Научная статья на тему 'Вариативное моделирование функциональных зон доступности производственного потенциала'

Вариативное моделирование функциональных зон доступности производственного потенциала Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
158
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ БАЛАНС / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LABOUR BALANCE / CITY-BUILDING POLICY / MO-STABILITY OF THE POPULATION / PROCESSES OF VITAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дружинин Петр Владимирович, Кабанов Андрей Николаевич, Дружинин Александр Георгиевич

Исследуются проблемы формирования средовых компонентов жизнедеятельности населения городов, как формы производственного и социокультурного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Дружинин Петр Владимирович, Кабанов Андрей Николаевич, Дружинин Александр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARIABILITY OF MODELLING OF FUNCTIONAL ZONES OF THE AVAILABILITY OF PRODUCTION CAPACITY

Studied problems of the formation of the environmental components of life of the urban population, as a form of industrial and socio-cultural potential.

Текст научной работы на тему «Вариативное моделирование функциональных зон доступности производственного потенциала»

УДК 656.072:711.4

ВАРИАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОН ДОСТУПНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА

i -л

П.В. Дружинин , А.Н. Кабанов , А.Г. Дружинин3

1 Санкт-Петербургский государственныйуниверситет сервиса и экономики (СПбГУСЭ),

191015, Санкт-Петербург, ул. Каеалергадская, 7; 2Санкт-Петербургский государственный политехническийуниверситет (СПбГПУ),

195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29; 3Военный институт (инженерно-технический) ВИ(ИТ) ВАТТ им. А.В. Хрулева,

191123, Санкт-Петербург, ул. Захаръевская, 22.

Исследуются проблемы формирования средовых компонентов жизнедеятельности населения городов, как формы производственного и социокультурного потенциала.

Ключевые слова: Трудовой баланс, градостроительная политика, мобильность населения, процессы жизнедеятельности.

ARIABILITY OF MODELLING OF FUNCTIONAL ZONES OF THE AVAILABILITY

OF PRODUCTION CAPACITY

P.V. Druzhinin, A. N. Kabanov, A.G. Druzhinin

St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7A; Saint-Petersburg state Polytechnical University (SPbSPU), 195251, Saint-Petersburg, st. Polytechnicheskay, 29; Military Institute (technical engineering). A.V. Hruleva, 191123, St.-Petersburg, st. Zaharievskay, 22.

Studied problems of the formation of the environmental components of life of the urban population, as a form of industrial and socio-cultural potential.

Keywords: Labour balance, city-building policy, mo-stability of the population, processes of vital activity.

Сегодня актуальность применения стратегического подхода в планировании развития территорий определяется различными обстоятельствами, формами и конъюнктурой. Безусловно, при этом меняется философия, принципы, цели развития территорий, а также экономический и промышленный потенциал. Еще 10-20 лет назад при проектировании городов доминировал принцип «производство ради производства», приводивший к созданию городов-гигантов, городов-заводов, часто моноспециализированных. Сейчас набирают вес социокультурные принципы, рассматривающие город как среду обитания человека, как место предпринимательской деятельности и ставящие целями развития города устойчивое развитие, создание благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе и предпринимательской среды.

Для решения жилищной проблемы в регионах следует рассматривать все механизмы инвестирования строительства и приобретения жилья в комплексе как единую систему с ран-

жированием их значимости для каждой конкретной территории или направления перспективного развития локальных сегментов. При этом необходимо учитывать особенности социально-экономического и национального развития региона. В настоящее время отсутствует системный подход в региональной жилищной политике, как индикаторе трудового баланса между бизнесом, обществом и государством. Кроме того, в этой политике не существует современных стандартов и требований по качеству жилья, а тем более требований по обеспечению качества жизни и здоровья для людей, проживающих в нем. Не стоить рассматривать современные нормативные документы и регламенты различных уровне субъектов федерации, определяющие современное градостроитель -ство, как абсолют. Наивно думать, что достаточно сегодня поменять приоритеты, с минуса на плюс, и нормы станут действенным инструментом в помощь проектировщику и застройщику [1].

Сегодня основной тенденцией, определяющей территориальное развитие малых, крупных и больших городов, является стихийное формирование своих ареалов. Здесь формализация градостроительной и инвестиционной политики все острее обнажают недостатки таких городов как места для жизни: скученность, беспорядочное смешение жилых, промышленных, торговых, транспортных и иных объектов. Эти свойства соответствовали тому уровню производственных сил, когда преимущества их пространственной концентрации могли быть использованы только на очень небольшом расстоянии [2].

В частности, непосредственное соседство жилья с местами работы отражает (наряду с традициями домашней промышленности) низкий уровень развития пассажирского транспорта. Однако развитие производственных сил и рост самих городов превратили эти преимущества в свою противоположность. Компактная планировка стала помехой расширению производственных площадей, работе транспорта и логистики. На рис. 1 представлен пример гра-фо-аналитического обоснования потенциала территории по условиям доступности основных фокусов тяготения социальной среды.

1 - потенциал в точке • 2 - изолиния значений потенциала с^) 3 - границы зон влияния

2 - номера расчетных районов • - центры расчетных районов I - транспортные коммуникации

I - Схема размещения населения города по условию

доступности основных фокусов тяготения (по Якшину A.M.)

II - Распределение потенциала территории по доступности

(по Якшину А.М., Говоренкррой Т.М.)

III - Структурная схема города

Номер района (Г) Население район^72~о~| Ъловный центр район^ Основные фокусы тяготения Точка оптимального [естоположения центра

Главные коммуникационные оси и узлы, формирующие планировочный каркас города

Селитебные территории

Производственные территории

Ландшафтно -

рекреационные

территории

Определение местоположения общегородского ^ центра тяготения населения по методу Вебера А.

Определение центральных - V мест (по Сосновскому А.В) - предпроектное функциональное зонирование городской территории

Рисунок 1. Критерии доступности в планировочной структуре города

Сегодня факторы, которые определяют привлекательность места с позиции бизнеса любой категории, включают показатели, характеризующие предпочтительный район размещения. В этом подходе во внимание следует принимать целый ряд показателей: размер целевого рынка; темпы роста населения; тенденции распределения и стабильности доходов, размер, состав и демографию семей; уровень монополизации и конкуренции; расположение транспортных магистралей и улично-дорожной сети; узловых внутренних логистических центров и перехватывающих внешних сегментов; плотность автомобильного и пешеходного

движения; расположение объектов, работающих на разные целевые группы; отсутствие естественных и искусственных препятствий для доступа товаров на внутренние рынки и др.

Например, одним из важных факторов, определяющих условия доступности, размеров и формы территории, является трассировка транспортных коммуникаций, качество которой определяется показателем непрямолинейности транспортной сети (табл. 1).

Функциональная оценка каждого участ-ка территории определяется удобством связей его с другими районами. Количественной мерой удобства принято считать средние затраты

времени на передвижения, а это, безусловно, выбранного пути. В упрощенном варианте это связано с длиной и пропускной способности можно представить следующим алгоритмом:

Таблица 1. Определение средней удаленности района относительно городского центра

№ районов Население района, тыс. чел. Расстояние до центра района по сети, км Момент по сети Расстояние до центра по воздушной прямой, км Момент по воздушной прямой

(п) (Ьт) (Ьв) (пЬв)

1 1,000 4,56 4,56 3,34 3,34

2 0,500 5,04 2,52 4,43 2,22

2 = - чед. £ = - I = -

Рисунок 2. Алгоритм выбора оптимального варианта размещения

Согласно другому подходу, в расчет должны приниматься степень инженерной подготовки участка, его инфраструктурного обустройства, обусловливающие размер инвестиционных затрат, а также ставки арендных платежей, определяющие значительную часть расходов по текущему содержанию организаций и предприятий [3].

В этих непростых условиях становится проблематичным территориальное размещения крупных комплексов в плане зонирования, предполагающего его равномерность в отношении количества обслуживаемого населения, так как однозначного положительного эффекта добиться практически невозможно. Позитив одних субъектов рыночных отношений трансформируется в негатив и противопоставление

другим. Безусловно, кто-то видит в этом отпечаток конкуренции, а некто интерпретирует данную ситуацию как непродуманный или ангажированный шаг.

В региональной экономике последние десятилетия активно развивались методы моделирования пространственного развития, транспортные модели. Вместе с тем, нужно признать, что экономические механизмы градостроительства изучены достаточно слабо. Связи процессов, происходящих на рынках недвижимости, с градостроительным планированием и регулированием, вопросы роли и функции государства, муниципалитетов, инвесторов и застройщиков, городского сообщества в обеспечении инвестиционного процесса и развития городских территорий еще не вошли в сферу профессиональных интересов специалистов по городской и региональной экономике. Однако экономические факторы, а также правовые и организационные условия инвестиционной деятельности, имеют решающее значение в развитии городов, формировании их структуры [4].

В преамбуле к данной статье коллектив авторов достаточно корректно охарактеризовал особенности внутреннего динамизма террито-

риального развития на уровне образования системы городских поселений регионального уровня. При этом статическая модель территориальной локализации социального ресурса в структуре городского расселения, как совместный выбор места работы и места жительства, дает статическую картину внутригородской миграции.

Между тем в «реальном» городе, независимо от его крупности и насыщенности объектами инфраструктуры, имеется значительный динамический вектор движения инвестиционного потенциала территорий. Это формализуется изменением во времени композиционной структуры и планировки городских районов, ёмкости и гибкости его транспортной сети, количества и состава населения и, наконец, тенденцией естественной мобильности людей, что обусловлено влиянием различных случайных стохастических событий. Поэтому корректное описание размещения социального кластера в каждый момент времени, и тем более его прогнозирование, требуют создания динамической модели объектов территориального приращения, которые объединяются в градостроительную модель (рис. 3).

На рисунке 3 изображен вариант применения вариативного моделирования, в контексте распределения населения и количества трудовых корреспонденций. Полученные пока-

затели удобства размещения районов по основ -ным группам процессов жизнедеятельности позволяют выделить предпочтения пользователей, которые можно интерпретировать количе-

ственно и качественно. При этом методов математического описания прогнозного базиса данных разработано достаточно много.

Динамическое моделирование, представленное схематично выше, в границах российских городов имеет и еще один аспект формирования свое го внутреннего потенциала. Статистическая модель территориального размещения любых по форме и емкости организационных структур, базируется на целом ряде гипотез и допущений, что позволяет действенно обрисовать этот процесс с приемлемой на уровне генерального плана точностью и корректностью.

Общая идея рассматриваемого метода моделирования динамики территориального размещения объектов и субъектов градострои-тельных моделей состоит в следующем. Специфика территорий может быть описана в каждый момент времени матрицей трудовых корреспонденции X) = (хч )), где Ху - корреспонденция из 7-го района проживания (7= 1, 2, ..., т) ву-й район приложения труда (/= 1, 2, ..., п). Рассматривая каждый детальный процесс, ведущий к изменению корреспонденций во времени, опишем системой дифференциальных

уравнений первого порядка вида [5].

- Л (х). (1)

где к - индекс процесса.

Предполагая, что в каждый момент времени различные детальные процессы идут независимо друг от друга, полное изменение корреспонденции можно получить как сумму изменений, происходящих в различных процессах. Таким образом, дифференциальное описание функционально однотипных корреспонденций представляется системой уравнений

-Х,

7'

= 1Л (х)

(2)

— к

Введем систему простых допущений и ограничимся лишь тем случаем, когда структура, планировка и транспортная сеть города считаются постоянными, не зависящими от времени, а трудовой баланс населения военных городков в населенном пункте замкнут, т.е.:

Ё Ху = 07;

у=1

X Х7' = Р3;

7 = 1

(3)

I а = 1 р = е,

7 = 1 У=1

где и Ру - ёмкости корреспондирующих районов.

Рассмотрение такого города «закрытого типа» является существенным ограничением модели, однако и в таком виде она может найти практическое применение, если квантовать по времени изменение характеристик города, считая их постоянными в каждом временном интервале. Анализ исследований в этой области градостроительной науки, показывает, что создание более общей динамической модели расселения в городе «открытого типа» также осуществимо [6].

В рамках указанных ограничений можно исследовать лишь два происходящих в городе общих процесса - смену места работы замену места жительства. Математическое описание этих процессов жизнедеятельности и дополнительное рассмотрение статистической модели на основе полученной простой динамической модели и составляет ключевой смысл этой работы.

Процесс смены места работы осуществляется путем действия нескольких различных детальных механизмов, а подробное рассмотрение каждого из них представляется затруднительным. Описания этого процесса можно упрощенно представить следующим образом. За время — происходит смещение из районов (мест) приложения труда некоторого бесконечно малого количества человек. В результате этого субпроцесса эмиссии одновременно обра -зуются переизбыток людской силы и свободные ёмкости в районах приложения труда. Вторая фаза процесса представляет собой поглощение - трудящихся с «рынка» по свободным местам приложении труда. В рамках «закрытой модели» для каждого территориального района приложения труда количество освободившихся трудящихся в произвольный момент времени равно количеству вновь принятых.

Свободное перемещение населения в соответствии с общей концепцией имеет случайно-детерминированный характер: детерминирующую компоненту образует стремление улучшить комфорт по выделенным факторам, случайную - действие всех прочих причин. Совместное действие обоих факторов может быть учтено, если предположить следующий закон смещения:

7 у' = Р' ' , (4)

где: -Е,^ - количество перемещающихся человек за время -I; / - комфорт для пары районов (7 у); а - коэффициент детерминированности этого субпроцесса; Р - коэффициент пропорциональности, характеризующий общую скорость процесса, которая определяется мобильностью трудящихся; при а ^ 0 смещение (перемеще-

ние) приобретает чисто случайный характер, при а ^ го - строго детерминированный.

Полное количество жителей района 7, эмитированных на «рынок» в единицу времени, составляет

q, =1-

dt

(5)

а полное количество освободившихся рабочих мест в районе j:

p =т—

V dt

(6)

dt

■ = ь,»,/Г,,

(8)

Vj Z^/f = Рг = PZ f

j

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(9)

ренного процесса равно:

dx,

(10)

dt dt dt Соотношения (4) и (8) - (10) совместно

дают зависимость

dx11 dt

(X) как одну из компо-

лишь процесс гибкого поиска работы, то указанная зависимость представляет собой систему дифференциальных уравнений для корре-спонденций. Чтобы найти ее стационарное решение, следует положить в (10) левую и правую части соотношения равными нулю. Тогда из (4) и (8) следует, что

ь ,«'/$ = р/йа , (11)

откуда

x,j =i

* г Ц f ?+ß

(12)

причем

IЧ = 1Рз . (7)

з ]

Мгновенный субпроцесс поглощения, т.е. распределения трудящихся с «рынка» по свободным рабочим местам, будем рассматривать как выбор. Тогда количество жителей 7-го района, поступающих на работу в у-м районе в единицу времени, равно:

где: Р - коэффициент детерминированности этого субпроцесса; ^ и ¡ху - параметры, определяемые решением системы уравнений

Л ? = Ч = РI ' '

Полное изменение корреспонденции xij в единицу времени в результате рассмот-

нент общего дифференциального уравнения для корреспонденции (2).

Если предположить, что место жительства всех трудящихся не фиксировано, а идет

■ pj г'~]->г]

Подстановка этого выражения в (4, 9) показывает, что оно удовлетворяется при любых X г и ц, j . Для определения последних на

корреспонденции (12) надо наложить условия баланса (3). Этот результат не подтверждает справедливость статистического подхода, а скорее показывает достаточную общность принятой концепции, позволяющей описывать не только чисто статические, но и динамические ситуации.

Литература

1. Актуальные проблемы нормирования в области архитектуры и градостроительства. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 96 с.

2. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. - М.: Наука, 2004. -258 с.

3. Аношкина Е.Л., Долгачева И.В. Функционально-планировочная организация муниципальных районов с учетом экономической специализации http: // www. m.-economy.ru / art.php?nArtld=3281.

4. Жук В.А. Актуальные проблемы городского развития и структурного градостроительного регулирования российских регионов http: // www. m.-economy.ru / art.php?nArtld=2322.

5. Абейн X., Каяри Ю., Хальяк Л. К применению математического моделирования при определении оптимального генерального плана города. «Архитектура СССР», 1996, № 1.

6. Математические модели внутригородского расселения. Франко-советские градостроительные исследования. М., Стройиздат, 1974. 156 с.

1 Дружинин Петр Владимирович - доктор технических наук, профессор кафедры «Технология обслужива-ниятранспортныхсредств» СПбГУСЭ, тел. (812) 367-39-92, e-mail: chair.avto@spbsseu.ru;

2 Кабанов Андрей Николаевич - кандидат технических наук, руководитель группы управления проектами и согласованиями Департамента ремонтно-восстановителъных работ СПбГПУ, моб.: +7 921 597 30 89, email: andrey777kabanov@yandex.ru;

3 Дружинин АлександрГеоргиевич, соискатель, научный сотрудник ВИ(ИТ) им. A.B. Хрулева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.