ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
© Кочнева Е.Н.*
Камышловский педагогический колледж, г. Камышлов
В данной статье представлен опыт конструирования содержания профессиональной практики студентов педагогического колледжа, раскрыты источники обновления данной формы организации образовательного процесса и обеспечения ее вариативности.
Педагогическая практика является важной и неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа; формой организации образовательного процесса, способствующей формированию профессиональных умений и навыков, компетенций; видом учебно-профессиональной деятельности, обеспечивающим приобретение опыта реализации основных профессиональных функций, самостоятельного решения проблем, задач, ситуаций, осознанному отношению к своей будущей профессии. Значимость данного компонента в системе подготовки специалистов подчеркивается в теории контекстного обучения
А.А. Вербицкого, в работах Л.Г. Семушиной и Н.Г. Ярошенко, А.С. Чернышева, диссертации А.В. Ефанова, профессиональной педагогике С.Я. Батышева и др.
В настоящее время возникает необходимость в обновлении содержания педагогической практики, выстраивании новой модели ее организации, дифференциации условий прохождения с учетом разного уровня сформированности базовых педагогических умений студентов, их психологической готовности к новому виду деятельности и направленности на профессионально-педагогическую деятельность.
Основными источниками совершенствования содержания педагогической практики в колледже являются, во-первых, результаты маркетинговых исследований по изучению востребованных профессиональных функций, умений, необходимых педагогическим работникам на современном этапе развития образования, посредством опроса работодателей, анкетирования, интервьюирования учителей учреждений общего образо-
♦ Заместитель директора по содержанию и исследовательской деятельности, аспирант кафедры Инновационных образовательных теорий и технологий Уральского государственного педагогического университета
вания, экспертной оценки председателей ГАК и др.; во-вторых, новая методологическая основа стандартизации среднего профессионального образования - идея компетентностного (модульно-компетентностного) подхода [1]; в-третьих, теория и технологии контекстного обучения (научнопедагогическая школа А. А. Вербицкого) [2].
Внедрение компетентностного подхода связано с новой результативно-целевой основы профессионального образования, его ориентацией на компетенции / компетентность [3].
В условиях отсутствия нормативно закрепленного состава компетенций, общепризнанной их классификации и дифференциации появляются различные варианты компетентностной модели выпускников (И.В. Носко, Ю.В. Фролов, В.А. Махотин и др.), разрабатываются перечни компетенций, предлагаются разные подходы для их упорядочивания (А. С. Белкин и
В.В. Нестеров, В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, А.В. Хуторской и др.).
В научной литературе нет и однозначной трактовки понятий «компетенция» и «компетентность», единства в определении структурных компонентов компетентности / компетенции. Вопросы раскрытия сущности понятий, установления их соотношения активно обсуждаются в работах А.Л. Андреева, А.С. Белкина и В.В. Нестерова, В.И. Байденко, В.А. Болотова и В.В. Серикова, В.И. Горовой и С.И. Тарасовой, Э.Ф. Зеера и Э.Э. Сыманюк, И.А. Зимней, О. А. Калегиной, С.Е. Шишова и др.
Мы в своей работе исходили из понимания компетенции как способности (готовности) субъекта к продуктивной, самостоятельной деятельности в конкретных ситуациях в рамках определенных полномочий. Компетенция имеет следующую структуру: основу (ядро) составляет умение (функция, вид деятельности); базовые знания обеспечивают усвоение умений, которые проявляются в деятельности и характеризуются определенным отношением к их применению [5].
Использование методики функционального анализа (описание трудовой деятельности через функции и результаты, вычленение функций, выполняемых работниками в рамках профессиональной области [4]) позволило рассмотреть профессиональную деятельность педагога как технологический процесс, включающий в себя следующие этапы: проектирование, реализация педагогического процесса и управление педагогическим процессом (в рамках осуществления образовательно-воспитательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности).
Как показал функциональный анализ, реализация задач модернизации структуры и содержания общего образования расширяет спектр профессиональных функций педагогов, обусловливает необходимость освоения новых компетенций, развития новых педагогических умений. Таким образом, возникает противоречие между рекомендованным в Положении о
производственной (профессиональной) практике студентов ОУ СПО содержанием и новыми потребностями ОУ общего образования. Разрешение этого противоречия происходит посредством корректировки Программы педагогической практики студентов Камышловского ПК, определения обязательной (инвариантной) части и вариативных форм. Инвариантная часть включает содержание, обеспечивающее достижение требований к уровню подготовки выпускника в соответствии с ГОС (М., 2002), вариативный компонент направлен на обеспечение готовности студентов к разнообразным видам профессиональной деятельности педагога. В таблице представлена модель формирования вариативного содержания педагогической практики студентов Камышловского педагогического колледжа на примере практики организации образовательно-воспитательной работы.
Таблица 1
Модель формирования содержания практики организации образовательно-воспитательной работы в ОУ (на примере функции проектирования педагогического процесса)
Компетенция (функция) «Традиционные» виды деятельности в процессе практики Предлагаемые варианты обновления содержания практики (вариативные модули)
Проектирование педагогического процесса Планирование образовательно-воспитательной работы (уроков, внеклассных мероприятий) и контрольно-оценочной деятельности составление рабочих программ учебных дисциплин, элективных курсов, кружков
разработка компьютерной обучающей программы по русскому языку
разработка олимпиадных заданий и программы проведения предметных олимпиад
разработка программы реализации регионального образовательного проекта «ОКР»
планирование деятельности воспитателя группы продленного дня
планирование работы с детьми с особыми образовательными потребностями
разработка проектов
разработка программы конкурса живописных и графических работ
и др.
Отбор содержания и выбор технологии обучения и воспитания школьников выбор форм, методов, приемов, технологий работы с воспитанниками УГВ
выбор форм, методов, приемов, технологий работы с разновозрастным коллективом детей
Предлагаемая модель выполняет ряд функций. Во-первых, она позволяет определить составляющие компетенций студентов, гарантирующих результативность решения профессиональных задач; во-вторых, выступает основой для конструирования содержания образования деятельностного типа, приближенного к сфере будущей деятельности; в-третьих, спо-
собствует формированию ответственного, ценностного и творческого отношения к профессии и, наконец, способствует формированию более эффективной системы мониторинга образовательных и профессиональных достижений обучающихся, освоенных компетенций.
Основными условиями реализации рассматриваемой модели являются следующие:
- обеспечение личностно-развивающего характера практической профессиональной подготовки и создание условий для самореализации и саморазвития студентов;
- установление междисциплинарных, интегративных связей, предполагающих содержательно-технологическую интеграцию дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки, их связь с будущей профессионально-педагогической деятельностью студентов;
- соблюдение этапности формирования компетенций и единства педагогических требований к результату практики;
- диагностичность результата педагогической практики.
Анализ результатов педагогической практики свидетельствует о готовности студентов к выполнению большего спектра профессиональных функций, психологической готовности действовать в разных педагогических ситуациях, о повышении мотивации на педагогическую деятельность. Студентов особо привлекает возможность самореализации в ситуации выбора «нестандартной» формы прохождения практики.
Таким образом, использование различных вариативных форм прохождения педагогической практики выступает одним из условий развития профессиональных компетенций будущих педагогов.
Список литературы:
1. Блинов В.И. Концептуальные основы разработки федеральных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения / В.И. Блинов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.yz.firo.ru.
2. Вербицкий А.А. Теория контекстного обучения как концептуальная основа реализации компетентностного подхода / А.А. Вербицкий // Проблемы реализации компетентностного подхода в условиях многоуровневой подготовки педагога // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. А.А. Вербицкий, В.В. Маркова. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. - С. 10-17.
3. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.
4. Олейникова О. Н. Анализ потребности в умениях / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю.В. Коновалова. - М.: Альфа-М, 2005. - 142 с.
5. Региональный (областной) компонент государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования Свердловской области: утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от22.12.2005 № 1107-ПП
6. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.
ВОСПИТАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СТУДЕНТОВ
© Кузнецова С.В.*
Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского,
г. Брянск
В статье рассмотрены особенности процесса воспитания исследовательской культуры студентов.
В современной концепции высшего образования в России акцент с узко профильного подхода в подготовке специалистов переносится на становление личности профессионала, обладающего готовностью к непрерывному самообразованию, способного адаптироваться к изменяющимся социальным, трудовым условиям. Исходя из этого, приоритетным направлением высшей школы сегодня является организация такого процесса образовательной деятельности, в котором каждый студент мог бы стать субъектом собственного развития, а одной из актуальных задач вузовского образования является обучение студентов способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской деятельности в рамках компетентностного подхода.
Воспитание исследовательской культуры происходит как в условиях аудиторной, так и внеаудиторной деятельности.
Для аудиторных занятий мною разработаны и успешно используются практические работы двух видов: инструктивно-методического характера, и исследовательские по основным темам курса.
* Старший преподаватель кафедры Автоматизированных информационных систем и технологий