Научная статья на тему 'Василий Косяков - архитектор Священного Синода (1862-1921)'

Василий Косяков - архитектор Священного Синода (1862-1921) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
167
74
Поделиться

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Анисимов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Василий Косяков - архитектор Священного Синода (1862-1921)»

Василий Косяков - архитектор Священного Синода (1862-1921)

А.В.Анисимов

Недавно исполнилось 150 лет со дня рождения известного петербургского архитектора Василия Антоновича Косякова (1862-1921).

Василий Косяков и его братья - тоже архитекторы - Владимир Антонович (1866-1925) и Георгий Антонович (1872-1925) создали целую серию оригинальных общественных, жилых и промышленных зданий. Василий Антонович - архитектор Священного Синода, педагог, организатор строительства, ученый - был первым выборным директором Института гражданских инженеров (ИГИ) (1905-1921). Прославился же созданием своеобразного направления в храмовой архитектуре рубежа Х1Х-ХХ веков со сложными композициями куполов и полукуполов, арок и декоративных ниш, определившего дальнейшее развитие поиска форм русско-византийского характера. Поверхность фасадных стен покрывалась разнообразными деталями с широким использованием лепки, фигурной штукатурки, резного камня, мозаики, майолики, терракоты и цветных натуральных камней. Универсальная профессиональность Василия Антоновича - одного из самых высококвалифицированных и грамотных архитекторов-стро-ителей в стране начала ХХ века - способствовала большим удачам в области градостроительства (размещение храмов

и их безошибочный масштаб в Кронштадте, на Гутуевском острове, на набережной Васильевского острова и в других местах), в проектировании церквей и монастырей, клубно-зрелищных зданий, жилых домов и промышленных сооружений.

Василий Косяков при различном участии своих братьев построил:

• церковь Милующей Богоматери на Васильевском острове, Большой проспект, 100 (1889-1898);

• церковь Богоявления на Гутуевском острове в порту, Двинская улица, 2 (1891-1899). Мозаики А.А.Фролова. Большим золоченым куполом сооружение эффектно замыкает перспективу вдоль Обводного канала со стороны Балтийского вокзала;

• подворье Киево-Печерской лавры (теперь — Оптиной Пустыни, 1890-1900), являющееся мощной, самой заметной доминантой на набережной Лейтенанта Шмидта, 27 (Васильевский остров). Возможно, живопись в интерьере выполнена с участием В.М.Васнецова; здание отличается незаурядным конструктивным решением;

• церковь Св. Петра и Павла в Петергофе (совместно с

Н.В. Султановым, 1895-1904) — одно из самых крупных и замечательных созданий архитектора;

• церковь Николая и Александры на Путиловском заводе, проспект Стачек, 48 (1900-1906); позднее перестроена архитектором А.С.Никольским в клуб;

• Морской собор в Кронштадте (совместно с братьями, 1902-1913), ставший символом города; отделан облицовочным кирпичом и терракотой из Германии. Именно этот собор с куполом диаметром более 26 м и высотой более 70 м, с мозаиками В.А.Фролова прославил его авторов;

• храм Казанской иконы Божией Матери в Воскресенском Новодевичьем монастыре, Московский проспект,100 (1908-1912). Построен при участии художника Ф.Р.Райляна; поражает богатством и изысканностью декоративных форм.

Кроме перечисленных построек, Косяковы строили храмы по всей России: церковь Александра Невского в Красном Селе (1891), большой собор Св. Владимира в Астрахани (1895-1904), Морской собор в Лиепае, собор в Батуми, Казанский собор в городе Данилове (1900). По проектам Василия Косякова построены жилые дома на 7-й Красноармейской, Малом проспекте, на углу улиц Знаменской и Жуковского. Вместе с братом Георгием он осуществил реконструкцию домов призрения на Растанной улице у Волкова кладбища и на улице Симбирской (Комсомола). В Сестрорецке по проекту Василия Косякова построены его собственная дача (улица

Григорьева, 5) и дача инженера Б.К. Правдзика (Ермолов-ский проспект, 9).

Предтечей рационалистического направления стал шестиэтажный дом на Большом проспекте Васильевского острова, отделанный керамической плиткой двух цветов с лаконичными прямоугольной формы окнами и эркерами (Владимир и Георгий Косяковы).

Одной из последних и самых крупных работ трех братьев стало новое здание Благородного собрания (впоследствии Дом радио) на Манежной площади (угол Малой Садовой, за Елисеевским магазином). Этот значительный общественный комплекс состоял из большого количества клубных и служебных помещений, имел театрально-концертный зал (одно время работал как кинотеатр «Колосс»), фойе, аванзал и рекреации. Основные помещения украшала богатая отделка с использованием мрамора, скульптуры, живописи. Внешний вид здания достаточно скромен, но выразителен - классиче-

ский карниз, лоджия главного входа с пилястрами над ним, угловой балкон и вертикальные цветные полосы. Материал отделки - высококачественная штукатурка двух цветов. Большинство построек Косяковых отличалось высоким качеством строительства, грамотным современным решением вопросов инженерного оборудования, тщательностью проработки архитектурных и инженерных деталей и всегда - поиском крупной выразительной формы национальной русской архитектуры.

Vasily Kosyakov - Architect of the Holy Synod.

The 150-th Anniversary (1862-1921). By A.V.Anisimov

Ключевые слова: русско-византийский стиль, собор, доходный дом, Благородное собрание.

Key words: Russian-Byzantine style, cathedral, tenement house, Assembly of the Nobility.

1. Подворье Киево-Печерской лавры (теперь Оптиной Пустыни). При участии Б.К.Правдзика. Санкт-Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта. 1895-1900. Общий вид с набережной во время реставрации. Фото автора, 2002 год

2. Фрагмент основных железобетонных парных подкупольных арок. Благодаря такой конструкции все пространство было свободно от опор, и в 1950-1960-х годах его использовали как крытый тренировочный каток

с искусственным льдом

3. Фрагмент и декор фасада

4. Главный вход в собор с набережной Невы

5. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Санкт-Петербург, Московский проспект. 1907-1914.

В 1925 году монастырь был упразднен. С 1990-х годов начались реставрационные работы в церкви и на монастырском кладбище, где были похоронены архитектор Н.Е.Ефимов, издатель А.А.Краевский, поэты Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков, полководец П.Багратион, художники П.В.Басин, А.Я.Головин, М.А.Врубель, композиторы Э.Ф.Направник и А.Лядов, врач С.П.Боткин, шахматист М.И.Чигорин и сам Василий Косяков (могила разорена)

6. Интерьер собора. Росписи художника Ф.Р.Райляна. Фото начало XXI века

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Фрагмент декора

8. Фрагмент главного фасада со входом. Фото автора

9. Церковь Богоявления на Гутуевском острове. 1891-1899

10. Владимирский собор в Астрахани. 1895-1902

11. Морской собор святителя Николая Чудотворца в Кронштадте. 1902-1913. Был закрыт с 1929 по 2005 год. Использовался как кинотеатр, концертный зал и клуб моряков. Интерьер был разгорожен

12. Интерьер Морского собора в Кронштадте. Фото до 1929 года

15. Здание Благородного собрания на углу Итальянской и Малой Садовой улиц в Санкт-Петербурге. Совместно с Владимиром и Георгием Косяковыми. 1912-1914. Впоследствии использовалось как кинотеатр «Колосс» и Дом радио

48 1 2013