ресурсом, обеспечивающим реализацию стратегических и тактических задач образования силами профессионалов для достижения главных целей просвещения: формирование гармоничной социокультурной среды для воспитания человека и гражданина, обладающего возможностями для системного преумножения знаний, развития способностей, получения профессиональных навыков и практических умений, применения своих талантов во благо общества и во имя защиты своих прав и интересов.
«Важное дело»: право и доверие в российском социальном пространстве
«Важное дело» — это некоторая метафора, которая позволяет описать статус и место Международного конкурса научно-творческих работ «Правовая культура — основа гармоничного развития личности и общества» в современном российском образовательном пространстве. Вначале несколько слов о метафоре как таковой. В отличие от установок философии Нового времени, которая отрицательно относилась к использованию метафор в научном дискурсе, в современном дискурсе науки активно используются как идея метафоры как таковой, так и конкретные метафоры в конкретных областях знания. Отрицательное отношение к возможности использования метафоры в научном дискурсе в новоевропейской философской мысли было с связано с тем, что метафорические высказывания никогда не могут быть оценены с точки зрения их истинности или ложности. В науке той эпохи такое положение дел воспринималось как неадекватное в силу того, что провозглашалась необходимость поиска исключительно истинного знания о мире.
Современный научный дискурс, наоборот, исходит из того, что метафора позволяет «высветить» некоторые позиции субъекта, комплекс его интуитивных установок по представлению какой-то конкретной области знания. Метафорическая форма передачи оценочных суждений позволяет представить в определенном смысле латентную основу теоретических представлений о некоторых событиях и фактах. В данном случае таким событием и фактом оказывается уже состоявшийся конкурс по проблемам правовой культуры. Метафора «важное дело», в свою очередь, обнаруживает себя в качестве примера концептуальной метафоры, позволяющей сразу же задать, может быть, не для всех очевидную связь между такими понятиями, как «право» и «доверие». Подобная связь становится особенно важной в силу того, что и сам Конкурс, и его результаты уже носят отчужденный характер и по отношению к организаторам Конкурса, и по отношению к его участникам*. Это позволяет последовательно рассматривать полученные результаты как ставшее явление. О взаимоотношении этих понятий ниже.
* Исследование проблем отчуждения ведется при поддержке РФФИ, проект «Отчужденные формы научной коммуникации (философско-методологический анализ)», № 20-011-00710 А.
Инициатором конкурса уже много лет выступает «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры» (Председатель Правления — Елена Валерьевна Баяхчян) при непосредственном участии МГПУ и при поддержке самых разных научных и образовательных учреждений и ряда научных журналов Москвы и России.
Уникальность этого конкурса, на мой взгляд, проявляется в том, что он формирует свое собственное социальное пространство и объединяет в его рамках как школьников, так и студентов колледжей, бакалавров, магистров и аспирантов. В социальное пространство Конкурса включены и представители профессорско-преподавательского состава. Само пространство Конкурса выстраивается на соответствующем международном уровне. Оценку представленных на Конкурс работ проводит Объединенное Жюри Конкурса, работающее на базе хорошо разработанного регламента, в котором представлены как критерии оценки конкурсных работ (исследований), так и перечень номинаций конкурса. Кроме того, что Лауреаты Конкурса по результатам проведенной экспертизы получают специальные памятные документы победителей и соответствующие Дипломы, победителям конкурса предоставляются дополнительные преференции при поступлении в образовательные организации соорганизаторов Конкурса. Кроме того, все, официально зарегистрированные участники Конкурса, получают Сертификаты участия. Последняя позиция особенно важна для студентов, которые только еще формируют свои портфолио. Думаю, здесь важно подчеркнуть, что участие в конкурсе бесплатное. Наконец, лучшие работы по результатам проведенного Конкурса включаются в сборник соответствующих материалов.
Конкурс фактически развивает правовую культуру, правосознание в современном обществе. В рамках Конкурса пишутся работы и по истории права, и по теории государства и права. Актуальные проблемы современной юридической науки в рамках Конкурса переплетаются с сюжетами из истории формирования права. Целостный контекст Конкурса как бы проводит мысль о том, что невозможно понять современные проблемы права, если не знаешь истории его формирования. В этом же общем контексте социального пространства Конкурса формируется мысль о том, что история правовых учений непосредственно связана с историей государства. Одна из важнейших задач Конкурса проявляется в том, что фактически Конкурс как бы занимается постановкой юридического мышления, юридического интеллекта и при этом предлагает совокупному коллективному субъекту Конкурса проанализировать проблемы сущности права как такового и правовой концептуальный аппарат разных отраслей права. Мне хотелось бы подчеркнуть, что целостная правовая культура несет в себе «заряд» рациональной энергии, которую необходимо создавать и развивать, начиная со школьного образования. Одним из важнейших аспектов такой культуры становится использование концептуального аппарата, его постижение. Само же право предстает перед нами в качестве важнейшего условия эффективного и безопасного развития общества.
Устойчивое безопасное развитие общества просто невозможно вне контекста доверия. Прямо и непосредственно, насколько это известно мне, в рамках Конкурса проблема доверия не обсуждается. Однако, на мой взгляд, развитие
правовой культуры имплицитно содержит в себе, в свою очередь, идею формирования и последующего развития доверия в обществе. Фактор доверия проявляется в разных социальных контекстах, включая доверие к системе законодательства. В современном мире проблема доверия стоит очень остро. Концепт «доверие» давно перешел в целостную культуру из сферы характеристик межличностной коммуникации в широкое общественное пространство. Под влиянием американского философа, политолога, писателя Френсиса Фукуямы этот концепт прочно вошел в систему оценки экономических систем. Фукуяма обосновал ту позицию, в соответствие с которой, в частности, доверие между бизнесом и властью становится важнейшим условием экономического процветания. В ситуации стремительной трансформации современного мира, огромного множества информационных потоков и лидеров мнений устойчивая система доверия общества государству становится важным фактором стабильного развития как первого, так и второго. В этом контексте особая роль, на мой взгляд, должна быть отведена системе права, доверия к праву.
Именно право является одним из важнейших институтов, который позволяет оценивать поступающую информацию, в том числе, и в контексте доверия. Доверие создает прочные и долговременные взаимоотношения между внутри общества. Успешная и продуктивная коммуникация в обществе может состояться лишь при наличии доверия. На сегодняшний день недоверие является огромной проблемой и создает препятствие для развития различных сфер общества. Чем выше степень доверия в обществе, включая доверие к системе права, тем выше, в свою очередь, и уровень экономики. Проблема доверия сопровождает человека и в его повседневной жизни. Процесс познания правовой культуры действительно является важным фактором гармоничного развития личности и общества. Система права представляет фактор доверия как рациональный фактор бытия человека в мире. Конкурс формирует знание в области права, которое (право) фактически представляет государство. Государство, опирающееся на право и доверие в обществе, как раз и оборачивается к нам в качестве правового государства.
Г. В. Сорина
Профессор кафедры философии языка и коммуникации философского факультета МТУ имени М. В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Научно-образовательного Центра (НОЦ) философского факультета «Философско-методологическое проектирование и принятие решений», эксперт Международного Конкурса научно-творческих работ «Правовая культура-основа гармоничного развития личности и общества» 2020-2021 уч.г.