Научная статья на тему 'ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ И РУССКИЕ МУЗЫКАНТЫ: КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ ИСКУССТВА ХУДОЖНИКА'

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ И РУССКИЕ МУЗЫКАНТЫ: КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ ИСКУССТВА ХУДОЖНИКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кандинский / русские музыканты / искусство / синтез музыки и цвета / Kandinsky / Russian musicians / аrt / music and color synthesis

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова Елена Валерьевна

В статье описываются контакты выдающегося русского художника-абстракциониста В. Кандинского с русскими музыкантами в период с 1900-х по 1920-е годы. Среди них – композиторы, пианисты, музыковеды, художники, проявлявшие интерес к музыке. Разносторонне образованные музыканты способствовали формированию теории искусства Кандинского, его пониманию гармонии, контрапункта, синтеза музыки и цвета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vassily Kandinsky and Russian musicians: the context for the formation of the artist's theory of art

The article reveals V. Kandinsky’s contacts with Russian musicians in the period from the 1990s to the 1920-s. Among them there were some composers, pianists, music experts, artists interested in music. Polymathic musicians supported Kandinsky Art Theory formation, his harmony, counterpoint, music and color synthesis understanding.

Текст научной работы на тему «ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ И РУССКИЕ МУЗЫКАНТЫ: КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ ИСКУССТВА ХУДОЖНИКА»

УДК 168.522.78.01,781

DOI: 10.31249/hoc/2024.01.10

Щербакова Е.В. *

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ И РУССКИЕ МУЗЫКАНТЫ: КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ ИСКУССТВА ХУДОЖНИКА®

Аннотация. В статье описываются контакты выдающегося русского художника-абстракциониста В. Кандинского с русскими музыкантами в период с 1900-х по 1920-е годы. Среди них - композиторы, пианисты, музыковеды, художники, проявлявшие интерес к музыке. Разносторонне образованные музыканты способствовали формированию теории искусства Кандинского, его пониманию гармонии, контрапункта, синтеза музыки и цвета.

Ключевые слова: Кандинский; русские музыканты; искусство; синтез музыки и цвета.

Получена: 15.06.2023 Принята к печати: 12.07.2023

Для цитирования: Щербакова Е.В. Василий Кандинский и русские музыканты: контекст формирования теории искусства художника //

*Щербакова Елена Валерьевна - доктор культурологии, заведующая кафедрой музыки и изобразительного искусства Государственного социально-гуманитарного университета, Коломна, Россия; cherval39@mail.ru

Scherbakova Elena Valeryevna - DSc in Culturology, Head of the Department of Music and Art of the State University of Humanities and Social Studies, Kolomna, Russia; cherval39@mail. ru

© Щербакова Е.В., 2024

Вестник культурологии. - 2024. - № 1(108). - С. 172-184. -DOI: 10.31249/hoc/2024.01.10

Scherbakova E. V.

Vassily Kandinsky and Russian musicians: the context for the formation of the artist's theory of art

Abstract. The article reveals V. Kandinsky's contacts with Russian musicians in the period from the 1990s to the 1920-s. Among them there were some composers, pianists, music experts, artists interested in music. Polymathic musicians supported Kandinsky Art Theory formation, his harmony, counterpoint, music and color synthesis understanding.

Keywords: Kandinsky; Russian musicians; art; music and color synthesis.

Received: 15.06.2023 Accepted: 12.07.2023

For quoting: Scherbakova E. V. Vassily Kandinsky and Russian musicians: the context for the formation of the artist's theory of art // Bulletin of Cultural Studies. - 2024. - № 1(108). - P. 172-184. DOI: 10.31249/hoc/2024.01.10

Осмысление Кандинским своей эпохи как эпохи великой духовности и обретение им собственного стиля живописи происходило в постоянном контакте с музыкантами - композиторами, исполнителями и теоретиками искусства. Хотя художник не получил серьезной музыкальной подготовки, он, по свидетельству Нины Кандинской, с 1874 года брал уроки фортепиано и виолончели [Кандинская, 2017, с. 30], а в мюнхенский период творчества участвовал в камерном музицировании в салоне Марианны Верёвкиной и Алексея Явленского. В 1891 году Кандинский побывал на выставке импрессионистов в рамках Французской художественно-промышленной выставки в Москве и был глубоко впечатлен картиной К. Моне «Стог сена». В автобиографической книге «Ступени» художник вспоминал: «До того я был знаком только с реалистической живописью <...>. И вот

сразу видел я в первый раз картину. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это - стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно. Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей. <...> Живопись открывала сказочные силы и прелесть. Но глубоко под сознанием был одновременно дискредитирован предмет как необходимый элемент картины» [Кандинский, 2016, с. 499]. Постепенно художник пришел к идее художественной абстракции, отталкиваясь от музыки, признанной в романтической иерархии искусств высшим искусством на основании своей предельной удаленности от материальных форм воплощения: «.почему художник не идет еще дальше Моне и не отказывается от предмета совсем? Ведь композиторы делают это, сочиняя с помощью нот прекрасные симфонии и квартеты» [Кандинская, 2017, с. 41].

Первым серьезным музыкантом в окружении Кандинского стал Фома Александрович Гартман (1885-1956). Они познакомились в конце 1908 года у Марианны Верёвкиной и Алексея Явленского в Мюнхене, куда композитор приехал учиться у Феликса Моттля, знаменитого дирижера и директора Мюнхенского оперного театра. Творческое сотрудничество Кандинского и Гартмана началось с альбома «Музыка. Гравюры», от которого сохранился только титульный лист, и с создания театральных пьес («композиций для сцены») - «Желтый звук», «Голоса», «Черное и белое» и «Черная фигура». Гартман познакомил Кандинского с работами С.И. Танеева - в частности, с его важнейшим трудом «Подвижной контрапункт строгого письма» (1909). Баланс художественной и научной одаренности Танеева, который сделал эпиграфом к «Подвижному контрапункту» изречение Леонардо да Винчи - «Никакое человеческое исследование не может почитаться истинной наукой, если оно не изложено математическими способами выражения», - был чрезвычайно близок Кандинскому. Сам Гартман познакомился с Танеевым в 1896 году благодаря Аренскому, своему педагогу по композиции, высоко ценимому последним. В 1907 году он изучал у Танеева контрапункт. Статья Гартмана «Об анархии в музыке» [Гартман, (1912) 1996, с. 32-34] была опубликована в первом выпуске альманаха «Синий всадник» (1912), который, как следует из

письма Кандинского Ф. Марку от 19 июня 1911 года, первоначально планировалось назвать «Цепь», чтобы проиллюстрировать и задачу альманаха - изображать все значимые художественные события, происшедшие за год, и план постепенного подключения к художникам писателей и музыкантов. Кандинский и Марк являлись составителями альманаха; сотрудниками редакции от русских музыкантов стали Гартман, Кульбин, Сабанеев, от зарубежных - Шёнберг.

В теоретических работах Кандинского неоднократно встречается имя Александры Васильевны Захарьиной-Унковской - скрипачки, художницы и преподавателя музыки. В 1909-1910 годах Кандинский заинтересовался созданной ею «Методой цвето-звуко-чисел» [Захарь-ина-Унковская, 1909], узнав о ней от своей ученицы, немецкой художницы штейнеровского круга Марии Штракош-Гислер: «Дама, которая в Будапеште прочитала очень интересный доклад La Méthode des onscoloréset des Nombres <букв.: "Метод цветозвуков и чисел">, обещала мне его прислать, но, к сожалению, из-за моей болезни я не смогла снова с ней увидеться, так что ни она моего, ни я ее адреса не знаем. Надеюсь, однако, его разузнать. Тогда Вы, естественно, тоже получите доклад. Имя русской дамы Унковская. Это очень милая пожилая дама, которая рассказывала о своей школе, где она с помощью цвета обучает детей музыке - игре на фортепиано и скрипке. Она показывала цветовые таблицы, которые сделали дети, слушая ее игру на фортепиано, весьма, между прочим, приятную и тонкую. Она рассказывала также, что, когда маленькие скрипачи не могли понять какую-то музыкальную пьесу, она вела их в свой цветник и показывала цвета цветов, тогда они сразу же понимали. Она также дала мне шкалу, в которой цветовые вибрации соответствуют вибрациям звуков. Хотите ли Вы иметь эту шкалу?» [Кандинский, 2020, т. 2, с. 102]. Известно, что между Кандинским и Унковской наладилась переписка: она прислала художнику в Мюнхен оттиск из журнала «Вестник Теософии»* за 1909 год со своей статьей «Метода цвето-звуко-чисел» [Захарьина-Унковская, 1909, с. 77-82], конверт с рукописями, таблицами, картинкой-аппликацией и нотами и собиралась навестить его по дороге в Лондон [Кандинский, 2020, т. 2, с. 103-104] - возможно, по дороге на Теософский конгресс. Кандинский планировал познакомиться с Ун-ковской лично, приехав из Москвы в Калугу в октябре 1910 года.

Насколько известно, нет подтверждения того, что эта встреча состоялась.

Русские музыканты оказались очень восприимчивы к идеям Кандинского. В июне 1913 года он получил предложение издать свою книгу «О духовном в искусстве» в России. Качественный перевод уже существующего немецкого издания обязались выполнить владельцы издательства «Искусство» Григорий Ангерт и Евсей Шор - сын пианиста, основателя и руководителя «Московского трио» Давида Шора. Еще раньше, осенью 1910 года, Кандинский выступал в Москве с докладом перед известными музыкантами, среди которых были Б.Л. Яворский и Н.Я. Брюсова, «умно и интересно» возражавшие художнику (двухчасовой доклад вызвал столь же длительную оживленную полемику) [Кандинский, 2020, т. 2, с. 228]. При посредстве Евгения Богословского Кандинский рассматривал выступление на собрании общества «Музыкально-теоретическая библиотека», организованном в 1909 году и проводившем свои «музыкальные беседы» в здании Московской консерватории. Учредителями общества были С.И. Танеев и Д. Шор, членами - Б.Л. Яворский, Ф. и О. Гартманы, Е.В. Богословский (с 1911 года заведующий библиотекой).

Евгений Васильевич Богословский (1874-1941) - пианист и музыковед, имеющий историко-филологическое образование (Харьковский и Московский университеты) и музыкальное (окончил Московскую консерваторию в 1900 году по классу фортепиано Н.Е. Шишкина и прошел курс специальной теории у С.И. Танеева, сблизившись с последним). Богословский вел разностороннюю музыкальную деятельность: выступал с лекциями-концертами, играл в ансамбле с Яворским и Танеевым, участвовал в концертах Кружка любителей русской музыки М.С. и А.М. Керзиных и Дома песни в качестве лектора, солиста и аккомпаниатора, читал лекции о творчестве русских и зарубежных композиторов в Москве, Петербурге и провинции. В период с 1901 по 1916 год он преподавал фортепиано и историю музыки в различных учебных заведениях - Александровском институте, Музыкально-педагогическом институте Е.Н. Визлер, Музыкально-драматическом училище МФО, училище Е. и М. Гнесиных. С 1916 года вел историю фортепианной литературы в Московской консерватории, в 1918 работал на музыкально-педагогических курсах МУЗО Наркомпроса

РСФСР и в музыкальных школах Москвы [Московская государственная консерватория, 2016, с. 92].

В 1908 году Богословский проходил стажировку в Регенсбурге, где познакомился с Кандинским через Гартманов. Описывая свой московский доклад близкой подруге, мюнхенской художнице Габриэле Мюнтер, Кандинский в письме от 13 октября 1910 года сообщал следующее: «Яворский сказал, что он произвел на него сильное впечатление и меня будут, вероятно, вскоре просить снова его прочитать. <...> Богословский (помнишь, тот, который был в Мюнхене - Регенсбурге? Он просил тебе кланяться) не мог следующей ночью уснуть» [Кандинский, 2020, т. 2, с. 228].

Эволюция художественного стиля Кандинского сопровождалась его теоретической рефлексией, в которой большое место занимали аналогии с музыкальным искусством. Размышления художника о приоритетности предметного или абстрактного начал в современной живописи в произведении «О духовном в искусстве» приводят его к декларации художественной свободы и восприятию живописной композиции как «двоезвучия» («духовного аккорда») формы, в котором органическая и абстрактная части консонируют между собой (простая комбинация обоих элементов) или же диссонируют (сложная комбинация) [Кандинский, 2020, т. 1, с. 77-78]. В музыкальном искусстве его привлекали новые средства выразительности, будь то авангардная концепция атональности А. Шёнберга или же возвращение к основательно забытому нетемперированному строю. В письме к Габриэле Мюнтер от 25 октября 1910 года он обсуждает изобретение мастера Николая Смирнова - фисгармонию с темперированными и натуральными тонами: «То, что сегодня считается невозможным и дисгармоничным, становится на натуральных клавишах весьма тонким и даже гармоничным, например, вводное созвучие си-до-ре гармонично! <...> Из этого может произойти великий переворот в учении о гармонии и в контрапункте [там же, с. 80].

О новом музыкальном инструменте Кандинский узнал благодаря Богословскому, познакомившему его со специалистом по музыкальной акустике Николаем Васильевичем Петровым (1877-1966), выпускником естественного отделения Московского университета и преподавателем Московской консерватории в 1900-1922 годы. В вышеупомянутом письме к Габриэле Мюнтер Кандинский сообщает о

демонстрации фисгармонии Н.В. Смирнова Н.В. Петровым ему и Богословскому [Кандинский, 2020, т. 2, с. 626]. Знакомство с Н.В. Петровым окажется для Кандинского долговременным: в 1920-е годы они будут совместно работать в Российской академии художественных наук.

Николай Васильевич Смирнов (1874-1944) - музыкальный мастер-настройщик, выходец из многодетной крестьянской семьи из деревни Волковойно Ковровского уезда Владимирской губернии. Прославившись в Коврове ремонтом музыкальных инструментов и разработкой их конструкций, он в начале ХХ века переехал в Петербург, где работал как фортепианный мастер и настройщик в музыкальных мастерских Ю.Г. Циммермана и на фабрике К.М. Шрёдера, изучая конструкцию заграничных музыкальных инструментов и литературу в области акустики, музыкальной теории, физики и механики. В 1908 году он изобрел и сконструировал разновидность фисгармонии «гар-монизм», названный им «Созвук» - инструмент, в котором комбинировались звуки чистых (математических) тонов и темперированного строя. Это изобретение получило европейскую известность, причем из Германии и Англии поступили приглашения приехать и продемонстрировать новый инструмент (этого не произошло в связи с Первой мировой войной) [Из «золотого фонда» ... , 2005, с. 93-94].

Работая над книгой «О духовном в искусстве», Кандинский живо интересовался теориями, посвященными взаимоотношениям живописи и музыки. Он воспринял «много идей о параллелях между музыкальными и цветовыми тонами» [Автономова, 2004, с. 131], слушая с Гартманом музыку Скрябина, и обсуждал эту проблематику с художником В.Д. Барановым-Россине - создателем «оптофонического пианино», увлеченного изобретением «живописных нот». Владимир Давидович Баранов (1888-1943), после успешного французского дебюта присоединивший псевдоним Россине к фамилии, - живописец, скульптор и изобретатель, который участвовал в первых выставках русского авангарда, в 1910-е годы выставлялся во Франции и других странах Европы, с 1917 года жил в России, плодотворно работая и разрабатывая в 1920-е годы проблему синтеза музыки и цвета. В 1923 году он провел цветомузыкальные концерты в театре В.Э. Мейерхольда, а в ноябре 1924 года его Оптофонический цвето-зрительный концерт состоялся в Большом театре, причем автор сам исполнял

«партию света» в сопровождении симфонического оркестра под управлением В. Сука [Лейкина, Махров, Северюхин, 1999, с. 118119]. Известен портрет Скрябина работы Баранова-Россине с надписью рукой композитора «Музыканту красок» [Галеев, 2000, с. 49]. Несколько позже в Париже Баранов-Россине запатентовал свой «оптофон» как цветомузыкальную установку. Каждая клавиша «оптофони-ческого пианино» соответствовала определенному звуку и цвету, который проецировался на экран с помощью системы оптических фильтров.

С большим уважением Кандинский относился к Николаю Ивановичу Кульбину (1868-1917) - разносторонне одаренному художнику, ставшему центром притяжения для представителей самых разных направлений в предреволюционное десятилетие. Он поддерживал футуризм, читал лекции, организовывал выставки и мог быть близок Кандинскому не только открытостью ко всему новому, но и тем обстоятельством, что, как и Кандинский, пришел к живописи довольно поздно (к сорока годам), будучи представителем науки, доктором медицины (Кандинский тридцатилетним оставил юриспруденцию в пользу живописи). Конечно, по диплому Военно-медицинской академии и службе в ней же в должности приват-доцента Кульбин представлял не творческую сферу деятельности, а медицину. Но уже в 1910 году в профессиональном издании он был удостоен следующего отзыва: «На основе психологических исследований, проведенных им при помощи новых инструментов, устроенных им с этой целью, Куль-бин выработал способы количественного анализа психики (чувствительности) и теорию художественного творчества, прилагаемую им к музыке, изобразительному искусству и словесности» [Белякаева-Казанская, 1998, с. 68]. Общение Кульбина и Кандинского проходило в эпистолярной форме, начавшись в 1910 году с письма Кандинского от 24 июня, в котором Кульбину - председателю петербургской группы «Треугольник» - было предложено сотрудничество с «Новым художественным объединением» Мюнхена. Кандинский просил Куль-бина приобрести для его коллекции лубки, организовать в России концерт А. Шёнберга.

Через посредство Кульбина Кандинский узнал Анатолия Николаевича Дроздова (1883-1950), пианиста, композитора, музыкального критика. С 1909 года он выступал с сольными концертами, исполняя

широкий репертуар - композиторов XVIII века, произведения Ф. Листа, французских импрессионистов и собственные. Он отдал дань музыкальному просветительству: в некоторых концертах исполнение предварялось музыковедческим вступлением - таковы были концерты с докладом-преамбулой о Листе (1911), «Музыка и живопись» на 1-м Всероссийском съезде художников (1912), «Новые течения в современной музыке» (1913), памяти Скрябина (1915), получившие отклик в прессе.

Обращение к современному искусству разнопланово одаренного А.Н. Дроздова произошло под влиянием Кульбина, ставшего его наставником в Военно-медицинской академии [Дроздова, 2008, с. 118]. В 1909 году он окончил Петербургскую консерваторию с золотой медалью как пианист (по классу Н.А. Дубасова) и композитор (по классу А.К. Глазунова). Кульбин ценил творчество Дроздова и неоднократно писал о нем. В письме Кульбина Кандинскому от 11 июля 1911 года, предлагающем совместное участие во Всероссийском съезде художников созданного Кульбиным общества ARS («Искусство») и Нового Мюнхенского художественного общества, А.Н. Дроздов назван организатором «секции музыки, в которую вошли почти все передовые русские композиторы новейшей формации» [Из писем Н. Кульбина ... , 2000, с. 287]. Кульбин выслал Кандинскому два экземпляра сборника «Свободная музыка» (лично для художника и для библиотеки Мюнхенского общества). Сборник был посвящен музыке А.Н. Дроздова, содержал его фортепианные пьесы «В скиту», «Вакхический хоровод» и «Флейта Фавна», статью Дроздова «Свободная музыка» и очерк Кульбина о творчестве Дроздова. В другом письме (от 10 октября 1911 года) Кульбин дает деятельности Дроздова высокую характеристику («Секции - в хороших руках. Дилетантства пока нет. Между прочим, организатор музыкальной секции Анатолий Дроздов теперь - директор Екатеринодарского музыкального училища») и задает вопрос «Может быть, он Вам пригодится для «Синего Всадника»? [там же, с. 289] (как известно, этого не произошло).

В 1920-е годы близким Кандинскому музыкантом стал Александр Алексеевич Шеншин (1890-1944) - композитор, теоретик, дирижер и педагог, обучавшийся музыке частным образом параллельно с учебой на историко-филологическом факультете Московского университета. Шеншин учился у лучших преподавателей Москвы: в 1907-1908 годах

занимался композицией у Д.И. Аракишвили, С.Н. Кругликова, А.Т. Гречанинова, затем у Р.М. Глиэра (1910-1912) и Б.Л. Яворского (1914-1915), учился по классу фортепиано у Е.Ф. Гнесиной в 19211922 годах. Его наставником в области дирижирования и инструментовки был К.С. Сараджев (1911-1913). Шеншин преподавал теоретические предметы в музыкальных школах, в 1922-1924 годах - в Московской консерватории, работал дирижером в Детском театре, консультировал певцов (например, Н.П. Рождественскую), руководил камерно-концертным репертуаром в Большом театре (1933-1936). В 1936-1944 годах Шеншин был консультантом Вокального цеха Всесоюзного радиокомитета. Одновременно с этой разноплановой деятельностью он писал музыку для романсов, опер, балетов, симфоний и публиковал статьи по вопросам общего и профессионального музыкального образования, рецензии на новые камерно-вокальные произведения современников в журналах «Музыка в школе», «Современная музыка», «К новым берегам», «Музыкальная культура».

Шеншин входил в круг общения выдающихся представителей искусства - не только В.В. Кандинского, но и Н.Я. Мясковского, П.А. Ламма. С Кандинским он тесно общался в последние два года пребывания художника в России, когда поиск науки об искусстве в 1920-1921 годы привел его в круг разносторонне одаренных московских искусствоведов - Александра Габричевского, Евсея Шора, Алексея Сидорова и других, которые рассматривали вопросы изобразительных искусств в постоянном соотношении с музыкой. Шеншин сотрудничал с Кандинским в Институте художественной культуры (ИНХУКе) в Секции монументального искусства, исследуя язык музыки, скульптуры и живописи с целью выведения единой формулы законов построения их формы. В докладе Кандинского на Первой Всероссийской конференции заведующих подотделами искусств (Москва, 19-25 декабря 1920 года) упоминается доклад Шеншина, в котором он продемонстрировал идентичность построения фортепианных пьес Ф. Листа из «итальянской» части цикла «Годы странствий» с вдохновившими их произведениями Микеланджело и Рафаэля: «Мыслитель» (Pensieroso) из капеллы Медичи во флорентийской церкви Сан-Лоренцо и «Обручение» (Sposalizio) из Миланской Пинакотеки Брера [Кандинский, 2020, т. 2, с. 567-568].

Кандинский и Шеншин находили возможным перевод с одного языка искусства на другой, опираясь в этом на теоретические выкладки выдающегося музыковеда, ученика С.И. Танеева Б.Л. Яворского: еще будучи студентом Московского университета, Шеншин, как и его сокурсник Габричевский, брал частные уроки у Яворского. Шеншин стал своеобразным посредником между Кандинским и Яворским, разъясняя художнику музыковедческие тонкости, а Яворскому - музыкально-цветовые аналогии Кандинского из трактата «О духовном в искусстве». После отъезда Кандинского в Германию Шеншин продолжил начатую в 1921 году работу в Государственной академии художественных наук (ГАХН), где являлся членом Президиума Физико-психологического отделения, Музыкальной секции и Секции изобразительных искусств.

Примечание

* А. Захарьина-Унковская, преподаватель музыки, сначала предлагала свою «методу звуко-цвето-чисел» как вспомогательное средство на уроках сольфеджио, но ознакомившись с учением теософов, убедилась, что стоит на верном пути, «перекладывать» музыку в цвет и обратно. Сама «метода» выводится ею из области сольфеджио в сферу вселенских универсалий: «Земные цвета и звуки говорят нам земными словами о величии мироздания, а числа - показатели их высот и бесконечного разнообразия сочетаний семи основных цвето-звуков и их полутонов, учат нас постигать это единство и преклоняться перед Божественной Мудростью, выражающейся в мировой Гармонии и Красоте». (Захарьина-Унковская А. Письмо о музыке // Вопросы теософии. - 1913. - № 7. - С. 6-7.)

Список литературы

Автономова Н. В. Кандинский и Ф. Гартман: к истории взаимоотношений // За занавесом века. Исследования и публикации по искусству русской сценографии ХХ века. - Москва : Русское слово, 2004. - С. 128-150.

Белякаева-Казанская Л. Н.И. Кульбин и русский музыкальный авангард // Эхо серебряного века. - Санкт-Петербург : Канон, 1998. - С. 66-130.

Галеев Б.М. О неизвестной встрече А. Скрябина и В. Баранова-Россине // «Прометей» - 2000: (О судьбе светомузыки: на рубеже веков): Материалы Междунар. науч.-практ. конф., Казань, 2-6 окт. 2000 г. / отв. ред. Б.М. Галеев. - Казань : Фэн, 2000. -С. 47-50.

Гартман Ф.А. Об анархии в музыке // Синий всадник (1912) / под ред. В. Кандинского и Ф. Марка. - Москва : Изобразительное искусство. - С. 32-34.

Дроздова М. А.Н. Скрябин - А.Н. Дроздов // А.Н. Скрябин в пространствах культуры ХХ века. - Москва : Композитор, 2008. - С. 118-124.

Захарьина-Унковская А. Метода звуко-цвето-чисел // Вестник теософии. - Петроград, 1909. - № 1. - С. 77-82.

Из «золотого фонда» Ивановского государственного химико-технологического университета. - Иваново : ИГХТУ, 2005. - 131 с.

Из писем Н. Кульбина - В. Кандинскому // Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте / отв. ред. Г.Ф. Коваленко. - Москва : Наука, 2000. - С. 287289.

Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Полное критическое издание с дополнениями и другими текстами о науке об искусстве : в 2 томах / сост., статьи и ком-мент. Н.П. Подземская. - Москва : БуксМАрт, 2020. - Т. 1 : О духовном в искусстве. -746 с. ; Т. 2 : История книги. Наука об искусстве. - 704 с.

Кандинский В.В. Ступени // Соколов Б.М. Василий Кандинский. Эпоха великой духовности: Живопись. Поэзия. Театр. Личность. - Москва : БуксМАрт, 2016. -С. 496-512.

Кандинская Н. Кандинский и я. - Москва : Искусство-XXI век, 2017. - 312 с.

Лейкина О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. 1917-1939 : (Биографический словарь). - Санкт-Петербург : Нотабене, 1999. - 720 с.

Московская государственная консерватория. 1866-2016. Энциклопедия : в 2 томах. - Москва : Прогресс-Традиция, 2016. - Т. 2. - 816 с.

Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма. - Лейпциг, 1909. - XI, 402 с., ноты.

References

Avtonomova N.V. Kandinskij i F. Gartman: k istorii vzaimootnoshenij [Kandinsky and F. Hartmann: towards the history of relationships]. In Za zanavesom veka. Issledovaniya i publikacii po iskusstvu russkoj scenografii XX veka [Behind the curtain of the century. Research and publications on the art of Russian scenography of the twentieth century]. Moscow, Russkoe slovo Publ., 2004, pp. 128-150. (In Russ.)

Belyakaeva-Kazanskaya, L. N.I. Kul'bin i russkij muzykal'nyj avangard [N.I. Kulbin and the Russian musical avant-garde]. In Ekho serebryanogo veka [Echo of the Silver Age]. Saint Petersburg, Kanon Publ., 1998, pp. 66-130. (In Russ.)

Galeev, B.M. O neizvestnoj vstreche A. Skryabina i V. Baranova-Rossine [About the unknown meeting of A. Scriabin and V. Baranov-Rossine]. In «Prometej» - 2000: (O sud'be svetomuzyki: na rubezhe vekov): Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Kazan', 2-6 okt. 2000 g., otv. red. B.M. Galeev [Prometheus - 2000: (About the fate of light music: at the turn of the century): Materials of the International Scientific and Practical Conference, Kazan, October 2-6, 2000 / ed. by B.M. Galeev]. Kazan', Fen Publ., 2000, pp. 47-50. (In Russ.)

Gartman, F.A. Obanarhiivmuzyke [On anarchy in music]. In Sinij vsadnik (1912) [The Blue Horseman (1912)], edited by V. Kandinsky and F. Mark. Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo Publ., pp. 32-34. (In Russ.)

Drozdova, M. A.N. Skryabin - A.N. Drozdov [A.N. Scriabin - A.N. Drozdov]. In A.N. Skryabin v prostranstvah kul'tury XX veka [A.N. Scriabin in the spaces of culture of the twentieth century]. Moscow, Kompozitor Publ., 2008, pp. 118-124. (In Russ.)

Iz «zolotogo fonda» Ivanovskogo gosudarstvennogo himiko-tekhnologicheskogo uni-versiteta [From the "golden fund" of the Ivanovo State University of Chemical Technology]. Ivanovo, IGHTU Publ., 2005. 131 p. (In Russ.)

Iz pisem N. Kul'bina - V. Kandinskomu [From the letters of N. Kulbin - V. Kandin-sky]. In Russkij avangard 1910-1920-h godov v evropejskom kontekste, otv. red. G. F. Ko-valenko [Russian avant-garde of the 1910s-1920s in the European context, ed. by G. F. Ko-valenko]. Moscow, Nauka Publ., 2000, pp. 287-289. (In Russ.)

Kandinskij, V.V. O duhovnom v iskusstve. Polnoe kriticheskoe izdanie s dopolneni-yami i drugimi tekstami o nauke ob iskusstve: v 2 tomah, sost., stat'i i comment [About the spiritual in art. A complete critical edition with additions and other texts on the science of art: in 2 volumes, comp., articles and comments. N.P. Podrandskaya]. Moscow, BuksMArt, 2020. T. 1. O duhovnom v iskusstve [Vol. 1. About the spiritual in art]. 746 p.; T. 2. Istoriya knigi. Nauka ob iskusstve [Vol. 2. History of the book. The science of art].704 p. (In Russ.)

Kandinskij, V.V. Stupeni [Steps]. In Sokolov B.M. Vasilij Kandinskij. Epoha velikoj duhovnosti: Zhivopis'. Poeziya. Teatr. Lichnost' [Sokolov B.M. Vasily Kandinsky. The Era of Great Spirituality: Painting. Poetry. Theatre. Personality]. Moscow, BuksMArt Publ., 2016, pp. 496-512. (In Russ.)

Kandinskaya, N. Kandinskij i ya [Kandinsky and I]. Moscow, Iskusstvo-XXI vek Publ., 2017. - 312 p. (In Russ.)

Lejkina, O.L., Mahrov, K.V., Severyuhin, D.Ya. Hudozhniki russkogo zarubezh'ya. 1917-1939: (Biograficheskij slovar) [Artists of the Russian abroad. 1917-1939: (Biographical Dictionary)]. Saint Petersburg, Notabene Publ., 1999. 720 p. (In Russ.)

Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya. 1866-2016. Enciklopediya v 2-h tomah [Moscow State Conservatory. 1866-2016. Encyclopedia in 2 volumes]. Moscow, Progress-Tradiciya Publ., 2016. Vol. 2. 816 p. (In Russ.)

Taneev, S.I. Podvizhnoj kontrapunkt strogogopis'ma [A moving counterpoint to strict writing]. Leipzig, 1909. XI. 402 p., noty. (In Russ.)

Zahar'ina-Unkovskaya, A. Metoda zvuko-cveto-chisel [The method of sound-color-numbers]. In Vestnik teosofi. Pg., no 1, 1909, pp. 77-82. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.