УДК 738.1 И. А. Гояьский
Государственный центральный музей современной истории России Москва, Россия
«ВАС МНОГО, А Я ОДНА». ИСТОРИЯ одной
СКУЛЬПТУРЫ АСТЫ БРЖЕЗИЦКОЙ
Малая пластика - вид декоративно-прикладного искусства. Советская фарфоровая скульптура малых форм дает примеры отнюдь не декоративно-формального решения. Герои камерных и трогательных произведений Асты Бржезицкой жизненны, наделены характером и чувством юмора, а зачастую слеплены с конкретного человека. Ее «Ткачиха» достойна отдельного исследования.
Ключевые слова: Аста Бржезицкая; Мария Волкова; фарфор; малая пластика; стахановское движение.
А. Д. Бржезицкая. Ткачиха. Из серии «Герои Социалистического Труда». 1953 (модель 1949 года). Фарфор, подглазурпая роспись, золочение. Высота 28,7. Дулёвский фарфоровый завод им. газеты «Правда» (Дулёво)
Омский областной
музей изобразительных
искусств
им. М.А. Врубеля
(Омск)
Музей имени М.А. Врубеля обладает крупным собранием декоративно-прикладного искусства. Первый директор и организатор художественного отдела при Западно-Сибирском краевом музее Федор Васильевич Мелёхин с 1924 по 1929 год активно и с большим пониманием дела комплектовал коллекцию фарфора. За это время Государственный музейный фонд из хранилищ Ленинграда и Москвы передал в Омск около 900 произведений керамики и стекла. Однако первое поступление советского фарфора состоялось только в 1957 году. По приказу Министерства культуры РСФСР из упраздненного Музея образцов Главфар-фора поступило 47 экспонатов, представляющих посудные формы и скульптуру
подмосковных Дулёвского и Кузяевского фарфоровых заводов, Конаковского фаянсового завода в Калининской (Тверской) области.
После распада СССР музей стал закупать эталонные образцы советской малой пластики самостоятельно, на заработанные средства. Начиная с 1991 года в музей постоянно поступали авторские произведения из мастерских художников-фар-фористов, причем многое передавалось в дар. Но вещи не приходят в музей сами: зачастую их поступление являлось результатом столичных командировок хранителя омской коллекции керамики и стекла Людмилы Романовны Ведерниковой.
Благодаря сложившимся в течение нескольких лет дружеским отношениям с ав-
тором в омской коллекции оказались лучшие работы классика отечественного фарфора, скульптора Дулёвского фарфорового завода имени газеты «Правда» Асты Давыдовны Бр-жезицкой - семнадцать скульптур, предназначенных как для массового выпуска, так и для представления в уникальных выставочных образцах «московской школы» советского фарфора. Вслед за скульптурой в Омск поступила часть ее архива: некоторые дневники, личные письма, эскизы, дипломы, книги отзывов, газетные вырезки. В 2012 году, к 100-летию со дня рождения скульптора, музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля открыл юбилейную выставку «Фарфоровый народец Асты Бржезицкой». Л.Р. Ведерникова подготовила к этому событию серию публикаций материалов из архива автора в московском журнале «Среди коллекционеров» [1-3].
Аста Давыдовна Бржезицкая (1912-2004) прожила девяносто два с половиной года, из которых почти все, начиная с пяти-шестилет-него возраста, были творческими. Весь свой талант она отдала фарфору, сразу и навсегда влюбившись в этот звонкий, светоносный материал. Это полвека служения на Дулёвском фарфоровом заводе, ставшем ее любовью и ее судьбой. За свою долгую созидательную жизнь Аста Бржезицкая представила ценителям фарфора более пятисот скульптурных произведений - это легче произнести, чем действительно представить. Темы для творчества часто предлагали «партия и правительство», но и здесь, почти в каждой работе, она находила нетрадиционный подход. Конечно, автора выручал юмор или более глубокое прочтение темы, чем предлагалось. Жизнь, до краев наполненная дружбой с самыми разными интереснейшими людьми -от известных ученых, актеров, писателей, художников до людей неприметных с первого взгляда, - непременно отражалась в ее живой фарфоровой скульптуре.
Для музейного собрания важна не только экспозиционная красота фарфора. Огромное значение имеет его содержательная сторона, историческая и эмоциональная составляю-
щая. Что может сказать зрителю экспонат на выставке? И важно ли это?
Когда в омское собрание поступила в дар от А.Д. Бржезицкой ее ранняя скульптура, Л.Р. Ведерникова со слов автора сделала следующее инвентарное описание:
Скульптура «Ткачиха»
(из серии «Герои соцтруда»). 1953 год
СССР. РСФСР. Московская область. Лики-но-Дулёво. Дулёвский фарфоровый завод имени Газеты «Правда». Марки нет
Фарфор, подглазурная роспись, золочение. Высота - 28,7 см
Инв. № К-2018. Поступление: 1991, дар Бржезицкой А. Д.
Авторский комментарий к скульптуре, составленный по воспоминаниям, также был опубликован хранителем:
«Передо мной ее ранняя работа "Ткачиха" -задание партии на тему "Герои труда". Асте посоветовали поехать на съезд Героев Социалистического Труда, проходивший тогда в Москве. Поехала, познакомилась с ткачихой, потом на фабрику - "увидеть ее в рабочей обстановке". Помню ее рассказ: "Сверху спускаются полотнища и складываются мягко. Стопами лежат готовые рулоны ткани. Впечатляет. Сильный шум, даже грохот. С трудом докричалась, объясняя, кто мне нужен. Выходит она, гордая такая, с парой челноков в руке. Быстро показала, как заправляются эти челноки, - только руки мелькали. И ушла, произнеся великую фразу: "Вас много, а я одна". Такой я ее и сделала - гордой, с орденом на груди"» [3, с. 80].
Сведения о скульптуре, но без воспроизведения изображения, приводятся в книге Ирины и Сергея Насоновых:
А. Д. Ьржезицкая работает над бюстом Петра I. 1945-1949 Обложка издания:
Лети Дивыдовни Бржезицкая. Мистеры советскою фарфора: комп/ккт из 30 цветных открыток. Москви: Среди коллекционеров, 21)09
Волкова М.М. -Депутат Верховного Совета РСФСР, Лауреат Сталинской премии. Государственный центральный музей современной истории России
ГШ 31652/2054. Госкаталог: 16378795. Источник: gaskatalog.ru
«Герой Социалистического Труда, фарфор, 1950-е годы. Ду-лёвский фарфоровый завод. Размер - 18,5x11,0 см. Один из экземпляров фигуры хранится в Музее Дулёвского фарфорового завода (г. Ликино-Дулёво)» [4, с. 219].
При передаче скульптуры в Омск Аста Давыдовна не смогла вспомнить имя героини своей скульптуры. Но музей, как научное учреждение, предпринял исследование, чтобы восполнить этот пробел. Необходимая информация обнаружилась в эталонной монографической коллекции из 100 произведений А.Д. Бржезицкой в Государственном музее керамики (ГМК) в Кусково (Москва). При работе с книгой поступлений ГМК внимание автора статьи привлекла выбывшая из собрания, аналогичная омской, скульптура ткачихи: в 1955 году она была передана Краснодарскому музею имени A.B. Луначарского по приказу МК РСФСР.
Старая запись сообщала ценнейшие сведения о музейном предмете: название скульптуры (имя и статус изображенной труженицы), закупочную цену (1700 рублей), дату записи в книгу поступления (31.12.1949). На основании этого документа можно было с уверенностью провести атрибуцию омской скульптуры: «лауреат Сталинской премии ткачиха Мария Михайловна Волкова», 1949 год.
Уточняющая информация содержалась в газете «Известия» от 7 июня 1947 года: в публикации были названы лауреаты Сталинской премии, представленные к высокой награде согласно постановлениям Совета народных комиссаров за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы за 1946 год.
Таким образом, стали известны основные факты трудовой биографии знатной ткачихи.
Мария Михайловна Волкова - ткачиха Ореховского хлопчатобумажного комбината, новатор производства, зачинатель движения многостаночников в текстильной промыш-
ленности, стала лауреатом Сталинской премии третьей степени с суммой вознаграждения в 50000 рублей.
М.М. Волкова родилась в 1922 году. Член ВКП (б) с 1947 года. В 1943 году возглавила организованную на ткацкой фабрике № 1 комсомольско-молодежную бригаду имени Николая Гастелло. Бригада стала инициатором метода многостаночного обслуживания: входившие в нее девушки (Мария Волкова, Анна Кашаева, Екатерина Шибаева и Анна Печкина) решили обслуживать не по четыре, а по шесть и даже по восемь станков каждая. К концу Великой Отечественной войны бригада М.М. Волковой обслуживала уже 64 станка. За два года она дала для фронта сверх плана 220 тысяч метров ткани и шесть раз завоевывала первенство в соревнованиях молодых текстильщиц. Почин бригады был подхвачен текстильщиками всей страны: более 250 бригад стали работать по методу Марии Волковой. Благодаря движению многостаночников удалось вновь запустить тысячи единиц бездействовавшего с начала войны оборудования. В одном только Орехово-Зуеве заработало 500 таких ткацких станков и 1500 прядильных веретён.
М.М. Волкова была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», орденом Ленина (1947), получила Сталинскую премию третьей степени (1947) за внедрение рациональных высокопроизводительных методов работы в текстильной промышленности, обеспечивших возможность перехода на многостаночное обслуживание. М.М. Волковой было присвоено звание «Почетный гражданин города Орехово-Зуево», ее имя носит одна из улиц города [5].
Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации позволил также обнаружить в собрании Государственного центрального музея современной истории России плакат с пропагандистским текстом: «Опыт работы ткачей бригада Марии Волковой». С текстом плаката, подробно сообщающим о достижениях бригады, можно позна-
комиться в Государственном каталоге музейного фонда РФ [6].
В книжном фонде Российской государственной библиотеки хранятся просветительские брошюры об опыте бригады Волковой М.М. [7].
Фарфоровое изображение Марии Волковой также имеет свидетельство высокого признания труда ткачихи: на груди можно различить изображение почетного знака лауреата Сталинской премии третьей степени - круглый желтоватый (бронзовый) медальон под прямоугольной красной планкой. Герои Социалистического Труда награждались золотой медалью «Серп и Молот» в виде звезды под квадратной красной планкой.
Как произведение малой формы скульптура отличается высоким профессионализмом: фигура крепко построена, хорошо ориентирована в пространстве, динамична, но в то же время отличается мягкостью пластики, диктуемой особенностями материала. Сдержанность цветового решения согласуется с основным аспектом содержания образа - героизмом трудовых будней советской женщины, деловой и гордой. Но в трактовке А.Д. Бржезицкой изображение М.М. Волковой приобрело, несмотря на решительный характер, обаяние женственности и тонкий лиризм.
Таким образом, омский зритель может видеть в небольшой фарфоровой скульптуре памятник подлинного патриотизма и героического служения родине. В СССР - стране рабочих и крестьян - удостоиться прижизненного памятника могли не только руководители страны, генералы или космонавты, но и простые люди, работающие на благо всего народа. Во время Великой Отечественной войны и в последующие годы, когда было необходимо восстановить хозяйство страны, чтобы накормить и одеть людей, за это благородное дело героически взялись молодые женщины. Был ли у них выбор? И можно ли было поступить иначе?
Музей, безусловно, является прежде всего хранилищем памяти. Но миссия его состоит и в том, чтобы вещи заговорили и были услышаны. Выставочная практика показывает, что произведения декоративно-прикладного искусства могут удивлять и волновать зрителя: «Милая статуэтка - а такого масштаба ее история! Аста Давыдовна, спасибо за ваш рассказ!»
Литература
1. Ведерникова, Л.Р. Юбилейная выставка - классику отечественного фарфора// Среди коллекционеров. - Москва, 2012. - № 4 (9). - С. 104-111; Ведерникова, Л.Р. Трепетная душа Асты Бржезицкой... // Среди коллекционеров. - Москва, 2010. - № 1. - С. 30- 39.
2. Ведерникова, Л. Р. А теперь - «Как обожжётся». Памяти Асты Давыдовны Бржезицкой посвящается // Среди коллекционеров. - Москва, 2011. - № 2 (3). - С. 12-35.
3. Ведерникова, Л. Р. С днём рождения, Аста! К 100-летию со дня рождения А. Д. Бржезицкой (1912-2004) // Среди коллекционеров. - Москва, 2012. - № 2 (7). - С. 74-95.
4. Аста Бржезицкая. Дулёво // Мастера советского фарфора / сост. И.С. Насонова, С.М. Насонов, Н.В. Гинзбург, В.А. Гинзбург. - Москва, 2008. - 255 с.: ил.
5. Ул. Марии Волковой (г. Орехово-Зуево), бывшая 2-я Центральная улица, переименована в 1990 году в честь ткачихи-ударницы Марии Михайловны Волковой [Coordinates: 55°47,5"N38°55,24"E]. - URL: https://wikimapia. org/street/17282432/ш/ул-Марии-Волковой (дата обращения 29.05.2021).
6. Волкова М.М. - Депутат Верховного Совета РСФСР, Лауреат Сталинской премии / ГЦМСИР ГИК 31652/2054.
- Госкаталог: 16378795. - URL: goskatalog.ru (дата обращения 29.05.2021).
7. Ефетов, М. Ткачиха Мария Волкова. - Москва : Московский рабочий, 1946. - 34 е.; Божков, М. Замечательный почин бригады ткачей Марии Волковой. - Москва : Гизлегпром, 1946. - 31 е.; Волкова, М. (бригадир ткачей Ореховского хлопчатобумажного комбината). Наш опыт.
- Москва : Профиздат, 1946. - 27 с.
Об авторе
Гольский Иван Александрович - кандидат философских наук, старший научный сотрудник экспозиционно-мемори-ального отдела «Пресня» Государственного центрального музея современной истории России (Москва), член Ассоциации искусствоведов и секции искусствоведения Московского союза художников E-mail: [email protected]
"THERE ARE MANY OF YOU, AND I AM ALONE".
THE STORY OF A SCULPTURE BY ASTA BRZEZICKAYA
Golsky Ivan Alexandrovich
Candidate of Philosophy, Senior Researcher at the Exposition and Memorial Department "Presnya", State Central Museum of Contemporary History of Russia, Moscow
Abstract: Small statuary is a kind of decorative and applied arts. Soviet porcelain small statuary by no means provides the examples of a decorative and formal solution. The heroes ofAsta Brzezickaya's chamber and touching works are life-like, they have a character and sense of humor, and often borrow a specific persons traits. Her "Weaver" is worthy of a separate study.
Keywords: Asta Brzezickaya; Maria Volkova; porcelain; small statuary; the Stakhanov Movement.