Научная статья на тему 'Василии Владимирович Попов — ученый, педагог, человек (190&—1975)'

Василии Владимирович Попов — ученый, педагог, человек (190&—1975) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Василии Владимирович Попов — ученый, педагог, человек (190&—1975)»

БЮЛЛЕТЕНЬ КОМИССИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЧЕТВЕРТИЧНОГО ПЕРИОДА

№ 47

1977

ПОТЕРИ НАУКИ

ВАСИЛИИ ВЛАДИМИРОВИЧ ПОПОВ— УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ЧЕЛОВЕК (1906—1975)

5 марта 1975 г. после длительной болезни умер доктор геолого-минералогических наук профессор Василий Владимирович Попов. Он был геологом широкого профиля. Ему принадлежат исследования по вопро- » сам четвертичной геологии, сейсмологии, военной и инженерной геологии.

В. В. Попов родился 26 октября 1906 г. в с. Токмаково Темников-ского района Мордовской АССР (быв. Тамбовской губернии). Его отец в дореволюционные годы работал учителем гимназии, мать — преподавательницей французского языка и библиотекарем.

В. В. Попов учился в средней школе в г. Моршанске. В 1921 г. с родителями он переехал в Москву. С 15 лет В. В. Попов работал курьером и разнорабочим на ряде строек Москвы. В 1922 г. В. В. Попов поступил учиться на рабфак, совмещая учебу с работой. В 1924 г. он поступил на геологическое отделение физико-математического факультета МГУ, которое окончил в 1930 г., получив специальность геолога-съемщика.

С 1925 г. В. В. Попов работал в Геологическом комитете, последовательно занимая должности от коллектора до начальника геологической партии (1930—1932 гг.). За эти годы он проводил геологическую съемку в Крыму и в некоторых районах Русской равнины.

С 1932 г. В. В. Попов находился в рядах Советской Армии, выполняя преимущественно обязанности преподавателя в Военно-Инженерной академии. В 1941 и 1944 гг. был начальником рекогносцировочного отряда на Западном и 4-м Украинском фронтах. Награжден орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды и 7 медалями. Находясь на военной службе, В. В. Попов в течение ряда лет по совместительству работал консультантом в Институте физики Земли АН СССР.

В 1946 г. В. В. Попов успешно защитил кандидатскую, а в 1954 г.— докторскую диссертации, в 1946 г. получил звание доцента, а в 1954 г.— звание профессора.

11 февраля 1967 г. В. В. Попов вышел в отставку в звании инженер-полковника. С марта 1967 г. он — профессор кафедры инженерной геологии Московского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева. До последних дней жизни он продолжал научную и, отчасти, педагогическую деятельность.

В. В. Попов — член КПСС с 1960 г. Он всегда участвовал в большой организационной и научно-общественной работе: состоял (1932—1939) постоянным экспертом при Наркомтяжпроме и Главном архитектурно-планировочном управлении ВСНХ, был членом Бюро, Заместителем

председателя Комиссии по изучению четвертичного периода при Секции наук о Земле АН СССР, членом Ученых Совегов Геологического института, Института физики Земли АН СССР и ВСЕГИНГЕО, осуществлял множество экспертиз, и т. д.

В. В. Попов — автор 64 печатных работ, в том числе 12 учебников и учебных пособий.

На протяжении всего периода научной деятельности В. В. Попова интересовали вопросы четвертичной геологии. Он занимался стратиграфией четвертичных отложений Верхнего Поволжья и Тянь-Шаня и проблемой лёсса. Происхождение лёсса он рассматривал в связи с идеей пустынного диагенеза. В нескольких работах он разрабатывал вопрос о генетической классификации лёссовых отложений.

Много сил В. В. Попов отдал разработке вопросов сейсмологии. Василий Владимирович участвовал в составлении первой инструкции по сейсмическому микрорайонированию, разрабатывал вопросы использования инженерно-геологических методов при сейсмическом микрорайонировании. При изучении сейсмических свойств лёсса В. В. Попов, сов- ^ местно с Г. А. Назаровым и своими учениками, обнаружил эффект падения скоростей сейсмических волн при увлажнении породы. Этот эффект, свойственный только лёссу, представляет теоретический и практический интерес, благодаря чему он стал предметом специального изучения другими исследователями.

Инженерно-геологические исследования В. В. Попова находятся в тесной связи с работами по четвертичной геологии, сейсмологии и военной геологии. В. В. Попов интересовался просадочными свойствами лёсса. Он придерживался мнения Г. А. Мавлянова, согласно которому количественная характеристика просадочных свойств лёссовых пород зависит от принадлежности их к тому или иному генетическому типу отложений. В. В. Попов с интересом и сдержанным скептицизмом отнесся к новой точке зрения, сторонники которой отрицают большое значение указанной зависимости и утверждают связь просадочных свойств лёссовых пород преимущественно с современной и ископаемой географической средой.

Более 45 лет своей жизни, с 1929 г., В. В. Попов посвятил педагогической работе. Большая часть этой работы была проведена в Военно-Инженерной Академии, где и до сих пор занятия идут по составленным В. В. Поповым учебникам и руководствам. За пределами ВИА целый ряд аспирантов был подготовлен В. В. Поповым к защите диссертаций по инженерной геологии и сейсмологии. Он часто бывал официальным оппонентом на защите докторских и кандидатских диссертаций.

Необходимо отметить замечательные качества Василия Владимировича как человека. Всегда и ко всем доброжелательно настроенный, мягкий по природе, он был скромным и требовательным прежде всего по отношению к себе. Часто до позднего вечера он писал отзывы и рецензии на диссертации и отчеты о геологических исследованиях, так как никогда не мог отказать в помощи. При большой занятости научной, педагогической и общественной деятельностью В. В. Попов много внимания уделял семье, любил спорт, писал стихи, был хорошим товарищем.

Из жизни ушел крупный ученый, разносторонне образованный инженер, опытный педагог и обаятельный человек.

В. И. Громов, И. К. Иванова, Н. И. Кригер, А. И. Москвитин, К. В. Никифорова, Г. М. Терехина, Е. В. Шанцер

МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ ГРИЩЕНКО (1903—1975)

5 июня 1975 г. скончался профессор, заведующий Кафедрой геологии и почвоведения Воронежского лесотехнического института Михаил Николаевич Грищенко — один из крупнейших геологов-четвер-тичников, естествоиспытатель широкого профиля, прекрасный педагог и общественный деятель. Им написано более 100 печатных работ (в том •числе 3 монографии), посвященные проблемам геологии антропогена, неогена и полезных ископаемых, вопросам археологии, охраны природы и преподавания геологических дисциплин.

В жизни и деятельности М. Н. Грищенко ярко отразилось дыхание новой эпохи, открытой Великим Октябрем, давшей возможность сыну крестьянина подняться к вершинам науки.

М. Н. Грищенко родился 6 июня 1903 г. в с. Александровка Павловского района Воронежской области. Окончил в 1922 г. Павловский пед-техникум и в 1931 г. Землеустроительный факультет Воронежского сельскохозяйственного института. Уже со второго курса института он ■был привлечен проф. А. А. Дубянским к научно-исследовательской работе по геологии, что позволило ему по окончании института работать в должности геолога в Геологоразведочном тресте КМА, ассистентом кафедры гидрогеологии ВСХИ и кафедры почвоведения ВЛТИ. После защиты кандидатской диссертации в 1940 г. М. Н. Грищенко работал доцентом на той же кафедре; с 1942 по 1945 г. находился в рядах Красной Армии; затем в очной докторантуре Геологического института АН СССР.

В послевоенные годы одновременно с прежней педагогической деятельностью он участвует в решении гидрогеологических задач по территории ЦЧО, в геологических работах при изысканиях под сооружения Волго-Донского канала, Цимлянского, Волгоградского и Куйбышевского водохранилищ.

В 1950 г. М. Н. Грищенко защитил докторскую диссертацию «Бассейн Дона в неогеновое и четвертичное время» и вскоре был утвержден в звании профессора по кафедре геологии и почвоведения Воронежского лесотехнического института. Параллельно с этим он приглашался также для чтения лекций по динамической и четвертичной геологии на Геологическом факультете Воронежского университета.

Оставаясь на этой работе до конца своих дней, М. Н. Грищенко все силы и неутомимую энергию отдавал научной работе по избранному направлению — четвертичной геологии в ее различных аспектах.

Остро чувствуя новые тенденции и потребности времени, М. Н. Грищенко еще в 1947 г. основал при кафедре спорово-пыльцевую лабораторию, благодаря чему палинологический анализ стал для него одним из основных методов биостратиграфических исследований. Тем не менее он всегда стремился к комплексности геологического изучения, всемерно привлекая определения фауны млекопитающих и моллюсков, данные карпологии и археологии, геоморфологические и гидрологические наблюдения и т. д.

Чтобы оценить вклад М. Н. Грищенко в геологию неогена и антропогена, необходимо представить себе состояние науки и геологической изученности бассейна Дона и прилегающей территории к 30-м годам. В то время существовали лишь самые общие наброски стратиграфических схем и столь же схематические геологические карты неогеновых и четвертичных отложений. К тому же высказывались совершенно противоречивые взгляды на возраст и происхождение неогеновых и четвер-

тичных толщ (А.. Н. Мазарович, А. А. Дубянский, П. А. Никитин, Ю. А. Петрокович, Б. Л. Личков, Д. М. Коненков и др.).

В отношении неогена Окско-Донской низменности М. Н. Грищенко первоначально (1939 г.) также было высказано мнение о строении его из двух аллювиальных толщ плиоценового возраста, причем начало формирования более древней толщи он относил к миоцену. Позднее (1949, 1952 гг.) им была выработана четырехчленная схема строения неогена Окско-Донской низменности с неоднократными уточнениями возраста, взаимоотношения и генезиса толщ, определяемыми поступлением нового фактического материала (1963, 1965, 1966, 1971, 1974 гг.). Четырехчленное строение неогена было установлено им и для соседней территории Среднерусской возвышенности (1962, 1964, 1972 гг.). Эта стратиграфическая схема неогена в основном и была использована геологической службой при среднемасштабном геологическом картировании территории ЦЧО. Она же была принята на Казанском совещании по неогену в 1966 г. в качестве рабочей стратиграфической схемы неогена | Окско-Донской низменности.

М. Н. Грищенко произвел также стратиграфическое расчленение четвертичных отложений бассейна Верхнего Дона. Его научные устремления были направлены как на отдельные проблемы четвертичной геологии, так и на теоретические или региональные обобщения. Так, хорошо известны его работы по стратиграфии покровных суглинков (1958, 1961 гг.), о строении морены Донского ледникового языка (1961 г.), о стратиграфическом значении пеплов и мерзлотных деформаций (1951, 1959 гг.), о геологическом возрасте палеолита Костенковско-Борщев-ского района, Волгоградской (Сухая Мечетка) и приазовских стоянок, пещерных стоянок Кавказа. Работами М. Н. Грищенко были обстоятельно изучены межледниковые образования в бассейне Верхнего Дона, в особенности лихвинские, одинцовские и голоценовые отложения. В зависимости от степени изученности в его работах все более детализировалось строение комплекса четвертичных надпойменных террас, в котором выделялось от трех до четырех и семи террас в последних публикациях.

Будучи неутомимым тружеником и работая на стыке с другими естественными науками, М. Н. Грищенко много писал также о гидрологической роли лесных полос (монография с Г. Ф. Басовым), о почво-образующих породах, об истории лесной растительности и по многим другим вопросам, простое перечисление которых заняло бы слишком много места.

В научной деятельности Михаилу Николаевичу были чужды личные амбиции, и поэтому он смело менял или развивал свою точку зрения по отдельным вопросам, если этого требовали новые данные и открытия.

Итогом его многолетнего труда явилась трехтомная монография «Кайнозой северо-восточных склонов Воронежской антеклизы», ожидающая опубликования.

М. Н. Грищенко был также прекрасным популяризатором науки и оставил после себя много научно-популярных статей. Им был основан и редактировался журнал «Край Черноземный» Воронежской организации общества охраны природы, председателем которого он был в течение многих лет.

М. Н. Грищенко был членом Комиссии по изучению четвертичного периода АН СССР, основателем и председателем Донского филиала КИЧП, членом Московского общества испытателей природы, членом ученых советов Воронежского университета и Лесотехнического института. С 1953 по 1960 г. он был также депутатом Воронежского городского Совета депутатов трудящихся и всегда активно участвовал в пар-

тийной и общественной работе. Награжден двумя орденами и четырьмя медалями.

Михаил Николаевич был не только крупный ученый, но и скромный, трудолюбивый, глубоко порядочный человек, учитель нескольких поколений геологов, прекрасный товарищ. Он оставил нам не только свое богатое научное наследие основоположника четвертичной геологии региона. Своей жизнью и деятельностью он оставил нам также прекрасный пример научного подвижничества, беззаветной преданности науке.

Г. И. Раскатов и Г. В. Холмовой

ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ ПИДОПЛИЧКО (1905—1975)

20 июня 1975 г. на 70-м году жизни внезапно скончался известный советский ученый, академик Академии наук Украинской ССР Иван Григорьевич Пидопличко. Его имя и труды хорошо известны зоологам и палеонтологам, геологам, археологам и антропологам нашей страны.

И. Г. Пидопличко родился 2 августа 1905 г. в с. Козацком Звенигородского района Черкасской области в крестьянской семье. После окончания сельской школы в 1917 г. он учился в учительской семинарии и на Высших педагогических курсах в Корсунь-Шевченковском, Ленинградском институте прикладной зоологии и фитопатологии и двух аспирантурах — при Украинском научно-исследовательском институте геологии АН УССР и Институте зоологии и биологии АН УССР. В 1935 г. И. Г. Пидопличко защитил кандидатскую, а в 1950 г.— докторскую диссертации.

В 1935 г. И. Г. Пидопличко возглавлял созданный им Отдел палеозоологии Института зоологии АН УССР (до 1973 г.) и одновременно работал в должности старшего научного сотрудника Института археологии АН УССР. В 1939—1951 гг. он — доцент, а затем проректор (1947—1948 гг.) и профессор (1952—1959 гг.) Киевского университета.

С 1941 по 1945 г. И. Г. Пидопличко находился в рядах Советской армии на фронтах Великой Отечественной войны и прошел путь от красноармейца-добровольца до штабного офицера-майора. В послевоенные годы И. Г. Пидопличко работал заместителем главного редактора Украинской Советской Энциклопедии (1958—1967 гг.), директором Института зоологии АН УССР (1965—1973 гг.), академиком-секретарем Отделения общей биологии и членом Президиума АН УССР (1966— 1970 гг.), а с 1973 г. и до конца жизни — заведующим Палеонтологическим отделением и директором Центрального научно-природоведческого музея АН УССР. С 1965 г.— председатель Музейного совета при Президиуме АН УССР.

И. Г. Пидопличко принимал участие в работе более 100 научных экспедиций — зоологических, палеонтологических, геологических, археологических и других. Он — автор более тысячи печатных работ, в том числе многих книг и брошюр, посвященных изучению современной и ископаемой фауны, палеогеографии антропогена и происхождения человека, хозяйства и быта древних людей, палеолитических и других археологических памятников. Ряд работ, подготовленных к печати по палеонтологии, археологии, в том числе и монография по палеогео-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.