Научная статья на тему 'Варианты стратегий карьеры у разных народов и в разные эпохи'

Варианты стратегий карьеры у разных народов и в разные эпохи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
176
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / УСПЕХ / КАРЬЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ДЕНЬГИ / РЕЛИГИЯ / ФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ИДЕОЛОГИЯ / КОРПОРАТИВНЫЙ ДУХ / БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / CAREER / SUCCESS / CAREER STRATEGIES / PROFESSIONALISM / MONEY / RELIGION / PHILOSOPHICAL PRINCIPLES / IDEOLOGY / CORPORATE SPIRIT / BUSINESS / SOCIAL STATUS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корниенко Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются варианты карьерных стратегий у разных народов в различные исторические эпохи. Многообразие подходов к управлению карьерой автор связывает с особенностями культурного, социально-политического, научно-технического развития стран, а также с психологическими, морально-этическими нормами и стилями поведения людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Корниенко Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIATIONS OF CAREER STRATEGIES IN DIFFERENT NATIONS AND DIFFERENT ERAS

The focus of the work the author pays special option career strategies among different peoples and at different times, so as in different countries of the management careers are differently, this depends on the peculiarities of the historical, socio-political, scientific-technical development of these countries, as well as psychological, moral and ethical norms and behaviour of the people.

Текст научной работы на тему «Варианты стратегий карьеры у разных народов и в разные эпохи»

Социально-политические трансформации, происходящие в российском обществе на протяжении последних десятилетий, обусловили необходимость изучения явлений и процессов, ранее не свойственных отечественной культуре. Знаковым для современных реалий является понятие успешной карьеры», наполненное новыми смыслами: либерально-демократической идеологией и рыночной экономикой, ориентирующими на достижение высокого социального статуса и обретение материального благополучия.

Сегодня успешная карьера выступает важным показателем развития человека в системе социальной структуры, существенным фактором и условием улучшения социально-психологического климата, повышения производительности труда в организации ее конкурентоспособности.

Изучение зарубежного опыта в России является весьма актуальным, т. к. для перспективного развития карьеры целесообразно изучение зарубежного опыта, программа которого работает уже много лет [4]. При этом существует множество подходов к управлению карьерой, эта задача решается исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития разных стран, что обусловливает актуальность данной статьи.

В период перестройки Российского государства слово «карьера» в общественном сознании постепенно стало приобретать устойчивые позиции. Считалось, что для достижения успеха в современном мире капитализма, карьеру надо строить с упором на достижения экономической культуры Запада.

Карьера - понятие западное, но явление, за ним стоящее, универсально. Люди различных культурных ценностей используют в своей жизни понятия успеха и карьеры. Представление о внешнем и внутреннем успехе, т. е. осознание того, что человеку необходимы личностный рост и подтверждение своей значимости в глазах общества через занимаемое в нем место, появилось давно. Вопрос об успехе - это своего рода вопрос о возможности счастья и самореализации среди людей.

Что касается конкретных вариантов стратегий карьеры, то их следует рассматривать начиная с Древней Греции. Культура древних греков была в большой степени публичной, публичный успех, особенно победа в споре для них является синонимом успеха. Успех - единственный доступный вид счастья. Добиться успеха можно только управляя мнением аудитории. Таким образом, построение карьеры должно носить общественный, точнее политический, характер. Первая стратегия карьеростроительства на Западе относится к области политологии, а первым методом достижения успеха была риторика [3].

При софистическом представлении о карьере человек неизбежно становится циничным и рассматривает других как ступень для личного роста. Однако эта стратегия оправдывает себя только на первых порах, поскольку такой подход к карьере налагает ограничения на перспективы роста человека. «Победив» на собеседовании и оттеснив с намеченной должности конкурентов благодаря хватке и обаянию, в дальнейшем человек должен на деле доказывать свое соответствие ей в среде коллег и сотрудников. Другое ограничение софистического видения карьеры находится в области человеческих контактов: с этой точки зрения в партнерах можно не увидеть потенциал, который непосредственно сейчас не задействован. Существует и проблема, связанная с мотивацией: достигнув одного уровня успеха (материального), человек не стремится попасть на следующий (духовный) в силу отсутствия внутренней иерархии ценностей и целей.

В дальнейшем западная христиански ориентированная цивилизация подвергла критике софистический подход, выведя на первый план идею самовозрастания человека. Деятельность стали понимать как путь к одухотворению природы, в том числе и собственной. Сутью человека стали считать то, что получается в результате его жизни. Профессия, класс оценивались с точки зрения перспектив, а не сами по себе. Догматизм свойствен любому религиозному мышлению, и средневековое отношение к собственным возможностям как к тому, что должно быть санкционировано, закрыло людям целый ряд возможностей для развития. В итоге только принадлежность к цеху, гильдии или ордену гарантировала в то время карьерный рост. Переход из одной группы в другую, перемена области деятельности и свобода в выборе профессии стали открытием западной культуры эпохи либерализации ХУП-ХТХ вв. Однако религиозная революция,

приведшая к появлению протестантизма и его особо строгого направления - кальвинизма, парадоксальным образом отняла многие имевшиеся до этого возможности и свободы людей. Идеология протестантизма обозначила возможные перспективы человека как нечто строго регламентированное свыше и сочла греховным легкое отношение к труду и игровую стратегию жизни и карьеры, как показано в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

Протестантский культ успеха имеет своим источником мечту о богоизбранности - так акцентируется значимость религиозности, которая в дальнейшем утрачивается. Этот взгляд на вещи создает предпосылки возникновения капитализма, т. е. системы, в рамках которой труд является ресурсом, а деньги - главным показателем счастья. Современное представление о карьере как «о продвижении по ступенькам общественного одобрения» принадлежит именно капиталистической системе ценностей. Успешная карьера сводится к достижению необходимого для получения дивидендов статуса - работать много, чтобы с какого-то момента не работать вообще. Но при таком отношении к собственному потенциалу человек рискует оказаться в состоянии конфликта средств и целей.

Как правило, сделав карьеру, российский специалист задает себе вопрос: для чего все это? Ответ на вопрос о смысле жизни часто ищут на Востоке. Он многолик, имеет особые системы ценностей и стратегии карьеростроительства. Китайцы, корейцы и японцы - это самые дисциплинированные работники в мире, отличающиеся темпами личного роста, врожденной приверженностью корпоративному духу.

Капиталистическое понятие карьеры органично существует в восточном мире благодаря его традиционным ценностям и философским принципам. На Востоке имеется многообразие концепций, способных стать фундаментом для успешной карьеры, - конфуцианский принцип «сяо» (почитания старших), японский принцип преданности Дому (клану и семейному делу), даосский идеал недеяния или индийская идея Закона-Дхармы [2].

Китаю присущи традиционализм, идеализация прошлого, прагматизм мышления, четкая ориентация на полезность и применимость изобретений в практической жизни, деспотическая структура власти. Это общество, разделенное на тонкий слой элитного чиновничества и огромную массу необразованного большинства. Китайцы всегда обращены к проблемам реального мира, и им свойственно нерелигиозное отношение к счастью и успеху: их можно добиться только на Земле и при жизни.

Конфуцианская нравственность не мешает политическому успеху, а является его необходимым основанием. Поэтому, например, организованные в соответствии с принципом «Долг превыше всего» японские мегакорпорации завоевали мировой рынок, а в основе прославленной дисциплины корейских работников лежит культ ритуала. Принципы конфуцианства - ритуал, долг, доверие -сегодня успешно применяются в Азии. Древние ценности способствуют движению вперед, к лучшему будущему, поскольку их цель - всеобщее процветание, сильное государство и богатое общество. Конфуцианство предполагает и одобряет успех, достигнутый только социально оправданными способами, не противопоставляя ему личные достижения или общее благо. В частности, принцип «сяо» подразумевает почитание старших: сын должен почитать отца, младший брат - действовать в интересах старшего брата, подданный - быть беззаветно предан государю. Все ступени общественной лестницы ритуально обозначены, общение наполнено церемониями и правилами. Переход на следующую ступень гарантированно обеспечивает больше уважения и внимания со стороны нижестоящих.

Благодаря принципу «сяо» восточные работники крайне редко участвуют в интригах против руководства, и все конфликты происходят среди работников одного уровня. Конфуцианская мораль учит, что только нравственность ведет к успеху, который будет принят обществом без раздражения. Отсюда этический идеал конфуцианцев - это добродетельный человек, образованный, бескорыстный и всегда следующий долгу. Образование и власть связаны в таком мировоззрении неразрывно, поэтому в древности китайские чиновники для получения должности сдавали экзамены по стихосложению и музыке. Конфуцианцы считают, что тот, кто способен связать слова в красивое

упорядоченное целое, может управлять другими, а знаток истории в управлении избежит ошибок предшественников.

Совсем иной вариант карьерной стратегии встречается в другой очень древней и традиционной восточной цивилизации - Индии. Довольно часто с этой страной у европейцев ассоциируются мистицизм и философские спекуляции. Все подчинено законам причины и следствия, а потому надо стремиться не совершать дурных поступков, т. е. соблюдать закон Кармы - воздаяния за поступки как здесь, так и в следующих воплощениях. Мир - результат первоначального жертвоприношения, поэтому человек должен уметь жертвовать сиюминутным успехом ради вечности, а самоограничение есть путь к свободе. От того, как человек проходит этапы своего жизненного пути, зависит его следующее рождение и место в иерархии живых существ, тем самым успех - это воздаяние за следование судьбе. Три пути ведут к совершенству - путь мысли, путь любви и самый распространенный - путь действия. Европейцы всегда восхищались столь высокой духовностью, но чувство культурного превосходства, лежавшее в основании колониальной идеологии, заставляло их видеть в Индии отсталое традиционное мировоззрение, лишенное понятий о личном росте и общественном развитии. Если для западного, в том числе и для русского, человека ключ к успеху -это свобода выбирать цели и средства, то индусы считают иначе. Для них свобода - в возможности осуществлять свой долг, а не выражать волеизъявление и выбирать что-то. Человек, идущий наперекор судьбе, для них просто глупец. Ведь воздаяние, которое для индийского сознания тождественно успеху, возможно только в будущей жизни и имеет духовный, нематериальный характер. Успех измеряется не деньгами. Внешним признаком качественного проживания судьбы можно считать общественное уважение, почет и одобрение. Рождение в нищете - это данность, которую не надо изменять, но и нищий может быть счастлив и успешен - вот такой индийский парадокс. Любое положение дел временно, и в следующем воплощении хороший, «успешный» нищий будет вознагражден, а плохой, не принимающий закон судьбы брамин будет наказан и переродится в плохом теле. В индийской культуре очень силен игровой момент, а само понятие игры - «лилы» освящено религиозной традицией. Счастливый успешный человек - хороший игрок. Бизнес и карьера - награда за честное участие в игре жизни, они важны, но не самоценны. Высшая цель - религиозна, это все то же воздаяние. Зарабатывая и богатея, человек становится наглядным подтверждением действия закона справедливости Дхармы. Главное при таком отношении к карьерному росту - не нарушить чистоты прохождения жизненного пути, не испортить карму. Карьера по-индийски строится неспешно, без суеты. Суетливый человек путает приоритеты - для него важно внешнее. Так успеха не достичь. Настоящий индийский карьерист скорее упустит возможность сделать карьерный скачок, если это требует суеты. Успешной может быть только поступательная, плавная карьера человека, живущего будущим и реально оценивающего свои возможности [1].

Древнегреческая, средневековая, протестантская и американская, китайская и индийская культура успешно справляются с ролью платформы для эффективной стратегии карьеростроительства. Каждая делает это по-своему, у каждой можно поучиться. Далее следует обратиться к карьерным стратегия таких стран, как США, Германия, Европа, Украина и др.

Карьера в американском обществе тесно связана с личностью индивида, его целями, ценностными ориентациями, накопленным опытом. Но варианты развития карьеры во многом определяются сложившимися организационно-иерархическими формами, морально-этическими нормами, культурными ценностями. Само по себе планирование карьеры не создает новых вакансий и не является гарантией продвижения по службе или получения нового назначения, но способствует индивидуальному развитию и профессиональному росту. Главной задачей планирования карьеры выступает определение перспективной цели, а не ориентация сотрудников на получение следующей, более вероятной должности. Смещение акцентов с формализованного административного подхода к людям на обоснованный подбор, расстановку специалистов всех уровней, их подготовку, непрерывное обучение, т. е. большую ориентацию на человека означает повышение ответственности компании за планирование должностного и профессионального роста сотрудников.

Профессионализм и компетентность играют решающую роль в немецкой культуре, требующей значительной самодисциплины и самоконтроля. Немецкие менеджеры ценят высокую квалификацию работников. Кадровая политика, карьерный рост, повышение квалификации и т. п. - все это базируется на представлениях о том, каким образом формируется успешный менеджер. Немецкий подход состоит в том, что соответствующая техническая подготовка (образование) является важным требованием при приеме на работу. В дальнейшем главным условием продвижения становится производственный стаж. При этом производственная и управленческая карьера увязывается с функциональными обязанностями, и продвижение получается относительно медленным. Немецкие менеджеры придают важное значение детальному описанию трудовых функций и процедур. Относительно высокой является степень формализации в виде инструкций, правил, обязанностей.

Европейский стиль управления карьерой напоминает сочетание элементов американской и японской моделей. На предприятиях Западной Европы с конца 90-х гг. XX в. у молодых специалистов с высоким интеллектуальным потенциалом стала наблюдаться антипатия к классической карьере линейного руководителя, а именно нежелание брать на себя классические функции управленческой ответственности, включая мотивацию персонала, контроль планирования и организацию в системе управления. В результате возникает иллюзия квазииерархических функций проектного менеджмента. Карьера неотделима от расширения области ответственности. Новая должность предполагает решение новых задач. Их называют управленческими решениями.

На Украине и в других странах СНГ многое зависит от предпочтений и стиля руководства каждой конкретной компании, от происхождения и размера фирмы и возраста соискателя. Кто-то, как в советское время, хотел бы всю жизнь проработать на одном и том же месте, а кто-то, следуя западным стандартам, агрессивно движется вверх по карьерной лестнице, меняя место работы каждые 3-4, а то и 2 года.

Западная идея успешной карьеры, осознанная и внутренне принятая русским человеком, может стать его образом жизни. Культура Востока учит органичности и учету духовного контекста при принятии решений. Главное, что объединяет различные подходы, эффективно и гармонично поддерживающие человека в современных условиях, - это сочетание внешних задач карьеры с ее духовной основой, ориентация на работу, отражающую естественный способ жизни конкретного человека. В этом заключается причина усталости от карьеры и невозможности перестать ее создавать. Российские специалисты при построении собственной карьеры могут опираться на протестантскую этику и восточную философию, однако только понимание личной ответственности за свое будущее позволит человеку использовать опасности и перипетии современной жизни как возможность выйти на новый культурный и экономический уровень развития.

Литература

1. Исаева Н. и др. Индийская традиция // Универсалии восточных культур. М., 2001.

2. Шляхов А. Китай и китайцы. Привычки. Загадки. Нюансы. М., 2012.

3. Зайцева О. Философия карьеры // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. careerbook.ru.

4. Мельник-Боткин К. России не надо брать пример с Запада // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.itogi.ru/exclus/2011/29/167407.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.