Научная статья на тему 'Вариативность содержания педагогической практики как условие развития профессиональных компетенций будущих педагогов'

Вариативность содержания педагогической практики как условие развития профессиональных компетенций будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочнева Е. Н.

В данной статье представлен опыт конструирования содержания профессиональной практики студентов педагогического колледжа, раскрыты источники обновления данной формы организации образовательного процесса и обеспечения ее вариативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочнева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вариативность содержания педагогической практики как условие развития профессиональных компетенций будущих педагогов»

ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

© Кочнева Е.Н.*

Камышловский педагогический колледж, г. Камышлов

В данной статье представлен опыт конструирования содержания профессиональной практики студентов педагогического колледжа, раскрыты источники обновления данной формы организации образовательного процесса и обеспечения ее вариативности.

Педагогическая практика является важной и неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа; формой организации образовательного процесса, способствующей формированию профессиональных умений и навыков, компетенций; видом учебно-профессиональной деятельности, обеспечивающим приобретение опыта реализации основных профессиональных функций, самостоятельного решения проблем, задач, ситуаций, осознанному отношению к своей будущей профессии. Значимость данного компонента в системе подготовки специалистов подчеркивается в теории контекстного обучения

А.А. Вербицкого, в работах Л.Г. Семушиной и Н.Г. Ярошенко, А.С. Чернышева, диссертации А.В. Ефанова, профессиональной педагогике С.Я. Батышева и др.

В настоящее время возникает необходимость в обновлении содержания педагогической практики, выстраивании новой модели ее организации, дифференциации условий прохождения с учетом разного уровня сформированности базовых педагогических умений студентов, их психологической готовности к новому виду деятельности и направленности на профессионально-педагогическую деятельность.

Основными источниками совершенствования содержания педагогической практики в колледже являются, во-первых, результаты маркетинговых исследований по изучению востребованных профессиональных функций, умений, необходимых педагогическим работникам на современном этапе развития образования, посредством опроса работодателей, анкетирования, интервьюирования учителей учреждений общего образо-

♦ Заместитель директора по содержанию и исследовательской деятельности, аспирант кафедры Инновационных образовательных теорий и технологий Уральского государственного педагогического университета

вания, экспертной оценки председателей ГАК и др.; во-вторых, новая методологическая основа стандартизации среднего профессионального образования - идея компетентностного (модульно-компетентностного) подхода [1]; в-третьих, теория и технологии контекстного обучения (научнопедагогическая школа А. А. Вербицкого) [2].

Внедрение компетентностного подхода связано с новой результативно-целевой основы профессионального образования, его ориентацией на компетенции / компетентность [3].

В условиях отсутствия нормативно закрепленного состава компетенций, общепризнанной их классификации и дифференциации появляются различные варианты компетентностной модели выпускников (И.В. Носко, Ю.В. Фролов, В.А. Махотин и др.), разрабатываются перечни компетенций, предлагаются разные подходы для их упорядочивания (А. С. Белкин и

В.В. Нестеров, В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, А.В. Хуторской и др.).

В научной литературе нет и однозначной трактовки понятий «компетенция» и «компетентность», единства в определении структурных компонентов компетентности / компетенции. Вопросы раскрытия сущности понятий, установления их соотношения активно обсуждаются в работах А.Л. Андреева, А.С. Белкина и В.В. Нестерова, В.И. Байденко, В.А. Болотова и В.В. Серикова, В.И. Горовой и С.И. Тарасовой, Э.Ф. Зеера и Э.Э. Сыманюк, И.А. Зимней, О. А. Калегиной, С.Е. Шишова и др.

Мы в своей работе исходили из понимания компетенции как способности (готовности) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий. Компетенция имеет следующую структуру: основу (ядро) составляет умение (функция, вид деятельности); базовые знания обеспечивают усвоение умений, которые проявляются в деятельности и характеризуются определенным отношением к их применению [5].

Использование методики функционального анализа (описание трудовой деятельности через функции и результаты, вычленение функций, выполняемых работниками в рамках профессиональной области [4]) позволило рассмотреть профессиональную деятельность педагога как технологический процесс, включающий в себя следующие этапы: проектирование, реализация педагогического процесса и управление педагогическим процессом (в рамках осуществления образовательно-воспитательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности).

Как показал функциональный анализ, реализация задач модернизации структуры и содержания общего образования расширяет спектр профессиональных функций педагогов, обусловливает необходимость освоения новых компетенций, развития новых педагогических умений. Таким образом, возникает противоречие между рекомендованным в Положении о

производственной (профессиональной) практике студентов ОУ СПО содержанием и новыми потребностями ОУ общего образования. Разрешение этого противоречия происходит посредством корректировки Программы педагогической практики студентов Камышловского ПК, определения обязательной (инвариантной) части и вариативных форм. Инвариантная часть включает содержание, обеспечивающее достижение требований к уровню подготовки выпускника в соответствии с ГОС (М., 2002), вариативный компонент направлен на обеспечение готовности студентов к разнообразным видам профессиональной деятельности педагога. В таблице представлена модель формирования вариативного содержания педагогической практики студентов Камышловского педагогического колледжа на примере практики организации образовательно-воспитательной работы.

Таблица 1

Модель формирования содержания практики организации образовательно-воспитательной работы в ОУ (на примере функции проектирования педагогического процесса)

Компетенция (функция) «Традиционные» виды деятельности в процессе практики Предлагаемые варианты обновления содержания практики (вариативные модули)

Проектирование педагогического процесса Планирование образовательно-воспитательной работы (уроков, внеклассных мероприятий) и контрольно-оценочной деятельности составление рабочих программ учебных дисциплин, элективных курсов, кружков

разработка компьютерной обучающей программы по русскому языку

разработка олимпиадных заданий и программы проведения предметных олимпиад

разработка программы реализации регионального образовательного проекта «ОКР»

планирование деятельности воспитателя группы продленного дня

планирование работы с детьми с особыми образовательными потребностями

разработка проектов

разработка программы конкурса живописных и графических работ

и др.

Отбор содержания и выбор технологии обучения и воспитания школьников выбор форм, методов, приемов, технологий работы с воспитанниками УГВ

выбор форм, методов, приемов, технологий работы с разновозрастным коллективом детей

Предлагаемая модель выполняет ряд функций. Во-первых, она позволяет определить составляющие компетенций студентов, гарантирующих результативность решения профессиональных задач; во-вторых, выступает основой для конструирования содержания образования деятельностного типа, приближенного к сфере будущей деятельности; в-третьих, спо-

собствует формированию ответственного, ценностного и творческого отношения к профессии и, наконец, способствует формированию более эффективной системы мониторинга образовательных и профессиональных достижений обучающихся, освоенных компетенций.

Основными условиями реализации рассматриваемой модели являются следующие:

- обеспечение личностно-развивающего характера практической профессиональной подготовки и создание условий для самореализации и саморазвития студентов;

- установление междисциплинарных, интегративных связей, предполагающих содержательно-технологическую интеграцию дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки, их связь с будущей профессионально-педагогической деятельностью студентов;

- соблюдение этапности формирования компетенций и единства педагогических требований к результату практики;

- диагностичность результата педагогической практики.

Анализ результатов педагогической практики свидетельствует о готовности студентов к выполнению большего спектра профессиональных функций, психологической готовности действовать в разных педагогических ситуациях, о повышении мотивации на педагогическую деятельность. Студентов особо привлекает возможность самореализации в ситуации выбора «нестандартной» формы прохождения практики.

Таким образом, использование различных вариативных форм прохождения педагогической практики выступает одним из условий развития профессиональных компетенций будущих педагогов.

Список литературы:

1. Блинов В.И. Концептуальные основы разработки федеральных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения / В.И. Блинов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.yz.firo.ru.

2. Вербицкий А.А. Теория контекстного обучения как концептуальная основа реализации компетентностного подхода / А.А. Вербицкий // Проблемы реализации компетентностного подхода в условиях многоуровневой подготовки педагога // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. А.А. Вербицкий, В.В. Маркова. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. - С. 10-17.

3. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

4. Олейникова О. Н. Анализ потребности в умениях / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю.В. Коновалова. - М.: Альфа-М, 2005. - 142 с.

5. Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области: утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от22.12.2005 № 1107-ПП

6. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.

ВОСПИТАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНТОВ

© Кузнецова С.В.*

Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского,

г. Брянск

В статье рассмотрены особенности процесса воспитания исследовательской культуры студентов.

В современной концепции высшего образования в России акцент с узко профильного подхода в подготовке специалистов переносится на становление личности профессионала, обладающего готовностью к непрерывному самообразованию, способного адаптироваться к изменяющимся социальным, трудовым условиям. Исходя из этого, приоритетным направлением высшей школы сегодня является организация такого процесса образовательной деятельности, в котором каждый студент мог бы стать субъектом собственного развития, а одной из актуальных задач вузовского образования является обучение студентов способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской деятельности в рамках компетентностного подхода.

Воспитание исследовательской культуры происходит как в условиях аудиторной, так и внеаудиторной деятельности.

Для аудиторных занятий мною разработаны и успешно используются практические работы двух видов: инструктивно-методического характера, и исследовательские по основным темам курса.

* Старший преподаватель кафедры Автоматизированных информационных систем и технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.