ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 21)
УДК 342.41 Мосин Сергей Анатольевич
кандидат юридических наук, докторант кафедры конституционного и муниципального права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации
ВАРИАТИВНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ
Mosin Sergey Anatolyevich
PhD in Law, Doctoral student, Constitutional and Municipal Law Department, Russian Law Academy of the Russian Federation Ministry of Justice
VARIABILITY AS A FEATURE OF FUNDAMENTAL CONSTITUTIONAL PROVISIONS
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению вопросов вариативности принципов, лежащих в основах конституционного строя. В процессе исследования автором дается определение вариативности конституционных установлений, обосновывается двойственность природы такой вариативности, сделан вывод о влиянии степени реализации конституционно-правовых принципов на вариативность таких принципов.
Ключевые слова:
основы конституционного строя, структура элементов конституционно-правовых основ, правовое государство, конституционный принцип, специфические нормы, нетипичные правовые установления, вариативность конституционных установлений, реализация конституционно-правовых основ.
Summary:
The article considers the questions of variability of the principles underlying the constitutional system. In the course of research the author gives definition of the variability of constitutional provisions, substantiates the duality of the nature of such variability. It is concluded that the extent of realization of constitutional legal principles influences the variability of such principles.
Keywords:
foundations of constitutional system, structure of constitutional and legal foundations, law-governed state, constitutional principle, specific rules, uncharacteristic legal provisions, variability of constitutional provisions, realization of constitutional and legal foundations.
Принимая во внимание тот аспект, что в силу ряда факторов основополагающие конституционные установления выходят за рамки своих традиционных определений в качестве принципов, поскольку сочетают в себе характеристики различных правовых категорий и в связи с этим переходят на новый, более сложный с позиции правовой оценки уровень, представляется целесообразным охарактеризовать такие конституционные установления через призму данного аспекта.
Следует отметить, что ключевые конституционные установления (принцип демократического государства, принцип федеративного государства, принцип правового государства, принцип свободы экономической деятельности и многообразия форм собственности, республиканская форма правления) имеют определенную универсальную структуру, которая, помимо непосредственно конституционно-правовых принципов, включает в себя такие элементы, как нетипичные правовые установления (например, конституционно-правовые презумпции, фикции, аксиомы) и специфические нормы права (например, нормы-интерпретации, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-задачи и нормы-символы), и вследствие этого такие конституционные установления обладают признаками всех входящих в структуру элементов [1]. В этом, на наш взгляд, усматривается определенная вариативность конституционных установлений. В данном случае такую вариативность следует охарактеризовать как наличие признаков правовых категорий (например, правовых презумпций, фикций, аксиом), входящих в структуру элементов конституционно-правовых принципов, которые проявляются в правовом содержании таких конституционно-правовых принципов при обращении к ним.
Представляется, что тезис относительно вариативности конституционных установлений применим ко всему спектру конституционных принципов, лежащих в основе конституционного строя, в силу универсальности структур составляющих их элементов. Это подчеркивает единство и взаимосвязь основ, заложенных в Конституции Российской Федерации, а также позволяет выработать единые подходы к изучению данного аспекта.
При этом необходимо отметить двойственную, на наш взгляд, природу такой вариативности.
С одной стороны, элементы структуры основ конституционного строя являются постоянной составляющей этих основ вне зависимости от состояния их практической реализации. В качестве примера возьмем принцип конституционности нормативных правовых актов, который является
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
неотъемлемым элементом правового государства. Это означает, что входящая в его структуру презумпция конституционности нормативных правовых актов не выходит из состава этой структуры в связи с тем, что конституционность нормативных правовых актов установлена Конституционным судом Российской Федерации, и в отношении таких нормативных правовых актов в полном объеме реализован указанный принцип. Таким образом, все элементы такой структуры остаются в ней вне зависимости от их фактической функциональной нагрузки в том или ином конкретном случае в силу того, что они тесно взаимосвязаны между собой и каждый из них выполняет определенную функцию по формированию полноценно функционирующего конституционного принципа. Иными словами, реализация конституционного принципа происходит посредством функционирования всех его элементов, что само по себе уже является определенной гарантией его реализации.
С другой стороны, представляется, что вариативность конституционно-правовых основ при постоянной структуре элементов может проявляться наличием признаков какой-либо одной или нескольких правовых категорий и, соответственно, отсутствием проявления признаков других правовых категорий, входящих в структуру. Полагаем, что наиболее ярко это проявляется при обращении к конституционно-правовым принципам, входящим в конституционно-правовые основы, в рамках рассмотрения отдельно взятых правовых вопросов.
На наш взгляд, это может служить своего рода индикатором практической реализации конституционно-правовых основ в целом и составляющих их принципов в частности. Например, принцип правового государства, являясь своего рода политической и юридической конструкцией, состоит из целого комплекса входящих в него конституционных «субпринципов», и степень его реализации в целом зависит от степени реализации каждого из «субпринципов» [2]. Так, если при обращении с позиции вариативности к принципу конституционности нормативных правовых актов устанавливается наличие в нем признаков, например, таких нетипичных правовых установлений, как презумпция и фикция, или таких специфических норм права, как нормы-декларации и нормы-цели, то это свидетельствует о возможных пробелах в реализации данного принципа. Например, если при обращении к той или иной правовой норме или группе норм нельзя достоверно установить их соответствие Конституции РФ, то на первый план выходит презумпция конституционности таких норм, которая подразумевает их конституционность. В таком случае принцип конституционности обладает признаками презумпции, которая является предположением о конституционности нормативных правовых актов, пока иное не будет установлено Конституционным судом РФ. То есть нельзя однозначно утверждать, что нормативный правовой акт в целом или в части соответствует положениям Конституции РФ, а значит, и нет оснований полагать о реализации принципа конституционности в полном объеме.
В связи с этим представляется возможным сделать вывод о том, что если при обращении к конституционно-правовому принципу не проявляется его вариативность, то есть отсутствуют некоторые признаки элементов его структуры, кроме как непосредственно признака правового принципа, то реализация на практике такого принципа осуществляется в полном объеме. При этом подчеркнем, что данное утверждение в большей степени справедливо при обращении к одному из «субпринципов» в связи с конкретностью рассмотрения того или иного вопроса, в то время как оценка реализации обобщенного основополагающего принципа может иметь определенную погрешность вследствие многоаспектности составляющих его таких «субпринципов».
Например, если конституционность нормативного правового акта установлена Конституционным судом РФ, то признаки презумпции конституционности такого нормативного правового акта не будут проявляться в принципе конституционности в силу устранения самого предположения о конституционности посредством такой проверки. Одновременно с указанной презумпцией устраняются и признаки юридической фикции. И это только один из многих аспектов, связанных с реализацией принципа правового государства, которое определяется как осуществляющее государственную власть только на основе Конституции и законов, формально и материально соответствующих Конституции и имеющих целью защиту человека, свободы, справедливости и юридической безопасности, а также гарантирующих юридическую возможность оспаривания в соответствующем суде правовых актов или действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан [3]. Вопрос лишь в том, насколько такое «идеальное» состояние в реализации конституционно-правовых принципов с теоретической точки зрения может быть достигнуто на практике?
Ссылки:
1. Мосин С.А. Некоторые аспекты исследования характеристик основополагающих конституционных установлений //
Теория и практика общественного развития. 2014. № 16.
2. Конституционные принципы и пути их реализации: российский контекст : аналит. докл. / отв. ред. А.Н. Медушевский.
М., 2014. С. 17.
3. Основы конституционного строя России: двадцать лет развития / под ред. А.Н. Медушевского. М., 2013. С. 30.