Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНЫХ СЕТЕЙ В СУРХАНДАРЬИНСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ АФГАНИСТАНА)'

ВАЖНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНЫХ СЕТЕЙ В СУРХАНДАРЬИНСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ АФГАНИСТАНА) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
59
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / АВТОМАГИСТРАЛЬ / ТРУБОПРОВОД / РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ / АЭРОПОРТ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ФРАХТ / КОРАБЛЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Эрданов М. Н., Омонтурдиев А. М.

В статье описывается современное состояние развития транспортных систем Республики Узбекистан. Основное внимание уделяется значению транспортных сетей в Сурхандарьинской области, их протяженности и доле в грузовых перевозках. Использование Узбекистана, в частности, территории Сурхандарьинской области, в качестве транспортного коридора, выявлены экономические выгоды от этого сотрудничества в развитии транспортных сетей нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF INTERNATIONAL RELATIONS IN THE DEVELOPMENT OF TRANSPORTATION NETWORKS IN THE SURKHANDARYA REGION (ON THE EXAMPLE OF AFGHANISTAN)

The article describes the current state of development of transport systems in the Republic of Uzbekistan. The main attention is paid to the importance of transport networks in the Surkhandarya region, their length and share in freight traffic. The use of Uzbekistan, in particular, the territory of the Surkhandarya region, as a transport corridor, revealed the economic benefits of this cooperation in the development of transport networks of our country.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНЫХ СЕТЕЙ В СУРХАНДАРЬИНСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ АФГАНИСТАНА)»

УДК-913.1/913.8

Эрданов М.Н. заведующий кафедрой географии Термезский государственный университет

Узбекистан, Термез Омонтурдиев А.М. преподаватель кафедра "География " Термезский государственный университет

Узбекистан, Термез

ВАЖНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНЫХ СЕТЕЙ В СУРХАНДАРЬИНСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ АФГАНИСТАНА)

Аннотация: В статье описывается современное состояние развития транспортных систем Республики Узбекистан. Основное внимание уделяется значению транспортных сетей в Сурхандарьинской области, их протяженности и доле в грузовых перевозках. Использование Узбекистана, в частности, территории Сурхандарьинской области, в качестве транспортного коридора, выявлены экономические выгоды от этого сотрудничества в развитии транспортных сетей нашей страны.

Ключевые слова: транспорт, железная дорога, автомагистраль, трубопровод, речной транспорт, аэропорт, воздушный транспорт, фрахт, корабль.

Erdanov M.N. head of the department of geography Termez State University Uzbekistan, Termez Omonturdiev A.M.

lecturer

department of geography Termez State University Uzbekistan, Termez

THE IMPORTANCE OF INTERNATIONAL RELATIONS IN THE DEVELOPMENT OF TRANSPORTATION NETWORKS IN THE SURKHANDARYA REGION (ON THE EXAMPLE OF AFGHANISTAN)

Abstract: The article describes the current state of development of transport systems in the Republic of Uzbekistan. The main attention is paid to the importance of transport networks in the Surkhandarya region, their length

and share in freight traffic. The use of Uzbekistan, in particular, the territory of the Surkhandarya region, as a transport corridor, revealed the economic benefits of this cooperation in the development of transport networks of our country.

Key words: transport, railway, highway, pipeline, river transport, airport, air transport, freight, ship.

В последние годы в социально-экономической жизни нашей страны происходят кардинальные изменения. Новый облик отраслей и их улучшение - это одни из шагов, предпринятых для того, чтобы стать одной из ведущих развитых стран мира.

Перевозка грузов и пассажиров, а также информации - очень важная задача во всех сферах жизни общества. В связи с этим процессы внутреннего и внешнего транспорта в стране, т.е. межрегиональные и межгосударственные транспортные системы, рассматриваются в экономико-географическом и интеграционном масштабе [31].

Наша страна граничит с 5 странами Азиатского континента [1]. Одна из них - это территория Исламской Республики Афганистан, протяженность границ которой составляет 113 км, что является самой короткой протяженностью границы по сравнению с другими странами.

Исламская Республика Афганистан занимает площадь 652,2 тыс. км2 с населением около 34 миллионов человек и граничит с 6 странами (Иран, Пакистан, Китай, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) [29].

Афганистан - горная страна, самая большая горная сеп - Гиндукуш. Гиндукуш расположен на северо-востоке Афганистана, его высшая точка -гора Новшак (7475 м). Горы Гиндукуш тянутся с северо-востока на юго-запад по всей стране, разделяя страну на три основных региона: 1) Центральные горы, которые покрывают 65% территории страны; 2) юго -западное плато, занимающее 4/1 территории; 3) северные равнины, где расположены наиболее плодородные почвы страны [27].

Если мы посмотрим на транспортную систему этой страны, то у этой страны нет морского пути (выхода к морю), как у нашей республики [23]. Транспортная система Исламской Республики Афганистан сформирована в соответствии с ее географическим положением и рельефом и включает следующие виды транспорта [26]. Это автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, воздушный транспорт, речной транспорт. Речной транспорт лишь частично работает на реке Амударья в северном Афганистане.

Автомобильный транспорт - самый популярный вид транспорта, доступный во всех странах, а также самый важный вид транспорта и в этом стране. Большинство основных автомагистралей в Афганистане были построены в 1960-х годах при поддержке США и Советского Союза. В 1964 году бывший Советский Союз построил дорогу и туннель,

соединяющие северную и восточную части Афганистана через перевал Саланг. Этот туннель создал крупную систему автомагистралей, соединяющую города Герат, Кандагар, Газни и Кабул с автомагистралями соседнего Пакистана. За последнее десятилетие были модернизированы новые национальные автомагистрали, дороги и мосты, что помогло увеличить торговлю с соседними странами.

В стране не производится никакие виды транспорта. Из-за слаборазвитой производственной инфраструктуры виды транспорта в регионе также показывают, что потенциал используется недостаточно [19]. Например, в 2015 году в Афганистане было зарегистрировано около 1 572 000 автомобилей.

На протяженность и качество дорог влияет географическое положение, структура рельефа и экономика региона [17]. Протяженность дорог с твердым покрытием составляет 12 350 км, а грунтовых дорог - 29 800 км, а общая протяженность дорог в 2011 г. составила 42 150 км [15]. Для сравнения: общая протяженность дорог в Королевстве Таиланд составляет 597 667 км2, но размер территории Королевства Таиланд составляет 514 тыс. км2, что меньше по территории, чем Республика Афганистан [16].

Плотность национальной дорожной сети составляет 3,5 км / 100 км2, что очень мало [14].

Железнодорожный транспорт, который, как ожидается, будет играть важную роль в перевозке грузов в стране, построен только в приграничных районах со странами, и несколько проектов строительства планируется в далнейшим. Инфраструктура, связанная с развитием транспортных коридоров в стране, важна, железнодорожный транспорт, как планируется, будет играть ключевую роль в поставках товаров из нашей страны в другие страны [13].

Исламская Республика Афганистан имеет три железнодорожные линии на севере страны. Первый находится между Мазари-Шарифом и приграничным городом Хайратан в провинции Балх, который позже связан с Узбекистаном по железной дороге из Термеза, который был построен и сдан в эксплуатацию в 2011 году [12]. Второй соединяет Торгундит в провинции Герат с Туркменской железной дорогой в Туркменистане (открыта в 1960 году). Третий - между Акина в провинции Фарьяб и соседним Туркменистаном (открыт в 2016 году). В настоящее время в стране нет пассажирского железнодорожного сообщения, но строится новое железнодорожное сообщение для грузовых и пассажирских перевозок из Герата в Хаф в Иране.

Пассажирские перевозки также осуществляются на участках Хайратон-Мазари-Шариф и Мазари-Шариф-Акина [9].

Исламская Республика Афганистан - одна из самых экономически отсталых и беднейших стран мира. 4/5 валового национального продукта

создается в аграрном секторе, и в связи с этим строительство железных дорог осуществляется в основном по инициативе соседних стран. Здесь мы видим, что железнодорожные линии установлены со следующими странами [8].

Эти;

- Афганистан - Узбекистан

- Афганистан - Туркменистан

- Афганистан - Иран

- Афганистан - Пакистан

- Афганистан - Таджикистан

Основная причина описанной выше ситуации заключается в том, что центральная часть страны гористая, а большинство дорог пролегают по равнинам. В связи с этим основой экономики является орошаемое земледелие и скотоводство, и растет потребность в железнодорожном транспорте [6].

Следует отметить, что относительно стабильная часть железных дорог в Исламской Республике Афганистан - это построенные по инициативе нашей страны железные дороги, которые играют важную роль в ускорении экспорта и импорта в северной части страны.

Воздушный транспорт играет важную роль в экономической и социальной жизни каждой страны. Это связано с тем, что воздушный транспорт является одним из важнейших видов транспорта в регионе, то есть в Исламской Республике Афганистан, так же, как можно доставить на большие расстояния за короткое время [4].

К 2020 году в стране будет около 46 аэропортов, крупнейшим из которых является международный аэропорт Кабула. Из этих 46 аэропортов 41 зарегистрирован. Некоторые из них являются аэропортами военных баз, но есть также грузовые и пассажирские аэропорты. Политическая ситуация в регионе негативно сказалась на воздушном транспорте.

Транспортное значение в Сурхандарьинской области велико в стране, область имеет торговые отношения с более чем 50 странами мира. Хотя наибольший объем внешнеторгового оборота приходится на Китайскую Народную Республику - 33,7%, Российская Федерация - 11,6%, Афганистан - 10,8%, в последнее время отношения региона с Афганистаном расширяются, и важно развитие транспортных сетей.

В заключение можно сказать, для Республики Узбекистан выход к морю через Афганистан приведет к значительным сдвигам в процессах экспорта и импорта, изменениям, удобству, снижению затрат. Также будут укрепляться социально-экономические связи со многими странами мира. В этом отношении важную роль играет транспортная система соседней Исламской Республики Афганистан, а также безопасность дорожного движения, разнообразие видов транспорта, развитие инфраструктуры и другие важные факторы экономических отношений.

В связи с этим изучение транспортных систем Исламской Республики Афганистан, анализ процессов развития транспорта в стране, внесение предложений по расширению географического расположения транспорта в стране являются приоритетными.

Все независимые страны Центральной Азии заинтересованы в установлении прочного мира в Афганистане. Земля Афганистана -наиболее удобное стратегическое место для выхода соседа в море. Поэтому в ближайшее время строительство и развитие транспортно -коммуникационных путей в этой стране будет способствовать высокому уровню экономического развития Афганистана и соседних стран.

Использованные источники:

1. Узбекистон Республикаси Президентининг АфFOнистон Ислом Республикаси билан иктисодий хдмкорликни янада кенгайтириш ва мустах,камлаш чора-тадбирлари т^рисида 12.11.2020. 4892-сон карори.

2. Солиев А. Узбекистон географияси. - Т.: Университет, 2014.

3. Власова.Т.В Материклар табиий географияси 1-кисм. Т.: Укитувчи, 1981

4. https://junglemaps.blogspot.com/2018/05/railway-map-of-afghanistan.html

5. www.andrewgrantham.co.uk

6. https://unstats.un.org/unsd/methodology/m49/

7. Abdunazarov. H. M., Niyozov. X. M. "ISSUES OF ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT OF KUMKURGAN DISTRICT", Middle scientific bulletin, vol 13, june 2021

8. https://mintrans.uz/

9. http:// surxonstat.uz/uz/?option=com_content&view=article&layout=edit&id=4 069

10. Khasanov P.A., "THE APPEARANCE OF THE THEORY OF ALTITUDE REGIONS AND ITS OWN DEVELOPMENT" "Экономика и социум" №11(90) 2021 www.iupr.ru https://a78cf8ac-3ef5-4670-8fcd-a900ec94fdfb.filesusr.com/ugd/b06fdc_90bc3663178544f0b620b92105a5ceeb.p df?index=true

11. Allanoa K A., Choriev A K., Issues of Subtropical Fruits and its Development in the Surkhondaryo Region. Middle European Scientific Bulletin, VOLUME 17 Oct 2021.

12. Rakhmatov A. F. Artikova Sh. Z. Development of Fishing Farms in River and River Areas of Surkhandarya Region Middle European Scientific Bulletin, VOLUME 17 Oct 2021

13. Menglievich, A. H., Nuralievich E. M., Mirzaboboevich N. K., & Tohirovich T. Q. (2021). Demographic Characteristics of Population Growth in Uzbekistan. Middle European Scientific Bulletin, 17, 41-45. https ://doi.org/10.47494/mesb.2021.17.761

14. Hamroevna U. M., & Tohirovich T. K. (2021). Phytotoponyms of Surkhandarya Region and their Characteristics. International Journal of Culture

and Modernity, 9, 59-61. Retrieved from

https://ijcm.academicjournal.io/index.php/ijcm/article/view/78

15. Tokhirovich T. K. (2021). The Role and Importance of Tourism in the Economy of Small Regions. International Journal of Culture and Modernity, 9, 62-66. Retrieved from https://ijcm.academicjournal.io/index.php/ijcm/article/view/79

16. Umarova M. H., & Turaуev Q. (2021). Names of Places Related to Religious Tourism and their Origin. Middle European Scientific Bulletin, 12, 371-373. Retrieved from https ://cejsr.academicjournal.io/index.php/j ournal/article/view/566

17. Umarova M. H, Esanov N. A, Xolmatov Z. M, and Turaev Q. T, "THE CLASSIFICATION OF THE NAMES OF POPULATION SETTLEMENTS IN SURKHANDARYA REGION BY THE HISTORICAL FACTORS", IEJRD -International Multidisciplinary Journal, vol. 5, no. SPECIAL ISSUE, p. 4, Dec. 2020

18. Umarova M. H., Abdunazarov H. M., Kholmatov Z. M., and Tura уev Q.T, "THE RECREATION IMPORTANCE OF NATURE MONUMENTS OF THE BAYSUN MOUNTAINS", IEJRD - International Multidisciplinary Journal, vol. 5, no. 9, p. 4, Dec. 2020.

19. Turaуev Kuvonchbek Tohirovich, "RELIGIOUS TOURIST FACILITIES OF HISTORICAL AND GEOGRAPHICAL STRUCTURE IN UZBEKISTAN ", IEJRD - International Multidisciplinary Journal, vol. 5, no. 3, p. 5, Apr. 2020.

20. Turaуev Kuvonchbek Tohirovich and Turayeva Zarnigor Mamarasulovna 2020. The Issue of Studying Religious Tourism in Uzbekistan. International Journal on Integrated Education. 3, 8 (Aug. 2020), 43-47. DOI:https://doi.org/10.31149/ijie.v3i8.535.

21. Kholmatov Z., Abdumuminov O., Abdumuminov B., Bahramov I. NATIONAL MODEL OF ECONOMY DEVELOPMENT IN UZBEKISTAN // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. - 2019. -№Vol. 7 No. 12. - С. 1028-1030.

22. Esanov N. A., "SOME ISSUES RELATED TO THE FORMATION OF URBAN SETTLEMENTS IN UZBEKISTAN BEFORE INDEPENDENCE", IEJRD - International Multidisciplinary Journal, vol. 5, no. 9, p. 6, Jan. 2021.

23. Rakhmatov A. F., Olimkulov Ya. M., "DEVELOPMENT OF LIVESTOCK IN MOUNTAIN AND POOL PASTURES OF THE SURKHANDARYA REGION" "Экономика и социум" №11(90) 2021 www.iupr.ru https://a78cf8ac-3ef5-4670-8fcd-

a900ec94fdfb.filesusr.com/ugd/b06fdc_d14995018f6743d48b3f5747c3d78421.p df?index=true

24. Esanov N. A., "CONDITIONS AND FACTORS ENSURING THE DEVELOPMENT OF URBAN SETTLEMENTS" "Экономика и социум" №10(89) 2021 www.iupr.ru https://a78cf8ac-3ef5-4670-8fcd-

a900ec94fdfb.filesusr.com/ugd/b06fdc_5f901f947600465980887e6e60ba81fc.p df?index=true

25. Allanov K A., Choriev A K., "The Role of Geographical Factors in The SocioEconomic Development of Surkhandarya Region In Volume 2, of Texas Journal of Multidisciplinary Studies." htt ps://zienjournals.com/index.php/tjm

26. Тураева З.М Методы интерактивного обучения иностранного языка. Гуманитарный трактат.: 2019/72. 28-29 ст.

27. Mamarasulovna, T. Z.. (2021). Some translation problems in visit tourism (on the example of Russian and English). Middle European Scientific Bulletin, 12, 509-512. Retrieved from https ://cejsr.academicjournal.io/index.php/j ournal/article/view/593

28. Mamarasulovna, T. Z.. (2021). Some translation problems in visit tourism (on the example of Russian and English). Middle European Scientific Bulletin, 12, 509-512. Retrieved from https ://cejsr.academicjournal.io/index.php/j ournal/article/view/593

29. Umarova, M. H., & Turaev, Q. (2021). Names of Places Related to Religious Tourism and their Origin. Middle European Scientific Bulletin, 12, 371-373. Retrieved from https ://cejsr.academicjournal.io/index.php/j ournal/article/view/566

30. Umarova Makhbuba Khamraevna Place Names Based On Topoformants (On The Example Of Surkhandarya Region) Nature and Science 2020;18(4) http://www.sciencepub.net/nature/nsj180420/13_36203nsj180420_96_98.pdf

31. Xolmatov Z.M. National Model Of Ecotourism Development international engineering journal for research & ..., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.