Научная статья на тему 'Варианты жизненного пути в молодости'

Варианты жизненного пути в молодости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2599
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / САМОПОСТРОЕНИЕ / ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / СОБЫТИЕ / МОЛОДОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шулепова А. Н.

Рассматриваются варианты построения собственной жизни в молодости. Описываются следующие типы: путь героя, путь личности, путь ученика, путь друга, путь семьянина, путь богача, путь праведника, путь профессионала, путь влиятельного, путь счастливчика, путь немощного, путь странника и путь трикстера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Варианты жизненного пути в молодости»

2 .Берн Ш. Гендер ня психо огия. СПб.: Пр йм-ЕВРОЗНАК, 2002. 320с.

3. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. 708 с.

4. Мудр ж А.В. Социализация человека. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304с.

5. Практикум по гендерной психологии /под ред. И.С. Клециной. -СПб.: Питер, 2003. - 479 с.: ил. (серия «Практикум по психологии»).

6. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии, 1987. № 4.

7. Сапогова Е.Е. Женская аутентичность: опыт исследования гендерной концептосферы современных женщин // Известия ТулГУ. Серия «Псих отогия». Вып. 6 / Под ред. Е.Е.Сапогово й Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. С. 166-189.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

344с.

Gruzdevskaya N.D.

The adolescens woman gender identity in the provinces and megapolis We analyse the special features of woman gender identity and describe the results of the researches of woman gender identity in different sociocultural environment.

Получено 20.10.2009 г.

УДК 159.922

A.Н. Шулепова, аспирант, (4872) 35-36-79, regolit@pochta.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ВАРИАНТЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В МОЛОДОСТИ

Рассматриваются варианты построения собственной жизни в молодости. Описываются следующие типы: путь героя, путь личности, путь ученика, путь друга, путь семьянина, путь богача, путь праведника, путь профессионала, путь влиятельного, путь счастливчика, путь немощного, путь странника и путь трикстера.

Ключевые слова: жизненный путь, самопостроение, жизненная стратегия, потребность, событие, молодость.

В современном мире существует устойчивое убеждение, что будущее за молодежью, за теми, кому еще только предстоит проявить себя, построить свою жизнь. Многие авторы (Э. Эриксон, И.С. Кон, Е.Е. Сапогова,

B.С. Мухина, Е.Л. Омельченко и др.) именно с этим периодом жизни связывают становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, способности принимать смысложизненные решения, закрепление мировоззренческих ориентаций, построение устойчивого образа мира, определение перспектив и целей жизни. В молодости впервые вы-

страивается некая жизненная стратегия, опирающаяся на рефлексию и соотнесение своих индивидуальных способностей, особенностей и притязаний с требованиями общества [5, 6, 7].

Можно отметить несколько направлений изучения жизненного пути:

- генетический, в рамках которого исследуются объективнобиографические изменения в жизни человека (Ш. Бюлер, К. Левин, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова и др.);

- субъективный, в котором рассматриваются событийные аспекты жизненного пути личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник и др.).

- личностный, рассматривающий жизненный путь через его объективацию в поведении, через реальное использование времени жизни (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Т.Н.Березина, Л.И. Анцыферова и др.).

Мы отталкиваемся от известного определения Б.Г.Ананьева, что жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения, и позиции С.Л. Рубинштейна о том, что жизненные отношения личности обусловливают мотивацию и смысловое содержание индивидуального жизненного пути [9]. Предполагаем, что при построении собственной жизни человек пользуется теми моделями, которые предлагает ему социум. Он познает их в рамках семейной социализации, впитывает со школьной программой, познает в общении с другими людьми. Они «разбросаны» в культурном наследии, активно транслируются обществом через средства массовой информации, пропагандируются субкультурами. Некоторые образцы становятся «модными», другие активно порицаются. Зависит это от исторической, политической, социальной ситуации, от того конкретного периода, в котором живет человек, от тех задач, которые стоят перед педагогикой и системой воспитания.

Можно предположить, что выбор (сознательный или бессознательный) образца для идентификации, жизненной стратегии будет во многом зависеть от возраста. Как пишет Н.А. Логинова, «свои жизненные планы и стремления личность волей-неволей соотносит с возрастом и физическими, психофизическими возможностями. Возраст как онтогенетическая характеристика нередко определяет своевременность или несвоевременность жизненных решений» [2]. Так, согласно периодизации Ш. Бюлер [9], в период с 16 до 30 лет человек пробует себя в разных видах деятельности, устанавливает контакты с представителями противоположного пола в поисках супруга (супруги). Эти пробы носят предварительный, диффузный характер, однако это и есть начало самоопределения. Особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды — эскизы возможных путей дальнейшей жизни.

Мы в своем исследовании сосредоточились именно на возрастных особенностях выбора, предполагая, что для молодежи исходя из особенностей возраста и актуальных задач будет свойственно выбирать следующие варианты построения жизненного пути:

1) самоосуществление в семье, значимость построения супружеских отношений, ценность родительской роли. Данный вариант закреплен в таких образцах, как «хорошая мать», «домохозяйка», «счастливая семья», «хороший отец», «дом как крепость», «счастливый брак», «забота» и пр.;

2) значимость дружбы и общения с другими людьми, что проявляется в образцах «друга», «товарища», «альтруиста», «старого друга», «надежного друга», «тусовщика» и др.;

3) жизненный путь как карьерный рост, что основано на значимости профессионального самоопределения, выбора специализации, дела жизни. Этот вариант представлен в образцах «карьеры», «профессионала», «хорошей должности», «высокого статуса», «знатока своего дела» и пр.

4) вариант жизни как постоянного самосовершенствования и углубления знаний, что актуально для школьников и студенчества, поскольку сопровождается ощущением незаконченности и неполноты знаний, стремлением к саморазвитию и самоуглублению. Представлен в образцах «ученика», «студента», «повышающего квалификацию», «исследователя».

Можно предположить, что кроме вышеперечисленных могут проявиться другие образцы, зависящие не столько от возраста, но и навязанные обществом, либо обусловленные культурными традициями, образцы, являющиеся отражением современных тенденций.

В нашем исследовании участвовали 31 студент специальностей «Психология» и «Политология» гуманитарного факультета ТулГУ. Исследование проведено с использованием следующих методик.

1. Методика «Пословицы» С.М. Петровой [10], изучающая особенности ценностных отношений к жизни, к другим людям и к самим себе. Паремии оценивались по пятибалльной шкале, исходя из степени согласия с ее содержанием. Полученные данные показывают значимость: духовного отношения к жизни, материальных благ, восприятие жизни как сложной или простой (трудной или счастливой), оптимистическое отношение к жизни, решительное отношение к жизни, ценность самоопределения, стремление к достижениям, отношение к людям (общее положительное, эгоистическое, альтруистическое), ценность коллективизма, значимость дружбы, учения, труда, соблюдения законов.

2. В основу авторского опросника, условно названного «Вероятные события будущего», легли принципы психобиографического метода (Н.А. Логинова, А.А. Кроник, Е.И. Головаха, Л.Ф. Бурлачук и др.), а также метод, предложенный М.А. Котиком для оценки волнующих событий [1]. Как утверждает М.А.Котик, «понятие значимости непосредственно примыкает к известной «теории поля» Курта Левина, согласно которой харак-

теристику значимости (С) для субъекта данного события можно представить как некоторую функцию (1) притягательности (или отвержения) события, т. е. его валентности (V) и - его ожиданий возможности реализации этого события, т. е. его инструментальности (Р): C = f (V, P)» [1]. Таким образом, испытуемым предлагалось оценить события с точки зрения степени их вероятности появления в будущем, их желательности для субъекта и того удовлетворения (материального, физического или духовного), которое они в себе несут.

В качестве таких событий предлагались: брак, рождение ребенка, изменения в карьере, появление нового друга, путешествие, денежный достаток, учеба, популярность, мистическое прозрение, приобретение новых знаний, взаимоотношения с законом, переезд, появление новой любовной связи, преодоление препятствий, изменения во внешности, обретение независимости, удача, обретение веры, достижение совершенства, ученая степень, руководящая должность, известность, смена деятельности, выигрыш, расширение семьи, свершение открытия, расширение круга общения, тяжелая болезнь. Степень вероятности и желательность говорит о готовности испытуемых к встрече с данным событием, о прогнозировании его появления в своей жизни, о выстраивании ее сообразно со своими ожиданиями. Рефлексия типа удовлетворения в связи с возникновением события дает возможность понять те смыслы, которые личность ищет в происходящем с ней.

3. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей направлена на выявление иерархии потребностей и изучение степени удовлетворенности основных групп потребностей (по классификации А. Маслоу) [4]. Исследуются следующие потребности: в признании и уважении, в теплых отношениях с людьми, обеспечении собственного будущего, возможности зарабатывать на жизнь, иметь хороших собеседников, упрочнении своего положения, в развитии своих сил и способностей, материальном комфорте, повышении уровня мастерства и компетентности, в возможности избегать неприятностей, в стремлении к новому и неизведанному, обеспечении себе положения, при котором можно иметь влияние, покупать хорошие вещи, заниматься делом требующим полной отдачи, быть понятым другими.

Они объединяются в пять групп: 1) материальные потребности, 2) потребности в безопасности, 3) межличностные потребности, 4) потребности в признании, 4) потребности в самовыражении. Таким образом, исследуются наиболее выраженные потребности испытуемых молодого возраста, которые определяют жизненную стратегию и некоторые образцы для идентификации.

Обсуждение результатов

1. По методике «Пословицы» были получены следующие результаты (40 - 60 % - низкий показатель, 60 - 70 % - средний, 70 - 100 % - высокий показатель).

Отношение к жизни. Наиболее ценностными для современной молодежи являются решительное отношение к жизни (88 %), отношение к жизни как к трудной и сложной (81 %), оптимистичное отношение к жизни (78 %). Наблюдается приоритет духовности (59 %) в противовес бездуховности (52 %). Признается ценность материальных благ, хотя данный параметр не занимает лидирующего положения (68 %). Необходимо также отметить тенденцию ценностного отношения к учению и труду. Так, студенты низко оценили показатели незначимости учения (50 %), труда (55 %). Особо хочется обратить внимание на показатели отношения к закону. Наблюдается тенденция скорее к несоблюдению законов (73 %), что любопытно было бы проверить на большей выборке испытуемых.

Отношение к себе. Значимым ориентиром для современной молодежи можно считать направленность на самоопределение в жизни (75 %), в то время как показатель отсутствия самоопределения достаточно низок (57 %). Стремление к достижению оценивается испытуемыми как более ценностное (71 %), нежели отсутствие такового (60 %).

Отношение к людям. Наименьшее количество выборов получила шкала «эгоизм» (40 %). Для молодежи более желательно выстраивать отношения с другими людьми с позиции эгоцентризма (75 %). Кроме того, большинство стараются руководствоваться общим позитивным отношением к окружающим (73 %), нежели исходить из посылок о негативной сущности людей (67 %). Можно отметить достаточно высокую ценность дружбы (74 %), хотя при этом испытуемые проявили небольшую склонность скорее к индивидуализму (60 %), нежели к коллективизму (57 %). Данные по шкале альтруизма - паритета в отношениях с людьми выглядят следующим образом: равенство в отношениях более желательно (85 %), по сравнению с готовностью поступаться своими интересами (69 %).

2. Данные, полученные с помощью опросника «Вероятные события будущего» (0 - 60 % - низкий показатель, 60 - 70 % - средний, 70 - 100 % -высокий показатель).

Вероятность возникновения события. Наибольшую вероятность возникновения в будущем опрошенных нами молодых людей получили такие события, как: изменения в карьере (90 %), получение новых знаний (89 %), обретение независимости (89 %), расширение круга общения (89 %). Вторыми по вероятности возникновения в жизни можно назвать: появление нового друга (85 %), удачу (85 %), преодоление препятствий (84 %), переезд (83 %). Одинаковое количество баллов набрали такие события, как брак (80 %), рождение ребенка (80 %), путешествие (80 %). Наименее вероятными по мнению наших испытуемых являются следую-

щие события: отношения с законом (44 %), мистическое прозрение (44 %), тяжелая болезнь (45 %), ученая степень (48 %).

Желательность возникновения события. В первую очередь нужно отметить события, желательность возникновения которых выразили все испытуемые: новые знания (100 %), путешествие (100 %), денежный достаток (100 %). Такое же единодушие во мнениях, только с обратным знаком, получила тяжелая болезнь (0 %). К наиболее желательным событиям, помимо вышеназванных, можно отнести: расширение круга общения (97 %), обретение независимости (97 %), изменения в карьере (97 %), далее руководящая должность (94 %), удача (94 %), новый друг (94 %). К наименее желательным событиям относят тяжелую болезнь (0 %), отношения с законом (3 %), мистическое прозрение (45 %), ученую степень (52 %).

Удовлетворенность от возникновения события. Испытуемые должны были оценить какого рода удовлетворение (физическое, материальное или духовное) они получат в результате возникновения события. Мы не ограничивали их в количестве выборов, полагая, что одно и то же событие может нести в себе удовлетворение разных потребностей. По результатам опроса, испытуемые в большей степени ждут духовного удовлетворения (71 %), затем материального (38 %), и в меньшей степени физического (25 %).

3. Коротко остановимся на результатах методики диагностики степени удовлетворенности основных потребностей (0 - 40 % - низкий показатель, 40 - 60 % - средний, 60 - 100 % - высокий показатель).

Можно выстроить иерархию наиболее значимых потребностей для нашей группы испытуемых: 1) повышение уровня мастерства и компетентности (6 5 %), 2) обеспечить себе будущее (6 3 %), 3 ) материальный комфорт (62 %), 4) развивать свои силы и способности (60 %), 5) быть понятым другими (56 %). Наименее значимыми можно считать потребности в избегании неприятностей (21 %), необходимость в хорошем собеседнике (35 %), в желании заниматься делом, требующим полной отдачи (36 %). Говоря о группах потребностей (по А. Маслоу), результаты выглядят следующим образом. Наиболее значимыми и наименее удовлетворенными являются потребности в признании (53 %). Затем потребности в самовыражении (49,3 %). Близкими по значению и уровню удовлетворенности являются межличностные потребности (48,6 %) и материальные потребности (48 %). Наименее значимой и наиболее удовлетворенной группой потребностей в нашей выборке стала потребность в безопасности (43 %).

Полученные нами данные попробуем проанализировать с точки зрения образцов, стратегий самопостроения, которые могут считаться ведущими в молодости. Выше мы указывали на то, что социум транслирует разного рода модели и образцы, дает им оценки, показывая их достоинства и недостатки. Вполне вероятно предположить, что некоторые из них будут

более распространены в определенном возрасте, в нашем случае в молодости, другие будут лишь признаваться.

1. Большая часть опрошенных воспринимает жизнь как трудную, полную неожиданностей и возможностей (81 %). Жизнь, где нужно действовать решительно, смело (88 %), и смотреть на все препятствия оптимистично (78 %). Вероятность возникновения препятствий на жизненном пути достаточно высока (84 %), хотя их желательность отмечают чуть больше половины испытуемых (77 %). Если обратить внимание на потребност-ную сферу, то мы видим, что потребность избегать неприятностей наименее значима (21 %) и в целом потребности в безопасности наиболее удовлетворены и наименее актуальны (43 %).

Действительно, молодой человек рассуждает с позиции длительной перспективы жизни, большого запаса жизни впереди. Мы предложили нашим испытуемым оценить в процентах сколько из отпущенного им уже произошло, дать субъективную рефлексию «количества прожитости событий». Средний показатель по выборке - 25 %. Получается, что впереди опрошенные ждут еще три раза по столько же, а сейчас находятся в начале пути. Это позволяет пробовать, рисковать, пытаться. Этим же часто объясняется довольно типичная модель «черновика жизни», который «пишется» в молодости, а потом начнется настоящая, истинная, «чистовая» жизнь. Полученные нами данные свидетельствуют о большом жизненном потенциале, большом запасе энергии, который молодость готова использовать для жизненных достижений, для преодолений и свершений.

Таким образом, можно говорить о том, что довольно популярен образец преодоления, готовности бороться и достигать, открыто смотреть в глаза опасности и не пасовать перед неприятностями. Все эти характеристики воплощаются в архетипе героя, основного персонажа русского фольклора, сказок и литературных произведений [3, 8]. Поэтому мы обозначим данный сценарий самопостроения как «путь героя» и еще раз укажем на его актуальность для молодых людей.

2. Наблюдается сильная тенденция к самоактуализации, обретения внутреннего единства и согласованности. Опрошенные нами молодые люди достаточно высоко оценили необходимость самоопределения в жизни (75 %). Высока вероятность обретения независимости (89 %), в качестве возможного события рассматривается достижение совершенства (67 %).

Практически полное единодушие вызывает желание обретения независимости (97 %), что, скорее всего, объясняется именно возрастом. Это некое пограничное состояние, противоречивое по своей сути, поскольку чувство взрослости уже появилось, а независимости еще нет. Студенчество является той порой, когда молодые люди еще не могут похвастаться ни материальной, ни жилищной, ни личностной автономией. Родительские установки и поведение часто носят опекающий и ограничивающий характер, что противоречит внутреннему ощущению молодости.

Высок процент желания достижения совершенства (90 %). Здесь проявляется некое Идеальное-Я, приближение к которому лелеет большинство индивидов. Некоторые готовы достигать своего идеала всю жизнь, другие, потерпев ряд неудач или разочаровавшись в жизни и себе, оставляют попытки. Вероятно, для молодости более типичен первый вариант. Хотя необходимо отметить, что нашу выборку составляли гуманитарии, студенты специальностей психология и политология, чем может объясняться полученный результат.

Анализируя потребностную сферу, мы видим значимость потребностей в самоактуализации, самовыражении (49,3 %). Данная группа стоит на втором месте по важности. Опрошенные молодые люди испытывают потребность в развитии своих сил и способностей (60 %), что соответствует четвертому месту в представленной иерархии, но при этом потребность заниматься делом, требующим полной отдачи не так уж высока (36 %). Вероятно, достижение внутреннего совершенства и самовыражение молодежь видит в чем-то другом.

Таким образом, можно подчеркнуть ценность для современной молодежи самосовершенствования, самовыражения, обретения идентичности, раскрытия своего внутреннего «Я», достижения «Эго-идеала», что мы условно обозначим как «путь личности».

3. Сфера учения и учебы одна из самых актуальных для людей молодого возраста. На данный момент это то, что определяет их жизнь, область интересов, задачи, требующие решения. Неудивительно, что мы получили данные о высокой значимости учения (незначимость - 50 %, в то время как значимость учения - 70 %). Высока вероятность приобретения новых знаний (89 %) и абсолютная их желательность (100 %). При этом вероятность новой учебы (как деятельности получения образования) невысока (77 %) по сравнению с другими показателями, хотя она достаточно желанна (81 %). Получение же ученой степени не рассматривается как возможное событие будущей жизни (48 %) и не вызывает особого желания (52 %), хотя это вариант совершенствования и достижения высокого уровня мастерства и компетентности, потребность в чем самая высокая и актуальная в выборке (65 %).

Можно предположить, что «новые знания» в сознании молодых людей не ограничиваются рамками учебы или учения, а выходят за пределы ее: в жизнь, в интересующие области, в сферу опыта и житейских знаний. Вероятно, такая тенденция говорит о значимости когнитивного развития как такового, расширении кругозора, совершенствовании эрудиции, лучшего понимания жизненных закономерностей и т. п. Мы назовем этот образец как «путь ученика», которому интересно все новое.

4. Проблемы выстраивание отношений с другими людьми весьма актуальны в молодости. Молодость психологически нуждается в другом человеке, в социальной взаимности. Важными являются проблемы группо-

вой принадлежности, товарищества, дружбы. Многие заявляют о желании «уметь общаться», легко устанавливать контакты и заводить связи. Испытуемые прогнозируют появление нового друга с высокой вероятностью (85 %) и желательностью (94 %). Еще более высока вероятность расширения круга общения (89 %) и желательность этого (97 %).

Одновременно с этим можно говорить о достаточно сильной выраженности межличностных потребностей (48,6 %). Особенно это проявляется в желании быть понятым другими (5 6%), в потребности в теплых взаимоотношениях (55 %). Хотя потребность в хорошем собеседнике выражена менее сильно (45 %), что может объясняться наличием субъектов, удовлетворяющих ее на данный момент.

Таким образом, можно говорить о нацеленности испытуемых на новые контакты, об открытости новым дружеским связям, что по нашей типологии соответствует «пути друга». Подтверждают наши положения данные по шкале альтруизма - паритета по отношению к людям. Так, на предпочтение паритетного отношения, на ценность равенства в контактах указывает высокий процент выборов (85 %). Именно в молодости человек готов к переживанию братской любви, предполагающей уважение, знание другого человека, ответственность и заботу, желание помочь.

5. Достаточно интересно выглядит отношение к семье, рождению ребенка по ответам наших испытуемых. Так, оба этих события оцениваются с одинаковой вероятностью возникновения (80 %) и с одинаковой желательностью (81 %), что значительно ниже показателей других шкал. Здесь стоит сказать о гендерных особенностях: мужчины выказали четкое нежелание брака и рождения ребенка, но все же указали низкую вероятность возникновения данных событий. Во многом это признание невозможности контролировать и управлять своей жизнью. Относительно невысокая вероятность расширения семьи, т. е. появления новых ее членов (74 %) и желательность (77 %).

Следовательно, мы можем говорить о том, что «путь семьянина» видится молодежи менее привлекательным и менее значимым по сравнению с уже описанными нами (путь героя, ученика, личности, друга). Хотя с точки зрения возрастной психологии именно в молодости решаются задачи создания собственной семьи, сепарации от родителей, освоение ролей мужа/жены и родителя. Именно на данном этапе сформировавшейся идентичности молодого человека уже не угрожает диффузия в результате слияния с другим. В молодости он готов и хочет быть с другим, слиться с ним, соединиться в целое Полученные результаты мы склонны объяснять общеевропейской тенденцией поздних браков и позднего рождения детей, о чем свидетельствуют данные семейной психологии.

6. Рассмотрим данные, касающиеся материального аспекта. Испытуемые не проявили однозначного отношения к материальным благам, между признанием их важности (68 %) и неважности (53 %) расхождение

незначительно. Но желание денежного достатка высказали все опрошенные (100 %), со средним уровнем вероятности (75 %). Данное расхождение, на наш взгляд, определяется рефлексией прошлого опыта и своих возможностей и коррелирует с оптимистическим отношением к жизни (78 %), где возможна удача или счастливый случай (85 %). Материальные потребности достаточно значимы (49 %): потребность в материальном комфорте (63 %), занимает третье место в нашей иерархии, в то время как другие материальные потребности не превышают среднего уровня.

Таким образом, «путь богача», основывающийся на значимости материального достатка и комфорта, связанный со стремлением их достижения, признается молодыми людьми как желаемый, но при этом не является актуальным, главенствующим. Можно отметить желание материальных благ без готовности подкреплять его действиями, во всяком случае, собственными.

7. Рассмотрим теперь отношение наших испытуемых к духовности, вере, религии. Данные свидетельствуют о том, что скорее есть тенденция избегать бездуховного отношения (52 %), чем выраженное стремление к духовности (59 %). Вероятность некоего мистического прозрения невысока (41 %), его желательность тоже (45 %). Похожие данные мы получили по отношению к обретению веры (60 и 68 % соответственно). Можно говорить о том, что данная сфера носит ценностный характер и испытуемые ждут от происходящего с ними в большей степени духовного удовлетворения (71 %), но собственное поведение и жизнь не организуется с целью достижения духовности. «Путь праведника» вероятно не свойственен современным молодым людям, хотя при этом бездуховное отношение к жизни не приемлется.

8. В отношении деятельности, работы, карьеры можно говорить о следующем. Данные о значимости труда (65 %) для испытуемых или его не значимости (55 %) имеют незначительное отличие, хотя карьерные изменения прогнозируемы большинством, видятся как возможные (90 %) и максимально желательны (97 %). При этом такое событие как возможное открытие чего-либо видится маловероятным (54 %) и средне желательным (71 %). Потребность в самовыражении при этом достаточно высока (49,

3 %). Мы предполагаем, что «путь профессионала» актуален для опрошенных нами молодых людей, но на данный момент смыкается с ученичеством. В настоящее время стратегия их поведения скорее брать (знания, умения, навыки, опыт и пр.), нежели продуцировать, создавать, отдавать.

9. Самая значимая группа потребностей в выборке это потребность в признании (53 %). Это говорит о важности таких сфер, как власть, слава, популярность, влияние и пр. Данную стратегию обозначим как «путь влиятельного». Опрошенные проявили большую склонность к индивидуализму (60 %), нежели к коллективизму (57 %). Хотя традиционно русский этнос характеризуется как культура коллективистическая (Г. Триандис,

Б.С. Братусь и др.), в настоящее время можно предполагать сдвиг в сторону индивидуализма, что ведет к преобладанию мотивации к достижениям (71 %) над мотивацией принадлежности к группе.

Вероятность получения руководящей должности средняя (71 %), в то время как желание занять руководящий пост выразили подавляющее большинство (94 %). Вероятность стать известным мала (54 %), да и желание ее на среднем уровне (74 %). Примерно такие же данные касаются популярности (58 и 65 % соответственно). Это позволяет нам утверждать, что данный вариант самопостроения и построения жизненного пути не является ведущим в молодости.

10. Достаточно оптимистичное отношение к жизни (78 %), а точнее избегание пессимистичного (45 %), высокая надежда на удачу (85 %) и почти единодушная ее желательность (94 %), позволяют нам охарактеризовать «путь счастливчика». При такой модели существует ориентация на удачу, традиционные для русских «авось, небось и как-нибудь», надежда на счастливое стечение обстоятельств. Так, испытуемые невысоко оценили вероятность выигрыша (53 %), но желание возникновения данного события в жизни высказали большинство (90 %). Мы не можем утверждать, что данная стратегия популярна у современных молодых людей. Скорее мы можем говорить о том, что, как и для большинства русских, она находится в сфере мечтаний. В глубине души русские надеются на чудо.

11. Опрошенные нами молодые люди высказали единодушное желание совершать в будущем путешествия (100 %), хотя некоторые признают отсутствие вероятности возникновения данного события (80 %). Вероятно, желание это стоит рассматривать как вариант получения новых знаний, потребность в чем очень высока (100 %), а собственно «путь странника» как таковой и распространенность данной модели построения жизни в молодости может быть темой дополнительного исследования.

12. Можно также отметить отношение наших испытуемых к болезни. Это событие, которым трудно управлять и достаточно трудно прогнозировать, особенно если специально не заниматься этим вопросом. Но, к сожалению, это неотъемлемый атрибут нашей жизни, по большей части взрослой, зрелой жизни. Было бы разумно предполагать ее появление, что и наблюдается в нашем исследовании на минимальном уровне (45 %).

Эта низкая доля вероятности появления болезни в жизни опрошенных нами молодых людей может объясняться: 1) «верой в справедливой мир»: мир справедлив, поэтому все плохое, что случается с другими, не может приключиться со мной; 2) работой защитных механизмов, таких, как вытеснение и отрицание. Желанность болезни как будущего события сводится к нулю (0 %).

Таким образом, опрошенные нами молодые люди не расценивают болезнь как выгодное событие, и не приемлют для себя «путь немощного». Содержание данного варианта пути раскрывается через понятия страдания,

ожидания помощи от других, ощущения ограниченных возможностей, невысокого уровня притязаний, оправдательной стратегии и пр.

13. Последнее, на чем хотелось бы остановить внимание, это полученные нами данные по шкале отношения с законом. Несмотря на то, что различия в данных не велики (71 % за соблюдение законов и 73 % за их несоблюдение), перевес все же на стороне несоблюдения законов, возможности обойти их. Вообще, для русских понятие «закон» относится к разряду особенных, так же как и понятие «государство», которое собственно эти законы и устанавливает (К. Касьянова, Т.Г. Стефаненко, В.А. Маслова). Вероятность вступления во взаимоотношения с законом для наших испытуемых мала (44 %), желание иметь такие отношения и того ниже (3 %), причем единственный, кто указал на желание данного события - мужчина. Тенденция, которую мы наблюдаем, дает нам возможность говорить о присутствии черт архетипа трикстера, хотя наших данных недостаточно для подведения окончательных выводов. Мы лишь укажем на возможное окрашивание «пути героя» характеристиками, присущими трикстеру, плуту, шуту и обманщику, кто готов использовать самые разные средства, в том числе и противоправные, для достижения своих целей [3, 8]. Условно обозначим данный вариант как «путь трикстера».

Таким образом, можно сделать вывод о существовании нескольких основных вариантов построения своей жизни в молодости. Исходя из полученных нами данных это «путь героя», сложный, трудный, но благородный, который возможно перекликается и носит черты «пути трикстера»; «путь личности», заключающийся в раскрытии своего внутренней сущности; «путь ученика», ищущего новых знаний и открытого для нового опыта; «путь друга», готового для общения и новых контактов. Мы предполагали, что достаточно значимым будет «путь семьянина», поскольку молодость время решения вопросов, связанных с созданием собственной семьи и рождения детей, но в исследовании этого не подтвердилось. Можно говорить о преобладании стремлений самореализации и саморазвития, с отстроченным решением задач образования семьи.

Библиографический список

1. Котик М. А. Новый метод экспериментальной оценки отношения людей к волнующим их событиям // Вопросы психологии. 1994. № 1.

С. 97-111.

2 . Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: учеб. пособие. Алматы: Казак университет^ 2001. 172 с.

3. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. 167 с.

4. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. 672 с.

5. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие. Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1990. 256 с.

6. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001. 455 с.

7. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд., допол. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.

8. Юнг К. Г. Дух и жизнь: сборник. М.: Практика, 1996. 560 с.

9. http://psychology-book.ru/podxody-k-probleme-zhiznennogo-puti/

10. http://www.psylist.net/praktikum/00177.htm

A.N. Shulepova

The variants of life-line in youth

Variants of construction of own life in a youth are considered. Following types are described: a way of the hero, a way of the person, a way of the pupil, a way of the friend, a way of the family man, a way of the rich man, a way of the righteous person, a way of the professional, a way of influential, a way of the lucky beggar, a way of ailing, a way of the wanderer, a way of trikster.

Получено 20.10.2009 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.