ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2013. № 1
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
Васильев А.М. Африка и вызовы XXI в. М.:
Издательская фирма «Восточная литература», 2012. 374 с.
Всем публикациям академика А.М. Васильева, список которых весьма обширен, свойственно сочетание яркого литературного стиля с тщательным анализом поднятых проблем и глубоким изучением самых разнообразных источников. Будь то позднесредневековые арабские летописи, которые легли в основу книги «Пуритане ислама?», отразившей историю первого недолговечного государства Саудидов или современная экономическая статистика. Его монография «История Саудовской Аравии», дважды изданная на русском языке и переведенная на арабский и английский, получила широкую известность в отечественных и зарубежных научных кругах, послужив настольной книгой для нескольких поколений арабистов. Кроме того, А.М. Васильев — мастер исторических портретов, о чем свидетельствуют и его книга «Король Фейсал, личность, эпоха, вера», и короткие биографические эссе. Не менее известны его работы, посвященные сложным вопросам международных отношений, в том числе политике России на Ближнем и Среднем Востоке.
Рецензируемая книга представляет собой сборник статей, докладов и путевых записок автора, опубликованных в 2003-2011 гг., она включает также два специально написанных для нее очерка, посвященных злободневной теме «арабской весны», отдельные эпизоды которой он непосредственно наблюдал. Однако это не мозаичная витрина творчества А.М. Васильева. Напротив, «Африка и вызовы XXI в.» имеет четкую композицию и логику подачи материала. Книга состоит из трех основных частей: «Африка — падчерица глобализации», «Африка нужна России. России нужна Африка», «Арабский мир: кризис мусульманской цивилизации». Только четвертая часть «О людях, книгах и... африканской саванне» составлена в жанре «mélange». В ней автор воспроизвел, в частности, свой развернутый отзыв на книгу Е.М. Примакова «Конфиденциально. Ближний Восток на сцене и за кулисами», а завершил эту часть красочным очерком «Люди и звери. Заметки о Танзании», где впечатления о
83
природном парке этой страны, кишащем экзотическими животными, перемежаются с рассказом об укладе жизни ее этнически пестрого населения и размышлениями о судьбах Африки.
Эти размышления — лейтмотив первой части книги А.М. Васильева. Там он ставит острые вопросы о том, почему страны Тропической Африки, экономический рост которых в 1985-1995 гг. был отрицательным, но потом восстановился и даже взмыл вверх, все же не могут обеспечить свою продовольственную безопасность (повального голода нет, но есть недоедание), и почему строительство гражданского общества здесь терпит крах. Отрадно, что автор не ищет простых ответов на данные вопросы, не возлагает всю вину на бывших колонизаторов или на современные транснациональные компании. Его задача — вскрыть внутренние причины «африканских бед». При этом он справедливо отмечает, что «Африки как единого целого не существует... Определенная размытость формулировок [исследователей] связана еще и с тем, что под словом "Африка" иногда понимают весь континент, иногда — страны к югу от Сахары, иногда — эти же страны, но без ЮАР» (с. 111).
Действительно, Сахара веками представала в воображении берберов и арабов Северной Африки как «море», разделяющее их места обитания и «страну черных»; отсюда и возникло понятие «Сахель», т. е. берег, обозначающее промежуточную зону между пустыней и саванной. Соль в обмен на золото (по весу), и она же или медная утварь в уплату за чернокожих рабов — бартерная торговля, которая связывала Магриб и лежащие южнее Сахеля земли, обогащая мусульманских купцов, стала прообразом «неэквивалентного товарообмена», разоблаченного в сотнях трудов экономистов ХХ в., выступавших с позиций борцов против колониализма и неоколониализма. Но не следует забывать, что снисходительное отношение к «примитивным черным» глубоко врезалось в сознание жителей стран Магриба, где бытуют, пусть и добродушные, анекдоты насчет негров и даже соотечественников-метисов, например, потомков рабов, которых доставляли в южные тунисские оазисы для возделывания финиковых плантаций.
Кровавые межэтнические конфликты, вспыхнувшие на континенте после того, как африканские страны получили независимость, слишком хорошо известны, чтобы о них напоминать. Между тем египтяне вряд ли когда-нибудь забудут великое историческое прошлое своей страны, глаза на которое им раскрыла экспедиция
84
Наполеона, в обозе которой на берега Нила прибыла археологическая группа. И вряд ли они когда-нибудь согласятся приравнять себя к народам Черной Африки, солидарность с которыми торжественно провозглашалась еще вершителями революции «свободных офицеров». Короче, Африка далеко не едина и не является в этом смысле противоположностью Западной Европы, внутренние различия которой, экономические, культурные и проч., частично стерлись после образования ЕС, но ныне оживают под его покровом.
Ничем не отличается, подчеркивает А.М. Васильев, отдельно взятый африканский или арабский интеллектуал светского образа мысли от своего европейского собрата, равно как танзанийский шофер — мастер на все руки, с которым автор проделал нелегкий путь по бездорожью, — похож на «ярославского мужика». Так в чем же дело? Почему Африка то и дело заходит в тупик? Возможно, предполагает А.М. Васильев, потому что западные рецепты структурной адаптации к рынку, появившиеся в конце 1980-х гг., ей не годятся. Возможно, из-за живучести общинных традиций, в силу которых воспитанный на западных стандартах чиновник-африканец может выступать вне государственной службы «как бизнесмен, функционирующий по правилам рыночной, капиталистической экономики, но одновременно... осуществлять свой бизнес через тайный колдовской союз или суфийское братство, или племенную группировку» (с. 14). Возможно, наконец, пишет автор, интересующие его государства стоят на месте в социально-экономическом и политическом развитии, а то и деградируют из-за коррупции, «этой раковой опухоли Африки» (с. 77). Однако тут можно ему и возразить: расцвет коррупции наблюдается во многих странах мира, но не всегда полностью блокирует их развитие.
Весьма убедительны выводы А.М. Васильева, сделанные им еще в статье «Исламский экстремизм как выражение кризиса мусульманской цивилизации» (впервые опубликована в журнале «Азия и Африка сегодня, 2003, № 5), о том, что главный двигатель этого экстремизма — унизительное, по мнению многих мусульман, положение их стран, которые «оказались париями глобализации». Парадокс же нынешней ситуации заключается в том, что уязвленный материально-техническим превосходством Запада, ислам стремительно расширяет сферу своего влияния, приобретая новых адептов на огромном географическом пространстве (с. 163). Среди них есть и коренные европейцы, и мигранты-мусульмане, давно осев-
85
шие, например, во Франции, но раньше склонные к религиозному индифферентизму, и вновь прибывающие сюда «искатели лучшей жизни». Таким образом, в этой стране ислам стал второй религией после христианства, причем со светскими порядками Франции мусульманские радикалы не хотят мириться. Неопределенность контуров исламского государства, которое они мечтают создать у себя на родине, а по возможности и в бывшей метрополии, — залог агитационного успеха поборников фундаментализма, ибо они объявляют Аллаха «гарантом будущего» (с. 185).
Особый интерес представляют два упомянутых выше очерка А.М. Васильева «Цунами революций не спадает» (с. 234-258) и «Цунами революций. Причины. Движущие силы. Следствия» (с. 259-311). В первом из них автор бегло изложил развитие событий в Тунисе, которые привели к бегству из страны ее президента Зина аль-Абидина Бен Али, а далее перешел к египетской революции 2011 г., с участниками и свидетелями которой он встречался во время своих поездок в Каир, состоявшихся в течение этого бурного года. Нет ни нужды, ни возможности пересказать содержание его бесед с этими людьми, в том числе с молодежью, собиравшейся на площади Ат-Тахрир, и после того, как президент Хосни Мубарак отказался от своего поста, чего с 25 января до 11 февраля добивались восставшие, и с одним из руководителей ассоциации «Братья-мусульмане». Однако все же стоит привести короткую цитату из его слов, услышанных российским собеседником: «Наши постулаты следующие: упадок нравов в мусульманском мире предполагает неприятие и осуждение "других", вызывает волну экстремизма и терроризма... Именно мы сдерживаем терроризм в мусульманском мире. Мы — школа будущего» (с. 253-254).
Касаясь обстоятельств падения Мубарака, автор отмечает, что засидевшийся в своем кресле президент внял голосу народа, который требовал от него «Уходи!», но то же самое ему сказал и министр обороны фельдмаршал Тантави, добавив самое важное: «Армия будет против твоей гвардии». А.М. Васильев сообщает также, что за несколько дней до этого начальник египетского генштаба несколько дней провел в Пентагоне, где был составлен план: пожертвовать Му-бараком, но сохранить власть в руках египетских военных, которые должны начать реформы (с. 245). Указывает автор и на то, что через американский Национальный фонд развития демократии, через развитую на Западе сеть НПО и другие структуры осуществлялась
86
связь с молодыми потенциальными активистами-оппозиционерами из арабских стран, и на то, что за границей (на разных семинарах и стажировках в солидных вузах) будущие инсургенты совершенствовали свои компьютерные навыки.
Тем не менее, в отличие от некоторых аналитиков, он не отводит заокеанской державе роль подстрекателя арабских революций и справедливо подчеркивает, что «демонтаж политических структур в регионе не отвечал интересам США». Когда же стало ясно, пишет автор, что неожиданный вал этих революций стал захлестывать одну страну за другой, то «в Вашингтоне возник некоторый разнобой в действиях и заявлениях Белого дома, госдепартамента и министерства обороны» (с. 290-291). Иными словами, администрация Барака Обамы была вынуждена приспосабливаться к новой, причем крайне сложной, ситуации на Арабском Востоке. И ведь неслучайно вопрос о ней не раз поднимался в предвыборных дебатах Обамы и его конкурента-республиканца.
Развитие событий, которые принято называть «арабской весной» или «пробуждением Арабского Востока», набирает обороты быстрее, чем работает типография. Поэтому многое из того, что уже произошло не только в Сирии, где разыгралась затяжная драма, но и в Тунисе, и Египте, где, казалось бы, пройдены пиковые этапы их революций, не могло получить отражение в рецензируемой книге. За время, истекшее с того момента, когда она была подписана к печати (9 апреля 2012 г.), в Тунисе резко обострилась борьба между умеренными исламистами в лице партии Нахда, которая доминирует в Национальном учредительном собрании, избранном 23 октября 2011 г., и так называемыми модернистами, стоящими на страже светских завоеваний своей страны. Лагерь модернистов неоднороден, он охватывает и левые партии вместе с близкой к ним беспартийной интеллигенцией, и либералов. Ключевой фигурой среди них является Бежи Каид ас-Себси — человек, о котором вполне можно сказать «старик, а силища-то, как у доброго коня». Адвокат, он начинал свою блестящую, хотя и неровную служебную карьеру еще в 1956 г. и закончил было ее в 1991 г. спикером парламента, но с 7 марта по 28 декабря 2011 г. возглавлял «переходное» правительство Туниса и затем основал партию Призыв Туниса, которая получила регистрацию 6 июля 2012 г.
«Модернисты» стремятся консолидироваться, дабы создать серьезный противовес Нахде, обвиняя ее в сговоре с салафитами, в
87
попытках подмять под свой контроль СМИ, а также высшие учебные заведения Туниса, внедрить в них исламистский дух и покончить с университетской автономией. Но главная борьба между двумя соперничающими политическими лагерями разворачивается вокруг проекта новой конституции страны, в который депутаты-исламисты пытались, правда, безуспешно, протащить положение о том, что шариат служит основой законодательства. Пришлось им отказаться и от законопроекта о пресечении «богохульства», который они намеревались включить (в сжатом виде) в текст будущей конституции Тунисской Республики. Та же судьба постигла черновую конституционную статью, смысл которой состоял в том, что женщина — партнер мужчины, а не самостоятельная фигура в национальном строительстве, т.е. общественной жизни. Эпизодически наблюдается и раскол во временно правящей в Тунисе, до парламентско-президентских выборов, намеченных на 2013 г., межпартийной коалиции, которую прозвали «тройкой», так как она состоит из Нахды и двух ее сателлитов: Конгресса за республику и Демократического фронта за труд и свободы. Поэтому может оправдаться надежда, что Тунис не растеряет полностью свои светские ценности, в том числе достижения в деле эмансипации женщины.
Много воды утекло за сравнительно короткое время и в Египте, где после внеочередных парламентских выборов, выигранных Партией свободы и справедливости (ПСС) — политической ширмой «Братьев-мусульман», они выдвинули одного из своих лидеров, Мухаммеда Мурси кандидатом в президенты. Он-то и победил, опередив, хотя и с небольшим перевесом голосов своего соперника, бывшего премьер-министра Ахмеда Шафика, которого поддерживали военные. При этом тот факт, что, заняв президентское кресло 30 июня 2012 г., Мурси вышел из родной организации и дал аудиенцию иерархам египетских христианских церквей, пообещав им мир и благодать, еще не говорил о том, что угроза ущемления прав конфессиональных меньшинств Египта миновала. И действительно, за следующую половину года Мурси успел, во-первых, избавиться от опеки со стороны фельдмаршала Тантави, ныне уже экс-министра, произведя 12 августа 2012 г. кадровые перестановки в армейской верхушке, чтобы опереться на генералов, сочувствующих исламистам. Во-вторых, воспользовался тем, что ему неожиданно досталась репутация миротворца, якобы лично предотвратившего наземную
88
военную операцию израильтян в Газе и, вопреки сопротивлению либеральной общественности, добился срочного обсуждения проекта новой конституции АРЕ, согласно которому шариат вновь объявлен источником законодательства в этой стране, а само оно впервые ставится под контроль улемов аль-Азхара. Этот проект был принят на заседании Учредительной комиссии в узком составе и вынесен на референдум, который прошел в два раунда 15 и 22 декабря 2012 г. При этом явка электората составила лишь 33%, а за одобрение проекта было подано почти 64% голосов. Самым внушительным их удельный вес оказался в районах с преобладанием сельского населения: Синай, Кена, Фаюм, Матрух и др.
Трудно угадать, как сложится в ближайшем будущем баланс политических сил в Египте. Однако велика вероятность того, что Фронт национального спасения, созданный ad hoc ярыми оппонентами Мурси, такими, в частности, как бывший глава МАГАТЭ Мухаммед Барадей и бывший генеральный секретарь ЛАГ Амр Муса, развалится или погрязнет во внутренних распрях. Вместе с тем не исключено, что те люди, которые целый месяц бунтовали на городских улицах по поводу пришествия «нового фараона», не смирятся с перспективой жить под его дланью и опять вооружатся булыжниками.
Именно подобный эпизод, занявший несколько дней, имел место в конце января — начале февраля 2013 г., когда египтяне отметили метанием камней вторую годовщину своей революции. В Каире, Александрии и городах зоны Суэцкого канала прокатились демонстрации под лозунгами «Долой!», «Уходи!» и т.п., обращенными к президенту Мурси. Заводилами антиправительственных выступлений, в ходе которых погибли около 60 человек, были члены новоявленного «Черного блока», состоящего, говорят, из студентов, молодых безработных и футбольных фанатов. Никакая идеология и никакие общие чувства, кроме обманутых надежд на подъем уровня жизни населения АРЕ и жгучей ненависти к полиции, которая действует теми же методами, что и при Мубараке, этих безымянных мятежников-анархистов под черными платками на лицах не объединяли. Примечательно, что армия уклонилась от выполнения приказа Мурси открывать огонь по манифестантам. Однако, по мнению большинства обозревателей, она не намерена повторить свою недавнюю попытку захватить верховную власть в стране,
89
ибо текст конституции, «продавленной» исламистами, военных в целом устраивает. А вот последним ли станет новый виток насилия на «египетской улице», никто не берется сказать.
Это мысли вдогонку за книгой А.М. Васильева, научную значимость которой мы уже отметили. Возникают и замечания к ней. Так, не совсем понятно, что автор подразумевает под «гражданским обществом с африканской спецификой» (с. 19), которое надо бы построить африканцам, не копируя западные образцы. Сомнительно и такое его выражение, как «ползучая гражданская война в Алжире» (с. 40). Конечно, в этой войне, тянувшейся семь лет, были сменявшие друг друга фазы, то возгорания, то затухания, но в ее итоге погибло, причем по минимальной оценке, которую и приводит А.М. Васильев, около 100 тыс. человек. Какая же это «ползучая война»? Кроме того, в текст книги закрались досадные ошибки или опечатки. В частности, здесь можно прочесть, что житель провинциального городка, уличный торговец Мухаммед Буазизи, оскорбленный женщиной-полицейским, совершил самосожжение 17 декабря 2009 г. (с. 234). Но этот инцидент, вызвавший бурю массовых волнений в Тунисе, произошел 17 декабря 2010 г. Еще хуже выглядит двукратное утверждение, что президент Мубарак правил 32 года (с. 236, 279), тогда как этот период занял на самом деле неполных 30 лет. Все подобные огрехи не умаляют достоинства книги, которая, к сожалению, вышла малым тиражом (300 экз.) и, следовательно, вряд ли дойдет до широкой читательской аудитории.
М.Ф. Видясова
Сведения об авторе: Видясова Мария Федоровна, докт. ист. наук, профессор, зав. кафедрой политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]