ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ АРСЕНЬЕВ (1829-1915): Материалы к библиографии
В истории русской духовности и культуры вклад Василия Сергеевича Арсеньева (1829-1915) значителен. Просвещеный истинным светом православия, он, за что ни брался, все исполнял исключительно добросовестно, ревностно и разумно. Христианский философ и богослов, церковный публицист, яркий бытописатель усадебной жизни - и вместе с тем государственник, мыслящий глубоко, с сознанием ответственности перед своим народом. В лице В.С. Арсеньева мы находим лучшего представителя дворянской аристократии, двигателя национальной культуры и радетеля церковного наследства. Когда наконец-то опубликовали его замечательные воспоминания, стало ясно, какой это был одаренный человек и тонко чувствующий прекрасное художник слова, каким педагогическим тактом обладал он в общении с близкими людьми, в обществе и дома, какой радостью проникался при положительном разрешении серьезных ситуаций, таких обыкновенных в новейшее время для страны. Воспоминания и «Дневник» В.С. Арсеньева - книга уникальная, и читатели еще долгие годы будут с благодарностью произносить имя составителя памятного тома, собирателя и публикатора важных исторических материалов А.И. Серкова.
После обучения в Училище правоведения (1849) Василий Сергеевич Арсеньев служил в департаментах Сената, затем одно время состоял чиновником особых поручений при Министерстве юстиции (1853), с 1856 по 1862 г. - инспектор казенных училищ Московского округа, позже некоторое время управлял московским архивом Министерства юстиции, являлся членом судебной палаты,
а с 1874 г. - членом комиссии по принятию прошений, приносимых на Высочайшее имя. Награждался орденами и дослужился до ранга тайного советника. Заметная веха в жизни В.С. Арсеньева -1884 год - пожалован почетным Опекуном Московского опекунского совета, и в то же время ему поручили заведовать учебной частью Московского Александровского и Екатерининского институтов, быть попечителем и женских гимназий. Его ревность высоко ценилась при дворе, и в 1896 г., в пору московских торжеств, связанных с коронованием императора Николая II, Василий Сергеевич удостоился чести везти в царский дворец большую корону императрицы. На обширном научном поприще он также снискал уважение - избран почетным членом Общества любителей духовного просвещения в Москве и действительным членом Императорского Палестинского общества, занимаясь к тому же учеными исследованиями Тульской губернской архивной комиссии.
Как глубокий православный публицист В.С. Арсеньев во многом раскрылся в своих содержательных публикациях, напечатанных в журнале «Радость Христианина при Чтении Библии», издаваемом протоиереем церкви Константиновского межевого института в Москве Андреем Григорьевичем Полотебновым, замечательным духовным подвижником. В этом ежемесячнике -назовем его для краткости «Радость Христианина» - Василий Сергеевич поместил серию статей о православных иконах и каноничности Первообраза, тут же опубликованы материалы к познанию смысла христианских праздников и мудрой богословской сути церковных песнопений. Праздничные выпуски журнала были особенно радостны для благочестивых читателей, впрочем, и рядовые номера тщательно продумывались и печатались на лучшей бумаге. Духовная близость Полотебнова и Арсеньева сказалась и в выборе тем историко-богословского характера. Так, в завершение 1900 г. в журнале «Радость Христианина» помещен проникнутый духовной созерцательностью трактат «Цветы из сада Фомы Кемпийско-го», переведенный Василием Сергеевичем с уникального латинского издания.
Библиография оригинальных трудов и переводов В.С. Ар-сеньева улавливает также важные его публикации в других периодических изданиях: заметными были на страницах «Душеполезного Чтения» и учено-апологетического журнала «Вера и Церковь».
Здесь помещены обширные авторские рассуждения о желательных началах воспитания юношества, а также серьезно рассматриваются пути и направления в познании природы.
К корпусу статей самого В.С. Арсеньева неразрывно примыкает творческое наследие его наставника, выдающегося московского мыслителя, протоиерея церкви Воскресения в Барашах Симеона Ивановича Соколова (1772-1860) . Его бумаги Василий Сергеевич разобрал и напечатал в том же журнале «Радость Христианина», снабдив публикацию биографическим очерком и портретом сочинителя. В 1900 г. появился в переводе с латинского выполненный когда-то С.И. Соколовым сборник Фомы Кемпийского «Долина лилий во славу Божию и утешение искушаемым». Тогда же этот трактат вышел в свет отдельной книжкой. Следует иметь в виду, что Симеон Иванович Соколов образцово перевел и снабдил множеством ценнейших приложений основную книгу этого великого средневекового богослова «О подражании Христу». Было то в 1834 г., издание непревзойденное, поскольку многие ранние русские издания этого трактата переводились с чужих языков и не соответствовали полностью оригиналу, созданному на латыни. Перевод С.И. Соколова целиком соответствовал оригиналу, причем в основу положен текст редчайшего амстердамского издания 1607 г. В 60-е годы XIX в. книга «О подражании Христу» выйдет в новом переводе с латыни, выполненном К.П. Победоносцевым.
Василий Сергеевич Арсеньев оставил ряд печатных воспоминаний не об одном С.И. Соколове, но и о другом своем наставнике, Николае Александровиче Головине, писал также рецензии и разборы на книги Фридриха Ницше и Эрнеста Навиля. Разборы эти были актуальны в кругах как светских, так и церковных. Трактат о монархии Данте Алигьери в издании Арсеньева был также востребован в России, поскольку проблема монархической власти тогда ставилась широко. Напомним, что к событию коронования императора Николая Александровича В.С. Арсеньев напечатал в «Душеполезном чтении» крупное сочинение «О священном короновании и его действиях», весьма важное по смыслу.
6 апреля 1903 г. в честь 50-летия беспорочной службы, отмечая государственные и общественные заслуги Василия Сер-
* См.: Приложение в наст. издании.
геевича Арсеньева, император Николай Второй в рескрипте на имя юбиляра начертал: «Во внимание к отлично-усердной, продолжительной службе вашей и в воздаяние ревностных трудов на пользу ведомства учреждений Императрицы Марии Всемилостивейше пожаловали Мы вас кавалером Императорского ордена Нашего святого благоверного Великого князя Александра Невского, знаки коего, при сем препровождая, повелеваем возложить на себя и носить по установлению. Пребываем к вам Императорскою милостью Нашею благосклонным Николай».
Братья Василия Сергеевича Арсеньева, служившие по разным ведомствам, были хорошо известны при дворе. Так, Дмитрий Сергеевич в 60-е годы занимался воспитанием великих князей Сергея и Павла Александровичей, а в Турецкую войну он состоял при Главной квартире государя, сопровождая Сергея Александровича как попечитель. Профессиональный боевой морской офицер, этот Арсеньев впоследствии возглавлял Морское училище и Николаевскую Морскую академию, к тому же состоял почетным членом Псковского археологического общества и Тульской архивной комиссии; другой брат, Николай Сергеевич, сенатор, заведовал Московским губернским архивом, деятельно включался в преобразование общественного управления и судопроизводства в провинции.
Сыновья Василия Сергеевича тоже оставили заметный след в истории Русской православной церкви: Иван Васильевич, настоятель храма Христа Спасителя в Москве с 1918 г., крупный богослов с докторской степенью; погиб в ссылке в 30-е годы; другой сын - Николай Васильевич - священник церкви Воскресения Словущего и других московских храмов, автор богословских статей и оригинальных стихотворений. Каждый из восьми детей нашего героя оставил по себе добрую память.
Скончался Василий Сергеевич Арсеньев 19 июля (ст. ст.) 1915 г. в своем московском доме. В журнале «Русский архив» был напечатан прочувствованный некролог за подписью Иоанна Соловьёва, в котором, в частности, сказано: «Василий Сергеевич может быть назван хранителем отеческих преданий, касающихся Отечества Небесного и отношений духовных... русской Православной духовности - того, чем жила и жива была наша Родина, именно как Святая Русь».
Последние годы жизни В.С. Арсеньева омрачались действительностью любимого Отечества. Обрушение святых идеалов у части населения, расшатывание основ культуры - нравственности и понятий о чести, крикливость и демагогия во всем, особенно в сфере искусства - как тут не отчаиваться! То, что ставилось так высоко и ценилось - например воспитание чувств, теперь повсеместно опошлялось. Много горьких слов говорили два московских старца, живших по соседству, - аристократ и богослов Василий Сергеевич Арсеньев и Петр Иванович Бартенев, полвека пестовавший свое любимое детище - журнал «Русский архив», этот неиссякаемый источник знаний и необходимое пособие для историков и серьезных исследователей государственной жизни страны. Тревога этих мудрых старцев была понятна просвещенным душам. Она как бы указывала на правоту тех, кто, как В.С. Арсеньев, заповедал грядущим поколениям держаться жизни возвышенной, текущей в единении с Церковью. Сто лет, прошедшие со дня кончины замечательного человека, подтвердили правоту его мудрых дум.
СОЧИНЕНИЯ И ПЕРЕВОДЫ В.С. АРСЕНЬЕВА
1881
Замечания по поводу воспоминаний М.В. Толстого // Русский Архив. 1881. Кн. II. (№ 4). С. 507-508.
1890
О церковном иконописании. По поводу последнего Археологического съезда. М.: Универ. Тип. 1890. 14 с. Отд. отт. из «Душеполезного Чтения». 1890. № 3.
1892
О символизме православного Богослужения в освящении храма. Почетного опекуна, Тайного советника В.С. Арсеньева. М.: Уни-вер. тип. 29 с. Отд. отт. из «Душеполезного Чтения». 1892. № 5 и 6.
1893
Из воспоминаний о покойном Николае Александровиче Головине. М. 1893.
1894
О первой иконе Божией Матери, приписываемой Евангелисту Луке, в связи с другими древнейшими изображениями Богоматери. (С пятью рисунками) // Радость Христианина. 1894. Кн. IV. С. 362-375. Отд. отт.
Перевод предисловия Эрнеста Навиля к его книге «Свидетельство Христа и единство Христианского мира». (Женева, 1893) // Радость Христианина. 1894. Кн. III. С. 282-285.
Глава I из книги Эрнеста Навиля «Свидетельство Христа и единство Христианского мира» / Пер. с франц. В.С. Арсеньева. (I. Свидетельство Христа. 1) Сверхъестественное и авторитет) // Радость Христианина. 1894. Кн. IV. С. 388-401.
Глава II из книги Эрнеста Навиля «Свидетельство Христа и единство Христианского мира». (3) Доказательства свидетельства Христова) / Пер. с франц. В.С. Арсеньева // Радость Христианина. 1894. Кн. XII. С. 247-269.
О древнейших иконах Воскресения Христова. (С тремя рисунками) // Радость Христианина. 1894. Кн. V. С. 30-39. Отд. отт.
Иезек. 37, 1-14. Пророческое видение духовного и телесного воскрешения // Радость Христианина. 1894. Кн. V. С. 48-60; Кн. XII. (Оконч.). С. 346-355.
Вознесение Господа и сошествие Св. Духа по древним иконографическим изображениям и Богослужебным песням. (С тремя рисунками) // Радость Христианина. 1894. Кн. V. С. 142-157. Отд. изд. 1894.
Об иконе, именуемой: «О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь» // Радость Христианина. 1894. Кн. XII. С. 21-23.
О Преображении Господнем по иконографическим памятникам и Церковно-Богослужебным песнопениям // Радость Христианина. 1894. Кн. VIII. С. 333-338.
1895
Мысли Эрнеста Навиля о философии спиритуалистов / Пер.
B.С. Арсеньева // Радость Христианина. 1895. Кн. VIII. С. 332-339.
О стремлениях общих Христианскому миру. Эрнеста Навиля / Пер. В.С. Арсеньева // Радость Христианина. 1895. Кн. XI. С. 160171.
1896
О священном короновании и его действиях / [Соч.] Почет. опекуна В.С. Арсеньева. М.: Унив. тип. 1896. 14 с. Отд. отт. из № 5 «Душеполезного Чтения» 1896 г.
1898
Пред образом Распятого на кресте. Из новооткрытаго творения Фомы Кемпийскаго // Радость Христианина. 1898. Кн. III.
C.321-324.
Об иконе Софии, Премудрости Божией (Новгородской) // Радость Христианина. 1898. Кн. VII-VIII. С. 49-59.
1900
Цветы из сада Фомы Кемпийского / Пер. В.С. Арсеньева // Радость Христианина. 1900. Кн. 11/12. С. 434-436. (Из размышлений «Единобеседование души с Богом»; «Воздыхание души кающейся»; «О преуспевании в жизни духовной» и «Об истинном сердечном сокрушении»).
Фома Кемпийский. Долина лилий, во славу Божию и утешение искушаемым / Пер. С.И. Соколова // Радость Христианина. Приложение. 1900. 48 с. Предисловие В.С. Арсеньева - XII с.
Учение о Пресвятой Деве Марии Богослужебных песней на Введение Ея во храм // Радость Христианина. 1900. Кн. 11/12. С.316-320.
Внутренний человек. Устремление взора в сердце святаго Апостола Павла. Георга Лассона / Пер. В.С. Арсеньева // Радость Христианина. 1900. Кн. XII. С. 410-425.
Сретение Господа. Символизм Евангельского события // Радость Христианина. 1900. Кн. II. С. 190-199.
Слово плоть бысть. Сошествие с небес Сына Божия. Объяснение иконографического рисунка // Радость Христианина. 1900. Кн. I. С. 27-34.
Осанна Грядущему Адама воззвати // Радость Христианина. 1900. Кн. III. С. 320-325.
Спасительная страсть Христа-Бога // Радость Христианина. 1900. Кн. III. С. 326-329.
Об изображениях Доброго Пастыря в римских катакомбах // Радость Христианина. 1900. Кн. III. С. 330-335.
«Пасха - Христос Избавитель» // Радость Христианина.
1900. Кн. III. С. 343-348.
Глубокие мысли в иконном изображении Вознесения Господа в Русском лицевом подлиннике (XVI в.) // Радость Христианина. 1900. Кн. IV и V. С. 435-439.
Мысли Церкви на день Живоначальной Троицы // Радость Христианина. 1900. Кн. IV и V. С. 489-497.
1901
О плащанице Христовой // Радость Христианина. 1901. Кн. V. С.285-289.
Несколько слов о писаниях Ницше // Радость Христианина.
1901. Кн. V. С. 305-309.
Источник нашего Воскресения // Радость Христианина. 1901. Кн. V. С. 338-344.
Фома Кемпийский. Цветник роз / Пер. с латинского издания 1607 года Василия Арсеньева // Радость Христианина. Приложение. М.: Печатня А.И. Снегиревой. 1901. 32 с.
Цветы из сада Фомы Кемпийского // Радость Христианина. 1901. Кн. 12. С. 446-456.
1903
Мысли о желательных началах воспитания. М.: Универ. тип. 1904. 22 с. Отд. отт. из «Душеполезного Чтения». 1903. № 2-3.
О внутреннем соотношении между истиною, добром и изяществом и взаимной связи их и символизации. М.: Тип. М. Бори-сенко. 1903. 28 с. Отд. отт. из журнала «Вера и Церковь». 1903. № 4. С. 536-561.
1904
Мысли о желательных началах воспитания. Почетного опекуна В.С. Арсеньева. М.: Универ. тип. 1904. 22 с. Отд. отт. из «Душеполезного Чтения». 1893. № 2-3.
О желательном направлении в познании природы // Вера и Церковь. М. 1904. Кн. 10. Отд. 1. С. 695-714.
1906
О хранилище Священного предания, находимом в Богослужении Православной Церкви // Вера и Церковь. 1906. Кн. 3 / От редактора [прот. И. Соловьёв]. С. 423-439; Кн. 4. С. 588-594; Кн. 5. С. 777-788; Кн. 6-7. С. 9-19; Кн. 9. С. 413-421; Кн. 10. С. 555-564.
1907
О хранилище Священного предания, находимом в Богослужении Православной Церкви // Вера и Церковь. 1907. Кн. 1. С. 7986; Кн. 5. С. 636-652.
1908
Данте Алигьери... Трактат о монархии. [Пер. кн. 1 и обзор кн. 2 и 3] / Пер. с нем. В.С. Арсеньев. Витебск: Губ. тип. 1908. 41, [2] с.
1911
Ковалинский М.И. / Публ. В.С. Арсеньева. Нечто о Григории Савиче Сковороде // Русский Архив. 1911. Кн. I (№ 4). С. 601-634.
[Посещение села Мишенское] // Старые Годы. 1911. Декабрь. С. 80-81. (См.: Лобанов В. О библиотеке В.А. Жуковского // Альманах библиофила. Выпуск III. М.: Книга. 1976. С. 74).
1912
Из семейного архива. [О.С. И. Соколов и С.И. Гамалея, духовные мистики] // Орёл. 1912. 8 с. Отд. отт. из «Сборника Орловского Церковно-Археологического Общества». 1912. Т. 3.
«Искушение в пустыне» Ф.Н. Глинки // Русский Архив. 1912. Кн. II (6). С. 240-242.
2005
Воспоминания и Дневник // В.С. Арсеньев. Воспоминания. Дневник. Материалы семейного архива. Генеалогия рода Арсенье-вых. СПб.: Изд. им. Н.И. Новикова. 2005. 568 с. / Сост., подготовка текста и комм. А.И. Серкова.
2015
Воскресение Христово на древнейших иконах / Вступл. и публ. М.А. Бирюковой и А.Н. Стрижёва // Новая книга России. 2015. № 4. С. 13-15.
День Живоначальной Троицы. Мысли Церкви / Вступл. и публ. М.А. Бирюковой и А.Н. Стрижёва // Новая книга России. 2015. № 6. С. 13-15.
ЛИТЕРАТУРА О В.С. АРСЕНЬЕВЕ 1903
Арсеньев В.С. (внук). Василий Сергеевич Арсеньев // Род дворян Арсеньевых. 1389 г. - 1901 г. Тула: М.Т. Яблочков. 1903. С. 82-83 / Дворянское сословие Тульской губернии. Т. 6.
1911
Арсеньев В.С., публ. Письма к кн. М.Л. Кутузову, гр. М.И. Платову, М.П. Дохтуровой и гр. П.Х. Витгенштейн: 18121813 гг. М.: Печатня С.П. Яковлева. 1911. 10 с. (В конце текста: сообщ. В.С. Арсеньев.)
1914
Арсеньев В.С. (внук). Арсеньевы... Документы к родословной рода Арсеньевых: (Из дел Тульского дворян. депутат. собр.). Тула: тип. Губ. правл. 1914. [2], 93 с.
1915
В.С. Арсеньев. Некролог // Московские Ведомости. 1915. № 168 (22 авг.). Подпись: М. Б.
Соловьев Иоанн, прот. Памяти Василия Сергеевича Арсень-ева // Русский Архив. 1915. № 7. С. ЫУ.
1986
Майкова К.А. Масонские рукописи в фондах РГБ // Рукописные собрания Гос. Библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Указатель. М. 1896. Т. I. Вып. 2 (1917-1947). 384 с. Собрание Д.И. Попова (фонд 237). С. 53-60. Собрание В.С. Арсеньева (фонд 14). С.187-199.
1993
Серков А.И. Судьбы масонских собраний в России // 500 лет гнозиса в Европе. Гностическая традиция в печатных и рукописных книгах. Амстердам: Ин де Пеликан. 1993. С. 27-35.
2000
Серков А.И. История русского масонства XIX века. СПб.: Изд. им. Н.И. Новикова. 2000. По указателю.
2001
Серков А.И. Арсеньев Василий Сергеевич // Русское масонство 1731-2000: Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН. 2001. С. 69-70.
2005
Арсеньев В.С. (внук). Василий Сергеевич Арсеньев / Потомство Михаила Ивановича Арсеньева // В.С. Арсеньев. Воспоминания. Дневник. Материалы семейного архива. Генеалогия рода Ар-сеньевых / Сост., подг. текста и комп. А.И. Серкова. СПб.: Изд-во им. Н И. Новикова. 2005. С. 485-487.
Киселев Н.П. Из истории русского розенкрейцерства / Сост. М.В. Рейзин, А.И. Серков. СПб.: Изд. им. Н И. Новикова. 2005. По указателю.
2013
Арсеньев Н.С. Дедушка Василий Сергеевич (1829-1915) // Дары и встречи жизненного пути. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Вестник. 2013. С. 80-89.
Вступительная статья А.Н. Стрижёва, составление М.А. Бирюковой и А.Н. Стрижёва
ПРИЛОЖЕНИЕ
Из наследия о. Симеона Ивановича Соколова
1864
Сочинения и письма // Странник. 1864. Сент. С. 77-118. (Письма покойного протоиерея С.И. Соколова. Приложения. С. 88-105; Соколов С.И., прот. Очерки мыслей, возбуждающих в слушателях отвращение от невежества и желание просвещения. С. 108-118.)
Сушков Н.В. Воспоминания о покойном протоиерее при церкви Воскресения в Барашах, Симеоне Ивановиче Соколове. (Отрывок из записок) // Странник. 1864. Сент. С. 70-87.
1894
Сочинения и письма // Радость Христианина. 1894. № 2-3, № 4-5, № 12.
Утешительные мысли при чтении Евангелия // Радость Христианина. 1894. Кн. II. С. 171-177.
Мысли о Священном Писании // Радость Христианина. 1894. Кн. III. С. 275-281. (Примечание к биографии С.И. Соколова, С. 275-277. Автор В.С. Арсеньев.)
Состав истин, возбуждающих желание духовного просвещения // Радость Христианина. 1894. Кн. IV. С. 376-387.
Струи благодатной жизни. Рукописи московского протоиерея Симеона Иоанновича Соколова (ск. 1860 г.) и портрет его // Радость Христианина. 1894. Кн. IV. С. 419-426.
Любовь Всеблагого Господа к ищущим Его. Слово в неделю св. жен мироносиц // Радость Христианина. 1894. Кн. V. С. 61-69.
Работайте Господеви в веселии // Радость Христианина. 1894. Кн. XII. С. 242-246.
1900
Фома Кемпийский. Долина лилий во славу Божию и утешение искушаемым. (Пер. с латинского издания 1607 года [прот. Симеона Соколова] // Радость Христианина. Приложение. М.: Печатня А.И. Снегиревой. 1900. 48 с.)