Научная статья на тему 'Важнейшие содержательные компоненты концепта «Дворянская усадьба» и средства их репрезентации в русском языке ( на материале произведений И. А. Бунина)'

Важнейшие содержательные компоненты концепта «Дворянская усадьба» и средства их репрезентации в русском языке ( на материале произведений И. А. Бунина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
661
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / КОНЦЕПТ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / REPREZENTATSIYA / CONCEPT / SUBSTANTIAL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Осадчая О. А.

Рассматриваются средства репрезентации концепта «дворянская усадьба» на материале произведений И.А. Бунина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOST IMPORTANT SUBSTANTIAL COMPONENTS OF THE CONCEPT «THE NOBLE ESTATE» AND THEIR REPREZENTATSIYA'S MEANS IN RUSSIAN LANGUAGE (ON THE MATERIAL OF WORKS OF I.A.BUNIN)

Means of a reprezentatsiya of a concept «the noble estate» on a material of works I.A are considered. Bunin

Текст научной работы на тему «Важнейшие содержательные компоненты концепта «Дворянская усадьба» и средства их репрезентации в русском языке ( на материале произведений И. А. Бунина)»

УДК-

ВАЖНЕЙШИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНЦЕПТА «ДВОРЯНСКАЯ УСАДЬБА» И СРЕДСТВА ИХ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ( НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.А. БУНИНА)

О. Осадчая

Рассматриваются средства репрезентации концепта «дворянская усадьба» на материале произведений И.А. Бунина.

Ключевые слова: репрезентация, концепт, содержательные компоненты.

Как уже отмечалось [2], в концепте «Дворянская усадьба» реализуются три семантических пласта, три основных «слоя» [6, с. 81-84].

По отношению к рассматриваемому нами концепту основу содержания первого пласта составляет представление о том, что усадьба (дворянская усадьба) - это получившее с 18 века распространение наименование некоего композиционно-пространственного, стилевого и концептуально-символического единства, в которое входили господский дом и различные культурного, хозяйственного и социального назначения строения и другие компоненты (сад, огород, людская, клуня и пр.). Актуальность этого слоя обеспечивает лексеме Усадьба функцию ядерного компонента концепта[9].

Названные выше и некоторые другие элементы, входящие в перечень составляющих данное концептуально-символическое единство, являются наполнением микрополя концепта. Каждый из них тем ближе находится к ядру, чем нагляднее его семантические связи с содержанием актуального пласта.

Существует и несколько дополнительных, «пассивных» признаков концепта, являющихся неактуальными, «историческими», но, тем не менее, важными для полного представления о его содержании.

Первый - собственно исторический слой концепта, назовем его так. Это, прежде всего, внедренное в представление русских знание того факта, что, вследствие указа Екатерины II («Жалованная грамота дворянству», 1785 г.) об освобождении дворянства от воинской повинности, в русской культуре начинает укрепляться роль и значение дворянской поместной жизни, и вскоре художественная литература откликается созданием образа дворянской усадьбы. Немаловажно, - и тоже включено в исторический слой, - что это образы вначале материально и духовно обогащенные, образы расцвета ( конец XVIII - начало XIX веков), затем это образы распада и угасания. Ср., например, у И.А.Бунина два различающихся образа: «В июне, из имения матери, студент поехал к дяде и тете.. .на станции дяди он всегда вступал ... в удовольствие большого достатка .Через четверть часа тройка влетела, мягко играя россыпью бубенчиков и шипя по песку вокруг цветника шинами, на круглый двор обширной усадьбы, к перрону просторного нового дома в два этажа» («Антигона»:7\58).: - «.заглянул однажды в давно пустовавшую дедовскую усадьбу при некоем сельце Петровском.Дика и поныне русская деревня.. ,»(«Дубки»:7\191).

Усадебная постройка была, начиная с 18 века, основой планировочной структуры дворянских поселений на Руси. Усадьбу, то есть участок земли с постройками, составлявшими замкнутое хозяйство, - как дворянское, так и крестьянское - называли иногда «двор». Ср.:

«Въедешь во двор и сразу ощутишь, что тут оно еще вполне живо. Усадьба -небольшая, но вся старая, прочная, окруженная столетними березками и лозинами. Надворных построек - невысоких, но домовитых - множество.» («Антоновские яблоки»:2\184). - «И дворов-то в этой Дурновке всего три десятка» («Деревня»:3\28).

У всех русских писателей, обращавшихся к воссозданию образов родного гнезда (кроме упомянутого уже И.А.Бунина, это Л.Н. Толстой, С.И.Аксаков, А.Н.Толстой, И.С. Шмелев и др.), картины русской природы, усадебная жизнь и быт дворянства воплощаются в серии метафор и символов, послуживших канвой для представления основ философской, религиозной и этической концепции. Естественно, что все это также получает репрезентацию с помощью

1 Здесь и далее - цит. по изданию: «И.А.Бунин.. Собрание сочинений в 9 тт.\Под общей редакцией

А.С.Мясникова,Б.С.Рюрикова,А.Твардовского. Изд-во художественной литературы, М., 1965. В скобках - название произведения. Первая цифра в скобках - том, вторая - страница.

языковых средств разного уровня (например, из лексических: именования специфически усадебных элементов ландшафта: купальня, ротонда, аллея; специфических частей дома : колонна, крыльцА, людская; надворных и околоусадебных построек : рига, клуня, варок).

К дополнительным, пассивным признакам концепта относятся и причины, обеспечившие дворянству вступление в роль социального авангарда, исторические истоки нарушений тех геополитических и экономических условий, которые не могли не привести к застою и оскудению. Например, именно знание этого второго пласта признаков помогает читателю понять страницы рассказа И.А.Бунина «Суходол», где описано, как крепостной грубит и даже руки распускает, общаясь с барином: (Барин): - Вот видишь, какой ты , Герваська ! Я простил тебя вчерась, а ты заместо благодарности барину. - Надоел ты мне слюнтяй, хуже осени! - перебил Герваська. А! - досадливо сказал Герваська, блеснув зубами, - и наотмашь ударил его в грудь (3\164).

Вторичный смысловой слой подобных ситуаций состоит в том, что время действия рассказа - канун крепостной реформы, когда до предела обострены бедность, упадок в дворянской среде (обратим внимание на некоторые элементы репрезентации: «вчерась» в лексике владельца когда-то богатой усадьбы - одновременно характеристика не только общего, но и культурного оскудения).

Третий, самый потаенный слой, внутреннюю форму, осознаваемую не всеми носителями языка, зашифрованную, составляет в анализируемом концепте запечатленная в словесной форме, в именованиях элементов среда обитания человека, определённый образ жизни, характеризующий хозяина и его окружение, культуру, его нравственные и духовные устои. Иными словами, третий слой, внутренняя форма - это та часть концепта, в которой также отражается процесс символизации.

И опять показателем этого слоя выступают средства языка. Первое из них - этимология ключевого слова «усадьба», которая восходит к слову сад, садить, т.е., по замечанию В.И.Даля, «занимать прочное статическое положение» [3, с.4]. Отмечено, что первым обозначением недвижимого имущества в России было «усадище» (Крестьянские челобитные 1993), а до появления усадеб в современном понимании употребительны были именования хутор, сельцо, имение, поместье, деревня, двор (для северных территорий - мыза), которые, -что важно, - остались в качестве стилистически и семантически отмеченных синонимов лексемы усадьба и после ее распространения, каждое из этих именований присутствует в анализированных текстах И.А.Бунина: Усадьба его стояла на горе; мелкорослый сад, состоявший из акаций и сирени, заглохший в лопухах и чернобыльнике, шел вниз, к лощине («На хуторе»:2\30); Тарантас с кривым пыльным верхом дал ему шурин, в имении которого он проводил лето («Грамматика любви»:8\298); И мужики так и ахнули от гордости, когда взял он дурновское именьице: ведь чуть не вся Дурновка состоит из Красовых! («Деревня»:3\13); «Уже давным-давно выселился он из Суходола в Лунево, полевое поместье бабки нашей Ольги Кирилловны» («Суходол»:3\136); «Я кончил курс...поселился в деревне,

хозяйствовал.. ,»(«Натали»:7\ 167).

«Двор» как синоним усадьбы употреблялся не очень часто, можно предположить, что, если и употреблялось это именование собственности, то отличалось спецификой стилистической нагруженности. Вот один из примеров: « - Найти мне поскорее такого жениха, что пошел бы к нам «во двор». Ведь мне уже двадцать первый год, а выйти куда-нибудь замуж на сторону я никак не могу: с кем же останется папа?» (« Натали»:7\145).

Судя по контексту, здесь «во двор» - как намеренное снижение, своего рода предупреждение пафосности (ср.: к нам в усадьбу - к нам во двор), может быть, даже -подчеркивание своей нетребовательности, «некапризности».

Однако в других значениях, кроме именования усадьбы, лексема двор в текстах Бунина встречается довольно часто, например, для обозначения:

1) «.участок земли при доме, огороженный забором или стенами зданий» (Словарь русского языка1981:1\370), т.е. в данном случае это пространство вокруг господского дома, между домом и надворными постройками: «Он сидел, слушал крики, доносившиеся из Дурновки, и вспоминал, как толпа, показавшаяся огромной, повалила, завидя его, через овраг к усадьбе, наполнила двор галдой и бранью... » («Деревня»:3\29);

2) «.крестьянский дом со всеми хозяйственными постройками; отдельное крестьянское хозяйство.»(Там же), точнее - у Бунина это именование жилищ и вспомогательных построек, входящих в ту же деревню, что и барская усадьба. « Сколько

теперь денег в каждом дворе?...А уж про ваш двор и говорить нечего» («Последняя весна»:426);

3)именовали двором и некоторые вспомогательные постройки: «Напротив сарая,

крытые старой окаменевшей соломой, - скотный двор, каретный сарай, конюшни.»

(«Таня»:7\93).

Принятые за образец античные идиллические представления о жизни формировали убеждение, что обретение поместья гарантирует устройство дальнейшей жизни клана, судьбы рода. Считалось, что, получая во владение землю, династия обретает символ постоянства,

точку материальной и духовной опоры.

«...Отношения зависимости и сопричастности — условия обустройства любого пространственного локуса. В усадьбе этот процесс начинается с культа ландшафта... Так формируется органичное единство «биографической привязанности» человека — его духовной оседлости...» [8,с. 9].

Усадьба долгое время являлась непосредственным и важнейшим аккумулятором родовой памяти, которую формируют особый поместный хронотоп и привычки быта (Колесов 2002). Категории «пространство» и «время» - необходимые координаты усадебной культуры, каждое событие которой имеет достаточно четкие пространственные и временные контуры. Время в усадьбе определяется продолжительностью человеческой жизни, ее история - жизнью нескольких поколений рода. Смена владельцев определяла ритм и рубежи ее истории, привнося в ощущение времени, в систему его измерения глубокий трагизм: в усадьбе, рядом с вечной природой, особенно остро воспринималась быстротечность человеческой жизни [4, с. 290 -318].

Повседневность в усадьбе формировали семейные духовно-нравственные идеалы, различные аспекты хозяйственной и культурной деятельности, определенная направленность системы воспитания, характеризующие образ жизни обитателей на конкретном отрезке исторического времени. Культура повседневности тяготеет к идеальной композиции [5]. Вступая в соотношение с архитектоникой дворцово-паркового комплекса, основание которого зиждется на классических принципах философии эстетики - симметрии, красоты и практической пользы - повседневная жизнь обитателей усадьбы организуется как ритуал с обязательным выполнением.

Кроме перечисленных, принципиальная слитность и одновременно составленность микроконцепта «Дворянская усадьба» обусловлена еще некоторым набором факторов.

Первый из этих факторов: фонетико-лексическое единство ключевого слова имени концепта «усадьба».

Во-первых, созвучия, заложенные в первом и втором словах: Двор’АнСкАя уСАДьбА, уже предрасполагают к слиянию словосочетания в одно слово.

Во-вторых, в ключевом слове мы видим результат грамматико-лексического синтеза, лексема усадьба с течением времени впитала в себя содержание словосочетания дворянская усадьба, ослабив этимологическую связанность с глаголом «садить» и проявив, выстроив на первой линии связь со словом «сад» как принадлежность именно дворянского класса, в результате чего стало возможным восприятие сочетания «дворянская усадьба» как содержащего тавтологию. Фонетическую и лексическую остойчивость наименованию придала соотнесенность лексемы усадьба, заключенного в ней корня «сад», с тремя важнейшими составляющими усадебного пространства: жилая часть (дом, сад) — духовный мир - сад (церковь, часовня) - природный сад (лес, поля, пруды). Эти составляющие и будут в дальнейшем нами анализироваться при выявлении набора репрезентантов микрополя.

Лексическая сущность ключевой лексемы тесно связана с символическим смыслом, в основе которого - непременная активность, созидательность. Законы общественного развития, подчиняя деятельность дворянина своим собственным ритмам, активно влияли на формирование его мировоззренческих установок. Дворянская усадьба обладала двумя важными качествами: первое - идеальное, рожденное творческим воображением основателей и последующих поколений владельцев, дополненное мироощущением и жизненным опытом обитателей; второе - реальное, существующее в материальных объектах и в конкретной социальной действительности. Именно они вместе взятые формировали специфическое культурное содержание того концептуального стержня, который мог формулироваться как некоторое устройство сада судьбы, оно сопутствовало представлениям об усадебном мире как о лексическом и о духовно-материальном целом. Обратим внимание, что важнейшие моменты

переживаний персонажей-дворян связаны в произведениях Бунина с элементами ландшафта, прежде всего, парка, сада, даже сборник рассказов эмигрантского периода назван «Темные аллеи».

Второй фактор целостности, неделимости понятия «усадьба» - это ментальнофилософские установки устроителя, для которого создание своего многоаспектного сада явилось формой самовыражения и самореализации личности дворянина. Предусматривалась организация:

1)экономико-культурного плана (хозяйствование владельца, благоустройство, быт, отношение к культуре и образованию). К примеру, как только местом действия произведения становится усадьба, Бунин не обходится без характеристики хозяйственной деятельности, ср.: «Я кончил курс.поселился в деревне, хозяйствовал...» («Натали»: 7\167) - «- Вся в господ-с! -говорила Наталья (о барской деревне. - О.О.) - И господа беззаботны были,

нехозяйственны...» («Суходол»:3\146); 2) нивелировка сословного неравенства в рамках усадебного пространства (особенности быта и отношений с дворовыми людьми). Интересен у Бунина момент такой нивелировки, обусловленный смертью одного из хозяев усадьбы: «С позапрошлой ночи усадьба вдруг стала доступна для всякого. Смерть широко распахнула двери пораженного ею и лишившегося своей обычной сокровенности человеческого гнезда. И вчера весь день шли и шли в усадьбу все те, что почему-то желали взглянуть на покойника...»(«К роду отцов своих»:5\382); 3)отношения с окружением (барская деревня, соседи-дворяне).

Дворы-усадьбы, обнесенные частоколом, забором или плетнем, представляли собой как бы изолированные микроструктуры. Дом, исторически являясь исходным местом появления человека, его становления, средой его бытия, совершенно естественно воспринимается в большинстве культур как организующий центр мира. Если исходить из того, что факты языка играют роль важнейших средств «концептуализации мира и установления номенклатуры, структуры и связи онтологических объектов» (Лассан 2000: ч.1\ 25), то можно сказать, что дом, как и человек, является «мерой всех вещей».

Наряду со словосочетанием дворянская усадьба, ключевым, являющимся ядром данного микроконцепта, в приядерной зоне выступают в той же функции синонимы -именования собственно жилища: дом, строение, здание, дворец: «А затем я переходил старинный каменный мост и подымался к усадьбе ..Дом, или, вернее, дворец, строен тем же итальянцем, который строил церковь.» («Несрочная весна»:5\123); «Сад у тетки славился своею запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом - крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, - ветви лип обнимали его, - был невелик и приземист, но казалось, что ему и веку не будет, - так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши («Антоновские яблоки»:2\185).

«Дом» ассоциируется у русского человека с понятиями «стабильность, защищенность». Дом воплощает «строй жизни» - лад, налаженность быта. Не случайно И.А. Бунин часто говорит о доме, как о человеке, по-настоящему близком и родном.

По Далю, «Дом - строение для житья, въ городе, жилое строенье, хоромы; въ деревне, изба со всеми ухожами и хозяйствомъ. Крестьянский домъ, изба; княжеский и вообще большой, вельможеский, палаты; дворецъ; помещичий въ деревне, усадьба; маленький и плохонький, хижина, лачуга; врытый в землю. Землянка» [3].

У Бунина изба - только крестьянское жилище: «В избе, на лавке, возле окошка, -девочка лет трех. За ней, внутри избы, - темно и жарко» («Полуночная зарница»:5\74).

Таким образом, основное и первичное значение слова дом и у Бунина - «строение, здание». По своему происхождению это слово такое же отглагольное, как и указанные синонимы (строение - строить, здание - от зъдати «строить, создавать»). Правда, образовано оно от исчезнувшего глагола и без помощи суффикса. Имея в виду модель везу - воз, теку -ток, стелю - стол, беру - древнерус. бор «дань» и т.д., можно восстановить утраченный славянскими языками глагол дему. Подобное соответствие мы находим в греческом языке -demo «строю» и domos «постройка, строение, дом». На звук О в слове дом как на ступень чередования с Е указывают все специалисты по этимологии русского языка, в том числе и М. Фасмер (Фасмер1967:1\ 526-527). Идентичность русского дом и греческого domos несомненна. А слово domos является производным от demo «строю» (Краткий этимологический словарь1971: 91-92). В «Словаре современного русского литературного языка» слово дом обозначает: «здание, строение, предназначенное для жилья, для учреждений и т.п.» (Словарь

современного русского языка1985:3\ 953).

Дом у Бунина выступает общим нейтральным именованием жилых построек, в его произведениях нами отмечены 25 наименований домов. Причем внутри этой группы - как дома дворян, так и тесные убогие жилища бедных. А лексема Усадьба может использоваться и для выделения именования домов дворян, т.е. в переносном значении:

Усадьба была небольшая, дом старый и незатейливый, хозяйство несложное, не требующее большой дворни («Митина любовь»:5\195) - здесь усадьба называет всю хозяйственную совокупность, но: «.заглянул однажды в давно пустовавшую дедовскую усадьбу...»(«Дубки»:7\191) - здесь уже в связи со словом усадьба прежде всего вспоминается дом, жилище («давно пустовавшее»).

Все сказанное позволяет сделать предварительные выводы, что для каждого из упомянутых пластов концептуальной структуры характерно особое наполнение микрополя и соотношение между микрополями, и это, естественно, нуждается в отдельном рассмотрении.

Means of a reprezentatsiya of a concept «the noble estate» on a material of works I.A are considered. Bunin.

The key words: Reprezentatsiya, concept, substantial components.

Список литературы

1. Булатова А.П. Искусствоведческий дискурс конца 90-х годов и тенденции его развития.

2. Гехтляр С., Осадчая О. Концепт «Дворянская усадьба» в русской культуре: место в концептосфере, содержание, структура // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 12.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, в 4 тт. Л., 1982.

4. Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М., 2003.

5. Жаплова Т.М. Усадебная поэзия в русской литературе XIX - н. ХХ века. Диссертация на соискание уч. степ. доктора филол.наук. М.,2007.

6. Колесов В.В. Философия русского слова. СПб, 2002.

7. Краткий этимологический словарь русского языка // Сост. Н.М.Шанский, В.В.Иванов и др. М.,1980.

8. Летягин Л.Н. Черновики и подстрочники петербургского текста // Жизненный мир поликультурного Петербурга СПб.: Астерион, 2003.

9. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Изд. 2. - Воронеж. 2002.

10. Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР, Ин-т рус.яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981.

11. Топоров В.Н. Ветхий дом и дикий сад: образ утраченного счастья (страничка из истории русской поэзии).// Облик слова: Сб.статей памяти Д.Н.Шмелева. М.,1997.

12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. 3-е изд., СПб.,1996.

Об авторе

О. Осадчая - Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.