и др. В концепции Стратегии развития Узбекистана до 2035 года ожидается увеличение доли туризма в ВВП с 1,4 до 28 процентов.
Принято Постановление Президента Узбекистана от 27 января 2022 года № ПП-104 «О дополнительных мерах по развитию сферы услуг». Документ разработан с целью развития сферы услуг на основе особых подходов исходя из специфики ре-
гионов, обеспечения субъектов предпринимательства финансовыми ресурсами и инфраструктурой, а также введения для них благоприятного налогового режима [1].
Следует отметить, что одним из важнейших факторов, влияющих на развитие сферы услуг, является цифровизация экономики.
Цифровая трансформация финансово-экономической системы государства, в современных реалиях является необратимым процессом, который позволяет обеспечить должный уровень конкурентоспособности предприятия в условиях современных процессов развития национальной экономики, исследование тенденций и закономерностей в данной сфере и обуславливает актуальность тематики данного научного исследования. Последние три десятилетия сфера услуг во -многом определяет основные макроэкономические показатели большинства стран мира, значительно превосходит промышленный сектор экономики и сельское хозяйство по размеру валового внутреннего продукта, лидирует по числу новых рабочих мест и количеству занятых, является ключевым сектором в обеспечении устойчивого развития и борьбы с нищетой во всём мире [3].
В республике утверждена Стратегия "Цифровой Узбекистан-2030", в соответствии с которой реализуются программы цифровой трансформации регионов и отраслей на 2020-2022 годы. По итогам первой половины 2021 года объем оказанных услуг в сфере цифровой экономики составил семь триллионов 200 миллиардов сумов, экспорт услуг компьютерного программирования — 17 миллионов 500 тысяч долларов. А внедрение системы оплаты 360 видов госпошлин через Единую биллинг-си-стему сэкономило 24 миллиарда сумов. Тем временем в 65 организациях, 116 районах и городах процесс цифровизации буксует.
В настоящее время можно определить две закономерности:
- предприятия отраслей сферы услуг, которые проводят активную политику цифровизации биз-
неса характеризуются более высокими темпами сокращения численности хозяйствующих субъектов, более высоким уровне оборота деятельности и снижением численности персонала;
- предприятия отраслей сферы услуг, которые проводят умеренную политику цифровизации бизнеса характеризуются менее высокими темпами сокращения численности хозяйствующих субъектов, менее высоким уровне оборота деятельности и ростом численности персонала.
Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что современная ситуация в сфере цифровиза-ции бизнес-процессов предприятий сферы услуг Республики Узбекистан характеризуется относительной неоднородностью. Наряду с отраслями, которые проводят активную политику цифровизации бизнеса (финансы, страхование, торговля) существуют отрасли, которые проводят умеренную политику цифровизации (строительство, гостиничная отрасль, отрасль транспортировки и хранения). Четко прослеживается тенденция относительно более высокого уровня эффективности деятельности предприятий отраслей, которым присуща более высокий уровень цифровой активности. В то же время в данном аспекте формируется определенная проблематика - снижение численности занятых, что может послужить причиной ухудшения общеэкономической ситуации в будущих периодах.
Список использованной литературы:
1. Постановление Президента Узбекистана от 27 января 2022 года № ПП-104 «О дополнительных мерах по развитию сферы услуг».
2. Сидоров А.А. — Развитие сферы услуг в условиях цифровой трансформации национальной экономики // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. № 1. - С. 39 - 47.
3. N.X.Xalilov, N.T.Safina. "The need to include gemification elements in the educational process". JournalNX - a Multidisciplinary Peer Reviewed Journal. (ISSN No.(E):2581-4230) Maharashtra India. 2021.
4. [https ://review.uz/post/sfera-uslug-v-naprav-leniyax-sovershenstvovaniya]