Научная статья на тему 'Важнейшее звено процесса экономической интеграции'

Важнейшее звено процесса экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ / СТАНДАРТЫ / ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГПНТБ СО РАН / TECHNICAL REGULATIONS / STANDARDS / INFORMATION-LIBRARY SERVICE / SPSL SB RAS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цукерблат Дмитрий Миронович, Щукина Лидия Германовна

Рассматривается место информационного фонда технических регламентов и стандартов в системе информационно-библиотечного обеспечения специалистов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the place of the technical regulations and standards fund in the information-library service of professionals is considered.

Текст научной работы на тему «Важнейшее звено процесса экономической интеграции»

БИБЛИОСФЕРА, 2011, № 1, с. 62-66

Информатика ^Р7

УДК 025.29 ББК 78.36

ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ПРОЦЕССА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ © Д. М. Цукерблат, Л. Г. Щукина, 2011

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15

Рассматривается место информационного фонда технических регламентов и стандартов в системе информационно-библиотечного обеспечения специалистов.

Ключевые слова: технические регламенты, стандарты, информационно-библиотечное обеспечение, ГПНТБ СО РАН.

In the article the place of the technical regulations and standards fund in the information-library service of professionals is considered.

Key words: technical regulations, standards, information-library service, SPSL SB RAS.

В концепции развития национальной системы стандартизации оговорена необходимость совершенствования организационной структуры, законодательных и правовых основ российской системы стандартизации. По сути, впервые поставлена задача возрождения государственной политики в области стандартизации. Причем речь идет не только и не столько о внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» [1], сколько о совершенствовании законодательства, поскольку вне сферы действия закона оказались многие актуальные аспекты, связанные со стандартизацией. Как следствие, действующий закон не позволяет в полной мере использовать инструменты и механизмы стандартизации для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции. Поэтому решение о подготовке базового закона «О стандартизации» является очевидным и вполне логичным. При этом важно, что специалисты Ростехрегулирования, инициировавшие разработку законопроекта, постоянно ощущали поддержку со стороны промышленности, бизнес-сообщества, общественных организаций, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленной палаты (ТПП) [2].

В проекте документа закреплены цели и основные направления государственной политики в области стандартизации, в том числе государственное финансовое и материальное обеспечение работ. Установлена организационная структура национальной системы стандартизации, включающая национальный орган по стандартизации. Опреде-

лены объекты стандартизации, заложены принципы проведения работ в сфере стандартизации, основные из которых открытость, публичность и прозрачность, исключение дублирования, достижение соглашения всех заинтересованных сторон, недопустимость создания препятствий на пути производства и обращения продукции и оказания услуг. Раскрыта терминологическая база, расширяющая соответствующий понятийный аппарат: введены определения «международные», «региональные» и «межгосударственные» стандарты. Дополнительно в законопроект включены определения терминов - «отраслевые стандарты», «стандарты саморегулируемых организаций», «предварительные стандарты», «национальная справочная служба стандартизации», «государственный военный стандарт».

В перечень документов по стандартизации, которые формируются в фондах библиотек, внесены национальные стандарты, своды правил, международные, региональные, межгосударственные стандарты, государственные военные стандарты, общероссийские классификаторы, правила, нормы и рекомендации в области стандартизации, предварительные стандарты, отраслевые стандарты и стандарты организаций, в том числе саморегулируемых. В предлагаемую иерархию встраиваются также технические условия.

Цель предлагаемого законопроекта заключается в обеспечении качества и конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и преодолении технологического отставания. Это объясняется и тем, что стандарт -

инструмент передачи современных технологий, доведения их до предприятий, которые смогут применять технологии и решения, принятые и установленные в национальных стандартах. Это важно не только для малого и среднего, но и для крупного бизнеса.

Сегодня в стране сложилась ситуация, когда государство далеко не в полной мере выполняет функции по стандартизации, а бизнес еще не взял их на себя. Это касается, к примеру, планирования работ по стандартизации, организации взаимодействия производителей и потребителей продукции, внедрения стандартов. Выявилось определенное противоречие, когда стандарты де-юре документы добровольного применения, де-факто - документы обязательного применения. Совершенно очевидно, что необходимо отказаться от формулировки «стандарты являются документами добровольного применения», поскольку как только производитель продекларировал, что его продукция соответствует какому-либо стандарту, он обязан выполнять все требования данного нормативного документа.

Стандарты широко применяются на региональном или национальном уровне производителями, торговыми организациями, покупателями, испытательными лабораториями, органами власти и другими заинтересованными сторонами. Поскольку стандарты обычно отражают передовой международный опыт промышленных предприятий, исследовательских организаций, потребителей и регулирующих органов, а также общие для многих стран потребности, стандарты являются одной из важных составляющих, обеспечивающих устранение технических барьеров в торговле.

Для формирования национальной системы информационного обеспечения технического регулирования необходимо проанализировать цели, поставленные перед ней федеральным законодательством. Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании», «... национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны заинтересованным лицам» (гл. 8, ст. 43). В постановлении Правительства РФ «О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в единой информационной системе по техническому регулированию» [3] определяются следующие цели: «Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов создается... в целях обеспечения соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, состоянию и развитию материально-технической базы, уровню научно-технического развития, а также обеспечения заинтересованных лиц информацией в сфере технического регулирования» (ст. 1.3). «Единая информационная система по техническому регулированию

создается в целях обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также о нормативных документах по оценке соответствия и метрологии» (ст. 1.5).

Для того, чтобы человечество могло воспользоваться всем лучшим, что может принести научно-технический прогресс, и чтобы реально способствовать улучшению качества товаров, услуг требуется совершенствование системы формирования и использования фонда нормативно-технической документации.

С этой целью в Постановлении определено, что «Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов создается и ведется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, которое взаимодействует при ведении указанного фонда с федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, общественными объединениями, международными и зарубежными организациями по техническому регулированию, стандартизации, метрологии и оценке соответствия». Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии возложило функции ведения и развития Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, регистрацию принятых документов в области стандартизации, их официальное опубликование и хранение, в виде официальных публикаций и в электронно-цифровой форме на ФГУП «Стандартинформ».

Национальная система информационного обеспечения (ИБО) технического регулирования существует ради аккумулирования и распространения информации о техническом регулировании среди российских и зарубежных предприятий, органов власти, научных организаций и всех заинтересованных лиц на базе информационной интеграции для обеспечения безопасности и повышения качества жизни.

Деятельность системы ИБО технического регулирования позволяет сформулировать ее основные ценности:

• ориентация на запросы потребителя;

• аккуратность, точность и достоверность переработки и распространения информации;

• стремление к объединению информационных потоков в единую систему знания о стандартизации, метрологии и сертификации.

Работа по развитию системы ИБО технических регламентов и стандартов должна обеспечить создание единой, взаимоувязанной системы знания по вопросам технического регулирования, стандартизации, метрологии и сертификации. С ее помощью появляется возможность быстро формировать подборку необходимой информации для любых заин-

тересованных лиц, используя современные информационные технологии.

В настоящее время информационные потребности учреждений и предприятий в области технического регулирования и стандартизации возрастают. Это обусловлено двумя причинами: динамичным развитием рынков, необходимостью периодического перепрофилирования производства на выпуск новой продукции и дерегулированием системы стандартизации.

До рыночных реформ предприятия стабильно выпускали в течение длительного времени однотипную продукцию, руководствуясь государственными стандартами. Задача системы ИБО сводилась в таких условиях к периодической замене текстов стандартов на новые версии. Поскольку потребности читателей оставались стабильными и предсказуемыми, необходимость в маркетинговых исследованиях была минимальной: на основании распространения предыдущей версии стандарта можно было прогнозировать требуемый тираж нового.

Однако в настоящее время ситуация изменилась. Выстраивание системы стандартизации в соответствии с правилами рыночной экономики привело к тому, что экономические субъекты в процессе своей деятельности выбирают соблюдаемые стандарты из числа национальных, иностранных, международных и корпоративных (ставших стандартами де-факто), в зависимости от прогнозируемых рынков сбыта продукции, наличия конкуренции, необходимости повысить престиж и потребительскую ценность товара в глазах покупателей. Кроме этого, динамичная смена ассортимента производимой продукции, выход на новые рынки сбыта требуют быстрого освоения новых стандартов.

С этой целью в Сибирском федеральном округе на базе ГПНТБ СО РАН создан специализированный фонд нормативно-технической документации. Формирование фонда осуществляется на основе получения полного комплекта документов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Полнота и оперативность комплектования гарантируется Федеральным законом «Об обязательном бесплатном экземпляре документов» [4]. В частности, согласно этому закону ГПНТБ СО РАН получает печатные оригиналы всех категорий нормативных документов по стандартизации, издаваемых ФГУП «Стандартин-форм». По данным на 01.01.2010 г. объем фонда стандартов читального зала НТД составляет свыше 90 тыс. экз., включая все категории стандартов: международные (ИСО, МЭК), межгосударственные (ГОСТ, СТ СЭВ), национальные (ГОСТР ), отраслевые (ОСТ), стандарты организаций (СТО) и др., как действующие - актуализированные, так

и отмененные, которые играют роль справочно-информационных изданий.

Помимо документов на бумажном носителе пользователям предоставляется возможность работать со следующими электронными ресурсами:

1. Информационно-справочная система «Строй-Консультант-Prof» является отраслевой полнотекстовой БД Госстроя России. Она содержит нормативные документы по строительству, как действующие на территории Российской Федерации, так и отмененные (ГОСТы, СНиПы и др.), а также ряд стандартов по общим вопросам метрологии, качества, безопасности, охраны природы и т. п. База данных «СтройКонсультант-Prof» (локальный вариант) была приобретена библиотекой в 2004 г. и обновлялась до 2007 г. 2 раза в год. По состоянию на 01.01.2007 г. она содержит тексты около 4000 ед. ГОСТов и только 18 ед. ОСТов, а также другие категории НД по строительству.

2. Информационно-справочная система «NORMA CS», разрабатываемая ЗАО «Нанософт», предназначена для хранения, поиска и отображения текстов и реквизитов нормативных документов, а также стандартов, применяемых на территории Российской Федерации, регламентирующих деятельность предприятий различных отраслей промышленности. Система содержит реквизиты и тексты более чем 50 тыс. документов, включая практически все ГОСТы, действующие в РФ и более сотни других типов нормативных документов (СНиП, СанПиН, РД, МИ и др.).

Из широкого перечня информационных продуктов этой системы был выбран локальный вариант базы данных «Строительство» (версия Full), которая заменила БД «СтройКонсультант-Prof». Эта отраслевая база данных включает: нормативно-правовые документы, систему нормативных документов в строительстве, нормативные документы ЖКХ, справочные документы, стандарты, как государственные, применяемые в строительстве, так и отраслевые. По сравнению со «СтройКонсуль-тантом-Prof» эта база данных содержит более широкий по тематике и полный по номенклатуре перечень различных категорий стандартов и других действующих и отмененных нормативных документов.

БД «Строительство-Full» обновлялась 2 раза в год с 01.01.2007 по 01.07.2009 г. По состоянию на 01.07.2009 г. информационно-поисковая система содержит реквизиты и / или тексты более 60 тыс. документов, в том числе: ГОСТы - около 29 тыс. ссылок (реквизиты или тексты ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ Р ИСО и др.); ОСТы - около 5000 ссылок (на действующие и отмененные) и др. Поскольку эта БД - отраслевая, то количество полнотекстовых документов ограничено тематикой (строительство в различных отраслях, безопасность, ох-

рана природы и т. п.), хотя реквизитные «карточки документов» представлены на весь каталог.

3. В 2009 г. библиотекой был приобретен другой информационный продукт ЗАО «Нанософт», относящийся также к справочной нормативной системе «NORMA CS». Это универсальная полнотекстовая БД «Классификатор ИСО», сетевой вариант на 20 автоматизированных рабочих мест с ежемесячным обновлением. Навигатор этой БД построен в соответствии с Общероссийским классификатором стандартов (ОКС), который соответствует Международному классификатору стандартов (ИСО/ИНФКО МКС) и включает документы по всем 40 разделам классификатора. БД содержит полные тексты и реквизиты более чем 60 тыс документов, в том числе почти 30 тыс. ГОСТов (ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ Р ИСО, ГОСТ Р МЭК и др.), более 5200 отраслевых стандартов (ОСТ, СО), более 300 стандартов организаций (СТО) и другие НД по стандартизации. Справочный аппарат представляет собой электронный каталог, который содержит более 70 тыс. записей / карточек.

Преимуществом БД «Классификатор ИСО», по сравнению с предыдущими электронными ресурсами, которые в настоящее время не обновляются, является ее универсальный тематический охват, наличие полных текстов документов, наряду с реквизитными карточками, в виде документа Word и / или изображения печатного оригинала, а также более частое обновление (1 раз в месяц), что позволяет достаточно оперативно знакомиться с новыми документами.

Редкое предприятие малого и даже среднего бизнеса может позволить себе самостоятельный мониторинг изменений во всех стандартах, прямо или косвенно затрагивающих их бизнес. Данные факты свидетельствуют о ключевом значении совершенствования технологии отношений с потребителями в рамках сбалансированной системы показателей стратегии развития национальной системы ИБО технического регулирования.

Если потребитель выражает желание получить из фонда какой-либо стандарт, сотрудники библиотеки информируют его о наличии аналогов из числа международных, иностранных и корпоративных стандартов; предлагают стандарты смежной тематики, основываясь на истории заказов потребителя и знании сферы его деятельности. Вместе с тем учет предпочтений потребителей и их комплексное обслуживание должны отличать систему ИБО технического регулирования от всех иных источников информации.

Следует иметь в виду, что нормативные документы Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов на бумажном носителе носят статус официальных документов, а их копии при определенных условиях могут иметь

тот же официальный статус. В этом случае библиотека, формирующая фонд нормативных документов на бумажном носителе, проставляет заверительную надпись «Верно», что свидетельствует о соответствии копии подлиннику (ГОСТ Р 6.30-200 п. 3.26) [5]. По запросу потребителей официальные документы могут предоставляться ими федеральным органам законодательной и исполнительной власти, судебным органам а также техническим комитетам по стандартизации.

Электронные версии документов в области стандартизации (на оптических носителях информации или в Интернете), незаверенные электронной цифровой подписью (ЭЦП) центра Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, носят статус неофициальных документов и могут быть использованы только как справочные и информационные материалы.

В случаях необходимости подтверждения подлинности (официального статуса, юридической значимости) находящихся у потребителя электронных версий документов в области стандартизации Удостоверяющий центр ЭЦП Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по обращению потребителя предоставляет ему платную услугу по проверке наличия (отсутствия) электронной цифровой подписи Федерального агентства на электронных версиях документов и подтверждению (неподтверждению) их официального статуса [6].

В качестве потенциальных источников информации может рассматриваться совокупность предоставляемых документов на традиционных и электронных носителях. Это подтверждается мировой практикой обслуживания потребителей на современном этапе. Работа библиотек заключается в разъяснении пользователю всех вопросов, связанных с использованием организованных определенным образом фондов НТД. Оптимальное обслуживание - это не выполнение поиска за пользователя, а обучение эффективной работе с массивами документов. Организация обучающих семинаров и проведение информационно-рекламных мероприятий особенно важны для освещения возможностей национальной системы информационно-библиотечного обеспечения технического регулирования. Это определяется тем, что большая часть российских предприятий привыкла использовать в своей деятельности лишь минимально требуемый набор отечественных стандартов и недостаточно представляет себе состояние дел в области стандартизации в зарубежных странах и международных организациях. Это подрывает конкурентоспособность отечественной продукции на зарубежных рынках, затрудняет интеграцию российской экономики в мировое экономическое пространство, увеличивает технологическое отставание.

В этих условиях система информационно-библиотечного обеспечения технического регулирования строится на активизации предоставления информации о мировых тенденциях в области стандартизации, путем активного проведения рекламных кампаний. Ставится задача доводить до сведения потребителей информацию о появлении новых стандартов и находить способы наиболее полного удовлетворения их информационных потребностей.

Решение указанных задач позволит национальной системе информационно-библиотечного обеспечения технического регулирования стать локомотивом технического прогресса российской экономики, одним из важнейших звеньев процесса экономической интеграции.

Список литературы

1. Федеральный закон «О техническом регулировании». - 2-е изд., испр. и доп. - М. : НТЦ Промбезо-пасность, 2009. - 72 с.

2. Ширялкин А. Ф., Деева Е. М. Зачем нужен закон «О стандартизации» // Стандарты и качество. - 2009. -№ 5. - С. 38-40.

3. О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию : постановление Правительства Рос. Федерации от 15 авг. 2003 г. № 500 // Вест. Госстандарта России. -2003. - № 9. - С. 11-16.

4. Погуляев В. В. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» : с изм. и доп. : постатейный. - М. : Юстицинформ, 2010. - 78 с.

5. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. - М. : Изд-во стандартов, 2003. - 16 с.

6. Электронная цифровая подпись ФГУП «Стандарт-информ» - гарантия статуса официального документа [Электронный ресурс] - URL: http://www.gostinfo.ru

Материал поступил в редакцию 26.10.2010 г.

Сведения об авторах: Цукерблат Дмитрий Миронович - кандидат педагогических наук, заместитель директора по библиотечной работе, тел.: (383) 266-93-09, e-mail: [email protected], Щукина Лидия Германовна - заведующий сектором отдела патентно-конъюнктурной информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.