8. Tokmovtseva M.V. Legal academic mobility of higher education institutions. Kultura: upravlenie, ekonomica, pravo. 2014. № 2. P. 17-21. [in Russian].
9. Tokmovtseva M.V. Karabanova O.V. Networking educational institutions on the basis of "school-college-higher school". M.: izd-vo "Nauchnyi konsultant", 2015. P. 194. [in Russian].
10. Federal Law of 29.12.2012 number 273-FZ (ed. From 23.07.2013) "On Education in the Russian Federation". Collected legislation of the Russian Federation, 2012. № 53 (1 h.). Art. 7598. [in Russian].
11. Shvetsov M.Yu. Dugarov A.L. Networking educational institutions of professional education in the region. Uchenyie zapiski Zabaikalskogo gosudarstvennogo Universiteta, 2012. № (vypusk) 5. P. 33-38. [in Russian].
Сведения об авторе:
Коршунова Надежда Владимировна,
доктор исторических наук, доцент, магистр права, заведующий кафедрой отечественной истории и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author: Korshunova Nadezhda Vladimirovna,
Doctor of Sciences (History),
Academic Title of Associate Professor,
Master of Law, Head,
Department of National History and Law
South Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480.26
Т.Н. Крисковец
вариативность организационных моделей программ непрерывного действия
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛьНОй
карьеры на уровне педагогических сообществ
В статье рассматриваются возможности расширения вариативности развития профессиональной карьеры на уровне педагогических сообществ, реализующих различные модели программ непрерывного действия. Вариативность непрерывного образования рассматривается как основополагающий принцип образовательной системы. Автор показывает специфику адаптивной, методической, индуктивной, сетевой и проектной моделей программ непрерывного действия, представляет практику их реализации.
Ключевые слова: профессиональная карьера, многоуровневость, формальное, неформальное и информальное образование, вариативность, технологии карьерного развития, модель, программа непрерывного действия.
T.N. Kriskovets
VARIABILITY OF ORGANIZATION MODELS OF CONTINUOUS ACTION PROGRAMS AS A MEANS
OF PROFESSIONAL CAREER DEVELOPMENT AT THE LEVEL OF PEDAGOGICAL COMMUNITIES
The possibility of expanding the variability of a professional career development at the level of pedagogical communities that implement different models of continuous action programs is discussed. Variability of continuing education is considered as a fundamental principle of the education system.
The specifics of adaptive, methodical, inductive, network and project models of continuous action programs, presents the practice of their implementation is shown.
Key words: Professional career, multilevel management, formal, non-formal and informal education, variability, technology of career development, model, continuous program of life-long education.
<u
CO
о
О
Реализация концепции модернизации российского образования, изменение общемировых тенденций в ценностях и целях профессионального образования, введение профессионального стандарта педагога, разработка единых требований к качеству образования обусловливают актуальность проблемы построения собственной профессиональной карьеры в течение всей жизни человека.
Согласно Меморандуму непрерывного образования Европейского Союза [5], «континуум непрерывного образования не только свидетельствует о постоянстве процесса обучения, но и делает неформальное и информальное образование равноправными участниками обучения "шириною в жизнь" (lifewide learning)».
Реализации идеи вариативности уровней, содержания и технологии карьерного развития в условиях непрерывного образования способствует предоставление учителю возможности самостоятельно определить свой выбор как области проблематики профессиональной деятельности в целом, так и вида профессиональных сообществ, союзов, кластеров, групп, отвечающих субъектным требованиям развития профессиональной карьеры. Вариативность подразумевает наличие веера программ, имеющих собственную специфику содержания, учитывающих диапазон проблематики карьерного развития.
Нами были исследованы возможности расширения вариативности развития профессиональной карьеры на уровне педагогических сообществ, реализующих различные модели программ непрерывного действия:
• адаптивная модель программы непрерывного действия для педагогического сообщества молодых учителей;
• методическая модель программы непрерывного действия для педагогических сообществ, расположенных по территориальному признаку;
• индуктивная модель программы непрерывного действия для пользователей информационных ресурсов;
• сетевая модель программы непрерывного действия для дистанционных педагогических сообществ;
• проектная модель программы непрерывного действия для педагогических сообществ.
Адаптивная модель программы непрерывного действия предназначена для педагогического сообщества молодых учителей и рассчитана на трехлетний период реализации.
Ее организация направлена на то, чтобы придать процессу адаптации педагога динамичный и творческий характер, направить на изучение специфики профессиональных требований, развитие основ саморефлексии, овладение способами разрешения внутренних профессиональных конфликтов и угроз, активизацию профессиональной позиции. Основная задача функционирования данной модели заключается в развитии профессиональных компетенций, являющихся наиболее востребованными в конкретный адаптационный период каждым конкретным педагогом.
В содержании плана реализации модели можно выделить базовую часть программы. В нее включены необходимые фундаментальные, основополагающие знания проблемы развития карьеры. Помимо этого существует и практическая часть, основанная на базовом компоненте, представляющая способы реализации теоретических основ, направленная на каждого конкретного субъекта профессиональной деятельности.
Результатом пятилетнего функционирования адаптивной модели программы непрерывного действия на территории Оренбургской области стало практически стопроцентное сохранение контингента молодых педагогов. Молодые специалисты в качестве результатов также
отмечают положительную динамику мотивации профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых характеристик, повышение степени соответствия профессиональным стандартам, соответствие обучения индивидуальным потребностям.
Методическая модель программы непрерывного действия для педагогических сообществ, расположенных по территориальному признаку, была апробирована на базе Донгузского, Павловского, Нежинского, Кувандыкского кустовых объединений педагогов Оренбургской области.
В основе данной деятельности заложена реализация образовательной программы «Практикум профессиональной карьеры учителя».
Целью образовательной программы является содействие формированию, развитию и рациональному использованию профессионального потенциала каждого педагога и образовательного учреждения в целом с помощью введения современных гуманитарных технологий в образовательный процесс и создания учебно-методического обеспечения [3].
Задачи образовательной программы:
• повышение мотивации учителя на профессиональное саморазвитие;
• совершенствование навыков самоанализа и рефлексии;
• планируемость профессиональных действий, рациональное расходование времени;
• создание механизма развития карьеры, сочетающего внутришкольную систему расширения профессионализма с процедурами аттестации педагогических и руководящих кадров и различными формами социальной оценки педагога, такими как профессиональные конкурсы, фестивали педагогических идей и другие, являющиеся стимулом развития горизонтальной профессиональной карьеры учителя;
• включение подсистемы управления профессиональной карьерой в качестве составляющей процесса непрерывного образования педагога.
Основные идеи образовательной программы управления развитием профес-
сиональной карьеры учителя в постдипломном образовании заключаются в следующем:
• принятие в качестве основы того, что каждый профессионал является экспертом в своей собственной жизни, является самодостаточным, обладает необходимыми ресурсами и возможностями постоянного и целенаправленного развития профессиональной карьеры [4];
• вариативность обучения, взаимозависимость индивидуальной траектории развития карьеры и индивидуального образовательного маршрута как основных ориентиров организации обучения студентов;
• использование в образовательном процессе акмео-педагогических технологий, базирующихся на комплексных знаниях о человеке, его развитии и саморазвитии;
• сочетание субъектных, внутриуч-режденческих и внешнеучрежденческих факторов развития профессиональной карьеры учителя;
• учет психологических механизмов в процессе актуализации совместного профессионального, социального и личностного потенциала субъектов развития карьеры с целью достижения максимально возможного эффективного результата;
• использование различных способов восприятия и переработки новой информации, современных способов коммуникации в социальной среде.
Программа состоит из трех взаимосвязанных модулей (рис. 1).
В процессе реализации образовательной программы учитывалось следующее:
• каждое занятие предполагает некую информативную базу в качестве основы для размышлений, обсуждения и самопроектирования;
• построение занятий должно обеспечивать активное профессиональное общение участников, в котором происходит актуализация личного профессионального опыта, его рефлексия, взаимообогащение опытом, обсуждение профессиональных находок, достижений и проблем;
о
X ш
.0
ф
^
с
ф
X
2 О ГО X
с;
О П5С0
0.1 н
с о о
^ Я ^ с; ^со аЗ <и_о
ООО 2 О.Х С ^
¡£
о ф
т
з к
=Г ™ О Го О.ГО - о ^
О ф
£1чЗ|
О
Ф ш
ао
.
к _
I-
го
ш а.
_ ° .о а
^ ф го Ш ч ^
учитель
коуч
корпоративная среда информационного взаимодействия
Я
^ и
«Е &
3 * 5
§ а »
И § £ ^ «
3 й щ
« Не § §
И В
К
МОДУЛЬ 1 Профессиональная карьера учителя
МОДУЛЬ 2 Управление профессиональной карьерой
МОДУЛЬ 3 Диагностика результативности развития профессиональной карьеры учителя
обратная связь
т/
V
N
т/
л Н
о ~
Ос®
И о и и 5 А я &
5 *
5 Й з м
социум
государ
ОУ
Рис. 1. Структура образовательной программы «Практикум профессиональной карьеры учителя»
ф ш
о ¡£ о
• организация занятий с использованием инновационных методов обучения: направленных на активизацию субъектной позиции педагога, информационный брейн-штурм, проблемный полилог, рефлексивный анализ, составление вариативного поля решения проблемы, выбор стратегии и тактики действий, проектирование.
Исходя из названных особенностей организации занятий, на каждом необходима информационная часть, которая задает общую направленность решения поставленных проблем. Под руководством коуча индивидуальная работа тесно переплетена с работой в микрогруппах и проблемных группах.
Модуль 1. «Профессиональная карьера учителя» - часть образовательной программы «Практикум профессиональной карьеры».
Актуальность проблемы профессиональной карьеры в теоретическом и практическом планах несомненна, поскольку задача проектирования единого Европейского пространства высшего образования требует структурных изменений карьеры учителя с тем, чтобы она отвечала современным требованиям, способствовала развитию профессиональной мобильности и отвечала современным требованиям,
предъявляемым к преподавательскому составу [2].
Цель модуля «Профессиональная карьера учителя» - актуализация прогностических способностей, процедур саморефлексии и самокоррекции личности специалиста в процессе определения профессиональной карьеры.
Модуль 2. «Управление профессиональной карьерой учителя» - часть образовательной программы «Практикум профессиональной карьеры».
Управление карьерой направлено на решение следующей проблематики: соотношение качества профессиональной деятельности и степени профессиональной удовлетворенности педагога; сочетание организационной культуры и профессионального опыта; обеспечение реализации партисипативной модели управления; степень профессиональной адаптации и мобильности в условиях введения Федеральных государственных стандартов; корреляция имманентного приращения профессионального потенциала и изменения имиджевых характеристик организации.
Актуальность вышеизложенного возрастает в условиях создания Европейского пространства высшего образования, расширения мобильности, когда возникает необходимость сделать перспективу
развития карьеры открытой, а становление плоских иерархий, к коим относятся и образовательные учреждения, усиление роли карьерного целеполагания предъявляет рост значимости самоорганизации в сочетании с навыками коллективного проектирования.
Управление карьерой учителя, организация карьерного сопровождения педагогического коллектива, по сути, является синергетическим многоаспектным системным процессом.
Цель модуля «Управление профессиональной карьерой учителя» - освоение современных технологий системного управления развитием и саморазвитием профессиональной карьеры.
Модуль 3. «Диагностика результативности развития профессиональной карьерой учителя» - часть образовательной программы «Практикум профессиональной карьеры».
Цель модуля «Диагностика результативности развития профессиональной карьерой учителя» - освоение современных технологий диагностики результативности развития профессиональной карьеры.
Индуктивная модель программы непрерывного действия для пользователей информационных ресурсов направлена на реализацию системы информационного сопровождения процесса развития профессиональной карьеры учителя (рис. 2).
Рис. 2. Индуктивная модель информационного сопровождения процесса развития профессиональной карьеры учителя
Функционирование данной модели напрямую связано с удовлетворением ин-фопотребности как потребности в знании, отражающей индивидуальность субъектов и получающей конкретное выражение в форме информационных запросов.
Построение информационного сопровождения процесса развития профессиональной карьеры на основе индуктивного пользовательского интерфейса дает возможность сделать навигацию по
web-сайту «Твоя профессиональная карьера» более простой, так как функции разнесены по различным вкладкам или страницам, что облегчает работу пользователя.
В этой модели пользователи могут достаточно быстро и легко удовлетворить инфопотребности и использовать нужную функцию. Однозначная начальная конкретизация цели способствует оптимальному старту индуктивной навигации. Индуктивный интерфейс макси-
о
X ш .0
.
ф
.
с
ф
X
2 О ГО X
с;
2 го т
0.1 н
с о о
Ф " ^
с;
аЗ <и_о
ООО 2 О-Х С ^
¡£
о ф
т
3 к
=Г ™ О ^ ГО 1— Го О-ГО
- о ^
1Л е!
О ф
£1чЗ| о
Ф ш
ао
.
к _
I-
го
ш а. ~ ° -О
а
го ф го Ш ч ^
ф
са о
О
мально полно способен отразить требования каждого из субъектов развития карьеры, включая в свой состав программу навигации.
Пользователи отмечают:
• довольно легкий по сравнению с большинством сайтов процесс принятия определенного массива информации;
• облегченный выбор конкретных блоков, необходимых для удовлетворения актуальной информационной потребности;
• возможность использования конкретных блоков информации для профессионально-педагогического действия;
• возможность формирования собственного отношения к используемой информации и выражение этого отношения по каналу обратной связи.
Сетевая модель программы непрерывного действия для дистанционных педагогических сообществ имеет своей целью создание условий для профессионального развития и самореализации, расширения коммуникационного пространства, профессионального взаимодействия и совместной деятельности при помощи компьютерных сетевых средств. Участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность горизонтального развития карьеры - что является практикой реализации принципа «обучение через всю жизнь». Дистанционно-индифферентная процедура обучения в режиме on-line становится основой процесса профессионального саморазвития [1].
К видам и формам деятельности, заложенным в сетевой модели программы непрерывного действия для дистанционных педагогических сообществ, относится обмен опытом, взаимное консультирование, участие в сетевых проектах, форумах, конференциях, проведение конкурсов, создание общей базы информации, альбомов, проведение интерактивных опросов, онлайн-контакты, совместное создание и редактирование документов.
Согласно результату опроса, проводимого нами среди педагогов области, количество учителей, участвующих в реализации сетевой модели программы
непрерывного действия, увеличилось за последние три года с 18 % опрошенных до 47 % и продолжает расти. В качестве результатов реализации данного направления педагогами отмечено:
• участие в новых формах методической работы с использованием единого информационного пространства (36%);
• рост числа педагогов, имеющих интернет-сопровождение своего профессионального развития (84 %);
• качественное изменение и увеличение спектра предоставляемого учителю интернет-сопровождения (71 %).
Учителями были отмечены в качестве наиболее полезных сетевых сообществ следующие:
• научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования» (http://www.npstoik.ru/ vio/inside) - подобран по тематической характеристике: ключевой стержень номера образует ряд тематических исследований, раскрывающих конкретную проблематику в области образования;
• сайт «СоцОбраз» (Ы^р://шЫ. iot.ru/index.php) - это интерактивная платформа представления профессиональных наработок педагогов, руководителей образовательной организации, социальных педагогов, психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования. В условиях данного сетевого сообщества родители получают информационное и практическое сопровождение по вопросам организации самообразовательной деятельности;
• сетевое образовательное сообщество RusEdu - (http://rusedu.net) -сетевое сообщество педагогов, основанное на принципе интерактивности (взаимодействия) посредством блогов;
• сайт «Твоя карьера» ^ир^/сагеег. ru/index.php), разработанный нами в рамках реализации инновационной образовательной программы вариативного развития профессиональной карьеры учителя нового поколения в условиях непрерывного образования.
Среди наиболее часто используемых вкладок учителя отмечают библиотеку готовых учебных проектов, каталог проектных предложений, являющийся сти-
мулом для самостоятельных проектных разработок, сборник методик проведения занятий с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, практика использования программного обеспечения в образовательной деятельности.
Проектная модель программы непрерывного действия для педагогических сообществ используется для организации коллективного решения профессиональной задачи с целью достижения результата деятельности в виде конкретного продукта. Проектная деятельность повышает степень взаимодействия и профессиональной коммуникации участников, мотивирует на расширение когнитивного и методического поля, заставляет сделать осознанный выбор в условиях вариативности способов решения проблемы.
Среди проектов, реализованных врам-ках проектной модели программы непрерывного действия для педагогических сообществ, можно выделить такие, как:
• «Проект создания образовательной программы ОУ в рамках введения ФГОС НОО и ООО второго поколения» (разработчики - сообщество учителей МОУ «Лицей № 2» г. Оренбурга, МОУ «Лицей № 1 п. Первомайский» Оренбургского района, МОУ «Лицей №1 п. Нежинка» Оренбургского района);
• «Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса» (разработчики - сообщество учителей МОУ «Лицей № 1» г. Оренбурга, МОУ «СОШ № 2 п. Первомайский» Оренбургского района, МОУ «Европейский лицей» Оренбургского района);
• «Создание целостной сетевой модели взаимодействия ОУ по типу "ресурсный центр" (разработчики - сообщество учителей МОУ «СОШ № 2 п. Первомайский», МОУ «Лицей № 1 п. Первомайский» Оренбургского района, МОУ «СОШ № 1 п. Экспериментальный», МОУ «Экспериментальная СОШ» Оренбургского района);
• «Формирование системы профессиональной ориентации учащихся профильной школы» (разработчики - сообщество учителей МОУ «Лицей № 1 п. Нежинка», МОУ «Павловский лицей № 2»
г. Оренбурга, МОУ «Лицей № 1 п. Первомайский» МОУ «Европейский лицей» Оренбургского района).
Одним из подобных примеров является реализация проекта "Lingua Land" в рамках работы сетевого сообщества школ г. Оренбурга по совместной инициативе ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» и Оренбургского регионального центра развития образования. В числе участников -более десяти образовательных организаций города и области, объединенных с целью повышения эффективности сотрудничества в области создания языковой среды, предполагающей развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Задачами работы сетевого сообщества являются:
• повышение мотивации к изучению иностранного языка;
• повышение интереса к иноязычной культуре и к культуре родной страны;
• усиление когнитивных аспектов обучения иностранному языку, связанных с формированием у кадетов языковой и концептуальной картины мира;
• расширение рамок учебного процесса за счёт включения в систему различных форм оценки достижений кадетов, их индивидуального опыта;
• обогащение творческого потенциала кадетов, участвующих в реализации многочисленных граней проекта;
• развитие умения мыслить и сравнивать различие и общность двух языковых культур.
Данная инициатива не только способствует повышению качества лингвистического образования в целом. Это развитие умения мыслить, оценивать себя, рефлексировать. И конечно, это способ социализации кадетов, что особенно важно в условиях закрытой образовательной организации.
Таким образом, представленные адаптивная, методическая, индуктивная, сетевая и проектная модели программ непрерывного действия обладают характеристиками сочетаемости и дополнительности, могут использоваться в зависимости от карьерной ориентации
о
X
са
.о
ф
^
с
ф
X
2 О ГО X
с;
g го со
Q.I I-с о О S *
ф я ^
с;
ч-8-o
ООО S Q.X
С S
о ф
т
з к
=Г ™ О ^ ГО 1— Го О.ГО
- о ^
О ф
о
Ф ш
ао
.
к _
I-
го
Сй Q. _ О _о
а
го Ф Го Ш ч ^
и образовательных запросов учителя, способствовать расширению вариативности развития профессиональной ка-
рьеры, тем самым обеспечивая реализацию индивидуального подхода в системе непрерывного образования.
Библиографический список
1. Ахаян, А.А. К вопросу о технологии подготовки специалистов в области образования: информационно-образовательная среда педагогической магистратуры [Электронный ресурс] / А.А. Ахаян // Письма в Эмиссия. Оффлайн. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2009/1362.htm.
2. Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном / Лувен-ла Невом [Текст] / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 302 с.
3. Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: методическое пособие / О.В. Акулова, А.Е. Бахмутский, Р.У. Богданова, О.Б. Дауто-ва, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына; под ред. С.А. Гончарова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 159 с.
4. Чекалева, Н.В. Педагогические основы учебной деятельности в вузе [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Чекалева; Омск. гос. пед. ин-т им. А.М. Горького. - Омск, 1993. - 91 с.
5. Education and training [Электронный ресурс] // Eupopian Comission. - Режитм доступа: http://ec.europa.eu/education/tools/llp_en.
References
1. Akhayan A.A. On the issue of training technology in the field of professionals' education: information and educational environment of pedagogical magistracy. Letters to Emissions. Offline. The electronic edition of the scientific (an online research and teaching journal). Available at: http://www.emissia.org/ offline/2009/1362.htm. [in Russian].
2. Bologna process: 2007-2009. Between London and Leuven / Louvain-laser Nevom / Under scientific. Ed. Dr. ped. sciences, Professor VI Baydenko. M .: Research center of problems of quality of training, 2009. P. 302. [in Russian].
3. Akulova O.V., Bahmutskiy A.E., Bogdanova R.V., Dautova O.B., Piskunova E.V., Radionova N.F., Tryapitsyna A.P. Design of educational and methodological support of innovative educational program n^odules. Ed. C.A. Goncharov. SPb .: Izd-vo RGPU. im. A.I. Gerzena, 2007. 159 p.
4. Chekaleva N.V. Pedagogical bases of educational activity in high school: Omsk. state. ped. institute. Omsk, 1993. P. 91. [in Russian].
5. Education and training. European Commission. Available at: http://ec.europa.eu/education/tools/ llp_en .
Сведения об авторе: Крисковец Татьяна Николаевна,
доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедра педагогики высшей школы,
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Kriskovets Tatiana Nikolaevna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,
Department of Pedagogy of Higher School, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia. E-mail: [email protected]