Научная статья на тему 'Важнейшие источники китайского традиционного права x - XIII веков и их характеристика'

Важнейшие источники китайского традиционного права x - XIII веков и их характеристика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1979
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ / ТРАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЕ ПРАВО / КОДЕКСЫ / СРЕДНЕВЕКОВЫЕ СБОРНИКИ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ / IMPERIAL CHINA / TRADITIONAL CHINESE LAW / CODE OF LAWS / MEDIEVAL COURT REPORTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мыльникова Ю. С.

Данная статья представляет историографический обзор по истории традиционного китайского законодательства X XIII веков. В статье подробно освещаются ключевые источники по средневековому китайскому праву, приводится их классификация, а также эволюция подходов в изучении китайского права. Автор доказывает несостоятельность утвердившегося стереотипного представления о неизменного старого китайского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The most important legal sources of Chinese traditional law in XI - XIII centuries and their characteristics

This article represents a historiographical overview on the history of traditional Chinese legislation in 10-13th centuries. The author highlights the main medieval Chinese Law legal sources, its classification, as well as the evolution of approaches for studying Chinese law. The author proves the invalidity of a widespread stereotype about changeless old Chinese Law.

Текст научной работы на тему «Важнейшие источники китайского традиционного права x - XIII веков и их характеристика»

ISSN 2313-1152

Мыльникова Ю.С.

ВАЖНЕЙШИЕ ИСТОЧНИКИ КИТАЙСКОГО ТРА ДИЦИОННОГО ПРАВА X - XIII ВЕКОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Исследователи отмечают, что китайцы относились и относятся весьма сдержанно к западной идее права с его строгостью и абстрактностью. Используя абстрактные нормы, юристы создают препятствия к достижению компромиссов. Хотят они того или нет, но тем самым они способствуют недостойному поведению, несовместимому с интересами общества. В любом случае конкретное решение должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не быть втиснутым в рамки юридической схемы [1, c. 397]. Таким образом, праву отводится вспомогательная роль, к нему обращаются только в крайнем случае, когда иного выхода не остается.

Основой жизнедеятельности каждого китайского подданного выступали моральные нормы ли, получившие свое окончательное завершение в конфуцианстве и даже, с точки зрения отдельных ученых, породившие такой феномен как «конфуцианизация права». Соблюдение норм ли, предписываемых обычаем, заменяло в Китае законопослушание. Китай в течение многих веков (куда входит и рассматриваемый период с X по ХШ века) жил, не зная организованных юридических профессий. Суд творили администраторы, сдававшие для занятия поста экзамены литературного характера. Они не знали права и руководствовались советами своих чиновников, принадлежащих к наследственной касте [1, с. 399].

Однако такая позиция представляется весьма спорной. Материал исследования показывает, что в средневековом Китае издавались законы фа, причем в различных формах, которые были призваны урегулировать различные сферы общественной жизни. Не отрицая влияние моральных норм ли на законодательство, заметим, что праву все-таки отводилась существенная и определяющая роль. Например, в уголовных кодексах люй правовая норма структурировалась по классическому образцу на три части: гипотезу, диспозицию и санкцию. Таким образом, в статьях люй мы видим условия и обстоятельства, при наличии которых она (правовая норма) подлежит применению, само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений, и правовые последствия несоблюдения установленных требований. Более того, в рассматриваемый период истории Китая составлялись сначала сборники судебных решений, а потом и сборники судебных прецедентов.

В средневековом Китае, несмотря на уникальные традиции, обычаи и конфуцианскую философию, присутствовали необходимые институты, с помощью которых осуществлялось правовое регулирование. Император и высшие правительственные учреждения издавали законы, столичные и местные административные органы их исполняли, а судьи (пусть и совмещавшие в себе еще

20

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

и чиновничьи должности, но в своей деятельности руководствующиеся законом и судебным прецедентом) занимались правоприменением. Законодательные тексты отличались довольно высоким уровнем юридической техники. Недаром китайская правовая система оказала влияние на правовые системы Японии, Кореи, Вьетнама.

В последней трети X века политическое единство Китая было восстановлено династией Сун (Северная Сун ЖШ- 960 - 1127), но в значительно урезанных по сравнению с периодом Тан границах. Правление Северной Сун завершилось новым частичным завоеванием Китая чжурчжэнями. После того как в 1127 году столица северосунской империи Кайфын была взята чжурчжэньскими войсками, оставшиеся в живых и избежавшие плена представители правящей элиты бегут на юго-восток, где продолжилось правление китайской империи, которую принято называть Южная Сун (1127 - 1279).

Кодификация права была важнейшим мероприятием традиционной политикоправовой культуры Китая, поэтому не кажется удивительным, что на третий год правления основателя сунской династии Чжао Куан-иня (Тай-цзу 960 - 976) был обнародован кодекс династии Сун — «Сун синтун» (^ШШШ «Собрание уголовных законов династии Сун»). Синтун ШШШ является аббревиатурой синлюй тунлэй ШО^ШШ (уголовные законы, составленные по категориям). «Сун синтун» восходит к кодексу «Да Чжоу синтун» ^ШШШШ, который был издан в 957 году в Поздней Чжоу (ШШ 951 - 960). В свою очередь, за основу «Да Чжоу синсун» был взят танский кодекс.

Главное отличие сунского кодекса от танского заключается в том, что в сунский свод были включены элементы более позднего законодательства (лин, гэ, ши). Благодаря этому, в сунский кодекс вошло значительное количество норм гражданского права.

Следует заметить, что вплоть до 1970-х годов европейские и японские ученые игнорировали значение законов, принятых после кодификаций и не вошедших в кодексы. Под влиянием работ о китайском праве Цюй Тун-цзу значительная часть специалистов по истории государства и права Китая искренне полагала, что правовая, социальная и экономическая структуры Китая оставались неизменными на протяжении более 2000 лет, что привело, в свою очередь, к известному тезису об отсутствии государственно-правового развития Китая. Находясь под впечатлением о неизменности кодексов, многие исследователи утверждали, что закон в Китае функционировал иначе, чем в Европе и Америке, поскольку кодексы были некими идеальными моделями, не предназначенными для практического применения, а гражданские споры крайне редко доходили до судебного рассмотрения.

Тем не менее, как было указано выше, закон в императорском Китае играл далеко не последнюю роль в системе государственного управления и правового регулирования. Мы не отрицаем важность и значимость моральных норм ли для всех слоев населения страны, включая императора, чиновников, простых подданных, но свое законодательное закрепление моральные нормы получали в письменном виде, то есть в законах фа. Если бы закон играл второстепенную роль и был изначально не выполним, как думают некоторые исследователи, для чего тогда законы кодифицировались, комментировались, изменялись, подразделялись на категории и, самое главное, применялись, о чем свидетельствуют сборники судебных решений?

21

ISSN 2313-1152

От южносунской эпохи в распоряжении исследователей остался уникальный источник по судебной практике того времени - сборник судебных решений «Мингун шупань цинмин цзи» «Собрание просветленных решений знаменитых

судей»). Произведение объемом в 14 глав полностью вошло в энциклопедию «Юн-лэ да дянь» (ЖЩ®Л «Великий свод периода Юн-лэ»). Оно считалось утраченным, пока в 1980-е годы не было заново обнаружено [Мингун]. В «Цинмин цзи» приведены 475 судебных решений, вынесенных по факту совершения правонарушений в различных областях: государственная служба, взимание и уплата налогов, образование, заключение и расторжение брака, внутрисемейные отношения, раздел имущества, земельные правоотношения и т.д. Среди обнаруженных в XX веке текстов «Цинмин цзи» считается самым важным вновь выявленным источником, который относится к правлению Южной Сун. Подобные сборники были практическими руководствами для судей при вынесении приговора. Более половины сборника переведена на английский язык [7].

В позднеимператорское время наблюдается всплеск интереса читателей к детективным историям. Весьма вероятно, что данный интерес мог зародиться в связи с изданием сборников судебных решений в сунскую эпоху. По мнению Брайана МакНайта, автор «Цинмин цзи» совершенно точно писал для публики, которой нравились сочинения на криминальную тематику [7, p.2].

Во время правления династии Сун систематизируется еще один важнейший источник права. Кроме «Цинмин цзи», правоприменительная практика дополняется сборниками ли Щ - сборниками судебных прецедентов. Судебные прецеденты ли имели значение и в танское время, но свое письменное воплощение в виде специального сборника получили уже при династии Сун, начиная с X века. Любопытно отметить, что начало формирования системы английского общего права, основанного на решениях королевских судов, то есть судебных прецедентах, происходит примерно в это же время - после покорения Англии Вильгельмом Завоевателем в 1066 году. Цель такого нововведения заключалась в том, чтобы ознакомить судью с позицией судей, ранее уже рассматривавших подобный спор, для вынесения судьей справедливого решения по аналогии (чулэй пантун Ш®^®) и во избежание отмены такого решения судом вышестоящей инстанции.

Одним из таких сборников был «И юй цзи» (Й^Л «Собрание спорных дел»). Авторами являются некий Хэ Нин (898 - 955) и его сын Хэ Мэн fЩ (951 - 995). Другой сборник, «Тан инь би ши» «Подобные случаи под сенью грушевого

дерева») 1211 года, относится, скорее, к художественной литературе. Он содержит описание 114 судебных дел, датированных 330 годом до н.э. - 1100 годом н.э. Научный перевод на английский язык выполнен Робертом ван Гуликом (1910 - 1967) в 1956 году

[5].

Весьма показательно, что до наших дней сохранилось справочное пособие по судебной медицине для следователей «Сиюань цзилу» (^ЖШ:Ш «Собранные записи исправленных ошибок»), написанное Сун Цы ^Ш (1186 - 1249). Сунское издание 1247 года в последующие эпохи неоднократно дополнялось, а при Цин издана официально утвержденная властями редакция 1694 года. Существует перевод Герберта Джайлза (1845 - 1935) [6] и Брайна Макнайта [8].

22

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

Что касается административного права, то необходимо отметить отсутствие каких-либо сохранившихся собраний законов лин. Однако около половины танских лин (715 статей) воссозданы японским ученым Ниида Нобору (1904 - 1966) и опубликованы под названием «Коллекция сохранившихся законов группы лин династии Тан» в 1933 году. Это удалось сделать путем сбора и анализа более сотни китайских источников времен Тан, в которых содержатся выдержки из лин, а также сохранившихся японских лин. Исправленное и расширенное издание, включающее авторскую реконструкцию текстов и сопоставление китайских и японских лин вышло в 1997 году. В 1989 году опубликован перевод исследования на китайский язык [3].

Фрагменты административного законодательства и танских законов группы лин сохранились в других сборниках и в оригинальной форме среди рукописей из Дуньхуана. Самые значимые частично сохранившиеся лин были обнаружены в 1999 году в библиотеке Тяньи гэ (Павильон Тяньи) города Нинбо. Ксилограф минской эпохи под названием «Гуаньпинь лин» (^т^ «Законы группы лин о чиновных рангах») оказался копией давно утраченного северосунского документа «Тяньшэн лин» (^

«Законы группы лин периода Тянь-шэн»), обнародованного в 1029 году (из 30 глав оригинального текста сохранились только последние 10). Период Тянь-шэн - это правление северосунского императора Жэнь-цзуна с 1023 до 1032 год. Каждый лин состоит из двух частей: действующий лин (Северная Сун) и изначальный статут (Тан). Всего найденный текст насчитывает 293 сунских лин и 221 танских, общий объем составляет 40 тысяч иероглифов. Находка вызвала колоссальный научный интерес, исследования продолжаются. На сегодняшний день воссозданы около 500 танских лин. Таким образом сложилось четкое понимание того, что из себя представляют танские лин [4].

При исследовании лин обнаруживается, что не только они содержат нормы административного права. Ярким подтверждением данного тезиса является административный кодекс «Тан людянь» (,®АЛ «Шесть уложений Тан»), созданный по модели «Чжоу ли». В «Тан людянь» перечислены все государственные учреждения и для каждого из них предусмотрено собственное положение. В сунскую эпоху подобные своды стали называться хуэй яо^^. При династии Мин (1368 - 1644) хуэй яо устарели и были заменены сводами хуэй дянь ^Л. Это было систематизированное описание всех важнейших государственных учреждений, включая дополнительные постановления, на основании которых они функционировали. При династии Цин (1644 - 1911) название хуэй дянь осталось прежним.

Ввиду того, что кодекс Сун был принят в самом начале правления династии, а законодательству необходимо отвечать потребностям времени, сунское право в дальнейшем дополнялось и корректировалось большим количеством законодательных постановлений. По мере того, как новых законодательных актов и указов становилось все больше, в государстве Сун стали издавать законодательные своды. Утвердилась их новая форма - тяо фа ши лэй ШЙ^®. В этих сборниках материал был организован тематически, в каждом разделе указывались соответствующие заявленной тематике пять видов законов чи ^ , лин ^, гэ Ш, ши ^ и шэньмин ФВД. До нашего времени частично сохранился лишь один из них - южносунский «Свод законов по категориям

23

ISSN 2313-1152

периода Цин-юань» (Цин-юань тяо фа ши лэй (Период Цин-юань - это

правление южносунского императора Нин-цзуна с 1195 до 1200 год.), провозглашенный в 1203 году, из 80 глав которого уцелело лишь 36. Некоторые исследователи относят южносунский свод сугубо к административному праву [9, p. 311]. Однако подобное утверждение ошибочно, поскольку в нем также содержатся нормы уголовного права (в частности, предусмотрена ответственность за сексуальные преступления).

Таким образом, кодифицированное право в Китае дополнялось официальными комментариями и регулярно обновлялось большим количеством уточняющих законодательных актов. Также присутствовали многочисленные неофициальные комментарии к кодексам. Судебные решения, выносимые по различным категориям споров, объединялись в сборники, как и судебные прецеденты. Составителями таких сборников были не теоретики права, а практики, которые принимали участие в обсуждении применения того или иного закона, аргументировали свою позицию судебными прецедентами. Судебная практика позволяет проследить как применение законов фа, так и правосознание судей, отраженное в текстах судебных решений.

Литература

1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.,

2009.

2. Мингун шупань цинмин цзи Собрание просветленных

решений знаменитых судей). Пекин: издательство Чжунхуа, 1987]. Было переиздано в 2002 году.

3. Ниида Нобору. Тан лин ши и (^^Ш^. Коллекция сохранившихся законов группы лин династии Тан). Чанчунь: Чанчунь чубаньшэ, 1989.

4. Тяньи гэ цан Мин чаобэнь Тянь-шэн лин цзяочжэн: фу Тан лин фу юань яньцзю / Тяньи гэ тушугуань, Чжунго шэхуэй кэсюэюань лиши яньцзю со (^—

Выверенная

минская копия законов группы лин периода Тянь-шэн из фонда библиотеки Тяньи гэ / Библиотека Тяньи гэ, институт истории КАОН). Издательство Чжунхуа, 2006.

5. T’ang-yin pi-shih. Parallel cases from under the pear tree: A 13th Century Manual of Jurisprudence and Detection / translated by R. H. Van Gulik. Leiden, Brill. 1956.

6. The ‘Hsi Yuan Lu’ [] or ‘Instructions to coroners’ / trs. by Giles, Herbert // Proceedings of the Royal Society of Medicine, 17. 1924, 59 - 107;

7. The enlightened judgments: Ch’ing-ming chi: The Sung dynasty collection / translated by McKnight, Brian E., James T. C. Liu. New York, 1999.

8. The washing away of wrongs: Forensic medicine in thirteenth-century China / trans. by McKnight, Brian E. Center for Chinese Studies, University of Michigan Press, 1981.

9. Wilkinson, E. Chinese History: A New Manual. Harvard University Asia Center,

2013.

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.