ВАЖНЕЙШИЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ
А.Е. Эмирова,
доцент кафедры управления транспортными системами Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук [email protected]
Н.Д. Эмиров,
профессор кафедры менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, доктор экономических наук [email protected]
В работе предпринята попытка проанализировать основные финансовые показатели деятельности транспортной отрасли в России. На основе данных за 2011-2014 гг. автор исследует тенденции развития транспорта по основным направлениям (общие характеристики, финансы, инвестиции, тарифы и т.п.) и приводит результаты расчета ключевых аналитических показателей.
Ключевые слова: транспорт, управление транспортом, финансы транспорта, статистика транспорта, транспортная система, тенденции развития транспорта
УДК 385/388 ББК 39.1
Единая транспортная система является одной из ключевых отраслей в современной экономике России. Для успешного решения социально-экономических проблем в развитии транспорта необходимо в деталях знать обстановку в основных его подотраслях, прогнозировать тенденции их развития и т.п. Данные о развитии транспортной деятельности в тех или иных направлениях становятся особенно важными, если учесть перспективы создания Единого Транспортного Пространства, формируемого в настоящее время в Евразийском Экономическом Союзе (Армения, Беларусь, Казахстан, Россия). В рамках международного сотрудничества существенно возрастают требования к качеству транспортной статистики, материалы которой являются основой для принятия решений по развитию ЕТП. В данной статье мы попытаемся представить результаты анализа статистических показателей деятельности транспорта в России применительно к финансовым его аспектам.
В настоящее время транспорт занимает одно из ведущих мест среди других отраслей экономики России, что хорошо видно из цифр, приведенных в таблицах 1 и 2. Так, валовая добавленная стоимость за 2013 г (по виду экономической деятельности «транспорт и связь») составила 4885 млрдруб., т.е 8,5% от таковой по экономике Российской Федерации. Среднегодовая численность работников в сфере транспорта в том же году составила 2,8 млн-чел, т.е. 6,1% от общей численности занятых по России.
Основные фонды, задействованные в транспорте на конец 2013 года составляли 12056 млрд рублей, т.е. 17,2% всех используемых в стране основных фондов, при этом инвестиции в основной капитал транспорта за 2013 год составили 3081,7 млрд рублей, т.е. 23,2% от всех инвестиций по России.
Таблица 1
Основные экономические показатели транспорта (в фактически действовавших ценах, млрд рублей) [1, ^ 12]
Показатели 2011 2012 2013
Валовая добавленная стоимость по виду экономической деятельности «транспорт и связь» (в текущих основных ценах) 4114,7 4598,8 4885,4
Среднегодовая численность работников организаций транспорта, млн человек: 2,8 2,8 2,8
Основные фонды транспорта (на конец года по полной учетной стоимости) 9971,6 11123,9 12056,0
Инвестиции в основной капитал транспорта 2791,1 2978,8 3081,7
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций транспорта 475,4 607,5 450,8
Таблица 2
Удельный вес транспорта в экономике России (%) [1, ^ 13]
Показатели 2011 2012 2013
Валовая добавленная стоимость по виду экономической деятельности «транспорт и связь» (в текущих основных ценах) 8,6 8,7 8,5
Среднегодовая численность работников организаций транспорта: 6,1 6,2 6,1
Наличие основных фондов транспорта (на конец года, по полной учетной стоимости) 17.8 17.6 17.2
Инвестиции в основной капитал транспорта 25,3 23,7 23,2
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций транспорта* 6,7 7,8 6,6
*) По коммерческим организациям, без субъектов малого предпринимательства; по данным бухгалтерской отчетности.
Согласно имеющейся статистике, транспорт перевез в 2011 г. 21891 млн пассажиров, тогда как в 2013 г. — 19590 млн, т.е. сокращение составило 10,5% (5,4% в среднем за год) [1, с. 35]. Результаты перевозки пассажиров в 2013-2014 гг. можно также представить через показатели пассажиро-километров: транспорт отраслей Минтранса России, соответственно, обеспечил 540,2 и 543,6 млрд пассажиро-километров (среднегодовой прирост 0,3%) [2, с. 6].
В том, что касается ситуации с грузооборотом, то в 2011 г. было перевезено 8337 млн т грузов, тогда как в 2013 г. — 8264 млн т, т.е. сокращение составило 0,9% (0,4% в среднегодовом исчислении) [1, с. 32].
Обращаясь далее к рассмотрению основных финансовых результатов по отрасли, обратим внимание на то, что оборот организаций транспорта за этот период возрос с 6033,9 млрд рублей до 7556,9 млрд рублей, т.е. увеличился на 25,2% (11,9% в среднегодовом исчислении). При этом удельный вес транспорта в годовом обороте всех организаций страны составил в 2011 г. 6,0% и 6,6% в 2013 г. (см. таблицу 3).
Таблица 3
Оборот организаций по видам экономической деятельности (в фактически действовавших ценах,
млрд руб.] [3, с. 310]
Оборот 2011 2012 2013
Оборот организаций — всего 99978,4 111582,0 114625,7
в том числе: транспорт 6033,9 7013,8 7556,9
21 9
Если обратиться к другим важнейшим показателям финансовых результатов, то из таблицы 4 видно, что сальдированный финансовый результат по отрасли составил в 2013 г. 405,8 млрд рублей (в 2011 г. 475,4 млрд рублей), при этом наибольший удельный вес в нем занимало транспортирование по трубопроводам — 245,0 млрд руб., т.е. 60,4% от его общего объема по отрасли в 2013 г.
Таблица 4
Сальдированный финансовый результат и удельный вес убыточных организаций транспорта [1, с. 26]
Виды транспорта Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций транспорта, млрд руб. Удельный вес убыточных организаций транспорта, %
2011 2012 2013 2011 2012 2013
Транспорт — всего 475,4 607,5 405,8 39,1 35,1 37,7
в том числе:
железнодорожный транспорт 124,2 132,0 48,1 30,4 29,3 28,9
автомобильный (автобусный) пассажирский транспорт, подчиняющийся расписанию -6,9 -2,5 -5,7 69,8 62,8 61,4
городской электрический транспорт 3,6 4,2 1,2 72,5 69,7 73,9
автомобильный грузовой транспорт 6,4 10,8 7,7 30,8 29,6 31,7
транспортирование по трубопроводам 211,3 260,7 245,0 13,4 13,6 15,7
морской транспорт -0,7 1,7 0,2 41,3 25,7 43,7
внутренний водный транспорт 1,0 3,6 2,4 31,9 29,9 31,7
воздушный и космический транспорт 12,7 5,9 21,5 42,3 35,4 37,6
В свою очередь, расходы консолидированных бюджетов РФ на развитие транспорта в 2011 г. составили более 499 млрд рублей, тогда как в 2013 г. — 545 млрд рублей (см. таблицу 6). Из этих сумм расходы федерального бюджета на развитие транспорта в 2013 г. составили 47,3%, расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ — 52,7%.
Таблица 6
Расходы консолидированного бюджета РФ на развитие транспорта (млн руб.) [1, с. 26]
года консолидированный бюджет — всего в том числе:
федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов РФ
2011 499 114 290 974 212 155
2012 622 787 339 720 296 915
2013 545 206 258 437 297 089
Второе место в общем объеме рассматриваемого показателя в 2013 г. занимал железнодорожный транспорт — 48,1 млрд руб., т.е. 11,8% от данных по отрасли в целом. Обращает также на себя внимание отрицательная величина рассматриваемого показателя по автомобильному (автобусному) пассажирскому транспорту, подчиняющемуся расписанию (-5,7 млрд рублей в 2013 г.).
Расчеты сальдированного финансового результата по отдельным предприятиям позволяют, в частности, выявить удельный вес убыточных организаций транспорта в России (см. таблицу 4). Так, в 2011 г. удельный вес таких организаций составил 39,1%, а в 2013 г. — 37,7%, сократившись на 1,4 процентных пункта за два года. Следует обратить внимание на то, что доля убыточных организаций максимальна для городского электрического транспорта (73,9% в 2013 г.) и минимальна для транспортирования по трубопроводам (15,7% в 2013 г.).
Среди большого числа показателей, отражающих финансовые аспекты деятельности транспорта, особый интерес представляют характеристики финансовых взаимоотношений транспортных организаций с государством. Если сначала обратиться к вопросу о налоговых платежах, то из таблицы 5 видно, что в 2014 г. в бюджетную систему РФ поступили свыше 544 млрд рублей налогов от транспортной деятельности. При этом 80,0% из них составляли федеральные налоги и сборы, 16,2% — региональные налоги и сборы, 1,3% — местные налоги и сборы.
Таблица 5
Поступления налоговых платежей по транспортной деятельности в бюджетную систему РФ в 2014 г. (тыс. руб.) [2, с.46]
В продолжение рассматриваемого нами вопроса будет уместно остановиться на двух частных аспектах.
Во-первых, представляют определенный интерес данные о расходах федерального бюджета на финансирование деятельности Министерства транспорта Российской Федерации, представленные в таблице 7. Из этой таблицы видно, что, например, в 2014 году кассовое исполнение федерального бюджета по данному органу управления составило свыше 846 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2012-2013 гг. на 54-70 млрд рублей.
Таблица 7
Исполнение федерального бюджета в целом по Министерству транспорта РФ (млн рублей) [2, с. 40—44]
Расходы Кассовое исполнение
2012 2013 2014
Всего расходов 791 917,7 776 804,1 846 132,6
Во-вторых, нельзя не остановиться на финансировании такого важного направления, как реализация федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Из опубликованных данных по 2014 году (см. таблицу 8), можно видеть, что бюджетные и внебюджетные назначения на эту программу составляли более 876 млрд рублей (в т.ч. 676,8 млрд рублей — капитальные вложения, 456,7 — расходы юридических лиц), тогда как кассовые расходы за тот же год — свыше 800 млрд рублей, т.е. 91,4% назначений. При этом кассовые расходы по федеральному бюджету составили свыше 372 млрд рублей (выполнение на 97,9%), консолидированных бюджетов субъектов Федерации — свыше 12 млрд рублей (выполнение — 83,1%), юридических лиц — свыше 416 млрд рублей (выполнение — 90,5%).
Имея представление об основных характеристиках финансового состояния отрасли, далее следует хотя бы вкратце остановиться на отдельных аспектах тарифной политики на предпри-
Таблица 8
Объем затрат на реализацию федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010—2020 годы)» в 2014 году (млн руб.) [2, с. 30]
в том числе:
Все налоги Федерал ьн ые налоги и сборы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы Налоги со спец. налоговым режимом
544 207 644 435 281 341 87 966 795 7 107 913 13 851 595
Наименование расходов и источников финансирования Финансирование мероприятий и работ
Бюджетные и внебюджетные назначения Кассовые расходы Вы-полнено, %
Объем средств, всего в том числе: 876 173,5 800 469,0 91,4
Федерального бюджета 380 028,2 372 017,3 97,9
Консолидированных бюджетов субъектов РФ 14712,4 12229,5 83,1
Государственных внебюджетных фондов РФ 21727,4 0 0
Юридических лиц из них иностранных инвесторов 456705,5 0 416222,2 1158,8 90,5 0
Из общего объема средств — капитальные вложения 676855,9 696313,5 102,9
ятиях транспорта. В частности, следует рассмотреть ее для двух основных подотраслей — пассажирских и грузовых перевозок.
Так, в таблице 9 приведены индексы тарифов в сфере пассажирских перевозок по данным за 2014 год.
Таблица 9
Индексы тарифов на услуги пассажирского транспорта России [2, ^ 27]
Вид услуги Декабрь 2014 г. в % к декабрю 2013 г.
Услуги пассажирского транспорта 107,3
Автомобильный транспорт: 104,8
— Проезд в городском муниципальном автобусе, поездка 106,8
— Проезд в городском коммерческом автобусе, поездка 106,7
— Проезд в маршрутном такси, поездка 103,0
— Проезд в междугороднем автобусе в расчете на 50 км пути 105,2
Городской электрический транспорт: 108,8
— Проезд в трамвае, поездка 107,8
— Проезд в троллейбусе, поездка 108,1
— Проезд в метро, поездка 109,5
Воздушный транспорт: 114,8
— Полет в салоне экономкласса в расчете на 1000 км пути 114,8
Железнодорожный транспорт: 104,9
— Проезд в пригородном поезде, поездка 109,3
— Проезд в плацкартном вагоне скорого нефирменного поезда дальнего следования в расчете на 100 км пути 104,6
таблицу 10), но при этом цифры для разных видов транспорта существенно различаются. Так, максимальные приросты грузовых тарифов в 2014 г. наблюдались на морском транспорте (прирост 44,1%), внутреннем водном (прирост 40,0%) и на автомобильном транспорте (прирост 7,2%). В то же время следует отметить и противоположную тенденцию снижения грузовых тарифов, например на трубопроводном транспорте они снизились за год на 3,5%.
Таблица 10
Индексы тарифов на грузовые перевозки в декабре 2014 года [2, ^ 25]
Грузоперевозчик Декабрь 2014 г. в % к декабрю 2013 г.
Транспорт — все виды в том числе: 100,9
Жел езнодорожный 102,3
Морской 144,1
Внутренний водный 140,0
Автомобильный 107,2
Воздушный 105,7
Трубопроводный 96,5
Из этих данных видно, что за год тарифы на пассажирском транспорте в целом возросли за год на 7,3%, при этом наибольший прирост имели тарифы воздушного транспорта (прирост 14,8% за 2014 год), проезд в метро (прирост на 9,5% за год), проезд в пригородных поездах (прирост 9,3% за год). В то же время изменились достаточно мало тарифы на проезд в маршрутных такси (прирост 3,0%), проезд в междугородных автобусах (прирост 5,2%) и т.д.
Если далее обратиться к тарифам на грузовые перевозки, то следует отметить их увеличение на 0,9% за 2014 г. (см.
Таким образом, проведенный нами анализ продемонстрировал наличие весьма противоречивых тенденции в динамике финансово-экономических показателей деятельности единой транспортной системы России.
С одной стороны, нельзя не видеть развитие ряда аспектов деятельности транспорта с положительной динамикой результатов (например, рост валовой добавленной стоимости, объем оборота на предприятиях транспорта, объема основных фондов и т.п.).
С другой стороны анализ выявляет также немало показателей с отрицательной тенденцией развития (например, резко упал сальдированный финансовый результат, доля инвестиций, направляемых на развитие транспорта, возросли тарифы на пассажирские и, особенно, грузовые перевозки и т.д.). Представляется целесообразным разработать специальную подпрограмму в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», направленную на преодоление кризисных тенденций в развитии единой транспортной системы России. Одним из самых перспективных решений в данном аспекте следует считать приоритетное развитие международных транспортных связей, поскольку транзитный потенциал России пока используется явно недостаточно.
Литература
1. Транспорт и связь в России. 2014. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.04.2015).
2. Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень. Январь-декабрь 2014 года. URL: http://www.mintrans.ru/ documents/153/ (дата обращения: 10.04.2015).
3. Российский статистический ежегодник. 2014. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.03.2015).
РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
Л.О. Антонян,
аспирант кафедры политической экономии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
В статье рассмотрена проблема повышения производительности труда в российской нефтяной отрасли, проведен сравнительный анализ производительности труда в крупнейших российских и зарубежных нефтяных компаниях, рассмотрены основные меры государственной политики в области повышения производительности труда и представлены пути повышения производительности труда в нефтяной отрасли.
Ключевые слова: нефтегазовый комплекс России, производительность труда, показатели эффективности, нефтяная отрасль
УДК 331.101.64 ББК 65.241
Российская Федерация является одной из крупнейших стран по численности населения в мире, вместе с тем, согласно данным официальной статистики, в последние годы
наблюдаются негативные тенденции в динамике численности населения трудоспособного возраста. В настоящее время численность населения трудоспособного возраста составляет 72
22 1